Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Поцелуев мост (санкт-петербург)

История

Изначально, в первой половине XVIII века, на месте моста была переправа через реку Мойку, сделанная горожанами из подручных средств.
В 1738 году в связи с устройством на Мойке гранитных набережных на этом месте был построен деревянный пешеходный подъёмный мост.
Он был оборудован подъёмной частью для пропуска мачтовых судов, к тому же его раскрашивали в разные цвета, поэтому он именовался «Цветной».

В 1768 году мост переделан в проездной (для гужевого проезда), конструкция моста была изменена: он стал однопролётным на каменных опорах.

Название моста известно с 1790 года по фамилии купца 3 гильдии Никифора Васильевича Поцелуева, владельца питейного дома «Поцелуй» на левом берегу реки Мойки, на углу улицы Глинки.

К началу XIX века мост перестал отвечать увеличившимся транспортным нагрузкам и изрядно обветшал. В 1808—1816 годах он был перестроен (с перерывами) по типовому проекту В. И. Гесте в однопролётный мост из чугунных тюбингов. При въездах на мост были установлены четыре гранитных обелиска с фонарями. Металлические конструкции были изготовлены на уральских заводах Н. Н. Демидова. Тогда же была установлена фигурная перильная решетка моста, которая дошла до наших дней без изменений.
Изящная ограда была скопирована с рисунка ограды набережных реки Мойки.
Она была изготовлена на Петербургском чугунолитейном заводе.

Первая крупная реконструкция была произведена после сильного наводнения 1824 года, которое едва не разрушило мост полностью. По мосту с 1909 по 2006 ходил трамвай.

В 1905 и 1906 годах, в связи с намеченным открытием трамвайного движения по улице Глинки, мост был обследован комиссией инженеров, которая признала необходимым немедленную перестройку моста и ограничение провоза по нему грузов не свыше 200 пудов.

В 1907—1908 годах мост был реконструирован для прокладки трамвайных путей с сохранением внешнего вида. В процессе реставрации были утрачены гранитные обелиски с фонарями.

Пролётное строение выполнено в виде двухшарнирной арки из литого железа, автор конструкции — инженер А. П. Пшеницкий. Ширина моста увеличена за счёт выноса на консолях за пределы несущей конструкции сооружения.

В 1952 году по проекту А. Л. Ротача были восстановлены четыре гранитных обелиска, увенчанные шарами, со светильниками по типу фонарей Красного моста.

При реставрации 1969 года была произведена позолота шаров обелисков, а также восстановлены другие элементы убранства моста.

Обычаи и легенды, связанные с мостом

С названием моста связано множество легенд.

  • Говорили, что в XVIII веке, когда граница города доходила только до реки Мойки, мост служил местом прощаний и встреч. Здесь прощались со своими возлюбленными все, кому приходилось уезжать из города.
  • Мост назван Поцелуевым оттого, что ведёт к воротам Гвардейского Флотского экипажа и здесь моряки прощались со своими подругами.
  • Кроме того, считалось, что здесь арестанты прощались с родными (недалеко находилась тюрьма), отсюда и множество поцелуев.
  • Согласно одной из легенд название объясняется тем, что в старину у влюблённых был обычай: при переходе через мост целоваться, чтобы, как они говорили при этом друг другу, никогда не расставаться.
  • Также фигурирует старинный обычай целоваться с проезжающими и проходящими через мост всякий раз, независимо от степени близости и родства.
  • Сохранились предания, что в старину Поцелуев мост служил местом для свиданий молодых влюблённых, по каким-то причинам вынужденных скрывать свои чувства.

Замки любви перед Поцелуевым мостом

Эти мифы получили дополнительное развитие в XX веке:

  • Если при расставании поцеловать человека на этом месте, то он обязательно вернётся.
  • Считается, что влюблённые, поцеловавшиеся на мосту или, ещё лучше, под ним, несомненно будут счастливы. И мера этого счастья будет зависеть от того, как долго длится их поцелуй.
  • Также рекомендуется посетить его и молодожёнам. В день свадьбы рекомендуется пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причём начать поцелуй они должны на одном берегу реки Мойки, чтобы закончить его на другом, и им обеспечена долгая и счастливая семейная жизнь.
  • Обычай влюблённых целоваться на этом мосту, чтобы никогда не расставаться, противопоставляет эту неразводную переправу разводным мостам, так как расходящиеся створки символизируют расставание.

Легенды и приметы

Множество легенд связано с Поцелуевым мостом. Не все они правдивые, но, тем не менее, имеют право на существование. Вот только некоторые из них:

  • В 18 веке, когда граница Санкт-Петербурга была по реке Мойке, именно на Поцелуевом мосту находилось место, где прощались с возлюбленными, уезжающими из города. Здесь же происходили и радостные встречи с любимыми и близкими сердцу людьми
  • Название мост, ведущий к воротам Гвардейского Флотского экипажа, получил из-за того, что на этом месте моряки прощались со своими подругами
  • Поцелуев мост – место, где арестованные прощались со своими близкими и родными людьми, ведь городская тюрьма находилась вблизи
  • В далекие времена был один обычай: влюбленные должны целоваться во время перехода через мост, чтобы всю жизнь быть вместе и никогда не расставаться
  • Все, кто переходит через мост, должен целоваться с другими людьми на нем, даже если они совершенно не знакомы
  • Поцелуев мост был местом, где встречались влюбленные, которые должны были скрывать свои чувства от окружающих

Существуют и некоторые приметы, имеющие связь с Поцелуевым мостом:

  • Чтобы человек вернулся, нужно во время расставания, обязательно поцеловать его, стоя на мосту
  • Если возлюбленные поцелуются на мосту, они обязательно будут счастливы вместе. Поцелуй должен быть максимально длинным, тогда влюбленные будут вместе много-много лет
  • Если молодожены посетят Поцелуев мост в день своего бракосочетания, при этом пройдут от одного берега к другому, не прекращая целоваться, их ждет счастливая и долгая жизнь вместе

Нужно также отметить, что обычай целоваться на Поцелуевом мосту неслучайный. Он, в отличие от многих других мостов в Санкт-Петербурге, не разводной. Ведь существует примета, что все мосты, створки которых расходятся, означают расставание.

История моста со львами

Строительство Львиного моста началось одновременно с Банковским — в 1825 году. Из-за возникших сложностей со сборкой металлических деталей сдача проекта затянулась на несколько месяцев. Вместо октября 1825-го работы закончили лишь июле 1826-го.

Львиный мост — один из трех цепных висячих мостов Санкт-Петербурга, построенных в первой четверти XIX века и сохранивших свою конструкцию до наших дней. Всего их было шесть, над пятью мостами, включая Львиный, работал инженер Вильгельм фон Треттер. Об уровне мастерства талантливого архитектора сегодня можно судить также по Банковскому и Почтамтскому мостам.

Над скульптурами львов работал академик П. П. Соколов. Кажется, что они выполнены из мрамора, однако это не так. Все изваяния отлиты из чугуна и выкрашены в белый цвет.

В 1843 году красота Львиного моста в Санкт-Петербурге вдохновила немецких инженеров на создание уменьшенной копии сооружения для парка Тиргартен в Берлине. Сооружение архитектора Людвига Гессе стало первым висячим мостом в городе. В отличие от петербургского собрата оно сохранило деревянные перила и пролет.

В начале 1880-х деревянные части Львиного моста и чугунные литые перила заменили на металлические конструкции. Фонари также убрали. Эти изменения сильно отразились на облике сооружения, упростив его декор. В течение следующих лет экспериментировали и со львами, перекрашивая их в темные цвета. Исконный облик достопримечательности вернули в ходе реставрации 1954 года и с тех пор поддерживали первоначальный вид.

Darius A

История

Изначально, в первой половине XVIII века, на месте моста была переправа через реку Мойку, сделанная горожанами из подручных средств.
В 1738 году в связи с устройством на Мойке гранитных набережных на этом месте был построен деревянный пешеходный подъёмный мост.
Он был оборудован подъёмной частью для пропуска мачтовых судов, к тому же его раскрашивали в разные цвета, поэтому он именовался «Цветной».

В 1768 году мост переделан в проездной (для гужевого проезда), конструкция моста была изменена: он стал однопролётным на каменных опорах.

Название моста известно с 1790 года по фамилии купца 3 гильдии Никифора Васильевича Поцелуева, владельца питейного дома «Поцелуй» на левом берегу реки Мойки, на углу улицы Глинки.

К началу XIX века мост перестал отвечать увеличившимся транспортным нагрузкам и изрядно обветшал. В 1808—1816 годах он был перестроен (с перерывами) по типовому проекту В. И. Гесте в однопролётный мост из чугунных тюбингов. При въездах на мост были установлены четыре гранитных обелиска с фонарями. Металлические конструкции были изготовлены на уральских заводах Н. Н. Демидова. Тогда же была установлена фигурная перильная решетка моста, которая дошла до наших дней без изменений.
Изящная ограда была скопирована с рисунка ограды набережных реки Мойки.
Она была изготовлена на Петербургском чугунолитейном заводе.

Первая крупная реконструкция была произведена после сильного наводнения 1824 года, которое едва не разрушило мост полностью. По мосту с 1909 по 2006 ходил трамвай.

В 1905 и 1906 годах, в связи с намеченным открытием трамвайного движения по улице Глинки, мост был обследован комиссией инженеров, которая признала необходимым немедленную перестройку моста и ограничение провоза по нему грузов не свыше 200 пудов.

В 1907—1908 годах мост был реконструирован для прокладки трамвайных путей с сохранением внешнего вида. В процессе реставрации были утрачены гранитные обелиски с фонарями.

Пролётное строение выполнено в виде двухшарнирной арки из литого железа, автор конструкции — инженер А. П. Пшеницкий. Ширина моста увеличена за счёт выноса на консолях за пределы несущей конструкции сооружения.

В 1952 году по проекту А. Л. Ротача были восстановлены четыре гранитных обелиска, увенчанные шарами, со светильниками по типу фонарей Красного моста.

При реставрации 1969 года была произведена позолота шаров обелисков, а также восстановлены другие элементы убранства моста.

Обычаи и легенды, связанные с мостом

С названием моста связано множество легенд.

  • Говорили, что в XVIII веке, когда граница города доходила только до реки Мойки, мост служил местом прощаний и встреч. Здесь прощались со своими возлюбленными все, кому приходилось уезжать из города.
  • Мост назван Поцелуевым оттого, что ведёт к воротам Гвардейского Флотского экипажа и здесь моряки прощались со своими подругами.
  • Кроме того, считалось, что здесь арестанты прощались с родными (недалеко находилась тюрьма), отсюда и множество поцелуев.
  • Согласно одной из легенд название объясняется тем, что в старину у влюблённых был обычай: при переходе через мост целоваться, чтобы, как они говорили при этом друг другу, никогда не расставаться.
  • Также фигурирует старинный обычай целоваться с проезжающими и проходящими через мост всякий раз, независимо от степени близости и родства.
  • Сохранились предания, что в старину Поцелуев мост служил местом для свиданий молодых влюблённых, по каким-то причинам вынужденных скрывать свои чувства.

Замки любви перед Поцелуевым мостом

Эти мифы получили дополнительное развитие в XX веке:

  • Если при расставании поцеловать человека на этом месте, то он обязательно вернётся.
  • Считается, что влюблённые, поцеловавшиеся на мосту или, ещё лучше, под ним, несомненно будут счастливы. И мера этого счастья будет зависеть от того, как долго длится их поцелуй.
  • Также рекомендуется посетить его и молодожёнам. В день свадьбы рекомендуется пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причём начать поцелуй они должны на одном берегу реки Мойки, чтобы закончить его на другом, и им обеспечена долгая и счастливая семейная жизнь.
  • Обычай влюблённых целоваться на этом мосту, чтобы никогда не расставаться, противопоставляет эту неразводную переправу разводным мостам, так как расходящиеся створки символизируют расставание.

Пресс-релизы

09.09.20

В чем польза тибетских сборов?

17.08.20

В следующем сезоне еврокубков будут действовать новые ограничения

31.07.20

Мария Фурсова: Салон красоты Chisla – самый успешный проект в Санкт-Петербурге

30.07.20

Самые ожидаемые события 2020, которые пройдут в Санкт-Петербурге

25.07.20

Можно ли получить отсрочку по банковским кредитам по причине коронавируса?

24.07.20

Косметологическое оборудование: что выбрать для домашнего и профессионального ухода за лицом?

23.07.20

«Золотой мяч» отменён впервые в истории

22.07.20

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о запрете ставок на зрелищно-развлекательные мероприятия

Как добраться (доехать)?

Путешествуете на городском транспорте? Тогда ваша остановка – «ул. Ленина», где проходят 8-е троллейбусы и маршрутки, автобусы №65, №95 и №421.

На машине самостоятельно добраться к месту встречи с любимым человеком несложно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: пл. Молодежная, Краснодар, Россия.
  • Координаты GPS: 45.025328, 38.957801.

Как и сам Краснодар, Поцелуев мост прекрасно выглядит и удачно вписывается в окружающий его пейзаж. Воистину это очень романтичное, изысканное место, прогулка по которому доставит удовольствие не только молодоженам и влюбленным, но и обычным жителям и гостям города, устроившим вечернюю прогулку.

Место встреч и расставаний

Всенародную славу и почёт этот относительно небольшой по петербургским меркам мостик заслужил практически сразу после своего рождения, в далёком 1816 году. Больше двух сотен лет прошло, а он по-прежнему служит местом встреч и расставаний влюблённых. В день свадьбы молодые вешают замки с их именами на перила, а ключи бросают в воду — теперь их брак будет крепким и долгим, уверены они. Сюда же приходят люди, кому предстоит долгая разлука с любимым человеком — эта переправа поможет им вновь соединиться, верят они.

Это интересно! В XIX веке граница города проходила в этом месте. Отсюда шли на службу военные (в основном моряки), отсюда же уводили в тюрьмы осужденных, увидеть которых в последний раз можно было лишь на этом мостике.

Вид на Исаакиевский собор с Поцелуева моста

Как добраться до Поцелуева моста

Станций метро у Поцелуева моста в Санкт-Петербурге нет, но это не критично. От ближайших остановок наземного транспорта придется идти не более 10 минут.

Быстрее всего получится дойти от остановки «Площадь Труда — Центральный Военно-Морской музей». До нее ходят автобусы № 6, 70, 100 и маршрутки К-169, К-306, К-350, К-6к.

Неподалеку, на улице Глинки, есть еще пара остановок «Мариинский театр» и «Театральная площадь». Они включены в маршруты автобусов № 2, 3, 27, 50 и маршруток К-1, К-350.

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

Отличной заменой общественному транспорту станет такси. В городе действуют популярные сервисы Maxim, Uber, Gett, Яндекс. Такси, Ситимобил. Сделать заказ и заранее узнать стоимость поездки помогут мобильные приложения.

Поцелуев мост в Санкт-Петербурге: видео

Современное волшебство на Поцелуевом Мосту

Если расстаёшься с человеком, с  которым опять непременно хочешь встретиться – обязательно затащи его на Мост поцелуев и поцелуй. Тогда он обязательно вернётся.

Чем дольше целуются влюблённые на Мосту Поцелуев, а ещё лучше – под ним – тем дольше они будут счастливы.

Молодожёнам стоит вдохнуть поглубже – ибо в свой первый брачный день надо пройти по мосту, целуясь. Буквально это означает – начните целоваться при первом шаге на мост и закончите с последним.

А вот в известной песне 50-х годов прошлого века  «Ленинградские мосты» (музыка М. Табачникова, слова Л. Давидович,  В. Драгунского) говориться, а точнее поётся, что виной такой связи, обеспечиваемой поцелуями на этом мосту, является то, что, в противоположность другим мостам, Поцелуев Мост в Питере не разводится.  А значит и влюблённых, которые верят в его магическую силу, проходят по нему, взявшись за руки, с надеждой смотря в будущее, ну никак уже не разделишь и не разведёшь.

Так что, как говориться «целуйтесь, господа».  Разве для этого нужен повод?

А если Вы непременно захотели сделать это на Поцелуевом Мосту  в Санкт-Петербурге – запоминайте, где находится Поцелуев Мост в спб.

Поцелуев мост в Санкт Петербурге адрес: пересечение улиц Глинки и набережной реки Мойки (ориентироваться на дом по адресу Набережная Мойки, 98).

  • Станция метро – Садовая (около 1,3 км – около 15 минут пешком).
  • Автобусы 2, 3, 22, 27, 50, 100; маршрутки К-1, К-2, К-62, К-124, К-186, К-350 до остановки Театральная Площадь.   Оттуда  прогуляйтесь около 100 метром в направлении Набережной реки Мойки. Транспорт до остановки Площадь Труда.

Ближайшие достопримечательности: остров Новая Голландия, Мариинский театр,  Дворец  и сад Юсуповых, Морской Музей, Никольский Сад, Исаакиевский собор.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

Происхождение названия

Кроме основного, широко используются названия «Львиный мостик» и «Мост о четырёх львах». Из последнего со временем был убран союз «о», и оно закрепилось в народе. Такие грозные имена были получены благодаря четырём каменным львам, находящимся на его углах.

Автором этих чугунных королей животного мира является Павел Петрович Соколов — знаменитый русский скульптор эпохи классицизма, являющийся, также, автором скульптур грифонов другого мостика, известного, как Банковский! А модель, для создания образов этих хищников, была предоставлена президентом Академии художеств — Олениным Алексеем Николаевичем.

Городские приметы

Безусловно, жители любых городов, городков, сёл и деревень гордятся местом своего проживания и с удовольствием придумывают какие-то чудеса и «необычности» о них. Петербуржцы не только отправят вас на Петропавловку потирать «на удачу» бронзовые персты Петра I, к памятнику, выполненному в своеобразном стиле Михаила Шемякина (с лёгкой руки Дмитрия Лихачева).

Они также посоветуют вам непременно встретиться и с чудесным Поцелуевым мостом! Можно пройти по нему самому, а также проплыть на теплоходике под его арочным сводом.

Мостов в Петербурге масса, но я из солидарности с моими согражданами расскажу, почему вам действительно стоит побывать именно здесь.Среди суеты и обыденности жизни всем нам не мешает немного «освежающих сердце» чудес. А Санкт-Петербург дышит не только мрачными историями о «подвигах» Раскольникова, но также и светлыми легендами, и добрыми бытовыми сказками. Среди горожан принято считать, что, если вы хотите никогда не разлучаться со своими возлюбленными, скорее спешите сюда и целуйтесь! Ещё можно замкнуть замок (размеры на ваш выбор) у ограды и выбросить ключ в воды Мойки.

Уж точно тогда ваши дружба-любовь скрепятся навеки. Петербургские новобрачные при свадебном катании на машине всегда проедут по этому мосту. Причём считается, что если свадебный поцелуй продлится от начал и до конца моста, то счастливая совместная жизнь гарантирована!

А уж если проплыть под мостом (разумеется, целуясь) на теплоходе, то семья будет крепкой и дружной. Я также вам очень советую такое вот водное путешествие. Кроме возможности поцеловать своего любимого человека под Поцелуевым мостом, вы вместе насладитесь видами прекрасного города. А что теснее способно сблизить людей, чем положительные впечатления, полученные сообща?

На Поцелуевом мосту влюблённые студенты назначают друг другу свидания, а пожилые люди с улыбкой вспоминают прожитое и пережитое. Я даже как-то случайно видела здесь девочку с котёнком. Она весело чмокала его в усатую мордочку. Вот так иногда судьба подбрасывает нам интересные моменты, очевидцем которых мы невольно становимся.Побывайте здесь с теми, кого вы любите, скажите им добрые, заветные слова, поцелуйте их. Совсем не обязательно верить в приметы, чтобы лично поучаствовать в этой сказочной легенде Петербурга. На мой взгляд, это даже очень интересно! Да и виды, открывающиеся с моста, заслуживают внимания путешественника.

Свадебные церемонии

Очень красивый обычай появился около ста лет назад, когда молодожены после венчания в церкви ехали вместе с гостями на мост поцелуев, чтобы соединить разгоряченные губы во имя будущего счастья. Традиционно нужно было начать целоваться в момент въезда на мост и не отрываться друг от друга, пока карета, коляска или автомобиль не остановится на другой стороне. Такой продолжительный поцелуй считался залогом долгого семейного счастья.

Еще один обычай заключался в непрерывной прогулке молодоженов по мосту в самых разных направлениях с периодическими остановками для поцелуев. И чем чаще новоиспеченные муж и жена будут касаться губами друг друга, тем крепче будет их союз. А самыми надежными в плане будущего семейного благополучия считались поцелуи под мостом, куда еще надо было добраться, и немногие справлялись с этой задачей.

Каким он был, таким он не остался

История Поцелуева моста берёт своё начало в первой половине XVIII века. Тогда это была всего лишь переправа через Мойку.

Первое своё название «Цветной» он получил после 1738 года, когда из переправы он стал деревянным пешеходным мостом. Чтобы дерево служило дольше, его часто красили (чем придётся, в разные цвета).

Привычное название «Поцелуев» он получил в 1790 году. Вопреки устоявшемуся мнению и сотням легенд, имя своё он унаследовал от хозяина трактира, чья фамилия была Поцелуев, а питейный дом назывался «Поцелуй».

Город быстро разрастался, деревянное сооружение, соединявшее два берега реки Мойка, напротив, перестало справляться с увеличившимися нагрузками. В 1816 году была завершена её первая серьёзная реконструкция по проекту Гесте. Теперь мост был однопролётным чугунным, с четырьмя обелисками.

Обратите внимание! Перильная решетка служит верой и правдой до сих пор. Итогом почти 5-летней реконструкции (1904-1909 гг.) стало появление трамвайных путей, исчезновение четырёх обелисков и ещё масса технических преобразований

В 2006 году по мосту проехал последний трамвай

Итогом почти 5-летней реконструкции (1904-1909 гг.) стало появление трамвайных путей, исчезновение четырёх обелисков и ещё масса технических преобразований. В 2006 году по мосту проехал последний трамвай.

В 1952 году архитектор А. Л. Ротач в своём проекте реконструкции сумел максимально приблизить облик моста к первозданному виду. Теперь пролёт его выполнен в виде двухшарнирной арки, воссозданы обелиски с фонарями, которые были уничтожены во время прокладки трамвайных путей.

Последний раз серьёзной реконструкции Поцелуев мост подвергся в 1969 году. Тогда позолотили шары обелисков и выполнили ряд технических процедур.

Несравненное название — венец моста

Тайна имени

Не всех романтиков устраивает официальная версия происхождения названия «поцелуевой» переправы. Существуют и такие версии:

  • На этом месте долго не могли расстаться люди, вышедшие из кабака «Поцелуй» в слегка приподнятом настроении.
  • Целовальник — должность хозяина трактира, который, целуя крест, торжественно клялся блюсти строгие законы морали в своём заведении. Ещё одна версия происхождения названия переправы.
  • Отсюда моряки уходили на флот, их последние объятия с жёнами были здесь.
  • Испытания «тюремной» разлукой для влюблённых тоже начинались с этого места.
  • Запретные, «греховные» поцелуи — именно они стали «виновниками» такого названия, считают некоторые петербуржцы. Здесь целовались те, чья любовь была тайной, запретной.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации