Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Расстояние оптина-пустынь — москва

Оптинские старцы

Старцы представляют нам живую летопись монастыря. В 1996 году преподобные старцы пустыни причислены к лику местных святых. Самым известным для современников считается святой Амвросий, руководивший пустынью более 30 лет.

Сохранилось сотни писаний о чудесах проповедничества и исцеления Иеросхимонахом. Несший в мир любовь к Богу, почитание, уважение и необходимость неуклонной молитвы, он расширил и облагородил монастырь. Дар старчества он унаследовал у Леонида и Макария. В его правление в обители появился Шамординский женский приход. А его писания и письма распространяли христианскую мудрость по земле русской.

Смирение в людях воспитывал старец Макарий. Он начал издание книг местных старцев и перепечатку русских монахов.

Моисей записал свое имя как главный благотворитель обители. В его время пустынь стала домом не только для паломников, но и всех странников. Он активно восстанавливал старые храмы и строил новые соборы. Его брат игумен Антоний руководил работой скита на протяжении 14 лет. Он обучал юных монахов и старцев благочестию, сподвижничеству и милосердию.

Отец Макарий запомнился современникам своим стремлением обратить к вере заблудших душ. Он читал проповеди, разговаривал с каждым прихожанином и старался найти для них путь к Богу.

Отец Евфимий подарил пустыне замечательных учеников и проповедовал путь к Богу через послушание и круглосуточную молитву в уединении.

Даром утешения Бог наделил отца Анатолия. В писании говорится, что так как молился он не мог никто, сила его обращений к Богу в разы превышала все нынешние.

Святые Иссакий, Иосиф и Варсонофий руководили обителью в тяжелое время раскола и отказа от религии (1810-1913 годы).

Анатолий утешал прихожан и тех, кто стал жителями лесопилки в Советское время. В эти годы к монастырю не переставали приходить паломники и старцы

Нектарий говорил о важности смирения, даровавшего исцеление и чудотворение всем просящим. Больше всего гонений от безбожников пришлось на участь Никона и Исаакия II

Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства. Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле.

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена

Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет

Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Ответы знатоков

Лина:

Вот… .

Алексей.:

Расстояние по трассе Москва — Оптина пустынь около 240-250 км, в зависимости от направления пути. На машине можно проехать по Киевскому или по Калужскому шоссе, и по дороге через Подольск. Все эти пути сходятся на кругу за Обнинском, последние два — несколько раньше. После обнинского круга по киевской трассе — поворот на новую объездную дорогу вокруг Калуги, налево на мост за д. Детчино. Далее, не заезжая в Калугу — на Козельск. На подъезде к Козельску — левый поворот на Оптину пустынь. Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области, поэтому дорога хорошая на всём протяжении.

Алексей:

Сколько стоит …трудно сказать туры порядка 700 рублей

Как проехать в Оптину ПустыньРейсовым автобусом

От станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва — Козельск. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров.Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину, на фото выделен желтой рамкой, и повернуть по указателю на мост.В конце моста будет висеть указатель — Козельск. Далее все время прямо и прямо, до некоего монумента, там по указателю, направо. Так добираетесь до Козельска. В Козельске доезжаете до светофора (похоже, единственного) и поворачиваете налево.После моста через реку — первый поворот налево (там есть указатель) .Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.

На поезде до Калуги

До Калуги с Киевского вокзала, время в пути примерно 2,5 часа.Москва — Калуга Номер поезда экспресс 6151/6152 6153/6154 6157/6158 6159/6160 экспресс 6161/6162 Отправление 7:20 9:10 13:17 16:11 18:01 19:10 20:41 Прибытие 9:55 12:33 16:38 19:30 21:32 21:45 00:06

Калуга — Москва Номер поезда 6101/6102 экспресс 6103/6104 6107/6108 6109/6110 экспресс 6111/6112 6115/6116 Отправление 5:00 7:00 7:24 12:16 14:00 15:03 18:00 20:18 Прибытие 8:27 9:35 10:48 15:43 17:32 17:38 21:28 23:53

Пожалуйста, уточняйте расписание на вокзале!

С Калужского автовокзала отправляются в Козельск— Междугородные автобусы Калуга-Козельск:6:35, 7:45, 9:07, 10:15, 11:00, 12:06, 14:05, 15:10, 16:12, 18:05, 19:02— Транзитные автобусы до Козельска:8.05 (пн, ср, пт) — из Санкт-Петербурга, 11.15 — из Москвы, 12.20, 13.00, 14.20, 15.30, 16.25, 20.10

— Автобусы из Козельска в Калугу:7:00, 8:00, 9:11, 9:40 (сб, вс) , 10:00, 11:15, 12:25, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00

Паломнические службы

Паломническая служба «Радонеж» — автобусом в Оптину.Паломническая служба «Ковчег»Паломническая служба «Святой Источник»

Расписание движения автобусов Москва — Козельск 7:35 8:50 10:50 12:00 12:50 15:00 Козельск — Москва 6:00 9:00 12:15 14:30 16:40 Как найти: если идти из города на восток по шоссе, ведущему в Сосенский, — пройдёте мост через р. Жиздру; после моста первый поворот налево и есть дорога на Оптину; оттуда ещё 1,5 км.

Расписание автобусов от станции метро «Теплый Стан» Москва — Козельск

7:00 8:50 9:40 10:50 12:00 14:00 16:00 16:50 18:00

Москва — Сосенский (с заездом о Оптину Пустынь) — 12:50 Время в пути 4,5 часа.

На автомобиле

Козельск раположен примерно в 280 км к югу от Москвы.Выезжаете на Киевское шоссе, и едете в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186ом километре шоссе

Храмы Оптиной пустыни

Если рассмотреть карту Оптиной пустыни, она выглядит почти квадратной. В центре располагается основной храм – Введенский собор. Вокруг этого собора расположены другие церкви:

  1. С северной стороны выстроена церковь святой Марии Египетской. Она была перестроена из трапезной в 1858 году.
  2. К югу от Введенского собора расположена Казанская церковь. Её построили в 1811 году.
  3. В восточном направлении находится Владимирская церковь.

Введенская церковь

Введенский храм является главным храмом монастыря

В этом храме имеются три придела. Главный – Введения в Храм Пресвятой Девы Марии. Южный придел в честь Николая Чудотворца, святителя Мир Ликийских. Северный придел в честь святого преподобного старца Амвросия Оптинского.

Казанская церковь

Эта церковь, воздвигнутая и освящённая в честь Казанской иконы Богородицы, была открыта в 1811 году. Центральным престолом храма является престол Казанской иконы Божией матери. Южный престол – Крестовоздвиженский, а северный – святых великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата.

В этом храме находятся мощи преподобных старцев Антония, Исаакия и Моисея.

В наши дни в этой церкви проводят ежедневные вечерние богослужения. По выходным и праздничным дням также служат поздние литургии.

Владимирский храм

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был некогда полностью разрушен и вновь восстановлен лишь в 1998 году. У церкви имеется единственный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Храм Марии Египетской

Храм был возведён в 1874 году. Он располагается за пределами монастырских стен, рядом с монастырской трапезной и гостиницей. Здесь совершают обряды отпевания усопших и крещения.

Другие храмы Оптиной пустыни

Кроме перечисленных храмов, на территории монастыря Оптина пустынь есть ещё несколько церквей:

  1. Храм Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Этот храм располагается на территории Иоанно- Предтеченского скита. В дни престольных праздников в скит могут быть допущены паломники.
  2. Здесь же находятся Церковь в честь святого Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила
  3. Церковь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» – построена на территории подсобного хозяйства обители.
  4. За оградой на территории монастырского кладбища можно увидеть храм Всех Святых.

Уже в 2005 году по распоряжению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго был заложен храм Преображения Господня.

Паломничества

Паломническая группа ставит своей задачей ведение духовно-просветительской деятельности среди прихожан и не прихожан нашего Храма, организация ближних и дальних паломнических поездок по святым местам нашего края, страны, ближнего и дальнего зарубежья

Как доехать до Оптиной Пустыни на машине?

На личном транспорте из Москвы

Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина Пустынь из Москвы — и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно — по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском. Последние два, правда, несколько раньше. Из-за подмосковных пробок можно воспользоваться Симферопольским шоссе, через Серпухов и Тарусу. Но путь этот по вечерам темен и совершенно безлюден. Крюк получается большой и дорога не очень хорошая, посему, если не ставить целью посещение кольцовских пещер под Ферзиково, то эту дорогу лучше не использовать.

Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель «Калуга-Тула»). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям, коих достаточно, на Козельск

После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот (налево трасса уходит на Тулу, а нам направо на Козельск).

— здесь поворачиваем направо

Эта дорога, соединяющая древние калужские города, известна с незапамятных времен. Почти все населенные пункты, стоящие вдоль нее, имеют очень богатую историю. Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стелой «Калуга», здесь уходим влево.

— проехав по кольцу вокруг стеллы, поворачиваем налево

Через несколько километров, после поворота, будет указатель

Следующее историческое место на нашем маршруте — село Андреевское, названное так по имени героя Куликовской битвы, князя Андрея Калужского, Тарусского и Серпуховского.

Следом за Андреевским — село Корекозево, растянувшееся на несколько километров. В прошлом окрестные места называли монастырщиной, потому что в этих краях стояли пять монастырей. Во время правления Екатерины II все они за исключением древнейшего Лютикова монастыря, который находился на месте нынешнего села Корекозево, были упразднены. Этот монастырь-крепость построен зодчим Лютиковым по поручению князей Воротынских, отсюда и название. До революции здесь находились уникальные памятники архитектуры XVI века. В 1918 году монахи Лютикова монастыря оказали сопротивление представителям советской власти. Позднее монастырь был полностью разрушен.

Перед мостом через Оку — развилка дорог: прямо на Козельск, налево на Суворов и Тулу.

— здесь нам направо, далее — через мост. Будьте осторожны, не превышайте скорость, обгон на этом участке запрещен.

Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стела с надписью «Перемышль» (сам город несколько в стороне), здесь прямо.

— стрелка указывает на стеллу «Перемышль»

Дальше дорога, уже практически без ответвлений, ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и великолепный вид на пойму реки Серены. Обитель постепенно залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах сельскохозяйственного техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.

Уже за несколько километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую сторону вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Не пропустите левый поворот с указателем.

После поворота — наслаждаемся прекрасным видом на монастырь Оптина пустынь.

— здесь и далее можно начинать фотографироваться.

На обратном пути после Подольска можно уходить на близкое Симферопольское шоссе, чтобы избежать пробок на подъезде к Москве. Но можно ехать и по трассе Москва — Киев сразу до МКАД.

Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске.

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Дорога от областного центра

Итак, мы выяснили, в какой области и где находится Оптина пустынь. Также первые разделы статьи содержали информацию, как добраться до города Козельска. Теперь стоит коснуться вопроса о том, как попасть из областного центра в монастырь Оптина пустынь.

Где находится и как доехать до обители? От города Козельска до этого прославленного монастыря всего около трех километров. Данный путь можно проделать, вызвав такси. Благо в городе не одна служба извоза и машину не придется ждать слишком долго. Также до места назначения курсирует маршрутка, осуществляя несколько рейсов в день.

Однако, многие люди, побывавшие в этой лавре, настоятельно советуют добираться от Козельска до монастыря пешком. Такая прогулка не займет много времени, но принесет массу положительных впечатлений.

Паломник, проходящий этот путь пешком, постепенно ощущает, как за его спиной смолкает привычный городской шум, давая возможность для спокойного осуществления молитвы. Это прекрасный шанс подготовиться к посещению храмов, находящихся на территории обители.

Продвигаясь вперед по дороге, идущей по довольно живописным местам, путешественник будет наблюдать, как впереди него постепенно открывается панорама монастыря. Показать, где находится Оптина пустынь, сможет любой, встретившийся на пути, местный житель.

Расчет на безнаказанность

Как доехать из Москвы до монастыря Оптина Пустынь? Об этом мы чуть ниже расскажем. Сейчас хотелось бы дать ответ на вопрос о том, на что рассчитывал убийца.

Отец Василий в своей прошлой жизни был мастером спорта. Он играл в сборной по водному поло, был капитаном. В миру его звали Игорь Росляков. Спортсмен в прошлом, он играючи мог остановить убийцу. Но почему же не сделал этого? Мы не узнаем ответа на этот вопрос. Можно лишь говорить о том, что идя на убийство монахов, преступник понимал, что здесь ему отпора не дадут.

Оставшиеся записи в дневниках свидетельствуют об отце Василии как о человеке удивительной духовности. И пусть в Оптиной пустыни толкование Священного Писания этим монахом не проводилось, он составил акафист обители. Писал чудесные стихи, а его рассуждения загоняют порой в тупик.

А теперь вернемся в наши дни. И выясним адрес Оптиной пустыни.

История монастыря

Первые упоминания о пустыни относится еще к 14-ому веку. Тогда на территории, где сегодня находится один из самых популярных мужских православных монастырей в России, располагалась Оптинская обитель. В нее приходили старые больные мужчины и женщины. Они жили в разных подразделениях под настоятельством одного духовного учителя. Свое название монастырь получил в честь основателя, раскаявшегося разбойника и бандита Оптия. По преданию, Оптий был разбойником, предводителем сташиновской группировки, орудующей в Козельском лесу. В последствии, по неизвестным причинам, он отказался от разбойнической деятельности, подался в монахи и назвался Макарием. Отсюда пошло второе название монастыря – Макариевская пустынь.

Первая церковь на территории Оптины пустыни начала строится в 1689 году. Называлась она церковь Введения Пресвятой Богородицы, была каменной и строилась с приделом Пафнутия Боровского – христианского монаха, жившего на рубеже 14-15 веков. С возведением первой церкви инфраструктура монастыря развивалась, сюда стали съезжаться не только желающие стать монахами, но и просто желающие посетить святые места.

Про другие интересные места России смотрите в статье – Достопримечательности Валдая

Не забудьте также прочитать про главную достопримечательность Волгограда – Где находится Мамаев Курган?

Переживала пустынь и невзгоды. Начиная от проблем во время смутного времени правления Бориса Годунова, когда монастырь был полностью разорен литовцами. В 18 веке на монастырь по указу Петра Первого был возведен оброк, необходимый для финансовой поддержки строительства Петербурга и ведения войны со шведами. Количество монахов неизменно снижалось и к концу 1780 году официально было только два монашествующихся.

Ситуация с количеством монахом изменилась только в 1797 году, когда пустынью заинтересовался митрополит Московский и Калужский. Ему понравилась территория и обустройство монастыря и по его приказу настоятелем монастыря стал опытный и известный в то время иеромонах Авраамий. Под настоятельством Авраамия пустынь стала развиваться, а количество монахов неизменно росло.

Общая характеристика

Пески

Пустыни распространены в умеренном поясе Северного полушария, субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий. Характеризуются условиями увлажнения (годовая сумма осадков меньше 200 мм, в экстрааридных районах — менее 50 мм, а в некоторых пустынях осадков нет десятки лет; коэффициент увлажнения, отражающий соотношение осадков и испаряемости, — 0—0,15). В рельефе — сложное сочетание нагорий, мелкосопочника и островных гор со структурными пластовыми равнинами, древними речными долинами и замкнутыми озёрными впадинами. Эрозионный тип рельефообразования сильно ослаблен, широко распространены эоловые формы рельефа. Большей частью территория пустынь бессточна, иногда их пересекают транзитные реки (Сырдарья, Амударья, Нил, Хуанхэ и другие); много пересыхающих озёр и рек, часто меняющих свои очертания и размеры (Лобнор, Чад, Эйр), характерны периодически пересыхающие водотоки. Грунтовые воды часто минерализованы. Почвы развиты слабо, характеризуются преобладанием в почвенном растворе водно-растворимых солей над органическими веществами, обычны солевые коры. Растительный покров разрежен (расстояние между соседними растениями от нескольких десятков см до нескольких метров и более) и покрывает обычно менее 50 % поверхности почвы; в экстрааридных условиях практически отсутствует.

Песчаные пустыни населены из растений в основном колючими кустарниками, из животных — пресмыкающимися и мелкими степными животными. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Снежные пустыни в основном находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду.

История

Согласно преданиям, монастырь существует с XV века. Пустынь предоставляла 2 разные обители инокам и инокиням, проживать совместно было запрещено. Первая летопись, в которой упоминается монастырь, датируется 1629 годом.

Маргарита Кушниренко

В период смуты здания монастыря подвергались набегам и разорению и не успели полностью оправиться от них и к XVIII веку. Состояние еще сильнее ухудшилось, когда монастырь заставили платить оброк. К 1724 году в пустыни было всего 12 человек, было решено упразднить ее, но 2 годами позже Екатерина I отдала указ о восстановлении.

В середине века обитель активно развивалась, была построена колокольня и новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы с 2 приделами. Оптину пустынь заметил Московский митрополит, было решено присоединить ее к Калужской епархии.

К 1821 году обитель обзавелась больницей, 2-мя новыми храмами и новой колокольней. Штат сильно увеличился, начали селиться пустынники. Участились паломничества, возрос объем пожертвований.

Юлия

С приходом коммунистов Оптину пустынь закрыли. В 1923 году она числилась музеем, в 31-м — домом отдыха. Во время войны здесь располагался госпиталь, а к ее окончанию — фильтрационный лагерь для проверки вернувшихся из плена.

В 1987 Оптина пустынь снова стала православным объектом и строения начали постепенно возвращать. На сегодняшний день практически все вернулось к оригинальному виду и предназначению, проводились реставрации.

↑ Население

Плотность: 

  • Новгородские районы – 17-32 человек на 1 кв. км;
  • в северных районах Смоленской области – 20; 
  • в Тихвинском районе Ленинградской области – 10-20; 
  • в Тверской области — 15; 
  • в районах Пскова – 4-15 человек на кв. км.

Главная часть жителей русские, много карелов. Ближе к северу встречаются ижорцы, вепсы, водь. В центре и к югу — украинцы, цыгане, армяне.

Географическое положение

Свято-Введенская Оптина пустынь – православный мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Относится к Калужской епархии, но в то же время является ставропигиальным монастырем. Рядом с монастырем находится город Козельск, известный как город военной славы. Рядом с монастырем так же проходит речка Жиздра, которая в свою очередь является притоком Оби. Расстояние от Козельска до Калуги – 72 километра, от монастыря до Козельска – 2 километра. Это позволяет добраться до Оптины буквально за час на автомобиле.

Поездка до места где находится Оптина пустынь получится впечатляющей. Красивые панорамы, встречающиеся повсеместно по пути из Калуги, не оставят равнодушными даже самых изыскательных людей. Весь русский православный дух, содержащийся в рамках стереотипов где-то в головах людей, находит свое отражение при поездке в эту колыбель православия в России. Очаровательная природа этих мест не позволит заскучать, а ощущение приближения к чему-то очень высокому и духовному заставит трепетать вашу душу.

История Оптиной пустыни

Оптина пустынь являет собой живой и яркий пример духовного возрождения России. Построен Оптинский монастырь был на опушке соснового леса. От ближайшей деревни его отделяла речка Жиздра. Открытие обители в этих местах положило начало духовному росту. Пришедшие в монастырь старцы обладали чудотворными дарами исцеления, утешали всех страждущих и помогали им найти свой истинный путь.

Интересные факты о монастыре:

  1. Точная дата создания храма на сегодняшний день остаётся неизвестной. По некоторым гипотезам, монастырь был основан отшельниками, которые выбрали это глухое уединённое место для своего духовного подвига.
  2. Уже в XVII столетии монастырь владел деревянной церковью, несколькими кельями, участком земли возле города Козельска и мельницей. В обители тогда проживали 12 иноков во главе с иеромонахом Феодором.
  3. В это же время Оптинская обитель начала застраиваться каменными зданиями. Здесь была выстроена колокольня, два флигеля с кельями для монашеской братии. Также был пристроен казанский храм и больничный храм с несколькими кельями.
  4. После прихода императора Петра I Оптина пустынь сильно обеднела и была признана «малообратной». Правда, следует заметить, что это продлилось не слишком долго.
  5. Уже в 30-е годы XVIII столетия обитель стала постепенно восстанавливаться. Ей были возвращены мельница и земельные угодья. К концу XVIII столетия с помощью митрополита Платона удалось превратить этот монастырь в настоящее духовное пристанище для истерзанных душ, ищущих покоя и истины.
  6. В XIX веке этот мужской монастырь познал свой истинный расцвет во всех отношениях. Его материальное благополучие в это время существенно возросло. К этому времени численность монахов уже достигла 150 человек. В 40-е годы в обители стала издаваться духовная литература.
  7. Ушедший XX век оказался для православной церкви одним из наиболее тяжёлых и сложных. Монастырь был официально закрыт указом советского правительства. В зданиях обители была устроена лесопилка и дом отдыха.

В 1987 году этому святому месту был возвращён его прежний статус. Монастырю вернули все ценности, требы и постройки, как духовные, так и хозяйственные. В течение года проводилась активная реставрация монастыря, и вскоре там начали проводиться богослужения.

Полезное видео: поездка в Оптину пустынь часть 1

Как доехать

Территориально монастырь размещен в Калужской области, от самой Калуги около 75 километров, но ближе располагается город Козельск, до которого только пара километров. Пожалуй, чрезмерным является описание автомобильного путешествия, так как сейчас не составит труда пользоваться различными навигаторами и другими приборами. Всегда легко посмотреть геолокацию и узнать, где находится монастырь.

Поэтому рассмотрим другие варианты, то есть общественный транспорт. Из столицы схема выглядит следующим образом:

  • автобус до самого монастыря отправляется от метро Теплый Стан, точнее, поблизости от этого метро действует одноименная автобусная станция, оттуда и нужно ехать;
  • на выбор есть разные варианты, к примеру, рейс Москва – Козельск довезет примерно за пять часов до козельского автовокзала, а оттуда курсирует маршрутка № 2, которая идет непосредственно до Оптиной пустыни;
  • также есть рейс Москва – Сосненский, который ходит не так часто, как предыдущий рейс, но довозит прямо до самого Оптинского монастыря.

Уточнять адрес ни у кого не потребуется, так как обслуживающие этот маршрут водители знают, куда направляется большинство приезжающих, и легко подскажут вам дорогу. Подобным образом и отыскать собственно монастырь не составит труда. Даже из самого Козельска (откуда расстояние до Оптиной пустыни минимальное) или Калуги вполне легко смогут довезти различные маршрутки и частники.

Для того чтобы доехать до Калуги, может воспользоваться железной дорогой. Нужно выбирать поезда, которые следуют до вокзала Калуга-1 и оттуда, соответственно, ехать до Козельска. Также возможен вариант доехать до самого Козельска на транзитном поезде, они следуют из разных стран и городов, но нужно уточнять текущее расписание, к примеру, на сайте РЖД.

Где остановиться

Как нетрудно догадаться, в городе, где практически каждый знает, как доехать до Оптиной пустыни, развита некоторая туристическая индустрия для паломников монастыря на фоне высокого интереса людей к этому месту. Поэтому не составит труда найти адреса проживания и в самом Козельске, от которого не так далеко ехать.

Если вы приезжаете на длительный период, то вполне удобным может быть ездить из города на какие-то службы, день проводить в монастыре и возвращаться обратно. Тем не менее, есть и более удобный вариант, который позволяет каждый раз не искать, как доехать до Оптиной пустыни, и предполагает размещение на территории самой обители. На территории монастыря действует отель для священнослужителей и людей из мира.

Помимо этого есть возможность устроиться в Оптину пустынь трудником. Как правило, так приезжают верующие, которые хотят плотнее приобщиться к монастырскому укладу. Таким людям становится доступна регулярная служба в храмах, возможность ближе узнавать монастырь и его обитателей, но за проживание и еду нужно платить собственным трудом, то есть брать послушание на различные монастырские дела.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации