Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Шартрский собор богоматери

Великолепные витражи Шартрского храма

Взгляд любого посетителя привлекают великолепные цветные витражи внутри храма, выполненные, по данным исторических источников, в 12-13 веках. Изучение витражей ведется по сей день, они представляют собой уникальные ансамбли, изображенные на 146 окнах собора. Всего на них передано 1359 сюжетов, олицетворяющих события библейской истории, жизни королей, рыцарей разных времен, а также жизненные коллизии крестьян, ремесленников.

В целом вся Европа знает, что витражи этого собора – это парад красок – неподражаемо ярких и чистых. Причем загадки изготовления таких витражей средневековые мастера унесли с собой в могилу, их никто не смог ни найти, ни восстановить, хотя попытки предпринимались неоднократно.

Именно поэтому и называют этот храм «Стеклянной Библией», которую можно изучать и изучать десятки лет. Даже за довольно длительное время едва ли удастся постигнуть все секреты и сюжеты витражей Шартрского собора.

Шартрский собор (Нотр-Дам-де-Шартр)

Готический Шартрский собор, или, как его называют по-французски, кафедральный собор Нотр-Дам-де-Шартр (время посещения ежедневно с 8.30 до 19.30; вход свободный), возведенный в период между 1194 и 1260 годами, был построен гораздо быстрее других соборов того времени, поэтому сохранил единый гармоничный замысел.

Стоявшая на этом месте старая романская церковь сгорела дотла в 1194 году, но самая важная ее святыня, Покров Девы Марии (Sancta  Сатisia — латинское название.), одежда, которая предположительно была на деве Марии в момент рождения Иисуса Христа, была чудесным образом обнаружена на пепелище через три дня после пожара целой и невредимой.

Это событие было истолковано как знак того, что дева Мария пожелала, чтобы на месте сгоревшей церкви был построен еще более величественный собор, по крайней мере, так утверждали предприимчивые средневековые сборщики пожертвований на строительство собора. Поразительные размеры и архитектурное богатство собора тесно связаны с хранимой в соборе реликвией. В этом месте, по пути на юг в обитель Сантьяго-де-Компостела в Испании, останавливались толпы паломников.

Церкви необходимо было предоставить им большую крипту, предназначенную для почитания реликвии, и к достаточно просторному нефу, обеспечивающему место для ночлега сотням прихожан, в соборе даже сделан наклонный пол, очевидно для того, чтобы его было легче мыть. Святая одежда Богоматери сохранилась до наших дней, хотя по прошествии лет, в течение которых она была выставлена в соборе, недавно она была аккуратно свернута и убрана в хранилище. Возможно, когда-нибудь ее вернут обратно в собор.

Очертания собора уникальны в том смысле, что они практически не изменились со времени его возведения, и по существу все витражи сохранились не только в первозданном, но и непревзойденном виде, с XIII века. Многие из окон расположенных в нефе, были дарованы собору ремесленными гильдиями и купцами, отличительные знаки которых и ныне можно рассмотреть в самой нижней части оконных стекол.

Некоторые из изображенных сцен связаны с ремеслом дарующих, как, например, окно плотников, где изображен Ноев ковчег. Великолепное большое окно XII века «Синяя Богородица», расположенное в первой нише за южным трансептом, отличается довольно древним изображением Богородицы, которое почиталось паломниками в течение многих столетий.

Возможно, кафедральный собор Нотр-Дам-де-Шартр — это наиболее хорошо сохранившийся собор средневековой Европы, но если бы вдруг группа паломников оказалась перед ним в наши дни, они бы были в смятении. Дело в том, что с тех давних времен скульптуры на внешней стороне порталов утратили свои яркие краски и позолоту, а стены лишились побелки, которая когда-то так хорошо отражала витражи.

И, что еще хуже, высокий алтарь был перемещен вниз, в саму церковь, ближе к простонародью, а лабиринт на полу нефа такого же диаметра, что и окно-роза над главным входом, — ныне закрывают сиденья (кроме пятниц между Пасхой и октябрем, когда предоставляется возможность пройтись по всей длине лабиринта в двести метров к его центру).

Каменная кладка в соборе поистине превосходна; особенно выделяется окаймляющая крытую галерею крестная перегородка, где изображены сцены из жизни Христа и Богоматери. Ее скульптор, Жан де Бос, проектировал также и северный шпиль собора в стиле пламенеющей готики. С внешней стороны многочисленные скульптуры охраняют, как стражи, каждый из порталов собора.

Центральный Королевский портал, относящийся к середине XII века, а также южная башня вместе с венчающим ее шпилем, сохранились от более ранней романской церкви, поэтому интересно сравнить достаточно неуклюжие, несколько стилизованные фигуры Королевского портала с более совершенными готическими скульптурами северного и южного порталов, которые были выполнены на полвека позже.

Что касается других достопримечательностей, то крипта и сокровища не слишком впечатляют, но если людей в соборе не очень много, можно взобраться на северную башню, чтобы с высоты птичьего полета увидеть скульптуры и общую архитектуру собора (время посещения понедельник-суббота с 9.00-12.30 и 14.00-16.30, воскресенье, 14.00-16.30; май-август до 17.30; стоимость 4 евро). Позади кафедрального собора есть сад, откуда хорошо видно сложное соотношение между различными факторами давления стен собора, сбалансированными арочными контрфорсами.

Монолитная церковь Сен-Жан

Город Обтер-сюр-Дрон — небольшой и живописный, с традиционной архитектурой и причудливыми домами. Но самая невероятная достопримечательность города находится под землей. Это монолитная церковь Сен-Жан, почти полностью вырезанная из известняка. Построена она была в VII веке, а значительно расширена в XII веке. Церковь имеет сводчатый неф, бассейн для крещения и десятки древних захоронений. Хотя это далеко не традиционная французская церковь, она действительно уникальна и единственная в своем роде.

Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Лабиринт паломников

Мозаичный лабиринт – еще одна «реликвия» Собора. Он представляет собой узорчатый круг, выложенный из разноцветных камней. Его диаметр 13 метров, а длина — 261 метр. Длина лабиринта, называемая «Путь в Иерусалим» — это аллегория пути грешника к спасению души. Именно столько, то есть 261 метр, должен на коленях проползти верующий, чтобы «придти к Богу».

Эта одна из версий, зачем нужен Шартрский лабиринт, которая полностью устраивает паломников. Однако ученые на этот счет имеют множество других мнений: лабиринт – это:

  • Олицетворение жизненного пути каждого человека, который идет к намеченной цели или отчаивается в ее достижении, предвкушает победу, но путь к ней может быть так долог и не всегда сбыточен;
  • Время, которое находится ребенок в утробе матери;
  • Наказание грешника;
  • Деятельность человеческого мозга;
  • Тренинг для самосовершенствования личности.

Русским верующим в Шартрском Соборе особенно рады. Этому способствует и тот факт, что рядом с киотом, где хранится Плат Богородицы, расположена крипта с иконой Покрова Богородицы. Это дар Собору от благодарных паломников из России.

Краткая история

Собор стоит в красивейшем месте, на берегу реки Эр. Название свое он заимел от местечка Шартр, что находится примерно в ста километрах от Парижа. Когда-то необычайно мощную энергетику горы облюбовали друиды, которые со всего света приходили сюда для совершения магических обрядов. Усиливал заинтересованность друидов и тот факт, что недалеко от горы Шартра были обнаружены подземные источники с целебной водой.

На месте их языческого копища вскоре была построена христианская базилика. Храм имел печальную историю: его несколько раз разрушали, он подвергался пожару. Нашелся умный человек (епископ Жильбер), который воззвал к Церкви перестроить и расширить Базилику.

В 876 году она была удостоена чести хранить в своих стенах Покров Пресвятой Богородицы. По легенде его пожертвовал храму Карл II Лысый. А он в свою очередь наследовал святыню от своего деда – Карла Великого. Именно в этом плате была Дева Мария при рождении Спасителя. В смутные времена Французской Революции святыню разделили на несколько отрезов, чтобы сохранить хотя бы какую-то ее часть. Горожане с риском для жизни хранили плат у себя дома и только в 1819 году возвратили в Храм.

С тех пор большая часть реликвии хранится в Шартре. Это полотно около 2,5 метров, которое хранится в специальной капелле. Остальные части находятся в Успенском Соборе в Москве и в Лютеранском соборе Святого Иоанна Крестителя в Риме.

В художественной литературе[править]

Где-то я читал: в средние века в Шартре ― это во Франции, кажется, ― строился замечательный собор. И вот идет человек и встречает на дороге трех строителей. Каждый тачку толкал с камнями. Прохожий у них спрашивает, у каждого: «Ты что делаешь?» Один отвечает: «Тачку тяжелую тащу, пропади она пропадом». Второй отвечает: «Зарабатываю на хлеб семейству». А третий пот с лица вытер и гордо так сказал: «Я строю Шартрский собор!» Вот какая есть очень старинная притча…

 — Вера Панова, «Рабочий поселок», 1964

Я, наставив клякс, скрипучим «почтамтским» пером заполнила анкету и вопросительно взглянула на Екатерину Вторую. Она велела мне прийти на будущей неделе, чтобы узнать, годятся ли стихи. Почему «на будущей неделе»? И что со мной будет, если стихи «не годятся»? Через Таврический сад, где щелкали соловьи, я вернулась домой. А солнце все стояло высоко над деревьями и домами. И величественное убожество Петербурга было тихо и неподвижно: весь город тогда был величествен, тих и мертв, как Шартрский собор, как Акрополь.

 — Нина Берберова, «Курсив мой», 1966

Дворцы с дворцами, соборы с соборами. И тех и других я за свою жизнь видал много. В соборах отдаю предпочтение готике. Видал самые великие творения ее: Нотр-Дам, Шартрский собор, Реймский, Миланский, Св. Стефана в Вене, Вестминстерское аббатство… И вот рядом с ними модерн… Не святотатство ли?

 — Виктор Некрасов, «Взгляд и Нечто», 1977

Здесь вопрос, наверное, и психологический: если хотите снизить впечатление от чего-либо, то распишите этот предмет в самых превосходнейших, ярких красках, со страстью и восторгом, и вы добьетесь своего. Зато когда я несколько лет спустя попал в маленький провинциальный французский городок Шартр и увидел на крутом берегу извилистой сельской речушки поднимающуюся громаду Шартрского собора, я был так ошеломлен, так взволнован его красотой, буйством фантазии, стройностью и, если можно так выразиться, гармоничной хаотичностью, что вот именно это я и должен был бы почувствовать при встрече с главным собором Франции. О Шартрском соборе я до того ничего не знал, в уме не было никакого сооружения. У людей, которые видели то же, что видел и я, мои впечатления, может быть, не вызовут синхронности. Будьте терпимы к чужому ви́дению, к чужой фантазии. Всё! Предисловие окончено. Окончательно.

 — Виктор Розов, «Удивление перед жизнью», 2000

Рекордное строительство

В те времена, это было удивительно, ведь сразу после пожара власти решились на реконструкцию и реставрацию сгоревшего здания, но использовать решили пожертвования. И в таком порыве энтузиазма, горожане ремонтировавшие здание собора трудились бесплатно. Если сравнить Шартрский собор с аналогичными ансамблями того периода, то на его возведение было потрачено рекордно мало времени.Уже в 1220 году главная часть здания была готова, а уже спустя 40 лет храм полностью отстроили и освятили. Про загадочные пожертвования на восстановления храма издавна ходили легенды, некоторые историки и археологи утверждают, что лабиринт, оформленный в центральной части говорит о влиянии тамплиеров. Но, так ли это на самом деле или нет, так и осталось загадкой, так же как и лабиринт, выложенный из мозаики в одном из корпусов собора.

Строительство нового собора

Шартрский собор

После случившегося пожара почти сразу же началось строительство здания храма на пожертвования, которые собирались с жителей практически всей Франции. Многие местные жители и сами чем могли помогали в строительстве, например, работали на каменоломнях. И собор был построен за достаточно короткое время в сравнении с подобными зданиями, которые возводились веками.

Существуют исторические данные, свидетельствующие о том, что для строительства этого собора были пожертвованы значительные средства рыцарями Ордена тамплиеров. Исследователи старины даже смеют утверждать, что замысловатые лабиринты мозаики на полу храма содержат символы тамплиеров. Общими силами основная часть собора была возведена к 1220 году, а в 1260 году он был освящен в присутствии короля Людовика IX.

Загадка

О строителях собора известно очень мало, как и о задумке тех, кто разместил в нем одно из самых загадочных изображений на планете. Сооружение собора было довольно быстрым, по сравнению с другими готическими храмами того периода. К примеру, строительство Собора Парижской Богоматери продолжалось почти два столетия. А на воздвижение Шартрского собора ушло, согласно источникам, менее тридцати лет: с 1194 по 1221.

Работа над лабиринтом, начертанном на каменном полу храма, велась, по всей вероятности, в последние шесть лет строительства. В диаметре окружность лабиринта составляет 12,8 метра, что делает ее самым большим изображением такого плана из тех, что были сделаны в Средние века.

Символизм одиннадцати концентрических кругов и центральной розетки с шестью лепестками – древнего религиозного мотива – является неброским, но значительным. Лабиринт символизирует странствия пилигрима на пути к Святой Земле. Такие изображения начали появляться в Европе в 12 столетии. Именно лабиринт Шартского собора стал прототипом для последующих изображений.

Щенок весело резвится в не совсем обычном бассейне, сделанном его хозяином

Странное поведение питомцев привлекло внимание хозяев. Забавная фотоподборка

Самоизоляция не помогла: Анита Цой заболела коронавирусом

Как лучше начать знакомство с собором?

Местные искусствоведы советуют начинать осмотр этого храма снаружи, с его высоких великолепных башен

Асимметричные башни – это уже элементы, привлекающие внимание и вызывающие массу вопросов

Южный фасад здания украшают астрономические часы, тоже довольно древние, аж с 16 века показывающие время горожанам. Ранее они давали исчерпывающую информацию о фазах Луны, Солнца, времени суток и т.п., сейчас же только показывают время.

А дальнейший осмотр – это внутреннее убранство собора, которое может занять у туристов от нескольких часов до нескольких месяцев, если подробно изучать его витражи.

Рекомендуем к прочтению

Базилика Сакре-Кер

Храм в хонсу в Карнаке

Библиотека Сорбонны

Архитектура

Наружное устройство

План Шартрского собора

Трёхнефное здание в плане представляет собой с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла .

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Интерьер

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту — приблизительно 260 метров. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

15000 скульптур

Шартрский собор насчитывает более 15 000 различных скульптур, составляющих единые композиции с витражами. С точки зрения историков и библиоведов, Шартрские витражи уникальны, всего насчитывается более 1400 разнообразных ансамблей, каждый из которых представляет определенный библейский сюжет. Самым почетным и узнаваемым ансамблем считается витраж на главном фасаде и трансептах – Богоматерь.

Интересный факт, технология изготовления витражей была унесена в могилу средневековыми стеклодувами, и даже сегодня ничего подобного воссоздать не удастся.

Рекомендуем к прочтению

Минотавр?

По сегодняшний день не утихают споры о том, была ли когда-то в центре изображения пластина, иллюстрирующая Минотавра. В то время как существуют некоторые исторические намеки на возможность этого факта, многие апеллируют к отсутствию доказательств в поддержку теории.

Из греческой мифологии мы знаем, что лабиринт на острове Крит – это загадочное сооружение, выстроенное архитектором Дедалом. Именно в нем, по приказу царя Миноса, содержалось опасное чудовище – получеловек-полубык Минотавр.

Есть и другие теории насчет лабиринта в Шартрском соборе. Некоторые считают, что он является местом захоронения средневековых масонов. Однако расследование, проведенное в 2001 году, не подтвердило эти предположения.

Наконец, стоит отметить, что до того как сооружение приобрело свой нынешний вид, на его месте было по меньшей мере пять других соборов. Каждый из них строился вместо предыдущего, который разрушался в результате военных действий или несчастных случаев, например, пожаров.

Как возникло витражное искусство

В отличие от фресок, которыми украшали стены храмов по всему христиан­скому миру и далеко за его пределами, или мозаик, в которых так преуспели византийские мастера, витраж — типично западное искусство. Он, конечно, прежде всего ассоциируется с  — с ее огромными стрельчатыми ок­нами, которые возникли в XII веке благодаря инженерным новациям, по­зво­­лившим эффективно перераспределять вес сводов, и со временем становились все выше, шире и ажурнее. Однако на самом деле история витража уходит еще в раннее Средневековье. К 1100 году, когда в архитектуре господствовал , цветные стекла с фигурами уже, видимо, были довольно обычным делом (правда, от той эпохи их дошло крайне мало).

На первых порах витражи в основном украшали монастырские церкви; позже самые масштабные окна изготавливались для городских соборов. Собор, глав­ный храм епархии и резиденция ее епископа, чаще всего был самым большим зданием в городе и воплощал не только мощь Церкви, но и богатство местных жителей, которые смогли его возвести, желательно перещеголяв соседей. Со вре­­менем цветные стекла «с историями» стали доступны и про­стым при­ход­ским храмам, а в позднее Средневековье небольшие витражные медальоны (на религиозные и мирские сюжеты) появились на окнах городских ратуш и даже особняков состоятельных бюргеров.

1 / 3

Беспечный в нищете. Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

2 / 3

Святой Дунстан Кентерберийский. Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

3 / 3

Ванитас (суета сует). Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

В Шартре, Париже, Бурже, Амьене, Реймсе, Кентербери, Аугсбурге, Праге и мно­гих других городах Франции, Англии или Священной Римской империи соборы могли похвастаться десятками витражных окон, каждое из которых заключало несколько десятков различных сцен. В соборе Нотр-Дам в Шартре, который сохранил самый полный набор витражей второй половины XII — первой половины XIII века, площадь средневековых стекол составляет более 2000 м² (для сравнения: площадь огромной картины Александра Иванова «Явление Христа народу» — около 40 м²).

В художественной литературе

  • Главный герой рассказа Андре Моруа «Собор» хотел купить картину «Шартрский собор». Правда, в рассказе картина приписана перу Эдуарда Мане, а не Камилю Коро.
  • В романе Ж.К. Гюисманса «Собор» идет речь именно о соборе Шартра.
  • В романе «Лабиринт розы» Титании Харди неоднократно упоминается Шартрский собор и лабиринт.
  • В романе «Архитектор» Анны Ефименко величие и красота Шартрского собора вдохновляет главного героя на выбор профессии архитектора.
  • В романе «Все люди враги» Ричарда Олдингтона главный герой посещает Шартр и собор, после решения изменить свою жизнь.
  • В романе «По ком звонит колокол» Эрнеста Хэмингуэйя Шартрский собор с его огромными витражами приводится в пример того места, где человек испытывает подлинное чувство долга, братства, и экстаза.

Знак свыше

Каково же было изумление местных жителей, которые оплакивали свою святыню, считая ее сгоревшей в пламени огня, когда вдруг из-под обломков сгоревшего остова появились те самые клирики и несли в руках чудодейственный покров. Это посчитали знаком свыше, и в честь знаменательного события было решено построить новый Храм. И такой Храм, который до этих пор еще по красоте и величию никто не видел.

В его возведении участвовала вся Франция. Люди собственноручно доставлял камни к месту возведения. Есть мнение, что в постройку вложили средства тамплиеры. Их знак находится на знаменитом мозаичном полу храма, называемым священным лабиринтом. Такие же символы находятся и в других частях Храма.

Авторы проекта особо не ломали голову, логично решив, что остов предыдущего строения вполне может послужить «фундаментом» будущего Храма. В плане он представлял собой латинский крест. Через 24 года трехнефный Собор был готов, но осветили его лишь сорок лет спустя в присутствии короля Франции Людовика IX.

Всего четверть века для создания такого шедевра, как Шартрский Собор – это ничто. Например, на строительство готического Собора Святого Вита в Праге ушло более 600 лет, а возведению прекрасного Нотр-Дам де Пари, на который так похож Собор в Шартре, история «посвятила» почти 1000 лет.

Фото и описание

Строительство собора Нотр-Дам в Шартре началось после события, которое все сочли чудесным знамением. В 1194 году в здание предыдущего собора ударила молния. Храм загорелся, но хранившаяся в нем реликвия – Святая плащаница Девы Марии – не была повреждена. В знак благодарности на месте сгоревшего почти полностью храма было решено строить новое здание.

История строительства собора в Шартре

Храмы на месте нынешнего собора стояли с незапамятных времен. Известно, что первым религиозным сооружением было языческое святилище, на месте которого был построен первый христианский храм. Известно также, что плащаница хранилась в одном из предыдущих храмов в IX веке. Тот храм тоже сгорел и был заново отстроен в начале XI столетия. Спустя 14 лет после его освящения в Шартре произошел крупный пожар, спаливший почти весь город, но не затронувший собор.

После пожара в конце XII века восстановление собора началось на пожертвования горожан, работы велись более шестидесяти лет, а его очередное освящение состоялось только в 1260 году в присутствии короля Людовика XI. Удивительно, но с XIII века облик шартрского кафедрального собора совсем не менялся – его не разрушали и больше не перестраивали. Поэтому сейчас это сооружение признано образцом готической архитектуры и охраняется ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия.

Архитектура храма

На момент постройки собор считался одним из самых высоких религиозных сооружений Франции: высота его нефа составляла 36 метров, а высота шпиля одной из башен превышала 110 метров. В храм можно попасть через один из девяти порталов, каждый из которых украшен скульптурами и рельефными сюжетными композициями на библейские и ветхозаветные темы. Южный фасад собора украшают астрономические часы, созданные в XVI веке.

Внутри храма достойна внимания резная стена начала XVI столетия, отделяющая хор и алтарь. На ней вырезаны сцены жития Богоматери и Иисуса Христа. Уникальная коллекция витражей Шартрского собора насчитывает 150 стеклянных картин, самые ранние из них были созданы в XII столетии.

Плащаница Девы Марии и сейчас хранится в соборе. Это часть рубашки, в которую была одета Мария в момент рождения Иисуса. Правда, со средневековых времен плащаница сильно уменьшилась в размерах. Дело в том, что в годы революции настоятель собора приказал разделить реликвию на несколько частей и укрыть их в разных местах.

Витражи и их зрители

Стремясь защитить церковные образы от критики иконоборцев, которые видели в изображениях святых рецидив идолопоклонства, папа Григорий Великий (590–604) писал, что изображения — это «книги для неграмотных» (или «писания для простецов»). Они учат азам Священной истории и хри­стианской доктрины тех, кто не имеет прямого доступа к тексту Библии и творениям Отцов Церкви. Вслед за Григорием и чередой богословов, которые повторяли или варьировали на свой лад его формулу, историки в течение многих десятилетий говорили об иконографических программах средневе­ковых цер­квей — в том числе и о витражах — как о «Библиях для неграмот­ных», визуаль­ной пропо­веди, адресованной массам мирян.

И это, конечно, верно, но лишь отчасти. Средневековые зрители действительно видели на витражах важ­ней­шие эпизоды ветхозаветной и новозаветной исто­рии, подвиги святых и чу­де­са, сотворенные их мощами или образами. Изобра­жения из стекла прославляли реликвии, хранившиеся в часовнях под ними, популяризировали культы новых святых  Например, архиепископа Томаса Бекета, убитого в 1170 году по приказу английского короля Генриха II. и усиливали ощущение сакраль­ности храма. Однако по своему сюжету и композиции многие витражи были настолько слож­ны, что средневековый верующий (прихожанин, видевший их из недели в неделю, или паломник, пришедший в храм издалека покло­ниться какой-то святыне) без помощи клириков, видимо, понимал в них немногим больше, чем современный турист без пояснений экскурсовода или путево­дителя.

Часто сцены на витражах снабжены подписями  Имена персонажей, библейские цитаты и комментарии к ним, посвящения от до­наторов, имена мастеров и их обращения к Богу и прочее.. Но и эти подписи (если их вообще получалось разглядеть) были понятны лишь тем, кто как минимум владел латынью, а как максимум был способен разобраться в тонких богослов­ских аллюзиях — то есть лишь образованным клирикам и узкому кругу ученых мирян. Так что стеклянная книга витражей не всегда была доступней прихо­жанам, чем книга, написанная на пергамене.

Практические советы для туристов

В будни поезда на Шартр отходят с вокзала Монпарнас по меньшей мере каждый час, однако в выходные, особенно в воскресенье, поездов немного меньше; время в пути до Шартра около часа.

От вокзала в Шартре до туристического бюро (апрель-сентябрь, понедельник-суббота, 9.00-19.00, воскресенье, 9.30-17.30; октябрь-март, понедельник-суббота 10.00-18.00, воскресенье, 10.00-13.00 и 14.30-16.30; тел.02.37.18.26.26), которое находится рядом с собором, минут пять ходьбы.

Если вам захочется перекусить, посетите симпатичное «Cafe Serpente», расположенное прямо напротив южной стороны собора, по адресу: улица Клуатр-Нотр-Дам, 2. Внутри кафе не слишком привлекательно, но еда вполне хорошая, и работает это кафе весь день.

Если вы хотите отведать что-нибудь получше, загляните в ресторан «Le Pichet», расположенный на улице Шеваль-Блан 19, как раз под северо-западным шпилем собора (закрыт вторник-вечером и в среду, с ноября до середины марта закрыт и в воскресенье вечером, тел.02.37.21.08.35), или же в первоклассный ресторан «L’Estocade» на улице Порт-Гийом, 1 (закрыт в понедельник и воскресенье ноябрь-апрель тел.02.37.34.27.17), откуда открывается чудесный вид на реку Эр.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации