Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Печора (город)

Экономика

Промышленность

Печорская ГРЭС. За ней видны Уральские горы

Ведущая отрасль промышленности города — электроэнергетика. В городе функционирует филиал ОАО «Интер РАО» «Печорская ГРЭС», первый энергоблок которой был введён в эксплуатацию в 1979 году. В настоящее время на ГРЭС работают 5 энергоблоков общей установленной мощностью более 1 млн кВт (мощность первой очереди — 1,26 млн кВт). Печорская ГРЭС вырабатывает около 1/3 электроэнергии в РК и является одним из крупнейших предприятий электроэнергетики на Европейском Севере России.

Со второй половины 90-х гг. на вторую позицию в экономике города вышла нефтедобывающая промышленность, обеспеченная на перспективу значительными промышленными запасами нефти и газа. В районе Печоры установлены запасы более 20 месторождений углеводородного сырья. Добычу нефти на территории района ведут крупные нефтяные компании («Лукойл» и др.)

По территории района проложены: нефтепровод Усинск — Печора — Ухта — Ярославль; газопроводы Усинск — Печора, Западный Соплеск — Печора, Ямал — Европа, Бованенково — Ухта; метанолопровод Кожва — Вуктыл.

С 1979 года в городе работает «Печорский завод железобетонных изделий».

С 1987 года осуществляет деятельность предприятие «Сплав-Плюс», специализирующееся, в основном, на производстве различных металлоконструкций.

Финансовые услуги

На территории города население обслуживают 6 банковских учреждений: «Сбербанк», банк «Открытие», Совкомбанк, банк «Северный кредит», «СКБ-банк».

Общее описание

Река Печора в длину 1 809 километров. Наибольшая ее ширина 4 000 метров (устье Илыдзи). Средние значения до 1 500. Бассейн – 322 000 квадратных километров. Глубина достигает 2,5 метров на перекатах и 6 – на глубоких участках. Русло проходит по республике Коми, а заканчивает свой путь в Ненецком автономном округе. Общее направление – северо-запад. Питание смешанное. Преобладает снеговое. Расход воды 4 100 кубометров в секунду. Притоков 35 000 (с ручьями). Самые большие – Унья, Северная Мылва, Велью, Кожва, Илыч, Подчерье, Щугор, Ухта, Ижма, Инта и Воркута.

Река Печора появилась вместе с Уралом – в позднем Палеозое. Исчезнувшее палеолитическое население оставило о себе мало следов. Куда четче прослеживаются археологические культуры, носителями которых являются предки современных ненцев (жили в низовьях), коми (до разделения на 3 группы, с 4 века занимали земли по среднему и частично верхнему течению, плотно заселяя их) и манси (обитающих в данной зоне с более древних времен). Первое описание реки Печора оставлено нам одной из экспедиций «гулящих людей» с Новгородской Земли. А в последующем столетии пришельцы уже широко заселяют Камень (Северный Урал). Постоянно отодвигают аборигенов-коми.

Лишь через 200 лет реликтовым разобщенным племенным союзам удалось осознать свою идентичность и построить государство Пермь Великая. Совместно с русскими мангазейцами (которым пермяки платили ясак до 1238 года) те противостоят экспансии Орды. Один из пермских князей даже сражался в Куликовской битве на стороне войск Дмитрия Донского. Все, что к западу от Печоры было уже плотно застроено русскими острогами (многие имели посады). Именно этот период запоминается активной миссионерской деятельностью иноков православных монастырей. Они дарили угнетенным народам надежду на светлое будущее. Обращали некоторых из коми в христианство. Какое-то время Москва и Новгород сражаются между собой за право обладать эти краем.

Однако в конце 15 века река Печора находится уже в составе Московского государства. В 1477 году Новгород признал себя побежденным официально, а в 1499 году склонились перед «новой столицей» и сами аборигены – коми, манси и ненцы. Московиты, колонизируя Припечорье с реки Вычегда, находят на некоторых ее притоках черную жидкость. Этот продукт они начали использовать для лечения. К 16 в. уже и труднодоступные берега начинают расцветать русскими острогами и первыми монастырями.

В последующие 2 века они смело выстояли перед натиском Смуты и всех крестьянских войн. Хозяйственное использование реки Печора, а, вернее, некоторых объектов ее бассейна, началось 300 лет назад. При Петре Великом были обнаружены богатые месторождения угля, нефти и газа. В результате остроги, монастыри и заимки превращаются или в посады, или сразу в полноценные города. Но особенно широко шла добыча каменного угля. Начиная с поселка Троицко-Печерск (начала среднего участка), дальнейшее русло и устье реки Печора с давних времен считаются судоходными. В XIX веке по реке уже пошли пароходы.

Активная навигация присутствует в этих местах и в наши дни, потому что с 1927 года устройство гидротехнических сооружений делает ее удобной и безопасной. Именно грузовые и другие суда доходят до Нарьян-Мара. Малые идут дальше, до гирлы. Кроме этого основной поток используется как недра для добычи рыбы в промышленных масштабах. В Гражданскую войну Припечорье не страдало. Великая Отечественная его почти не коснулась. В 1930-е годы образованы ООПТ и заказники.     

Охрана реки Печора

 Охрана реки Печора в районах Коми ведется по разработанной недавно программе. Называется она «Улучшение экологии бассейна реки Печора». Дело в том, что на многих ее притоках имеются нефтедобывающие предприятия. Устанавливаются дополнительные гидротехнические сооружения системы очистки. Отдельное направление охранной деятельности – предотвращение опасного воздействия паводка. Выделены средства на постановку мест затопления в специальный кадастр. Теперь, что касается угледобычи. Шахтные воды, попадая в рукав Уса, смываются в основной, печорский поток. Руководителям добывающих компаний вынесено соответствующее постановление о принятии мер к устранению описанной ситуации. В самом низовье охрана реки Печора проходит также в рамках официальных мероприятий, спланированных правительством Ненецкого автономного округа. Здесь бичом являются промышленные и бытовые стоки агломерации Нарьян-Мар. А особенно нефтеналивной терминал. Во время забора обнаружены фенолы, цинк, медь и пестициды в придачу. Выявлено 93 брошенных плавсредства. Соответствующие органы выписали фигурантам экологических нарушений штрафы. Простые граждане, чтобы помочь водоему убирают его берега от несанкционированных свалок.

Описание реки Печора показывает все рекреационные и экстремально-досуговые возможности этого водоема. Ландшафты на его берегах меняются 4 раза. Поэтому «водную дорогу» надо порекомендовать любителям природы, сплава, походов и восхождений. А еще вдоль этого русла сохранено много разных национальных традиций.

Физико-географическая характеристика

Географическое положение

Расположен в северо-восточной части республики, в 588 км к северо-востоку от Сыктывкара, на правом берегу реки Печоры, в месте её пересечения Северной железной дорогой.

Вид с набережной реки Печоры

Географические координаты города — 65°07’с.ш. и 57°07’ в.д. Абсолютные отметки поверхности варьируют от 42 до 64 м. Находится в пределах Печорской низменности. Подстилающая поверхность территории образована водораздельным плато и террасированной долиной реки Печоры. Рельеф обладает всеми морфологическими признаками приречных областей (плоский, слабохолмистый).

В физико-географическом отношении территория города относится к Печорскому равнинному среднетаёжному природно-территориальному комплексу. В районе города выявлены месторождения нефти и газа, а также каменных материалов (кирпичные и огнеупорные глины, строительный камень, песок и песчано-гравийный материал).

В окрестностях города встречаются торфянисто-глеевые подзолы, аллювиальные болотные и лугово-болотные почвы. Растительность представлена луговой и болотной флорой, пойменными, а также берёзовыми, берёзово-еловыми и еловыми лесами.

Печора находится в подзоне Среднего Севера, район Крайнего Севера, где установлен районный коэффициент 1,3. Сумма баллов «северности» — 148. По суровости природных условий для проживания пришлого населения район Печоры относится к территории II зоны дискомфортности («Крайний Север»), отличающейся экстремально дискомфортными условиями.

Часовой пояс

Город Печора, как и вся Республика Коми, находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +3:00.


Карта Печорского района

Климат

Климат умеренно континентальный с длительной умеренно суровой зимой и коротким прохладным летом с незначительным числом жарких дней. Среднегодовая температура воздуха −1,9 °C. Средняя месячная температура воздуха января −18,4 °C, июля +16,1 °C. Коэффициент континентальности климата 53 %. Средняя дата образования снегового покрова — 26 октября, разрушения — 10 мая. Продолжительность периода с устойчивым снеговым покровом достигает 192 дня, безморозного — 70 дней, активной вегетации — 73 дня. Сумма биологически активных температур выше +10 °C — около 1100 °C. Среднегодовое количество осадков около 580 мм. Зимой преобладает циклональный тип погод, летом — антициклональный. Период белых ночей на широте Печоры продолжается в течение 79 дней с 12 мая по 30 июля.

  • Среднегодовая скорость ветра — 3,2 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха — 77 %
Климат Печоры
ПоказательЯнв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сен.Окт.Нояб.Дек.Год
Абсолютный максимум, °C2,52,511,021,930,634,134,932,427,620,07,73,534,9
Средний максимум, °C−14,4−13−3,62,59,518,021,716,910,32,2−7,3−11,92,6
Средняя температура, °C−18,4−17,2−8,9−3,24,212,316,112,06,5−0,2−10,5−15,7−1,9
Средний минимум, °C−22,5−21,4−13,7−8,3−0,37,411,18,03,6−2,5−13,8−19,7−6
Абсолютный минимум, °C−54,7−56−44,7−35,7−23,3−5,60,1−3,1−9,5−33,9−43,3−52,5−56
Норма осадков, мм423231334567727762634950623

Местное самоуправление

Председатель Совета городского поселения «Печора» — глава городского поселения «Печора» — Шабанов Александр Исаевич

Главы городского поселения «Печора»:

  • С октября 2008 года по октябрь 2012 года — Владимир Евгеньевич Менников (Партия «Единая Россия»)
  • С 18 октября 2012 года по 25 декабря 2012 года — Константин Валерьянович Гаркайс (Партия «Единая Россия»)
  • С 25 декабря 2012 года по сентябрь 2015 года — Владимир Анатольевич Анищик (и.о.) (Партия «Единая Россия»)
  • С сентября 2015 года по настоящее время — Александр Исаевич Шабанов (и.о. до 4 октября 2016) (Партия «Справедливая Россия»)

Культура

Памятник В. А. Русанову

ГО «Досуг»

Муниципальная сеть учреждений культуры и дополнительного образования представлена следующими учреждениями:

  • Городское объединение «Досуг» объединяет около 300 участников художественной самодеятельности в 22 коллективах. На базе ГО «Досуг» также действуют 3 клуба по интересам и 6 общественных организаций.
  • «Центр досуга и кино» включает в себя 25 клубных формирований.
  • Клубное объединение «Меридиан» включает в себя 21 филиал в сельских и городских поселениях МР «Печора».
  • «Печорская межпоселенческая централизованная библиотечная система». В Печорскую ЦБС входит 22 библиотеки: 6 — в городе и 16 — в Печорском районе. Созданы новые типы библиотек: библиотека-клуб в п. Березовка (1997), библиотека-музей в с. Соколово (2004).
  • Печорский историко-краеведческий музей.
  • Школа искусств г. Печоры; имеет отделения скрипки, баяна, гитары, аккордеона, домры, балалайки, фортепиано; художественное, театральное.

В 1969 году на общественных началах в городе был открыт историко-краеведческий музей, в 1977 году он получил статус государственного. Имеет филиал в здании школы № 83. 30 октября 2001 года в здании историко-краеведческого музея была открыта отдельная экспозиция «Покаяние», посвящённая жертвам политических репрессий.

В городе установлен единственный в России памятник полярному исследователю В. А. Русанову, совершившему в 1901—1903 годах экспедицию в бассейн реки Печоры, является своеобразным символом города. Также есть памятники Кирову, М. Горькому.
Действует несколько домов культуры (Дом культуры железнодорожников внесен в государственный список памятников истории и культуры), сеть массовых библиотек, детский парк культуры и отдыха имени Володи Дубинина. В Печоре размещены учреждения национального парка «Югыд Ва».

Примечания

  1. Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 3. Северный край / под ред. Н. М. Жила. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 612 с.
  2. Государственный водный реестр. . textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018.
  3. Лист карты P-40-071-B-c,d — ФГУП «ГОСГИСЦЕНТР»
  4. . www.ngpedia.ru. Дата обращения 9 декабря 2019. // Большая энциклопедия нефти и газа, С. 224
  5.  (недоступная ссылка). www.panoramio.com. Дата обращения 9 декабря 2019.  — фотография пользователя panoramio.com.
  6. . www.r-arcticnet.sr.unh.edu. Дата обращения 9 декабря 2019.
  7. Douglas R. Weiner, «. books.google.com. Дата обращения 19 августа 2020.». University of California Press, 1999. ISBN 0-520-23213-5. p. 415
  8. Pavel Leonardovich Podvig, Oleg Bukharin. «. books.google.com. Дата обращения 19 августа 2020.». ISBN 0-262-66181-0. Page 478.

Символика города

Герб (1983)

Герб города разработал художник В. С. Худяев. Герб был утверждён 15 сентября 1983 года. Щит герба вертикально разделен на две половины — светло-синюю и красную, повторяющих цвета государственных флагов РСФСР и Коми АССР. Между светло-синей и красной половинами щита расположено стилизованное изображение зелёной ели. Ель обрамляет голубое крыло, которое символизирует, что Печора — город транспортников, ломаная красная стрела — символ энергетиков. Внизу герба — дата «1949» — год образования города. Герб венчает золотой коми национальный орнамент. Голубая полоса символизирует великую северную реку — Печору, от которой произошло название города. Надпись «Печора» выполнена в подражание древнепермской письменности (абур, анбур), которая была создана миссионером Стефаном Пермским во 2-й половине XIV в. С 2012 года у города новый герб.

Неофициальным гимном города многие считают песню «Огни Печоры».

Образование

Печорское речное училище (с 2006 года филиал Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций) — крупное учебное заведение по подготовке высококлассных специалистов для речного флота, располагающее современной материальной базой. Тысячи выпускников училища работают в 23 бассейнах России и в разных широтах мирового океана.

Печорский промышленно-экономический техникум — одно из самых больших учебных заведений Печоры. В нем обучается более тысячи человек по 16 профессиям начального и 4 специальностям среднего профессионального образования. С 2009 года открыто заочное отделение по специальностям «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «электрические станции, сети и системы». В техникуме 11 учебных корпусов, современный производственный комплекс, включающий в себя кондитерский цех, 2 учебных магазина, парикмахерскую «Дебют».

В системе общего образования действует 8 школ, в том числе одна гимназия.

Рыбалка и охота на реке Печора

Всякой северной (и не только) рыбой славится знаменитая река Печора. Рыбалка на ее берегах (островах, укрепленных набережных, водных фарватерах и, тем более, на зимнем льду) гарантирует вам встречу с тайменем и хариусом. Ленком, налимом, щукой, окунем и карасем. Не обойдется тут без клева ельца, нельмы и омуля. В любых водах реки Печора рыбалка пройдет «на ура». Избегайте только промышлять на территории ГЗ «Печеро-Илычский» и отпускайте ихтиофауну Красной книги России (осетровых, подкаменщика, арктического гольца и миногу). Но в нерестовый сезон только две удочки согласна принять от каждого река Печора. Рыбалка вовсе не приветствуется, если у промысловика динамит, электроглушилка, сети или губительная потравка. Получается, это уже не рыболов. На таких товарищей самих ведется охота. Осуществляют ее быстрые и ловкие инспектора Минприроды.       

 Поведав, какую водную «дичь» уготовила для приезжих река Печора, рыбалку оставляем в покое и переходим к охоте. Она в Припечорье тоже многообещающая. К вашим услугам такие охотничьи хозяйства как Троицко-Печорское, Вуктыльское, Печорское, Ижемское, Усинское и Заполярное. Весенняя охота проходит в Коми с 11 по 20 мая. В НАО сроки каждый год меняются. На просторах этих угодий водятся лось, медведь, волк, лиса, песец и рысь. К отстрелу также разрешены росомахи, куницы, соболя и горностаи. Еще «дичью» считаются норки, выдры, зайцы, бобры и белки. Охотятся даже на такую мелочь как водяные полевки и кроты. Из промысловых птиц – вальдшнеп, белая куропатка, глухарь, тетерев, гусь и утка (весной – селезень). В местной Красной книге оказались белка-летяга, кабарга, совы, цапли, аисты, журавли и все пернатые хищники.     

Канал Печора — Кама

Основная статья: Канал Печора — Кама

Строительство Камско-Печорского канала предполагалось для соединения бассейнов Печоры и Камы. Реализация этого проекта смогла бы позволить интегрировать Печору в единую глубоководную систему Европейской части России. В более позднее время проект был предназначен главным образом для передачи вод Печоры в Каму, а далее в Волгу и Каспийское море.

Канал между Печорой и Камой был частью плана реконструкции и освоения ресурсов Волги, утверждённых в ноябре 1933 года на специальной конференции в Академии наук СССР. Исследования в этом направлении были проведены Гидропроектом под руководством Сергея Яковлевича Жука. Планам создания канала была дана новая жизнь в 1961 году, во время правления Н. С. Хрущёва. Теперь канал стал частью ещё более грандиозного плана — поворота сибирских рек.

23 марта 1971 года три 15-килотонных ядерных заряда были взорваны под землёй в районе села Васюково в Чердынском районе Пермской области, примерно в 100 км к северу от города Красновишерска. Эти испытательные инженерные ядерные взрывы, известные как проект «Тайга», стали частью серии мирных ядерных взрывов в СССР и были призваны продемонстрировать возможность использования ядерных взрывов для строительства канала. Тройной взрыв создал вытянутый кратер размерами 600×380 метров. В дальнейшем было решено, что строительство канала таким способом невозможно, так как потребовались бы сотни ядерных взрывов, и «ядерный вариант» для создания раскопа канала был заброшен. От разворота северных рек правительство СССР полностью отказалось в 1986 году.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Общая площадь городских земель в пределах черты города — 28,9 кв. км. В городе действуют единые системы отопления, канализации и водоснабжения для промышленных и селитебных зон. Доля застроенных земель в общей площади городских земель составляет 31 %. Площадь зеленых насаждений в пределах застроенной территории равна 28 га, из них 8 га приходится на парк. Территория зелёной зоны вокруг Печоры достигает 9,2 тыс. га, в том числе покрытая лесом — 6,8 тыс. га. Город Печора изначально формировался как два отдельных поселка, возникших при железнодорожной станции и речной пристани. И, несмотря на интенсивную застройку обеих частей города в советский период, Печора до сих пор не представляет собой единой градостроительной структуры. Природным препятствием для образования единого жилого массива служит заболоченное понижение, которое не позволяет сомкнуться железнодорожной и речной частям города. Часть городских земель попадает в зону паводковых затоплений. В 1950-60-е гг. город застраивался в основном малоэтажными деревянными жилыми домами, в последующие годы — 5- и 9-этажными зданиями в кирпичном и панельном исполнении.

↑ Характеристики

  • Площадь бассейна реки составляет 322 тыс. км2.
  • Длина – 1,809 км.
  • Климат умеренно-континентальный

река Печора фото

Всего в Печору впадает почти 80 водоемов разной величины и протяженности, которые ее питают, нормализуют режим и обеспечивают стабильный климат в ближайших населенных пунктах. Делится на три участка – верхний, нижний и средний.

Верхняя Печора – это горная река, где в русле много порогов и перекатов. Средний участок проходит по равнине (около города Вуктыл). Только берега здесь обрывистые, высокие. Нижняя Печора – это пойменные луга. Поворот на север река делает после приток Пижма и Цильма, двигаясь к Северному Ледовитому океану. Имеет два больших рукава – Большую и Малую Печору. В бассейне Печоры расположено около 60 тыс. озер.

История

В 1903 году известный исследователь Русского Севера В. А. Русанов предпринял крупную экспедицию по реке Печоре. Проплывая мимо живописных крутых берегов, он написал в своём путевом дневнике пророческую фразу: «Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд».

Прошло почти 40 лет, и город действительно возник. Летом 1940 года, в связи со строительством Северо-Печорской железной дороги (1937—1942), в районе нынешнего депо и вокзала железнодорожной станции Печора начал работу строительный отряд, состоящий в основном из заключённых ГУЛАГа. Первые временные жилища (землянки и бараки) стали называть посёлком железнодорожной станции Печора. Этим же летом 1940 года на реке Печоре была построена пристань Канин Нос, её первым начальником был назначен Н. А. Богатырёв. В конце 1942 года Северо-Печорская магистраль была сдана в постоянную эксплуатацию. Летом 1943 года немцы высадили в районе Печоры десант с целью взорвать мост через реку, однако члены диверсионной группы, состоявшей из советских военнопленных, добровольно сдались НКВД. 18 января 1949 года разросшиеся посёлки железнодорожной станции Печора и пристани Канин Нос были объединены и получили статус города. Этот день считается официальной датой основания Печоры. Административный центр Кожвинского района был перенесён из Кожвы в Печору.

Печора стала одним из основных транспортных узлов республики: к водным и железнодорожным путям сообщения добавились ещё и воздушные — в 1956 году был построен аэродром «Печора». В связи со строительством близ города радиолокационной станции типа «Дарьял» системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в январе 1974 года было начато строительство Печорской ГРЭС. Стройка получила статус всесоюзной, первый энергоблок был введён в эксплуатацию 5 февраля 1979 года. Таким образом, Печора стала «энергетической столицей» Коми АССР — сейчас на Печорской ГРЭС вырабатывается около одной трети всей электроэнергии Республики Коми.

В 1990-е годы закрылось несколько крупных предприятий. Жители стали активно переезжать в южные территории России. Население города в 1991 году составляло 66,5 тысяч жителей, а по состоянию на 2011 год в городе проживает 48,9 тысяч человек.

В настоящее время градообразующие предприятия Печоры работают более-менее стабильно, а темпы снижения численности населения замедляются. Город начал медленно развиваться. В 2010 году принят генеральный план развития Печоры до 2030 года.

Бассейн реки Печора

От обозначенного выше пятачка река Печора (переставшая быть ручьем с момента вхождения Уньи), двигается как горная, преодолевая пороги и промежуточные перекаты до самого поселка Якши. На этом ориентире (после соединения с Волостницей) имеет место первый поворот к северу. А ширина реки не менее 200 метров. Помимо этого через каждый участок такой же длины она расширяется в 2 раза и «получает» остров. Все это время, спустившись с высоких гор, река протекает среди тайги, особо богатой на виды. Обволакивает с юга территорию Печеро-Илычского заповедника. Запоминаются высокие скалистые выходы горных пород. Кстати, течение реки Печора поворачивает на запад после впадения Усы. Образует широкое колено, пару раз меняя вектор движения. В промежутке от гирлы Усы до Усть-Цильмы по обеим сторонам появляются широкие изумрудные луга и высокий травостой. Ширина долины достигает 2 километров.

Горы не подступают к воде, но еще отчетливо видны. Ландшафт на их склонах сохраняет тот же тип. Высота самих водных урезов резко изменяется. Коренной берег остается довольно высоким яром, противоположный же – заболоченным займищем. Всегда. С Усть-Цимлы течение реки Печора северное. Ривьера глинисто-песчаная, но еще встречаются на фарватере широкие галечные косы. В основной поток вливаются самые крупные рукава. А еще средний фрагмент запоминается появлением постоянных протоков («шаров»).

С этого места «артерия» уже не является цельной, напоминая «вязанку» из водоемов. Острова становятся крупнее. Старицы увеличиваются в количестве. Борта русла еще сильнее понижаются. Но кое-где потом и возвышаются. А вот и низовья! Болот и открытых пятаков значительно больше, чем леса. А зелень представлена лишь лиственницей (уменьшающейся в размерах), кедровым стлаником и вейником.

В 130 километрах от устья бассейн реки Печора разбивается на 2 рукава. Здесь гидрологический объект минует границу земель Ненецкого автономного округа. За особенность «пограничного» отрезка можно принять постепенное исчезновение подъема даже на коренном берегу, медленный переход к исключительно карликовому хвойному «бору» и увеличение площади болот на займищной стороне. До Нарьян-Мара бассейн реки Печора становится окончательно равнинным. И окружен он теперь не тайгой, а лесотундрой. А после прохода через город приводит «водников» вообще в тундру. Устье объекта уже описано выше. Там, где оно располагается, ширина речной долины – 45 км.   

Транспорт

Автобус

Печорское автотранспортное предприятие было организовано 15 марта 1955 года. Оно имело два стареньких грузовика, три автобуса ПАЗ-651 и два грузотакси. В настоящее время внутри города действует 6 автобусных маршрутов. Задействованы автобусы, ПАЗ-3205.

Автомобильное сообщение

Круглогодичного автомобильного сообщения с центральными районами страны нет. Ведётся строительство автодороги «Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар». В настоящее время выехать из города можно либо объехав недостроенный участок по грунтовой дороге Каджером — Рыбница — Зеленоборск — Малая Пера, либо воспользовавшись автомобильным паромом Печора — Вуктыл.

Водный транспорт

В январе 1932 года для организации регулярного грузового и пассажирского судоходства на реке Печоре было создано Печорское речное пароходство, которое с 1946 года размещается в Печоре. В июне 1940 года для транспортного обслуживания строительства Северной железной дороги был организован речной причал Канин Нос. В конце 60-х — начале 70-х гг. он был подвергнут технической реконструкции и стал основой для строительства двух очередей Печорского речного порта, последовательно введенных в эксплуатацию в 1974 и 1978 гг. С этого времени Печорский речной порт стал одним из крупнейших на Европейском Северо-востоке России. Ныне ОАО Судоходная компания «Печорское речное пароходство» — крупнейшее транспортное предприятие в бассейне реки Печоры.

Воздушный транспорт

Вертолёт Ми-8 на постаменте рядом со зданием аэропорта

Авиапредприятие в городе действует с 1956 года. В настоящее время три раза в неделю осуществляются рейсы «Печора — Сыктывкар» и обратно.

Железная дорога

В ходе строительства Северо-Печорской железнодорожной магистрали была открыта железнодорожная станция и в 1941 году организовано Печорское локомотивное депо Воркутинского отделения Северной железной дороги. С 1971 г. локомотивное депо утверждено базовым предприятием МПС по испытанию тепловозов в северных климатических условиях, с 1985 г. — по внедрению новой техники на железнодорожном транспорте, в настоящее время — по переоборудованию действующих магистральных тепловозов. С 2010 года локомотивное депо «Печора» переименовано в «Печора-Северная».

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации