Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Достопримечательности в музее-заповеднике кузьминки-люблино

Мероприятия

Музей проводит различные концерты — вокальные выступления и фортепианные вечера, тематические музыкально-танцевальные мероприятия. Для посетителей организуются иммерсивные постановки — в них каждый может быть не просто зрителем, но и участником творческого процесса.

В лектории участники могут послушать образовательные лекции об истории и культуре нашей страны. Некоторые мероприятия предусматривают тематические задания для гостей.

Для детей разработаны увлекательные и познавательные игры-путешествия. Они позволяют в интересной для юных посетителей форме узнать об истории усадьбы и жизни ее владельцев.

Для взрослых также проводятся игры-квесты с планшетом, переносящие участников в прошлое и помогающие узнать тайны Люблино.

Для организованных групп предлагаются музейные занятия и мастер-классы (изготовление старинных открыток, роспись тарелок и керамических колокольчиков, создание традиционных кукол и богородских игрушек).

Молодожены могут пройти незабываемую регистрацию брака или организовать выездное торжество в интерьерах старинного дворца.

Михаил Гуревич

Достопримечательности Люблино

Музей «Люблино» находится рядом со станцией метро «Волжская». Чтобы попасть на территорию усадьбы, нужно выйти на Краснодонскую улицу и перейти через автомобильный мост. Направо от моста, вдоль берега большого Люблинского пруда, вьётся живописная дорожка, но по ней мы будем возвращаться, а пока свернём чуть левее и по диагонали выйдем на Летнюю улицу — главную подъездную аллею усадьбы. До наших дней в усадьбе сохранился Господский дом, сильно перестроенное здание театра с флигелями, Конный двор и Оранжерея. Первая постройка, которая встретится на нашем пути, — Оранжерея.

Оранжерея

Здание Оранжереи, возведённое, как и все постройки усадьбы, в начале XIX века в стиле классицизма, представляет собой асимметричную постройку, состоящую из двух частей — одноэтажной и двухэтажной. Двухэтажная часть была утрачена и восстановлена уже в наши дни.

Оранжерея стоит вдоль подъездной аллеи и обращена к ней северным, глухим фасадом. Окна в оранжереях всегда располагались с юга, чтобы растения получали достаточно солнца. Первоначально северная сторона была украшена четырёхколонным портиком, отмечавшим вход в здание. В Оранжерее выращивались померанцевые, лимонные, лавровые деревья, разнообразные экзотические цветы. Современники называли её «совершенным царством Флоры» и находили более роскошной и ухоженной, чем знаменитые оранжереи Кускова. При Н.А. Дурасове в Оранжерее устраивались пышные «зимние обеды».

Оранжерея продолжала функционировать на протяжении всего XIX века. В 1838 году очевидец писал: «Главная оранжерея на 350 шагов в длину. Она разделяется на 10 зал. Целые комнаты увиты виноградом, персиками, гранатами, наполнены множеством редких растений и цветов. Не говоря об обширных грунтовых сараях, упомянем ещё о теплицах, и особенно о новой теплице для ананасов, нагреваемой недавно открытым способом. Это совершенство садового искусства!».

Флигель

Флигель — небольшое двухэтажное здание начала XIX века. Первоначально в нём располагался Пансион для дворянских детей-сирот, основанный Н.А. Дурасовым. Впоследствии Флигель, как и все усадебные постройки, использовался в качестве дачи. Считается, что именно в этом здании летом 1866 года жил Ф.М. Достоевский.

Конный двор

Конный двор включает в себя ряд построек: конюшни, каретный сарай, два флигеля, в которых жили конюхи, и кузницу. Поскольку на Конный двор открывался вид с подъездной аллеи, его постройки, носившие чисто хозяйственный характер, тем не менее имеют гармоничные архитектурные формы, украшены колоннами и пилястрами. К сожалению, в настоящее время Конный двор обнесен унылым современным забором и почти не виден.

Мы возвращаемся на подъездную аллею (Летнюю улицу). Вдоль неё, одно за другим, стоят три здания: Театр, Флигель театральной школы и сама Театральная школа.

Театр

Театр представляет собой трёхэтажное здание, стоящее торцом к аллее. Первоначально оно имело два этажа, третий был надстроен позднее. Крепостной театр Н.А. Дурасова пользовался заслуженной славой. Представления давались дважды в неделю. С упразднением крепостного театра здание использовалось как жильё для дворовых.

Флигель Театральной школы

Небольшое двухэтажное здание, известное как флигель Театральной школы, стоит в глубине двора. Его назначение несколько раз менялось, здание использовалось как жильё для актёров, дом управляющего, конторский флигель. В настоящее время оно значительно перестроено.

Театральная школа

Театральная школа состоит из двух одинаковых одноэтажных флигелей, когда-то украшенных башенками и лепными фризами с изображением танцующих фигур. Первоначально эти флигеля соединялись при помощи открытой галереи. В послереволюционное время галерея была перестроена, и флигеля превратились в единое здание.

Школа была основана Н.А. Дурасовым для обучения крепостных актёров. Преподавали в ней такие известные мастера сцены, как А.Д. Плавильщиков и И.А. Дмитриевский. Обучение велось на очень высоком уровне, впоследствии многие крепостные актёры, окончившие школу, получив вольную, смогли поступить на профессиональную сцену.

Подъездная аллея заканчивается у главного сооружения усадьбы — Господского дома.

Аналогов этому прекрасному образцу московского ампира в русской архитектуре нет, есть прообразы у великого итальянца Палладио — люблинский особняк напоминает знаменитую виллу Ротонду. Дворец Дурасова тоже имеет купол в центре и четыре фасада, но в люблинском варианте архитекторы Р.Р. казаков и И.В. Еготов делают блестящий ход — окружают дом колоннадами, в результате получилось уникальное решение — главный дом представляет собой в плане крест, вписанный в круг.

Легенда о бригадирском ордене

К первоклассным памятникам этого стиля относится и трехъярусный главный дом усадьбы, построенный по уникальному для московской архитектуры плану, – в виде равноконечного креста, наложенного на окружность. Круг складывается из двухрядных колоннад открытых галерей.

Необычный вид дворца породил легенду о том, что владелец пожелал увековечить получение им креста ордена Святой Анны, форму которого повторяет здание. Это объясняет выбор композиции дома. Версия возникла на основе литературных источников уже после смерти Дурасова. Нельзя утверждать, что у него действительно имелась такая награда.

Более вероятной видится отсылка к творчеству выдающегося архитектора Позднего Возрождения Андреа Палладио и самому известному его шедевру – центрической вилле Ротонда близ Виченцы. Палладио сыграл исключительную роль в развитии архитектуры XVII и XVIII веков, вооружив множество последователей заново открытым им знанием принципов построения античного зодчества, которые он описывал в текстах и применял на практике.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Как и все, что связано с Дурасовым, имя архитектора, который возвел для него в семи верстах от города палладианскую виллу с пейзажным парком и прудом, нельзя назвать с уверенностью. Даже дата постройки указывается предположительно в диапазоне между 1801 и 1806 годами.

В мемуарах известного бытописателя XIX века Ивана Снегирева, который бывал в Люблине уже после смерти Дурасова, сказано, что «дом прекрасно выстроен архит. Егоровым». Поскольку найти другие упоминания архитектора с такой фамилией в этот период нельзя, считается, что имелся в виду Иван Еготов (1756–1814) – автор «военной гошпитали» в Лефортове (теперь – Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко) и снесенной в советское время старой Оружейной палаты. Еготов также был одним из множества архитекторов, кто поработал в соседнем имении Голицыных в Кузьминках, причем в обеих усадьбах в отделке зданий использованы одинаковые барельефы.

Согласно другой версии, авторство проекта принадлежит Родиону Казакову (1758–1803), которого многое связывает с Еготовым: оба – ученики Василия Баженова и Матвея Казакова, оба прошли архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения, неоднократно работали вместе, став архитекторами. Кстати, Еготов был женат на сестре Родиона Казакова и вполне мог закончить строительство в Люблине после смерти шурина.

История

Село Люблино на реке Голедянке (Пономарке) известно с середины
XVIII века. Вначале оно принадлежало роду Прозоровских, а в конце
XVIII века перешло к Н. А. Дурасову, выстроившему на берегу
Люблинского пруда существующую усадьбу.

Музей-усадьба Люблино, XVIII — XIX в. Москва — varfolomeev @ Flickr

Архитектором главного дома считается И. В. Еготов; существует
достаточно убедительная версия историка архитектуры М. Ю. Коробко
об авторстве проекта дома Р. Р. Казакова, а лишь его реализации И.
В. Еготовым (именно так они работали в соседней усадьбе Кузьминки).
Дата постройки точно не установлена; дом, вероятно, был закончен к
1801 году, а уже в 1805 использовался как модель для отделки
фасадов в усадьбе Кузьминки. Вероятно, что отделка фасадов
продолжилась до 1810-х годов. Главный дом выстроен в форме креста —
центральный зал-ротонду окружают четыре симметричных зала,
вписанных в круг — открытую колоннаду. По легенде, Дурасов
увековечил в здании полученный им крест Святой Анны 1-й степени.
Ансамбль дурасовских времён, помимо главного дома, включал
сохранившийся театр, дом для актёров и театральную школу, оранжерею
и конный двор.

May 23, 2015 — In Moscow, «Night at the Museum 2». Photo: The building of the Theatre Scho — iSerega @ Flickr

Во второй половине XIX века оранжерея была перестроена под
жильё, а после Политехнической выставки 1872 года в усадьбу
перевезли выставочную деревянную церковь (в 1927 году её перевезли
в село Рыжово Московской области). Парк был уничтожен смерчем 1904
года, и тогдашний хозяин усадьбы, Н. К. Голофтеев, выстроил на
берегу пруда дачи, сдававшиеся в наём (не сохранились).

Национализированная в 1918 усадьба использовалась под школу,
отделение милиции, дом культуры, в годы войны — под жильё. В 1948
году усадьбу передали Гидрофизическому институту АН СССР. В
1952—1957 главный дом был восстановлен по проекту О. М. Сотниковой
и Л. С. Сахаровой, туда и переехал институт (ОКБ Института
океанологии по сей день занимает корпуса к востоку от главного
дома). В 1990-е годы главный дом был передан в частные руки, после
чего потребовалась масштабная реставрация, завершённая в 2005.
Современный музей (часть Московского государственного объединённого
музея-заповедника) базируется в главном доме и открыт ежедневно с
11 до 17 часов. Во дворце регулярно проводятся концерты
классической музыки.

May 23, 2015 — In Moscow, «Night at the Museum 2». Photo: Green Hall at the Nikolay Duraso — iSerega @ Flickr

30 октября 2007 года правительство города утвердили «Концепцию
развития и функционального использования исторической усадьбы
Люблино» (постановление 943-ПП). После вывода из парка
предприятий-арендаторов (среди них частный автосервис, арендующего
бывший конный двор усадьбы, горнолыжный клуб и детская театральная
студия) предполагается создание в усадьбе театральной школы-студии,
включающей дворец Дурасова, здание театра, прилегающую парковую
зону и пруд — так называемый фестивально-парковый комплекс
общемосковского и всероссийского значения под условным названием
«Театроград».

Музей-усадьба Люблино, XVIII — XIX в. Москва — varfolomeev @ Flickr

Экспозиции

Основная экспозиция знакомит посетителей с владельцами усадьбы, укладом их жизни, бытом и увлечениями. Также благодаря экспонатам можно представить собирательный образ жизни людей в первой половине XIX века, узнать о знаменитых представителях той эпохи, важных исторических событиях в жизни страны. Великолепные интерьеры дворца позволяют оценить вкус его владельца и познакомиться с архитектурно-декоративными стилями того времени. В залах размещаются мебель, картины, посуда, одежда, предметы быта и многие другие ценные экспонаты.

Залы музея можно осмотреть самостоятельно или с экскурсоводом, сотрудники разработали несколько программ обзорных и тематических экскурсий.

Не менее интересны и временные выставки, которые организуются музеем. Подробнее о временных выставках можно узнать на официальном сайте.

sergei mat

Люблино в XIX веке

Около 1800 года Люблино было приобретено богатым холостяком Николаем Алексеевичем Дурасовым (—) — знаменитым на всю Москву хлебосолом, выстроившим на берегу Люблинского пруда существующую усадьбу. По характеристике М. А. Дмитриева, он «жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях — огромные ананасы и был до эпохи французов, всё изменившей, необходимым лицом общества при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях».

Люблинский пруд в парке

Главный дом представляет собой одну из бесчисленных вольных интерпретаций виллы Ротонда. Автором проектом считается И. В. Еготов, хотя документов на этот счёт не сохранилось. М. Ю. Коробко высказал гипотезу об авторстве Р. Р. Казакова и о реализации проекта И. В. Еготовым (именно так они работали в соседней усадьбе Кузьминки). Дата постройки точно не установлена; дом, вероятно, был закончен к 1801 году, а уже в использовался как модель для отделки фасадов в усадьбе Кузьминки. Вероятно, что отделка фасадов продолжилась до 1810-х годов. Главный дом выстроен в форме креста — центральный зал-ротонду окружают четыре симметричных зала, вписанных в круг — открытую колоннаду. По легенде, Дурасов увековечил в здании полученный им крест Святой Анны 1-й степени. Ансамбль дурасовских времён, помимо главного дома, включал сохранившийся театр, дом для актёров и театральную школу, оранжерею и конный двор. Плафон и интерьеры усадьбы выполнены Доменико Скотти.

После смерти бездетного владельца (1818) усадьба перешла к его сестре Аграфене, которая жила в подмосковных Горках. В середине XIX века имением владели её дочь Агриппина Михайловна с мужем, генералом Александром Писаревым. Овдовев, Агриппина Михайловна продала Люблино богачу Н. П. Воейкову (1789—1868). Во второй половине XIX века крупнейшая в Москве оранжерея Дурасова была перестроена под жильё, а после Политехнической выставки 1872 года в усадьбу перевезли выставочную деревянную церковь (в 1927 году её перевезли в село Рыжово Московской области). Парк был уничтожен смерчем 1904 года, и тогдашний хозяин усадьбы, Н. К. Голофтеев, выстроил на берегу пруда дачи, сдававшиеся в наём (не сохранились).

В усадьбе Люблино в каменном двухэтажном доме (ныне №8/2 по Летней улице) летом 1866 года жил и работал писатель Ф.М. Достоевский. Здесь он писал пятую главу «Преступления и наказания», план «Игрока». Свои впечатления о люблинском лете Фёдор Михайлович описал в рассказе «Вечный муж».

Новейшая история

Флигель театральной школы

Национализированная в усадьба использовалась под школу, отделение милиции, дом культуры, в годы войны — под жильё. В 1948 году усадьбу передали Институту океанологии АН СССР. В 1952—1957 главный дом был восстановлен по проекту О. М. Сотниковой и Л. С. Сахаровой, туда и переехал институт (ОКБ Института океанологии по сей день занимает корпуса к востоку от главного дома). В 1990-е годы главный дом был передан в частные руки, после чего потребовалась масштабная реставрация, завершённая в 2005 году. Современный музей (часть Московского государственного объединённого музея-заповедника) базируется в главном доме и открыт ежедневно с 11 до 17 часов. Во дворце регулярно проводятся концерты классической музыки.

30 октября 2007 года правительство Москвы утвердило «Концепцию развития и функционального использования исторической усадьбы Люблино». После вывода из парка предприятий-арендаторов (среди них частный автосервис, арендующего бывший конный двор усадьбы, горнолыжный клуб и детская театральная студия) предполагается создание в усадьбе театральной школы-студии, включающей дворец Дурасова, здание театра, прилегающую парковую зону и пруд — так называемый фестивально-парковый комплекс общемосковского и всероссийского значения под условным названием «Театроград».

Что нужно для проведения выездной регистрации брака

Выездная регистрация брака требует тщательной подготовки. Чтобы свадьба прошла «как по маслу», нужно предусмотреть каждый момент: продумать сценарий проведения праздника, выбрать подходящее место для регистрации и банкета, определится с музыкальным сопровождением и решить множество других важных вопросов.

Определяем место и время

В первую очередь жениху и невесте нужно выбрать место, где состоится торжественная регистрация брака, а также определится со временем для проведения праздника.

Если у пары брачующихся есть конкретные пожелания, определиться с выбором места будет гораздо проще. Для тех, кто еще не придумал, где провести этот знаменательный день своей жизни, мы составили список самых популярных и интересных мест для выездной регистрации брака.

Где можно организовать день бракосочетания:

  1. В загородном доме, на террасе или приусадебной территории.
  2. На берегу моря или озера.
  3. В городском парке или на лесной поляне. В летнее время года большие деревья закроют от солнца и создадут приятную прохладу для празднования свадьбы.
  4. На территории ботанического сада. Для проведения праздника понадобится специальное разрешение от администрации охраняемой территории.
  5. Исторические здания – музеи, старинные замки и другие архитектурные объекты. Требуется согласование с руководством выбранного здания.
  6. На корабле, яхте или теплоходе.
  7. На территории комфортабельного отеля или на террасе роскошного ресторана.
  8. Среди величественных гор в живописной местности с красивейшими пейзажами, на фоне которых получатся бесподобные свадебные фотографии.

Вариантов для проведения выездной свадебной церемонии достаточно много. Каждая пара может подобрать место для регистрации брака, ориентируясь на личные предпочтения, доступные возможности и бюджет.

Для выездной регистрации брака также нужно определиться со временем. Сотрудник ЗАГСа или нанятый ведущий может зарегистрировать пару в любое удобное для них время – утром, в обед или вечером, по предварительной договоренности.

Выбор ведущего

Для проведения выездной регистрации брака не обязательно приглашать госслужащего из ЗАГСа. Торжественно зачитать речь и объявить пару официальными супругами может опытный ведущий, обладающий хорошими артистичными данными. Главное, не прогадать с выбором регистратора, чтобы самый волнительный момент бракосочетания молодых прошел в максимально реалистичном режиме.

Каким должен быть ведущий на свадьбе:

  • коммуникабельным;
  • артистичным;
  • иметь грамотную речь, приятный тембр голоса;
  • обладать чувством юмора и находчивостью.

Заказать ведущего на свадьбу можно в специализированном агентстве. Пара может изучить портфолио разных претендентов с фото и видеоматериалами, отснятыми на других свадьбах, что позволит сделать правильный выбор.

Музыка и сценарий

При организации свадебного торжества с выездной церемонией регистрации брака нужно заранее придумать сценарий и определиться с музыкальным сопровождением.

Варианты музыкального сопровождения на свадьбу:

живая музыка – оркестр, исполнитель;

ди-джей.

Сценарий на свадьбу подготавливает ведущий, учитывая пожелания жениха, невесты, а также их близких родственников, принимающих участие в организации свадьбы.

Клятвы

Кульминационный момент регистрации брака – клятва невесты и жениха, скрепляющая семейный союз. Брачующиеся могут сами составить подходящий текст, выражающий искренние чувства любви. С составлением текста всегда готовы помочь опытные ведущие.

Мероприятия

Музей проводит различные концерты — вокальные выступления и фортепианные вечера, тематические музыкально-танцевальные мероприятия. Для посетителей организуются иммерсивные постановки — в них каждый может быть не просто зрителем, но и участником творческого процесса.

В лектории участники могут послушать образовательные лекции об истории и культуре нашей страны. Некоторые мероприятия предусматривают тематические задания для гостей.

Для детей разработаны увлекательные и познавательные игры-путешествия. Они позволяют в интересной для юных посетителей форме узнать об истории усадьбы и жизни ее владельцев.

Для взрослых также проводятся игры-квесты с планшетом, переносящие участников в прошлое и помогающие узнать тайны Люблино.

Для организованных групп предлагаются музейные занятия и мастер-классы (изготовление старинных открыток, роспись тарелок и керамических колокольчиков, создание традиционных кукол и богородских игрушек).

Молодожены могут пройти незабываемую регистрацию брака или организовать выездное торжество в интерьерах старинного дворца.

Михаил Гуревич

Литература[ | ]

  • Коробко М. Ю. Кузьминки-Люблино. М., 1999.
  • Коробко М. Ю. Люблино// Адреса Москвы. 2008. № 2/41. С. 81-83.
  • Коробко М. Ю. Москва усадебная. М., 2005. С. 175—208.
  • Коробко М. Ю. Московский Версаль: Кузьминки-Люблино. М., 2001.
  • Коробко М. Ю. Неизвестное Люблино// Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 7. М., 2001.
  • Коробко М. Ю., Еремкин Г. С., Насимович Ю. А. Люблино. — М., 2003. — (Природное и культурное наследие Москвы).
  • Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (юго-восточная часть и южная части города). М., «Искусство-XXI век», 2007, ISBN 978-5-98051-041-1, c. 141—145

Ранние владельцы

В допетровское время Люблино носило название Годуново по фамилии владельца, Григория Петровича Годунова. Село унаследовала его дочь, Аграфена Григорьевна, позже ставшая супругой князя Владимира Никитича Прозоровского, бывшего адъютантом фельдмаршала князя М. М. Голицына. Со временем Годуново перешло к их сыну, князю Петру Владимировичу Прозоровскому.

Интерьер

Имение уже называлось Люблино, когда его унаследовал князь Владимир Петрович Прозоровский (1743—96), находившийся сначала на военной, а затем на гражданской службе и ставший коллежским асессором. Он был женат на княжне Прасковье Ивановне Хилковой (1739—1807)

В 1790-х годах Люблино ушло из рода Прозоровских. Сначала перешло к графине М. Г. Разумовской, а после его приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, урожденная Волкова (ум. 1804/6). При ней в Люблино была устроена усадьба, где жил и её муж, генерал-майор князь Александр Васильевич Урусов (1729—1813).

Ранние владельцы

В допетровское время Люблино носило название Годуново по фамилии владельца, Григория Петровича Годунова. Село унаследовала его дочь, Аграфена Григорьевна, позже ставшая супругой князя Владимира Никитича Прозоровского, бывшего адъютантом фельдмаршала князя М. М. Голицына. Со временем Годуново перешло к их сыну, князю Петру Владимировичу Прозоровскому.

Интерьер

Имение уже называлось Люблино, когда его унаследовал князь Владимир Петрович Прозоровский (1743—96), находившийся сначала на военной, а затем на гражданской службе и ставший коллежским асессором. Он был женат на княжне Прасковье Ивановне Хилковой (1739—1807)

В 1790-х годах Люблино ушло из рода Прозоровских. Сначала перешло к графине М. Г. Разумовской, а после его приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, урожденная Волкова (ум. 1804/6). При ней в Люблино была устроена усадьба, где жил и её муж, генерал-майор князь Александр Васильевич Урусов (1729—1813).

Интересные события

Круглый год на территории заповедника проводятся различные развлекательные и культурно-познавательные мероприятия для детей и для взрослых.

Так, например, в преддверии Нового Года в здании Дворца организуют детские утренники и постановочные представления с участием профессиональных артистов. Также здесь проходят торжества, приуроченные к празднованию Масленицы, Дня Победы и др.

С мая по октябрь доступны развлечения на открытом воздухе — катание на лошадях, участие в квестах, прокат велосипедов, настольный теннис и бадминтон.

Каждый посетитель сможет выбрать для себя интересную тематику. Требуется предварительная запись по телефону для регистрации: +7(499) 722-71-89.

На территории парка часто проходят различные фестивали, выставки и временные экспозиции. Расписание событий постоянно обновляется. Отслеживать изменения можно непосредственно на информационных стендах заповедника.


Для детей проводятся ознакомительные экскурсии по парку.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации