Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Ломоносов. музей-заповедник «ораниенбаум»

Музеи города Ломоносов

Ломоносов можно назвать городом-музеем. Музейные фонды города насчитывают десятки тысяч редких и уникальных экспонатов.

«Каменное Зало»

Адрес: Английская аллея.

Небольшой двухэтажный дворец-павильон в стиле барокко предназначался для проведения балов, маскарадов и концертов. В 1844 г. достопримечательность неожиданно решили переделать в протестантскую кирху. К зданию пристроили колокольню, внутренние помещения полностью переделали. Несколько десятилетий спустя павильону вернули прежний облик. В настоящее время в дворце действует выставка скульптур и проводятся летние концерты классической музыки.

Картинный дом

Адрес: Дворцовый просп., 50.

Красивое симметричное здание было построено в 1755 г. В галерее хранилась картины, собранные Петром III. В тяжёлые годы блокады в доме работала единственная школа. После окончания войны внутри разместился художественный музей. В данный момент в фонд этой достопримечательности Ломоносова входит несколько уцелевших полотен из оригинальной коллекции.

Музей Полярной экспедиции имени Малина Б. В.

Адрес: ул. Победы, 24.

Небольшой музей посвящен Полярной геофизической экспедиции. Музейные экспозиции рассказывают об исследовании Мирового океана и покорении Арктики и Антарктики. Посетителям наглядно показывают, в каких суровых условиях работали мужественные учёные, на какие жертвы им пришлось идти ради открытий. Отдельная выставка посвящена памяти умерших участников экспедиций.

Что посмотреть туристу в Ломоносове за 1 день

Ломоносов – удивительный город Ленинградской области. Несмотря на малую площадь, на его территории расположено немало достопримечательностей. Некоторые из них выделяются среди прочих величиной и исторической значимостью. Их посещение обязательно даже при кратковременном пребывании здесь.

Музей-заповедник «Ораниенбаум»

Адрес: Дворцовый просп., 50.

«Ораниенбаум» — шедевр архитектурной мысли и садово-паркового дизайна. Дворцы и ландшафты заповедника поражают воображение своей красотой, изысканностью и масштабом.

История Ораниенбаума берет свое начало в 1710 г., когда Петр Великий пожаловал местные земли своему лучшему другу Александру Меншикову. В течение нескольких лет князь построил восхитительную усадьбу, не уступавшую по величию самому Петергофу. Центром стал Большой дворец в стиле барокко, вокруг раскинулся пышный сад с выходом к Финскому заливу.

После смерти императора, Александр Данилович лишился покровительства и всех владений. В 1737 г. во дворце расположился морской госпиталь. Впоследствии территория переходила из рук в руки – каждый новый хозяин вносил изменения в облик Ораниенбаума. Будущий император Петр III построил на территории крепость Петерштадт. Екатерина Великая обустроила Китайский дворец и Катальный павильон. Члены императорской семьи проживали в поместье вплоть до Революции 1917 года.

Советская власть национализировала постройки и земли Ораниенбаума и передала часть территории Лесному техникуму. В годы Великой Отечественной войны Советским войскам удалось отстоять пригород Ленинграда, однако после Победы уцелевшим дворцам не нашли применения. Лишь в 90-е годы роскошный ансамбль возродился во всем своем блеске и славе.

Краеведческий музей

Адрес: Еленинская ул., 25.

Центральный музей описывает путь Ломоносова от крошечного шведского поселения до современного российского города. Экспозиции отражают главные вехи в истории Ораниенбаума: строительство Меншиковской усадьбы, основание Стекольного завода Ломоносова, период Великой Отечественной войны и многие другие. Одни из самых впечатляющих экспонатов – две мумии 18 века, перенесенные с местного кладбища. Краеведческий музей занимает вековое здание в историческом районе города.

Собор Архангела Михаила

Адрес: Дворцовый просп., 61.

Церковь Михаила Архангела возвышается на главном проспекте города. Черные купола оттеняют белизну стен, покрытых декоративными элементами. К приходу примыкает высокая колокольня. Величественный собор в неорусском стиле возвели на месте старой деревянной церквушки в 1913 г. Он был построен на средства богатых меценатов в память о великом князе Михаиле. Освящение приурочили к 300-летнему юбилею Дома Романовых.

После Революции для прихожан этого прихода наступили тяжёлые времена. В 1931 году был арестован и расстрелян настоятель – отец Иоанн Разумихин. Через год храм закрыли, в просторном помещении разместился склад продовольствия.

В 1988 году праздновалось 1000-летие Крещения Руси. В честь столь большого события многие культовые строения были возвращены Русской Православной Церкви. Одним из таких религиозных сооружений стал Михайло-Архангельский собор. Храм восстановили, а священник Иоанн Разумихин был прославлен в лике новомучеников. В данный момент храмовый комплекс является крупнейшим собором города Ломоносова.

Собственная дача Екатерины II

Екатерина II превращает Ораниенбаум в Собственную дачу и отделывает уже по своему вкусу. Постройки своего мужа она не использует, а переделывает парк с павильонами и дворцом уже в другом стиле. Здесь были разбиты аллеи и цветники, вырыта целая система прудов, которые соединялись между собой сложной системой мостиков и на которых располагались беседки и павильончики. Работает целая группа художников и декораторов, но автором большинства построек по-прежнему является А. Ринальди.

Главная достопримечательность Ораниенбаума, по-настоящему поражающая воображение роскошью – это Китайский дворец. Его построила для себя Екатерина II сразу после своего воцарения в 1762 году. Архитектор применил здесь прием контраста – дворец довольно строг и спокоен снаружи и поражает изнутри. Каждое помещение отделано в своем собственном стиле и имеет свое цветовое решение. Сохранился уникальный паркет XVIII века из драгоценных пород дерева разных оттенков. В каждом зале из них выложены свои узоры. Эти паркеты уникальны – такой роскоши больше нигде в мире увидеть нельзя. Потолки и стены украшены живописью и лепниной итальянских мастеров. Особый интерес представляет стеклярусный кабинет, вполне сравнимый со знаменитой янтарной комнатой, отделанный вышивкой стеклярусом.

Дворец в стиле рококо сохранился практически в первозданном виде. Сразу после революции он стал музеем и не пострадал во время войны.

Еще одно произведение А. Ринальди – это Павильон катальной горки. На Масленицу было принято сооружать деревянные съезды, с которых катались на санках – ближайший аналог современных американских горок. Для народных гуляний делали простые, но в царских резиденциях эти горки становились настоящими шедеврами архитектуры и инженерного дела. Сейчас от екатерининской горки сохранился только барочный каменный павильон высотой более тридцати метров. А когда-то к нему был пристроен деревянный скат с широкими колеями для колясок. Протяжённость ската составляла 532 метра, он был укреплён галереей с колоннами. Эта часть постройки была разобрана в середине XIX века, и на ее месте была высажена пихтовая аллея. Внутренняя отделка помещений катальной горки также сохранилась почти неизменной – пол отделан искусственным мрамором, а стены и потолки — богатой лепниной с позолотой. В данный момент этот павильон реставрируется.

А. Ринальди же обновляет интерьер церкви св. Пантелеймона в Большом дворце. Он также выполнен в роскошном стиле барокко – с богатой лепниной и живописными иконами в западноевропейском стиле. При великой княгине Елене Павловне эта живопись только реставрируется, но не меняется, но до наших времен иконостас не дошел – он был перевезен в Петергоф после закрытия церкви и там погиб по время войны. Интерьеры были воссозданы уже в XXI веке, и сейчас здесь можно увидеть и их, и выставку, посвящённую истории этого храма.

Уже при Елене Павловне в 50-х годах XIX века реконструировали Китайский дворец, и к нему был пристроен еще один павильон – Китайская кухня, напоминающая своей оригинальной крышей пагоду. Здесь было несколько печей: русская для пирогов, две голландские, очаг с вертелами, приспособления для мытья посуды, буфеты для хранения посуды, а неподалеку находился ледник. К сожалению, в советские годы все это было разобрано, помещение использовалось для жилья, а от кухни остался только центральный дымоход. Сейчас в Китайской кухне проходят различные выставки.

Городская архитектура

Усадьба Мордвинова

Адрес: Ул. Левитана, 2

Строительство усадьбы было начато в 18 веке и продолжалось до начала 20. На сегодняшний день сохранился парк, где по-прежнему растут вековые деревья, есть пруды и оранжерея, а также высокая водонапорная башня из красного кирпича.

Дворцовые конюшни

Адрес: ул. Еленинская, 20-26

Большие конюшни для нужд дворца были выстроены под руководством архитектора Растрелли.

Адрес: Краснофлотское шоссе, 16

Усадьба построена в 18 веке. Сейчас сохранился дом, большая оранжерея и пруд.

Церковь Спиридона Тримифунтского

Адрес: Иликовский пр.,1

Православная церковь, срубленная из дерева, с небольшой колокольней и деревянным иконостасом. Построена в 1896 году как походная церковь Волынского полка. Сейчас разобрана для реконструкции, поставлен только фундамент.

Адрес: ул. Оранжерейная,1

Собор Михаила Архангела

Каменный храм в неорусском стиле, возведенный в 1866 году на пожертвования в память о великом князе Михаиле Романове. С восточной стороны храм имеет три абсиды, венчает его огромный медный купол, а стены покрыты росписями. В настоящее время храм действующий.

Церковь Животворящей Троицы

Адрес: ул. Оранжерейная, 9

Находится на городском Троицком кладбище. Построена в самом начале 20 века архитектором Горленским. Имеет вид базилики, что редкость для русского церковного строительства. В настоящее время планируется реставрация церкви.

Архитектурный ансамбль «Подворье Городищенского монастыря Рождества Богородицы»

Адрес: ул. Михайловская, 19-А

Подворье принадлежало Городищенскому монастырю в Волыни. В начале 20 века монастырь открыл подворье близ Петербурга в Ораниенбауме. В ансамбль вошли часовня Святителя Николая и два здания, которые сохранились до сих пор.

Евангелическо-Лютеранская церковь Святого Иоанна

Адрес: ул. Кирпичная,14

В этих местах первая евангелическая церковь была возведена еще в 1642 году. Существующая ныне кирха построена в 1831 году под надзором архитектора А. Менеласа на пожертвования императора Николая Первого. После прекращения богослужений в тридцатые годы прошлого столетия здесь открыли кинотеатр. Кирха была вновь освещена в 1996 году.

Дворец культуры

Адрес: ул. Дворцовый проспект, 12

Здание в стиле русского классицизма, построенное специально для дворца культуры в 50-е годы прошлого столетия

Резиденция Михаила Павловича

В начале XIX века Ораниенбаум переходит в собственность великого князя Михаила Павловича, брата Александра I, и становится его летней резиденцией. Потомки Михаила Павловича проживали в Ораниенбауме вплоть до Октябрьской революции, которая вынудила их покинуть Россию. Дворцы были национализированы, в их некогда прекрасных интерьерах расположились различные медицинские, учебные и военные учреждения.

Семья великого князя проводила здесь почти все лето. Княгиня Елена Павловна деятельно обустраивала большое хозяйство, благодаря ее хлопотам в резиденции появилось много полезных нововведений. Особенно внимательно она занималась верхним парком, превратив мрачноватую местность в уютный пейзажный ландшафт (в котором обнаружились даже живописные руины — бережно сохраненные хозяйкой развалины Петерштадта).

Потомки Михаила Павловича, Мекленбург-Стрелицкие (единственная из пяти дочерей князя достигшая взрослого возраста вышла замуж за немецкого герцога), жили в Ораниенбауме до 1917 года. Когда революция вынудила их покинуть страну, новые власти национализировали резиденцию и разместили в них медицинские, учебные и военные учреждения.

Из истории

За 186 дней своего правления он показал себя энергичным правителем, за это время им было подписано 192 документа. Император заключил мир с Пруссией, запретил пытки крепостных и преследование старообрядцев. В феврале 1762 года в Ораниенбауме им был подписан последний документ — манифест «О вольности дворянской», согласно которому дворяне освобождались от обязательной государственной и военной службы, введенной Петром Первым.

Одной из причин отстранения императора от власти являлось его желание крещения Руси по протестантскому образцу. Гвардия выступила на стороне Екатерины и 26 июня 1762 года в своем дворце в Ораниенбауме Петр III отрекся от власти.

Сохранившийся Дворец Петра III хранит память о трагической судьбе его хозяина. По состоянию на 2016 год здание закрыто на реставрацию. Планируются капитальный ремонт несущих конструкций и гидроизоляция стен, реставрация слуховых окон и замена ветхой деревянной балюстрады на крыше, а также многие другие работы.

Залы Китайского дворца

В 1850 году вход в здание был перенесен на восточную сторону, где была пристроена Большая Антикамера, служившая Передней. Экскурсия в Китайский дворец начинается именно с этой комнаты, своеобразной прихожей. Здесь установлен монитор и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца, У двери, ведущей в следующий зал Муз, установлены чугунные торшеры, выполненные в XIX веке в Париже, а ранее они стояли на крыльце у входа в Антикамеру.

Зал муз

За Антикамерой следует Зал муз, который часто называют Живописной галереей. Его стены украшены росписями итальянского живописца Стефано Торелли, изображающими Аполлона с амурами и девять муз, олицетворяющих искусство. На плафоне можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и ее спутниц граций.

Стеклярусный кабинет

Декор Стеклярусного кабинета является самым оригинальным. Зал украшают двенадцать панно, вышитых стеклярусом (длинными бусинками трубчатой формы). По стеклярусной основе выполнена вышивка ворсистыми нитками, изображающая экзотические растения и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседнего резной золоченной рамкой.  Аналогов Стеклярусному кабинету в мире нет.

Голубая гостиная

Первоначально стены этого зала были украшены голубым шелком, поэтому Гостиная и названа голубой. Позже обветшавший материал сняли, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862–1868 годах.

Розовая гостиная

Плафон Розовой гостиной с изображением Дианы расписан венецианским живописцем Гаспаро Дицциани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Раньше комнату украшали парадный и камерный портреты Екатерины II. По преданию, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы.

Гардеробная

В прежние времена Гардеробную украшала изящная мебель и живописные полотна. Сейчас здесь можно увидеть только камин и нежно-голубого цвета стены, украшенные резьбой и лепниной.

Большой зал

Большой зал — это главное помещение Китайского дворца, также его называли Приемным и Овальным залом (комната имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады. Большой зал служил для приема гостей и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения составляет 8,5 метров, в его отделке использованы искусственный мрамор различного цвета и живопись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классическим.

Передняя

Передняя изначально служила вестибюлем, в нее гости входили с центрального входа. Их восхищение вызывало все вокруг — паркетный пол, похожий на ковер, стены, расписанные Стефанно Торелли и живописный плафон «Аполлон и искусства» (его авторство приписывают Серафино Бароцци и Стефанно Торелли),

Китайский дворец Екатерины II

Китайский дворец в Ораниенбауме был выстроен в 1768 году архитектором Антонио Ринальди, строение выдержано в стиле рококо.

Мода на «шинуазри» (то есть «китайщину») была очень популярна среди русского дворянства в XVIII веке и потому отделка этого камерного помещения, выдержанная в восточном вкусе, была очень актуальна. Этот «домик в верхнем саду» спроектировали довольно просторным: в нем имелся большой зал с полагающейся лепниной, росписью стен и мозаикой — центральная часть анфилады.

Помимо парадных комнат дворца, в нем были предусмотрены два уютных флигеля — один для императрицы, другой — для ее сына Павла. На загородную приватность строения указывало наличие кабинетов — самым изысканным из которых считается Стеклярусный. Для декора этого уголка применялась весьма необычная техника — стены его украшали панно, вышитые стеклярусом и шелком, пол был набран из цветной смальты. Примечательно, что все материалы изготовили неподалеку от Ораниенбаума, это производство курировал знаменитый русский ученый М. В. Ломоносов.

Потешная крепость Петерштадт

На территории многих царских резиденций находились строения и городки, которые использовались во время неофициальных церемоний для развлечений и забав высоких особ. Таким сооружением в Ораниенбауме была Потешная военная крепость, построенная в 1757–1760 годах для князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. С детства Петр обожал все военное, но боялся пушечной стрельбы, причем, эта боязнь сохранилась у него на всю жизнь.

По своей форме крепость представляла собой 12-ти конечную звезду, вдоль лучей которой были сооружены валы высотой до четырех метров и широкий ров глубиной в два метра. Внутри находился крепость Святого Петра с пятью бастионами.

Большая часть строений городка имела военное назначение, это были казармы для солдат и гауптвахта, арсенал и дома для офицеров, конюшни и другие хозяйственные постройки. Также здесь были сооружены кирха и цейхгауз. Все эти здания были одноэтажными и в большинстве своем деревянными. Интересно, что последние работы по укладке дерна проводились за два дня до дворцового переворота 26 июня 1762 года.

Со временем деревянные постройки крепости Петерштадт обветшали, а их остатки в конце XVIII века, при Александре I, были разобраны.

Интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме

Экскурсии внутри, если не было объявлено тематической прогулки, проходят в полусвободном формате, когда гости могут вдумчиво осмотреть каждое помещение. Условно резиденция поделена на две большие половины — павловскую и екатерининскую, начинать обзорный тур рекомендуют с первой. Здесь всё начнётся с Розовой комнаты, она же — спальня наследника, которая переходит в штофную опочивальню. Интерьеры сохранены с XIX века, когда была мода на тканевую драпировку стен.

Дальше начинается женская комната — будуар, его императрица задумывала как Живописный кабинет. По первоначальным планам стены представляли собой плотно натянутые холсты с художественной росписью. Из него когда-то вела дверь в кабинет Павла I, но её по неизвестным причинам замуровали кирпичом ещё до революции. Сама рабочая комнатка тесная, и у историков до сих пор возникают вопросы, как склонный к демонстративной роскоши правитель мог здесь ютиться и работать.

Перед проходом в центральную анфиладу посетителям рекомендуют вернуться к южной галерее, чтобы оценить убранство одной из антикамер, пристроенных в XIX веке. Внутри — чудом сохранившийся паркет из ценных пород дерева, который на момент открытия музея после реставрации практически не изменился. При жизни последних хозяев зала использовалась в качестве обеденной комнаты — стол, накрытый на восьмерых человек, и диваны для отдыха и чтения никуда не убирали.

Samike

Екатерининская половина начинается с Зала Муз, который не нуждается в представлении — это его фотографии чаще других мелькают на сувенирных открытках и путеводителях. 9 прислужниц искусства и наук изображены на стенах в традиционном для рококо розовом обрамлении. Фрески написаны итальянским мастером Стефано Торелли — он отказался от использования масляных красок, работая исключительно темперой. Столь оригинальный ход усложнил работу реставраторам в наши дни.

Вторым по значимости помещением считается стеклярусный кабинет. Ему в XX веке повезло меньше — при попытках реставрации хрупкие панно, украшающие стены, сильно повредились. Их часто называют китайскими, но это заблуждение — вышитые золотом рисунки с птицами изготовлялись русскими золотошвейками, даже сохранились имена. Пол тут тоже необычный — вместо паркета его выкладывали мозаикой из смальты, точно такие же плитки позднее украсят Спас на Крови.

Логическим завершением анфилады является Большой зал, он же — композиционный центр всего дворца. Его изначально задумывали для торжественных приёмов иностранных послов, но по факту помещение превратилось в бальную комнату, а овальный профиль лишь помог устраивать пышные танцевальные вечера. Примечательно, что лепнины с плафонами в нём почти нет — разноцветные мраморные вставки и колонны сами по себе создают уникальный отсвет, не нуждающийся в отделке.

Samike

Интересные факты

Название Китайский дворец появилось в документах не раньше середины XIX века, благодаря богатому убранству с элементами азиатского стиля. Сама Екатерина II называла «скромную» пригородную дачу «голландским домиком», и ни с каким Китаем его облик никогда не связывала. Вероятнее всего, современное имя прижилось благодаря нескольким поездкам рабочих Антонио Ринальди в страны Востока, где закупался фарфор с редким драгоценным стеклом для отделки стен и потолка.

При жизни императрицы и Павла I дворцовые спальни ни разу не использовались по назначению. Ключевой их функцией была демонстрация роскоши русского аристократического двора, что доказывали восторженные отзывы иностранных делегатов. Почётные гости использовали опочивальни и залы для танцев, игры в карты или обсуждения готовящихся указов. К вечеру галереи пустели, а публика разбредалась по Большому Меньшиковскому дворцу, ставшему местом ночлега.

Легенды Китайского дворца постоянно упоминают истории о призраках, которые бродят по опустевшим коридорам и мелькают в окнах. Большинство из них — о юной наследнице рода Мекленбургов-Стрелицких — герцогине Наталье, скончавшейся в 19 лет. После октябрьской революции её могилу в парке разорили, из-за чего появилась жуткая история про женский плач и стучащие по деревянному паркету каблучки туфелек. Сегодня на месте уничтоженного надгробия поставили памятный камень.

Особое любопытство искусствоведов представляют плафоны, украшающие потолки анфилады первого этажа. Делались они не по классической схеме, когда художник лежит на строительных лесах и расписывает штукатурку. Это полноценные холсты на прочных подрамниках, намертво закреплённых в перекрытиях. Их изготовили венецианские мастера, отсюда — специфические яркие образы, нетипичные для русской живописи, например, итальянская пастораль и сцены античной мифологии.

Один из потолочных плафонов анфилады, Anastasia Galyamicheva

Как добраться

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» находится на Дворцовом проспекте в городе Ломоносове недалеко от Санкт-Петербурга (около 40 километров).

Добраться до комплекса можно на автомобиле или на общественном транспорте. Из центра Санкт-Петербурга можно доехать за примерно за час. По пути можно заехать в Кронштадт и осмотреть местные достопримечательности. Машину можно взять в аренду или поискать попутчиков на сервисе BlaBlaCar.ru.

Маршрут от Невского проспекта до «Ораниенбаума» на карте — Google Maps

До Ломоносова от станций метро ходит несколько маршрутных такси:

  • от метро «Автово» — маршрутное такси: 401, 401А, 200;
  • от метро «Проспект Ветеранов» — маршрутное такси: К-343.

Доехать до этих станций можно практически из любого района северной столицы, необходимо сесть на поезда красной ветки (линии М1), следующих в сторону конечной станции «Проспект Ветеранов».

Схема метрополитена Санкт-Петербурга на Яндекс.Метро

Татьяна Русанова

Быстро и без пробок добраться до дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» можно на электричках, отправляющихся с Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. Поезда идут до станции «Ораниенбаум-1». Расписание электричек можно посмотреть на официальном сайте Балтийского вокзала.

Чтобы заказать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber и Gett.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»: видео

Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме

Меншиков с воодушевлением взялся за устройство своей новой резиденции, ставшей одним из самых любимых мест отдыха фаворита. В 1711 году он начал возводить Большой дворец, разбил сад с фонтанами и заморскими плодовыми деревьями, в том числе апельсиновыми.

Большой Меншиковский дворец строился почти 15 лет и, по мнению многих современников, даже превзошел Петергоф. По обычаю XVIII столетия загородное имение предназначалось для празднеств и увеселений, и гости светлейшего князя не уставали восхищаться роскошью и богатством его дома.

Двухэтажное здание, обрамлявшееся симметричными галереями, было увенчано короной; спустя два года после начала строительства рядом с дворцом возникло еще одно великолепное украшение — Нижний сад. Один из первых образцов регулярного парка в России, он имел симметричную планировку. Наряду с цветниками, фонтанами и скульптурами тут завели плодоносящие вишни и яблони, дабы придать европейскому порядку русский стиль.

При Меншикове в Ораниенбауме был устроен также Морской канал с пристанью, возведены Оранжерея и Картинный дом (для хранения живописной коллекции). Увы, светлейший князь так и не успел увидеть свой дворец окончательно завершенным: попав в немилость к новому императору Петру II, он был отправлен в ссылку и потерял все свои богатства.

После падения Меншикова Большой дворец вместе со всей усадьбой перешел в государственную казну. Поселение же постепенно разрасталось, и в конце XVIII века ему был официально присвоен статус уездного города.

Достопримечательности дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»

На территории комплекса располагаются дворцы и павильоны, которые доступны для посещения.

Парк Ораниенбаум

Планировка парка является замечательным образцом ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Его площадь составляет 162 гектара и делится на Нижний (с регулярной планировкой) и пейзажный Верхний парки. Большую часть территории занимает Верхний парк, который делится на два ансамбля — Петерштадтский и ансамбль Собственной дачи.

Дворец Ораниенбаум

Центральным строением, которое делит парк на две части, является самое первое здание — Большой Меншиковский дворец. Планировка дворца немного напоминает Большой дворец в Петергофе, его фасад, длиной 210 метров, обращен к заливу. Единый комплекс с дворцом составляют Церковный и Японский павильоны, которые соединяются галереями с центром сооружения. Для строительства дворца Меншиков пригласил именитых архитекторов — Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя, которые создали этот шедевр в стиле барокко. К сожалению, первоначальные интерьеры дворца не сохранились, так как последующие владельцы неоднократно изменяли их.

Сергей Архипкин

Сегодня Большой Меншиковский дворец можно посетить с экскурсией. Здесь представлена экспозиция «Ораниенбаум сквозь века», которая с помощью мультимедийных технологий, знакомит посетителей с историей создания города и ансамбля. Рассказ включает сведения об исторических событиях и реставрации комплекса.

Павильоны и музеи в Нижнем парке

При посещении Большого Меншиковского дворца можно побывать в Церковном павильоне. До 1921 года это была действующая Пантелеймоновская церковь. Убранство храма претерпело несколько глобальных изменений, в период правления Петра Федоровича и Екатерины II. В военные годы большая часть живописи и икон была уничтожена. Однако, в ходе реставрации церкви вернули облик XVIII — начала XX века. Сегодня здесь можно увидеть экспонаты, рассказывающие об истории храма и его прихожанах.

Картинный дом, Chezenatiko

В Нижнем парке «Ораниенбаума» находится еще один музей — «Картинный дом». Он был построен в середина XVIII века по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Здесь находились театр, кунсткамера, библиотека, коллекция живописи и кабинет великого князя Петра Федоровича. Сегодня для посетителей работают: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека, Оперный театр и два помещения Кунсткамеры.

Кроме дома, в Нижнем парке находится Морской канал, ведущий к морю, а также Нижние дома, в которых находились служебные помещения. Если пройти в Верхний сад, то можно увидеть павильон «Каменное зало», где в наши дни проходят концерты камерной и оперной музыки. Павильон был построен в 1750-х годах для развлекательных мероприятий и тоже несколько раз перестраивался. В XIX веке в нем находилась лютеранская кирха имени Святой Елены.

Андрей Криштопчик

Дворцы и строения в Верхнем парке

В Верхнем парке располагается еще один павильон — «Китайская кухня». Долгое время здание служило своему прямому назначению, но после, в нем разместили кавалерский и конюшенный корпуса, госпиталь. В советское время павильон был превращен в общежитие. Сегодня помещение используется для временных выставок.

От павильона «Китайская кухня» начинается ансамбль Собственной дачи, главным сооружением которого, является Китайский дворец. Построенный в 1768 году, по проекту архитектора Ринальди, дворец стал личной резиденцией Екатерины II. Самым знаменитым помещением в нем считается Стеклярусный кабинет, сохранившийся до наших дней в первозданном виде. Китайский дворец — это единственный в России памятник архитектуры, выполненный в стиле рококо и дошедший до нас без изменений.

Сергей Шурупов

Рядом с дворцом располагается павильон Катальной горки. Это единственное сохранившееся сооружение из целого комплекса летних Катальных гор. Екатерина II проводила в нем званные обеды и торжественные приемы. В павильоне находится Фарфоровый кабинет, в котором собрана уникальная коллекция Майсенской мануфактуры.

В состав Петерштадтского ансамбля входят Дворец Петра III, Петровский парк и Почетные ворота. Дворец Петра III — это самый первый самостоятельный проект архитектора А. Ринальди в России. В здании располагается экспозиция, рассказывающая посетителям о быте императора, здесь представлены коллекция картин, предметы мебели и интерьера, а также личные вещи Петра III.

Vitya Wierdl

Дворец Петра III — описание

Архитектор Антонио Ринальди в 1757–1762 годах построил миниатюрный двухэтажный дворец, имеющий элементы стиля рококо. Это было первое здание, возведенное итальянским архитектором самостоятельно в России, Оно не предназначалось для торжественных приемов и церемоний, а служило для отдыха и развлечений князя Петра Федоровича.

Строение было квадратным в плане, но имело срезанный дугообразный угол. Именно на этом месте и располагался фасад и главный вход в здание. Благодаря такой архитектуре изящный дворец Петра III выглядел более мощно и значимо. Здание увенчано балюстрадой, выглядит скромно и в тоже время торжественно.

На первом этаже располагались лишь хозяйственные помещения, а на втором были обустроены шесть помещений — Передняя и Буфетная, Картинный зал и Кабинет, Спальня и Будуар. Все комнаты имели небольшой размер и были буквально насыщены предметами, интересными хозяину дворца, который был музыкантом и увлеченным коллекционером. Внутреннее убранство здания поражало не роскошью и богатством, а изысканностью и тонким вкусом.

Меншиков и его Большой дворец

Само слово «Ораниенбаум» обозначает померанцевое или апельсиновое дерево. Но цитрусовые растения тут не причем. Когда-то это место подарил своему любимцу Александру Меншикову Петр I. И Меншиков назвал место Ораниенбаумом — то ли в честь принцев Оранских, с которыми хотел породниться, то ли просто использовав красивое немецкое название: в Германии есть и свой Ораниенбаум и свой Ораниенбург. Однако сейчас именно померанец считается официальным символом города Ломоносова. В двухтысячных годах в парке появился памятник в виде померанцевого бронзового дерева с позолоченными плодами.

Здесь когда-то заканчивалась дорога, которая вела из Петергофа к Кронштадту, дальше следовала паромная переправа. В 1711 году Меншиков начинает строить себе грандиозный дворец – более роскошный, чем, например, петровский Монплезир в соседнем Петергофе. Дворец построен в стиле барокко. Длина здания – более двухсот метров, над центральной его частью возвышается корона, хотя Меншиков к царствующим особам не относился. Под дворцом был разбит сад с фонтанами, а из Финского залива прорыт подходящий к самому дворцу канал, как и в Петергофе.

Внутренняя отделка дворца продолжалась до 1727 года. Проще всего были отделаны покои, предназначавшиеся для Петра I – в соответствии с его вкусами. Но были и диковинки – например, турецкая баня с прозрачным потолком. 3 сентября была освещена домовая Пантелеймонова церковь, но уже 8 сентября началась опала Меншикова. Больше он сюда никогда не вернулся. Обстановка его дома была конфискована. Сейчас о временах Меншикова в Большом дворце напоминает только интерьер парадного входа. Но Александру Даниловичу и его времени посвящена обширная музейная экспозиция.

Основные интерьеры, которые сейчас можно увидеть в залах музея, были созданы в середине XIX века при великой княгине Елене Павловне. Она была умнейшей из всего семейство Романовых – по крайней мере такой признавал ее Николай I – и обладала великолепным вкусом и чувством изящного. При ней дворец был отремонтирован и заново отделан.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации