Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Спасский собор андроникова монастыря

Храм разрушали и перестраивали

Во время нашествия Наполеоновских войск на Москву, в 1812 году, собор сильно пострадал, сгорел и обрушился купол, полностью погиб иконостас.

В ходе последующих ремонтных работ и реставрации, расширили храм, растесали дверные проемы, увеличили окна. Роспись практически полностью была уничтожена, остались лишь фрагменты руки Рублева на откосах окон храма.

Фрагменты росписи на откосах храма, принадлежащие кисти Андрея Рублева

Уже в 1813 году здание было полностью восстановлено, но в течение XIX века еще несколько раз перестраивалось.

В пожаре сгорело практически все, начиная от купола и заканчивая внутренним убранством. Остался целым и невредимым лишь ковчег с мощами первых настоятелей монастыря, причисленных к лику святых преподобных Андроника и Саввы.

В 1848 году архитектор П. А. Герасимов возводит новый восьмигранный барабан с высоким шатром.

С северной стороны пристраивается придел в честь преподобного Андроника, первого настоятеля монастыря.

С южной — придел во имя Успения Пресвятой Богородицы, все три крыльца здания и паперть кроется железом.

При перестройках изменяется и иконостас. Изначально четырехъярусный, с изысканным декором, он превращается в классический, характерный для XIX века, монументальный и сдержанный.

В 1867 году его сменяет новый пятиярусный иконостас с позолоченной резьбой.

А в 1918 году Спасо-Андроников монастырь закрыли, из храма всю утварь растащили. Пропали и святые мощи преподобных Андроника и Саввы, доселе хранившиеся в Спасском соборе.

Алтарь Спасского собора, после реставрации роспись стен решили не восстанавливать.

В девяностых годах восстанавливают первоначальный образ храма

Еще через год в храме развернулась издательская деятельность и мастерская иконописцев. А в 1993 году фасадную часть собора украсили живописным образом Спаса Нерукотворного.

Подобный был здесь в древние времена и принадлежал кисти Андрея Рублева.

Чтобы выдержать храм в первоначальных традициях в этом же, 1993 году, было получено разрешение и открыты раскопочные работы по поиску места первого престола.

Памятная табличка художнику иконописцу Андрею Рублеву, последней работой которого была роспись Спасского собора Андроникова монастыря

Патриарх московский Алексий II одобрил розыскные работы и благословил приход на дальнейшие исследования, почтив храм личным присутствием.

Во время изысканий были найдены двенадцать резных каменных блоков первоначальной постройки и установлено, что работы проводились вблизи от месторождения известняка. Из такого же камня возводились здания московского Кремля.

Во время раскопок в храме  были найдены мощи шести монахов XV века.

В 1995 году приходу передается, а в 2000-м реставрируется и восстанавливается здание монастырской часовни «Проща», ранее находившееся на улице Тульской.

По прошению прихода улице присваивается имя преподобного Сергия Радонежского. В часовне производятся панихиды и молебны, здесь же находится церковная лавка.

Получив право на земельный участок рядом с монастырем, в 2000 году приход начинает строительство храма во имя великого Князя Дмитрия Донского, который был освящен в 2015 году.

В том же году приобретается земля, где ранее был уничтожен колодец, ископанный игуменом Андроником на берегу Яузы. На этом месте сейчас установлен поклонный крест.

Расписание богослужений

Если вы относитесь к числу людей, приехавших в Москву, чтобы получить благословение от церковнослужителей, отстоять литургию в монастыре, то следует знать, в какие дни и когда будет возможно совершить эти действия. (см. о чем просят Спиридона Тримифунтского?)

Для прихожан Андроников монастырь открыт с понедельника по вторник и с пятницы по воскресение, и принимает гостей с 11:00 до 18:00. Но касса во все эти дни работает до 17:15.

В четверг время приема посетителей меняется, с 14:00 до 21:00.

В Монастыре вы сможете поставить свечи святым, попросить благословения у батюшки, помолиться за здравие или упокой родственников.

Архитектура внутри храма

Внутри храма четыре столба выглядят совершенно иначе. Они выполняют функцию построения внутреннего убранства, а именно делят помещение на три части.

Эти столбы держат цилиндрический свод. Он вместе с осевыми линиями выстраивает под куполом крест. Плоские и узкие выступы, располагающиеся вертикально, создают вид большого, высокого помещения. Это оптическая иллюзия.

Свободным зал делает отсутствие княжеских хоров (это совокупность внутренних балконов и открытых галерей).

Но данные особенности не делают собор совершенно пустым. Внутри человек видит остатки росписи на стенах. Эти шедевры русской иконописи принадлежали Андрею Рублеву, он занимался росписью монастыря в XV веке

Факт того, что эта историческая личность участвовала в оформлении церковного учреждения, говорит о важности для князей этой святыни

Последним человеком, занимавшимся убранством обители, был Даниил Черный. Он писал на фресках в Андрониковом монастыре в XVIII веке.

Узкие окна интересно играют со светом внутри храма. Световые вертикальные прорези в солнечную погоду создают равномерное освещение. Оно привносит во внутреннее убранство эффект чистоты, организованности и прозрачности. (см. Собор Василия Блаженного)На окнах имеется орнамент в виде цветов на ярко синем фоне.

Монастырь в XX веке

Монастырь был закрыт советской властью в 1918 году. На его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти, в лагере проводились массовые расстрелы. В 1922—1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930—1940-х годах там располагались также учреждения наркомата обороны.

В 1929—1932 годах уничтожена колокольня монастыря, вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого, 13 сентября 1927 года — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв, воины, погибшие во время Северной войны 1700—1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Фёдор Волков, меценат Павел Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы.

Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит Петру Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы Петра Максимова и Бориса Огнева.

Спасский собор

Исследованиями Барановского и Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.

Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком Игорем Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублёва. Но в «хрущёвскую оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре Михаила Алпатова, Николая Воронина, Варвару Адрианову-Перетц, Дмитрия Лихачёва выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26.10.1956).

В 1959—1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.

Спас из Гавшинки — самый древний экспонат Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре.

После повторного письма академиков Алпатова и Сергея Герасимова Никита Хрущёв был вынужден разрешить официальное открытие Музея Андрея Рублёва в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). В собрании музея находятся произведения иконописцев круга Дионисия и Андрея Рублёва и другие шедевры, в числе которых икона «Спас Вседержитель» первой половины XIII века.

В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница.

В 1993 году под престолом Спасского собора обнаружено неизвестное захоронение, которое пока не идентифицировано. По утверждению Сергея Никитина, два из них с высокой долей вероятности принадлежат преподобным Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.

История собора

За время существования собора он был свидетелем многих исторических событий и хранит немало тайн.

Первое деревянное здание

Существует предание, согласно которому появление Спасского собора связано с именем московского митрополита Алексия. В предании говорится об эпизоде, сыгравшем немаловажную роль в основании обители. Легенда гласит, что в 1357 году на пути из Константинополя корабль, на котором находился митрополит, попал в сильный шторм. Святитель Алексий неустанно молился, но шторм не утихал. Тогда он дал обет построить в Москве храм, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, если останется жив. Шторм тут же прекратился. Было это Божьим проведением или стечением обстоятельств, но день возвращения митрополита совпал с празднованием церковного праздника Спаса Нерукотворного.

Никто точно не знает, когда построен собор, и какой он был. Предполагают, что в 1357 году было возведено первое здание собора. Изначально это была деревянная церковь, которая позже погибла во время пожара.

Место для строительства монастыря было выбрано неслучайно. Он основан на пересечении двух оживленных путей. Одна дорога, начинающаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), шла на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, через Таганскую площадь, вела на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.

В память о бухте, в которой митрополит укрылся от бури, застигшей его при возвращении из Константинополя, один приток Яузы был назван Золотым Рожком, и позже одну из улиц Рогожской слободы переименовали в Золоторожский вал.

Возведение и основание каменного собора

После пожара на месте сгоревшего храма был выстроен каменный. Считается, что построен он в 1360—1380 гг. Между 1390 и 1427 годами собор был вновь перестроен. Белый камень («яузский известняк»), из которого он построен, добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Новый белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представлял он собой небольшой однокупольный четырехстолпный храм.

Историческая судьба

Храм несколько раз горел. Во время нашествия Наполеона в 1812 году был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего город: сгорел иконостас, обвалился купол. Но прочные каменные стены собора все же уцелели.

Реставрация и модернизация церкви

До 1850 года под руководством архитектора Герасимова продолжалась реставрация и модернизация церкви: был восстановлен купол, покрыта железом кровля, снова расписаны стены, установлен новый иконостас, достроена паперть и два боковых придела.

После Октябрьской революции монастырь упразднили. На его территории находился лагерь для заключенных. В 1922—1928 гг. в монастыре была колония для беспризорников. В 1928 году обитель была передана заводу «Серп и Молот», в зданиях монастыря, в том числе и в храмах, жили рабочие.

Несмотря на то, что собор неоднократно реставрировался, к XX веку он находился в плачевном состоянии. В 1934 году Спасскому храму грозил полный снос вместе с другими зданиями монастыря.

Ученым удалось провести основательное исследование, по результатам которого была доказана большая историческая и культурная значимость собора. В 1959—1960 годах он вновь был отреставрирован. Здание обновили, и был восстановлен его первоначальный облик. В 1989 году в Спасском соборе прошло первое богослужение. Сейчас собор действует как приходской храм.

Современное положение

Сегодня «Ансамбль Андроникова монастыря» — объект культурного наследия федерального значения.

Архитектурный ансамбль впечатляет своим величием, он напоминает старинный замок. Знаменит монастырь и тем, что здесь жил и творил Андрей Рублев, поэтому его называют колыбелью иконописи России.

В честь иконописца в 1985 году на территории монастыря, в парке возле Святых ворот был возведен памятник.

В 1990-х годах на территории храма были начаты раскопки, в результате которых обнаружены остатки первоначального пола из плинфы, древний престол и захоронения. Вполне возможно, что в этих могилах покоятся основатель монастыря Андроник Московский и его ученик Савва Московский.

В 2003 году в северо-западном секторе раскопок обнаружено еще одно захоронение. Выяснилось, что это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти лет. Скорее всего, погребение является перезахоронением монахов. Судя по месту нахождения останков — на северо-запад от алтаря, предположительно, что это могилы святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила. Но доказать это пока не удалось.

31 марта 2010 года монастырь Спасо-Андроников посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в нем малое повечерие.

Монастырь в XVIII — начале XX веков

В —1756 годах стены монастыря были отстроены в камне. По проекту архитектора Р. Р. Казакова на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. (по высоте уступала только колокольне Ивана Великого). В нижнем ярусе на средства купца С. П. Васильева была устроена церковь святого Симеона Богоприимца.

Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.

В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации —1779 годов к собору пристроили крытую паперть.

В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора.

В —1850 годах собор был значительно переделан по проекту П. А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырёхскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.

Архитектура и убранство сооружения

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, примечательна не только историческими фактами, но и красивой архитектурой.

Внешний вид

Спасский собор представляет собой небольшой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм, который является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества. Святыня стоит на высоком белокаменном основании — подклете. Стены увенчаны несколькими рядами стрельчатых закомар. С запада, севера и юга расположены высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, обрамленными перспективными порталами. Над западным входом — «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне — алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из них имеет больший размер. Фасады разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах).

Основной объем Спасского собора — небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами:

  • первый (нижний)— килевидные закомары;
  • второй и третий — кокошники.

Завершает строение большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Внутреннее оформление

На всех стенах имеются окна, поэтому свет проникает сюда со всех сторон. Равномерное освещение храма придает ему волшебный вид. На стенах можно увидеть следы былой росписи — элементы зооморфных и растительных композиций.

К 650-летнему юбилею монастыря в иконостасе собора были установлены праздничные иконы. На северной стене — большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем»: впервые созданные образы святых игуменов монастыря.

Росписи Андрея Рублева

Согласно житию Сергия Радонежского, стены храма расписывали Андрей Рублев и Даниил, но из-за сильных повреждений от их росписи сохранились лишь фрагменты в простенках окон.

В некоторых источниках сказано, что Андрей Рублев с Даниилом Черным отправились в Москву специально для того, чтобы расписывать собор. Через несколько лет по прибытию в монастырь иконописец оставил этот мир и был там же похоронен. История гласит, что это была его последняя работа.

Становление Андроникова монастыря

Настоятелем в новом монастыре стал один из любимейших учеников Сергия Радонежского монах Андроник, со временем причисленный православной церковью к лику святых, после чего монастырь и стал называться Спасо-Андрониковым.

Место, где стоит святая обитель, интересно и с исторической точки зрения.

По этой дороге можно было попасть из Первопрестольной вглубь России — Нижний Новгород и далее на Урал и в Сибирь. Со временем тракт стали называть Владимиркой, которая начиналась недалеко от Андроникова монастыря (сегодня — это Шоссе Энтузиастов).

История Спасо-Андроникова монастыря связана и с Куликовской битвой. Практически рядом с обителью благословил в поход войско Дмитрия Донского митрополит Киприан.

Побывали в монастыре, не с доброй миссией, литовские князья Ольгерд и Кейстут, а также Тохтамыша и Наполеон.

Именно солдаты последнего ворвались в сентябре 1812 года под покровом ночи в святую обитель и разграбили ее. Через пару дней в монастыре возник пожар, который перекинулся на территорию от горевшей и стоявшей по-соседству Сергиевской церкви.

После пожара французы разбили в Спасо-Андрониковом монастыре свой лагерь и в качестве дров начали использовать иконы.

В 1420 году, при игумене Александре, был возведен из камня Спасский собор, который занял место прежнего — деревянного. Расписывали его стены такие известные древнерусские иконописцы, как Даниил Черный и Андрей Рублев. Последний из них принял здесь постриг и продолжительное время оставался в обители, но уже как монах. Оба мастера умерли в этих стенах и были похоронены на территории монастыря (к сожалению, место захоронения утеряно).

Последним надгробную плиту видел, якобы, историк Миллер, посещавший Андроников монастырь в конце XVIII столетия.

Стоит отметить, что в давние годы рядом с обителью возник некрополь, где проводили погребение аристократической знати старой Москвы. Здесь упокоились родители и многочисленные родственники российской царицы Евдокии Лопухиной, представители именитых родов Барятинских и Трубецких. Надгробие над усыпальницей последних исполнил известный скульптор Иван Витали, чьи фонтаны до сих пор украшают современный город.

История Спасо-Андроникова монастыря связана и с именем протопопа Аввакума, который просидел в местном погребе без света и еды, к тому же закованный в цепи, трое суток, после чего был переведен уже в наземное помещение и удерживался там еще около трех месяцев.

В XVII столетии святая обитель стала «божедомской», т.е. здесь начали отпевать людей, которые умерли внезапно или насильственно.

В конце восемнадцатого столетия на территории монастыря была построена внушительных размеров надвратная колокольня. Автором это чуда стал архитектор Родион Родионович Казаков.

Первоначальный план строительства подразумевал, что колокольня будет превышать такое же строение в Кремле — колокольню Иван Великий, но Павел I не стал рушить старомосковскую традицию о высотности и повелел размер ее уменьшить.

Святыни монастыря

Главной святыней монастыря является икона основания — Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители. Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре. В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни. 

С возрождением прихода была обретена икона преподобных Андроника и Саввы Московских Чудотворцев. Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал «Андрониковский сборник» конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья». Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилищах обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря. Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренной обители, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме. 

В арках алтарных окон сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.

Особенно следует отметить обретение шести святых мощей при раскопе в алтаре Спасского собора. В 1993 году при проведении строительных работ по устройству фундамента престола обнаружили основание древнего престола с частицей нетленных мощей в истлевшем деревянном ковчеге и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные колоды — ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев о святости мощей свидетельствовало чудесное благоухание, которое при открытии колод волнами то появлялось, то исчезало. Люди, не знающие что за алтарной преградой в раскопе происходило открытие мощей, заметили благоухание у входа в храм и обратились к археологам с вопросом: «Какое масло вы там пролили?»

Вместе с мощами сохранились принадлежности монашеского облачения: параман (плетеный кожаный крест, опоясующий тело монаха), плесницы (кожаная обувь), кожаный пояс с металлической пряжкой.

Опубликовано:

Спасо-Андроников монастырь

Самоделки из двигателя от стиральной машины

Пришедшую в негодность стиральную машину не стоит сразу выбрасывать. Особенно, если присутствуют достаточно развитые навыки работы с ручным инструментом и есть привычка возиться в мастерской. Различные самоделки из двигателя от стиральной машины могут быть крайне полезны в домашнем хозяйстве.

Какие бывают двигатели

От класса и возраста машинки зависит то, какой двигатель окажется в руках. Если речь идет о старой, советской – это будет асинхронное устройство открытого типа, достаточно надежное.

Двигатель от старой стиральной машины барабанного типа имеет мощность в 180 Ватт, однако он очень удобен для самоделок, поскольку имеет отличные показатели крутящего момента.

В других случаях в руки может попасть:

  • двухскоростной двигатель от стиралки с фиксированными 350 и 2800 об/мин;
  • коллекторный агрегат, который при прямой подаче напряжения без регулировки разгоняет вал до 12-15 000 об/мин;
  • двигатели от современных стиралок самых разных классов, поскольку сегодня производители часто не следуют общему стандарту оснащения.

Сразу стоит упомянуть инверторный двигатель, которым оснащается самый современный стиральный автомат.  Для запуска такого агрегата необходима схема управления.

Она должна вначале преобразовать переменный ток в постоянный, а затем – создать новый сигнал и менять частоту выходного напряжения для регулирования оборотов на валу.

Но если в наборе к двигателю есть и силовая электроника от стиральной машинки – это будет крайне полезное дополнение.

Как подключить и запустить двигатель

Самый полезный совет: при демонтаже помечать все провода и по возможности снимать и дополнительные элементы, подключенные к силовому агрегату.

Одна из частей ответа на вопрос, как запустить двигатель от стиральной машины и не сжечь его (если речь идет об асинхронном, от старых аппаратов) – использование пускового конденсатора. Другие типы двигателей могут иметь свои особенности.

Найти информацию о подключении можно как в справочной литературе, так и в интернете. Может меняться конкретная емкость конденсатора или другие параметры схемы.

Действовать нужно аккуратно, не спеша, принимать меры предосторожности, пользоваться изолированным инструментом. Если при демонтаже контакты и приходящие провода были помечены, запустить двигатель от стиральной машины не составит труда

При этом стоит, в зависимости от типа агрегата, следовать инструкции и принимать меры предосторожности. Например, двигатель от стиралки желательно закрепить и проследить, чтобы вал был освобожден и при вращении не задел-затащил посторонние предметы

Если при демонтаже контакты и приходящие провода были помечены, запустить двигатель от стиральной машины не составит труда

При этом стоит, в зависимости от типа агрегата, следовать инструкции и принимать меры предосторожности. Например, двигатель от стиралки желательно закрепить и проследить, чтобы вал был освобожден и при вращении не задел-затащил посторонние предметы

Шлифовальный станок или точило из движка стиралки

После того, как с электрическим подключением закончено, и двигатель стиральной машины ожил, можно приступать к изготовлению самоделок. Самая распространенная – небольшое точило. Если использовать круг от болгарки, можно резать пластиковые трубы, алюминиевый уголок.

Можно приспособить двигатель для работы в роли шлифовальной машины, для этого на вал помещается круговая насадка с мелкой или крупной шкуркой. Список работ выглядит следующим образом:

  1. Двигатель должен быть надежно закреплен. Удобнее всего это сделать на небольшой доске, которую затем легко разместить на столе, верстаке, любой удобной поверхности.
  2. Крепить электродвигатель старой стиральной машины можно на уголки или круговыми хомутами из полоски оцинкованной стали. Для компенсации вибрации и электроизоляции в последнем случае подкладывают резину между двигателем и крепежом.
  3. Асинхронные двигатели от старых барабанных стиралок имеют открытую конструкцию, куда попадает пыль, влага, опилки. Это может вызвать замыкания и сбои самого различного типа. Поэтому при креплении самый выгодный вариант – целиком «обнять» двигатель полосой оцинкованной стали.

Подсоединить патрон или место посадки шлифовального камня, круга для болгарки, насадки для шлифовки можно несколькими способами:

  • Нарезать резьбу посадки зажимного патрона непосредственно на валу.
  • Сварить переходник из нескольких труб разного диаметра. На одной стороне рассчитывают посадку шлифовального круга, на другой — внутренний диаметр трубки должен соответствовать габариту вала. Данную часть переходника разогревают, набивают на вал, после остывания части очень плотно и надежно соединяются.

Стоит отметить, что зажимной патрон для дрели является самым привлекательным вариантом, если только не хочется сделать точило с камнем. В него легко поместить практически любой инструмент: сверло, фрезу, шлифовальную круглую головку, насадку с проволочной щеткой для сдирания краски, войлочный блок. Нет сложности и в изготовлении переходника для круга болгарки.

Такой станок может собрать даже начинающий домашний мастер и использовать в самых разных целях. Главное – правильно выполнить подключение двигателя и потратить некоторые усилия на формирование надежного крепления рабочего агрегата.

Но есть и замечания.

Если в распоряжении есть только высокооборотистый двигатель, рекомендуется не снижать его обороты, а сделать отдельный блок с собственным валом, и передавать на него вращающий момент через шкив с понижающим коэффициентом.

Другие самоделки на основе схемы точила

Приведенные выше работы придется проделать, если хочется получить и другие, самые разнообразные станки. Это может быть:

  1. Токарный по дереву. Двигатель 180 Ватт от старой стиралки позволит, прилагая малые усилия, не спеша, обрабатывать цилиндрические заготовки. Обязательно понадобится подобие задней бабки для упора заготовки. Это обезопасит вал двигателя от боковых нагрузок.
  2. Барабанный шлифовальный. Для этого используется деревянный цилиндр большого диаметра, по центру которого проходит стальной пруток, один конец которого зажимается в патрон двигателя, другой — крепится в подставке на подшипник. Поверхность оклеивается шкуркой, можно точить ножи, лезвия рубанков при наличии приспособлений для выдержки угла, выполнять другие операции.

Сразу отметим, пилорама из двигателя стиралки не получится – не хватит крутящего момента.

А вот мебельщикам и другим домашним мастерам по нраву придется идея изготовления горизонтально-сверлильного приспособления для работы с эксцентриковыми крепежами:

  1. Изготавливается станок, как рассказано выше, с зажимным патроном на валу.
  2. Делается опорная, направляющая полка, горизонтальная, на такой высоте, чтобы ось вала проходила по центру торца плиты ДСП или детали из дерева.
  3. В патрон вставляется сверло, деталь подается горизонтально, отслеживать глубину сверления можно визуально.

Для создания места установки кругового эксцентрика достаточно воспользоваться дрелью, вертикальным сверлильным станком и фрезой нужного диаметра. Эта операция не требует высокой точности. Главную, ответственную задачу точного сверления канала для цилиндрического штифта выполнит станочек из двигателя от старой стиралки.

Заключение

В вопросе самоделок из старой стиралки все решает фантазия и конкретные инженерные навыки исполнителя.

Легко сделать фрукторезку, газонокосилку со стальными ножами, электрокосу со струнным резальным блоком, даже установку для общипывания перьев с тушек курей и уток.

Строители легко приспосабливают старые стиралки даже для замешивания бетона и современных смесей. Главное – вдумчиво подходить к решению поставленной задачи.

Не только стиральная машина может стать основой для различных самоделок. Подарить вторую жизнь можно и микроволновке, холодильнику, пылесосу. Если же вы не умеете или просто не хотите использовать отжившую свой срок технику, от нее можно избавиться различными способами, описанными в этой статье.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации