Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Дворец игоря шувалова, на который запрещено смотреть

Режим работы Музея Фаберже в 2020 году

Музей открыт для посетителей. Настоятельно рекомендуем заранее купить билеты на , поскольку посетители допускаются только по сеансам, группами по 5 человек, а спрос очень большой.

Осмотреть экспозиции можно с экскурсией или самостоятельно:

  • Музей работает каждый день, кроме пятницы, с 10:00 до 20:45
  • Касса открыта с 9:30 до 20:15
  • Мы рекомендуем осмотреть экспозицию самостоятельно, но обязательно взять аудиогид в прокат (можно использовать вдвоем). С аудиогидом осмотр экспозиции станет намного интереснее и познавательнее. Вы сможете сами прослушать интересный фрагмент или пропустить скучный, остановиться у привлекательного экспоната или подождать пока пройдет толпа. Также, в отличии от экскурсии, продолжительность посещения может быть больше часа.

Второй период. Церковь Петра и Павла, склеп Полье.

Второй период обустройства Шуваловского парка относится к периоду 1820-1845 годов и связан с именем графини Варвары Петровны Шуваловой-Полье-Бутера (1796-1870 г.г.). Варвару Петровну, в девичестве Шаховскую, выдали замуж за героя войны 1812 года Павла Андреевича Шувалова, я его упоминала ранее в связи со странными названиями прудов Нижнего парка. Его портрет висит в галерее героев войны 1812 года в Эрмитаже.

Павел Андреевич Шувалов (1776-1823) с супругой Варварой Петровной

Муж был старше Варвары Петровны на два десятилетия, но в те времена это считалось нормальным. Варвара Петровна родила в этом браке двоих сыновей, будущих наследников имения. Было решено построить новый дворец, не сохранившийся до наших дней, облагородить заросший парк.

Но в 1823 году граф Павел Петрович скоропостижно скончался, а графиня на несколько лет покинула Россию. Соответственно стройка дворца не была завершена, стены возвести успели, а отделку нет.

В 1826 году Варвара Петровна вновь выходит замуж за своего ровесника уроженца Лозанны Адольфа Полье по большой любви. Молодые возвращаются в Парголово и продолжают обустраивать усадьбу. К северу от старого регулярного парка по новой моде разбивают ландшафтный парк, получивший название Верхнего. Работами руководил П.Эрлер, он же участвовал и в планировке парка в Петергофе.

Судьба была жестока к Варваре Петровне, горячо любимый супруг Адольф Полье умер от туберкулеза, спустя всего 4 года после свадьбы. Варвара Петровна погрузилась в глубокий траур.

По желанию скорбящей вдовы в парке возвели склеп и церковь в неоготическом стиле в честь Святых апостолов Петра и Павла. Адольф Полье был кальвинистского вероисповедания и церковь выглядит не по-русски, но на самом деле сейчас она православная. Это единственное строение в парке, которое пребывает в хорошем состоянии.

Церковь Петра и Павла, архитектор А.П.Брюллов, брат живописца Карла Брюллова

Церковь в таком отличном состоянии вовсе не потому что она хорошо сохранилась, в годы советской власти там был кабинет физиотерапии, потом лаборатория НИИ Токов высокой частоты, шпиль был утерян, просто строение в 1990-е годы передали церкви и отреставрировали. Восстановлен готический резной иконостас, в церкви проводятся богослужения, работает церковная лавка.

Варвара Петровна проводила ночи напролет в склепе над гробом супруга. Окружила церковь и склеп цветами и покупала у своих же крепостных мальчишек светлячков для ночных бдений в склепе. Так продолжалось несколько лет.

Вход в склеп Адольфа Полье

В это время была проложена Адольфова аллея, через ручей на аллее построили мостик Полье. Аллея ведет на Чухонское озеро. Сейчас вокруг озера стоят современные дачи, а на горе Полье жарят шашлыки на запрещенном мангале.

Мостик Полье

Проскорбев несколько лет по безвременно ушедшему супругу, Варвара Петровна покидает имение, выходит еще раз замуж за англичанина Георга Вильдинга. Но и третий супруг безвременно скончался спустя 5 лет после свадьбы. Варвара Петровна больше не возвращалась в Парголово, остаток жизни провела за границей, была похоронена в Винсбадене, туда же по ее желанию перевезли и прах Адольфа Полье, так что сейчас склеп пуст.

В официальных документах отмечают третий период строительства усадьбы 1850-1865 годы (при сыне Варвары Петровны графе Андрее Павловиче Шувалове), но никаких материальных свидетельств от этого времени не сохранилось, поэтому я его пропускаю.

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге адрес

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге расположен по адресу: наб реки Фонтанки 21.

Это буквально в ста метрах от Анечкова моста на пересечение Невского проспекта с набережной реки Фонтанки.

Добраться до музея удобнее всего от станция метро Гостиный двор, по времени займет минут восемь пешей прогулки по Невскому проспекту до Аничкова моста, затем нужно повернуть налево на пешеходный переход и пройти еще метров 100 до входа во дворец.

Внимание не переходим через Анечков мост.

Вход в музей расположен на против реки Фонтанка и там же имеется причал для прогулочных теплоходов под названием Faberge museum, так что заблудиться не получиться.

Здание музея Фаберже и причал

Фактический адрес музея: г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом № 21.

Музей Фаберже в СПб адрес показывает центр города, а что же там с парковкой?

Посещение музея на автомобиле будет не очень удобным, так как по набережной реки Фонтанке около музея парковаться запрещено и теперь запрещено парковаться и на другой стороне реки Фонтанка.

Остается искать платные свободные места или оставить автомобиль на площади Островского между Екатерининским и Анечковым садом, здесь еще можно парковаться бесплатно.

Бесплатная парковка на площади Островского

Музей Фаберже на карте Санкт-Петербурга и парковка

Где находится музей Фаберже в Санкт-Петербурге? Более точно и наглядно можно посмотреть адрес фонтанка 21 музей Фаберже на карте. Тут же на карте отмечен пеший маршрут от станции метро Гостиный двор до музея.

Обратите внимание, что на карте также отмечена бесплатная парковка для автомобиля

Как доехать до Шуваловского парка

Из Санкт-Петербурга можно доехать:

  1. на метро до станции «Озерки» и далее на 58 трамвае до пересечения Выборгского шоссе и Парковой улицы
  2. на метро до станции «Проспект Просвещения», далее на автобусах 75, 104, 109, 173, 397 опять же до перекрестка Выборгского шоссе и Парковой улицы, остановка так и называется «Шуваловский парк».

Ориентир — памятный камень «500 лет Парголово». На камне написано 1500-2000 годы. Окрестные деревни старше Петербурга.

Памятный камень 500 лет Парголово

Так выглядят современные кварталы Парголово. Проезжаете под путепроводом, ж/д мостом и линией высоковольтных передач и выходите.

Парголово

Цена билета в музей Фаберже

  • Вход стоит 450 рублей. Бесплатный вход с помощью St. Petersburg CityPass.
  • Предоставляются аудиогиды (250 рублей), а также экскурсии с гидом на английском или русском языках.
  • После посещения вы можете перекусить на Невском проспекте, где есть множество ресторанов изысканной кухни или фастфуда. Здесь найдется что-то на любой вкус и кошелек.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

Сегодняшний день

В Шуваловском дворце в настоящее время располагается государственное учреждение. Называется оно «Санкт-Петербургский центр Международного сотрудничества». Данная организация во многих аспектах является продолжателем традиций тех людей, которым когда-то принадлежал Шуваловский дворец. Выставки, благотворительные концерты, презентации и международные симпозиумы проводятся здесь постоянно. Кроме того, Центром международного сотрудничества предоставляются прекрасные удобные залы дворца для проведения самых различных мероприятий. К услугам всех желающих — организация деловых встреч и конгрессов, конференций и концертов, банкетов и конкурсов, свадебных торжеств и юбилеев.

Для проведения всех этих мероприятий клиентам предоставляется необходимая демонстрационная, осветительная и звуковая аппаратура. Кроме этого, возможен полный комплекс, позволяющий обслужить конгрессный деловой туризм в Санкт-Петербурге. При этом Центром международного сотрудничества могут быть предоставлены восемь помещений дворца, общая площадь которых составляет 1250 квадратных метров, а также великолепные залы. Гости могут воспользоваться синхронным переводом, факсимильной и телефонной связью, а также услугами по копированию и печати нужных материалов.

Некоторые из самых важных пасхальных яиц на выставке

  • Воскресенское Яйцо (1890). Сделанная из горного хрусталя, она изображает Иисуса, выходящего из гробницы. Предполагается, что это был потерянный сюрприз яйца эпохи Возрождения.
  • Яйцо Воскресения Христова

Яйцо “Ренессанс”

Яйцо – Бутон Розы (1895). Неоклассический стиль, он открывается, как конфета. Украшен символами любви и узами брака.

Императорское Коронационное Яйцо (1897). Изготовлен из золота с желтой полупрозрачной эмалью. В нем хранится тайна коронационной кареты Николая II и его супруги.

Яйцо “Ландыши” (1898). В стиле модерн с любимыми цветами Александры Федоровны. Он увенчан миниатюрными портретами императора и двух его старших дочерей.

Кельх Куриных Яиц (1900). По заказу миллиардера Александра Кельча для его жены Барбары. Рубиново-золотая эмаль с полосой сверкающих бриллиантов. Главный сюрприз-красивая курица.

Яйцо герцогини Мальборо (1902). Он один из самых больших. Вдохновлен часами Людовика XVI с вращающимся циферблатом. Он был заказан американцем.

Кстати, следует отметить, что в Баден-Бадене (Германия) находится еще один музей Фаберже. Он был официально открыт в 2009 году российским коллекционером произведений искусства Александром Ивановым, но в нем есть только одно Императорское пасхальное яйцо – Карельское Березовое яйцо, а остальная коллекция не так велика и не так известна, как та, что находится в Санкт-Петербурге.

Экспозиция

В фондах музея хранится св.4 тыс. артефактов. Большая часть реликвий являлась принадлежностью императорской семьи Романовых. В залах Шуваловского дворца на всеобщее обозрение представлены предметы царского быта, а также бесценное собрание пасхальных яиц, созданных в ювелирном доме Фаберже. Интерьер отлично дополняют живописные полотна прославленных российских художников – К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского, К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина и других.

Аванзал

Осмотр музея начинается с аванзала. В нем посетители могут увидеть аксессуары и галантерейные изделия, которыми пользовались аристократы в конце 19 – начале 20 вв. Неподдельный интерес вызывают ювелирные украшения с клеймом Фаберже. Цветная эмаль придает изделиям эффектный внешний вид. Это незначительная часть наследия, уцелевшая до нашего времени.

Белая и Голубая гостиная

Две большие комнаты объединены общей тематикой. В них собраны фарфоровые предметы, изготовленные российскими мастерами 19 в.: П. Овчинниковым, И.Хлебниковым, А.Кузьмичевым, Ф.Рюкертом. Артели, под их руководством выпускали эмали наивысшего качества. За свою безупречную работу ремесленники удостоились чести стать поставщиками императорского двора. Изделия эмальеров также по достоинству оценили ювелиры. Антип Кузьмичев заключил контракт с компанией Тиффани. А его коллега, Федор Рюкерт являлся соавтором многих аксессуаров, выпускаемых под знаком Фаберже.

Выставочный зал

Во времена Шуваловых помещение именовалось Большим кабинетом и использовалось для хранения личных коллекций хозяина дома. В наше время зал переоборудован для выставочных целей. Его экспозиция имеет 2 направления: живопись российских художников 19 в. и резные изделия, выполненные из камня.

Готический зал

Графский кабинет П.Шувалова преобразован в музейный зал, где вниманию экскурсантов предлагаются культовые предметы. В частности стены помещения занимают старинные иконы 16-20 вв. Многие из них вправлены в оклады из благородных металлов, украшенные самоцветами. Наиболее древний предмет коллекции – царские врата, датируемые 1600 г.

Золотая гостиная

Комната предназначалась для торжественных трапез. Ее стены покрыты штофом золотистого цвета, что придает обстановке праздничный вид. В помещении собраны подарки, которые презентовались членам императорской фамилии. Довольно часто Романовы дарили друг другу шкатулки или табакерки с портретами, а также ювелирные украшения. Среди изделий, выставленных в зале, фигуры из камня, миниатюрная мебель и посуда, канцелярские принадлежности. В 19 в. малозначимые вещи именовались «фантазийными». Они выполняли исключительно эстетическую функцию.

Красная гостиная

Комнату часто именую Нарышкинской. Своим прозвищем она обязана фамильному гербу на потолке. В гостиной собраны изделия из серебра 18-20 вв. Они были изготовлены в прославленных ювелирных мастерских Российской империи: Фаберже, братьев Грачевых, Сазикова, Тигельштейна, Никольса и Плинке. Каждая фабрика специализировалась на определенном стиле. Так, Фаберже выпускали серебряные изделия в стиле модерн, а у Сазиковых делали предметы в славянских традициях. Настоящим шедевром считается чайный сервиз в морском стиле, преподнесенный в качестве свадебного подарка Великому Князю Константину Николаевичу. Эскиз для него рисовал Ф.Солнцев, а отливкой предметов занимались на фабрике И.Сазикова. Коллекция художественно серебра в Шуваловском дворце является поистине уникальной.

Рыцарский зал

Зал заполнен экспонатами, связанными с военной тематикой. В нем представлены доски, которые устанавливались при закладке военных судов. В витринах посетители могут увидеть серебряные наборы для вина. Их преподносили в дар командирам по торжественным случаям. Стены помещения украшают полотна в батальном жанре, принадлежащие кисти К.Пиратского и П.Балашова. Характерной особенностью зала является фриз, на котором нарисован турнир рыцарей. Отсюда и название – Рыцарский зал.

Синяя гостиная


Главная комната в доме именуется Синей гостиной из-за шелковой обивки стен. В ней сосредоточена гордость музея Фаберже – пасхальные яйца с сюрпризами. Они создавались в качестве подарков супругам императоров Александра Третьего и Николая Второго. Посетители имеют возможность осмотреть 14 легендарных изделий. Среди них первое («Курочка») и последнее («Орден св. Георгия») яйцо из пасхального цикла. Каждое имеет неповторимый дизайн и обладает собственным секретом. Изготовление памятных сувениров для членов императорской фамилии принесло небывалую славу ювелирному дому Фаберже. На создание яйца-ларца с сюрпризом мастера тратили до одного года.

История Шуваловского Дворца и создания музея

Точная дата постройки роскошного здания на набережной Фонтанки не установлена. Предположительно дворец относится ко 2-ой половине 18 столетия. По внешнему виду, он напоминает стиль, присущий архитектору Д.Кваренги. Изображение дома можно увидеть на популярной гравюре «Набережная Фонтанки у Аничкова моста» Б.Патерсена. Первоначально зданием владел граф Воронцов. В конце 18 в. его выкупила М.А.Нарышкина. Она решила использовать помещения для размещения личной коллекции произведений искусства. В Музеуме Нарышкиной были собраны картины, скульптуры, оружие, часы, нумизматика и прочее. Хозяйка часто устраивала приемы, где бывали знаменитые литераторы (Пушкин, Крылов, Карамзин) и живописцы (Брюллов).

Посещение бала наследником короны, превратило усадьбу Нарышкиных в центр светской жизни российской столицы. После замужества С.Л.Нарышкиной, дворец в качестве ее приданного, перешел во владения Шуваловых. В 1844-1859 гг. здание перестроили. Авторами проекта выступали архитекторы Б.Симон и Н.Ефимов. Корпус приобрел черты в стиле неоренессанса. Шуваловский дворец служил петербургской резиденцией графской семьи вплоть до начала 1-ой мировой войны. В 1914 г. Е.В.Шувалова передала дом для нужд военного госпиталя. В комнатах разместили лазарет для раненных офицеров. В 1918 г. дворец перешел в собственность советского государства. Однако большинство ценностей удалось спрятать в надежных тайниках.

Их обнаружили и вскрыли в 1919 г. Найденные сокровища передали в учрежденный Музей дворянского быта. Он существовал с 1919 до 1925 г. Позже Шуваловская коллекция перешла в фонды Государственного Эрмитажа и Русского музея. В конце 20-х гг. в корпусе функционировал Дом Печати, в 30-х гг. – дом техники и проектный институт. Во время войны дворец неоднократно подвергался бомбовым ударам и получил значительные повреждения. Понадобилось несколько реставраций (50-60 гг.), чтобы вернуть залам прежний вид. С 1963 г. в Шуваловском палаце размещался Дом дружбы народов. В начале 21 в. дворец отдан в аренду фонду В.Вексельберга «Связь времен».

По решению мецената, здание переоборудовано в музей. Реконструкция осуществлялась на протяжении 7 лет. Открытие состоялось в 2013 г. Главным достоянием экспозиции стала коллекция пасхальных яиц Фаберже (14 экземпляров), а также другие изделия известного ювелира. В планах фонда создание сети подобных музеев в разных уголках РФ. Музей Фаберже в Санкт – Петербурге стал первым проектом, воплощенным в жизнь.

Для чего основали музей Фаберже

Главная задача фонда заключается в поиске и выкупе предметов культурного достояния нашей родины, которые считались безвозвратно утраченными в 20-30 гг. прошлого столетия. Нужно отметить, что фонд «Связь времен» превзошел самые смелые ожидания и теперь коллекция насчитывает больше 4 тысяч экспонатов

Беря во внимание размеры коллекции, ее разнообразие и непревзойденное качество подлинников, можно с уверенностью сказать, что питерский музей Фаберже один из лучших на всех континентах

Многочисленные посетители могут в полной мере насладиться красотой мазка гениальных художников и увидеть подлинники Ренуара, Коровина, а также Брюллова.К слову сказать, многие творения живописи раньше считались собственностью императорской династии Романовых, а также многочисленных монарших европейских дворов.

Коллекция насчитывает множество произведений ювелирного мастерства России, изготовленных именитыми авторами, среди которых есть:

Игнатий Сазиков;Павел Овчинников;Иван Хлебников;Федор Рюкерт.

Дорогое удовольствие

Последние годы в институте серьезно думают о том, чтобы в перспективе покинуть здания в Шуваловском парке, поскольку содержать эти дворцы ему просто-напросто не по средствам.

— Да, есть планы переехать на более подходящую площадку, — подтвердил генеральный директор ВНИИТВЧ Петр Яременко. — Дворец с охранными обязательствами – не самое лучшее место для производственной и научно-исследовательской деятельности, и скорее всего, мы покинем эти стены, но не ранее 2020-2021 годов. Институт за эти здания не держится, более того, очень хотелось бы переехать на производственную площадку, соответствующую требованиям современного производства. Акции ВНИИТВЧ принадлежат государственной корпорации «Ростех», и именно ей принимать решение по этому вопросу. Выезжая отсюда, мы эти здания продадим либо передадим тем, кто будет использовать их не как производственную площадку, а в соответствии с их историческим статусом. Что здесь может быть в идеале? Например, загородная резиденция любой процветающей компании или правительственной структуры.

— Для ВНИИТВЧ находиться во дворцах – дорогое удовольствие, — считает и Инна Пухальская, советник гендиректора по строительству и реставрации. – Раньше институт являлся пользователем всей территории парка – 136 гектар. Теперь, после того как ВНИИТВЧ акционировался, он стал собственником пяти земельных участков общей площадью 8,4 га. Это территория внутри ограды института, где находятся федеральные  памятники архитектуры, а также четыре участка в парке, из них самый большой — это транспортный цех, а остальные — по срезу фундаментов построек: Зеленая дача, Желтая дача (дача Г. Месмахера) и оранжерея. Теперь, кроме шести памятников архитектуры,  мы несем ответственность за сохранность только этих земельных участков, что, в общем-то, весьма облегчило нашу работу.

Как рассказала Инна Пухальская, разработан план мероприятий по сохранению этих зданий и территории парка. Первый пункт — комплексная программа исследований памятников — уже разработана и согласована с КГИОП. В ближайшее время будет объявлен конкурс на проведение комплексных научно-исследовательских работ: и в архивах, и непосредственно на памятниках. Сметы уже составлены, деньги планируется выделить из бюджета института. В следующем году предполагается приступить к проектированию, а затем и непосредственно к проведению ремонтно-реставрационных работ. 

— Дело в том, что институт много лет пытался выполнить реставрацию своих объектов-памятников за счет федеральной программы «Культура России», — поясняет Инна Пухальская. – И, пока был ФГУПом, имел возможность это сделать. Шесть раз на протяжении десяти лет подавались заявки, и ни разу они не попали в федеральную программу. Почему всякий раз получали отказ? Считаю, что здесь субъективная причина. В институте до 2016 года не было специалиста по реставрации, поэтому не были выявлены и устранены причины отказов…  Какой мы видим судьбу усадьбы после реставрации? Мы хотели бы открыть ее людям. Например, выставку к 70-летию института планируем сделать доступной для всех желающих. Это будет важным шагом на пути открытия «закрытой» прежде территории ВНИИТВЧ.

 Так сегодня выглядит замурованная Туфовая арка. Фото Всеволода Пежемского.

 Туфовая арка на открытках начала ХХ века

Что касается Туфовой арки, которая в давние времена служила одной из визитных карточек Шуваловского парка, то возможна ее реставрация. А вот стоит ли ее раскрывать, будучи закрытым учреждением, как это было ранее: она ведь находилась на аллее, соединявшей Нижний и Верхний парки, пока вопрос открытый… Часть объектов, принадлежащих ВНИИТВЧ, институт планирует признать непрофильными активами и выставить на продажу. Речь идет о трех постройках в Шуваловском парке: Зеленой даче (нет охранного статуса), Желтой даче (даче Месмахера) – памятнике регионального значения, оранжерее, а также – транспортном цехе (в составе: земельный участок 0,75 га и четыре постройки).

Происхождение яиц Фаберже

На Пасху в России существует многовековая традиция раскрашивать яйца вручную и приносить их в церковь для освящения, а затем дарить друзьям или близким.

В высших слоях Петербургского общества сложился обычай дарить пасхальные подарки, украшенные драгоценностями. Именно так императору Александру III пришла в голову идея поручить создание специального пасхального яйца в качестве сюрприза для императрицы. И вот в 1885 году было создано первое Императорское пасхальное яйцо.

Это первое яйцо было совершенно белым снаружи, как яйцо курицы, но внутри оно содержало золотой желток.

Императрице так понравился этот подарок, что ее муж решил поручить Фаберже каждый год делать новое яйцо, но только с одним условием: чтобы внутри яйца был сюрприз.

Эти яйца были посвящены важным событиям в жизни и царствовании семьи Романовых. Они были настолько сложны в изготовлении, что их изготовление могло занять 1 год с командой высококвалифицированных мастеров, которые должны были хранить содержимое яиц как самый большой секрет.

Александр III каждый год дарил своей жене императрице Марии Федоровне по яйцу. Когда Александр III умер, традиция была продолжена с 1895 года его сыном Николаем II, который каждый год дарил яйцо своей жене, императрице Александре Федоровне, и своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Традиция императорских яиц закончилась в 1917 году с русской революцией и убийством всей семьи Романовых.

После Русской революции большевики национализировали Дом Фаберже, и семья Фаберже бежала в Швейцарию, где Петр Карл Фаберже умер в 1920 году. Дворцы были разграблены, а их сокровища перевезены в Кремлевскую Оружейную палату по приказу Владимира Ленина.

В попытке заработать больше иностранной валюты Иосиф Сталин продал многие яйца в 1927 году. Начиная со времен Второй мировой войны, они стали выставляться на аукционы в разных местах за пределами Советского Союза.

Интересные факты

Сегодня в бывшем особняке Шувалова расположен Музей гигиены, рассказывающий об анатомии и физиологии человека, гигиене, борьбе со СПИДом, половом воспитании и т.д.

Дворец в полной мере воплощает в себе черты, свойственные елизаветинскому барокко — яркое покрытие фасада, позолота, использовавшаяся для декорирования. Обильно использованы и различного рода украшения — пилястры, колонны, лепнина, скульптуры. Причины столь богатого и роскошного оформления вполне очевидны: те, кто находились у власти, всячески стремились подчеркнуть свой высокий статус, стараясь делать свои жилища все более и более помпезными. Хотя в случае с шуваловским особняком сия роскошь отнюдь не выглядит вычурной. 

Коллекция

Коллекция представляет крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже, основанной в 1842 году. Более 4 тысяч единиц хранения относятся ко всем направлениям известной на весь мир фирмы: ювелирные украшения, пасхальные шедевры, иконы, памятные вещи, фарфор, сувениры, столовое серебро.

Многие из произведений искусства принадлежали императорской фамилии и европейским монархическим дворам. Самые ценные предметы в коллекции — девять пасхальных яиц, подаренных в своё время императорам Александру III и Николаю II. Всего было создано 71 яиц, из которых 54 являются императорскими. Подробнее о шедеврах коллекции.

Помимо работ Фаберже представлены украшения выдающихся русских ювелиров — Овчинникова, Хлебникова и других.

Юлия

Выставочные залы дворца Шувалова

Шуваловский дворец — один из красивейших петербургских дворцов. Прежде чем в его стенах разместился музей, была проведена масштабная многолетняя реставрация здания — первая за всю его 200-летнюю историю. Площадь дворца — приблизительно 4 700 квадратных метров.

Каждая экскурсия по музею начинается с роскошной парадной лестницы, построенной в первой половине XIX века. С боков её окружает галерея с нишами для демонстрации скульптур, а сверху возведен богато украшенный лепниной купол.

Юлия

Вся коллекция размещается в 10 залах на втором этаже:

  • Рыцарский зал — это кубки, посуда, шкатулки и другие предметы из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний. Стены зала обрамляет барельеф, изображающий рыцарский поединок.
  • Красная гостиная — второй выставочный зал. Хранит в себе лучшие образцы русского художественного серебра XVIII — начала XX веков, изготовленные ювелирами Фаберже и других мастерских.
  • Синяя гостиная — главный выставочный зал музея, где выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. Каждый из экспонатов — это подлинный шедевр ювелирного дела со своей историей.
  • Золотая гостиная — бывшая столовая, а ныне хранилище императорских подарков. Основа экспозиции — сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портретами русских императоров.

Юлия

  • Аванзал — это собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта. Особенность коллекции заключается в утраченной технологии мастеров Фаберже — покрытии эмалью-гильоше с богатейшей цветовой палитрой.
  • Белая и Голубая гостиные — здесь представлены эмалированные изделия, выпущенные ювелирной фирмой Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
  • Выставочный зал — бывший домашний музей Шуваловых. Сегодня здесь размещаются резные каменные изделия XIX–XX веков и полотна русских художников XIX века, включая работы Ивана Айвазовского и Василия Поленова.
  • Готический зал — он же кабинет графа Шувалова. Здесь бережно хранится наследие русских иконописцев — иконы XVI–XX веков, обрамленные в серебряные оклады лучшими ювелирами столицы.
  • Верхняя буфетная — обитель живописи русских и французских художников-импрессионистов конца XIX — начала XX веков. Среди экспонатов также присутствуют фарфоровые изделия, в том числе дворцовая ваза с росписью Ф. И. Красовского.

Необычный дом Игоря Шувалова

Это не просто дом или дача, а настоящий дворец, где можно увидеть многочисленные строения, крылья, купол и огромную прилегающую территорию с лесным массивом.

Вилла располагается на территории бывшей советской государственной дачи (ранее там жили члены политбюро ЦК КПСС СССР) и занимает площадь в 7,8 гектаров. Во время пребывания там советских политических деятелей условия были намного скромнее, чего не скажешь о тех, в которых проживает Шувалова.

Новое главное жилое здание вице-премьера имеет площадь более 4 000 кв. м. Внутри расположено многочисленное количество залов, лифтов, даже есть отдельное помещение, которое предназначено для ухода за собаками.

Игорь Иванович благоволит к собакам породы вельш-корги. Страшно предположить, в какую сумму обошлось это имущество Шувалова, но точно не менее 8-10 миллиардов рублей.

Дома элитного жилого комплекса «Сколково Парк», которые расположены напротив дворца Игоря Шувалова, не имеют окон. Если подробнее рассмотреть квартиры, которые находятся в ЖК с юго-восточной стороны, то они оборудованы бетонными заслонами, чтобы вид на дачу Шувалова был закрыт. Такое ограждение выступает немного вперед и представляет собой своего рода перегородку, которая закрывает обзор на правую сторону (в левой части открывается вид на дворец Игоря Шувалова).

А в рядом стоящем многоквартирном здании вовсе отсутствуют окна на южную сторону. Около четверти или даже 1/3 корпуса без единого окна. Жителям других зданий жилого комплекса повезло не больше. Перед остальными многоквартирными домами расположено странное здание, задача которого – закрывать обзор.

Сразу сложно понять, для чего созданы такие необычные условия и доставлены неудобства многим жильцам жилого комплекса, но если посмотреть в сторону небольшого лесного массива, можно увидеть шикарный дворец вице-премьера, который недопустимо лицезреть проживающим в элитных многоквартирных домах.

Запрещалось делать окна на юг, что обуславливалось правилами безопасности. Также, во избежание вида на частные постройки, которые размещены с юго-восточной стороны, часть первого корпуса по проекту сделали односторонней. Торец шестого корпуса по проекту расположен с юго-восточной стороны.

Во процесс строительства ЖК участвовало множество организаций, в том числе и иностранных. Архитекторы и строители буквально «выкручивались» из сложившейся ситуации, чтобы построить комплекс таким, какой он должен быть с учетом требований «безопасности».

А ведь это элитный комплекс, квартиры в котором стоят 50-70 миллионов рублей. Они оборудованы зоной отдыха, собственными садами, SPA-комплексами и т. д. Но никто не может видеть владений скромного российского чиновника.

История знаменитого здания

Шуваловский дворец изначально принадлежал семье Воронцовых. В 1799 г. он был выкуплен женой гофмейстера Нарышкина – Марией Антоновной. По решению новых владельцев здание расширили. К нему были пристроены парадные помещения для музея, картинной галереи и бального зала.

В 1834 г. Нарышкины уехали из Санкт-Петербурга. С этой поры домом, возвышавшимся на Фонтанке, стали владеть их родственники. Новым хозяином дворца стал в 1846 г. Петр Павлович Шувалов. Дом был приданым Софьи Львовны Нарышкиной, на которой он женился. И вот с этого периода дворец стали называть Шуваловским.

С середины сороковых годов девятнадцатого века была начата перестройка дома. Стать автором проекта пригласили Бернара де Симона. Архитектором Н.Е. Ефимовым были соединены отдельные корпуса, преобразован фасад. Внешний вид дворца стал соответствовать стилю итальянского Ренессанса.

На первом этаже разместилась контора Шуваловых. В этих помещениях было организовано руководство предприятиями и поместьями семьи. Прежний сквозной проезд со стороны Фонтанки выгодно сменили на Парадный вестибюль, украшенный мраморной лестницей. В период с 1844 по 1846 года были созданы великолепные гостиные. Среди них Синяя, Золотая, Белая и Голубая. Помимо этого, Шуваловский дворец приобрел Готический и Большой кабинеты, а также рыцарский зал.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации