Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Суздаль. спасо-евфимиев монастырь. стены, башни, окружающая территория

Монастырь как музей

Монастырь не действующий, а функционирует как музейное-архитектурный комплекс Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Советуем почитать: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Доступны для осмотра 9 экспозиций:

  1. Золотая кладовая (в Никольской больничной церкви);
  2. Русская икона (в Архимандритском корпусе);
  3. Книжные сокровища шести столетий (в Архимандритском корпусе);
  4. Благовестники. Колокола XVIII — XX веков (в Успенской трапезной церкви);
  5. Сплетение судеб (в Братском корпусе);
  6. История Суздальских монастырей (в Братском корпусе);
  7. Интерьер Спасо-Преображенского собора;
  8. Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории (в тюремном корпусе);
  9. Дмитрий Пожарский — национальный герой России (в надвратной Благовещенской церкви).

В рамках экскурсионных программ посетители музея узнают множество интересных фактов о жизни национального героя Дмитрия Пожарского, увидят уникальные фрески Гурия Никитина на стенах Спасо-Преображенского собора. Экспонаты Братского корпуса повествуют об истории монастыря и становлении православия на Руси.

В Архимандритском корпусе хранится собрание икон XVIII-XX веков, в Никольской церкви находится уникальное собрание изделий прикладного искусства.

Тем, кто серьёзно увлекается искусством, понравится наблюдать за работой реставраторов.

Туристическая информация

На карте

Ближайшая к монастырю остановка общественного транспорта «Сквер им. Пожарского».
Из центра города можно доехать на городских автобусах №1, №3.

Время работы

ежедневно с 10:00 до 18:00,
в субботу с 10:00 до 19:00.

Санитарный день: 29.10, 26.11, 24.12, 28.01, 25.02, 18.03, 29.04.

Проездная башня

Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.

Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.

Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами — кирпичными наличниками, карнизами и поясками.

Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI — первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.

Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.

Архитектурный ансамбль

Здания Спасо-Евфимиева монастыря состоят из белого камня, ни одно из них не похоже на другое, у каждого своя история, своя специфика, выстроенная за века:

  1. Фамильный некрополь князей Пожарских. Его несколько раз разбирали, а в конце XX века вовсе снесли и оставили только памятную плиту. В 2008 году была построена точная копия, основанная на архивных документах. На месте некрополя когда-то был захоронен Дмитрий Пожарский.
  2. Спасо-Преображенский собор. Настоящая жемчужина монастыря. Веками он рос из маленькой деревянной церквушки до живописного собора. Здесь находятся росписи мастеров конца XVII века — одна из главных экспозиций монастыря.
  3. Никольская больничная церковь. Находится с востока от Спасо-Преображенского собора. Представляет собой скромный стационар для монастырской братии. Здесь питались и молились монахи, которым нездоровилось. Сейчас в здании размещен музей «Золотая кладовая».
  4. Монастырская звонница. Уникальное здание со сложной структурой построения. Разнообразно украшенная галерея звонов из трех пролетов, приближенная к псковской архитектуре. На башне, соединяющей столп и аркаду, размещен пустой круг, вероятно, предназначенный для часов (хотя некоторые исследователи интерпретируют его символическим образом).
  5. Благовещенская надвратная церковь. Когда-то монастырь имел менее широкие границы. Вероятно, в эти времена данное здание исполняло роль въездной башни. Самая красивая часть церкви — южная. Паперть украшают 5 живописных окон с висящими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками.
  6. Успенская трапезная церковь. Это хозяйственное здание, однако туристов привлечь ему есть чем. Церковь интересна не только своей архитектурой, но и структурой: несколько хозяйственных этажей показывают, как был устроен быт людей давних времён.
  7. Братский келейный корпус. Здесь жили монахи. Здание поделено на несколько секций, в каждой по две комнаты-кельи. Фасады украшены аскетично-скромным образом: только оконными наличниками с кокошниками и пилястрой на южной стороне.

KaterinaK

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие стены разной высоты, которые венчают башни монастыря (насчитывается 12 башен). Именно они указывают на то, что мужской монастырь был вынужден существовать в боевой готовности.

Более подробно о каждом объекте можно узнать на экскурсиях в Суздале или на официальном сайте монастыря.

KaterinaK

Спасо-Преображенский собор

На протяжении 1507-1511 гг, был возведен храм, вместо церкви, пострадавшей от пожара, располагавшейся над Евфимовской могилой. Через 83 года рядом с монастырём построили здание больших размеров, и на фоне новой постройки церковь стала не такой величестенной.

Первоначально, храм был очень похож на собор Суздальского кремля. Перестройки изменили облик монастыря на более строгий, больше напоминающий монумент. Пилястры разделили стены на несколько частей. Очень грамотно выстроена галерея у стен собора, а красивая четырехскатная кровля из пяти барабанов завораживает.

Барабаны декорированы с помощью резьбы по камню с узкими и высокими окнами. Приделы храма также выполнены с куполами, только меньшего размера. Периметр храма задекорирован колонками.

Живопись на стенах храма сохранилась и по сей день. Потому и сегодня любой желающий может полюбоваться прекрасной работой иконописцев из Костромы, которых возглавили прекрасные мастера Гурий Никитин и Сила Савин.

Недалеко от алтаря нанесены изображения князей и царей России (династия Романовых), деяния которых церковь рассматривала как божественные. Стены в Евфемиевском приделе украшены расписными фресками с изображением жития его основателя.

На востоке захоронен Пожарский. Позже мавзолей разобрали, на его месте установили крест из камня. Восстановить часовню удалось в 2009 году, освящение которой состоялось в ноябре с участием первых лиц страны.

Спасо-Преображенский собор

По праву это главное сооружение всего музейного комплекса. Рядом с ним находится Евфимьевский придел — место, где хранятся мощи Преподобного Евфиема, первого игумена обители. Собор возводился в XVI веке, чуть позже, уже XVII веке он был оформлен росписью снаружи. Внутри здания стены расписаны по эскизам художника Гурия Никитина, известного на Руси своими фресками в Соборах городов Золотого кольца и его помощника Силы Савина.

Сцены из этапов жизни Преподобного Евфимия изображены в приделе, в самом соборе – фрески с обликом царя Михаила Федоровича и его сына. Роспись хорошо сохранилась, как и убранство Сбора. Можно получить большое эстетическое удовольствие от созерцания отделки амвона, живописной росписи куполов и атрибутики усыпальницы Преподобного Евфимия. Около Собора на площади расположена Звонница и Трапезная успенская церковь.

Из истории

7 июля 1445 года рядом с обителью произошло сражение между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами под руководством царевичей Якуба и Мануша, сыновей хана Улу-Мухаммеда.

Василий II с полуторатысячным войском нанес поражение воинам царевичей и они отступили, но когда князь стал их преследовать, татары неожиданно повернули назад и нанесли сокрушительный удар по русскому войску.

В бою Василий II сражался смело, но получил ранение и в результате он и его двоюродный брат Михаил Верейский, сын Андрея Пожарского, были взяты в плен. В соответствии с кабальным договором 1 октября 1445 года они были освобождены. Видимо, по условиям договора была заплачена немалая сумма, а также несколько городов были отданы на кормление.

Предположительно, по этому договору, в Мещере было создано Касимовское ханство, первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда — царевич Касим.

Одержав победу, татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, но обитель не сожгли и не ограбили.

Спасо-Преображенский собор

Рядом с Успенской трапезной церковью возвышается огромный многоглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в 1594 году. Первоначально это был небольшой деревянный Спасский храм, поставленный над могилой Евфимия Суздальского. В 1507 году старую церковь разобрали по причине ветхости и малых размеров и начали возводить собор, который спустя несколько десятилетий был включен в новый собор в качестве Евфимиевского придела. Своими геометрически ясными формами и многоглавием он напоминал собор Рождества Богородицы в Суздальском кремле.

В XVIII веке вокруг собора была построена галерея-паперть. Во второй половине XIX века с севера пристроили придел Сергия Радонежского. В результате перестроек строгий облик собора, характерный для традиций белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков, был значительно искажен.

Спасо-Преображенский собор и монастырская звонница

Спасо-Преображенский собор

Высокий иконостас собора был утрачен в XX веке, но, к счастью, уцелели фрески 1689 года работы костромских иконописцев под руководством знаменитого мастера Гурия Никитина (ок.1620-1691). Он известен, в частности, своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и др., написал немало икон. Помощником Гурия Никитина был Сила Савин, артель насчитывала десять иконописцев. Фрески Спасо-Преображенского собора — последняя или одна из последних работ мастера.

Спасо-Преображенский собор, портал

Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов.

Икона на столпе изображает (слева направо) преподобного первого игумена обители Евфимия Суздальского (1316-1404), святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (начало XIV века — 1385), по благословению которого был построен монастырь и преподобного Сергия Радонежского (1314?-1391).

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора

Фрески Спасо-Преображенского собора

Фрески Спасо-Преображенского собора

Сень и рака с мощами преподобного Евфимия Суздальского

Амвон

Фрески Евфимиевского придела иллюстрируют житие преподобного Евфимия Суздальского. Со всеми подробностями переданы основные вехи жизненного пути святого.

Фрески Спасо-Преображенского собора, Евфимиевский придел

Придел святого Евфимия с мозаикой «Спас на троне», которая первоначально находилась над входом в мавзолей Пожарских

Проездная башня

Наиболее впечатляет своей красотой Проездная башня. Высота башни 22 метра, шатер на самом верху четырехугольной башни увенчан башенкой и дополнительно украшен флюгером. Место под башенными арками сейчас занимают билетные кассы. Нижняя часть стен оформлена киотами для икон, Христа Спасителя и преподобного Евфимия. Выше на башне находятся бойницы, самой богато украшенной частью здания является ее верхняя часть, здесь в изобилии использованы декоративные обрамления, карнизы.

Сквер у входа к башне украшает скульптура, выполненная архитектором Захаровым в 1995 году. Это памятник князю Пожарскому, усыпальница с его мощами, как дань памяти великому историческому деятелю, расположена на территории монастыря.

Справа от Проездной башни на территории монастыря находится зеленая зона. Это огород и фруктовый сад, естественная атрибутика монастырей, вид монастырского послушания, впрочем, весьма полезный. Здесь и сейчас выращиваются лекарственные растения и есть фруктовые посадки, а рядом с ними обустроена детская площадка.

Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря

Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.

Спасо-Преображенский собор

Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.

Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.

В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.

Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.

Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.

Успенская трапезная церковь

Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.

Звонница монастыря

Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.

Никольская церковь

Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.

На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.

Братский и тюремный корпуса

Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.

Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.

Благовещенская церковь

Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.

История создания и развития монастыря

Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.

Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.

Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.

Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно. Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века

Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.

Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми. Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма

Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

  • Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
  • Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
  • Федор Шаховский, декабрист;
  • Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
  • священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.

Годы советской власти

Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.

И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.

Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.

В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.

С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.

Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.

Мужской Спасо-Ефимьевский монастырь в Суздале

0 оценило

Спасо-Евфимиев монастырь — это мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии РПЦ, расположенный в Суздале на левом берегу реки Каменки.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Ефимьевский монастырь внесён в список охраняемых объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, как Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, является памятником архитектуры федерального значения. Спасо-Евфимиев монастырь входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История Спасо-Ефимьевского монастыря

Монастырь основан как крепость в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, для защиты города от врагов и изначально был Спасо-Преображенским. Уже позже стал именоваться в честь святого преподобного Евфимия Суздальского — Спасо-Евфимиев.

Первоначальные деревянные постройки до нашего времени не сохранились, существующий ансамбль монастыря построен в XVI—XVII веках на пожертвование князей, крупные вклады в строительство монастыря были сделаны князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и остальными.

7 июля 1445 года возле монастыря была битва русских войск Василия II с казанскими царевичами Махмудом и Якубом и их войсками.

В конце XVI века построен главный Спасо-Преображенский собор, который сохранился до наших дней.

По приказу Екатерины II в 1766 году в монастыре была организована тюрьма для «безумствующих колодников», посему сюда ссылали различных неугодных власти людей:

  • с 1820 содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который умер в 1832 году;
  • в 1829 году здесь умер сошедший с ума декабрист Фёдор Шаховской;
  • в 1826 году здесь был заточён предсказатель Авель, по приказанию императора Николая I, а 29 ноября 1841 года он здесь умер и был похоронен в Никольской церкви;
  • с 1869 года сюда был сослан лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, скончался здесь же в 1877 году;
  • с 1894 по 1902 год в монастырской тюрьме сидел архангельский благотворитель Василий Рахов;
  • в 1900 году четыре месяца в тюрьме провёл основатель движения чуриковцев — Иван Чуриков;
  • в XIX веке сюда сслыались раскольнические (старообрядческие) священнослужители, такие как: Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий.

Судьба монастыря в советское время

В 1923 году Спасо-Ефимьев монастырь стал политическим изолятором, а в 1935 году — тюрьмой особого назначения. Сюда, также как и до революции, ссылались политзаключённые.

В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастырской тюрьме организовали проверочно-фильтрационный лагерь, где проходили проверку военные, побывавшии в плену и окружении противника. Всего за годы работы через него прошли более 8 тысяч человек.

В 1943 году тюрьма стала лагерем военнопленных.

В 1946 году в монастыре была организована воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников, сначала для мальчиков, а после бунта в 1947 году — для девочек.

С 1968 года монастырь работает как музей: были отреставрированы корпуса, восстановлены колокольни.

Объекты монастыря

  • Собор Спаса Преображения
  • Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • Больничная церковь св.Николая Чудотворца
  • Колокольня с церковью Рождества Иоанна Предтечи
  • Киворий
  • Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского
  • Архимандритский корпус (1628-1660 гг.)
  • Больничные покои при Никольской церкви (1669 г.)
  • Тюремный корпус («Крепость» XIII в.)
  • Братский (келейный) корпус (1628-1660 гг.)
  • Главная проездная башня (конец XVII в.)
  • Башни и стены ограды
  • Северные ворота

Посещение Спасо-Евфимиева монастыря

Монастырь открыт для посещения туристами, вход платный. Стоимость единого билета для посещения — 400 рублей для взрослых.

Билет включает в себя посещение следующих экспозиций:

  • Территория монастыря
  • Спасо-Преображенский собор
  • «Книга шести столетий»
  • «Суздальская тюрьма»
  • «Дмитрий Пожарский — национальный герой России»
  • «Золотая кладовая»
  • Музей наивного искусства России
  • «Русская икона 18 — начала 20 века»
  • «История суздальских монастырей»
  • «Сплетение судеб»
  • Музей реставрации «Побеждая время…»

Монастырь открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00.

Автомобиль у монастыря можно поставить на платной парковке через дорогу.

  • Россия
  • Владимирская область
  • Суздаль

Интересные факты

Со Спасо-Евфимиевым монастырём связана история сражения между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами. Произошло это в июле 1445 года рядом с обителью. Когда Василий II обратил в бегство татар и стал их преследовать, они резко развернулись и нанесли ответный разгромный удар.

Храбро сражавшийся Василий II был ранен, и вместе с двоюродным братом Михаилом Верейским, сыном Андрея Пожарского, оказался в плену. Освободили пленников согласно кабальному договору, условия которого предусматривали немалую сумму.

В Мещере было создано Касимовское ханство. После победы татарские царевичи Якуб и Мануш остановились в Спасо-Евфимиевом монастыре. Однако обитель не ограбили и не сожгли.

Стены и башни активно реставрируют

Множество преданий относятся к монастырской тюрьме — одному из самых суровых мест заключения в России.

В 1826 г. сюда заточён предсказатель Авель, который был через 15 лет был похоронен за алтарём Никольской церкви.

В 1841 г., после долгих пыток, в монастырской камере скончался известный декабрист, князь Ф. П. Шаховской. В темнице завершил земной путь и монах-прорицатель Василий Васильев.

В XIX в. в тюрьме находились старообрядцы Аркадий, Конон и Геннадий. Летописи свидетельствуют о том, что священнослужителям помог освободиться писатель Л. Н. Толстой.

Чудеса преподобного Евфимия Суздальского

Некоторый приезжий боярин из Новгорода был одержим нечистым духом. Он попытался получить исцеление у раки преподобного Евфимия, но не мог подойти. Наконец, его удержали силой, и несчастный, отслушав по повелению явившихся ему свт. Николы и прп. Евфимия божественную литургию, почувствовал совершенное освобождение от бесовского над ним глумления. Писатель жития был очевидцем подобного же чуда над неким умоисступленным Симеоном. Безумный юноша Герасим также по молитвами преподобного приобрел у его раки здравый смысл.

По молитвам чудотворца Евфимия у его св. мощей получил исцеление отрок Иван, который в течение трех лет лежал расслабленным.

Вышним попечителем о своей обители был однажды наказан монастырский келарь Киприан, который увлекся человекоугодием и подобострастием к богатым гостям, а братией пренебрегал и даже лишал трапезы. Св. Евфимий предостерегал и вразумлял его в двух сновидениях, угрожая погубить жезлом и пожечь горящею свечою; но Киприан, хоть и обещал исправиться, быстро забывал об этом и не предавал должного значения своим снам. За это его постигло полное расслабление во всем теле. Принесенный к раке угодника Божьего, Киприан прилюдно исповедовался в своем согрешении и вся братия стала свидетелями его чудесного исцеления. Этот случай передал впоследствии летописцу старец Патрикий черноризец, который и на себе самом удостоился испытать чудодейственную силу преподобного.

Служа обители еще в мирском звании с именем Петра, он занимался ловлею рыбы для братии и вдруг впал в болезнь «студеную яже есть трясавица». Тогда Петр с верою воззвал к угоднику Божию о помощи, и св. Евфимий, явившись болящему в сновидении, осенил его крестом. Пробудившись, Петр почувствовал себя так, как будто и не был никогда болен, и с радостью поспешил на свое дело.

Тот же летописец повествует о целебной силе медового кваса Евфимиевой обители. Житель одной из ближайших весей шесть месяцев был одержим тяжкою болезнью, которая большей частью у древних летописцев названа «трясавицею» (лихорадка). Изнеможенный больной поручил своему брату принести медового квасу от чудотворца Евфимия. Но на обратном пути томимый жаждой брат стал размышлять в себе, что едва ли принесет больному пользу этот квас и что лучше пойти к знахарям. Соблазняясь такими мыслями, брат выпил квас сам, но тут внезапно почувствовал себя худо. Тогда ему явился муж в белых ризах, в митре и с седой бородой, и гневно сказал: «Как смел ты пренебречь даром Божиим? Возвратись в монастырь, приложись к раке и поспеши к брату своему». Брат вернулся в обитель, покаялся, исцелился сам и принес больному медовый квас. Испив целебный напиток, болящий сподобился увидеть благословляющего его преподобного и почувствовал себя совершенно здоровым.

К памяти преподобного Евфимия особым образом благоговел предводитель нижегородского земского ополчения смутного времени князь Димитрий Михайлович Пожарский. Перед решающими событиями 1612 года он попросил благословения и молитвенной помощи о спасении Отечества у раки Суздальского чудотворца. Укрепленный молитвой и заступничеством преподобного, князь Пожарский вернулся к ополчению и продолжил свой поход, который смог освободить Россию от иностранной интервенции. Отсюда понятно, почему в службе преподобному Евфимию Суздальскому подвижник назван «вторым Сергием». Когда в 1642 году князь Димитрий Пожарский скончался, он был погребен в Спасо-Евфимиевом монастыре, в родовой усыпальнице, около алтаря Преображенского собора.

Заключение в Спасо-Евфримиевом монастыре

Восемнадцатый век ознаменовался для монастыря частым заточением власти неугодных лиц. Здесь организовали место для заключения так называемых безумцев. Позже, в заточении оказывались и люди в здравом уме, которые противоречили политике государства и церкви. Монастырь стал местом для заточения многих представителей духовенства, староверцев, сектантов, а также декабристов, участвовавших в восстании Пугачева.

Помещенные в тюрьму не могли знать, когда освободятся, так как никому не разъясняли, на какой срок их посадили. Чаще всего, освобождение происходило после исправления или по кончине.

Многие невиновные люди, которые были неугодны власти, были заточены в монастырь. Обвинения таким людям предъявляли в непосещении церкви, или в непризнании священников. Также, действия, которые могли мешать кому-то за пределами храма, не редко становились причиной заточения.

Людей, заключенных в тюрьму не переодевали, они находились в своих вещах.

В 1923 году на месте монастырской тюрьмы был организован лагерь, где занимались с теми, кого не устраивал Советский Союз. Спустя 12 лет, НКВД обустроило здесь тюрьму особого назначения.

В Великую Отечественную Войну в Спасо-Евфримиевый храм привозили советских людей, которые были в плену. По некоторым данным, в течение 12 месяцев тут проверили больше 8 тысяч человек. Большая часть таких людей отправлялась в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и уничтожалась.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации