Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Михайловский дворец

Из истории

С основанием Санкт-Петербурга городская территория стала обустраиваться. Здесь от Невы до нынешнего Невского проспекта простирались Летние сады. На месте нынешнего Михайловского сада находился Третий Летний сад.

  • В 1712 году в Третьем Летнем саду, там, где сейчас находится павильон Росси, Петр I построил для своей супруги Екатерины I дворец — Золотые хоромы. Сад вокруг дворца назвали Царицыным, его засадили фруктовыми деревьями и кустарниками, привезли сюда редких птиц, а в вырытых прудах разводили рыбу
  • При Елизавете Петровне (дочери Петра Первого и Екатерины I) сад получает регулярную планировку. Его центральная часть стала местом развлечений, здесь установили качели и карусели, насыпали горки для катания. Деревья и кусты стали стричь по форме геометрических фигур, разбили цветники, на аллеях появились скульптуры, построили павильоны и баню на берегу Мойки
  • В 1819 году Карл Росси начинает масштабные работы по созданию ансамбля Михайловского дворца. Благоустройство Михайловского сада проходило в 1822–1825 годах. Наряду с регулярной планировкой здесь появился и пейзажный (английский) стиль ландшафта. Так, у северного фасада дворца был устроен английский луг, появились лужайки и пруды произвольной формы.  На месте Золотых хором, на набережной Мойки был сооружен традиционный для пейзажного парка павильон с гранитной пристанью, известный как павильон Росси.

Михайловский сад стал подарком императора Александра I младшему брату князю Михаилу Павловичу. Хозяйкой всего ансамбля стала его супруга Елена Павловна. В честь князя дворец и сад были названы Михайловскими. Но неформально сад часто называли садом Елены Павловны.

Здесь великокняжеские особы отмечали памятные события и праздники, совершали конные прогулки. В 1898 году после того, как наследники князя Михаила продали дворец в казну, в здании разместился Русский музей.

Михайловский сад стал доступным для широкой публики после победы Октябрьской революции. В те времена на воротах висело объявление «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

В советское время это был обычный парк со сценой-эстрадой, павильонами и площадками для детей.

Во время Великой Отечественной войны Михайловский сад спас многие произведения искусства, здесь были зарыты скульптуры и памятники, среди них и конный памятник Александру III (сейчас находится у входа в Мраморный дворец). Все произведения искусства уцелели, в то время как многие деревья были уничтожены взрывами бомб. В настоящее время, благодаря усилиям реставраторов, в целом, Михайловский сад выглядит также, как и почти 200 лет назад.

История

Замысел о большом замке в центре Петербурга Павел I вынашивал всю жизнь, и даже место для будущего возведения было выбрано неслучайно — деревянный летний дворец его бабушки Елизаветы Петровны. Приказ о сносе подписали в 1797-м году, а ответственных за проект архитекторов было двое — Василий Баженов, создавший ансамбль Царицына, и Винченцо Бренна, до этого работавший над несколькими интерьерами Зимнего дворца.

Работы начались ударными темпами — по капризу императора установили сроки в один год, для чего сюда свезли почти 6 тысяч рабочих. Строительство шло и днём, и ночью — пришлось продумать сложную систему ламп и факелов. Отчасти ускорить процесс помогла передача мрамора с других площадок — Исаакиевского собора и строек Царского Села, но даже такие меры не помогли — окончательно проект удалось воплотить лишь в 1800-м.

Новоселье длилось недолго — через 40 дней после торжественного въезда Павел был убит заговорщиками в собственной спальне, и для Михайловского замка наступили тяжёлые времена. Первыми съехали ближайшие родственники и придворные семьи Романовых, а за ними — многочисленная прислуга. В зданиях остались только кавалергарды, которым было поручено охранять пустующие корпуса от возможного разграбления.

По иронии судьбы, главными «вандалами» стали не уличные воры, а потомки убитого императора. Сначала Александр I приказал переплавить серебряные ворота на сервиз для своей сестры Анны, а потом и Николай I распорядился разрушить часть корпусов и взять из них ценный камень для строительства Нового Эрмитажа. Лишь в 1856-м году в память о Павле его опочивальню перестроили для домовой церкви при инженерном училище.

В советские годы учебное заведение несколько лет продолжало работать, а во время Великой Отечественной войны и блокады здесь размещался госпиталь. С 1960-х годов большую часть помещений отдали научно-исследовательским институтам, и территория стала закрытой для любых экскурсий. Процесс передачи Русскому музею начался в 1991-м, и продлился вплоть до юбилейного 2003-го года, когда реставрация полностью завершилась.

Александр Леонтьев

Русский музей

Работает с 15 июля.

Русский музей включает в себя:

  • Михайловский дворец (Инженерная ул., 4) и корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2).
  • Михайловский замок (Садовая ул., 2)
  • Строгановский дворец (Невский пр., 17).
  • Мраморный дворец (Миллионная ул., 5/1).
  • Домик Петра I (Петровская наб., 6).
  • Летний сад.
  • Михайловский сад.

Время работы Русского музея и его филиалов:

  • Понедельник: 10.00 – 18.00 (Корпус Бенуа и Михайловский замок 10.00 – 20.00).
  • Среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00 –18.00.
  • Четверг:  13.00 – 21.00.
  • Выходной день — вторник.

Цена билета в Михайловский дворец:

  • Взрослые — 400 руб.
  • Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 200 руб.
  • Лица до 16 лет — 50 руб.

Цена билета в корпус Бенуа:

  • Взрослые — 300 руб.
  • Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 150 руб.
  • Лица до 16 лет — 50 руб.

Цена билета в Мраморный дворец и Строгановский дворец:

  • Взрослые 350 руб.
  • Школьники и студенты, пенсионеры 170 руб.
  • Лица до 16 лет — 50 руб.

Цена билета в Михайловский замок:

  • Взрослые 500 руб.
  • Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры 250 руб.
  • Лица до 16 лет — 50 руб.

Дней бесплатного посещения в Русском музее нет.

Домик Петра I и Летний дворец Петра I закрыты до особого распоряжения.

Летний сад и Михайловский сад открыты:

  • С 10.00 до 22.00 с 1 мая по 30 сентября,
  • С 10.00 до 20.00 с 1 октября по 31 марта.
  • В апреле оба сада закрыты на просушку.
  • По вторникам Летний сад закрыт,
  • Михайловский сад открыт ежедневно.
  • Вход свободный.

Экскурсии, которые могут быть Вам интересны:

  • Экскурсия-квест для детей по Летнему саду.
  • Прогулка по Невскому проспекту.
  • Игра-квест «Вокруг Михайловского замка».

Сайт музея: rusmuseum.ru
Тел. для справок: 595-42-48, 314-34-48.

История

Инициатором и идейным создателем крупнейшего мирового собрания предметов искусства стал Александр III. Всероссийский император всегда тяготел к прекрасному и тратил большие суммы из казны на свое пристрастие. Среди всех царствующих особ таким усердием в коллекционировании отличалась только Великая императрица Екатерина II.


Со второй половины XIX века в России начались разговоры о создании музея – хранилища отечественных произведений искусства.

Интеллигенция страны и государственный аппарат пришли к единому мнению о необходимости открытия культурного заведения, мнение разделял и государь Император Александр III.

После вступления на престол законного наследника Александра III – Николая II, в апреле 1895 года был официально издан указ об учреждении, демонстрирующего и сохраняющего произведения российского искусства, скульптуры, живописи,  графики.


Основу музейного собрания составила коллекция отца Николая II

Через несколько лет после открытия появился указ, регламентирующий работу учреждения:

  • На руководящую должность допускались только лица приближенные к царской семье, назначенные лично императором.
  • Предметы, находящиеся в музейном владении не могли покидать собрания и передаваться в другие учреждения.
  • Предметы искусства становились частью коллекции только через пять лет с момента нахождения в музее императорской Академии художеств.

Все пункты создавались с целью сделать новый музей элитным и сформировать собрание подлинных произведений отечественного искусства.

Двери Русского музея открылись для первых посетителей 18 марта 1898 года. В момент открытия культурное учреждение включало:

  • 450 полотен
  • более 100 скульптурных работ
  • около 1000 рисунков
  • произведения древне-русского декоративно-прикладного искусства
  • иконы

Описание

Михайловский сад — это памятник ландшафтной архитектуры, созданный великим мастером Карлом Росси в 1825 году. В планировке сада сочетается два стиля: регулярный (французский) — по периметру сада и пейзажный (английский) — в центральной его части. Здесь множество лужаек и деревьев, пруд неправильной формы. В то же время мы встретим и элементы французского стиля — скульптуры, ровные газоны и клумбы с цветами. Площадь садовой зоны составляет 9,4 га.

Михайловский сад — это единственное место в Санкт-Петербурге, где сохранился стиль императорского сада. Не зря на его аллеях ежегодно проходит международный флористический фестиваль «Императорские сады России».

Обычно праздник проходит в период Белых ночей. В это время сотни композиций и арт-объектов из растений всевозможных цветов украшают просторы Михайловского сада, который становится зоной отдыха, развлечений и творчества. Здесь проходят выставки и различные культурные мероприятия.

В то же время в обычные дни Михайловский сад — одна из самых уютных и спокойных зеленых зон Санкт-Петербурга, место тишины и умиротворения. На его территории установлены скамейки, имеется детская площадка. Пожалуй, самое живописное место здесь — это пруд в английском стиле (неправильной формы) и чугунный мостик Росси. Как правило, здесь много чаек, а по водной глади неторопливо плавают утки.

Благодаря белому цвету и ажурному узору решетки, мостик выглядит нежным и легким. Это любимое место для фотосессий и, конечно, оно особенно популярно во время свадебных церемоний.

Двор

Внешние изображения

Участок, на котором расположилась великокняжеская резиденция, представлял собой прямоугольник, почти квадрат. Помимо собственно Ново-Михайловского дворца, за имением Михаила Николаевича значился комплекс служебных строений. Некоторые здания, относящиеся к резиденции (каретная служба, кузница), расположились по обе стороны Миллионной улицы, а также у набережной реки Мойки. Прислугу поселили в перестроенный Дом Зубовой. Иные службы (контора великого князя, построенный в 1877 году манеж и конюшни) обосновались во внутреннем дворе резиденции, «зажатом» между самим дворцом и шталмейстерским корпусом.

Шталмейстерский корпус

Шталмейстерский корпус Ново-Михайловского дворца. Фотография 2009 года

Шталмейстерский корпус Ново-Михайловского дворца фасадом выходит на Миллионную улицу. Отделён от основного здания двором. Одно время в Шталмейстерском корпусе находились покои Георгия Михайловича — среднего сына великого князя Михаила Николаевича. Кроме того, в этой части дворца располагались квартиры некоторых лиц, служивших при дворе и в свите великого князя.

В результате революционных событий 1917 года здание было передано Петроградскому (Ленинградскому) военному округу. Здесь разместились его организационные структуры (в 1920-е годы здесь находилось Управление начальника военных сообщений военного округа), а также квартиры высокопоставленных военных. В разное время в доме проживали Михаил Николаевич Тухачевский (1928—1931 годы), Август Иванович Корк, Виталий Маркович Примаков, Борис Миронович Фельдман, Борис Михайлович Шапошников (1925—1927 годы). В квартире Тухачевского время от времени бывал молодой композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В 1932—1933 годах в доме жили разработчики ракетной техники Борис Сергеевич Петропавловский и Иван Терентьевич Клеймёнов. В ведении военных дом оставался вплоть до 1960 года. В настоящее время здание по адресу Миллионная, 19 является жилым.

Фасад Шталмейстерского корпуса по Миллионной улице исполнен более скромно и сдержанно, нежели обращённый к Неве главный фасад Ново-Михайловского дворца. Корпус выстроен на основе возведённого ещё в 1740-х дворца А. М. Черкасского, о чём свидетельствует изогнутая стена выходящего во двор фасада. Его криволинейная композиция признаётся уникальной для ранней архитектуры Санкт-Петербурга, отражает влияние итальянского барокко. В целом корпус походит больше на доходный дом, что объясняется связью функции здания и его архитектурного решения.

Иногда архитектурный стиль здания характеризуют, как «ретроспективное стилизаторство по мотивам раннего русского и французского классицизма».

Запасной дворец

 памятник архитектуры (вновь выявленный объект)

Запасной дворец, а также Конюшенный двор расположены по адресам Миллионная ул., 6 и наб. реки Мойки, 5. Занимают квартал к югу от Ново-Михайловского дворца. Являлись частью великокняжеской резиденции, предназначались для служебных нужд.

В 1780-х на месте современного Запасного дворца был возведён двухэтажный дом князя Щербатова. На первом этаже была устроена аркада. В 1861 году был надстроен третий этаж, переоформлен фасад. Начиная с 1857 года участок от Миллионной улицы до реки Мойки претерпел множество изменений. В конце 1860-х под руководством Штакеншнейдера дом по Миллионной декорировали в стиле рококо. В нём обустроили квартиры для придворных Михаила Николаевича. Дворовые строения были приспособлены под конюшни и сараи. Впрочем, в 1863 году землю, примыкающую к Мойке, арендовал мебельный фабрикант К. А. Туру.

Архитектура

Здание выполнено по проекту Карла Росси в стиле русского ампира. Четырехэтажный дворец – хотя по факту кажется, что этажа всего 2 – повернут фасадом к площади, которая так же является частью общей архитектурной композиции. Нижний этаж, где преимущественно располагались комнаты повседневного пользования, украшен рустом. Над ним возвышается портик в виде колоннады, декорированный фронтоном. Здесь находились бальные комнаты и парадные покои князя с супругой, а наверху был возведен домовой храм. Кухня же и служебные помещения были расположены на цокольном этаже. Снаружи дворец украшен скульптурами и барельефами, а у парадной лестницы гостей встречают 2 огромных льва, отлитых специально для этой усадьбы.

Внутреннее убранство Михайловского дворца так же поражает своей красотой, роскошью и, в то же время, некой сдержанностью стиля. Каждое помещение продумано до мельчайших деталей.  Особенно выделяется вестибюль с его широкой аркой, массивной лестницей с колоннадой в верхней части и искусно созданные барельефы, расположенные на стенах.

wint_foto

natalia.888

kirillpiter86

Потолок Большой столовой был декорирована кессонами с изображениями сюжетов на тему веселья и празднества. В помещении было достаточно высоких окон, дверных проемов и зеркал, а стены были украшены пилястрами, а так же лепниной и живописными орнаментами.

Танцевальный зал с белыми стенами оформлен голубыми колоннами. Такого же цвета потолочный свод украшен изображениями танцовщиц, а огромные зеркала и позолоченные элементы декора добавляют роскоши этому помещению. Голубая галерея оформлена скульптурами работы С. С. Пименова. Пространство Белой гостиной было разделено на 3 части с помощью двух пар колонн, каждая из которых дополнительно подчеркивалась самостоятельным решением перекрытий.

Парадные покои княгини так же отличались роскошью своего убранства. Однако на сегодняшний день сохранились лишь некоторые элементы отделки:

  • камин с зеркалом
  • цветной паркет
  • расписные плафоны и пилястры

А вот парадные комнаты Михаила Павловича, напротив, были оформлены в сдержанном, более строгом стиле. Как отмечали его современники, единственное, где князь позволял себе роскошь и не мог остановиться – это его коллекция оружия.

Елена Павловна – супруга великого князя – неоднократно затевала перестройку внутреннего убранства дворца. Она бдительно следила за веяниями моды и старалась внедрить что-то новое в оформление своего дома. Изменения не коснулись только больших парадных залов здания.

Какие решения в плане изменений были приняты в это время в Михайловском дворце?

  • внизу увеличить дверные проемы и проходы из помещения в помещение, убрать печи, двери и зеркала
  • со стен удалить живопись и лепнину
  • убрать антресоли из дерева
  • маленькие помещения объединить в большие залы с целью размещения в них экспозиций
  • сделать новый входной тамбур
  • отреставрировать барельефы на верхней площадке вестибюля
  • сохранить общую отделку гостиных
  • сохранить отделку потолков бельэтажа
  • заменить деревянные переплеты окон на более изящные металлические
  • сохранить паркет, некоторые из каминов и художественные двери бельэтажа
  • сохранить пространство и дверные проемы Танцевальной и Большого Театра, остальное же в этих помещениях полностью переделать

nitaalllife

novozhilovaevgenia

vvelesov

nastenka_sht

nikanika5017

psiholog.yogini

При реконструкции может исчезнуть часть экспонатов

Глобальная реконструкция Русского музея — острая тема последних лет. Обсуждается, в частности, проект сооружения атриума перед входом — как в Лувре. Кроме того, над музеем собирались возвести стеклянную крышу и провести перепланировку внутреннего дворика — $2,5 миллиона на эти работы готов был выделить Всемирный банк. На период ремонта экспонаты должны были разместить по другим музеям. Однако многие петербуржцы выступили против изменения исторических интерьеров. Да и не секрет, что «переезд» художественных ценностей часто приводит к «внезапной» потере некоторых из них. К счастью, проект масштабной реконструкции пока отложен.

Двор

Внешние изображения

Участок, на котором расположилась великокняжеская резиденция, представлял собой прямоугольник, почти квадрат. Помимо собственно Ново-Михайловского дворца, за имением Михаила Николаевича значился комплекс служебных строений. Некоторые здания, относящиеся к резиденции (каретная служба, кузница), расположились по обе стороны Миллионной улицы, а также у набережной реки Мойки. Прислугу поселили в перестроенный Дом Зубовой. Иные службы (контора великого князя, построенный в 1877 году манеж и конюшни) обосновались во внутреннем дворе резиденции, «зажатом» между самим дворцом и шталмейстерским корпусом.

Шталмейстерский корпус

Шталмейстерский корпус Ново-Михайловского дворца. Фотография 2009 года

Шталмейстерский корпус Ново-Михайловского дворца фасадом выходит на Миллионную улицу. Отделён от основного здания двором. Одно время в Шталмейстерском корпусе находились покои Георгия Михайловича — среднего сына великого князя Михаила Николаевича. Кроме того, в этой части дворца располагались квартиры некоторых лиц, служивших при дворе и в свите великого князя.

В результате революционных событий 1917 года здание было передано Петроградскому (Ленинградскому) военному округу. Здесь разместились его организационные структуры (в 1920-е годы здесь находилось Управление начальника военных сообщений военного округа), а также квартиры высокопоставленных военных. В разное время в доме проживали Михаил Николаевич Тухачевский (1928—1931 годы), Август Иванович Корк, Виталий Маркович Примаков, Борис Миронович Фельдман, Борис Михайлович Шапошников (1925—1927 годы). В квартире Тухачевского время от времени бывал молодой композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В 1932—1933 годах в доме жили разработчики ракетной техники Борис Сергеевич Петропавловский и Иван Терентьевич Клеймёнов. В ведении военных дом оставался вплоть до 1960 года. В настоящее время здание по адресу Миллионная, 19 является жилым.

Фасад Шталмейстерского корпуса по Миллионной улице исполнен более скромно и сдержанно, нежели обращённый к Неве главный фасад Ново-Михайловского дворца. Корпус выстроен на основе возведённого ещё в 1740-х дворца А. М. Черкасского, о чём свидетельствует изогнутая стена выходящего во двор фасада. Его криволинейная композиция признаётся уникальной для ранней архитектуры Санкт-Петербурга, отражает влияние итальянского барокко. В целом корпус походит больше на доходный дом, что объясняется связью функции здания и его архитектурного решения.

Иногда архитектурный стиль здания характеризуют, как «ретроспективное стилизаторство по мотивам раннего русского и французского классицизма».

Запасной дворец

Основная статья: Запасной дворец и Конюшенный двор при Ново-Михайловском дворце

 памятник архитектуры (вновь выявленный объект)

Запасной дворец, а также Конюшенный двор расположены по адресам Миллионная ул., 6 и наб. реки Мойки, 5. Занимают квартал к югу от Ново-Михайловского дворца. Являлись частью великокняжеской резиденции, предназначались для служебных нужд.

В 1780-х на месте современного Запасного дворца был возведён двухэтажный дом князя Щербатова. На первом этаже была устроена аркада. В 1861 году был надстроен третий этаж, переоформлен фасад. Начиная с 1857 года участок от Миллионной улицы до реки Мойки претерпел множество изменений. В конце 1860-х под руководством Штакеншнейдера дом по Миллионной декорировали в стиле рококо. В нём обустроили квартиры для придворных Михаила Николаевича. Дворовые строения были приспособлены под конюшни и сараи. Впрочем, в 1863 году землю, примыкающую к Мойке, арендовал мебельный фабрикант К. А. Туру.

Планировка и интерьеры дворца

Центром архитектурного ансамбля, конечно, является главный корпус Михайловского дворца. С двух сторон к нему пристроены флигели: Западный — Фрейлинский и Восточный — Манежный. Здание имеет 4 этажа, главный фасад выходит на парадный вход и площадь Искусств, второй фасад можно рассмотреть из Михайловского сада.

Несмотря на большое количество комнат и залов, планировка этажей дворца была очень гармоничной. Архитектору Карлу Росси удалось создать настоящий шедевр — роскошь интерьеров не казалась вульгарной, все элементы подобраны со вкусом и созданы в едином стиле.

Залы Михайловского дворца:

Планировка Михайловского дворца следующая: на первом этаже устроены комнаты для повседневного пользования: кабинеты, детские, гостевые. Бальные залы располагаются в западной и северной частях дворца, парадные покои княжеской четы — в восточной.

После передачи комплекса во владения Михаила Павловича многие помещения подверглись перепланировке. Супруга князя — Елена Павловна — следила за обновлениями архитектурных стилей и старалась следовать различных модным тенденциям, перестраивая помещения дворца и меняя интерьеры. После продажи Михайловского дворца и организации в нем Русского музея, приглашенный Николаем I, архитектор В. Ф. Свиньин провел капитальные восстановительные работы. Кроме обновления инженерных устройств, во дворце были расширены дверные проемы и узкие коридоры; комнаты малой площади объединили, создав большие залы; часть декора, большинство каминов, печей, дверей, деревянных перегородок убрали. Цель такой глобальной перепланировки заключалась в создании удобных экспозиционных залов и максимальной пожарной безопасности, а также в восстановлении первоначальных интерьеров, авторства Карла Росси.

Сегодня посетителям Михайловского дворца доступны для осмотра 39 экспозиционных залов, а также Главный Вестибюль, Парадная лестница и Галерея второго этажа дворца, украшенные многообразными элементами, основой для создания которых послужило русское оружие. Повсюду можно увидеть изображения военной атрибутики, щитов и мечей, российского герба и других символов государственной и военной силы страны.

Juliette17

В залах выставляются коллекции Русского музея Санкт-Петербурга — иконопись, живопись, графика, скульптура, мебель, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, костюмы, оружие и другие экспонаты.

Кроме Главного Вестибюля первоначальная планировка сохранилась только в Белом (Белоколонном) зале. Это зал № 11, где княгиня Елена Павловна проводила музыкальные вечера. Здесь демонстрируются мебель, картины и скульптуры, принадлежавшие первым владельцам Михайловского дворца. Роспись стен, паркет, предметы убранства и другие элементы восстанавливались по эскизам Карла Росси.

Ludushka

Предыстория

Участок земли, на котором и был построен нынешний дворец, сменил множество владельцев. Землёй в самом центре новой российской столицы владели многие именитые люди и влиятельные дворянские роды.

Палаты Корчмина

Генеральный план Санкт-Петербурга в 1720 году

Первые строения на Дворцовой набережной появились ещё в правление Петра I. На набережной разрешалось строить дома только флотских и армейских чиновников (среди них был ). С самых первых лет существования города (уже в 1710-х) были выстроены дома разных российских сановников. Землёй и домом в непосредственной близости от палат Корчмина владел управляющий воссозданным в 1701 году Монастырским приказом боярин И. А. Мусин-Пушкин, а также генерал-фельдмаршал князь В. В. Долгоруков.

Позже к ним присоединился майор Преображенского полка Василий Корчмин. В связи с родом деятельности и своим положением он имел полное право на землю в центре города. По всей видимости, Василий Дмитриевич приобрёл именно тот участок между Невой и Миллионной улицей, где впоследствии был возведён Ново-Михайловский дворец. В 1719—1732 годах под руководством архитектора Доменико Трезини были построены Палаты Корчмина.

Особняк Черкасского, «Миллионный дом»

В 1731 году Корчмин скончался, вследствие чего его имение было распродано по частям. Уже к 1740-м участок Кормчина был разделён на несколько частей. Одна из них принадлежала генералу-поручику М. Я. Волкову, другая находилась в собственности голландского посла. Третью приобрёл генерал-аншеф А. И. Ушаков, четвёртая была куплена князем А. М. Черкасским, бывшим с 1740 года канцлером Российской империи.

Черкасская Варвара Алексеевна

Однако при жизни князя до строительства дело так и не дошло. Алексей Михайлович умер в 1742 году, земля перешла по наследству его дочери. В 1745—1750 годах, по проектам казнённого в 1740 году архитектора Петра Еропкина, под руководством архитекторов Г. Д. Дмитриева и С. И. Чевакинского здесь были построены два (один со стороны Дворцовой набережной, другой — по Миллионной улице) трёхэтажных дворца на погребах с тремя ризалитами, соединённых двумя надворными флигелями. Здания были выполнены в стиле итальянского ренессанса с заметными вкраплениями барокко. Этот дворец известен, как Особняк Черкасского.

Несколько позже дочь Алексея Черкасского, , вышла замуж за Петра Шереметева. К 1748 году особняк стал владением графов Шереметевых Эта семья владела домом около 60 лет. К началу XIX века на участке уже располагался каменный особняк «на 84 покоя». В связи с расположением особняка по Миллионной улице, дворец стал известен как «Миллионный дом».

Департамент уделов

В 1797 году согласно закону об «Учреждении императорской фамилии» в целях скорейшей передачи части казённой земли на местах во владение императорской фамилии был организован Департамент уделов. В 1800-е годы Департамент уделов выкупил «Миллионный дом», а также соседние строения: дом банкира Ливио и здание городского ведомства. В связи с этим требовалось реорганизовать всё здание, приспособить жилые покои и парадные залы под нужды государственного учреждения. В —1809 годах особняк перестроили по проекту архитектора Андрея Воронихина. Примечательно, что зодчий решил сохранить структуру фасада, а не спроектировать новый.

В перестроенном здании появились специальные апартаменты для приезжающих в столицу весьма именитых персон. Интерьеры дома Департамента уделов отличались богатством и роскошью. Известно, что только на обустройство здания мебелью ушло 114 000 рублей. Во флигелях при здании департамента были размещены архив и типография учреждения, а также Землемерное училище. В апреле 1830 года на работу в департаменте приняли 21-летнего Николая Васильевича Гоголя. Поначалу он выполнял обязанности писца, затем стал помощником столоначальника. Рабочий день начинающего писателя длился 6 часов — с 9 утра до 3 вечера. Николай Васильевич прослужил в Департаменте уделов всего год (до 1831).

Как добраться до Михайловского замка

Ближайшая станция метро зелёной ветки — «Гостиный двор», от неё проще всего идти пешком — всего 700 метров по улице Садовой, никуда не сворачивая, нужно будет только перейти дорогу у ближайшего светофора, сразу же на выходе из зала. Переходить под землёй на станцию «Невский проспект», как советуют некоторые путеводители, не нужно — от него идти ровно столько же, а вот время точно потеряется из-за запутанных перекрёстков и дворовых разъездов.

Также удобно ехать на трамвае № 3 до остановки, которая так и называется — «Михайловский замок». Мимо центральных ворот Инженерного сквера, откуда идёт прямой бульвар до музея, ходят только маршрутки № 107 и № 289, остановка в этом случае — «площадь Белинского». Любители комфорта могут заказать машину через Uber, Яндекс или Maxim — все популярные сервисы давно работают в Северной столице и предлагают приемлемые тарифы.

Самостоятельным путешественникам нужно ехать по координатам навигатора — 59.938436, 30.339804, только они далековато от замка, а именно, возле Большого Санкт-Петербургского цирка. Рядом с ним, напротив пожарной части, просторная и бесплатная парковка. Пройдя буквально пару шагов от неё, нужно выйти на пешеходный бульвар сквера, от которого до главных ворот Михайловского замка не более 200 метров.

Павильон Росси в Михайловском саду

По проекту Карла Ивановича Росси (или Карло ди Джованни) в восточной части парка на берегу Мойки были построены гранитная пристань и павильон, представляющий собой два квадратных здания, соединенных сквозной колоннадой. От павильона к воде вела гранитная терраса-пристань, огражденная ажурной чугунной решеткой.

После водной прогулки великокняжеские суда причаливали к пристани. Члены царской семьи и их гости направлялись в павильон. Здесь они отдыхали, пили чай и играли в карты. Во время прогулок здание служило местом укрытия от дождя или жары.

В настоящее время в одном из помещений устроено кафе, посетить которое может каждый желающий.

Первоначально павильон имел серый цвет, а сейчас строение жёлтое. В павильоне установлен бюст создателя павильона, архитектора Карла Росси. Также рядом со зданием Вы увидите бюсты художников Карла Брюллова и Александра Иванова.

Михайловский дворец: история, архитектор

Решение о строительстве дворца для своего младшего сына Михаила Павловича, император Павел I принял в 1798 году, после рождения юного князя. Для создания резиденции был организован фонд, однако, гибель Павла Петровича в 1801 году надолго отложила реализацию этого плана.

Взошедший на престол старший сын императора — Александр I — решил исполнить волю отца. Таким образом, строительство Михайловского дворца началась лишь в 1819 году. Разработка проекта стартовала на два года раньше, для сооружения долго выбирали территорию. Изначально планировалось перестроить уже существующее здание — Воронцовский дворец или дом графа Чернышева, но потом, Карл Росси выбрал для возведения нового дворца пустырь. Незастроенная территория позволяла создать не просто новое здание, а целый архитектурный ансамбль, с площадью и парком.

Панорама дворца из Михайловского сада:

Строительство Михайловского дворца завершилось в 1825 году. Тогда же был создан и прилегающий Михайловский сад, над ним трудился другой архитектор — Адам Адамович Менелас. После торжественного открытия и освящения ансамбль передали брату императора Михаилу.

Русский музей в Михайловском дворце организовали в 1895 году по указу императора Николая II, после того как внуки Михаила Павловича передали здание в казну.

Дворец на панораме (главный фасад):

Строительство

Дворец в 19 веке, литография по рисункуИ. Шарлеманя

18 августа 1857 года состоялась свадьба баденской принцессы и маркграфини Цецилии Августы (нем. Cäcilie Auguste von Baden, в православии — Ольга Фёдоровна) и великого князя Михаила Николаевича. Для новообразованной семьи требовалось построить дом, великокняжескую резиденцию. О месте проживания для семейства задумались до бракосочетания: церемония закладки дворца состоялась ещё 20 июля 1857 года, за 29 дней до свадьбы великого князя. Дворец для четы решили построить в центре столицы — на Дворцовой набережной, примерно напротив Петропавловской крепости. Проект резиденции разработал придворный архитектор Николая I Андрей Штакеншнейдер. К тому времени он уже был достаточно опытным зодчим, среди его работ числилось немало ансамблей, таких как Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге или Дворец Лейхтенбергских в Петергофе.

В процессе строительства под снос попало несколько более ранних сооружений. Это довольно распространённая практика в Санкт-Петербурге того времени. В середине XIX века от построек в центре города освобождались участки под строительство великокняжеских дворцов для детей Николая I. Например, для Николая Николаевича возвели Николаевский дворец, а для Марии Николаевны — Мариинский дворец. По замыслу архитектора в единое здание предполагалось объединить близлежащие строения, придать им общий, обращённый к Неве фасад.

Эскизы и чертежи Штакеншнейдера (оба документа относятся к 1859 году). Слева: поперечный разрез дворца и прилегающих строений.Справа: план помещений и внутреннего двора.

Для осуществления планов зодчего потребовалось передать в казну не только здание Департамента уделов, но и выкупить имения Н. С. Голицыной и О. А. Зубовой. Дворец возводился на протяжении 5 лет с 1857 года по . Сооружение включило в себя фундамент, немалые отрезки стен особняка Черкасского (дома Департамента уделов), а также остатки дома княгини Голицыной и Землемерного училища. Землю у Миллионной улицы и набережной реки Мойки, принадлежавшую графине Зубовой, приспособили для устроения на ней некоторых дворцовых служб: каретной, конюшни, кузницы. Резиденция заняла значительную территорию от Невы до Мойки.

Применяемые в сооружении Ново-Михайловского дворца технологии были уникальны для России тех лет. При возведении дворца использовались металлические стропила и балки — новый метод для Санкт-Петербурга 2-й половины XIX века, несмотря на то, что эта технология появилась ещё в 1820—1830-х годах и применялась в основном для перекрытия крупных помещений (во дворцах, особняках, общественных зданиях). Изготовленные из металла стропила обладали огнестойкостью и долговечностью конструкций. Как раз в 1840—1850-х этот метод окончательно вошёл в практику и заключался в следующем: кирпичные стены служили опорой для сводов, а также деревянных и железных балок . Резиденцию, также одну из первой в городе, оборудовали водопроводом. Другой технической новинкой было отопление, которое осуществлялось подачей нагретого воздуха в помещения дворца. Стоимость работ по сооружению составила 993 525 рублей. 9 декабря 1861 года новую городскую усадьбу торжественно освятили.

В 1889 году дворец электрифицировали.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации