Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Замок святого ангела: от римской империи до наших дней

История

Мавзолей Адриана начали строить в 135 году по приказу Адриана Публия. Однако до конца строительства император не дожил. Работы были завершены при правлении Антонина Пия. Здание получило квадратное основание (каждая сторона — 84 метра в длину), на котором установили цилиндр (высота — 20 метров, диаметр — 64 метра), а сверху насыпали холм с декоративным садом, увенчав архитектурную композицию позолоченной статуей императора на вершине. Стены были облицованы белым мрамором.

Внутри мавзолея размещали урны императоров Рима. Первым сюда поместили прах самого императора Адриана, а затем его жены и приемного сына.

Впоследствии строение укрепили, превратив его в настоящую крепость и начали использовать в военных и оборонительных целях. К сожалению, уже тогда от былой красоты не осталось и следа. Вдобавок, уже в 410 году нашей эры варварам удалось захватить крепость и полностью ее разорить. Более того, вестготы высыпали прах императора, уничтожили (или украли) урну, разграбили большинство ценностей, уничтожили скульптуры.

Сергей Калашников

Откуда же пошло название — замок Святого Ангела? В 590 году во время чудовищной эпидемии моровой чумы папа Григорий Великий увидел на вершине крепости самого Архангела Михаила с мечом в ножнах. Папа воспринял это в качестве знамения окончания бедствия. А крепость с тех пор стали называть замком Святого Ангела, а на ее вершине установили статую Ангела.

В 14 веке замок Святого Ангела стал полноценной резиденцией римских пап. Тогда же, в Средние века, при папе Николае III замок соединили с Базиликой Святого Петра специальным укрепленным коридором.

Впоследствии, замок переживал осады и сохранял жизни укрывшимся в нем. Так, в 1527 году папа Климент VII сумел спрятаться в замке и пересидеть осаду Карла V (Рим тогда подвергся невиданному со времен нашествия варваров разорению). После осады Климент VII приказал обустроить себе внутри замка апартаменты — тут он чувствовал себя наиболее защищенным.

Есть в истории замка и темные страницы. Ведь он также использовался в качестве тюрьмы (она появилась при Клименте VII). Причем такой, из которой шансов сбежать практически не было. За всю историю это смог сделать лишь один человек — скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Отсюда еще одно наименование — Печальный замок. Кстати, в заточении в замке провел 6 лет легендарный ученый Джордано Бруно.

Сергей Калашников

При папе Александре VI Борджиа замок Святого Ангела преобразился. Особенно внутри — были созданы рисунки на стенах и на потолке. Кроме того, по приказу папы обустроили уютный внутренний дворик, где проходили как театральные постановки, так и казни (за процессом наблюдал сам Борджиа).

Национальным музеем замок стал с 1901 года.

Сегодняшний облик замка мало отличается от того, каким он был в эпоху Ренессанса. С тех пор изменилось немногое — с фасада убрали часы, добавили балкон на тыльной стороне, из-за строительства дороги частично изменилась планировка крепостных стен.

Мавзолей адриана — замок, крепость и тюрьма

Замком святого ангела крепость стала в конце VI столетия, во время эпидемии чумы. Тогдашний отец григорий I, пользовавшийся уважением в народе, устроил крестный ход с молитвой о спасении города, и во время процессии верующих по мосту к крепости произошло чудо: архангел михаил – очевидцы говорили, что это был собственно он – спустился с небес на крышу строения, вложил собственный меч в ножны и исчез. Мероприятие было понято, как завершение «кары божьей» — и на самом деле, чума быстро закончилась, а на месте возникновения архангела установили памятную скульптуру.

Ситуация этой скульптуры тоже довольно интересна: в первую очередь она была древесной, после – мраморной, потом мраморной с бронзовыми крыльями, потом целиком бронзовой, но ее понадобилось переплавить во время войны, чтобы проливать пушки. После снова выполнили мраморную статую с крыльями из бронзы, и только по середине XVIII столетия над замком опять возникла целиком бронзовая скульптура – собственно ее мы видим и сейчас. Первоначальная мраморная скульптура с бронзовыми крыльями, поставленная в пятнадцатом веке, была разбита молнией: есть любопытное мнение, что высшим силам не пришолся по нраву образ ангела – было непонятно, достает михаил собственный меч или влаживает в ножны. Благодаря этому в восемнадцатом веке архитектор изобразил архангела смотрящим на ножны – любому, кто хоть мало-мальски знаком с основами владения мечом, подобная поза сразу понятна.

Разумеется, после того, как была поставлена первоначальная скульптура, крепость уже перестала быть просто оборонительным сооружением, а стала едва ли не храмом – очень много верующих стали идти к бывшей усыпальнице, и это были не только граждане рима, но и паломники из иных мегаполисов. Здание стало изменяться, и многие помещения в нем стали обрабатывать и благоустраивать – и тогда папы и присмотрели его в виде собственной недолгой (не всегда долгосрочной) резиденции. Часто главы католической церкви были вынуждены пережидать в замке осаду: к примеру, во время войны коньякской лиги, когда рим был осажден войском карла V – императора священной империи рима, в бывшем мавзолее адриана укрылся отец климент VII. Замок держали долго, однако рим был все же позаимствован и опустошен, а отец заключён в тюрьму там же, где надеялся отлежаться – за собственное освобождение ему понадобилось оплатить очень большой выкуп.

Нужно заявить, что в данное время замок уже воплотили в тюрьму: казематы устраивали в подвалах паралельно с облагораживанием верхних помещений, и в различные века в данной тюрьме пересидело много людей. Среди них было немало тех, кто известен истории, как великий ученый, дизайнер, поэт или гуманист: к примеру, галилей, джордано бруно; архитектор и инженер фиораванти, в собственное время построивший успенский собор в москве; гуманист и библиотекарь бартоломео сакки, известен, как платина, и еще многие знаменитости. Выйти оттуда было сложно и практически нереально – разве что на тот свет; даже казни устраивали прямо в замке – инквизицию не останавливала святость строения, и тень ангела не спасала обреченных. Некоторым счастливчикам все же получалось выкарабкаться из этой мрачной тюрьмы, и среди них был выдающийся профессионал возрождения бенвенуто челлини: в первую очередь он сумел убежать – больше это не получалось ни одному узнику, — но его быстро поймали, однако после выпустили – помогли влиятельные покровители. Говорят, что от замка к ватикану ведет скрытый ход, которым папы пользовались неоднократно на случай нападения врага или остальной опасности.

Полезная информация

Несколько интересных моментов перед визитом мавзолея:

наиболее благоприятное посещение замка в будние дни, так как в выходные здесь большое количество туристов и очередей;
рекомендуемое время для экскурсии в замке – 2 часа;
в здании легко заблудится, обращайте внимание на таблички и указатели;
на террасе верхнего этажа установлены подробные вывески с планом расположения залов и комнат;
лучше одеть удобную форму и обувь для более комфортного исследования замка.

Вид на замок с моста.

Немного истории

Стены Кастель Сант-Анджело видели многое: кровопролитные войны, смертельные болезни, карательные и торжественные события, судьбоносные встречи и множество влиятельных личностей.

Начало первой постройки относится к 123 году нашей эры по приказу императора Адриана.

Основные этапы существования замка в истории:

  1. Мавзолей Адриана. Огромная башня на берегу Тибра служила монументальной усыпальницей для императорских семей. 
  2. Крепость. В связи с варварскими нашествиями V-VI веков здание укрепили дополнительными стенами и окружили бастионом. Гробница превратилась в настоящую неприступную цитадель города, служившая защитой от нападений.
  3. Чума 590 года. Страшная болезнь скосила большую часть населения Рима. После многочисленных молитв и покаянных шествий, римляне увидели спустившегося на Элеонский мост Святого архангела Михаила, возложившего меч в ножны. Что стало окончанием ужасного мора. Согласно легенде замок и мост приобрели название «Святого Ангела».
  4. Убежище пап Римских. В XIV веке сооружение приобрело статус резиденции понтификов. Папы нашли здесь убежище, а после комнаты замка украсились живописными фресками и предметами декора, превратив крепость в прекрасный дворец.
  5. Тюрьма. Инквизиция Средних веков использовала замок в качестве места заключения обвинённых в ереси и инакомыслии. Здесь узники проживали свои последние дни, ожидая страшной казни.
  6. Музей. В 1871 году начались проводиться реставрационные работы по восстановлению внутреннего убранства здания. Был создан военный музей, который в 1901 году преобразовался в Национальный музей, функционирующий и на сегодняшний день.

Мавзолей Адриана.

Близлежащие достопримечательности

Кастель Сант-Анджело находится в непосредственной близости от многих популярных достопримечательностей Рима:

  • Собор Святого Петра;
  • Музеи Ватикана;
  • Пьяцца Навона;
  • Пантеон.

Пантеон.

График работы

Время посещения музея:

  • со вторника по воскресенье – с 9:00 до 19:30;
  • в понедельник замок закрыт для экскурсий;
  • 1 января, 1 мая и 25 декабря – выходные.

Вид с замка.

Как добраться

В замок Святого Ангела можно добраться следующими способами:

1. Автобусом:

  • № 62, 40, 23, 271, 982, 280 – Остановка «Piazza Piz»;
  • № 34 – остановка «via di Porta Castello»;
  • № 49, 87, 926, 990 – выход на пересечение улиц Piazza Cavour и via Crescenzio;
  • № 46, 64 – остановка Santo Spiritio.

2. На метро (линия A) – остановки: Lepanto либо Ottaviano-San Pietro.

3. На такси – Lungotevere Castello, 50 (Castel Sant’Angelo).

4. Пешим маршрутом.

Расположение на карте

Замок Святого Ангела является одним из культовых мест Вечного города, посещение которого раскрывает множество событий, знакомит с особенностями культуры и временными периодами истории.

 Анатоль Франс

Достопримечательности Рима

В Вечный город каждый год приезжают тысячи туристов, чтобы своими глазами увидеть достопримечательности Италии. Фото с названиями наиболее значимых памятников вы можете посмотреть в путеводителе. Купить его можно прямо в аэропорту.

Согласно древней легенде, название город получил от его основателей — братьев Ромула и Рема, которых нашла и выкормила волчица. Памятник, посвященный этой истории, можно увидеть в Капитолийском музее. Ромул — это первый римский царь. 753 год до н.э. принято считать временем основания Рима. Вечный город стоит на двух берегах реки Тибр.

Многие ознакомительные экскурсии по Риму начинаются со знаменитого Пантеона. Это одно из наиболее сохранившихся зданий древней цивилизации. Храм построен в период с 118 по 125 годы нашей эры как посвящение всем языческим богам. Он возведен во времена правления императора Адриана на месте сгоревшего от пожара собора.

Далекое прошлое

Стены этого замка начали возводить в 135 году по приказу императора Адриана, который планировал использовать его в качестве мавзолея для всей своей семьи. Это первоначальное предназначения этого здания и дало еще одно название, под которым замок известен во всем мире – Печальный замок. Но Адриан так и не успел увидеть окончание строительства, окончанием возведения стен замка занимался уже его приемник. Долгие годы Печальный замок служил усыпальницей для императоров и членов их семей, но позже к нему начали пристраивать крепостные стены и он служил прекрасной защитой для городских жителей в военное время. В те времена Собор Святого Ангела был одним из самых высоких зданий во всем Риме, и поэтому военный дозор мог вовремя заметить неприятеля, который приближался к городу и успеть оповестить об этом всех жителей.

Десять статуй ангелов на мосту

Ангелы созданы под руководством скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Их фигуры и позы описывают Страстей Христовых. Лица ангелов то кажутся умиротворёнными верой в воскресение Спасителя, то удерживающими рыдания из-за сострадания к нему.

Руке Бернини принадлежат два ангела: держащий табличку с надписью Inri и тот, в чьих руках находится терновый венец. Исполнение остальных скульптур художник поручил своим единомышленникам, стилю и мастерству которых он мог полностью довериться. В 1670 году скульптуры, выполненные непосредственно Бернини, по причине их высокой художественной ценности заменили на копии, созданные его учениками. Сейчас подлинники украшают интерьер церкви Сан-Андреа-делле-Фратте, находящейся в нескольких шагах от площади Испании.

Все фигуры ангелов стоят ногами на мраморных облаках, хотя из-за угла зрения и высоких пьедесталов пешеходам они скорее кажутся парящими в небе. Под каждой скульптурой в назидание проходящим мимо высечена надпись на латинском языке.

  • Первый ангел, высеченный скульптором Антонио Раджи, приподнимает колонну, к которой был привязан Христос для бичевания во время допроса у Понтия Пилата. Надпись под статуей гласит: «Престол мой на колонне» (Tronus menus in columna).
  • Второй ангел — произведение Ладзаро Морелли — печально смотрит на кнуты, напоминающих о ранах Спасителя. Надпись гласит: «Я готов к кнуту» (In flagella paratus sum).

Небольшое описание мавзолея Адриана

Строительство было завершено в 139 году. Постройка соответствовала традициям этрусских захоронений. Первым ярусом выступало квадратное основание со стороной 84 метра. На нее было установлено цилиндрическое сооружение с диаметром 64 метра и высотой 20 метров. Сверху был насыпан могильный холм с растениями. Первоначально на верхушке мавзолея была установлена статуя самого Адриана в виде бога Гелиоса, управляющего колесницей. Вход гробницы и погребальную комнату соединяла длинная спиральная лестница. А для подхода к самой постройке через реку прокинут мост, украшенный статуями.

История появления памятника архитектуры в Риме

Перед тем, как гиды рассказывают туристическим группам о строительстве Замка Святого Ангела, они предупреждают, что изначально эта постройка была возведена как усыпальница, и ничего общего со словом «замок» она не имела. Еще в далеком 130 году нашей эры император Адриан, чувствовавший приближение смерти, приказал возвести большой мавзолей, где по его завещанию должны были в каменных гробах покоиться его останки и останки всех членов его семьи.

Вид на замок с моста Элио

Усыпальницу было решено построить не в самом Риме, а на противоположном берегу реки Тибр. Для того чтобы тела умерших и провожающие их родственники не переправлялись через реку на лодках, было сразу решено связать усыпальницу с Марсовым полем при помощи каменного моста, названного Элио. Увы, дожить до конца строительства своего последнего пристанища Адриану не удалось. Он умер в 138 году, а усыпальница, в которой хоронили всех императоров до 217 года, была завершена через год. Завершением работ руководил Антонин Пий, который отдал приказ в 139 году перенести бренные останки Адриана в его мавзолей. Последним императором, который был похоронен в усыпальнице, стал легендарный Семптий Север. После его похорон об усыпальнице забыли, каменные гробницы императоров покрывались пылью в течение 60-ти последующих лет.

Как уже говорилось выше, усыпальница была построена за пределами Рима, поэтому ее стратегическое значение было трудно переоценить. Первым это понял император Аврелиан уже в III веке, который постоянно был вынужден с войсками защищать Рим от набегов варваров и вандалов. Он принял решение возвести вокруг усыпальницы крепостную стену, которая превратила мавзолей Адриана в неприступный бастион. Набеги на Рим участились в 400 – 500хх годах нашей эры

Римляне отважно боролись с неприятелем и укрывались от него за крепостной стеной. На головы захватчиков лилась расплавленная смола, скидывались огромные камни

Если метательного оружия не хватало, смерть завоевателем несли и статуи, покоившихся в усыпальнице императоров.

Вид на замок и Элиев мост с набережной реки Тибр

«Когда же, и в честь чего этот бастион получил название Замок Святого Ангела?», — может задать вопрос гость Рима, любующийся прекрасным сооружением. В 590 году на Рим обрушивались напасти за напастями. Одной из бед была страшная эпидемия «моровой язвы», которую современные ученые назвали бы эпидемией чумы. Справиться с ней в те времена не могли, в городе люди, покрытые язвами, падали замертво прямо на улицах. Казалось, «вечный город» погибнет. Существует древняя легенда, согласно которой папа Григорий Великий вместе с верующими прошел через весь город и молился Богу, чтобы тот остановил эпидемию. Когда папа и толпа народа шли по мосту Элио, на крышу замка и спустился тот самый ангел. Это был архангел Михаил. Прямо на крыше усыпальницы-крепости он вложил перед верующими меч в ножны и исчез. Как можно было истолковать такое чудесное явление? Конечно же, как проявление божьей милости. Удивительно, но, практически сразу же, эпидемия в Риме остановилась.

В честь архангела Михаила выполнили статую, которую установили на месте его явления. Забегая немного вперед, хотелось бы сказать, что затем эта скульптура была перенесена в сад, а вот статуя, которая в наши дни венчает замок, была сделана лишь в 1753 году известным на тот период времени архитектором Пьетро ван Верскаффельтом. Перед ним стоял вопрос, как сделать так, чтобы ангел смотрелся убирающим меч в ножны, а не достающим его. Решение нашлось практически сразу же: ангел, держа за рукоятку меч, смотрит на него, что никогда не сделает воин, достающий меч перед противником. Интересен тот факт, что один скульптор перед ван Верскаффельтом уже делал статую для крыши замка, однако его ангел не смотрел на ножны, а лишь миролюбиво взирал с высоты. Незадолго после водружения первой статуи ее поразила молния, видимо, высшие силы видели не такой статую архангела Михаила.

Посещение замка Святого Ангела

Увы, даже в наше время замку Святого Ангела не уделялось должного внимания. Он довольно сильно пострадал от недостатка финансирования, плохого менеджмента и небрежного ухода. Несмотря на это, он до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Рима. Первое, что вы заметите на первом этаже, это спиралеобразный спуск, доказывающий мастерство древнеримских изобретателей и строителей.

Поднявшись наверх, вы сможете посетить залы замка Святого Ангела, внутри украшенные фресками 17 века: зал Аполлона в честь древнегреческого бога, покровителя искусств; зал Паолина, стены которого расписаны сценами из жизни Александра Великого; зал Персея, посвященный мифам о греческом герое, и зал Амура и Психеи. Также в музее представлена выставка античного оружия, картинная галерея с работами Кривелли, Синьорелли и Досси и коллекция древнего мрамора, керамики и скульптур.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Где увидеть шедевры искусства в Риме бесплатно

Когда-то музейные коллекции были гораздо богаче, но значительная их часть сегодня спрятана в тайных подземельях замка, чтобы освободить место для временных экспозиций.

С террасы на вершине замка открываются прекрасные виды на исторический центр Рима и мост Святого Ангела. Любители оперы наверняка вспомнят эту террасу: с нее сбросилась вниз героиня известной оперы Пуччини «Тоска».

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Старинный мост Святого Ангела

Что посмотреть в замке?

В 1901 году замок приобрел статус музея. На неторопливый обход всех шести уровней нужно выделить примерно 2-2,5 часа. На информационных стендах всё на итальянском и английском языках.

Поднимаясь снизу вверх по лестницам и коридорам, попутно осматривая экспонаты, можно познакомиться с разными историческими периодами существования этого грандиозного сооружения со времен, когда он был мавзолеем, затем оборонительной крепостью, резиденцией Пап и, наконец, тюрьмой.

А в завершение, спуск к выходу из замка проходит через очень атмосферный винтовой коридор.

Лестницы, коридоры, переходы…

Прогуливаясь вдоль древних стен, заглядывая в бойницы, невольно представляешь, как это делали обитатели замка сотни лет назад.

Экспозиции музея

Музейные экспозиции посвящены в основном военной тематике.

В комнатах замка представлены небольшие коллекции средневекового оружия и доспехов.

Папские апартаменты и залы

Любопытно заглянуть в папские апартаменты, чтобы представить, как они жили, молились и проводили свой досуг, подчас далеко за рамками своего благочинного статуса.

Прекрасно сохранились некоторые залы, где протекала светская жизнь, велись приемы, вершились судьбы людей.

Они роскошно украшены росписью, лепниной и фресками XV-XVI вв, к созданию которых приложили руку ученики Рафаэля.

Некоторые произведения довольно откровенны для папских покоев. Но ведь и Папы, как утверждают историки, позволяли себе порой неподобающие вольности.

В зале Правосудия увидите на стене частично сохранившуюся фреску с ангелом. Именно здесь оглашался окончательный приговор заключенным крепости.

Кафе-бар

Наверху находится кафе, где можно перекусить или выпить бокал апероля, любуясь куполами Собора св. Петра. Цены не дороже, чем в других туристических местах Рима.

Отсюда не менее впечатляющие виды на город и парк, чем с верхней смотровой площадки.

Терраса замка

А на открытой террасе верхнего яруса можно не только насладиться невероятными панорамами вечного города, но и рассмотреть поближе скульптуру ангела. Доставайте скорее фотоаппарат.

Если подняться сюда после 16.00, то солнце уже не так бьет в объектив и снимки получатся просто феерические.

Красота, мощь, непохожая на другие памятники архитектура, невероятная история, уходящая к истокам христианства, вряд ли оставят кого-то равнодушным.

Информация для туристов

График работы

Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Часы работы:

  • с понедельника по среду с 9.00 до 19.30
  • с четверга по воскресенье с 9.00 до 24.00

Касса закрывается за час до закрытия музея.

Стоимость билетов

С октября по март бесплатный вход в первое воскресенье месяца.

  • взрослый — 15 €
  • дети до 18 лет – бесплатно

Для владельцев Roma Pass предусмотрена скидка. Для этого нужно предъявить ее на кассе.

Знаменитые узники Замка Святого Ангела

Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были известные личности.

Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, 3 января 1503 года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника.

Бенвенуто Челлини – итальянский художник, скульптор и ювелир, один из участников осады крепости 1527 года. Через несколько лет, сблизившись с верхушкой Ватикана, он получил высокую должность управляющего при монетном дворе папы, однако вскоре был обвинен в воровстве и брошен в застенки крепости. Доскональное знание всей структуры замка Сант Анджело, расположения коридоров и помещений помогло Челлини осуществить побег – единственный за всю историю.

Беатриче Ченчи – молодая девушка, ставшая жертвой гнусных интриг. Обвиненная вместе с мачехой и братом в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего юную Беатриче, она была казнена через отсечение головы в 1599 году. Отказ папы смягчить приговор рассматривался современниками как желание заполучить огромное состояние семейства Ченчи в пользу Святого престола, которое по закону переходило в собственность церкви при отсутствии прямых наследников.

Джордано Бруно – астроном и философ, проведший в заточении долгие шесть лет. Церковь требовала отречься от его метафизических воззрений и исследований в области реальности бытия, однако так и не дождалась покаяния. Святая инквизиция, обвинив Джордано в ереси, приговорила его к сожжению на костре. Знаменитые слова – «Я умираю мучеником добровольно!», сказанные им перед казнью в феврале 1600 года, на все времена засвидетельствовали непреклонность убеждений ученого.

Джузеппе Бальзамо – известный как граф Калиостро. Знаменитый мошенник и авантюрист был арестован в ночь на 27 декабря 1789 года и заключен в замок. Выдвигаемые против него особо тяжкие обвинения – богохульство и масонство, предусматривали Святой инквизицией смертную казнь. Обратившись с покаянием к Папе Пию VI, граф был «помилован» и переведен в крепость Сан Лео, расположенную в тосканской провинции Эмилья-Романия. Там он и провел в заключении остаток своих дней.

Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто, боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, которые требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.

Возможно Вас заинтересует:

Пищевая и энергетическая ценность:

Дворец правосудия

Если немного пройти вдоль набережной Тибра, то можно увидеть Дворец правосудия — помпезное и большое здание, со множеством различных скульптур и украшений. Он был построен в начале XX века и при этом чиновников, руководивших строительством, подозревали в коррупции из-за огромных затрат, вложенных в возведение этого здания. Фасад дворца Правосудия украшают статуи известных римских юристов. Рядом находится небольшой скверик, который спасает туристов от зноя во время летних прогулок.

Рим. Дворец правосудия

Затем мы решили перейти через Тибр и отправится к одной из главных площадей Рима — Пьяцце Навона. Благодаря сосредоточению в этом месте большого скопления церквей, дворцов и фонтанов эта площадь по праву считается одной из красивейших в Риме. В течение нескольких столетий здесь располагался городской рынок. А еще раньше, во времена Римской империи, на этом месте был стадион, который и дал имя этой площади и определил ее форму. Основные здания, украшающие площадь Навона, были построены в XVII веке при папе Иннокентии X. Он повелел построить на этом месте дворец Памфили, в котором в наше время разместилось посольство Бразилии.

Что можно увидеть в замке Святого Ангела

Обязательно посетите замок Святого Ангела – военную крепость и сокровищницу римских пап, чтобы получить представление о том, как и чем жил Рим в Средние века и эпоху Возрождения.

В замке сохранился спиралеобразный пандус (часть оригинального мавзолея), который ведет к залу, где хранились урны с погребальным прахом императоров и членов их семей. Замысел был в том, чтобы посетитель не сразу видел драгоценные урны с прахом правителей, а медленно поднимался к ним. Технически это подъем в гору, но по ощущению – спуск в подземелье, спуск в царство мертвых.

Зал урн в замке Святого Ангела

В открытом внутреннем дворике находится еще одна статуя ангела – изготовленная из мрамора, авторства Рафаэлло да Монтелупо. Ранее она украшала вершину замка и позже была заменена на бронзовую (работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта), которую мы видим сегодня.

Дворик Ангела

В музее замка Святого Ангела представлены коллекции оружия и военного обмундирования 15-20 веков, выставлены статуи, картины и керамика, в основном эпохи Возрождения. 

Самое интересное прячется в комнатах замка (Библиотека, Сокровищница, Зал Колонн и т.д.), которыми пользовались понтифики. Здесь можно полюбоваться картинами эпохи Возрождения и фресками.   

Вид на собор Святого Петра из комнат замка Святого Ангела

Сокровищница замка Святого Ангела

На вершине крепости находится большая панорамная терраса, с которой открывается красивый вид на собор Святого Петра и левый берег Тибра. Также можно вблизи рассмотреть бронзовую статую архангела Михаила, созданную фламандским скульптором Петером Антоном фон Вершаффельтом.

Смотровая площадка замка Святого Ангела

10. Замок Святого Ангела в популярной культуре

Замок Святого Ангела в силу своего узнаваемого образа часто используется в качестве фона для событий в кино, литературе и даже музыкальных произведениях. 

Самые известные упоминания замка Святого Ангела: 

  • место трагического финала оперы «Тоска» Джакомо Пуччини
  • фильм и книга «Ангелы и демоны» Дэна Брауна
  • фильм «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс в главной роли
  • компьютерная игра Assassin’s Creed: Brotherhood, где игрок видит замок таким, каким он был в начале XVI века

Необычная экскурсия в Риме «Вечный город и магия кино» – это возможность исследовать Вечный город с точки зрения любимых фильмов. Вы увидите как раскрученные достопримечательности, служившие декорациями к различным фильмам, так и секретные и малоизвестные места. Побываете в кафе, в котором любил выпить чашечку кофе сам Федерико Феллини. И приоткроте завесу тайны над секретом la dolce vita.  

Также именно у замка Святого Ангела 29 июня, в день апостолов Петра и Павла, святых покровителей Рима, устраивается потрясающее пиротехническое шоу. Не пропустите!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное). Коды ОКП для трубок исполнения I

Краткая история

Построенный по проекту архитектора Деметриана между 130–135 гг. по приказу императора Публия Элия Адриана, мост первоначально носил имя своего создателя — Понте Элио (Mост Элия). Новый мост предназначался для доступа к находившемуся на противоположном от города берегу Тибра мавзолею Адриана (ныне известному как Замок Святого Ангела).

Современное название восходит к легенде, согласно которой в 590 году папе Грегорио Маньо, пересекавшему мост во главе покаянной процессии, явился святой Архангел Михаил, стоящий на вершине мавзолея Адриана. Архангел, вкладывающий свой меч в ножны, ознаменовал конец эпидемии чумы, терзавшей Рим на протяжении долгого времени. С тех пор мост удостоился нового имени вслед за мавзолеем, на котором в память о событии была установлена статуя ангела.

Мост Святого Ангела печально знаменит давкой, случившейся в 1450 году, в которой на нём погибло около 200 паломников, спасавшихся бегством от взбесившихся лошадей. Но на этом грустная слава моста не заканчивается: в XVI веке именно он становится местом проведения смертной казни с последующим экспонированием тел повешенных.

В 1533 году папа Клемент VII приказал установить на мосту статуи святых Петра и Павла, которые сохранились до наших дней. А в 1536 году в честь визита испанского императора Карла V, мост был украшен восемью гипсовыми статуями, изображавшими четырёх евангелистов и четырёх патриархов. Выполненные из хрупкого материала скульптуры довольно скоро превратились в руины.

В 1669 году мост подвергся капитальной реставрации по приказу папы Клемента IX, доверенной знаменитому скульптору Джану Лоренцо Бернини. Во время реставрационных работ каменные балюстрады и железная ограда моста были заменены на новые, а к существовавшим статуям святых апостолов были добавлены десять новых скульптур ангелов — символов страстей Христовых.

В 1892 году сооружение было вновь реконструировано по причине расширения русла Тибра. Сейчас мост опирается на пять цементных аркок и составляет 130 метров в длину и 9 метров в ширину.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации