Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Щучин (гродненская область)

Причина восьмая. Новая жизнь старого аэродрома

В советское время Щучин был центром военной авиации. Аэродром построили еще в конце 30-х годов прошлого века. Во время войны здесь располагался 122-й истребительный полк, и уже в первые дни войны город и аэродром бомбили. После войны в Щучине построили взлетно-посадочную полосу. С распадом Союза объект перестал иметь значение и его забросили. Но теперь одну полосу длиной 3 км восстановили, и мечта о возрождении традиций овладела умами. Бывшие военные летчики и гродненские пилоты-любители стали инициаторами возрождения аэродрома.

12 июля 2014 года со взлетно-посадочной полосы в воздух поднялись четыре самолета, а также военный вертолет. В программе первого авиашоу были полеты пилотов-любителей, соревнования, прыжки парашютистов и прочие аттракции. Говорят, собралось тогда более 8 тысяч зрителей. Сегодня подобные праздники стали хорошей традицией. Более того, гости города и его жители имеют возможность полетать над Щучином на легкомоторных самолетах так называемой «малой авиации».

А познакомиться с авиационным прошлым города можно, осмотрев два памятника самолетам, установленным на въезде (МиГ25ПУ) и в центре Щучина (знаменитый МиГ-19С).

Леонид Якубович: «Самолет — самый безопасный вид транспорта»

К открытию фестиваля подоспел самый ожидаемый гость — телеведущий Леонид Якубович. Он не только знаменитый шоумен, но и большой любитель авиации: сев за штурвал впервые на шестом десятке лет, он отучился в Калужском авиационно-техническом училище и теперь старается не пропускать подобные мероприятия.

В Щучин он приехал охотно, ведь он тут не чужой человек. В прошлом году он приезжал в деревню Якубовичи Щучинского района в поисках корней — тогда как раз снимался фильм к его 70-летию. Леонид Аркадьевич выбрался сюда потому, что это самая отдаленная деревня с таким названием — у самой границы с Литвой, ехать туда пришлось без малого 300 км. Правда, ни одного Якубовича там не нашлось. В две другие деревни с таким же названием, которые находятся в других областях Беларуси, знаменитый телеведущий собирается приехать с братом уже в следующем году.

Леонид Якубович с другом, летчиком-инструктором Казимиром Тихановичем

Отказать местным властям Якубович не смог и не хотел — он старается бывать на авиационных фестивалях всегда, когда есть возможность. «Они проходят достаточно нерегулярно, скорее спонтанно. И как только меня зовут, я приезжаю несмотря ни на что: занятость, здоровье — плевать я на это хотел», — говорит Якубович. И сразу добавляет, что если и прилетает на праздники, то не на своем самолете — его у него просто нет. Зато есть серьезный опыт полетов за штурвалами шести моделей самолета и двух вертолетов. Якубович уверен — это самый безопасный вид транспорта.

Народную любовь к ведущему «Поля чудес» нельзя было не заметить. Леонида Аркадьевича буквально не пропускали: обступив со всех сторон, брали автографы, делали селфи, давали подержать на руки детей. Во время показов боевой техники его даже кинулись «защищать» от толпы бойцы ОМОНа, но шоумен в резкой форме их отстранил. Ведь его задача — приносить людям радость.

Якубович приехал в Щучин вместе со своим близким другом Казимиром Тихановичем — руководителем Вяземского учебного авиационного центра и авиационной группы высшего пилотажа, летчиком-инструктором первого класса, полковником запаса. В Щучине Казимир Эдуардович впервые, но у себя в центре он подготовил много пилотов, которые сегодня летают в том числе и тут. Да и некоторые его однокурсники в 70-х служили в местном авиаполку.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Якубович, активный и жизнерадостный, много шутил

«Стоило приехать хотя бы для того, чтобы увидеть, как Ми-8 летает разными местами», — сказал он о выступлениях техники. А в беседе с журналистами нарочито удивленно спросил: «Разве вы не читали, что я вчера умер?» Оказывается, перед фестивалем в очередной раз всплыла давняя фейковая новость о якобы скорой кончине шоумена. К такому Леонид Аркадьевич давно относится с иронией

Якубович, активный и жизнерадостный, много шутил. «Стоило приехать хотя бы для того, чтобы увидеть, как Ми-8 летает разными местами», — сказал он о выступлениях техники. А в беседе с журналистами нарочито удивленно спросил: «Разве вы не читали, что я вчера умер?» Оказывается, перед фестивалем в очередной раз всплыла давняя фейковая новость о якобы скорой кончине шоумена. К такому Леонид Аркадьевич давно относится с иронией.

На празднике можно было увидеть в действии военную авиацию, за штурвалом которой работают командиры первого класса. Выступил маневренный Ми-8 — один из самых массовых вертолетов в истории. После него в небо поднялись современные учебно-боевые Як-130, которые прибыли из России на авиабазу в Лиде в прошлом году. В небе был и вечно молодой боевой Миг-29. Завершила показы тройка самолетов Л-39 «Альбатрос» из пилотажной группы «Белая Русь», которая выступает на всех авиационных и государственных праздниках в стране.

Участники праздника могли вблизи увидеть спортивные авто, бронетанковые машины и другое вооружение. На полосе старого аэродрома Щучинский кандидат в мастера спорта по картингу Александр Гедревич соревновался в скорости с легкомоторным самолетом. Свои умения показывали парашютисты ВВС и бойцы ОМОН.

Источники

Книги и статьи
  • Г.П. Пашкоў, В.I. Казяк, I.Ю. Сакалоўскi i iнш. (рэдкал.), С.Г. Каспярчук, I.П. Крэнь (укладальнiкi). «Памяць. Шчучынскi раён». — Мн.: «Беларуская энцыклапедыя», 2001. — 592 с. — ISBN 985-11-0218-0. (белор.)
  • В.Г. Баранаў, Н.М. Вайман, П.К. Галаваты i iнш. (рэдкал.). «Памяць. Лiдскi раён». — Мн.: «Беларусь», 2004. — ISBN 985-01-0522-4. (белор.)
  • Адамушко В. И., Бирюкова О. В., Крюк В. П., Кудрякова Г. А. Справочник о местах принудительного содержания гражданского населения на оккупированной территории Беларуси 1941-1944. — Мн.: Национальный архив Республики Беларусь, Государственный комитет по архивам и делопроизводству Республики Беларусь, 2001. — 158 с. — 2000 экз. — ISBN 985-6372-19-4.
Архивные источники
  • Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ):
    • фонд 845, опись 1, дело 8, лист 51, 52;
    • фонд 861, опись 1, дело 7, лист 70;
  • Госархив Гродненской области:
    • фонд 1029, опись 1, дело 31, лист 81об.;
    • фонд 1029, опись 1, дело 75, листы 27-28;
  • Архив Яд Вашем, М-33/702;
Дополнительная литература
  • Л. Смиловицкий, «Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941—1944 гг.», Тель-Авив, 2000
  • Ицхак Арад. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941—1944). Сборник документов и материалов, Иерусалим, издательство Яд ва-Шем, 1991, ISBN 9653080105
  • Черноглазова Р. А., Хеер Х. Трагедия евреев Белоруссии в 1941— 1944 гг.: сборник материалов и документов. — Изд. 2-е, испр. и доп.. — Мн.: Э. С. Гальперин, 1997. — 398 с. — 1000 экз. — ISBN 985627902X.

История[править | править код]

В составе Великого княжества Литовскогоправить | править код

Первое упоминание о Щучине в письменном источнике относится к 1487 году, но принят пока за основу 1537 год, когда Щучин упоминается в книге записей № 21 Литовской метрики, хранящейся в Российском Государственном архиве древних актов (Москва). Документ свидетельствует о том, что мещанин Станислав Ольшанский, проживавший в Щучине, переехал в Мосты, принадлежавшие в тот момент королеве Боне. Из документа вытекает, что Щучин в этот момент превратился в местечко частновладельческого типа.

Владели им попеременно Радзивиллы, затем Сципионы, Друцкие-Любецкие. В XV—XVIII веках Щучин входил в состав Лидского повета Виленского воеводства. Название города происходит от фамилии Щуки. Щучин принадлежал к средним по численности населения местечкам частновладельческого типа

Радзивиллы, которым принадлежал Щучин, главное внимание уделяли развитию сельского хозяйства, ремесла, торговле. В XVIII веке Щучин перешел во владение надворного маршалка Великого княжества Литовского Сципио де Кампо

Важным событием в истории Щучина XVIII века явилось открытие в нем училища монашеского ордена католической церкви пиаров. Оно было утверждено постановлением сейма от 1726 года. Основателем училища был полоцкий войский Хлебницкий-Юзефович. Щучинская коллегия считалась одной из крупнейших в Белоруссии. В 1755 году её ректором был Лука Росицкий, восточные языки преподавал К. Выковский, логику и метафизику — Ю. Кентшинский, ораторское искусство и поэзию — В. Комаровский.

В 1742 году в местечке были основаны конвент сестёр милосердия и шпиталь. Курс обучения в коллегии был рассчитан на 6 лет. За эти годы учащиеся обязаны были усвоить не только сумму знаний по истории религии и богословия, латинский язык, но и обязательно красноречие. В программу были включены и новые дисциплины: математика, физика, история Польши и всеобщая история. Был создан физический кабинет. Со Щучином связана педагогическая и научная деятельность крупных ученых XVIII—XIX веках М. Догеля, М. Нарбута, Станислава Юндзилла, Аниола Довгирда.

Щучин неоднократно повергался разорению. Наибольшее — в годы Северной войны, когда его захватили шведы, а по Щучинской земле прошли полчища шведского короля Карла XII, неся с собою смерть и разорение. Именно в этот момент шведские войска обстреляли Маломожейковскую церковь-крепость.

В составе Российской империиправить | править код

После 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 году Щучин вошел в состав Российской империи сначала в качестве местечка в Лидском уезде Литовской губернии, затем Лидского уезда Гродненской губернии (с 1801 года). Щучин являлся центром волости. В 1843 году по новому территориально-административному делению Лидский уезд, а следовательно, и Щучинская волость, перешли в Виленскую губернию.

В июле 1812 года Щучинская земля была оккупирована французскими войсками. Жители Щучина были обложены многочисленными налогами и поборами. В местечке французские власти создали магазин, который должен был поставлять 10 000 порций (рожь, овес, горох, сено, солому, мясо, дрова, водку) для французских войск. 29 июля отряд вестфальского войска вторгся в Щучин. Солдаты начали грабить дома, стрелять по жителям, убив 3 и ранив 12 человек. Кроме этого, вестфальцы увели с собой около 60 человек.

XX векправить | править код


В период летнего наступления кайзеровских войск в августе 1915 года Щучин был захвачен, ориентировочно в 20-х числах. В течение почти четырёх лет жители местечка подвергались жестокой эксплуатации. Оккупационные власти вывезли оборудование деревообрабатывающего завода Друцкого-Любецкого в Германию. Однако население не покорилось захватчикам. В районе Щучина развернулось партизанское движение. Германское командование вынуждено было создать специальные подразделения для борьбы с партизанами.

31 августа 1962 года городской посёлок Щучин преобразован в город районного подчинения.

Примечания[править | править код]

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 29 октября 2015.
  2. Административно-территориальное устройство БССР: справочник. — Т. 2 (1944—1980 гг.). — Мн.: Беларусь, 1987. — С. 270.
  3. . rovar.info. Дата обращения 12 июня 2020.
  4. . rovar.info (31 июля 2018). Дата обращения 12 июня 2020.
  5. . rovar.info (14 апреля 2019). Дата обращения 12 июня 2020.
  6. . shhuchin.edu.by. Дата обращения 14 апреля 2020.
  7. . shhuchin.edu.by. Дата обращения 14 апреля 2020.
  8. . ctdm.shhuchin.edu.by. Дата обращения 14 апреля 2020.
  9. . ctt-schuchin.schools.by. Дата обращения 14 апреля 2020.
  10. . ctk-schuchin.schools.by. Дата обращения 17 июня 2020.
  11. . teams.by. Дата обращения 14 апреля 2020.
  12. . Государственное учреждение культуры «Щучинский районный центр культуры и народного творчества». Дата обращения 14 апреля 2020.

…И это далеко не все

В рамках открытия в Щучине выставки «Проекты в лицах», финансируемой Представительством ЕС, с представителями СМИ встретилась заместитель председателя райисполкома Елена Пасюто, которая буквально на несколько минут вырвалась с проходящей сессии, посвященной сохранению историко-культурного наследия района. Она рассказала, что перед началом этого мероприятия участники объехали практически все «жемчужины» района и наметили план действий по их сохранению и благоустройству. К примеру, около церкви в Мурованке волонтеры занимаются обустройством ландшафта. Есть планы по дальнейшему развитию туризма, в том числе образовательного, созданию туристического кластера. Среди будущих фишек, которые готовятся для жителей и гостей города – квест под условным названием «Кто найдет больше уток?»

— Недавно мы определили птицу – символ Щучина. Этой птицей стала утка-кряква. Мы решили, что установим ее изображение рядом с учреждениями и предприятиями, которые соответствуют целям устойчивого развития. Надеюсь, что получится целая сеть. А участники квеста должны будут найти максимальное количество «птичек», — поделилась своими планами зампред.

На днях в городе стартовала Неделя мобильности: уже прошел массовый велопробег Щучин-Василишки. В рамках акции «Стань заметнее» многие горожане пересели на велосипеды, а молодежь больше использует гироскутеры. Создаются и условия для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями.

Справка. На территории Щучинского района находится 40 историко-культурных ценностей, в состав которых входят 58 объектов. Богатое историко-культурное наследие представляют многочисленные памятники архитектуры: дворцы в Желудке и Щучине, выдающиеся памятники культового зодчества – церковь -крепость в Мурованке, неоготический костел в Рожанке, Старых Василишках и многие другие.

P.S. Автор благодарит Представительство ЕС в Беларуси за предоставленную возможность побывать в Щучине.

Условия в гетто

Узникам запрещалось общаться с нееврейским населением и вообще появляться на улицах в неустановленное время, не разрешалось ходить по тротуарам и под угрозой смерти запрещалось появляться без нашитых на верхней одежде на груди и на спине желтых шестиконечных звёзд. Каждый мужчина и женщина в гетто обязаны были трудиться в качестве рабов на принудительных работах, получая в день 150 грамм суррогатного хлеба.

Надписи на памятнике евреям Щучина и Рожанки

Юденрат делал всё возможное, чтобы хоть как-то облегчить существование узников — организовывал доступное медицинское обслуживание, обеспечивал больных горячим супом, выделял минимальное питание для самых необеспеченных.

Немцы постоянно врывались в гетто, выискивали многодетные семьи и расстреливали детей вместе с родителями. Только в одну из суббот так были убиты 20 человек.

Причина четвертая. Памятник Алоизе Пашкевич (Тетке)

Этот единственный в Беларуси памятник знаменитой писательнице, поэтессе, общественной деятельнице и журналистке гармонично вписан в городской пейзаж.

Она родилась недалеко от Щучина в шляхетской усадьбе Новый Двор. Памятник был открыт в 1991 году. Алоиза Пашкевич стала одной из основательниц белорусской национальной прозы. Помимо романов и повестей она писала и для детей – из-под ее пера вышли сборник «Гасцiнец для малых дзетак» и «Першае чытанне для дзетак». Автор памятника – гродненский скульптор Алесь Липень.  Фигура Алоизы Пашкевич выполнена из бронзы. «Тетка», одетая в простое изящное платье, сидит вполоборота на скамье, смотрит вдаль и как будто наблюдает за прохожими…

В 2016 году широкая общественность отметила 140 лет со дня ее рождения. Стихи, которые написала Тетка и по сей день радуют ценителей белорусской поэзии.

— Хацела б быць зярном пшанiцы,
Упасць на нiўкi вёскi,
Зазалацiцца, без мятлiцы,
Даць хлеб смачнейшы трошкi.
Хацела б быць я рэчкай быстрай,
Аббегчы родны край!
Дзе напаiць, а дзе скупаць,
А дзе ўтулiцца ў гай,
То зашумець, то зашаптаць,
То спаць у салодкiм сне,
То зноў сарвацца, зноў гуляць,
Агнём кiпець у дне…
  

«В небе пробок нет»

Фестиваль собрал и военных, и гражданских пилотов. «Любой человек, который подходит по здоровью, в состоянии стать пилотом и получить удостоверение», — считает Сергей Завадский, который прилетел в Щучин из Пинска. Медкомиссия в этом случае серьезнее, чем при учебе в автошколе, зато потом летать проще, чем ездить на авто, уверен он. «В небе ведь пробок нет, аварийность намного меньше. Люди говорят, что летать страшно, а мне кажется, что страшно как раз ездить».

Сергей Завадский и его Zlin 142

Сергей летает уже семь лет, из них последние два — за штурвалом чешского Zlin 142, который первоначально служил для обучения пилотов истребителей. «Он крутит все фигуры пилотажа», — уверяет нас пилот. Этим его машина и выделяется среди других. Правда, погода не способствует демонстрации способностей — низкая облачность не позволяет зрителям увидеть действительно интересный пилотаж. «Мы вылетали из Пинска — было +32, ветер южный. Тут +19 и ветер северный», — говорит Сергей, удивленный такой разницей на расстоянии всего 180 км.

Участники щучинского фестиваля летают на своих самолетах буквально каждые выходные, в свободное от работы время. При желании, так можно даже в отпуск полететь. Правда, без семьи — самолеты не очень вместительные. Да и для полетов за границу требования более жесткие, но выполнимые. Прежде всего, нужно знать английский.

Сергей ставит в пример Щучин как место, где инфраструктура для малой авиации развивается благодаря самим любителям: «Кто-то берется за заброшенный аэродром, своими силами обкашивает, что-то восстанавливает и начинает летать. Люди все делают сами для себя».

Леонид Якубович уехал с аэродрома на военной машине, а потом улетел на вертолете Ми-8

Праздник авиации в Щучине закончился концертом группы «Дрозды» и гродненских музыкантов-виртуозов, дискотекой и фейерверком. На память о Дне города самые удачливые словили бумажные самолетики с поздравлениями, которые сбросили с одного из легкомоторных самолетов.

Причина первая: сверить часы по щучинскому «Биг-Бену» и переночевать на постоялом дворе

Камерный центр города с домами в два-три этажа — здесь начинается культурная жизнь Щучина, здесь она и заканчивается. Райцентр считается одним из самых небольших на Гродненщине. В этом своя прелесть: до достопримечательностей рукой подать.

Ленин в городском парке соседствует со «щучинским Биг-Беном». Так жители прозвали башню с часами, ведь у каждого провинциального городка большие амбиции. Каменную башню здесь построили еще в конце 19 века — как оберег, когда «деревянный» Щучин часто горел. Строение снесли из-за ветхости в 60-х годах прошлого столетия. Почти на этом же месте и появился местный «Биг-Бен».

Небольшие домики в центре города век назад принадлежали евреям. Здесь же располагались торговые ряды, так называемые щучинские сукенницы. На рынке продавалось сукно и сельскохозяйственная продукция. Сегодня вместо продавцов здесь любят прогуливаться мамы с колясками. Правда, окунуться в историю можно, если поселиться на бывшем постоялом дворе (сейчас это гостиница «Павлинка») и перекусить в недорогом кафе, открытом на месте корчмы.

К слову, есть сведения, что Шарль де Голль, попавший в плен в Первую мировую войну, был этапирован в Щучин, а потом в Ингольштадт. О пребывании в оккупированном городе Западной Беларуси упоминается в его дневниках.

За городским парком стоят ровесники по возрасту — костел и церковь. Такое соседство не случайно: в Щучине проживает равное количество католиков и православных. Костел Святой Терезы Авильской интересен не только как пример культовой архитектуры в стиле классицизма конца 19 века: на территории костела располагается здание коллегиума ордена пиаров. Нет, здесь не готовили рекламщиков, но созвучие присутствует. Школу основали монахи-пиары в конце 18 века. Образование было настолько хорошим, что выпускники поступали в высшие учебные заведения в Вильно. Коллегиум закрыли после польского восстания в 1832 году как рассадник вольнодумства: учителей и учеников подозревали в участии в бунте.

описание

Щучинский район, чья площадь составляет 1911,54 км2, находится в северо-западной части Гродненской области. Он граничит с Гродненским, Вороновским, Лидским, Дятловским и Мостовским районами, а также с Литвой.

Для этого региона в целом характерен плоский рельеф, поскольку большая его часть относится к Лидской равнине. Высшая точка, которая расположена близ д. Большое Можейково – 196 м над уровнем моря. Главными водными артериями являются Неман, а также его притоки Котра и Лебеда. Самые крупные озера – Берштовское, Долгое и Зубровское.

Административным центром является г. Щучин. Здесь также расположены г.п. Желудок и г.п. Острино. Территория района делится на 14 сельских и 2 поселковых совета. По данным 2018 года население составляло 39.375 человек, среди которых более 46% – этнические поляки.

Основу местной экономики образует сельское хозяйство, а также переработка его продукции. Однако у Щучинского района есть большой потенциал для развития. Его обеспечивают богатое культурное и в особенности природное наследие в сочетании с безвизовым режимом.

Под грифом «секретно»: о ядерном оружии и разведывательных воздушных шарах

Аэродром в Щучине был секретным до 60-х годов 20 века. Военный городок, естественно, был закрытым и имел собственную инфраструктуру — с домами для офицеров и казармами для солдат, столовой, баней, магазином, клубом и детским садом. «Попасть домой можно было только через КПП, предъявив удостоверение», — вспоминает Леонид Карпов — он прошел путь в Щучине от лейтенанта до полковника, получив отставку накануне расформирования этой части.

С 50-х годов здесь базировалось два полка: истребители и разведчики. Сам Леонид Ефремович из истребителей. Задача его полка была в том, чтобы «прикрыть» объекты от ударов с воздуха, уничтожить противника. Самыми напряженными он называет 50−60-е годы, пик «холодной войны» в воздухе. На это время пришлось больше всего вылетов по тревоге:

— Как только иностранные самолеты, как правило, американские, приближаются к западной и северо-западной границам, нам дают сигнал вылетать. Собираюсь за 8 минут, лечу к границе и начинаю кружить в боевой готовности. Мы друг друга не видим, но знаем местоположение друг друга. Так покружив, он улетает, и я возвращаюсь на базу, — вспоминает Леонид Карпов.

В то время самолеты поднимались в небо с… ядерным боекомплектом, говорит летчик. По рассказам, ядерное оружие хранилось в лесном массиве рядом с аэродромом. Якобы под склады использовали до сих пор сохранившиеся здания, напоминающие доты. Леонид Ефремович говорит прямо: «Врут» — оружие доставляли из Березы, что на Брестчине. К счастью, его так никогда и не применили. Как, впрочем, никого не сбили, если не считать провокаций:

— В качестве провокаций, к примеру, запускались воздушные шары с записывающей техникой. Мы вылетали, поражали цель, а шар не падал. Оказалось, что оболочка была сверхтонкой, и снаряд не разрывался, не встречая преграды, и проходил насквозь. Тогда мы получили сверхчувствительное оружие.

Полковник: «Мы реально готовились к войне с Америкой»

Всего в щучинской воинской части служило около полусотни летчиков. На них приходилось около сотни самолетов. Местные военные получали все новые модели советских конструкторов. Для истребителей эта была, как правило, линейка «МиГов», для разведчиков — «Яки», «Илы» и те же «МиГи». Техника истребителей хранилась в арочных железобетонных укрытиях, их было около 40, строились они с учетом бомбоударов. Самолеты разведчиков стояли на улице.

«Мы реально технически и морально готовились к войне с Америкой и ее союзниками», — говорит полковник. Головной болью летчиков было отставание от противника по высоте полета: самолеты американцев и англичан поднимались на 16−17 тыс. метров, когда популярный «МиГ-17» мог взять только 15 500.

Леонид Ефремович вспоминает, как в курилке разведчики возмущались хамством иностранных пилотов-разведчиков в эфире, которые передавали им приветы на ломаном русском: «Прывэт, Ваня! Не догонишь».

— Летчики понимали, что самолеты где-то над ними, локационные средства фиксировали активность, но «достать» их просто не могли. Так самые наглые иностранные разведчики беспрепятственно долетали даже до Минска и затем покидали наше воздушное пространство.

«Холодная война» в небе закончилась с окончанием «битвы вооружений»: отечественные самолеты смогли подниматься в небо на ту же высоту, что и противник. В конце 80-х Михаил Горбачев высказался о дружественных отношениях с Америкой, а в 1992 году военную часть расформировали. «Все варварски разворовывали: и провода, и оставшуюся радиотехнику, и уникальную светотехнику. Командирский пункт и вовсе подожгли», — сетует полковник.

Сегодня ГУ по охране и использованию имущества «Авиатор» «арочники» (арочные железобетонные укрытия) сдает в аренду. В одних разместились мастерские, в других — производства, в третьих — склады промышленной и сельскохозяйственной продукции. Два таких строения отдали гродненским пилотам.

В 2015-м полковник Карпов приехал на аэродром не просто так: уже по новой традиции он с пилотами-любителями сделает несколько кругов в воздухе. Но самое главное — встреча со своим «МиГ-19». «Реактивный истребитель, самолет-лидер в нашем полку, что означало максимальный налет для обнаружения недостатков в конструкции и эксплуатации. Я пролетал на нем не один год», — говорит Леонид Ефремович.

Его «МиГ» пока хранится на складе — ожидает своего места в качестве памятника, хотя долгое время простоял на постаменте в Щучине. Его сняли из-за якобы «архитектурного конфликта эпох»: самолет-памятник стоял напротив дворца Друцких-Любецких. В свое время из-за этого в городе назрел серьезный конфликт — большинство горожан, привыкших к местному авиационному колориту, требовало вернуть памятник на место. Местные власти пообещали, что, как только споры утихнут, «МиГ-19» займет свое место в городе. Ведь действительно, есть только миг между прошлым и будущим…

Причина пятая. Дворец Друцких-Любецких

Настоящей жемчужиной архитектуры, гордостью местных жителей является дворец Сципион дель Кампо и Друцких-Любецких.

Земли отошли во владение Друцких-Любецких в 1807 году, когда Франтишек Ксаверий женился на своей племяннице Марии Сципион дель Кампо. Именно ему местные краеведы приписывают идею строительства, а также сходство с Малым Трианоном, который находится в резиденции французских королей в Версале. Нам рассказали, что одно время он был послом Российской империи во Франции, вполне мог увидеть этот дворец, вполне мог позаимствовать его проектную документацию. Этот дворец по своей стилистике является памятником переходного периода от барокко к классицизму. Он по времени выпадает из того стиля, в котором строили в конце XIX – начале XX века. Автором проекта Щучинского дворца стал виленский архитектор Тадеуш Растворовский. Князья Друцкие-Любецкие владели зданием до 1939 года. В советские времена во дворце Сципионов располагался Дом офицеров. С распадом Советского Союза здесь были и магазины, и мастерские…

Сейчас здание приведено в порядок и является архитектурным украшением города.

Когда-то здание было окружено роскошным парком, но и сегодня в окружении деревьев дворец смотрится очень эффектно. Впрочем, по словам нашего гида, ни самих Друцких-Любецких, ни их дворец местные жители и шляхта не жаловали из-за их ориентации на Россию, а строение называли не иначе, как «неким москальским безобразием». 

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации