Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 0

Где находится парфенон?

Последние статьи

  •   Рабочие советы, как удалить царапины на ламинате в домашних условиях 30.09.2020, 23:55
  •   «Нос тигра»: 7 примочек автомобильного дизайна, которые делают узнаваемыми марки 30.09.2020, 22:46
  •   Как быстро и надолго устранить пробоины в шифере 30.09.2020, 20:55
  •   Простой и действенный способ, который поможет быстро выкручивать закисшие саморезы 30.09.2020, 19:52
  •   10 эффективных способов избавиться от неприятного запаха в холодильнике 30.09.2020, 18:14
  •   Почему представителей аристократии было принято называть «голубая кровь» 30.09.2020, 16:24
  •   Из чего приготовить домашний мармелад, чтобы за ним выстроилась очередь из желающих 30.09.2020, 14:55
  •   «Гомер»: самый грузоподъёмный вертолет в мире, который стал триумфом советской инженерной мысли 30.09.2020, 13:24
  •   Что делать, если краска вспучивается даже на оцинкованном кузове 30.09.2020, 11:26
  •   Проверенный способ, как без застирывания избавиться от старых пятен на полотенцах 30.09.2020, 09:59

Все статьи

Строительство Храма Эрехтейона

Существуют документы, четко определяющие временной отрезок, во время которого строился Храм Эрехтейона. Его возведение началось практически сразу после смерти великого Перикла в 421 году до нашей эры. Величественное здание на Акрополе было полностью построено к 406 году до нашей эры. Как известно из древнейшей истории, именно тогда начался, так называемый, период упадка, некогда могущественных и влиятельных, Афин.

Как уже говорилось выше, Храм Эрехтейона был построен на месте, где в далекие времена поспорили между собой Посейдон и прекрасная Афина. В отстроенном храме находился алтарь повелителя водной стихии, есть описания, согласно которым можно сделать вывод: на одной из внутренних стен находилась гигантская трещина, оставленная трезубцем Посейдона, а кроме этого, в Эрехтейоне жрецы могли видеть колодец с морской водой. Этот колодец построили на месте, где из-под земли бил соленый ключ, который показал афинянам Посейдон. Прямо перед храмом росло оливковое дерево, то самое, которым и удивила царя Кекропа и афинян Афина Паллада. По преданиям, еще до начала строительства храма, в 480 году до нашей эры дерево сожгли, однако оно чудесным образом вновь появилось и украшало собой вход в Храм.

Вид на портик кариатида

Интересно и то, что архитектор, имя которого неизвестно, разработал план Храма Эрехтейона, построенного в ионическом стиле, таким образом, что место, где ударил трезубцем Посейдон, находилось под открытым небом. Согласно мифу, боги запретили накрывать это место.

Стоит отметить, что неизвестному архитектору и многочисленным строителям, задействованным в возведении Храма Эрехтейона, пришлось приложить массу усилий, чтобы здание было устойчивым. Дело все в том, что храм является многоуровневым, этот факт не говорит о гениальности архитектора, а скорее всего, является доказательством того, что у древних греков не было технологий, позволяющих сравнивать скалистую местность.

Храм Эрехтейона отличался от множества других храмов не только тем, что в него имели доступ только жрецы, но и тем, что имел два входа. Один из них вел в святилище Афины, где и возвышалась ее гигантская статуя (по свидетельствам очевидцев того далекого времени, выполненная из дерева), а второй, к святилищам Эрехтея и Посейдона. Удивительно и то, что Эрехтейон построен на «священном» месте. До начала работ здесь возвышались святилища и другие храмы, которые со временем разрушались или их попросту уничтожали грабители.

Кариатиды

Общая информация

Эрехтейон является одной из архитектурных доминант Афинского Акрополя – комплекса храмовых зданий, построенных на скалистом холме высотой 156 м. Свое название храм получил от имени царя Эрехтея, который согласно греческой мифологии имел божественное происхождение.

К началу строительства храма Афины достигли вершины своего величия. Это проявлялось во всех областях от политики до архитектуры. Пик расцвета афинской цивилизации пришелся на времена Перикла, период правления которого историки называют «золотым веком». Именно по его инициативе был построен знаменитый Парфенон (447-438 годы до н. э.).

Однако к моменту начала строительства Эрехтейона (421-й год до н. э.) многое изменилось. За 8 лет до этого ушел из жизни Перикл. Уже 10 лет велась Пелопонесская война. Через два года после завершения строительства храма (406-й г до н. э.) Афины пали под натиском Спарты. И все же в этих непростых условиях афинским зодчим удалось создать жемчужину мировой архитектуры, которая даже спустя тысячелетия поражает своим величием.

Схема и описание Храма Эрехтейон

Необычным асимметричным обликом здание обязано особенностям рельефа в северной части холма. Перепад высот с Запада на Восток составляет 3 метра. Вероятно, для строительства можно было выбрать место и поровнее. Рядом находятся руины Гекатомпедона (храма Афины, или «Старого храма», разрушенного во время Греко-персидских войн). Именно он раньше служил хранилищем культовых реликвий. Однако там строить храм не стали. Более того, сохранившиеся каменные блоки позднее послужили строительным материалом для других построек.

А для нового храма было выбрано место, наделенное особым смыслом. Именно здесь состоялся спор Афины и Посейдона, которые конкурировали за господство во всей Аттике. Мифический спор двух божеств закончился вполне материальными результатами. В том месте, где Посейдон ударил своим трезубцем, прямо из скалы забил ключ с соленой водой (позднее над источником внутри храма был сооружен колодец). А воткнувшееся в землю копье Афины превратилось в дерево оливы, которое росло у западной стены Эрехтейона и считалось священным.

Оливковое дерево у Храма Эрехтейон

Новый храм стал хранилищем культовых реликвий. К наиболее важным из них относились скульптура богини Афины из оливкового дерева, по легенде упавшая с неба, и изваяние Гермеса, который принес в Афины первый царь Кекропс. О нем доподлинно известно, что он был сыном богини Геи и имел вместо ног два змеиных тела. И в эти сведения охотно веришь, ведь в Греции мифы и факты переплелись так тесно, что порой трудно отделить одно от другого.

Впрочем, среди реликвий Эрехтейона были и предметы вполне земного происхождения, но от этого не менее удивительные. Например, золотой светильник (точнее, лампада) работы скульптора Каллимаха. Огонь в нем горел постоянно, при этом масло в сосуд заливалось всего один раз в год. Каллимах вообще был искусным мастером. Считается, что для этого храма он создал резной мраморный фронтон и 6 кариатид, поддерживающих свод портика на южном фасаде. В настоящее время подлинные скульптуры хранятся в музеях: пять – в музее Акрополя, а одна во времена османского правления была вывезена в Англию и сейчас хранится в Британском музее.

Кстати, именно Каллимаху другой знаменитый зодчий – Витрувий – приписывает авторство в создании коринфского архитектурного ордера. Но авторы Эрехтейона предпочли обратиться к проверенному веками ионическому стилю.

14.

9. Практически 200 лет Парфенон выступал в роли мечети
Греческий Парфенон выступал в роли Великой мечети с 1458–1687 гг (Афины, Греция). | Фото: as-salam.ru.

Не удивительно, что Парфенон претерпел несколько преобразований за свою долгую историю, ведь это довольно распространенное для многих древних сооружений. В 1460-х г., когда Греция находилась под властью Османской империи, храм был превращен в мечеть и на протяжении практически 200 лет выполнял ее функции. Минарет был образован из башни, которая раньше использовалась в качестве колокольни, ведь до этого здесь была создана католическая церковь.

Фотогалерея

Архитекрурно-конструктивное решение Парфенона

Парфенон в древней Греции – храм дорического ордена, архитектура Парфенона такова, что в плане он имеет форму прямоугольника, высота его – 24 м. Основанием ему служит плоская вершина огромной скалы акрополя, которая как бы выполняет функцию естественного постамента.

Оптимальные размеры Парфенона, который должен был стоять на скале, были определены по принципу «золотого сечения», а именно: соотношение массива храма и скалы должно соответствовать пропорциям храма – это соотношение, кстати, считалось гармоничным во времена древней Греции.

Парфенон в Афинах окружен со всех сторон колоннами: архитектура Парфенона предполагала 8 колонн по коротким сторонам и 14 – по длинным. Колонны Парфенона поставили чаще, чем в самых ранних дорических храмах.

Антаблемент не так массивен, поэтому кажется, что колонны легко держат перекрытие. Колонны Парфенона не строго вертикальны, а немного наклонены внутрь здания. И не все они одинаковой толщины. Угловые выполнены более толстыми, чем остальные, но на светлом фоне кажутся тоньше.

Слегка наклоняя колонны, выполняя их разной толщины, создатели храма этим исправляли оптические искажения, нарушающие гармоничность и пластичность здания, придавали ему стройность.

Колонна Парфенона разделена вертикальными желобками – каннелюрами, которые делают почти незаметными горизонтальные швы между частями колонны и как бы исключают ее замкнутость.

Аудиокниги

Видео описание

Наглядно про мытье поликарбоната – в следующем видео:

Поздний период истории

Поздняя античность

В середине третьего века нашей эры в Парфеноне вспыхнул крупный пожар, который разрушил крышу и большую часть интерьера храма. В четвертом веке нашей эры были проведены восстановительные работы, вероятно, во время правления Флавия Клавдия Юлиана. Для накрытия святилища положили новую деревянную крышу, покрыв её глиняной черепицей. Она имела больший уклон, чем оригинальная крыша, а крылья здания оставили отрытыми.

На протяжении почти тысячи лет Парфенон продолжал существовать как храм, посвященный Афине, пока в 435 году н. э. Феодосий II не решил закрыть все языческие храмы в Византии. В пятом веке, один из императоров украл великое культовое изображение Афины и доставил в Константинополь, где позже его разрушили, возможно, во время осады Константинополя в 1204 году н. э.

Христианская церковь

В последние десятилетия шестого века нашей эры Парфенон преобразовали в христианскую церковь, которая называлась церковь Марии Парфенос (Девы Марии), или церковь Теотокос (Божией матери). Ориентацию здания изменили, обратив фасад на восток; главный вход переместили в западный конец здания, а христианский алтарь и иконостас находились на восточной стороне здания рядом с апсидой, построенной на том месте, где ранее располагался пронаос храма.

Большой центральный вход с прилегающими боковыми дверями сделали в стене, разделяющей целлу, которая стала церковным нефом, от задней комнаты, притвора церкви. Промежутки между колоннами опистодома и перистиля замуровали, тем не менее, количество входов в помещение было достаточным. На стенах написали иконы, а в колоннах высекли христианские надписи. Эти реновации неизбежно привели к удалению некоторых скульптур. Изображения богов были либо истолкованы в соответствии с христианской тематикой, либо изъяты и уничтожены.

Парфенон стал четвертым самым важным местом христианского паломничества в восточной части Римской империи после Константинополя, Эфеса и Фессалоники. В 1018 году император Василий II совершил паломничество в Афины, непосредственно после его окончательной победы над болгарами ради единственной цели посетить церковь в Парфеноне. В средневековых греческих записях его называли храмом афинской Богородицы (Theotokos Atheniotissa) и часто косвенно упоминали как известный, без точного объяснения какой именно храм имеется в виду, таким образом, подтверждая, что он был действительно известным.

Во времена латинской оккупации, приблизительно на 250 лет, он стал римско-католической церковью Девы Марии. В этот период на юго-западном углу целлы построили башню, которую использовали как сторожевую башню или как колокольню с винтовой лестницей, а также как сводчатые гробницы под полом Парфенона.

Исламская мечеть

В 1456 году османские силы вторглись в Афины и осадили флорентийскую армию, которая защищала Акрополь до июня 1458 году, когда город сдал турецким. Турки быстро восстановили Парфенон для дальнейшего использования греческими христианами в качестве церкви. На некоторое время, до закрытия в пятнадцатом веке, Парфенон стал мечетью.

Точные обстоятельства, при которых турки завладели им для использования в виде мечети неясны; в одном источнике указано, что Мехмед II приказал реконструировать его в наказание за афинский заговор против Османской империи.

Апсиду ставшую михраб (башня построенная ранее во время римско-католической оккупации Парфенона) продлили вверх, чтобы сделать минарет, установили минбар, и убрали христианский алтарь и иконостас, а стены побелили, чтобы закрыть иконы христианских святых и другие христианские изображения.

Несмотря на изменения сопровождающие Парфенон, преобразование в церковь, а затем в мечеть, его структура остается в основном неизменной. В 1667 году турецкий путешественник Эвлия Челеби выразил восхищение скульптурами Парфенона и образно описал здание как «некую неприступную крепость созданную не человеком». Он сочинил поэтические молитвы:  «труд менее значительных человеческих рук, нежели самих Небес, должен стоять долгие времена».

Французский художник Жак Керри в 1674 году посетил Акрополь и сделал наброски скульптурного убранства Парфенона. В начале 1687 г. инженер по имени Плантье нарисовал Парфенон для француза Гравии Дортье. Эти изображения, особенно те, которые сделал Керри, стали важными доказательствами состояния Парфенона и его скульптур до разрушения в конце 1687 года и в последующем разграблении его произведений.

Разрушение Парфенона в результате взрыва порохового склада во время веницианско-турецкой войны. 1687 год. Рисунок неизвестного художника.

Что сейчас

В наше время Парфенон – главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный облик храма, пусть и не сохранившегося полностью до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях античной Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского акрополя внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Парфенон

Парфенон находится на территории Афинского акрополя в самом центре греческой столицы. Для того чтобы попасть на холм Верхнего города, необходимо добраться до центра Афин. При поездке наземным метро Афин необходимо выйти на станции Акрополис красной ветки афинского метрополитена. Также к холму с расположенным на нем храмом ведет крупная пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту.

Копии Парфенона в мире

Помимо оригинального Парфенона в Афинском Акрополе существует несколько известных копий, которые, безусловно, заслуживают внимания:

  • Копия Парфенона в американском Нэшвилле, созданная в 1897 году архитекторами У. Динзмуром и Р. Гартом. Главная ее особенность в том, что это полномасштабная реплика знаменитого античного храма. Сначала он был создан из дерева, а в первой четверти XX века здание перестроили в бетоне. В 1990 году храм украсила статуя богини Афины Парфенос.
  • Зал славы Вальхалла — это еще одна копия Парфенона, но уже в меньшем размере, которая расположилась в баварском городе Регенсбург. Реплика была создана в 1842 году архитектором Лео фон Кленце, тем самым, что построил в Санкт-Петербурге здание Нового Эрмитажа.

Также миниатюрные модели Парфенона можно увидеть в некоторых парках миниатюр, например, в парке Tobu World Square в Японии или Window of China на Тайване.

Парфенон в Нэшвилле

Парфенон до Парфенона

Рассказывать об истории Парфенона и не рассказать о том, что располагалось на этом месте до его строительства было бы неправильно, поэтому начнем мы с самого начала, а именно со времен, когда скала Акрополя стала заселяться людьми.

Дворец Афинских царей

Первые следы обитания человека на территории Акрополя относятся к эпохе неолита. А во втором тысячелетии до нашей эры священная скала была не только плотно заселена, но и хорошо укреплена. Некоторые историки предполагают, что в 1200 году до нашей эры (конец микенского периода) на территории Акрополя располагалось здание общественного назначения, по некоторым данным это мог быть дворец афинских царей, что-то наподобие того, что был в Древнем Тиринфе (макет дворца есть в Археологическом музее Афин). Этот дворец был полностью или частично разрушен в «темные века» (1200-900 года до нашей эры).

Первый храм Афины в Акрополе

После того, как царь Тессей объединил Аттику и установил демократию, власть царей была ликвидирована и важную роль в жизни Афин начал играть совет под названием Ареопаг (по названию одноименного холма)

Но нам сейчас важно не это, а что именно в этот период истории начинают происходить серьезные изменения не только в государственном и политическом устройстве, но и значительные изменения в архитектурном облике Акрополя. Рядом с дворцом царей сооружается первое святилище богини Афины

Точная даты строительства этого храма неизвестна, хотя ученым удалось доказать, что в VII веке до нашей эры в северной части Акрополя уже существовал храм покровительницы города, а значит построен он был или в этот период времени или раньше. В восточной части здания стояла статуя Афины из оливкового дерева, согласно преданию, упавшая с неба. В VI веке до нашей эры к власти приходит Писистрат, который несмотря на всю свою авторитарность и тиранию, очень почитает Афину и именно при нем строится новый храм Афины в Акрополе, известный как Гекатомпедон.

Храм Гекатомпедон

Свое название, которое дословно переводится как «стофутовый», храм получил из-за своих размеров: 32.8 на 16.4 метра или 100 на 50 футов. Руины этого древнего святилища были обнаружены во время раскопок немецкого археолога Вильгельма Дёрпфельда, и это были основания двух колонн и остатки фронтонных композиций храма. Метопы Гекатомпедона выполнены из известняка и отлично сохранились до наших дней, сейчас их можно увидеть в Новом музее Акрополя.

Метопы Гекатомпедона в Новом музее Акрополя сайт музея

Некоторые ученые считают, что Гекатомпедон скорее был предшественником Эрехтейона, а не Парфенона, ведь именно в его стенах хранились все реликвии. Долгое время один из найденных в Акрополе фундаментов приписывали Гекатомпедону, но археологи обнаружили, что он гораздо меньше заявленных 100 футов, и, следовательно, не может быть частью древнего храма. Несмотря на то, что место расположения святилища стоит под вопросом, почти никто из ученых не отрицает существования Гекатомпедона. Почему был разрушен храм — неизвестно. По одной из версий, афиняне хотели избавиться от наследия Писистрата (по этой же причине вся политическая и общественная жизнь города была перенесена в Древнюю Агору, а Акрополь стал центром религиозной жизни), по другой версии святилище было разрушено во время греко-персидской войны. Так или иначе, но вскоре после Марафонской битвы на священной скале началось новое строительство храма в честь богини Афины.

Храм Опистодом

Одновременно с возведением Опистодома или Пре-Парфенона начинается строительство нового монументального входа в Акрополь — Пропилей. В качестве материала для строительства выбран пентеликонский мрамор, залежи которого были обнаружены вблизи города. Новый храм был заложен в 488 году до нашей эры и расположился между современными строениями Парфенона и Эрехтейона. Строительство продолжалось вплоть до 480 года до нашей эры, но было прекращено из-за нового вторжения персов в Грецию, и так и не было завершено после окончания войны. В наши дни части того древнего храма можно увидеть на у стены Эрехтейона.

Колонны пре-Парфенона на северном склоне Акрополя

Творческий путь автора статуи Афины Парфенос

Работы Фидия и творцов его эпохи играет огромную роль и в современной культуре греческого государства.

Фидий, создатель статуи

Также как Гомер и Гесиод, он установил границы представлений о мифологических божествах.

Деятели того времени создали настоящий базис о древнегреческих понятиях в веровании.

Идеалы богов – Зевса, Афины, Гермеса, Аполлона – определенные их произведениями, стали отправной точкой в создании шедевров последующих поколений.

Греческие творцы прекрасного равнялись на примеры искусства классиков древнегреческого мира.

Достоинство, нравственность и уравновешенность – такими их узнали представители нашей современности.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса, созданная Фидием, стала предопределяющим элементом в создании образа царя всех олимпийский богов.

В данной работе ему удалось удачно совместить милосердие и всемогущество.

Скульптура Зевса вызывала немало восхищения среди влиятельных деятелей политики и культуры Древней Греции.

Две созданные скульптуры Афины Паллады придали славы автору. Здесь же он вместил образы величия, мужественности и света. Деву считали божеством, покровительствующим ремеслам, защите от завоевателей.

Афине Парфенос предшествовала грандиозная статуя, выполненная из бронзы. Его работой было изображение богини – защитницы от всех врагов.
Это творение – статуя Афины Промахос – находилось в Акрополе, рядом с Парфеноном.

Парфенон в Акрополе

В самом храме находились и другие восхитительные статуи Фидия.
Кстати, большинство из них является достоянием мировой
общественности и сберегается среди экспонатов Британского музея.

Воссоздание западной части Парфенона в Британском музее

Восточный фронтон Парфенона был украшен композицией, повествующей о рождении Паллады.

В западной части изображался спор богини с Посейдоном – боги не могли распределить владычество над Элладой.

Множество других характерных идей Фидия смогли вместить в себе стилевую выдержанность архитектурных правил с натуральностью и неподдельностью образов.

Одновременная строгость и легкомыслие ставят работы на мастера на возвышенную ступень.

Если же провести анализ творчества предшественников, то в сравнении с работами автора Афины Парфенос без труда можно обнаружить их зажатость и неестественность поз.

По-настоящему живые образы, непринужденные, естественные, они были параллельны свободным движениям простых людей.

Благодаря пластичности и грациозности поз, они отличали фигуры особой живостью до мельчайших деталей.

История статуи Афины Парфенос – покровительницы мирных жителей

Афина Парфенос, находящаяся в Акрополе, достигает порядка 10 метров в высоту. Статуя представляет собой образ воинственной женщины, настоящей богини, от которой исходила ещё одна скульптура — статуя бескрылой богини Победы Ники.

Афина Парфенос

Стоит отметить, что произведение имело деревянный остов, при том, что основная часть композиции выполнена из слоновой кости.

Встречаются на скульптуре и элементы чеканного золота, в частности – одежда и шлем Афины исполнен именно из данного материала.

Около тонны драгоценного металла и слоновая кость покрывали весь деревянный каркас 13-метровой скульптуры. Кстати, используемое в процессе творения автором Фидием золото было на счету национальных запасов государства.

Нередко ученые называют эту статую хрисоэлефантинной из-за сочетания слоновой кости и золота. Статуя Зевса также выполнена в данной технике, с использованием аналогичных материалов.

Однако, в наши дни ученым удалось установить некоторую информацию о памятнике, благодаря сведениям греческих авторов и известного путешественника и мыслителя тех лет Павсания.

Путешественник Павсаний

Географ и мореплаватель неоднократно описывал шедевр в детальной подробной манере. Писал, что одетая в хитон, греческая богиня была создана во весь рост.

Подтверждал Павсаний и материал, из которого изготовлена памятная скульптура.

Описывая богиню Нику, мыслитель подчеркнул, что её размер приравнивался к четырем локтям богини Афины.

Дополнительными элементами в данной скульптурной композиции была голова Медузы и змея, извивающаяся около копья.

Варвакиос Афина, найденная при раскопках, является настоящей копией богини, создателем которой является Фидий. Кстати, говоря об авторе, следует вкратце остановиться на его творчестве.

Краткая история и описание

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.

Вид на Афинский акрополь и храм Парфенон

Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.

Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками!

Храм в ночной иллюминации

Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». После этих слов, народ, не пожелавший уступать всю славу Периклу, закричал, чтобы строительные расходы он относил на общественный счёт. Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь.

Вид на храм с запада

В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками, когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв.

В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.

Вид на храм с юго-востока

Общая информация об Афинском Акрополе

Афинский Акрополь – это скала. Почти ни один античный греческий город не обходился без своего акрополя (само слово означает верхний город), но афинский «верхний город» – это Акрополь с большой буквы, и, упоминая о нём, нет нужды вдаваться в дополнительные объяснения. Акрополь – глыба известняка с круто обрывающимися вниз склонами и плоской, возвышающейся на стометровой высоте вершиной. Акрополь легко было оборонять, в питьевой воде никогда недостатка не было, так что заманчивость обладания скалой очевидна. Даже сегодня она остаётся сердцем города. На плоской вершине Акрополя был возведён не только Парфенон, но также Эрехтейон, храм Ники Аптерос и Пропилеи, сохранились и остатки многих менее значимых древних сооружений, и там же – нынешний музей.

Всё это обнесено оградой и составляет единый музейный комплекс. На южный склон Акрополя с двумя большими театрами и несколькими меньшими храмами попадают через другие ворота и по отдельным билетам. Теперь улицы, окружающие Афинский Акрополь, объявлены пешеходными, и вы можете обойти вокруг холма и античной Агоры, любуясь этими памятниками. Западнее, у Тисио множество кафе, где вы можете отдохнуть за чашкой кофе на террасе. На противоположном конце – Плака, в лабиринте улочек которой вы можете заблудиться, но Акрополь всегда может служить ориентиром для вас.

На вершину Акрополя попасть можно только с запада, с той стороны, где у подножия холма большой автобусный парк. Обычная пешеходная дорога к входу начинается в северо-западном районе Плаки и проходит по тропе, тянущейся над Одос-Диоскурон, там, где эта улица соединяется с Теорияс. Можно подойти к Акрополю и с юга, по пешеходной улице Дьонисиу-Ареопайиту (метро Акрополи), мимо театра Диониса и театра Герода Аттика, или с севера: через античную Агору (вход с Адриану; метро Монастираки), либо же – маршрут подлиннее, но это окупается великолепными видами как древней Агоры, так и Акрополя – из Тисио, по свободной от транспорта улице Апостолу Павлу (метро Тисио).

На Акрополе нет ни магазинов, ни ресторанов, хотя у главной билетной кассы есть пара стоек, где торгуют водой и бутербродами, а также путеводителями, открытками и так далее. Напротив станции метро Акрополи (на углу Макриянни и Дьяку) работает кафе сети «Эверест», неподалёку хватает и других подобных заведений. А если вам хочется не перекусить наспех, а поесть как следует, то, отправившись в любом направлении, вы очень скоро найдёте кафе или таверну: в Плаке, Монастираки, Макриянни или же в Тисио.

Описание скульптуры Афины Парфенос

Из образа Варвакиос, также относящегося к перечню работ данного мастера, ученые подчеркнули основные черты, которыми предположительно обладала и Афина Парфенос.

Описывая некоторые нюансы её воинственного образа, выделяют шлем богини. Он обладал тремя своеобразными гребнями.

Статуя Афины в Парфеноне

Одинаковые изображения грифонов располагались по бокам, спереди же находился сфинкс.

Щит Афины Парфенос также имел некоторые иллюстрации, в частности на его поверхности вычеканено сражение божеств с гигантами, бой с амазонками.

Существуют догадки о том, что создатель включил и собственное изображение в число изваяний на щите Афины. Предположительно, Дедал и Тезей, присутствующие здесь, являются прототипами Фидия и Перикла. Именно этот поступок стал роковым для великого скульптора.

Он был обвинен в оскорблении богов, вследствие чего попал в тюрьму. В заключении творец покончил с собой. Кстати, существуют ведомости о том, что именно статуя Зевса с Олимпии была его предсмертной работой.

По задумке Фидия фасад должен был разместить более шести колонн, поэтому статую окружали позади и по бокам ровно восемь огромных колонн. Это позволяло создать эффект архитектурной рамы, в которую оказалась вписана статуя Афины Парфенос.

Древнегреческие деятели нередко прославляли в своих трудах богиню Афину. Платон, Сократ и другие философы считали скульптуру Афины тождественно равной понятию прекрасного.

https://youtube.com/watch?v=hI44u0FF8nA

Некоторые особенности архитектуры

Сегодня Парфенон уже не руины, но и до былой роскоши далеко.

Создатели Парфенона имели в своем распоряжение достаточно средств, чтобы воплотить в жизнь самые новаторские архитектурные решения своего времени. Парфенон был великолепен, он отличался от всех построенных ранее храмов масштабностью, оформлением, архитектурой.

Для того чтобы подробно и правильно описать архитектуру храма со всеми стилобатами, перистилями и периптерами надо быть архитектором. Поэтому мы не будем углубляться в эту тему, а более подробно остановимся на некоторых декоративных элементах.

Колонны

Размещено сооружение было таким образом, что его фасад был виден сразу с трех сторон. Такой эффект был достигнут благодаря необычному размещению колонн и их форме. Колонны установили не параллельно, а под небольшим, незаметным глазу, углом.

Высота внешних колонн – 10 м 43 см, диаметр – 1 м 90 см.Колонны не цельные, каждая собиралась из отдельных барабанов (10-12), их крепили свинцовыми скрепами. Количество внешних колонн – 50. Внутри храма было установлено 16 больших колонн и 23 меньшего размера.

Это интересно. Размеры храма: длина – 70 м, ширина – 31 м, высота – 14 м.

Как выглядел храм внутри до разрушения

Внутри храм имел 2 помещения. В одном из нефов, окруженная колоннами, находилась основная скульптура Афины, высотой 11 м.

Очень жаль, что это колоссальное изваяние не сохранилось до нашего времени. Как выглядела Афина, мы знаем из описаний и древних рисунков.

Автор 11-метровой скульптуры – Фидий. Материал изготовления – золото, слоновая кость, черное дерево. Богиня была изображена стоя, в одной руке щит, в другой фигура Ники. Статуя была высотой с 4-х этажный дом. Изваяние Ники, которое Афина держит на ладони – 2 м. Щит украшали рельефы сражающихся амазонок и боя с титанами.

Лицо богини было вырезано из слоновой кости, из этого материала изготовили и руки статуи. Такие элементы, как одежда, оружие, были золотыми. Перед скульптурой находился небольшой бассейн. Изваяние Афины простояло в храме 900 лет.

Судьба скульптуры неизвестна. Одни историки считают, что она была уничтожена при пожаре, другие настаивают, что статую вывезли в Византию.

Метопы

Один из самых значительных элементов декора – фриз, украшавший внешнюю колоннаду. На фризе было размещено 92 метопы с барельефом. На метопах южного фасада изобразили сцены противостояния лапифов (полумифическое племя) и кентавров.

На барельефах северного фасада была изображена Троянская война. Фриз с западной стороны – сражение амазонок, восточный фасад – битва титанов и богов.

До нашего времени сохранились 57 метоп, в основном на восточном фасаде. Еще 15 хранятся в Британском музее, 1 в Лувре.

Это интересно. Фризом называют декоративную горизонтальную композицию, в виде полосы. Он венчает или обрамляет часть сооружения. Метопа – архитектурный элемент фриза, в виде плиты с рельефной или плоской поверхностью.

Фриз внутреннего помещения

Этот фриз украшает храм внутри. По данным Википедии, его длина 160 м, высота 1 м 2 см. Изображено на барельефах Панафинейское шествие.

Это интересно. Панафинеи – праздник в честь богини Афины, в котором участвовали все горожане. Шествие было одним из основных мероприятий праздника. Процессия нарядно одетых афинян с факелами шла через весь город, возглавляли шествие самые уважаемые люди.

Процессия несла в храм одежды для статуи богини, вели быков для жертвоприношений. После шествия и религиозных обрядов праздник продолжался. Проводили спортивные, музыкальные и поэтические соревнования.

Всего на барельефах фриза изображено 378 фигур богов и людей, чуть менее 200 животных. Изначально было 115 метоп, сегодня можно увидеть 96 пластин с барельефами (56 в Лондоне, 40 в Музее Акрополя).

Фронтоны

Еще одним важным скульптурным элементом Парфенона были фронтоны. Западные и восточные фронтоны были украшены масштабными скульптурными композициями, до нашего времени сохранились только фрагменты некоторых статуй, 11 из уцелевших фрагментов хранятся в музее Акрополя.

Из чего построили Парфенон?

Материал, из которого построили весь храм – пентилийский мрамор. Из камня вырезали блоки и укладывали без скрепляющего раствора. Из мрамора было сделано и кровельное покрытие, деревянными были только перекрытия. Этот вид мрамора имел одну особенность – под действием солнечных лучей менял цвет. Из белого он становился золотистым.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации