Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Собор парижской богоматери

Величие, красота и гармония

Своим появлением собор обязан двум архитектурным гениям того времени Жану де Шелю (он работал на строительстве с 1250 по 1265 годы) и Пьеру де Монтрею. Последний трудился здесь вплоть до самой смерти (с 1250 по 1267 гг.). Добро же на строительство дал Людовик VII из династии Капетингов. Только вот остается загадкой, кем был заложен первый камень в фундамент. Одни историки уверены, что это был епископ Морис де Сюлли. Другие придерживаются мнения, что им был сам Папа Римский Александр III.

Нотр Дам де Пари подкупает своей величественной красотой и гармоничностью архитектурного ансамбля. Высота храма составляет 35 метров, колоколен – 69 м, и кажется, будто его стрельчатые своды взметаются куда-то далеко в небо. В длину он раскинулся на 130 м. Располагает массивными колоколами: один только «Эммануэль», что в восточной башне, имеет язык весом 500 кг, а сам он тянет на 13 тонн. Глядя на пропорциональность собора, его безукоризненный стиль и законченность даже сразу не верится, что он, ставший образцовым воплощением готического искусства, строился почти два столетия (с 1163 по 1345 гг.), и что впоследствии его многократно реставрировали и основательно перестраивали.

Уже в мае 1182 года прошла церемония освящения главного алтаря собора. Через четырнадцать лет почти закончили неф здания. Западный фронтон с его узнаваемыми двумя башнями начали строить около 1200 года и закончили к 1245 году. В целом же возведение храма было практически завершено уже к 1250 году. Внутренняя отделка растянулась до 1315 года. Еще через тридцать лет Нотр дам де Пари был окончательно готов. Кстати, башни храма имеют разную высоту и отличающийся друг от друга стиль, что подтверждает участие в строительстве самых разных архитекторов.

Документальная история коммуны

История Парижской коммуны изучается историками не только по материалам французских архивов — в Российском государственном архиве социально-политической истории сохранились уникальные документы этого периода французской истории. В 1920—1930-е годы различными путями они попали в СССР, и ныне составляют значительный комплекс документов и музейных предметов (включая большие коллекции изобразительных материалов) в нескольких фондах РГАСПИ. Наиболее значительным из них является Фонд 230 — Парижская коммуна (1871), а также фонды лидеров коммуны и её активных участников. Ныне многие из этих документов и музейных предметов часто становятся экспонатами международных выставок. Ежегодно большое число французских исследователей приезжают в Москву для работы с этим важным блоком документальной истории коммуны.

Терновый венец

Ежегодно миллионы паломников совершают путешествие, чтобы увидеть основную реликвию христианства – Терновый венец. Ватикан признал, что это тот самый венец, который возложили на Христа римские воины. Во Франции реликвия оказалась 800 лет назад.

Изначально венец хранился в Иерусалиме, есть воспоминания паломников, видевших его в IV столетии. Точно не известно, как именно реликвия попала в Константинополь. В Византии хранилось множество христианских святынь.

Во время 4 похода крестоносцев, «рыцари Христовы» захватили Византию. Константинополь был разграблен, а грабить там было что. Победители стали править завоеванными землями, но получалось не очень. Латинская империя просуществовала недолго, менее века, и постоянно испытывала нехватку средств. Один из правителей заложил венец банкирам.

Денег выкупить реликвию не было. Зато они были у Людовика IX. Он выкупил венец за сумму, которая равнялась половине годового бюджета королевства – 135 000 ливров. Это событие произошло в 1238 году.

Король лично встречал святыню. По воспоминаниям современников, Людовик без королевских регалий, босой нес венец в Париж 40 км.

Специально для хранения реликвии построили часовню на острове Сите.

Несколько десятков шипов с тернового венца были отделены и подарены другим странам. Венец хранился в часовне Сент-Шапель более 500 лет. Во времена революции часовня была сильно повреждена во время пожара. К счастью, венец и другие реликвии были заранее перепрятаны. Революционеры были атеистами. Хранители святыни боялись, что венец могут уничтожить. Его разделили на несколько частей и спрятали в Национальной библиотеке. Там он и хранился до 1801 г.

Когда Наполеон стал императором, служители церкви попросили его вернуть святыни. Наполеон не был религиозен, но выполнил просьбу и преподнес в дар церкви реликварий, в нем венец хранится по сегодняшний день.

С 1806 г. венец, запаянный в корпус из стекла, находится в Соборе Парижской Богоматери.

Реликвию можно увидеть раз в месяц, в первую пятницу, в 15.00. Верующие могут поклониться святыне в Страстную пятницу.

Демонстрируют реликвию очень торжественно. По собору проходит процессия из рыцарей ордена Гроба Господня, дам из этого ордена, священников и хранителей. Венец несут на носилках, обитых бархатом.

Вечеринки в стиле Париж

Популярны тематические праздники для детей и взрослых. Для того чтобы день рождения прошел с легким налетом французского шика, нужно:

  • пригласить профессионального ведущего со знанием языка;

  • украсить зону проведения мероприятия;

  • приготовить аутентичные костюмы;

  • заказать торт;

  • музыкальное сопровождение.

Задача упрощается, если вечер будет вести профессионал. Он имеет программу проведения праздника, нужные костюмы.

Проще всего день рождения в парижском стиле отметить в ресторане с подходящим интерьером. Но можно и самим создать атмосферу Парижа, если подходящим образом оформить зал.

Зал в стиле триколор оформляется бело-сине-красным цветом. Под потолком развешиваются гирлянды французских флажков, серпантин, бумажные фонарики. Не обойтись без Эйфелевой башни. Картонные башенки размещаются в центре столов

Важно не перегрузить оформление множеством мелочей

При оформлении зала в стиле прованс используются пастельные бежевые, сиреневые оттенки.

Чтобы гости не заскучали и не забыли тему вечеринки, проводятся конкурсы и викторины.

Конкурс «Монмартр» подразумевает соревнование гостей в рисовании портрета именинника или других гостей. Викторины на знание Франции, танцы под французские песни, французское меню характерны для вечеринок в стиле Париж. Торт в виде Эйфелевой башни со свечами для именинника завершит вечеринку.

Армия дизайнеров работает над совершенствованием парижского стиля. Как сказал один из них: «Миру нужен Париж, и мы продаем ему сказку о Париже».

Миллионы на восстановление

Реликвии удалось спасти, но собор, являющийся шедевром готического зодчества XII столетия, сильно пострадал из-за пламени. «Мы обязательно отстроим этот собор и сделаем его еще прекрасней», — заявил президент Франции Эмманюэль Макрон. — Я хочу, чтобы восстановление было завершено через пять лет, и это в наших силах».

Нотр-Дам, как и другие главные соборы Франции, находится в собственности государства. В минувшие месяцы в ходе дискуссий в Национальном собрании и в Сенате был принят законопроект о консервации и реставрации здания. Восстановлению подлежит все, что погибло в пожаре. Предстоит реконструировать значительную часть кровли, перекрытий, сводов.

Первые пожертвования на восстановление начали поступать сразу же. Среди крупных спонсоров — семьи известных промышленников и финансистов Арно, Бетанкур-Мейер, Пино, решившие выделить на нужды реконструкции в общей сложности полмиллиарда евро. Индустриальная группа Total объявила о взносе в €100 млн.

Год спустя ведомство, занимающееся консервацией и восстановлением собора, может опереться на обещания и обязательства на общую сумму в €902 млн. Согласно данным, сообщенным Центром национальных памятников, правомочным вести сбор пожертвований, из этих средств €188 млн уже получены и оприходованы,

Собор Парижской Богоматери до пожара

Неумолимой стихией были уничтожены шпиль, часы и кровля здания. Однако до этого Нотр-Дам-де-Пари соединил в себе элементы бессмертной готики с отголосками романского стиля Нормандии.

Фасад Нотр-Дам-де-Пари: фото

Главный западный фасад включает три портальных входа, обрамленные скульптурными панно. Композиции не просто изображают евангельские события, но и несут глубокий сакральный смысл. Так, например, в реконструкции Страшного суда, помещенной над центральным входом, среди мертвецов, представших перед Христом, присутствуют король, простые миряне, папа и воины. Панно символизирует равенство всех людей перед Господом и неизбежный ответ за грехи даже коронованных и благословленных на царствование особ.

Над порталами находится галерея, изображающая ветхозаветных царей. Именно эти скульптуры были уничтожены Робеспьером. Но часть из них была спасена удивительным образом: один из жителей Парижа выкупил их у революционеров, солгав о том, что использует монументы в качестве фундамента для дома. Мужчина с почестями похоронил изваяния, возведя над ними жилище. Скульптуры были обнаружены лишь в 1977 году.

Величественные розы, большие круглые окна храма, впечатляют
красотой своих витражей. Роза западного входа была выполнена примерно в 1220 г.
и частично сохранила первоначальные элементы. Витраж символизирует единство
божественной бесконечности и материального мира. Окно состоит из двух кругов с
лепестками и заключено в квадрат. Центр композиции, состоящей из сцен
крестьянского труда, символов знаков зодиака, венчает фигура Божьей Матери с
младенцем.

Роза Нотр-Дам-де-Пари

Не меньше внимания заслуживает и голос собора, его
знаменитые колокола. Все они имеют собственные имена и «поют» в разных
тональностях.

  • «Анжелик Франсуаза» весит 1765 кг и издает волну в до-диез.
  • «Антуанетта Шарлотта» массой 1158 кг звенит в ре-диез.
  • «Гиацинт Жанна» оттеняет их в звонком фа и весит 813 кг.
  • Самый легкий колокол «Дэнис Давид» весом 670 кг замыкает хор в фа-диез.

Внутри собора создается удивительная атмосфера благодаря 110
витражным окнам с изображениями по библейским мотивам. Свет, проникающий сквозь
них, наполняет Нотр-Дам благоговейной аурой.

Алтарь собора Парижской Богоматери

Как добраться?

Метро

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet

RER

–Линия B,  Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

Автобус

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Предсловие

Несколько лет тому назад, посещая, или, вернее, обследуя собор Парижской Богоматери, автор этой книги заметил в темном углу одной из башен вырезанное на стене слово:

 ‘ANAГKH

 [рок, судьба (греч.)]

Греческие письмена, почерневшие от времени и довольно глубоко высеченные в камне, неуловимые особенности готического письма, сквозившие в их форме и расположении и словно свидетельствовавшие о том, что их начертала средневековая рука, а более всего — мрачный и роковой смысл, заключавшийся в них, живо поразили автора.

 Он раздумывал, он старался отгадать, чья скорбящая душа не пожелала покинуть этот мир, не оставив клейма преступления или несчастья на челе старинного собора.

Теперь эту стену (я уже даже не помню, какую именно) не то закрасили, не то выскоблили, и надпись исчезла. Ведь уже двести лет у нас так поступают с чудесными средневековыми церквами. Их калечат всевозможными способами как снаружи, так и изнутри. Священник их перекрашивает, архитектор скребет; затем является народ и разрушает их вконец.

И вот, кроме хрупкого воспоминания, которое автор этой книги посвящает таинственному слову, высеченному в мрачной башне собора Парижской Богоматери, ничего не осталось ни от этого слова, ни от той неведомой судьбы, итог которой был столь меланхолически подведен в нем.

Человек, начертавший его на стене, исчез несколько столетий тому назад из числа живых, слово в свою очередь исчезло со стены собора, и самый собор, быть может, вскоре исчезнет с лица земли. Из-за этого слова и написана настоящая книга.

Февраль 1831 г.

Причины возникновения Парижской коммуны 1871 года

Во французском обществе во второй половине 19 века было накоплено множество социальных противоречий, которые обострились с завершением промышленного переворота. С этого момента пролетариат стал ощущать свою социальную значимость, а его численность и организованность росли с каждым годом. Еще в феврале 1848 года буржуазная монархия была свергнута парижскими рабочими, однако, вскоре она была восстановлена, а рабочий класс потерял свою движущую силу.

В период с 1870 по 1871 годы между Францией и Пруссией была война, в которой победу одержала последняя. Во время боевых действий пруссаки вели огонь по столице, в которой царил голод. Лишения в годы войны дополнили огромная контрибуция и потеря Эльзаса и Лотарингии повлекли за собой во Франции череду гражданских волнений, а позже и революцию. В итоге, в Париже было сформировано самоуправление, которое продолжалось с 18 марта по 28 мая 1871 года.

Это интересно: 341,Ли Бён Чхоль: кратко

История стиля

До XIX века в Париже сохранялась средневековая застройка улиц. При Наполеоне III началась реформа парижской архитектуры. Облик города поменялся. Приметы современного Парижа:

  • ширина улиц;

  • расположение бульваров;

  • доходные дома с отелями;

  • неоклассицизм в оформлении фасадов;

  • мансардные крыши.

Парижу повезло, что в годы мировых войн его не разрушили до основания. Улицы расходятся от площадей, как лучи от солнца. Сохранились здания XIX века. Это 6-7-этажные дома с пассажами, внутри которых находится вход в жилую зону. Многочисленные отели приносили доход хозяину участка.

Бельэтаж снимали богатые жильцы среднего класса. Первый этаж занимали лавки торговцев, которые жили в комнатах над лавкой. Чем выше этаж, тем ниже потолок в комнатах. Один-два мансардных этажа под крышей в прошлые века имели низкие потолки и стоимость. Но с появлением лифтов в домах эти этажи приобрели особую ценность. Самые красивые виды Парижа открываются с мансардных этажей.

Фасады домов созданы в стиле неоклассицизм. Богатая лепнина, колонны, «французские» балконы с витыми коваными ограждениями, высокие окна со ставнями а-ля прованс создают неповторимый парижский стиль в архитектуре. Светлый цвет домов оттеняется яркими пятнами цветов на балконах, развевающимися полосатыми маркизами в окнах лавок и кафе.

Классика архитектурного искусства

Нотр-Дам де Пари – это базилика, немного напоминающая букву «H» с центрального фасада. Он разделен на вертикали, горизонтали, а три портала нижнего яруса имеют глубокий смысл: центральный и самый крупный содержит сцену Страшного Суда, левый – портал Девы Марии, правый – портал святой Анны. Те самые 28 иудейских царей или Галерея Королей, над которыми был совершен акт вандализма в годы Французской революции, расположены над порталом.

Входные двери в Собор украшают изумительные узоры кованого железа. Ходили легенды, будто кузнец Бискорне просил помощи у самого Дьявола, чтобы выковать такие красивые ворота, когда решил, что ему это не под силу. Неизвестно, притронулся ли вообще кузнец к заказу, но наутро ворота были готовы, а бездыханный мастер лежал чуть дальше. Установить-то их установили, да вот в чем проблема – новые ажурные ворота не открывались, пока не догадались окропить их замки святой водой.

Собор строили в течение 170 лет, поэтому для него характерны несколько стилей: романский и готический. Впрочем, сочетание двух направлений в архитектуре сооружения придает ему одновременно монументальности, возвышенности и изящества. Недаром Анатоль Франс сказал про него однажды: «Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое!»

Центральный (или западный) фасад собора является «классикой» архитектурного искусства, на котором все детали, статуи и фигуры мифических существ логично переплетены в прекрасном вихре гениальных творений рук человеческих. Готические стрельчатые порталы первого яруса, галерея Королей, над которой возвышается Le balcon de la Vierge второго яруса. На балконе «стоит» статуя Девы Марии с младенцем на руках, по левую и правую руку ее – два Ангела. Ранняя фигура Богородицы сильно пострадала от времени, и пришлось ее заменить. А вот два Ангела (по другой версии Адам и Ева) — придумка Виолле-ле-Дюка.

Позади фигуры Богородицы находится ажурное окно-розетка — La Rosace Ouest, состоящее из трех концентрических кругов с яркими витражами. Их переделал в свое время Виолле-ле-Дюк. Южную и северную части Нотр-Дам де Пари тоже украшают окна-розы, но они все абсолютно разные. Южную «розетку» (LaRoseSud), состоящую из 84 фрагментов, пришлось немного подкорректировать во время Реставрации. Зато северное окно-роза (RoseduMidi), выполненное в XIII веке, практически полностью сохранило свой первозданный вид. На третьем ярусе Собора находятся две башни-колокольни высотой 69 метров.

Внутренний интерьер Нотр-Дам де Пари поражает своим великолепием, хотя настенной живописи внутри нет. Но их с лихвой заменяют прекрасные нефы, круглые колонны, крестовый свод, алтарь, скульптуры, резные барельефы из камня, изображающие сцены из Евангелия и жизни Христа на земле. За счет огромных красочных витражей внутрь собора струится то лиловый, то розоватый свет, то он рассыпается дробным рисунком окон-роз, создавая иллюзию таинства, магии и средневекового очарования. Архитектура Собора привлекала ученых, которые даже пытались расшифровать ее, считая  зашифрованной для потомков.

Падение коммуны

Почтовая марка СССР, 1971 год: 100-летие парижской коммуны

Федералисты всё ещё надеялись, что на защиту Парижа поднимется провинция; но совет коммуны упустил удобный момент для обращения к стране. 22 дня длилось обсуждение программы коммуны в различных комиссиях совета, и когда она, наконец, была обнародована, то было уже поздно, да к тому же в ней не было выставлено никаких определённых практических требований. Во многих промышленных центрах (Лион, Сент-Этьен, Марсель, Тулуза, Бордо, Лимож) восстания были легко подавлены. После этого падение столицы было только вопросом времени. Перед ней стояло уже 130-тысячное войско, собранное, под начальством Мак-Магона, главным образом из военнопленных Меца и Седана, возвращение которых на родину было ускорено Германией, по просьбе версальского правительства. Осадные работы продвигались вперед со скоростью тем большей, что в ведении военных дел коммуны царила полнейшая безурядица. В этом отношении никакой перемены не последовало и после замены Клюзере Росселемruen. На этого бывшего артиллерийского офицера, который импонировал совету своим хладнокровием, краткостью и силой своей речи, возлагались большие надежды, но они нисколько не оправдались. Не помогли делу и тем, что заменили прежнюю исполнительную комиссию коммуны новой, а затем учредили комитет общественного спасения (2 мая), состав которого вскоре переменили целиком. Ничего не изменило в ходе военных действий и увольнение Росселя. Один за другим переходили в руки версальцев важнейшие форты, а 21 мая они без боя вступили в Париж, через ворота, которые почему-то были оставлены федералистами без охраны.

Но версальцам предстояло ещё завоевать улицы Парижа, заграждённые сильными баррикадами, вооружёнными артиллерией. Началась восьмидневная уличная резня, беспощадная с обеих сторон, ужасающая по своим подробностям. Федералисты получили приказ поджигать или взрывать всякий дом, который они вынуждены были оставить. Всецело пожары, омрачившие последнюю борьбу, не могут быть объяснены соображениями защиты; наряду с последними несомненно действовала и жажда мести. Если огонь уничтожил лишь несколько улиц и ряд общественных зданий, то исключительно благодаря быстрому натиску версальцев, которые занимали одну часть города за другой. По-видимому, не все поджоги должны быть поставлены в вину федералистам. Адмирал Сессэrufr, которого нельзя заподозрить в приверженности к коммуне, призванный свидетелем в следственную комиссию, прямо объявил, что пожар Тюильри, ратуши, министерства финансов и счётной палаты — дело бонапартистов. В этих зданиях хранилась масса всякого рода документов и отчётов, относившихся к периоду до империи.

В последние 3 дня коммуны из нескольких сот заложников, содержавшихся в тюрьмах Парижа, федералисты расстреляли 63 человека, в том числе парижского архиепископа Дарбуа. Казнённые были почти все мирные граждане, которые не создавали коммуне никаких затруднений. Наконец, после последних боёв на кладбище Пер-Лашез и в Бельвиле, 28 мая наступил конец борьбе: весь Париж был уже в руках версальцев. Последний оплот коммунаров — форт Венсен — был сдан 29 мая.

Начали свою работу военно-полевые суды, перед которыми в 1871—1872 годах предстали 10488 человек — из более чем 36000 арестованных. Военные трибуналы вынесли приговоры 8525 осужденным, из них свыше 400 отправлены было на каторгу, около 4000 заключены в крепости, а 293 — расстреляны. Расстрел коммунаров производился, в частности, у стены кладбища Пер-Лашез; на этом месте сейчас висит мемориальная доска. Число федералистов, расстрелянных без суда, в течение братоубийственной недели, Мак-Магон определяет в 15000 человек, а генерал Апперrufr считает вдвое более.

Из выдающихся деятелей коммуны пали в бою Флуранс, Верморель, Делеклюз и Домбровский; расстреляны без суда Варлен, Мильерrufr, Риго и ещё раньше Дювальrufr, по суду — Россельruen и Ферре; в Новую Каледонию сосланы Рошфор и Журд. Тайно отпущены правительством на свободу Белэ, Малон и Тейсrufr, так как они, занимая высокие должности в коммуне, предали своих товарищей[источник не указан 1813 дней].

Сокровищница

Со стороны реки к Нотр-Даму примыкает небольшая пристройка, которая заслуживает особого внимания. Ведь именно в ней находится храмовая сокровищница, где хранятся важнейшие христианские реликвии (в том числе легендарный Терновый венец, попавший в Париж, по преданию, еще в 1239 году!), а также ценные предметы церковного обихода, представляющие собой изящные произведения искусства. Коллекция очень богата и разнообразна.

Интересные факты о соборе Нотр Дам

В 1572 году в соборе Нотр Дам состоялась очень необычная церемония венчания. Генрих Наваррский (будущий король Генрих IV) вступал в брак с Маргаритой де Валуа. Невеста была католичкой, и ничто не мешало ей быть в храме, а вот Генрих в то время был гугенотом, а потому был вынужден провести собственное венчание… на паперти, перед входом в храм.

Именно в соборе Нотр Дам де Пари начался легендарный судебный процесс над Жанной Д’Арк, который проходил уже после ее казни и полностью оправдал французскую героиню.

Знаменитые горгульи, которые украшают собор, имеют не только декоративное, но и вполне практическое значение: они являются частью водостоков, защищающих строение от воздействия дождевой воды. Собственно, само их название произошло от французского gargouille – «водосточная труба, желоб». Оформленные в виде гротескных персонажей, горгульи и химеры также символизируют человеческие грехи и злых духов, которые изгнаны их храма.

Если будете рассматривать высокий шпиль, который взмывает ввысь над собором Нотр Дам, можете заметить фигуры двенадцати апостолов, расположенных у основания шпиля. Любопытная деталь: все апостолы смотрят вокруг, и лишь апостол Фома повернулся к шпилю. Еще со Средних веков он считался покровителем строителей и архитекторов, и в его образе архитектор Дюк, проводивший реставрацию в XIX веке и восстановивший шпиль, изобразил самого себя! Именно поэтому апостол Фома так внимательно рассматривает сооружение.

На крыше его ризницы собора Нотр Дам (это небольшая пристройка с южной стороны) размещены пчелиные ульи!

Еще много любопытных фактов о соборе Нотр Дам и других достопримечательностях острова Сите Вы узнаете из нашей аудиоэкскурсии «Колыбель Парижа».

На площади перед Нотр-Дамом расположен «нулевой километр» – небольшая бронзовая звезда, вмонтированная в площадь. Именно от этой точки идет отсчет протяженности всех автомагистралей страны.

Также на площади перед собором находится археологическая крипта (Крипта Нотр-Да де Пари), представляющая собой музей археологических артефактов, найденных в окрестностях Нотр-Дама во время раскопок. Экспонаты охватывают широчайший отрезок истории – почти 20 веков, начиная с античности и заканчивая XIX веком.

В южной части площади перед собором Нотр Дам восседает верхом на коне король Карл Великий, правивший франками в VIII и начале IX века. Памятник ему появился здесь во второй половине XIX века.

Восточная апсида Собора Парижской Богоматери выходит в уютный тенистый сад на берегу Сены, называемый сквером Иоанна XXIII. Именно отсюда можно рассмотреть прекрасные ажурные готические арки апсиды собора и его шпиль.

Чуть дальше, на самой восточной оконечности острова Сите, притаился еще один крошечный сквер – Иль де Франс. В нем находится Мемориал мученикам депортации, в память 200 000 французов, отправленных фашистами в концлагеря. А возле мемориала разбит красивый и ухоженный розовый сад.

Недалеко от собора, на живописной набережной О-Флер, стоит дом, в котором когда-то жили прославленные влюбленные Пьер Абеляр и Элоиза (дом №9).

Как видите, не только в самом соборе Нотр Дам, но и вокруг него можно провести много насыщенных и познавательных часов, рассматривая окружающие его сооружения, изучая памятники старины и отдыхая в близлежащих скверах. Ну а если пройти чуть дальше, то перед Вами откроются и другие исторические и архитектурные сокровища острова Сите: часовня Сен-Шапель, Дворец Правосудия, замок Консьержери и другие интересные достопримечательности. Они входят в маршрут нашей аудиоэкскурсии «Колыбель Парижа», в которой Вас ждет много увлекательных историй и интересных рассказов.

Уникальный архитектурный облик

Исследователи отмечают, что архитектура собора заключает в себе некую двойственность. В его облике можно увидеть как воплощение классического романско-нормандского стиля, таки и новые веяния готического стиля. Именно им Собор Парижской Богоматери обязан некоей своей легкостью в облике и даже простотой конструкции. Но отдельные его части смотрятся весьма мощно. Например, фасад.

По вертикали он разделен пилястрами на три части. По горизонтали же он разделен галереями на три яруса. Самый нижний тоже не монолитен, в нем есть три портала, каждый из которых имеет собственное наименование. Слева мы видим портал Богородицы, справа – Святой Анны, а посередине портал, олицетворяющий Страшный суд. Их объединяет общая смысловая составляющая: показать путь грехопадения человечества (и, соответственно, историю христианства), начиная от непослушания Богу в Эдемском саду и заканчивая Апокалипсисом.

Скульптурные изваяния порталов признаны одними из лучших произведений эпохи Средневековья. Над ними находится Галерея королей. Эта уникальная аркада включает в себя 28 статуй правителей древней Иудеи. Однако, как ни печально, значительная часть скульптур собора не являются оригиналами. В том числе и все статуи вышеназванной аркады. Мы можем видеть только копии, которые были изготовлены в XIX веке. Подлинники же постигла незавидная участь: во время буржуазной революции во Франции они были разбиты.

Неизменный интерес представляют украшающие фасад Нотр Дам де Пари химеры. Точнее их статуи, которые можно увидеть у подножия башен (это на верхней площадке собора). Правда, время их не пощадило и они несколько столетий назад были разрушены. Однако скульптор Виоле ле Дюк взялся их восстановить, и за десять лет (1850-1860 гг.) это ему удалось. Химеры, эти страшные существа, словно сошедшие из фильмов ужасов, наделены каким-то внутренним жутковатым магнетизмом, который словно вырывается наружу и производит на зрителей неизменно леденящее кровь впечатление. От этого собор иногда кажется излишне мрачноватым, даже холодным.

Однако таким впечатлением о себе главный храм французской столицы обязан не только фантастическим изваяниям. Свою лепту в это вносит и серый цвет, доминирующий в его интерьере. Но как могло быть по-другому, если такого цвета сам камень, использовавшийся при возведении стен и сводов. Но были в истории собора и более «темные» времена, когда центральный неф освещался из ряда вон плохо. Чтобы исправить ситуацию, было решено сделать дополнительные окна в боковых стенах. Но зато в Нотр Дам де Пари совсем нет настенной живописи, что ставит собор в один ряд с другими храмами готического стиля, и в то же время придает ему дополнительную «серость». Положение спасают многочисленные витражи, которые можно видеть в переплетах высоких храмовых окон. Когда через них проникают солнечные лучи, они преломляются и разливаются по церкви множественными цветовыми оттенками, заметно оживляя ее.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации