Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 0

Русский духовно-культурный центр в париже

Особенности православного центра

Возведение комплекса продолжалось почти два года. Не все проходило гладко и на этот раз. Дважды представители «ЮКОСа» пытались остановить строительство, предъявляя свои права на участок земли, выделенный под возведение православного храма. И дважды Парижский суд отклонял исковые ходатайства акционеров, руководствуясь дипломатической неприкосновенностью Российской недвижимости.

К концу лета 2016 строительные и облицовочные работы подошли к концу, и центр православной культуры в Париже засиял на набережной Бранли во всем великолепии. Ансамбль, как и предполагалось, состоит из нескольких корпусов. На набережную Сены смотрят центр христианской культуры и два выставочных зала.

Проект Духовного Центра в Париже!

Возле проспекта Раппа расположилась церковь Святой Троицы, а также административные корпуса и служебные помещения. Со стороны дворца Альма разместились образовательные помещения для начальной школы, способные вмещать до 150 студентов.

Ландшафтный дизайнер, Луи Бенеш, позаботился о зеленой части православного центра. Опытный реконструктор сада Тюильри, зодчий разработал план насаждений, который не только соответствует типичной для Парижа схеме озеленения, но и повторяет естественную флору русских равнин.

История

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них не было другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже — слишком тесного.

В 1847 году священник русского посольства — Иосиф Васильев — начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие. Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.

Новая церковь освящена 11 сентября (30 августа ст. ст.) 1861 года ви­карием Санкт-Петербургской епархии епископом Ревельским Леонтием (Лебединским); посвящена святому князю Александру Невскому.

Церковь получила статус кафедрального собора в 1922 году, когда архиепископ Евлогий (Георгиевский) устроил здесь административный центр (кафедру) своей епархии приходов русских эмигрантов. C февраля 1931 года в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

С 1983 года здание охраняется французским государством как исторический памятник. Начиная с 1996 года, проведены большие реставрационные работы.

В 2011 году при соборе стараниями протоиерея Василия Шевчука была создана молдавская Благовещенская община.

Раскол среди православных во Франции преодолён с основанием Корсунской епархии Московского патриархата

Преодоление раскола в православном мире Франции началось с создания «Православного братства».

Его цель — общее свидетельство о православии народам Западной Европы.

1971
в этом году в Аннеси состоялся первый конгресс «Православного братства»

Кроме этого, в целях преодоления раскола создан в 1967 году Епископский Комитет.

Он объединил всех 8 православных епископов, проживающих во Франции.

Первый конгресс «Православного Братства» состоялся в Аннеси в 1971 году.

Епархиальный съезд духовенства Корсунской еапархии. После основания в 1960 году Корсунской епархии Московского Патриархата все распри в русской православной общине Франции прекратились

Окончательно все распри внутри православия во Франции преодолены после основания в 1960 году Корсунской епархии Московского Патриархата. Она вошла в состав бывшего Западноевропейского экзархата РПЦ, который функционировал до 1990 года.

Кроме того, на 2016 год пришлось открытие в Париже Российского духовно-культурного центра. В его составе работает собор Святой Троицы, библиотека, русская школа.

Архитектура

Архитекторы церкви — Роман Иванович Кузьмин и Иван Васильевич Штром. План церкви — в виде греческого креста. Каждый луч креста заканчивается апсидой. На апсидах возведены башенки с куполами. Пять куполов символизируют Христа с 4 евангелистами. Центральный купол поднимается на высоту в 48 м.

На фасаде расположено мозаичное изображение «Благословляющий Спаситель на троне» — копия мозаики из храма Святого Аполлинария в итальянском городе Равенна. Автор мозаики М. Герцели.

Византийский стиль особенно ощущается во внутреннем убранстве и росписи храма. Над иконами и фресками работали многие известные художники.

Трудности проекта

Мануэль Нуньес Яновский!

На самом деле, архитекторов в истории создания духовного комплекса было два. В марте 2011, по результатам конкурса, пальму лидерства получил Мануэль Нуньес-Яновский. Его замысел основывался на идеях постмодерна – соединения несоединимого. Предполагалось воздвижение храма, с классической, православной основой, покрытой стеклянным покровом и куполами. Вся прозрачная часть сооружения, в ночное время суток, должна была освещаться золотистым светом.

Дерзкий проект испанского архитектора вызвал целый шквал эмоций. Кто-то называл его «сочетанием православных традиций и современности». Другие шутили, что Нуньес-Яновский пытается воплотить в жизнь Сказку о царе Салтане, А.С. Пушкина.

Помните, как там у автора?

«Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами да садами»

Нашлись у проекта и ярые противники. Бертран Деланоэ, тогдашний градоначальник Парижа, стал утверждать, что проект Нуньес-Яновского не впишется в архитектурное окружение всего района и неминуемо испортит пейзаж на набережной Бранли.

Русский духовно-культурный центр

Сопротивление городских властей было настолько сильным, что вопрос коснулся не только исторических традиций, но и безопасности города. Вызывающему плану испанского архитектора приписывали даже политические мотивы. Идея построить православный центр в Париже стала камнем преткновения и для Западноевропейского экзархата русских народов.

Не дожидаясь, когда проблема перерастет в международный скандал, правительство России разорвало контракт с Мануэлем Нуньес-Яновским. Так, пальма лидерства перешла ко второму финалисту конкурса — Жан-Мишелю Вильмотту.

Русскую православную церковь во Франции преследовала череда расколов

В связи с революционными событиями в России, русское православие пережило с 1927 по 1960 год череду расколов.

Первый раскол внутри русской церкви в эмиграции произошёл в 1927 году. Тогда образовалась Карловацкая группа или Русская Зарубежная церковь. К этому же времени относится и первое богослужение на французском языке. Состоялось оно на Сергиевом Подворье.

Участники первого Всезарубежного русского Церковного Собора в Сремских Карловцах. 1927 год

В 1931 году русская церковь во Франции переживает второй раскол. На этот раз Константинопольский патриархат принял к себе группу митрополита Евлогия с частью паствы.

Оставшаяся часть православной паствы основала приход Трёх святителей. Его возглавил епископ Вениамин (Федченков). Приход остался верен Московскому Патриарху.

Митрополит Евлогий (Геогриевский). Париж. 1920-е годы. Второй раскол в русской православной общине связан со смертью митрополита Евлогия (Гергиевского)

С приездом в столицу Франции митрополита Николая (Ярушевича) произошло церковное воссоединение русской эмиграции. К сожалению, церковный мир продолжался недолго.

Через год скончался митрополит Евлогий, Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе. После смерти Евлогия его последователи снова перешли в подчинение Константинопольскому Патриарху.

Собор Александра Невского — главный православный храм Парижа

Главным православным храмом Парижа считается Собор Александра Невского. Его возвели на частные пожертвования на углу улиц Дарю и Петра Великого.

Кроме этого, во французской столице и её пригородах работает ещё несколько церквей, которые построили эмигранты из России. Они переехали в страну во времена революции и Гражданской войны.

Офицеры Белой Гвардии со знаменами возле Храма святого Александра Невского в Париже в 1967 году. Собор святого Александра Невского — посещали и поддерживали в советское время представители Белого движения

Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского долгое время был для русского православия во Франции главным храмом.

150 000
золотых франков, внес на строительство собора Александра Невского в Париже император Александр II

На его строительство император Александр II внёс личной вклад в размере 150 000 франков золотом. Жертвовали на храм не только православные, но и католики и протестанты. Освятили его в 11 сентября 1861 года.

Архитекторы собора — Роман Иванович Кузьмин и Иван Васильевич. Они построили церковь в идее греческого креста. Каждые его луч заканчивается апсидой. На них установлены башенки с куполами. Их пять, и они символизируют Христа с 4 евангелистами. В целом для собора характерен византийский стиль. Расписывали же храм известные русские художники.

Собор Святого Александра Невского в Париже. Приход собора Александра Невского — место отпевания известных россиян. Так здесь отпевали Ивана Тургенева, Антона Деникина, Булата Окуджаву

Приход собора Александра Невского известен ещё и тем, что здесь венчались художник Пабло Пикассо и балерина Ольга Хохлова. Кроме того, здесь отпевали Ивана Тургенева, Фёдора Шаляпина и других известных Россиян.

К сожалению, во времена революции в России и из-за вызванных ею расколов в церковной среде, собор ныне подчиняется Константинопольскому патриархату.

Из истории прихода

12 июля 1918 года в соборе венчались Пабло Пикассо и балерина Ольга Хохлова. Свидетелями были Жан Кокто, Макс Жакоб, Сергей Дягилев и Гийом Аполлинер.

Здесь отпевали многих известных россиян:

  • Иван Тургенев (1883)
  • панихида по Сергею Дягилеву, скончавшемуся в Венеции (27 августа 1929)
  • Фёдор Шаляпин (1938)
  • Василий Кандинский (1944)
  • Антон Деникин (1947)
  • Георгий Гурджиев (1949)
  • Василий Воскресенский (полковник де Базиль) (1951)
  • Иван Бунин (1953)
  • Борис Зайцев (1972)
  • Андрей Тарковский (1986)
  • Булат Окуджава (1997)
  • Анри Труайя (2007)

В 1938 году по почину и трудами Союза ревнителей памяти императора Николая II в Александро-Невском храме воздвигнут крест-памятник «Императору Великому Мученику, Его Царственной Семье, Его верным слугам, с Ним мученический венец принявшим, и всем Россиянам, богоборческой властью умученным и убиенным».

Многие годы регентом соборного хора был Е. И. Евец, видный популяризатор русской музыкальной культуры.

При храме существует русская церковно-приходская школа (директор — Елизавета Сергеевна Оболенская).

Настоятели посольской церкви и собора

Настоятели прихода
ДатыНастоятель
… — послесвященник Даниил Яковлев
июнь —священник Андрей Григорьевич Геневский
 — 10 (12) января иеромонах Иоасаф (Осип Иванович Шестаковский) (около 1717 — после 1770)
иеромонах Кирилл (Флоринский) (1729—1795)
иеромонах Гервасий (—1765)
священник Симеон Матвеев
священник Павел Васильевич Криницкий (—1835)
иеромонах Вениамин (не доехал)
протоиерей Иоанн Иванович Бедринский (1769—1831)
протоиерей Иоанн Краснопевцев
протоиерей Иоанн Лавров
21 мая (2 июня)  —протоиерей Димитрий Степанович Вершинский (1798—1858)
протоиерей Иосиф Васильевич Васильев (1821—1881)
протоиерей Василий Александрович Прилежаев (1832—1887)
протоиерей Арсений Васильевич Тачалов (1838—1890)
протоиерей Димитрий Васильевич Васильев (—1902)
протоиерей Арсений Васильевич Рождественский
9 (21) июля  — 13 июляпротопресвитер Иаков Георгиевич Смирнов (1854—1936)
— 31 мартапротопресвитер Николай Николаевич Сахаров (1869—1951)
протоиерей Григорий Петрович Ломако (1884—1959)
 — настоящее времянастоятелями являются правящие архиереи

Секреты и тайны будущего комплекса

Когда дело приобретает государственную важность, не обходится без закулисных интриг. На этот раз «тайны мадридского двора» коснулись такого, казалось богоугодного, дела

Надо признать, не все были уверенны в том, что Русский православный духовно-культурный центр сможет принять. Некоторые члены городской коммуны открыто выступали против возведения комплекса, мотивируя свой протест тем, что новое архитектурное сооружение не впишется в исторический облик столицы.

Духовный центр в Париже

Ходят слухи, что, для урегулирования этого вопроса, российским спецслужбам пришлось развернуть операцию «Собор». Как спецагенты убеждали французские власти в правильности принятого решения мы вряд ли узнаем. Очевидно лишь, что, в результате секретной операции, чиновникам удалось прийти к взаимному соглашению.

Еще одним поводом для слухов стала сумма, которую инвестировала Россия в покупку парижской земли. Так как финансовые результаты тендерного соглашения остались тайной для общественности, местные СМИ имели возможность вдоволь пофантазировать на эту тему. По разным оценкам, влиятельные издания Франции публиковали суммы от 60 до 170 млн. евро.

Начало истории

Решение построить Русский центр в Париже возникло у патриарха Алексия II. В один из своих визитов в мировую столицу романтики, Его Святейшество отметил, что количество православных парижан значительно увеличилось за последние годы. Прежний храм уже не мог вмещать столько прихожан, а значит, Первосвятитель должен был позаботиться о своей пастве.

Православный центр в Париже!

Безусловно, вопрос возведения нового святилища на территории чужого, пусть и дружественного государства, необходимо было решать на государственном уровне. Сразу после визита, Алексий II обратился с ходатайством к президентам обоих стран.

Так, заручившись одобрением глав России и Франции, Святейший патриарх инициировал процесс постройки современного православного храма в Париже.

От мечты к очевидной реальности

Jean-Michel Wilmotte (Жан-Мишель Вильмотт)

Весной 2013 Жан-Мишель взялся за разработку нового плана для строительства Русского православного культурного центра

На этот раз архитектор внимательно изучил ошибки, допущенные своим предшественником, и принял во внимание рекомендации и пожелания городских властей. Однако главным консультантом в проектировании нового комплекса стал для архитектора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

В результате такого единогласного сотрудничества, градостроитель смог разработать план, удовлетворяющий как российский Патриархат, так и парижское ведомство.

В декабре глава городского департамента одобрил чертежи и подписал разрешение на застройку.

В апреле 2015 года, буквально в километре от Эйфелевой башни, прошла церемония закладки священного камня для храма Пресвятой Троицы. На торжественное мероприятие собрался весь православный бомонд, во главе с епископом Корсунской епархии, Нестором. Идея построить российский духовно-культурный православный центр в Париже перестала быть просто мечтой.

Во время пребывания русских войск в Париже православие во Франции укрепилось

Со временем паства Православной церкви во Франции умножилась и священник посольства иеромонах Кирилл (Флоренский) в 1764 году стал жаловаться на то, что имеющаяся при нём походная церковь мала. Кроме того, она не имела постоянного помещения и поэтому не могла вместить всех прихожан.

Площадь Согласия, Париж, Франция. Здесь в 1814 году прошло первое пасхальное богослужение по православному обряду

На время нашествия войск Наполеона религиозная жизнь православных во Франции прекратилась. Однако после того как русские войска взяли Париж, она развилась ещё больше.

В 1814 году на площади Согласия прошло пасхальное богослужение. Несколько позже император Александр I решил учредить во французской столице церковь святых апостолов Петра и Павла. Для этого специально сняли помещение.

Вид на Елисейские Поля. Париж, Франция. Здесь, на улице Бери в 1816 году сняли новое помещение для церкви святых апостолов Петра и Павла

Ещё через два года пришлось снять новое помещение. Это произошло потому, что соседи прежнего помещения православного храма жаловались на присутствие покойников в доме при их отпевании.

Новым местом расположения церкви стала улица Бери, находящаяся рядом с Елисейскими полями. Здесь парижан службы над покойными не беспокоили.

Русское православие появилось во Франции в 17 — 18 веке

Что же касается России, то Русская Православная Церковь по понятным причинам, никакой деятельности на территории Франции вплоть до 17 — 18 века не вела.

1727
в этом году прыбыл в Париж первый русский православный священник

Первое упоминание о том, что в Париж прибыл русский православный священник относиться к 1727 году. Тогда при русском посольстве находился иерей Даниил Яковлев. Он и прибыл в столицу Франции в свите русского посланника.

С прибытием в Париж Яковлева начались богослужения. Через 11 лет, в 1738 году посол попросил назначить постоянного священника, состоящего при посольстве. Им стал иерей Андрей Геневский.

Его кандидатуру выбрали потому, что отличался трезвым поведением и имел образование, позволяющее с честью представить Русское государство за границей.

Походная церковь XVIII век (возможно дароносица). Примерно такую походную церковь отправили в 1757 году в Париж для того, чтобы русское посольство во Франции могло окормлятся духовно

В 1757 году в столицу Франции уже отправилась походная церковь. Она соответствовала уровню посольства. Утварь для неё изготовили из серебра, ризы из дорогой парчи. Иконостас выполнили на голубом атласе, вставки разрисовали красками на золоте.

Священником в походной церкви назначили иеромонаха Александро-Невской Лавры Иосафа (Шестаковского). Такой выбор был обусловлен тем, что иеромонах имел хорошее образование и знал иностранные языки.

Франция оказалась в юрисдикции Католической церкви после раскола Церквей в XI веке

Православие во Франции в современном виде появилось в XIX — XX веке, когда в эту страну из-за разных исторических событий устремился поток переселенцев из православных стран.

Если же вспомнить саму историю Франции, то можно отметить, что она до XI века, когда произошёл раскол Церквей, французские епархии входили в состав единой Христианской церкви. После того как раскол произошёл, вся территория этого государства оказалась в юрисдикции Католической церкви.

Мученичество святых Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II. 11 век

Крещение Франции состоялось в 496 году, при этом православие оказывало влияние на неё задолго до этой даты. Ещё до правления первого христианского короля Хлодвига в древней Галлии появились первые проповедники христианства.

Церковное предание говорит о том, что первым епископом Лютеции (Парижа) был грек Дионисий Ареопагит. Он принял мученическую смерть на холме Монмартр.

Многочисленные подвижники, святители и богословы, родившиеся на французской земле, до сих пор поминаются на Православном Востоке.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации