Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Петергоф. собор святых петра и павла

Строительство собора Петра и Павла в Петергофе

Неофициальная часть работ была начата в 1894 году — построены домик чертежной и конторы, сараи для хранения материалов, вырыт котлован под фундамент храма. 25 июля 1894 года дочь императора, великая княгиня Ксения Александровна сочеталась браком с великим князем Александром Михайловичем, а один из приделов будущего храма должны были освятить во имя преподобной Ксении Миласской. Александр III связал эти факты и назначил дату торжественной закладки собора ровно через год — 25 июля 1895 года, в первую годовщину свадьбы любимой дочери. К сожалению, сам он не дожил до этого дня, скончавшись в Ливадии через три месяца, 20 октября. Николай II не стал менять назначенную дату, но сам на торжественную закладку не явился.

Если рассчитать время от даты закладки до торжественного освящения собора, то получится, что его строительство продолжалось ровно десять лет без одного месяца. Четыре года ушло на возведение стен, еще четыре — на отделочные работы, два года продолжалась роспись храма.

Вокруг собора был разбит сквер, а рядом построено здание для церковно-приходской школы. Одновременно возводились здания котельной и электростанции — Султанов, памятуя о духоте в Крестовоздвиженской церкви, предусмотрел в своем проекте и вентиляцию, и отопление. Такая забота о клире и прихожанах была в новинку для того времени.

Интересно, что главный храм Петергофа, расположенный в непосредственной близости от северной столицы, был выдержан в стиле московского зодчества XVI-XVII веков. Он построен из кирпича — не только из обычного красного, но и из желтого, который использовался как элемент украшения. Кроме того, при строительстве использовался серовато-белый камень и зеленые изразцы, так что собор приобрел очень нарядный вид. Увенчанный золотыми куполами и украшенный узорчатыми коньками, он напоминает московские храмы, но выглядит при этом не пестро, а по северному сдержанно и гармонично.

К храму ведут четыре крыльца: северное, южное и два западных. Кроме того, с западной стороны к храму прилегают колокольня и часовня, что тоже было новшеством в те времена — обычно эти сооружения ставились отдельно, но Султанову удалось спроектировать их как одно целое с храмом, сохранив при этом их величественный вид.

Забота архитектора о людях, будь то клир или прихожане, видна во многих архитектурных деталях, на первый взгляд незначительных. Так, при каждом входе было предусмотрено помещение для верхней одежды, нечто вроде гардероба. Как мы помним, храм отапливался — так зачем же людям париться в шубах, которые к тому же делают человека в два раза толще и занимают слишком много места? Выход на улицу тоже пролегал через теплые сени.

Строя храм невдалеке от северной столицы, архитектор подумал и о непредсказуемой северной погоде, которая вполне могла проявиться проливным дождем или даже снегом на раннюю Пасху. На этот случай Султановым была предусмотрена крытая галерея для крестного хода в плохую погоду, проходившая внутри собора под апсидами. Воистину, прихожане должны были молиться за своего архитектора!

Торжественное освящение собора Апостолов Петра и Павла в Петергофе состоялось 25 июня 1905 года в присутствии императорской фамилии — Николая II с императрицей Александрой Федоровной. Боковые приделы святого Александра Невского и преподобной Ксении были освящены спустя два месяца — 28 августа 1905 года.

Как добраться до Собора Св. Петра и Павла

Петропавловский собор располагается совсем недалеко от Верхнего и Нижнего парков Петергофа. Я доходила буквально за 3-5 минут. При желании вы можете как начать знакомство с достопримечательностями Петергофа с собора, так и закончить. Ниже я вам расскажу, как же можно добраться из Санкт-Петербурга непосредственно к святыне.

Адрес: Санкт-Петербургский проспект, дом 32.

Электричкой

От станции «Новый Петергоф» вы можете прогуляться, идти придется около 3,5 км по извилистым и тихим улочкам, наслаждаясь тишиной и отсутствием людей, чем явно не сможет похвастаться центр Петербурга в пик туристического сезона. Альтернативный вариант – сесть на автобус №350, 352 или 356 и проехать до остановки «Торговая площадь». Выйдя на ней, вам уже не понадобится помощь в поиске собора, вы увидите его сразу же.

Автобусом

Это отличный вариант в замену электрички, с которой вам придется пересаживаться на автобус или топать и топать несколько километров до собора от станции. Лучшее, что предлагает общественный транспорт Санкт-Петербурга, это сесть на автобус №200 или 210 на станции метро Автово (60 рублей). Помимо того, что вы проведете в дороге всего лишь 40-50 минут, наслаждаясь видами на различные дворцы и замки в Стрельне по пути, вы еще сможете получить эстетическое удовольствие от посещения метро Автово, которая сама является шедевром искусства.

Автомобилем

К сожалению, этот способ не является самым быстрым, но зато он самый комфортный. Проезжая по пути домик Петра I, парк Александрия, Константиновский дворец вы сможете на каждой из этих точек остановиться и сделать отличные фотографии на память. Очевидно же, что это будет проблематично, если вы будете ехать на автобусе и тем более на поезде. Главный минус автомобиля заключается в том, что вам придется выбирать между двумя путями — либо ехать по Петергофскому шоссе и, скорее всего, стоять в пробках, либо мчаться со скоростью 100-120 км/час по КАДу, да и еще платить за проезд по нему (и тогда вы точно пропустите все интересности в дороге).

Лично я посоветую вам все-таки ехать по шоссе, если нет пробок (заранее можно проверить это в каком-нибудь из навигаторов). Шоссе – точно лучший вариант для начинающего водителя. В остальном, КАД намного больше подходит для тех, кто точно знает, зачем и куда он едет и не планирует делать никаких остановок по пути. Так или иначе, в зависимости от дорожной ситуации в городе и при выезде из него, вы проведете в дороге от 1 часа.

Парковка

Я обычно совмещаю посещение собора с одним из окружающих его парков. Лучше всего машину оставить через дорогу от центрального входа в Верхний парк- как я уже говорила, идти вам придется буквально 3-5 минут. Если же вы целенаправленно приехали в собор, то рядом с ним есть отличная бесплатная парковка.

Архитектура и убранство

Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII веков. Рассчитан на 800 человек.

Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров.

Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами.

На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии.

Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня.

Для того, чтобы освещать внутренние помещения в шатрах, были сделаны окна. Они используются в настоящее время в туристических целях, так как из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие. Между шатрами расположена галерея.

Главный придел был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Миласской; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской.

Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев.

Главный майоликовый иконостас был сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. В центре на широком тябле в большой арке находилось серебряное Распятие с предстоящими.

Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Образа для иконостасов были написаны на бронзовых досках В. П. Гурьяновым.

В северо-восточной части храма была устроена исповедальня; в северо-западной — «часовня для покойников».

В часовне собора имелись лишь два захоронения — генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Трепова (1855—1906), над могилой которого находилась мраморная надгробная плита, и его супруги Софьи Сергеевны Треповой, скончавшейся в 1915 году. В конце 1930-х годов их захоронения были вскрыты властями, а останки вывезены в неизвестном направлении (из гроба Д. Ф. Трепова была изъята сабля).

Немного истории

Постройка собора началась в конце 19-го века. О необходимости постройки этого места говорил тот факт, что практически все церкви Петербурга и Петергофа были сделаны исключительно для царской семьи, таким образом ставя простых прихожан в очень неудобное положение. Приказ возвести собор именно в этом месте был отдан самим царем Александром III. Работы велись с 1894 по 1905. Освящен новый собор был уже в присутствии императора Николая II.

Вплоть до 1934 года в собор собирались жители всей округи на службы, венчания, крещения и молитвы. Затем под влиянием антирелигиозной политики СССР здание было закрыто и подверглось разграблению. Золотая облицовка куполов была содрана, были вынесены кресты и иконы. То, что когда-то радовало глаз любого проходящего мимо человека, привлекало каждого зайти внутрь, превратилось в печальное зрелище. Во времена войны здесь укрывались немецкие войска, поэтому северная сторона, с которой выглядывал на Финский Залив наблюдатель за передвижениями судов, была полностью разрушена.

Лишь в 80-х годах начались работы по реставрации храма. К 1989 году они были завершены. В том же году верующие добились того, что здесь приказали учредить церковь. В начале 90-х годов было восстановлено убранство. Тем не менее, некоторые остаточные реставрационные работы ведутся и по сей день.

Архитектура и убранство

Проект храма послужил основой проекта Царскосельского Екатерининского собора.

Собор был каменный, построен из кирпича на бутовом фундаменте. Купола храма были покрыты медью, а крыша — белым железом. Длина храма составляла 25,6 м; ширина — 18,5 м; высота с крестом — 33 м. Колокольня не была построена; колокола же помещались в арке над входом.

В закомарах находились барельефы, изображавшие Всевидящее Око, святых Николая Чудотворца, Марии Магдалины, царей Константина и Елены, Архангела Михаила, царицы Александры, Александра Невского и княгини Ольги. У входа в храм располагались изображения евангелистов и святых апостолов Петра и Павла.

Подвал в храме отсутствовал, но под алтарем была устроена ризница, в которую из алтаря вела лестница. Над притвором размещались хоры.

Первоначально в храме был один престол — во имя святых апостолов Петра и Павла; в 1890 году, после реконструкции собора, был устроен придел Вознесения Господня.

Трехъярусный иконостас церкви с византийскими мотивами изготовил известный резчик по дереву В. Захаров. Иконы были написаны академиком В. К. Сазоновым.

Среди достопримечательностей в храме находились:

  • Покровцы, вышитые шёлковым гарусом императрицей Александрой Фёдоровной, принесённые в дар в мае 1897 года.
  • Парчовые облачения духовенства, поднесённые императрицей к столетнему юбилею полка в 1903 году.
  • Крест из горного хрусталя, украшенный аметистами. Дар герцога Евгения Максимилиановича Романовского 10 (22) августа 1898 года.
  • Образ Страстей Христовых («Истязания Христа»), написанный Чезаре да Сесто на дереве. Прислан из Эрмитажа 15 (27) апреля 1838 года.
  • Мундиры императоров Николая I, Александра II и Александра III и шефа полка великого князя Николая Николаевича.
  • Сабля великого князя Николая Николаевич, украшенная бриллиантами, которой он был награждён в Русско-турецкую войну 1877—1878 годов.

В крипте храма был погребён генерал-адъютант А. П. Струков (1840—1911).

Расписание богослужений

Собор Святого Петра

Внутреннее убранство

С 20 октября 2018 г. до конца месяца богослужение происходит по следующему расписанию:

  • 20 октября. 9:30 — Часы, Божественная Литургия. В 17:00 — Всенощное бдение.
  • 21 октября. Начиная с 9:30 проходит Божественная Литургия. 17:00 — Молебен с Акафистом святым Царственным страстотерпцам.
  • 22 октября. В 9:30 начинается Божественная Литургия.
  • 23 октября. Начиная с 9:30 – Божественная Литургия, затем в 17:00 начинается Молебен с Акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
  • 24 октября. Начало в 9:30 с Литургии. 17:00 — Вечерня с Акафистом пред иконой Божией Матери «Всецарица».
  • 25 октября. Служба начинается в 9:30. С 17:00 — Утреня полиелейная.
  • 26 октября. Начинается Литургия в 9:30. В 17:00 — Панихида.
  • 27 октября. В 9:30 начинается Божественная Литургия, в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 28 октября. Начиная с 9:30 проходит Божественная Литургия. 17:00 — Молебен с Акафистом святым Царственным страстотерпцам.
  • 29 октября. В 9:30 — Божественная Литургия.
  • 30 октября. Начиная с 9:30 – Божественная Литургия, затем в 17:00 начинается Молебен с Акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
  • 31 октября. Начало в 9:30 с Божественной Литургии. 17:00 — Вечерня с Акафистом пред иконой Божией Матери «Всецарица».

История создания храма

Россия XIX века была глубоко верующей страной, поэтому в каждом городе строилось по несколько церквей и храмов. Не исключением стал и Петергоф. Город, где находился Большой дворец, нуждался в не уступающем ему по красоте и величию храме.

Церкви, которые уже стояли на территории Петергофа, были малы по размерам и не могли вместить всех верующих. Некоторые из них служили исключительно для военных или членов императорской семьи и их приближенных. Простым смертным в такие церкви вход был запрещён. Поэтому Петергоф остро нуждался в просторном и открытом для всех верующих храме.

Когда в 1892 году Александр III узнал о ходатайстве заведующего придворным духовенством Иоанна Янышева о возведении нового храма, он не раздумывая выделил под него самое живописное место на берегу Ольгина пруда. Целый год несколько знаменитых архитекторов участвовали в конкурсе на лучший план строительства. Победителем соревнования в итоге стал талантливый архитектор и реставратор Николай Владимирович Султанов.

В 1894 году началось возведение собора. Главным строителем был выбран Василий Антонович Косяков. За его плечами уже было несколько соборов в Санкт-Петербурге и пригородах. Закладка храма самим Иоанном Янышевым произошла 25 июля 1895 года. Он был полностью построен и отделан за 9 лет.

Освящение собора было назначено на 12 июня 1905 года, которое по традиции проводил протопресвитер Иоанн. На этом событии присутствовали члены императорской семьи. А 28 августа того же года были освящены приделы святого Александра Невского и преподобной Ксении. Для проведения обрядов были приглашены протоиереи Николай Кедринский и Петр Благовещенский.

Во владения храма были отданы часовня, воздвигнутая в честь преподобного Иосифа Песнописца, и обустроенный вокруг здания зелёный сквер. После революции Петропавловский храм был переведен в статус собора. Он осуществлял свою деятельность вплоть до 1938 года, пока не был подписан приказ о его сносе.

Но планам правительства не дано было осуществиться. В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая разрушила множество бесценных памятников архитектуры. Не стал исключением и собор Святых Петра и Павла. Он потерял северную стену во время осады немецкого корректировщика. После окончания войны помещение собора использовалось под склад.

Только в 1972 году историческая значимость храма была восстановлена. Он был взят под опеку государственных органов и был причислен к категории памятников истории и культуры. Согласно плану реставрации собор должен был стать музеем или концертным залом. Но в 1989 году было решено оставить зданию религиозный статус и сохранить его ценность для потомков.

Архитектура и убранство

Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII веков. Рассчитан на 800 человек.

Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров.

Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами.

На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии.

Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня.

Для того, чтобы освещать внутренние помещения в шатрах, были сделаны окна. Они используются в настоящее время в туристических целях, так как из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие. Между шатрами расположена галерея.

Главный придел был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Миласской; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской.

Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев.

Главный майоликовый иконостас был сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. В центре на широком тябле в большой арке находилось серебряное Распятие с предстоящими.

Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Образа для иконостасов были написаны на бронзовых досках В. П. Гурьяновым.

В северо-восточной части храма была устроена исповедальня; в северо-западной — «часовня для покойников».

В часовне собора имелись лишь два захоронения — генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Трепова (1855—1906), над могилой которого находилась мраморная надгробная плита, и его супруги Софьи Сергеевны Треповой, скончавшейся в 1915 году. В конце 1930-х годов их захоронения были вскрыты властями, а останки вывезены в неизвестном направлении (из гроба Д. Ф. Трепова была изъята сабля).

История

Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на большое количество церквей, в городе не было храма, способного вместить большое количество прихожан — рядовых жителей.

Ходатайство через министра Иллариона Воронцова-Дашкова дошло до Александра III, который лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда.

На конкурс были назначены императором архитекторы Леонтий Бенуа, Николай де Рошефор, А. И. Семёнов и Николай Султанов. Весной 1893 года Александр III утвердил проект храма, разработанный Султановым.

В 1894 год начаты подготовки к строительству храма: вырыт котлован, устроены временные сараи и дом чертежника.

Закладка храма протопресвитером придворного духовенства Иоанном Янышевым состоялась 25 июля (6 августа) 1895 года. Работами руководил архитектор Василий Косяков. Строительство собора велось на средства министерства императорского двора. За четыре года было возведено само здание, затем три года шли штукатурные работы, работы по отоплению и вентиляции. Последние два года производилась роспись храма, устройство иконостаса. Вокруг храма был разбит сквер. Тогда же были построены здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции.

Освящён собор был 12 (25) июня 1905 года тем же протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии императорской семьи. Боковые приделы во имя святого Александра Невского и преподобной Ксении были торжественно освящены в один день — 28 августа (10 сентября) 1905 года. Придел святого Александра Невского был освящён пресвитером собора Зимнего дворца протоиереем Николаем Кедринским, а придел преподобной Ксении был освящён сакелларием собора Зимнего дворца протоиереем Петром Благовещенским.

Храм был причислен к придворному ведомству. К собору была приписана находившаяся на Торговой площади каменная часовня преподобного Иосифа Песнописца, построенная в 1868 году (архитектор Николай Бенуа), разрушенная в 1957 году.

После революции стал приходским собором. В 1922—1937 годах в нём находилась кафедра епископа Петергофского Николая (Ярушевича).

В 1938 году собор был закрыт. Предполагалось взорвать храм. В 1941 году была содрана облицовка глав.

Как и многие другие памятники Петергофа, здание сильно пострадало во время войны. Северная часть собора была разрушена в связи с тем, что в храме находился немецкий корректировщик, следивший за передвижением советских кораблей. Его пытались сбивать.

После войны здание храма использовался под склад тары.

В 1972 году собор был взят на учёт, а в 1974 году — под охрану государства как памятник истории и культуры.

В том же году были установлены строительные леса для проектных работ, которые выполнялись архитектором-реставратором Е. П. Севастьяновым. К 1980 году были установлены купола, а к 1987 году были завершены все работы по реставрации фасадов, которые проводило Ленинградское объединение «Реставратор». Предполагалось устроить в храме музей или концертный зал.

В 1989 году петергофская община добилась возвращения храма церкви.
С 1990 года шёл ремонт собора, было произведено осушение подвалов, восстановление водоснабжения, электричества, очищен церковный двор. В соборе была открыта церковно-приходская школа и благотворительный центр при храме. В интерьерах собора старые росписи были законсервированы до времени их возможной реставрации, собор был расписан заново. По старым фотографиям был восстановлен иконостас.

9 июля 1994 года храм был освящён патриархом Алексием II.

История

Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на большое количество церквей, в городе не было храма, способного вместить большое количество прихожан — рядовых жителей.

Ходатайство через министра Иллариона Воронцова-Дашкова дошло до Александра III, который лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда.

На конкурс были назначены императором архитекторы Леонтий Бенуа, Николай де Рошефор, А. И. Семёнов и Николай Султанов. Весной 1893 года Александр III утвердил проект храма, разработанный Султановым.

В 1894 год начаты подготовки к строительству храма: вырыт котлован, устроены временные сараи и дом чертежника.

Закладка храма протопресвитером придворного духовенства Иоанном Янышевым состоялась 25 июля (6 августа) 1895 года. Работами руководил архитектор Василий Косяков. Строительство собора велось на средства министерства императорского двора. За четыре года было возведено само здание, затем три года шли штукатурные работы, работы по отоплению и вентиляции. Последние два года производилась роспись храма, устройство иконостаса. Вокруг храма был разбит сквер. Тогда же были построены здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции.

Освящён собор был 12 (25) июня 1905 года тем же протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии императорской семьи. Боковые приделы во имя святого Александра Невского и преподобной Ксении были торжественно освящены в один день — 28 августа (10 сентября) 1905 года. Придел святого Александра Невского был освящён пресвитером собора Зимнего дворца протоиереем Николаем Кедринским, а придел преподобной Ксении был освящён сакелларием собора Зимнего дворца протоиереем Петром Благовещенским.

Храм был причислен к придворному ведомству. К собору была приписана находившаяся на Торговой площади каменная часовня преподобного Иосифа Песнописца, построенная в 1868 году (архитектор Николай Бенуа), разрушенная в 1957 году.

После революции стал приходским собором. В 1922—1937 годах в нём находилась кафедра епископа Петергофского Николая (Ярушевича).

В 1938 году собор был закрыт. Предполагалось взорвать храм. В 1941 году была содрана облицовка глав.

Как и многие другие памятники Петергофа, здание сильно пострадало во время войны. Северная часть собора была разрушена в связи с тем, что в храме находился немецкий корректировщик, следивший за передвижением советских кораблей. Его пытались сбивать.

После войны здание храма использовался под склад тары.

В 1972 году собор был взят на учёт, а в 1974 году — под охрану государства как памятник истории и культуры.

В том же году были установлены строительные леса для проектных работ, которые выполнялись архитектором-реставратором Е. П. Севастьяновым. К 1980 году были установлены купола, а к 1987 году были завершены все работы по реставрации фасадов, которые проводило Ленинградское объединение «Реставратор». Предполагалось устроить в храме музей или концертный зал.

В 1989 году петергофская община добилась возвращения храма церкви.
С 1990 года шёл ремонт собора, было произведено осушение подвалов, восстановление водоснабжения, электричества, очищен церковный двор. В соборе была открыта церковно-приходская школа и благотворительный центр при храме. В интерьерах собора старые росписи были законсервированы до времени их возможной реставрации, собор был расписан заново. По старым фотографиям был восстановлен иконостас.

9 июля 1994 года храм был освящён патриархом Алексием II.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации