Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

По серафимовым местам омской митрополии

Что привезти из Дивеева

Возвращаясь из путешествия, многие везут подарки своим родственникам и друзьям. Из Дивеева увозят предметы церковного обихода: иконы, крестики, «Летопись Свято-Дивеевского монастыря».

Очень ценится паломниками земля со Святой Канавки. Они верят, что даже маленькая ее горсть убережет ее обладателей от болезней и бед. Землю набирают только в одном месте – за часовней Серафима Саровского. Там для этого устроена небольшая насыпь.

Освященные на мощах старца сухарики из ржаного хлеба и масло летом берут в часовне преподобного, зимой – в притворе Преображенского собора. Для сухариков пакетик лучше принести с собой, бутылочку под масло можно приобрести в церковной лавке. Согласно преданиям, если к освященным хлебным сухарикам добавить домашние обычные – они получать частицу чудотворно силы.

Пользуются популярностью печенья «Лесенки», которое выпекается по старинному рецепту. Его можно также приобрести в лавке. Оно недорогое и вкусное. Ну а монастырский хлеб – выше любой хвалы.

Храмы и святыни

Центр духовной жизни Дивеево-Троицкий собор с главной святыней – святыми мощами преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами, проживает 500 насельниц.

Все храмы:

  • Троицкий собор.
  • Спасо-Преображенский собор.
  • Казанская церковь.
  • Больничная церковь в честь иконы Божьей Матери «Целительница».
  • Домовая церковь во имя святой Марии Магдалины.
  • Большая церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости».
  • Трапезный храм во имя святого Александра Невского.

Святыни монастыря:

  • Святая Канавка Царицы Небесной.
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Умиление».
  • Святые мощи преподобного Серафима Саровского.
  • Святые мощи преподобных жен дивеевских Александры, Марфы, Елены.
  • Святые мощи блаженных жен дивеевских Пелагеи, Параскевы и Марии.
  • Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Святые источники Дивеево:

  • Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери
  • Источник в честь святого Пантелеимона
  • Источник в честь иконы Божьей Матери «Умиление»
  • Источник матушки Александры
  • Источник в честь Иверской иконы Божьей Матери
  • Святой целебный источник преподобного Серафима Саровского

Пять святых источников – на территории монастыря, шестой, преподобного Серафима Саровского, на берегу реки Сатис, с несколькими купелями, в 12 км от Дивеево. На берегу – раздевалки, каменные лестницы, ведущие с берега в воду. Перед источником – небольшая часовня.

Температура воды в источнике круглый год – +3+5 градусов. Паломники окунаются в воду по 3 раза в 3 подхода, погружаясь в воду с головой. Купание бодрит и поднимает настроение. В маленькой желтой часовенке во имя преподобного Серафима можно бесплатно взять такие сухарики, какие ел батюшка Серафим в дни отшельничества.

Пещеры Сарова

Строительство монастыря сопровождалось возведением подземного города, который также был построен благодаря иеросхимонаху Иоанну. В то время он проживал в одной из горных пещер. Затем пещеры разрастались, и в них устраивали кельи для уединения и погружения в молитву. В 1711 году под землей возвели храм Антония и Феодосия преподобных.

Пустынь Саровская наполнилась жизнью. Со всех городов приходили сюда послушники и монахи. Всем предоставлялась работа. Кто-то проводил службы, кто-то строительством новых келий занимался, кто-то ягоды с грибами собирал. Так постепенно вокруг церкви образовался целый город, служивший прообразом монастыря.

В то время Иоанн составил устав монастыря, следуя строгим правилам. Саров был известен как академия монашества. После пребывания в Монастыре монахи–подвижники двигались дальше, распространяя устав Сарова. Практически все они впоследствии были приставлены настоятелями или казначеями в различных монастырях.

Настоятели пустыни до её закрытия в 1927 г.[33]

мирское имя годы жизни годы управленияпустынью
Исаакий, иеромонах(в схиме Иоанн, «Первоначальник») Попов Иван Федорович 1669—1737 1708—1734
Дорофей, иеромонах(в схиме Димитрий) Замятин Дмитрий Анисимович 1678—1747 1731—1747
Филарет, иеромонах Филипп,«а откуда и чей сын не помнит» ?—? 1747—1749
Маркелл, иеромонах требует уточнения 1721—1752 1749—1751
Исаакий (II), иеромонах требует уточнения 1721— после 1775 1751—1758
Ефрем, иеромонах Коротков Евдоким Андреевич 1694—1778 1758—1777
Пахомий, иеромонах Леонов Борис[источник не указан 576 дней] Назарович 1729—1794 1777—1794
Исайя (I), иеромонах Зубков Илья Гаврилович 1741—1807 1794—1807
Нифонт, игумен Черницын Василий Петрович 1761—1842 1807—1842
Исайя (II) Путилов, игумен Путилов Иона Иванович 1786—1858 1842—1858
Серафим, игумен Пестов Спиридон Андреевич 1805—1878 1858—1872
Иосиф, игумен(в схиме Иоанн II) Шумилин Иван Петрович 1818—1892 1872—1890
Рафаил, игумен Трухин Николай Ионович 1844—1901 1890—1894
Иерофей, игумен Мелентьев Иван Петрович 1828—1920 1894—1920
Руфин, игумен Велькин Родион Иванович 1858—1925 1920—1925
Мефодий, игумен Коковихин Михаил Кузьмич 1871—? 1925—1926
Киприан, иеромонах Петров Касьян Егорович 1876—? 1926—1927

Краткая история и описание

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Святая канавка

Костомарово

– В Воронежской области есть удивительные места Дивногорье и Белогорье. О Дивногорье мы узнали из гульбария Татьяны Афанасьевой и решили съездить посмотреть на чудо природы. На дальнейшее путешествие нас вдохновила наш экскурсовод в Дивногорье.

В 1993г. в Костомарово началась расчистка пещерных храмов. В 1997г. здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. На совершенно пустое место, расположенное у подножия меловой горы с заброшенными пещерными храмами приехали три насельницы, в числе которых была первая настоятельница монастыря игумения Серафима (Иванова).

С этих трех сестер и началась новая история монастыря. За 18 лет были восстановлены пещерные храмы в которых проводятся богослужения, построен храм Матери Божией «Взыскание погибших». В храме ведутся экскурсии монахинями, начинается с рассказа о блаженном Петруше и его даре предвиденья и врачеванья.

В конце 30-х годов его арестовали и он умер в тюрьме, но ходит преданье что блаженный Петруша исчез из закрытой камеры.

Спасский храм – самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря.

В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел).

Особым почитанием паломников, приходящих сегодня в Спасский храм, пользуется икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Она написана на железе (размером в человеческий рост) в «васнецовском» стиле.

Для пещерных храмов иконы писали именно на железе, так как дерево в условиях повышенной влажности быстро приходило в негодность.

Совет

На иконе Пресвятой Богородицы из Спасского храма видны отверстия от выстрелов: по иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики. Но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал: все шесть пуль легли рядом. Во времена гонений церкви икону прятали у себя местные жители в подвалах, для того чтоб её совсем не уничтожили.

Храмы, архитектура

Храмы и часовни

  • Казанский собор (1779 г.)
  • Рождественский храм (1829 г.)
  • Богородице-Рождественский храм (1830 г.)
  • Скорбященский домовый храм (1861 г.)
  • Троицкий собор (1875 г.)
  • Трапезный Александро-Невский храм (1895 г.)
  • Марие-Магдалининский домовый храм (1902 г.)
  • Преображенский собор (1916 г.)
  • Казанский храм на источнике в с. Дивеево (1989 г.)
  • Домовый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Целительница» (2008 г.)
  • Князь-Владимирская часовня в палаточном городке в с. Дивеево (2010 г.)
  • Серафимовская каменная надкладезная часовня (2012 г.)
  • Серафимовская деревянная часовня (2014 г.)
  • Благовещенский собор (2015 г.)
  • Серафимовская часовня в палаточном городке в с. Дивеево
Святая Канавка в Дивеевском монастыре

Святая канавка

Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.

Святая канавка в советское время

советское

Восстановление Канавки началось 23 августа года. Проект реконструкции был разработан сотрудниками Московского государственного строительного университета под руководством профессора Сергея Чернышева. Ко дню столетия прославления преподобного Серафима, 1 августа года, Канавка была выкопана; полностью работы были завершены в году. Длина Святой канавки по оси рва — 775 метров. По завету преподобного Серафима её глубина и ширина равняется трём аршинам; вал также трёхаршинный (2 м 15 см). В начале, в середине и в конце Канавки поставлены поклонные кресты. Площадь внутри Канавки — 4,43 гектара.

Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской

Музеи

Летом года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до года.

В году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.

Архангельский скит Дивеевского монастыря

Православие в городе

Возрождение Православия в Сарове началось в 1987 году с организацией при Доме ученых историко-философского клуба с намерениями изучать духовное наследие русских философов и историю Саровской пустыни. В 1990 году был организован православный приход, через год его посетил Патриарх Московский и Всея Руси — Алексий II. В апреле 1992 года на Пасху состоялась первая Божественная литургия в маленькой часовне на городском кладбище.

В День Святой Троицы этого же года на баланс Нижегородской епархии было передано первое здание — Храм Всех Святых.

Вера и религия для жителей

Так случилось, что из историко-философского клуба выросло объединение — Саровская пустынь. Некоторые члены клуба стали священниками. Православие никогда не покидало города, у всех дома были иконы, в подвалах по праздникам проводили молебны. На Крещение люди приходили к местным источникам. Постепенно благодаря «оттепели» в городе открылась воскресная школа и православные курсы для взрослых, в воздухе начала витать идея возрождения Саровского монастыря.

При чем все прекрасно понимали, что монастырь не может быть открыт для паломников извне. Открытие монастыря будет духовно поддерживать и утешать только тех, кто здесь занимается таким нелегким делом. В 2006 году монастырь был открыт. В 2007 году впервые совершен молебен Преподобному Серафиму, как покровителю ядерщиков. Было восстановлено семь храмов, все они действующие.

Святые Сарова

В православном мире Саровская обитель считается святым местом.

Паломники приезжают поклониться и почтить известных подвижников Саровской пустыни:

  • Иеромонах Исаакий — первостроитель пустыни;
  • Марк-молчальник — его называют духовным предтечей отца Серафима;
  • Серафим Саровский — величайший святой последних веков, был канонизирован вопреки сопротивлению Святейшего Синода по причине:»Слишком много чудес».

Иеромонах Исаакий, в схиме Иоанн, возродил Саровскую пустынь, открыл мужской монастырь и утвердил строгий устав. После выхода указа — считать раскольниками всех монахов, живущих в лесах без церкви, организовал постройку храма за 50 дней. Одним из великих дел его стало обращение в православную веру раскольников. За несколько лет его стараниями было построено три храма, расширены кельи в пещерах, в горе высечена подземная церковь в честь Антония, Феодосия и всех Киево-Печерских чудотворцев. По ложному доносу был арестован, закован в кандалы, скончался в заточении на 67 году жизни в Петербурге. В прощальном письме завещал хранить устав, послушно нести повиновение и пребывать в мире и любви.

Марк-молчальник в 1784 году был пострижен в монахи с именем Мефодий; приняв схиму (торжественная клятва), получил имя Марк. Пустынничал в лесу на берегу речки Саровки, выращивал овощи, делал сам спички, все раздавал приходившим к нему посетителям. Разговаривал редко, ответы писал на песке или углем, за что и получил такое необычное прозвище — молчальник. Одним из братьев, кто удостаивался беседы, был отец Серафим, который так почитал схимонаха, что просил похоронить себя рядом с ним, что и было сделано.

Захоронение обоих находилось возле алтаря Успенского Собора.

Серафим Саровский — кто же сейчас не слышал это святейшее имя? Небесный покровитель Дивеевской женской обители, чудотворец и исцелитель. Он давал советы, с помощью воды из чудотворного родника и своих молитв помогал излечиться безнадежным больным. Он мог рассказать о прошлом, предсказать будущее, помогал справиться с трудностями и предостерегал от ошибок.

Долог и труден был его путь: Прохор Исидорович Мошнин молодым юношей пришел в Саровскую обитель, принял постриг и стал монахом Серафимом. Много лет провел в добровольном затворничестве в лесу и в обители, совершая свой безмолвный подвиг, серьезно болел, подвергался нападению грабителей, приручал диких животных, сажал огород, разводил пчел и неустанно молился.

25 ноября 1825 года во сне ему явилась Матерь Божия и наказала помогать людям. С этого момента начался его подвиг Старчества— дар творить чудеса, дарованный Господом.

День памяти Серафима Саровского отмечается два раза в год: 15 января — день кончины и 1 августа — день причисления к лику святых. В честь Саровского чудотворца Серафима называют улицы, ему ставят памятники, о нем пишут книги и научные труды.

Серафимо-Саровский мужской монастырь с.Новомакарово Епархиальный мужской монастырь

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей. Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество людей, ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1995 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года было освящено место и первый закладной камень в основании храма обители, носящего имя Всероссийского светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители.

Обратите внимание

Трижды в монастыре находился мироточивый образ царя – страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апреле 2002 года икона царя – мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы»

В память всех этих событий и в ознаменование пребывания чудотворного образа царя мученика Николая был заложен летний храм в честь царственных мучеников.

В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

На территории монастыря имеется святой источник, который был известен с незапамятных времен и в народе считался целебным. Сейчас расчищенный, благоустроенный и освященный в честь преподобного Серафима, он привлекает к себе водой, имеющей целебную силу. «С верою кто да примет, здрав бывает. Всяку немощь попирает зело».

В благодарность Царице Небесной ископан источник и построена купель в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которые были освящены в день памяти убиения Царственных мучеников 17 июля 2005 года. В этом источнике по вере прибегающих к молитвенному заступничеству Божией Матери получают исцеления от душевных и телесных недугов, в том числе, пьянства, наркомании и табакокурения.

Описание Серафимо-Саровского мужского монастыря | Православные паломничества

«Стяжи дух мирен и тысячи во круг тебя спасутся» – эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека – стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе.

С этой целью приходят люди в обитель, чтобы через отречение от собственной воли покориться воли Христовой.

На Воронежской земле был основан монастырь, который не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника.

Великий Чудотворец и молитвенник земли Русской Преподобный Серафим Саровский родился в 18 веке и явил образ любви Христовой ко всем людям врачуя их раны телесные и душевные.

«Сим Победиши» – эти слова начертаны на поклонном Кресте, который встречает паломников при въезде в монастырь Серафима Саровского. Обитель расположена в 150-ти километрах от Воронежа, на границе Аннинского и Грибановского районов, неподолеку от села Новомакарово.

Важно

Создание обители началось в 1995 году с передачи администрацией Грибановского района участка земли, по ходатайству правящего архиерея.

Знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и тихим заросшим прудом, старинная дворянская усадьба, принадлежала герою Кавказкой войны генералу Соловцову.

Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II ему было пожаловано в Тамбовской губернии это имение (ныне Воронежская область).

Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители.

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма.

Совет

Храм освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте.

Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.

Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил.

Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница».

В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы».

В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников.

В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

Сайт:   http://www.serafimov-skit.ru

Паломнические поездки к Серафимо-Саровскому мужскому монастырю

Каменная плита

Это главная святыня ходов, содержащая следы ладоней и коленей. По преданиям, на ней посылала молитвы Богу игуменья Арсения по ночам, в одну из которых ей было ниспослано явление Богородицы.

Святой камень Пресвятой Богородицы.

По официальной версии отпечатки на глыбе оставила сама монахиня, но обитательницы считают, что это сделала Богородица. Согласно рассказам священнослужителей святой камень сам «путешествует» по подземельям, но всегда возвращается на место.

Также, по поверьям, молитвы на святой плите помогают женщинам избавится от бесплодия и калекам снова встать на ноги. С надеждой на исцеление к глыбе ежегодно приходят тысячи паломников.

Грот

Одно из природных сокровищ – грот, посвященный святой грузинской царице Шушанике или Сусанне, которая даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру.

Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещения. В дальнейшем планируется реконструкция памятника природы и проведение экскурсий по нему.

Арка-звонница

Арка-звонница – это остатки постройки XVII века, когда обитель была мужской. В 1934 году это сооружение взорвали и от него осталась только небольшая арка.

При возрождении монастыря она была приспособлена под звонницу. На перекладине, установленной поперек портала, подвешены 7 небольших колоколов, которые издают чудесные звуки во время больших церковных праздников.

Верхушку арки украшают 2 небольших, окрашенных в лазоревый цвет, купола со шпилем. Для того чтобы монахиням было удобно звонить, под порталом сооружен небольшой деревянный помост и лестница.

Источник

Источник известен уже более 200 лет.

Первые письменные свидетельства о нем датируются временем, когда игуменьей была Августа (конец XVIII века). В 1830 году от к роднику была построена каменная лестница.

Некоторые ее фрагменты можно сохранились до наших дней.

Могила семи монахинь

Игуменья Арсения

Могила семи монахинь – относительно новый памятник в Усть-Медведицкой обители.

Он был образован в 2014 году, когда на территорию перенесли останки семи его обитательниц, живших в монастыре до 1928 года. После закрытия они образовали коммуну и трудились в ней и постройках комплекса.

Пережили несколько волн репрессий и расстрелов. После смерти монахинь похоронили на городском кладбище Серафимовича и только недавно положили в землю обители.

Закрытие монастыря

В сентябре года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.

Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации