Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Кремлевский дворец съездов. схема кремлевского дворца

Особенности проектирования

Над зданием трудились многие архитекторы. Первоначально планировалось рассчитать Кремлевский дворец на четыре тысячи мест. Проектирование было разделено на три рабочих элемента: фасады, фойе и зал заседаний. Каждым из них занималась отдельная группа архитекторов. В дальнейшем многие мастера получили высокие награды за ведение этого проекта. В тот период также строился новый Дворец Съездов в столице Китая. Это оказало существенное влияние на утвержденный проект отечественного объекта. Было принято решение расширить комплекс на несколько тысяч мест. В итоге был спроектирован банкетный зал, который в дальнейшем разместили непосредственно над зрительным. Объем здания существенно увеличился. Отчасти его удалось «спрятать» под землю. Таким образом, возникло несколько дополнительных этажей. Там расположились гардеробы для зрителей.

История Кремлевского дворца

В 20-е годы XX столетия, после установления государственности новой страны, задумки власти о строительстве общественного здания с политическим уклоном поднимался несколько раз. В 30-40-е годы эта идея не воплотилась в жизнь, и только в 50-е появились первые наметки для возведения достойного здания для высшего Совета СССР, с замыслом для проведения больших форумов партии.

В 1959 г. утвержден проект Дворца Съездов, местом размещения которого выбрали сакральное для Советского Союза место – Кремль на Красной площади.

Михаил Посохин, занимавший тогда пост Главного архитектора столицы и возглавлявший инженерно-архитекторскую группу из опытных специалистов, выиграл закрытый конкурс из 12 работ, представленных на суд Генерального Секретаря.

В ходе дальнейших работ проект претерпел несколько изменений, что было связано с посещением Никитой Хрущевым Пекина, впечатленного величием и громадой китайского партийного Дворца. Вместимость зала с 4 тыс. изменен на 6 тыс. посадочных мест, к проекту также был добавлен зал для банкетов.

Архитекторские группы, возглавляемые известными архитекторами, обновившими облик Москвы того времени, стали:

  • 1 группа– зал заседаний: руководитель Евгений Стамо, архитектор, впоследствии получивший 2 престижные премии СССР, Ленинскую и Государственную;
  • 2 группа – фойе: руководитель Павел Штеллер, лауреат Сталинской премии 3 степени;
  • 3 группа – фасад: руководитель Ашот Мндоянц, соратник Посохина, создатель облика Нового Арбата.

Малый срок, отведенный на строительство, не дал провести тщательные археологические изыскания и раскопки на месте котлована. Здесь были обнаружены остатки строений времен Юрия Долгорукого. Царь-пушка и русские пушки, цепью окаймлявшие Оружейную палату, перенесены к Арсеналу. Под Дипломатический корпус снесена часть Патриаршего двора.

По мере продвижения разработки проекта появились еще три группы, которые занимались «правительственной зоной» и Зимним садом. За первую группу отвечал Макаревич Глеб, ставший в 1980 г. Главным архитектором г. Москва. Проект Зимнего сада выполнила К. Закарьян, со стороны Теремного Дворца фасад оформлен В. Локтевым.

Неоднократные испытания на прочность выявляли слабые места, которые устранялись в ускоренном темпе, чтобы успеть к торжественному открытию 17 октября 1969 г. с заседания XXII съезда Коммунистической партии СССР. Первыми зрителями торжественной праздничной программы на сцене стали делегаты съезда со всех уголков Советского Союза.


25 съезд КПСС в Кремлевском дворце

Для Большого театра сцена дворца стала второй площадкой для постановки спектаклей и других культурно-массовых и календарных мероприятий, на которые приглашались только самые отличившиеся, ударники труда и учебы.

Зал заседаний и сцена Кремлевского Дворца гостеприимно принимали гостей из разных стран, городов:

  1. Всесоюзные форумы молодежи, съезды Коммунистической партии, Комсомола, Профсоюзов в советское время.
  2. Обязательным было проведение творческих концертов и отчетов прославенных коллективов народного танца, музыки и песни.
  3. Выступали мировые звезды вокального и балетного искусств.
  4. Историческое событие принятия присяги Президента России, Бориса Ельцина, состоялось на сцене Дворца.

История

История возникновения Большого Кремлевского дворца не менее интересна, чем само здание. По изначальному замыслу объект должен был стать резиденцией царской семьи во время продолжительных визитов в Москву. Реализация проекта долго откладывалась из-за дороговизны и масштабов постройки.

На картине старая Москва начала 19 века

Резиденцию в Кремле построили по указу Николая I. Строительство началось в 1838 году и длилось практически 10 лет. Над созданием роскошного облика трудилась целая группа именитых архитекторов: Бакарев, Герасимов, Рихтер, Чичагов. Автором выступал Константин Тон. Доподлинно известно, что Николай I принимал активное участие в разработке стиля будущей резиденции. Специалисты и государь решили придерживаться византийско-русской концепции. По некоторым данным прототипом будущего Кремлевского дворца послужил Коломенский проект. За основу взяли его монументальную форму и роскошное убранство, а также внедрили новые строительные технологии. Здание имело облегченные своды из кирпича и металла с использованием революционной на тот момент смеси — цемента.

«Вид Московского Кремля» (до строительства дворца), Максим Воробёв, 1819 год

Обитель для царской семьи решили возводить на Большом Боровницком холму, где раньше стояло другое сооружение. Новая постройка вобрала в себя лучшие черты архитектуры 15-го века. Исследователи и вовсе утверждают, что царский дом перекликается с шедевром Растрелли: окна нижнего яруса соответствуют аркам подклета 15-го века, терраса напоминает внешнее гульбище. Внутри разбили Зимний сад, напоминающий легендарные висячие сады Алексея Михайловича.

На картине освящение дворца в Соборе Спаса Нерукотворного (1849 год)

Из-за масштабных размеров остро стоял вопрос о сносе некоторых построек на участке. Особо ценные и уникальные малые архитектурные объекты решили объединить. Так, в состав резиденции вошел Теремной Дворец Алексея Михайловича, несколько храмов и Грановитая палата. В готовом проекте насчитывалось 700 комнат, просторные вестибюли и пять торжественных залов.

Внутренний двор Кремлевского дворца на картине середины 19 века

В 1849 году Николай I освятил построенный Большой Кремлевский дворец. В этот же период приступили к возведению Оружейной палаты. Ее внешний вид и убранство соответствовали концепции главной постройки. Два объекта образовали законченный и гармоничный архитектурный ансамбль.

Московский Кремль в 1879 году

После революции 1917 года комнаты использовались в качестве жилых помещений. На сегодняшний же день в парадном зале проводится инаугурация президента, а также торжественные государственные мероприятия.

Именно в Большом Кремлевском дворце приносит присягу президент РФ

История Московского Кремля

Александровский сад и Троицкая башня Кремля
Анна Струкова

Первые крепостные укрепления на территории Москвы построены в XII веке: к 1156 году протяженность стен составляла около 850 метров, площадь — примерно 3 га. Все укрепление было окружено широким рвом.

В 1238 году первый Московский Кремль был разрушен монгольским войском, позднее стал резиденцией удельных князей.

К 1330 году, в честь тысячелетия Константинополя, в Кремле была построена древнейшая московская церковь — Собор Спаса на Бору, выполнявший роль княжеской усыпальницы. Исторический храм, впоследствии вписавшийся во внутренний двор Кремлевского дворца, просуществовал до 1933 года.

Чудов монастырь, возведенный в восточной части крепости в 1365 году, также относится к числу памятников, разрушенных в советские годы.

При князе Дмитрии Донском, в течение 1366–1368 годов, деревянные стены Кремля были заменены белокаменными стенами и башнями для большей устойчивости к штурмам — так начался новый этап истории застройки Москвы, которую стали величать «Белокаменной». Новые стены выдержали две осады, однако не уберегли Кремль от разорения войском хана Тохтамыша, применившего обманный прием. Последующие частые пожары способствовали полной замене деревянных сооружений на белокаменные, постепенно строились новые церкви, однако уже в XV веке стены и некоторые постройки пришлось реставрировать — прочность материала оказалась невысокой.

Вскоре, при Иване III Великом, последовала всесторонняя перестройка Кремля при участии итальянских мастеров. На смену стенам из белого камня были воздвигнуты новые — из обожженного кирпича, а площадь крепости расширена до современных 27,5 га. От нового Великокняжеского дворца того времени сохранилась парадная часть — Грановитая палата. В 1508 году почти сложился вид Соборной площади Кремля, получившего современные очертания треугольника.

Первые изображения Московского Кремля, найденные исследователями, относятся к концу XVI — началу XVII века: это план-схема из «Записок о Московии» австрийского посла Герберштейна, а также картографический план, известный как «Кремленаград» голландца Г. Гессела.

Татьяна Лискер

Тем не менее, облик Кремля продолжал формироваться и на протяжении следующих веков: в XVII веке велась застройка светскими объектами, в XVIII веке вместо Столовой, Золотой и Ответной палат были построены Зимний дворец и Оружейная палата. При этом в приоритете были восстановительные работы, но наиболее масштабные планы реконструкции того времени так и остались неосуществленными.

В начале XIX века снесены были Гербовые ворота, несколько храмов и кремлевских комплексов. Значительным был урон и при отступлении французской армии: взорваны башни и постройки, частично поврежден и Сенат. На восстановление понадобилось около 20 лет.

При Николае I перестройка Кремля выполнялась по проекту К. А. Тона. Для нового Большого Кремлевского дворца была разобрана часть дворцовых сооружений прошлых эпох, сооружена новая Оружейная палата, а старая переделана под казармы.

В начале XX доступ на территорию Московского Кремля через Спасские ворота стал открытым для всех. В советские годы исторический ансамбль сильно пострадал, часть зданий памятников в XX веке утрачена навсегда, некоторые сооружения были восстановлены с начала 90-х годов.

В список важнейших мировых объектов, охраняемых ЮНЕСКО, Кремль вошел в 1990 году. С 1991 года он является резиденцией президента.

Залы Большого Кремлёвского дворца

Второй этаж — парадный, он предназначен для приёмов, награждений, других торжественных церемоний. Главными объектами и украшением этой части дворца являются «орденские» залы.

Владимирский зал

Купольное восьмигранное помещение, названное в честь ордена св. Владимира. В отделке использован мрамор розового оттенка и позолоченная лепнина. В сегментах купола чередуются точные увеличенные копии креста и звезды ордена. Зал — своеобразный перекрёсток дворца, он сообщается с Теремным дворцом, Святыми сенями, аванзалом, объединяя таким образом пять веков российской истории.

Георгиевский зал

Белый мрамор и золото — самое роскошное сочетание в интерьере, но известность залу придаёт не только его уникальная красота. Можно сказать, что стены здесь несут воинскую славу России. Врезанные в камень наименования гвардейских частей и фамилии кавалеров ордена св. Георгия покрывают мраморные плиты. Картину дополняют великолепные люстры и зеркально отполированный паркет из 20 пород дерева.

Александровский зал

Розовый мрамор, золотая лепнина, красный бархат мебельной обивки и занавесей огромных окон гармонично сочетаются в оформлении зала, несущего имя св. Александра Невского. Несколько живописных полотен отображают жизненные подвиги Благоверного князя.

Андреевский зал

Поскольку в наградном статуте империи орден Андрея Первозванного занимает первое место, то и зал его имени главенствует среди остальных «орденских» залов, в нём установлены троны. Подлинные троны хранятся в Оружейной палате, а в зале только их копии. Оформление выполнено в соответствии регалиям и цветам ордена, здесь преобладает синий тон. На стенах укреплены медальоны с живописными изображениями губерний и земель Российской империи.

Екатерининский зал

Когда-то в этом зале, названном в честь высшего «женского» ордена России, стоял трон императрицы. Благодаря овальному купольному потолку и такой же колоннаде кажется, что всё помещение имеет ту же форму. На самом деле все комнаты и залы дворца прямоугольные или квадратные. В данном случае перед нами один из способов манипулирования внутренним объёмом архитектурными инструментами. В нынешние времена в зале проводят церемонии награждения или важные правительственные заседания.

Сегодня Большой Кремлёвский дворец — средоточие и символ российской государственности и власти, здесь находится резиденция Президента, часто проводятся заседания правительства. Но кроме политической значимости весь архитектурный ансамбль являет собой объект огромной культурной, исторической ценности.

История строительства

Первый княжеский терем появился на месте современного дворца в XIV веке при Дмитрии Донском. На нем были установлены единственные в Москве часы, воспринимавшиеся как иноземная диковинка, а крыша покрыта позолотой. Терем сменили великокняжеские каменные палаты, возведенные под руководством итальянского архитектора Алеви́за Фря́зина. Строительство началось в 1499 году при Иване III, закончено – в 1508 при его сыне Василии III.

В 1730 году царица Анна Иоанновна внесла свою лепту в реконструкцию палат. На старом подклете построили деревянные апартаменты в стиле барокко, называемые «Зимний Анненгоф». Правившая после нее Елизавета Петровна в 1752 году увеличила площадь здания. Новая резиденция, внешне похожая на Большой Петергофский дворец, носила название «Новый» или «Зимний дворец». При обеих царицах работы осуществлялись по проектам архитекторов К. Б. и Ф. Б.Растрелли (отец и сын).

Пришедшая на смену Елизавете Екатерина II сочла, что дворец устарел, имеет не достаточно величественный вид. Было решено построить грандиозное по своим размерам сооружение, занимающее всю приречную территорию и покрывающее Боровицкий холм. В 1768 году архитектором В.Баженовым был сделан макет. В соответствии с планом для строительства освободили место, снеся здание приказов, несколько старинных церквей и часть Кремлевской стены с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной Башнями.

В 1773 году торжественно заложили первый камень и начали строительство. Однако, в 1774 году его остановили, признав проект дорогостоящим и несостоятельным. Денег в казне не было, сказалась эпидемия чумы (1771 год) и русско-турецкая война (1768-1774 годы). Кроме того, в ходе земляных работ, стоящий поблизости Архангельский собор дал трещины и чуть не обрушился, потребовалось срочно подпирать стены.

Фундамент частично разобрали, вместо грандиозного сооружения построили скромное здание Сената. Снесенную часть Кремлевской стены с башнями восстановили. Фасады, внутренние интерьеры старого дворца обновили, пристроили мезонин и портик. В 1812 году в честь победы в Отечественной Войне рядом с Кремлем было решено воздвигнуть величественный Храм Христа Спасителя. Наряду с этим встал вопрос об обновлении архитектурного ансамбля внутри Кремля со строительством нового дворца и сохранением древних кремлевских строений.

В 1837 году Николай I поставил эту задачу перед архитектором К.Тоном – автором проекта Храма Христа Спасителя. Он приступил к ее выполнению вместе с командой архитекторов и художников, в состав которой входили: Ф.Солнцев, П.Гересимов, Ф. Рихтер, Н.Чичагов, И.Каминский. По стилю новое строение должно было во многих деталях повторять кремлевский Теремной и его укрупненный вариант Коломенский дворец. Строительство под руководством камергера Л. Боде началось в 1838 году. В апреле 1849 года на Пасху митрополит Филарет освятил дворец в присутствии царя.

Как добраться до Московского Кремля

В давние времена в крепость-музей вели 6 проездных ворот, однако трое из них уже давно заложены либо не функционируют, а парадные Спасские открываются только по торжественным поводам. Поэтому обычные посетители попадают внутрь через Боровицкие или Троицкие ворота (Кутафью башню).

Кутафья Башня и Троицкие ворота

Проход через Боровицкие ворота удобен для тех, кто хочет попасть в Оружейную палату — она расположена буквально в нескольких шагах. А через Кутафью башню проходит основной поток посетителей — все, кто заинтересован в обзорной экскурсии по Кремлю.

Как попасть к Троицким воротам:

  • Вариант 1

    Метро:вблизи кремлевских ворот пересекаются четыре ветки метрополитена — красная, синяя, серая и голубая. Выйти можно на станциях «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Боровицкая» или «Александровский сад».

    Пешком:от станции метро следует идти по направлению к Александровскому саду, а затем вдоль кремлевской стены до нужных ворот. В пути от 6 до 20 минут.

  • Вариант 2

    Автобус:из разных районов Москвы до Троицких ворот идут маршруты № 144, М1, М2, М3, М6, М27 — остановка «Библиотека им. Ленина».

Туристам, путешествующим на авто, стоит знать, что вблизи Кремля бывает непросто найти свободное парковочное место. Городская автопарковка есть на ул. Ильинка (бесплатно по воскресеньям и в праздничные дни), а также можно воспользоваться стоянками у ГУМа и у «Детского мира».

Структура и архитектура

Построенный Большой Кремлёвский дворец включал в себя комплекс зданий, состоящих из самого дворца и древних сооружений, относящихся к XIV – XVII векам: Грановитой и Золотой Царициной палат, Теремного дворца, девяти церквей. В 1851 году к нему добавилась Оружейная палата и апартаменты, соединенные с дворцом галереей. Рядом с парадным входом расположен великолепный мраморный вестибюль, свод которого поддерживается четырьмя полированными колоннами из серого карельского гранита.

Дворец выходит главным фасадом на Москву-реку. Его длина 125 м, высота 47 м, площадь составляет 25 тыс.м². Прямоугольное здание с внутренним двором имеет два этажа, хотя кажется трехэтажным из-за двух ярусов окон второго этажа. Первый этаж несколько выдается вперед, цокольная часть облицована темным гранитом, выше которого расположены большие арочные окна. Ярусы второго этажа разделены пилястрами. Окна, выполненные в стиле XVII века с узкими двойными стрельчатыми арками, разделенными фигурной гирькой, украшены резными наличниками из белого камня.

По центру над крышей находится трибун с кокошниками, огражденный позолоченной балюстрадой, рядом на площадке – флагштоф. До революции на кокошниках были двуглавые орлы и гербы крупных российских городов. На двух сторонах фигурной кровли находятся часы, на двух других – колокола (ныне не действующие). В архитектуре впервые были использованы такие современные решения как большие пролеты, перекрытые металлическими конструкциями, а при кладке стен неизвестный ранее цемент.

История строительства

Андреевский парадный зал на акварели К. А. Ухтомского (1849). Убранство в русско-византийском стиле разработано Ф. Г. Солнцевым.

Николай I перед Большим Кремлёвским дворцом. Художник Е. И. Ботман, 1856 г.

Победа в войне 1812 г., начало (после долгих исканий) реализации масштабного проекта храма Христа Спасителя вновь приковали взоры к Кремлёвскому дворцу. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о строительстве в Кремле нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого органично связывалось с древними постройками Кремля.

В г. составление проекта дворца Николай I поручил своему любимому архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца К. А. Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 г., арх. Андрей Штакеншнейдер, проект не осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлёвского Теремного дворца. Общее руководство строительными работами было поручено исполнительному камергеру Льву Боде, который формально находился в подчинении у престарелого князя А. М. Урусова.

В г., одновременно с храмом Христа Спасителя, началось строительство нового дворца, завершенное в 1849 г. В проектировании и строительстве Большого Кремлёвского дворца принимал участие большой коллектив московских мастеров. В 1838 г. главным архитектором был назначен К. А. Тон, главным художником Ф. Солнцев, «архитекторскими помощниками» — П. А. Герасимов и Н. А. Шохин; Ф. Ф. Рихтер был назначен старшим архитектором, заменявшим К. А. Тона в общих вопросах (только с 1843 г.). Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. И. Чичагов. Стажировку на строительстве дворца проходил молодой И. С. Каминский. Освящение дворца состоялось 3 апреля 1849 года в присутствии императора Николая I

Интерьеры дворца перед коронационными торжествами 1896 года

Первоначально Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 г. строительство было разделено на две очереди. Освящение готового дворца состоялось с большой пышностью на Пасху 1849 года. Император Николай I лично проинспектировал ансамбль и остался очень доволен. Он пожелал украсить стены в Георгиевской зале мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена, начиная с Преображенского.

Парад внутри залы начался с молебствия, которое вёл митрополит Филарет. Затем по знаку государя четверо седых дворцовых гренадеров подняли доску с именем Преображенского полка и начали прибивать её к стене. В ту минуту, когда они дотронулись до доски, Николай, обернувшись к преображенцам, закричал «ура!», которое дружно было принято их рядами. По окончании церемонии император лично повёл солдат смотреть свои новые палаты.

Участники строительства были щедро вознаграждены. Например, Боде неожиданно «пожалован был, обойдя при этом 81-го старшего (в том числе двух министров) в обер-гофмейстеры, в президенты Московской дворцовой конторы, Александровской лентой, брильянтовой медалью и одновременно 50 000 рублей серебра; сверх того, один из его сыновей награждён был вдруг и чином и орденом». Придворные старожилы не могли припомнить подобных проявлений монаршей милости с начала XIX века.

Царь-пушка

Царь-пушка является самой большой пушкой в мире, за что и получила такое название. Была изготовлена в 1586 году на московском Пушечном дворе Андреем Чоховым по приказу царя Федора Ивановича. Ее вес 40 тонн, лафета — 15 тонн, ядра — 1 тонна, длина ствола — 5,34 метра, калибр ствола — 890 мм. Бронзовый ствол пушки украшен орнаментами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.

Из Царь-пушки за всю ее историю не было сделано ни одного выстрела. Четыре чугунных ядра, сложенные у ее подножья, как и лафет, были отлиты в 1835 году и носят декоративный характер. Царь-пушка занесена в Книгу рекордов Гинесса, как орудие с самым большим калибром.

Театр-балет «Кремлевский»

Дворец стал домом для актерского состава в 1990-м году. Спустя 2 года труппа была переименована. Ее основателем является Андрей Петров, известный русский хореограф. Он стал лауреатом премии Москвы и имеет статус народного артиста Российской Федерации. Театр и сейчас находится в Государственном Кремлевском Дворце. Труппа уже несколько десятилетий показывает свои представления на его сцене. Этот известный театр имеет свое художественное кредо. Коллектив стремится к творческому развитию классических традиций русского балетного искусства. По замыслу руководителей, они должны органично сочетаться с созданием самобытных оригинальных произведений, которые основываются на классическом литературном материале. Детище Андрея Петрова представляет собой единение режиссерской мысли и зрелой хореографии вкупе со сценографическими и пластическими решениями. С группой на протяжении долгих лет сотрудничают выдающиеся театральные художники. В настоящее время коллектив, который сложился как труппа, имеет свое оригинальное творческое лицо. «Кремлевский балет» обладает самобытным художественным почерком и собственным репертуаром. Он смог занять достойное место в театральной иерархии столицы. Коллектив стал одним из лидеров отечественной хореографической культуры. Это случилось благодаря тому, что театр смог обрести своего верного зрителя.

История Кремлевского дворца

В 20-е годы XX столетия, после установления государственности новой страны, задумки власти о строительстве общественного здания с политическим уклоном поднимался несколько раз. В 30-40-е годы эта идея не воплотилась в жизнь, и только в 50-е появились первые наметки для возведения достойного здания для высшего Совета СССР, с замыслом для проведения больших форумов партии.

В 1959 г. утвержден проект Дворца Съездов, местом размещения которого выбрали сакральное для Советского Союза место – Кремль на Красной площади.

Михаил Посохин, занимавший тогда пост Главного архитектора столицы и возглавлявший инженерно-архитекторскую группу из опытных специалистов, выиграл закрытый конкурс из 12 работ, представленных на суд Генерального Секретаря.

В ходе дальнейших работ проект претерпел несколько изменений, что было связано с посещением Никитой Хрущевым Пекина, впечатленного величием и громадой китайского партийного Дворца. Вместимость зала с 4 тыс. изменен на 6 тыс. посадочных мест, к проекту также был добавлен зал для банкетов.

Архитекторские группы, возглавляемые известными архитекторами, обновившими облик Москвы того времени, стали:

  • 1 группа – зал заседаний: руководитель Евгений Стамо, архитектор, впоследствии получивший 2 престижные премии СССР, Ленинскую и Государственную;
  • 2 группа – фойе: руководитель Павел Штеллер, лауреат Сталинской премии 3 степени;
  • 3 группа – фасад: руководитель Ашот Мндоянц, соратник Посохина, создатель облика Нового Арбата.

Местом строительства выбрали западную часть Кремля со старыми зданиями XIX в. Оружейная палата в стиле ампир, построенная архитектором И. Еготовым в 1807 – 1810 гг., разобрана вследствие изменения архитектурных планов и объемов. Исторические археологические пласты котлована содержали остатки двора царя Бориса, палат цариц и царевен.

Малый срок, отведенный на строительство, не дал провести тщательные археологические изыскания и раскопки на месте котлована. Здесь были обнаружены остатки строений времен Юрия Долгорукого. Царь-пушка и русские пушки, цепью окаймлявшие Оружейную палату, перенесены к Арсеналу. Под Дипломатический корпус снесена часть Патриаршего двора.

По мере продвижения разработки проекта появились еще три группы, которые занимались «правительственной зоной» и Зимним садом. За первую группу отвечал Макаревич Глеб, ставший в 1980 г. Главным архитектором г. Москва. Проект Зимнего сада выполнила К. Закарьян, со стороны Теремного Дворца фасад оформлен В. Локтевым.

Неоднократные испытания на прочность выявляли слабые места, которые устранялись в ускоренном темпе, чтобы успеть к торжественному открытию 17 октября 1969 г. с заседания XXII съезда Коммунистической партии СССР. Первыми зрителями торжественной праздничной программы на сцене стали делегаты съезда со всех уголков Советского Союза.


25 съезд КПСС в Кремлевском дворце

Для Большого театра сцена дворца стала второй площадкой для постановки спектаклей и других культурно-массовых и календарных мероприятий, на которые приглашались только самые отличившиеся, ударники труда и учебы.

Расположение Кремлевского дворца давал статус всем проводимым мероприятиям. Значимое в жизни России место придавало и придает торжественности, исключительности и высокий уровень всем культурным, общественно-политическим действам.

Зал заседаний и сцена Кремлевского Дворца гостеприимно принимали гостей из разных стран, городов:

  1. Всесоюзные форумы молодежи, съезды Коммунистической партии, Комсомола, Профсоюзов в советское время.
  2. Обязательным было проведение творческих концертов и отчетов прославенных коллективов народного танца, музыки и песни.
  3. Выступали мировые звезды вокального и балетного искусств.
  4. Историческое событие принятия присяги Президента России, Бориса Ельцина, состоялось на сцене Дворца.

Александровский зал

Александровский зал посвящен ордену Святого князя Александра Невского.  Князь Александр был известен своим благочестием и мужеством. Орден в его честь был учрежден Екатериной I в 1725 году, а девиз награды — «За труды и отечество».

Александровский зал также огромен, его длина — 31 метр, ширина — 21 и высота — 20 метров. Константин Тон использовал в его оформлении элементы византийско-русского стиля. Паркет с замысловатым цветочным орнаментом, созданный в 1843 году, выглядит как тканевый ковер, блестящий под слоем лака.

Под куполом расположены знаки ордена — крест и звезда с вензелем Святого Александра, по углам — изображения двуглавого орла.

Исторические полотна, созданные профессором исторической живописи Академии художеств Федором Моллером, рассказывают о жизни Святого Александра Невского. Картины на западной стороне зала повествуют о воинских подвигах князя, а на восточной мы видим сцены из его мирной жизни.

Свет из высоких окон, отражаясь в многочисленных зеркалах, заполняет все пространство. В оформлении стен использованы белый и розовый мрамор, а красный бархат в обивке мебели соответствует цвету орденской ленты. Между витых золоченных колонн — гербы земель Российской империи.

Соборы Московского Кремля

Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится Успенский собор. История собора началась в 1475 году. Он является старейшей полностью сохранившейся постройкой среди всех кремлевских зданий.

Изначально строительство проходило в 1326-1327 годах под руководством Ивана I. После завершения строительства собор служил домашней церковью митрополита Московского, который поселился в предшественнике нынешнего Патриаршего дворца.

К 1472 г. ныне разваленный собор был разрушен, а затем на его месте было построено новое здание. Однако оно рухнуло в мае 1474 года, возможно, из-за землетрясения или из-за ошибок в строительстве. Новую попытку возрождения совершил великий князь Иван III. Именно в этом соборе служили молебны перед важными походами, короновали царей и возводили в сан патриархов.

Архангельский собор посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года. Он построен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. Архитектурный стиль сочетает традиционную древнерусскую религиозную архитектуру и элементы итальянского Возрождения.

Благовещенский собор расположен на юго-западном углу площади. В 1291 г. здесь была построена деревянная церковь, однако спустя столетие сгорела и была заменена каменной церковью. Собор из белого камня на фасадах имеет девять луковых куполов и предназначается для семейных церемоний.

Время работы соборов: 10:00 до 17:00 (выходной – четверг). Единый билет для посещений обойдется в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей.

Современные реалии

В настоящее время объект имеет статус центральной театрально-концертной площадки страны. Он находится в резиденции Президента Российской Федерации. Этим и продиктовано его особое звание. К мероприятиям, которые проводятся здесь, предъявляются очень высокие требования.

Всегда есть множество желающих посетить Кремлевский дворец. Хорошие места лучше бронировать заранее. Сейчас местный репертуар значительно расширен. Тут проходят различные эстрадные выступления, юмористические программы и другие шоу. Большой зал, расположенный здесь, является одним из лучших в мире. На его сцене регулярно выступает множество известных коллективов. Есть здесь и свой театр-балет. Кремлевский дворец всегда поддерживался на должном уровне. В нем регулярно проводится техническое переоборудование, осуществляется профилактика светового и звукового оснащения. Все это делается для поддержания высокого статуса.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации