Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 0

Житие преподобнаго макария желтоводского и унженского

Здесь проживали святые и действовал типичный монастырский уклад

По укладу в Печерской обители всё было так же, как и во многих других монастырях:

  • каждый трудится на общее благо;
  • нет индивидуального имущества;
  • выйти за пределы нельзя без разрешения настоятеля.

Значимость обители в регионе постепенно начала увеличиваться.

Вокруг неё сосредотачивается духовная и культурная жизнь местного населения. Об этих временах известно достаточно подробно, поскольку масса сведений сохранилась в летописях.

Особо стоит отметить, что тут побывало немало святых, среди них:

  • Макарий Унженский;
  • Евфимий Суздальский.

И другие, которые проживали в этих краях. Все они успели побывать здесь иноками.

Самое интересное

  • Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 124 638
  • Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 81 897
  • «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 60 534
  • Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 57 380
  • Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 54 259
  • И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 49 865
  • Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 42 553
  • Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 42 130
  • Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 33 750
  • Инвалиды духовной войны — просмотров: 33 439

История монастыря

Обитель пережила Смуту, видела нападения монголо-татар и внутренние междоусобицы. Но при этом всегда оставалась уединенным местом молитвы и христианской любви.

Основание монастыря

Название пустыни произошло от первого храма (Вознесенского). Печерской же она стала из-за иноческих пещер, вырытых на берегу Волги и послуживших началом всей обители.

Вначале XIV ст. на мирный берег реки Волга из Киево-Печерской лавры по благословению своего старца пришел игумен Дионисий. Он собирался основать здесь обитель для монахов – еще один столп русского православия. С собой из родной обители отец взял образ Пречистой «Печерская», который был обретен в Успенском соборе в 1085 г. Со временем эта икона стала главной святыней новой пустыни и всего города.

Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Отец Дионисий поселился в выкопанной им на берегу пещере. Там он вел аскетическую жизнь в посте и молитве. Когда об отце узнали люди, к нему стали стекаться монахи, желавшие поселиться в благодатном месте рядом с игуменом. Постепенно росла численность братии, появилась необходимость расширения пустыни. Первым храмом обители стала церковь в честь Вознесения Господня. Настоятелем мужского монастыря стал сам отец Дионисий. Он учил братию иночеству, смирению, подвижничеству, и сам живым примером являл аскетическую жизнь. Со временем двое из его учеников создали пустыни в Суздале и Макарьеве. Они были канонизированы в лике святых.

Кроме молитвы, постов и бдения, братия и сам игумен ежедневно трудились физически. Пожертвования на монастырь фиксировались во вкладных книгах. Жизнь и устройство обители строились по принципу Киевской лавры. Когда в XIV в. Руси угрожали монголы, отцы обители поддерживали родину усердной молитвой.

Настоятель обители отошел ко Господу в 1385 г. Но монастырь не пошатнулся, потеряв любящего отца, а продолжил расти и укрепляться. Почитающие обитель купцы и бояре поддерживали братию материально, одаривали землей, угодьями. В XVI в. царь Василий III своим указом сделал Вознесенскую обитель неприкосновенной, имеющей особенные привилегии.

Неоднократно в течение своей истории монастырь разорялся и сжигался. В XVI ст. начали активно возводить постройки именно из камня, чтобы они не боялись огня. К концу века были готовы колокольня, братские кельи, больница и ряд хозяйственных помещений. Монастырь обнесли деревянным забором.

Перенос

Весь монастырский комплекс был сметен с лица земли сильным оползнем в 1597 г. Еще за неделю до произошедшего несчастья появились признаки близкой катастрофы, поэтому насельники смогли позаботиться о хранящихся в монастыре святынях, вынести их и церковные принадлежности в безопасное место. Гибель обители произошла на глазах братии, благо никто не пострадал. Однако практически весь монастырь был уничтожен.

У многих в тот период сложилось мнение, что это трагическое событие является указанием на грядущие потрясения. В самом деле, спустя несколько лет началась Смута.

Сохранившаяся роспись на стенах

Через непродолжительное время после оползня монахи обрели нетленные мощи прп. Иоасафа, который почил 30 лет назад. На том месте установили гробницу, а затем поставили деревянную церковь в честь Преображения Господня.

Сам склон над обителью признали опасным в плане оползней. Поэтому в том же году новый монастырь начали возводить не на прежнем месте, а выше по реке на версту, ближе к черте города. Но и старое место не осталось пустовать – там возвели храм Преображения Господня. В конце XVIII в. главный храм из дерева заменили каменным. По преданию, вклад в восстановление обители делал отец известного Кузьмы Минина.

Современное состояние

Обитель была закрыта советской властью в 1924 г. На территории святого места были устроены жилищные корпуса, кинотеатр, создана архитектурно-реставрационная мастерская. Восстановить разоренную обитель удалось лишь в 1994 г. Спустя 10 лет в монастыре жило 14 насельников. В 2010 г. в монастыре был совершен первый за 80-летний перерыв постриг. Сейчас в обители действует музей. Несколько раз в монастырь приезжал с визитом патриарх Кирилл.

Монастырь возник в XIII или XIV веке

Печерский мужской монастырь появился в промежутке между 1328 и 1330 годами. Его основал святой Дионисий, хотя есть и альтернативные сведения. Если отталкиваться от них, т о обитель старше ещё на век, а создал её в 1219 году владимирский князь Георгий Всеволодович.

1219 год — самая ранняя датировка основания монастыря.

Но всё же обычно опираются на более достоверную, позднюю дату.

Как утверждают исторические источники, святой Дионисий прибыл в Нижний Новгород в сопровождении нескольких иноков. Они нашли себе уединённую пещеру, где могли полностью предаться монашескому подвигу.

Впоследствии в этом месте начали возводить первые сооружения, в их числе — церковь Вознесения Господня.

История Печерского монастыря

Основателем одной из древнейших христианских обителей на Нижегородской земле считают святого Дионисия Суздальского. Он прибыл в город из Киевско-Печерского монастыря в 1320-х годах. С тех далеких времен сохранилось очень мало исторических сведений, но считается, что новый монастырь был создан по благословению Дионисия и появился в 1328-1330 гг.

Обитель началась с нескольких пещер, выкопанных иноками в крутом известняковом берегу Волги. Молва о Дионисии быстро распространялась, и в небольшой монастырь приходили новые монахи. Вскоре места в пещерах стало не хватать, на береговом уступе принялись возводить деревянные кельи и храмы.

Дионисий пользовался большим авторитетом у верующих. Для церковных приходов Нижнего Новгорода и Суздаля этот христианский проповедник играл такую же роль, как Сергий Радонежский в землях Московии. Не меньшим почтением стали пользоваться и ученики Дионисия – монахи Евфимий и Макарий, за подвижнические подвиги причисленные Церковью к лику святых.

Печерская монастырская братия жила по строгому уставу. Монахи не имели личной собственности, а все имущество, принадлежащее обители, считалось общим. Каждый, кто находился в стенах монастыря, включая его настоятеля, ежедневно работал для своего пропитания, стараясь следовать принципам трудолюбия, милосердия и нестяжательства. Выйти из обители можно было только с разрешения игумена.

Общий вид на Печерский монастырь со стороны улицы Печерский съезд

Созданный из пещер монастырь постоянно укреплялся и развивался, несмотря на набеги, которые временно лишали его материальных ценностей. В 1378 и 1379 гг. татаро-монголы сожгли монастырь дотла, и практически ничего не осталось от Печерской обители и в 1550 году.

Восстанавливаться монастырю помогали князья или состоятельные нижегородцы, которые вносили богатые вклады в казну Печерской обители. Монастырь получал не только деньги на новое строительство или ремонт обветшавшего хозяйства. Ему отписывали целые селения, охотничьи угодья, пахотные земли и пасеки. В середине XV века обитель получила право беспошлинной торговли и провоза рыбы по реке. А к концу XVI века в монастыре выстроили шесть храмов из камня. Это говорит о большом богатстве обители, так как в это время в центральной части Нижнего Новгорода стояли всего три каменных церкви.

Летом 1597 года в Печерский монастырь пришла большая беда. И причиной ее были ни неприятели, а сама природа — гигантский оползень уничтожил практически все монастырские постройки. Частичные подвижки грунта, произошедшие за неделю до оползня, стали для настоятеля обители явным признаком грозящей беды. Поэтому он заранее вывел в безопасное место всех насельников, а также распорядился, чтобы из монастырских построек вынесли все самое ценное – иконы, церковную утварь и хозяйственный инвентарь. На глазах у изумленных монахов, кусок горы сошел вниз к реке, полностью разрушив все храмы и кельи.

Западные ворота монастыря

После природной катастрофы монастырь пришлось отстраивать заново. Но сделали это уже на выровненной площадке выше по реке. До 40-х годов XVII века здесь возводили только деревянные церкви и хозяйственные постройки. Каменные храмы, башни и стены появились в монастыре позже. Они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль, отличный обзор на который открывался и с горы, и от Волги.

Печерская обитель славилась своей благотворительностью. Много раз монастырь выделял деньги и провиант для русской армии. Во время войн в его стенах жили беженцы. Кроме того, монахи помогали раненым и убогим.

После прихода новой власти в 1917 году старый монастырь, как и большинство христианских обителей, ждало осквернение и запустение. Спустя год после революции настоятеля монастыря епископа Лаврентия (Князева) арестовали и расстреляли. Монастырскую ризницу разграбили, а древние колокола, металлические части ограды и кресты отдали на переплавку.

Реставрационные работы здесь начались только в 1970-е годы. А Церковь получила монастырскую территорию в 1994 году. С этого времени началось возрождение старинной Печерской обители, как духовного центра и места, где хранится история Нижегородской епархии.

Вид на церковь Евфимия Суздальского (справа), собор Вознесения Господня (слева)

Настоятели

  1. Архимандрит Дионисий Суздальский
  2. Архимандрит Ефросин
  3. Архимандрит Игнатий I
  4. Архимандрит Иосиф I
  5. Архимандрит Исаакий
  6. Архимандрит Никандр I
  7. Архимандрит Савва
  8. Архимандрит Феогност I
  9. Архимандрит Евфимий
  10. Архимандрит Игнатий II
  11. Архимандрит Павел
  12. Архимандрит Мисаил
  13. Архимандрит Герасим I
  14. Архимандрит Мисаил II
  15. Архимандрит Никандр II
  16. Архимандрит Илия
  17. Архимандрит Киприан I
  18. Архимандрит Игнатий III
  19. Архимандрит Иоанн
  20. Архимандрит Иоакинф
  21. Архимандрит Василий
  22. Архимандрит Иов I
  23. Архимандрит Закхей I
  24. Архимандрит Парфений I
  25. Архимандрит Феодор
  26. Архимандрит Феогност II
  27. Архимандрит Константин I
  28. Архимандрит Иов II
  29. Архимандрит Левкий
  30. Архимандрит Тихон I
  31. Архимандрит Закхей II
  32. Архимандрит Кассиан
  33. Архимандрит Иоаким
  34. Архимандрит Митрофан
  35. Архимандрит Александр
  36. Архимандрит Кирилл
  37. Архимандрит Иона I
  38. Архимандрит Онуфрий
  39. Архимандрит Нафанаил
  40. Архимандрит Трифон
  41. Архимандрит Вассиан
  42. Архимандрит Иоиль
  43. Архимандрит Феодосий
  44. Архимандрит Иов III
  45. Архимандрит Макарий I
  46. Архимандрит Рафаил I
  47. Архимандрит Макарий II
  48. Архимандрит Рафаил II
  49. Архимандрит Герман I
  50. Архимандрит Тихон II
  51. Архимандрит Стефан
  52. Архимандрит Герасим
  53. Архимандрит Илларион
  54. Архимандрит Филарет I
  55. Архимандрит Киприан II
  56. Архимандрит Иосиф II
  57. Архимандрит Симеон
  58. Архимандрит Варлаам I
  59. Архимандрит Нил
  60. Архимандрит Иоасаф
  61. Архимандрит Епифаний
  62. Архимандрит Даниил
  63. Архимандрит Герман II
  64. Архимандрит Варсонофий
  65. Архимандрит Иона II
  66. Архимандрит Варлаам II
  67. Архимандрит Сергий
  68. Архимандрит Филарет II
  69. Архимандрит Мефодий
  70. Архимандрит Трифилий
  71. Архимандрит Палладий (Юрьев) (1753—1758)
  72. Архимандрит Софроний (Долгоневский)
  73. Архимандрит Константин (Борковский) (1772—1773)
  74. Архимандрит Аггей (Колосовский) (1773—1774)
  75. Архимандрит Иоасаф III
  76. Архимандрит Иоанникий (Никифорович)
  77. Архимандрит Иероним (Поняцкий) (1794—1798)
  78. Наместник иеромонах Дамаскин
  79. Архимандрит Гедеон (Ильин) (1799—1802)
  80. Архимандрит Иринарх
  81. Наместник игумен Герман
  82. Архимандрит Гавриил (Городков) (1821—1828)
  83. Наместник иеромонах Корнилий
  84. Архимандрит Иннокентий (Платонов)
  85. Архимандрит Ириней
  86. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иаков (Вечерков)
  87. Наместник Архимандрит Феофил (Надеждин) (1851—1855)
  88. Епископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия (Соловьёв)
  89. Наместник Архимандрит Досифей (Цветков)
  90. Епископ Нижегородский и Арзамасский Антоний (Павлинский)
  91. Епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин)
  92. Епископ Балахнинский Макарий (Миролюбов)
  93. Наместник иеромонах Ефрем
  94. Епископ Балахнинский Поликарп (Гонорский)
  95. Наместник архимандрит Иоаникий
  96. Епископ Балахнинский Димитрий (Самбикин)
  97. Епископ Балахнинский Агафодор (Преображенский)
  98. Епископ Балахнинский Иаков (Пятницкий)
  99. Наместник архимандрит Аркадий (Кузнецов)
  100. Епископ Балахнинский Иувеналий (Половцев)
  101. Епископ Балахнинский Алексий (Опоцкий)
  102. Епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский)
  103. Епископ Балахнинский Анастасий (Опоцкий)
  104. Епископ Балахнинский Нестор (Фомин)
  105. Наместник игумен Иеремия (Зерчанинов), впоследствии архимандрит Нижегородского Благовещенского монастыря
  106. Епископ Балахнинский Исидор (Колоколов)
  107. Наместник архимандрит Парфений (Державный)
  108. Епископ Балахнинский Евфимий (Елиев)
  109. Епископ Балахнинский Геннадий (Туберозов)
  110. Епископ Балахнинский Макарий (Гнеушев)
  111. Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев)
  112. Епископ Балахнинский Петр (Зверев)
  113. Наместник архимандрит Порфирий
  114. Епископ Печерский Варнава (Беляев)
  115. Архимандрит Александр (Толстопятов)
  116. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)
  117. Наместник иеромонах Александр (Каменев)
  118. Наместник архимандрит Тихон (Затёкин)
  119. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан)
  120. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)

Храмы и постройки монастыря

Центральную часть монастырской территории занимает величественный Вознесенский собор. Изначально здесь стоял шатровый деревянный храм. К 1640 году на его месте построили каменный собор с трапезной и приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм возведен на высоком подклете, а в стенах трапезной для лучшей акустики устроены глиняные голосники. Кровлю собора первоначально сделали под закомары из осинового теса. Но во второй половине XVIII века деревянную кровлю заменили на железную и придали ей более практичную четырехскатную форму.

К собору пристроена высокая трехярусная колокольня – редкий образец сохранившихся русских звонниц допетровского зодчества. В 1701 году по распоряжению царя Петра I отсюда были сняты 11 колоколов, которые отправили на переплавку, чтобы изготовить пушки.

В XVII веке на месте, где стоит эта колокольня, насыпной грунт частично сполз вниз по склону, и высокое строение накренилось в северную сторону. Но смекалистые нижегородские каменщики нашли необычное решение — в 1751 году они переложили верхнюю часть колокольни строго по вертикали, оставив нижние ярусы без изменений. То, что колокольня остается устойчивой уже более чем два с половиной века, говорит о правильности проведенных расчетов и мастерстве строителей.

Общий вид на постройки монастыря

Рядом с Вознесенским собор стоит трапезная Успенская церковь, которую возвели в конце 40-х годов XVII века. Этот одноглавый храм, как и собор, имеет высокий подклет, где в прежние времена располагались кухни и хлебня. Для обогрева церкви использовалось тепло, которое получалось при приготовлении пищи, а также от трех изразцовых печей. Поэтому помещения были приспособлены для проведения церковных служб в холодное время года.

Одно из архитектурных украшений монастырского ансамбля — надвратная церковь, посвященная преподобному Евфимию Суздальскому, ученику святого Дионисия. Она была возведена в 1645 году, а в качестве образца для этого красивого храма нижегородские зодчие использовали Архангельский собор в городском кремле. Несмотря на явное сходство, монастырский храм имеет характерные особенности. Его алтарь не полукруглый, а прямоугольный, и, кроме того, у этой церкви нет колокольни и притворов.

Вся монастырская территория обнесена белокаменной стеной, в которой существуют живописные Святые ворота и несколько башен. Кроме того, в обители расположены двухэтажные братский и игуменский корпуса, Архиерейские палаты с домовым храмом, посвященным Сергию Радонежскому, а также небольшой Петропавловский храм. Красивейший монастырский ансамбль сегодня признан архитектурным памятником федерального значения.

Собор Вознесения Господня с колокольней

Настоятели

  1. Архимандрит Дионисий Суздальский
  2. Архимандрит Ефросин
  3. Архимандрит Игнатий I
  4. Архимандрит Иосиф I
  5. Архимандрит Исаакий
  6. Архимандрит Никандр I
  7. Архимандрит Савва
  8. Архимандрит Феогност I
  9. Архимандрит Евфимий
  10. Архимандрит Игнатий II
  11. Архимандрит Павел
  12. Архимандрит Мисаил
  13. Архимандрит Герасим I
  14. Архимандрит Мисаил II
  15. Архимандрит Никандр II
  16. Архимандрит Илия
  17. Архимандрит Киприан I
  18. Архимандрит Игнатий III
  19. Архимандрит Иоанн
  20. Архимандрит Иоакинф
  21. Архимандрит Василий
  22. Архимандрит Иов I
  23. Архимандрит Закхей I
  24. Архимандрит Парфений I
  25. Архимандрит Феодор
  26. Архимандрит Феогност II
  27. Архимандрит Константин I
  28. Архимандрит Иов II
  29. Архимандрит Левкий
  30. Архимандрит Тихон I
  31. Архимандрит Закхей II
  32. Архимандрит Кассиан
  33. Архимандрит Иоаким
  34. Архимандрит Митрофан
  35. Архимандрит Александр
  36. Архимандрит Кирилл
  37. Архимандрит Иона I
  38. Архимандрит Онуфрий
  39. Архимандрит Нафанаил
  40. Архимандрит Трифон
  41. Архимандрит Вассиан
  42. Архимандрит Иоиль
  43. Архимандрит Феодосий
  44. Архимандрит Иов III
  45. Архимандрит Макарий I
  46. Архимандрит Рафаил I
  47. Архимандрит Макарий II
  48. Архимандрит Рафаил II
  49. Архимандрит Герман I
  50. Архимандрит Тихон II
  51. Архимандрит Стефан
  52. Архимандрит Герасим
  53. Архимандрит Илларион
  54. Архимандрит Филарет I
  55. Архимандрит Киприан II
  56. Архимандрит Иосиф II
  57. Архимандрит Симеон
  58. Архимандрит Варлаам I
  59. Архимандрит Нил
  60. Архимандрит Иоасаф
  61. Архимандрит Епифаний
  62. Архимандрит Даниил
  63. Архимандрит Герман II
  64. Архимандрит Варсонофий
  65. Архимандрит Иона II
  66. Архимандрит Варлаам II
  67. Архимандрит Сергий
  68. Архимандрит Филарет II
  69. Архимандрит Мефодий
  70. Архимандрит Трифилий
  71. Архимандрит Палладий (Юрьев) (1753—1758)
  72. Архимандрит Софроний (Долгоневский)
  73. Архимандрит Константин (Борковский) (1772—1773)
  74. Архимандрит Аггей (Колосовский) (1773—1774)
  75. Архимандрит Иоасаф III
  76. Архимандрит Иоанникий (Никифорович)
  77. Архимандрит Иероним (Поняцкий) (1794—1798)
  78. Наместник иеромонах Дамаскин
  79. Архимандрит Гедеон (Ильин) (1799—1802)
  80. Архимандрит Иринарх (1806—1821)
  81. Наместник игумен Герман
  82. Архимандрит Гавриил (Городков) (1821—1828)
  83. Наместник иеромонах Корнилий
  84. Архимандрит Иннокентий (Платонов)
  85. Архимандрит Ириней
  86. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иаков (Вечерков)
  87. Наместник Архимандрит Феофил (Надеждин) (1851—1855)
  88. Епископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия (Соловьёв)
  89. Наместник Архимандрит Досифей (Цветков)
  90. Епископ Нижегородский и Арзамасский Антоний (Павлинский)
  91. Епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин)
  92. Епископ Балахнинский Макарий (Миролюбов)
  93. Наместник иеромонах Ефрем
  94. Епископ Балахнинский Поликарп (Гонорский)
  95. Наместник архимандрит Иоаникий
  96. Епископ Балахнинский Димитрий (Самбикин)
  97. Епископ Балахнинский Агафодор (Преображенский)
  98. Епископ Балахнинский Иаков (Пятницкий)
  99. Наместник архимандрит Аркадий (Кузнецов)
  100. Епископ Балахнинский Иувеналий (Половцев)
  101. Епископ Балахнинский Алексий (Опоцкий)
  102. Епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский)
  103. Епископ Балахнинский Анастасий (Опоцкий)
  104. Епископ Балахнинский Нестор (Фомин)
  105. Наместник игумен Иеремия (Зерчанинов), впоследствии архимандрит Нижегородского Благовещенского монастыря
  106. Епископ Балахнинский Исидор (Колоколов)
  107. Наместник архимандрит Парфений (Державный)
  108. Епископ Балахнинский Евфимий (Елиев)
  109. Епископ Балахнинский Геннадий (Туберозов)
  110. Епископ Балахнинский Макарий (Гнеушев)
  111. Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев)
  112. Епископ Балахнинский Петр (Зверев)
  113. Наместник архимандрит Порфирий
  114. Епископ Печерский Варнава (Беляев)
  115. Архимандрит Александр (Толстопятов)
  116. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)
  117. Наместник иеромонах Александр (Каменев)
  118. Наместник архимандрит Тихон (Затёкин)
  119. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан)
  120. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации