Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Московский сретенский монастырь

Послереволюционные годы

В январе 1918 года у монастыря отняли хозяйственные постройки и келейные корпуса. В 1922 году конфисковали церковное имущество, а в 1926 году монастырь закрыли, устроив там общежитие НКВД и тюрьму. Стены заклеили обоями, благодаря чему древние фрески храма сохранились. Позднее в соборе устроили гараж и реставрационные мастерские. На церковном кладбище построили среднюю школу.

В 1928 году снесли церковь Марии Египетской и Николая Чудотворца, разобрали колокольню, а колокола продали в Англию. Священников и монахов изощренно пытали, распинали на крестах, закапывали живыми в землю, расстреливали без суда. Земли Сретенского монастыря пропитаны кровью мучеников.

Сретенский монастырь: расписание богослужений

Богослужения в Сретенском монастыре в Москве проводятся по определенному графику.

  • Как правило, в будние дни с 6:30 служится Полунощница.
  • Божественная литургия начинается в 8:00.
  • Вечернее богослужение – с 18:00.
  • Пятничным вечером обычно вычитывается акафист Божией Матери.
  • По воскресеньям и праздничным дням Божественная литургия служится с 7:00 и с 10:00.
  • В Сретенском монастыре совершаются требы, как и в любом другом православном храме.

Расписание служб в Сретенском монастыре в Москве регулярно публикуется на официальном сайте, где отображается самая актуальная и достоверная информация. Перед посещением монастыря рекомендуем ознакомиться с текущим расписанием.

Сретенский монастырь сегодня

Сейчас в Сретенском мужском монастыре живут 50 насельников, главное дело которых – молитва. В монастыре служат 20 священников и живут 250 семинаристов. Сотни прихожан собираются в обители на праздничные службы.

Сретенский монастырь славится своим хором. Первый «большой» хор состоит из профессионалов высочайшего уровня. Он поет на торжественных мероприятиях и службах в монастыре, а также в Успенском и Благовещенском соборах Кремля. Второй хор состоит из студентов духовной семинарии и почти ни в чем не уступает «большому» хору. Поет на службах в монастыре, на концертах в нашей стране и за рубежом. В монастыре действует хор, состоящий из прихожан.

Территория Сретенского монастыря – оазис тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра.

Храмы монастыря

Сретенский собор

Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с г. Освящен 24 августа г.

Собор сооружен в г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.

В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.

Внутри в г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала г. собор вновь стал действующим.

Церковь преподобной Марии Египетской

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Построена в г. Придел Сретения Господня пристроен в г. фабрикантом А. Милютиным. В г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас — времени Александра I.

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

Храм святитель Николая Чудотворца

Храм находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Б. Лубянка — с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV — XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова».
В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.

Закрыт в г.; разрушен в г.

В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».

Сейчас на ее месте пустырь.

История основания ставропигиального мужского монастыря

В летописных документах Сретенский монастырь упоминается с 1397 года. Его строительство знаменует победу Василия I над Тамерлановым войском. Православный комплекс из дерева возвели близи Китай-города.

Место под церковь выбрано не случайно. В далеком 1395 году здесь высшим архиереем Киприан встречена Владимирская икона Божией Матери, вывезенная из Владимира на реке Клязьма. Состоялся торжественный молебен по случаю обретения иконы.

Со времени открытия церкви, ей была отведена важнейшая роль в столичной духовной жизни.

В 17 веке обитель перенесли из-за строительства каменных стен Китай-города.

Первой постройкой стала каменная часовня. Благодаря обильным взносам из казны, монастырь разрастался, обзаводился церквями и братскими корпусами.

Знаменательным стал 1737 год, когда огонь частично уничтожил монастырские здания. А с 1764 года наступили времена упадка обители, объявленной заштатной и более не финансируемой из царской казны.

В 19 веке началось возрождение монастыря. Во времена войны с Наполеоном в храме велись каждодневные службы. Монахи выхаживали раненых солдат, а скончавшихся хоронили на монастырском кладбище.

Колокола Сретенской обители слышались на дальние расстояния, а на территории находили приют многочисленные паломники.

В церковно-приходской школе проходили обучение дети православных верующих.

После революции 1917 года вновь наступает застой в истории монастыря. Настоятеля епископа Иллариона ссылают на Соловки, а монастырь ликвидируют. Помещения начинают использовать для хозяйственных нужд, что приводит к запустению и частичным разрушениям.

Реставрацию Сретенского храма начинают в 1958 году, а в 90-е годы происходит возвращение собора верующим. Лето 1996 года стало временем восстановления мужского монастыря.

В последний год 20 века открывается училище, впоследствии превратившееся в духовную семинарию.

Стоимость требы

Требами, совершаемыми в различных вероисповеданиях, называют религиозные обряды, выполняемые по требованиям и просьбам верующих. Требы не входят в обязательное суточное расписание богослужений.

Размер платы за богослужения по требованиям или запискам лучше узнавать непосредственно в храме.

Примерные суммы пожертвований за требы, выполняемые за здравие либо упокой:

  • обедня, включающая 10 имен в 1 записке – около 20 руб.;
  • сорокоусты на 1 имя около 150 руб.;
  • молебен и служба по умершему, содержащие 10 имен в 1 записке – 30 руб.;
  • псалтирь молитвенных песнопений 1 имя от 200 до 2000 руб., в зависимости от количества дней, на которые заказывается.

Святыни

Действующим в наши дни является собор Сретения Владимирской иконы, его строительство завершено в 1677 г.

В Сретенском комплексе располагаются два недействующих храма: Святого Николая и Марии Египетской, отстроенный в 1835 году.

Чудотворными иконами считаются:

  • изображение Владимирской Божией Матери;
  • лик монаха пустынника Серафима Саровского и его мощи.

В стенах православной обители хранятся останки святого Иллариона (Троицкого), рентгенография известной Туринского покрывала с изображением тела Христа, небольшая часть мощей преподобной Марии Египетской и частицы мощей Василия Великого, Иоанна Златоуста и других православных святых.

Война 1812 года и ее последствия

26 августа (8 сентября) во время Бородинского сражения из обители двинулся крестный ход с чудотворными иконами, который шел посреди обозов с ранеными русскими солдатами. Народ молил Пресвятую Богородицу спасти Москву и Россию от наполеоновской орды. Москву сдали, но Россия и вера православная остались невредимыми.

В Сретенском монастыре французов встретили несколько монахов, церковные ценности и казну вывезли в Казань. В разграбленных церквах солдаты жили, здесь же устроили лазарет. Ежедневно с риском для жизни монашеская братия молилась в уцелевшей церкви Николая Угодника об императоре Александре I и победе русского оружия.

После ухода Наполеона в монастырском лазарете монахи лечили русских солдат, здесь же, в обители, хоронили умерших. Так в Сретенском монастыре появилось кладбище участников Отечественной войны 1812 года.

12 декабря 1812 года от Сретенского монастыря прошел крестный ход по Москве с иконой Владимирской Божьей Матери: так освятили столицу после пребывания в ней врагов. Главнокомандующий Москвы граф Растопчин прочел донесения о новых победах русской армии. Из трофейных французских орудий, установленных у стен монастыря, прогремел салют.

Настоятели

  • Иона (1580)
  • Маркелл (1598)
  • Ефрем (упом. 1613 — упом. 1627)
  • Моисей (1634—1644)
  • Варлаам (1645—1648)
  • Дионисий (9 мая 1653 — октябрь 1657)
  • Дионисий (1674—1682) 2-й раз
  • Пахомий (1688—1691)
  • Корнилий (январь 1692—1693)
  • Моисей (Великосельский) (1693 — 26 февраля 1719)
  • Исаакий (1721—1726)
  • Феодор (Левонов) (23 февраля 1731 — 2 января 1732)
  • Евсевий (Леонов) (20 января 1732—1736)
  • Иаков (1737—1738)
  • Петр (Котляревский) (1740—1742)
  • Софроний (Зиминский) (1742—1744)
  • Лаврентий (Уваров) (1744 — 22 ноября 1757)
  • Максим (1758)
  • Иоасаф (? — ноябрь 1759)
  • Маркелл (Тросницкий) (4 ноября 1761—1765)
  • Антоний (Горский) (5 мая 1765—1767)
  • Антоний (Протопопов) (17 июля 1767 — 11 мая 1770)
  • Гедеон (1770)
  • Никон (1772—1778)
  • Арсений (упом. 5 января 1783)
  • Максим (Погудкин) (19 сентября 1805—1806)
  • Филарет (январь 1806)
  • Феофилакт (1806—1814)
  • Израиль (1819—1822)
  • Сергий (? — 31 августа 1836)
  • Мелхиседек (12 августа 1836 — 23 ноября 1842)
  • Ионафан (? — 24 мая 1853)
  • Виктор (Саврасов) (1853—1859)
  • Вениамин (Петухов) (1863—1872)
  • Виктор (Саврасов) (май 1872—1880) 2-й раз
  • Мелетий (1880—1883)
  • Антонин (Державин) (23 апреля 1883 — 25 октября 1883)
  • Серафим (Богоявленский) (21 февраля 1884 — февраль 1890)
  • Никон (1890 — ноябрь 1891)
  • Димитрий (Ключарёв) (16 ноября 1891—1904)
  • Никон (Нечаев) (1904 — 25 августа 1907)
  • Афанасий (Самбикин) (февраль 1908 — 28 октября 1919)
    • Сергий (Плаксин) (август 1918 — январь 1919) в/у
    • Леонид (Скобеев) (30 января — июль 1919) в/у
  • Гурий (Степанов) (1919—1920)
  • Иларион (Троицкий) (1920—1923)
  • Борис (Рукин) (1923—1926)
  • Тихон (Шевкунов) (1993—2018)

Стоимость требы

Требами, совершаемыми в различных вероисповеданиях, называют религиозные обряды, выполняемые по требованиям и просьбам верующих. Требы не входят в обязательное суточное расписание богослужений.

Размер платы за богослужения по требованиям или запискам лучше узнавать непосредственно в храме.

Примерные суммы пожертвований за требы, выполняемые за здравие либо упокой:

  • обедня, включающая 10 имен в 1 записке – около 20 руб.;
  • сорокоусты на 1 имя около 150 руб.;
  • молебен и служба по умершему, содержащие 10 имен в 1 записке – 30 руб.;
  • псалтирь молитвенных песнопений 1 имя от 200 до 2000 руб., в зависимости от количества дней, на которые заказывается.

История

Святая обитель Сретенского монастыря в Москве была основана в конце XIV столетия на месте обретения чудотворного образа Владимирской иконы Богоматери. Святыня помогла избавить Москву от нашествия хана Тамерлана. В 80-х годах XVII столетия был построен нынешний главный храм монастыря. Его освятили и назвали во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери. Немного позже возле храма возвели придел Рождества Иоанна Предтеча.

В начале XVIII столетия храмы украсили шедеврами древнерусского искусства — фресками. Они, кстати, сохранились и по сегодняшний день. В даты празднования Сретенской иконы из Успенского собора в Сретенский направлялся крестовый ход.

Историки отмечают, что православная святыня сыграла активную роль в избрании на пост царя — Михаила Федоровича, который был первым из династии Романовых. Тогда считалось за честь начинать богомолье царей, князей, митрополитов из молитв в Сретенском храме.

После прихода к власти коммунистов в 1917 году, обитель стала центром борьбы с безбожниками. В начале 30-х годов православный храм захватили советские власти, но усилиями патриарха Тихона и священномученика Иллариона монастырь возвратили. Однако в 1925-м святыню закрыли.

В 1930-м большая часть сооружений обители была разрушена. На ее территории велись расстрелы. В уцелевших помещениях разместились офицеры НКВД.

Только с 1990-х годов началось активное возобновление монастыря. В 1991-м был реконструирован и открыт приходской храм Сретенской Владимирской иконы Богоматери. Позже возведена колокольня, восстановлены четырех и пятиэтажные обители для монашеской братии, реконструированы старинные монашеские строения и помещения.

В 1995-м в честь памяти мучеников, которые были расстреляны на его территории, установлен поклонный крест.

Сегодня в монастыре проживают около 40 человек, которые делятся на два скиты: мужскую и женскую. Также при монастыре действует книжное православное издательство, которое публикует историческую, художественную, богословную и богослужебную литературу. Помимо этого несколько десятков лет назад было открыто высшее монашеское училище и организованы катехизические курсы, для людей, которые совсем недавно вступили в церковную жизнь.

Монастырь на новом месте

В XVII веке из-за возведения каменной стены Китай-города обитель перевели в ту часть Москвы, где она располагается сегодня. Все началось со строительства каменной часовни, но монастырь быстро разросся. Он получал щедрые пожертвования из царской казны, поэтому за короткое время здесь выросли храмы и братские корпуса.

Потом ситуация изменилась. В 1737 году в центре города случился сильный пожар, и огонь уничтожил несколько монастырских зданий. В 1764 году российская императрица Екатерина II провела церковную реформу. Обитель объявили заштатной, прекратили финансирование из казны, и разрешили жить в стенах монастыря не более чем семи монахам.

В XIX столетии московские митрополиты предприняли немало усилий по возрождению монастырской жизнь. Когда началась война с французами, в монастыре ежедневно проходили церковные службы, а в день Бородинского сражения из обители провели многолюдный крестный ход. Потом в монастырь привезли раненых русских солдат. Больных выхаживали, а те, кто умирал от ран, находили последний приют на кладбище монастыря.

К началу прошлого века обитель была широко известна, благодаря великолепным колокольным звонам. На монастырской территории существовали гостиница для паломников и церковно-приходская школа, а на здешнем кладбище хоронили представителей известных дворянских родов.

С приходом советской власти старинный монастырь закрыли не сразу. В начале 1920-х годов из храмов вывезли всю ценную богослужебную утварь, серебряные оклады и старинные иконы. Настоятеля монастыря епископа Иллариона арестовали и этапировали в ссылку под Архангельск. Потом его вернули в Москву, но вскоре опять заключили под стражу, судили и отправили на Соловки.

Монастырь ликвидировали в 1926 году. В стране шла активная антирелигиозная кампания, и были уничтожены все монастырские храмы, за исключением Сретенского собора. Верующие очень сожалели об утраченной церкви Марии Египетской — одной из самых древних в Москве.

Чтобы добротное здание бывшего собора не пустовало, его приспособили под общежитие для сотрудников НКВД. Потом в храме располагался гараж, а после него — мастерские реставраторов. В 1950-е годы на бывшем монастырском некрополе, где находились могилы участников войны 1812 года, выросло здание средней школы.

С 1958 по 1962 год фасады Сретенского храма отреставрировали. Тогда церковь еще не была восстановлена в правах, поэтому на обновленном храме не установили православные кресты. До 1990 года внутри храма находились реставрационные мастерские, и посторонних в здание не пускали.

В начале 1990-х годов старинный собор вернули верующим. Поначалу его сделали приходским, и здесь собирались члены возрождающейся церковной общины. Спустя два года храм получил статус подворья знаменитой Псково-Печерской обители.

Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Летом 1996 года на базе собора восстановили мужской монастырь. Постепенно на территории появились колокольня и ограда. А с 1999 года в обители открыли училище, которое вскоре переросло в духовную семинарию.

Сретенский монастырь: как добраться

Добираться до Сретенского монастыря очень удобно, ведь он находится в самом центре города, так что сориентироваться будет несложно ни москвичам, ни гостям белокаменной.

  • Конечно, комфортней всего путешествовать на собственном автомобиле. Если вы держите путь от Красной площади, двигайтесь по улице Большая Лубянка в сторону Сретенского переулка и увидите монастырь практически сразу после перекрестка. Если вы движетесь из северных районов Москвы, следуйте по Ярославскому шоссе или проспекту Мира по направлению к Красной площади, сверните налево на Садовом кольце и следуйте по маршруту: проспект Академика Сахарова – станция метро «Тургеневская» – внутренне кольцо Сретенского бульвара – улица Мясницкая – Бобров переулок – Милютинский переулок. Будьте уверены, белые стены монастыря, которые покажутся вам на Сретенском переулке, вы не пропустите.
  • А как добраться в Сретенский монастырь на метро? Возможно, даже удобней, чем на авто, ведь под землей нет ни пробок, ни светофоров, а неподалеку от самого монастыря расположились сразу несколько станций Московского метрополитена: «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сухаревская», «Лубянка».
  • Если вы предпочитаете наземный транспорт, смело выбирайте автобусы №№ м2, м3, м5 – м10, т25, 38, 144, 158, 904 и доезжайте до остановок «Улица Большая Лубянка», «Лубянка», «Тургеневская» или «Кузнецкий мост».

Бесценная святыня

На счету Владимирской иконы Божьей Матери есть еще два легендарных избавления от захватчиков. Одно произошло в 1451 году, когда ордынский царевич Мазовша, правнук хана Тохтамыша, сжег все московские посады, а накануне решительного штурма убежал от стен столицы после ночной вылазки горожан с иконой. Второе относится к 1480 году (избавление от Ахмата, стояние на реке Угре). Владимирская икона Божьей матери написана, согласно преданию, самим евангелистом и апостолом Лукой при жизни Марии на доске стола, за которым трапезничало Святое Семейство.

Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг, правление которого в начале XII века ознаменовалось обширной церковно-законодательной деятельностью, послал список с этой иконы Юрию Долгорукому. После того как был основан Сретенский монастырь, в Москве в него ежегодно 26 августа крестным ходом из Успенского собора доставляют Владимирскую икону Божьей Матери, спасительницы столицы от завоевания ее войсками Тамерлана.

Сретенский мужской монастырь

Сретенский мужской монастырь, расположенный практически в самом центре Москвы, имеет интересную и печальную историю.

Как нам сообщают летописи, монастырь был основан князем Василием I в. 1397 году на Кучковом поле после чудесного события, случившегося двумя годами ранее. В 1395 году, 26 августа, крестный ход встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесенный в город из Владимира-на-Клязьме (современного Владимира). На следующий день Тамерлан, стоящий со своим войском у стен Москвы, вдруг развернулся и увел войско на юг, таким образом, Москва была спасена. В память об избавления от нашествия и был основан Сретенский монастырь. Уже в те времена на этом месте стояла одна из древнейших московских церквей — храм Марии Египетской. Известный с 1385 года, в 1482 году храм был перестроен в камне, и вошел в состав монастыря.

Самая ранняя (и единственная) постройка, сохранившаяся до нашего времени — Собор Сретения иконы Божией Матери Владимирская был построен в 1679 году на средства, выделенные царем Федором Алексеевичем.

Сретенский монастырь сыграл важную роль в избрание на престол первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича, и всегда был ценим царской семьей. Практически каждое богомолье царей, патриархов начиналось именно в Сретенском монастыре.

Колокольня монастыря, фото 1882 года, вид с Б. Лубянки. Снесена.

В 1922 году из монастыря были изъяты все ценности, а тремя годами позже он был и вовсе закрыт. К 1930 году были разрушены практически все храмы и постройки монастыря, в том числе и храм Марии Египетской.

Церковь Марии Египетской перед сносом, 1930 год

Снос Николо-Сретенской церкви, 1928 год.

Позже на его территории, в оставшихся постройках, расположилось общежитие офицеров НКВД. Тут же, на территории монастыря, проводились массовые расстрелы.

В шестидесятых годах, на территории уничтоженного кладбища, где были похоронены участники войны 1812 года, была построена школа № 1216, в 2010 году переданная монастырю.

Вид на Сретенский собор с Большой Лубянки, фото 1967–68 года. Слева видно здание школы.

В начале 90-х в соборе монастыря были возобновлены службы, а в 1995 году и сам монастырь. Началось его восстановление. Была построена колокольня, восстановлены оставшиеся монастырские постройки, ограда вдоль Большой Лубянки. В здании бывшей школы открылась Сретенская духовная семинария, и крупнейшее издательство РПЦ.

Литература

  • Великие монастыри. 100 святынь православия / под ред. Л. Мартьяновой. — М., 2010. — 384 с.
  • Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М., 2012. — 544 с.
  • Иеромонах Иосиф. Московский Сретенский монастырь. — М., 1911. — 32 с.
  • Лажечников И. Походные записки русского офицера, изданные И. Лажечниковым. — М.: тип. Н. Степанова, 1836. — 286 с.
  • Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. — М., 2010. — 493 с.
  • Муравьев В. Московские легенды. По заветной дороге российской истории. — М., 2012. — 928 с.
  • Паламарчук П. Сорок сороков: Кремль и монастыри. — М., 1992. — Т. 1.
  • Рачинский Я. Во имя Пречистыя Богородицы честнаго Стретения»: к вопросу о первоначальном местонахождении московского Сретенского монастыря // Московский журнал. История государства Российского. — 2011. — № 11. — С. 78—86.
  • Русский синодик. Помянник Московского Сретенского монастыря. Исторический справочник. — М.: Московское подворье Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, 1995. — 302 с.
  • Смирнова О. Энциклопедия по святым местам центра России: в помощь путешествующим. — 2015.
  • Указатель церквей и часовен Китай-города / под ред. А. Лидова. — М., 1916. — 31 с.
  • Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / под ред. А. Лидова. — М.: Мартис, 1996. — 560 с.

Настоятели (наместники)

  • Иона (1580)
  • Маркелл (1598)
  • Ефрем (упом. 1613 — упом. 1627)
  • Моисей (1634—1644)
  • Варлаам (1645—1648)
  • Дионисий (9 мая 1653 — октябрь 1657)
  • Дионисий (1674—1682) — 2-й раз
  • Пахомий (1688—1691)
  • Корнилий (январь 1692—1693)
  • Моисей (Великосельский) (1693 — 26 февраля 1719)
  • Исаакий (1721—1726)
  • Феодор (Левонов) (23 февраля 1731 — 2 января 1732)
  • Евсевий (Леонов) (20 января 1732—1736)
  • Иаков (1737—1738)
  • Петр (Котляревский) (1740—1742)
  • Софроний (Зиминский) (1742—1744)
  • Лаврентий (Уваров) (1744 — 22 ноября 1757)
  • Максим (1758)
  • Иоасаф (? — ноябрь 1759)
  • Маркелл (Тросницкий) (4 ноября 1761—1765)
  • Антоний (Горский) (5 мая 1765—1767)
  • Антоний (Протопопов) (17 июля 1767 — 11 мая 1770)
  • Гедеон (1770)
  • Никон (1772—1778)
  • Арсений (упом. 5 января 1783)
  • Максим (Погудкин) (19 сентября 1805—1806)
  • Филарет (январь 1806)
  • Феофилакт (1806—1814)
  • Израиль (1819—1822)
  • Сергий (? — 31 августа 1836)
  • Мелхиседек (12 августа 1836 — 23 ноября 1842)
  • Ионафан (? — 24 мая 1853)
  • Виктор (Саврасов) (1853—1859)
  • Вениамин (Петухов) (1863—1872)
  • Виктор (Саврасов) (май 1872—1880) — 2-й раз
  • Мелетий (1880—1883)
  • Антонин (Державин) (23 апреля 1883 — 25 октября 1883)
  • Серафим (Богоявленский) (21 февраля 1884 — февраль 1890)
  • Никон (1890 — ноябрь 1891)
  • Димитрий (Ключарёв) (16 ноября 1891—1904)
  • Никон (Нечаев) (1904 — 25 августа 1907)
  • Афанасий (Самбикин) (февраль 1908 — 28 октября 1919)
  • Сергий (Плаксин) (август 1918 — январь 1919)
  • Леонид (Скобеев) (30 января — июль 1919)
  • Гурий (Степанов) (1919—1920)
  • Иларион (Троицкий) (1920—1923)
  • Борис (Рукин) (1923—1926)
  • Тихон (Шевкунов) (1993—2018)
  • Иоанн (Лудищев) (с 18 мая 2020 по 30 августа 2019)
  • архиепископВерейскийАмвросий (Ермаков) (с 30 августа 2019)

История монастыря

В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.

История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.

Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…

Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.

Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.

В 1993 году братство «Сретение» было переведено в соседний храм Успения в Печатниках (на Сретенских воротах); в Сретенском же монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря.

В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).

До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».

Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.

Фотобанк Лори

Сретенский монастырь: где остановиться

Для того чтобы ближе познакомиться с жизнью монастыря, стоит провести в Москве несколько дней. К сожалению, для паломников на территории монастыря не предусмотрено специальной паломнической гостиницы, поэтому придется подыскать что-нибудь поблизости, благо центр белокаменной изобилует отелями и хостелами.

  • В 400 метрах от монастыря расположились гостиница «Сретенская» (улица Сретенка, д. 15), оформленная в стиле русского фольклора, с обязательной резьбой и лепниной. Номер в этом четырехзвездочном отеле обойдется от 4000 рублей за ночь. Забронировать номера можно по телефону.
  • Нетрудно найти себе ночлег и подешевле. В районе Сретенского монастыря находится много демократических хостелов с самой разнообразной ценовой политикой. От хостела «УголОК на Чистых прудах» (бульвар Сретенский, д. 6/1, стр. 1, апарт. 40) до монастыря всего 200 метров, а стоимость ночлега для одного человека – от 500 рублей.
  • Около 600 рублей обойдется ночь в хостеле «HQ» (бульвар Рождественский, д. 10/7), который находится от монастыря не дальше, чем предыдущий.
  • От хостела «Art Gindza Hostel» до Сретенского монастыря придется пройти около полукилометра, но здесь ценовая политика начинается от 300 рублей.

Мощи Иллариона

К особо почитаемым в Сретенском монастыре относятся мощи Священномученика Иллариона.

Родился Илларион в 1886 году в семье священнослужителя в селе, расположенном в Тульской губернии. Всю жизнь он усердно учился, занимался научными трудами, а монашество принял в 1913 году.

После революции Илларион не отринул веру, продолжал вести службы и работу над историческими трудами. В 1921 году он подвергся аресту, поводом к которому послужила организация многолюдного молебна в стенах Сретенской обители.

Проведя непродолжительное время в тюрьме, архиепископ был освобожден и вновь взят под стражу через два года. После нескольких лет на Соловках Иллариона направили в Казахстан. В пути его ограбили, и он, страдающий от тифа, оказался в Ленинграде.

В декабре 1929 года 43-хлетний архиепископ скончался в горячечном бреду. Умирая он твердил, что обрел долгожданную свободу. При отпевании в измученном старце невозможно было узнать былого Иллариона.

За год до начала 21 века архиепископа причислили к лику святых и его святые останки были перенесены в Сретенскую обитель. День памяти – 15 декабря.

Черные страницы истории

Трагические события для монастыря наступили в 20-е годы XX столетия. Единственной признаваемой на всей территории советской России с 1922 по 1926 годы было церковное движение под названием «обновленчество», которое, по сути своей, было приспособлением к новой власти с целью выживания. Оно активно боролось с патриархом Тихоном. Как только Сретенский монастырь в 1923 году перешел из обновленчества в патриаршую юрисдикцию, начались проблемы, а в 1925 обитель закрыли. До 30-го года многие здания монастыря безжалостно сносились. Мотивировка – расширение улицы, одной из центральных, поскольку Сретенский монастырь, адрес в Москве которого – улица Большая Лубянка, 19, находился в самом сердце столицы. Среди разрушенных строений были и храм преподобной Марии Египетской, и Храм святого Николая.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации