Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Крепость новодвинская: фото, как добраться

Как выглядит крепость сегодня?

Новодвинская крепость, экскурсии по которой довольно редки, сегодня выглядит как живописные развалины. Ее стены находятся под охраной государства. Проводятся небольшие реставрационные работы, чтобы строение не развалилось окончательно.

В данный момент восстановлены лишь Рогаточный бастион и передняя стена фасада. Есть смотровая площадка, сбитая из дерева. На ней располагаются щиты с планами проходивших здесь сражений.

Здесь сейчас находится комендантский дом, где проживает команда реставраторов

Следует осторожно передвигаться по валу, так как существует вероятность обвала. Ныне здесь остались такие ветхие сооружения, как офицерский дом, пороховой погреб

Ранее за рвом было захоронение солдат.

Реставраторы создали небольшой музей под открытым небом, который представляет собой небольшие таблички с указаниями важных для жизни бастиона событий.

Крепость Новодвинская в настоящее время является ценным историческим памятником. Сюда едут люди со всех уголков России. Конечно, это не огромный, роскошный дворец, но в ней есть своя неповторимость. Ведь за триста лет сооружение ни разу не перестраивали. Прикоснуться к истории прошлых времен легко можно в этом древнем бастионе.

Архитектура

Артиллерийский арсенал

Единый ансамбль крепости располагается на обоих берегах реки: на левом берегу Мостовое укрепление, на правом — основная часть крепости (цитадель), их соединял наплавной понтонный деревянный мост через реку (первая постоянная переправа в Латгалии). Монументальная фортификационная система с обшитыми рваным и тёсаным камнем эскарпами главного вала, восемью бастионами, , казематами с мощными кирпичными сводами отличается строгостью и тщательностью исполнения.

Николаевские ворота

Михайловские ворота

Промежуточные ворота

Крепость решена в виде укреплённого города: овальная в плане территория расчленена регулярными кварталами. Посреди кварталов расположена квадратная (150х150 м) плацпарадная площадь. Главная вертикальная доминанта возвышалась у этого ядра крепости и представляла собой двухбашенный костёл высотой 60 м с барочным декором (костёл в начале XIX века был обращён в православную церковь; во времена Первой Латвийской Республики службу проводили как для католиков, так и для лютеран и православных, в 1944 году храм был взорван). По детальному проекту застройки И. Х. Трузсона () были проложены главные (шириной 21 м) и второстепенные (шириной 10 м) улицы, внутри которых располагались военные и частные постройки, выделенные в зоны.

Важнейшие двух- и трёхэтажные здания дома коменданта, штаба, артиллерийского и инженерного арсеналов, госпиталя на 1000 человек, солдатских казарм, жилых домов командного состава, также четверо крепостных ворот сооружены по проектам архитектора А. Е. Штауберта. Их скупой декор составляют стереотипные детали, характерные для позднего классицизма. В оформлении южных Михайловских ворот и западных Николаевских ворот использованы мотивы египетской архитектуры и готики; образцом служили ворота прусской крепости в Кобленце — форта «Франц». Александровские ворота восточные и Константиновские ворота северные ворота были схожи по архитектуре. В 1962 году Константиновские ворота были разрушены для ввоза на территорию училища крупногабаритного оборудования. Ворота названы в честь императора Александра I и его братьев — Великих Князей.

В 2008 году по заказу городской Думы было проведено полномасштабное историко-культурное, архитектоническое и техническое исследование Николаевских ворот. В конце 2009 года был разработан технический проект реставрации ворот. В 2010 году проведено историко-культурное, архитектоническое и техническое исследование Александровских ворот.

История

В 1924 году брат и сестра Карельские из деревни Захарово основали коммуну «Красная заря», построив два дома в безлюдном местечке на левом берегу протоки Мечка-Полой реки Северной Двины.

С 7 апреля 1935 года здесь началось строительство сульфит-целлюлозного комбината, названное Архбумстроем. 1 мая 1938 года было решено создать лагерь для осуждённых Мечкострой (в составе Архлага) для использования труда заключённых в строительстве. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 апреля 1941 года населённый пункт имени Ворошилова при строительстве получил свой первый официальный статус, был отнесён к категории рабочих посёлков и назван Ворошиловским, так как построенный в 1940 году, комбинат уже с 1936 года носил имя К. Е. Ворошилова.

В 1957 году посёлок Ворошиловский Исакогорского района города Архангельска был переименован в посёлок Первомайский.

В 1977 году численность жителей поселка приблизилась к 50 000 тысяч человек. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 ноября 1977 года посёлок городского типа Первомайский получил статус города областного подчинения и название «Новодвинск». 24 ноября принято считать днем рождения города.

Устройство бастиона внутри

Новодвинская крепость XVIII века, история и археология которой интересуют исследователей до сих пор, имела свое определенное внутреннее устройство. Добравшись до Новодвинской крепости в Архангельске, путник мог попасть вовнутрь через трое ворот: Двинские, Летние, Равелинные. Ранее они были искусно украшены.

Покинуть крепость в случае необходимости можно было и через подземные ходы. Их было около 10, но сегодня от них практически мало чего осталось.

Военные проживали в корпусах на территории постоянно. Казармы были выстроены возле Двинских и Летних ворот. Имелась в бастионе и церковь Петра и Павла. Ее освятили еще в процессе строительства в 1702 году. Так что по всем нормам и канонам того времени крепость Новодвинская должна была называться Петропавловской. В честь церковного названия. Но жители бастиона сами окрестили ее Новодвинской. Через некоторое время и саму церковь начали именовать так же.

Управляющие крепости

Главные обязанности современного гражданского коменданта крепости — координировать все процессы, происходящие в Даугавпилсской крепости; в сотрудничестве с коммунальными службами организовывать работы по благоустройству крепости и содержанию её территории; коммуницировать с жителями крепости и собственниками имущества по актуальным вопросам и т. д.

  • 2 мая 2011 года — 1 июля 2013 года — Дукшинский Янис Янович
  • с 26 июля по 11 сентября 2013 года обязанности управляющего временно исполнял Махлин Артём Геннадьевич, эксперт по проектам Центра культуры и информации Даугавпилсской крепости при Даугавпилсской городской думе
  • 12 сентября 2013 года—настоящее время — Островский Янис

Крепость на Двине: взгляд через три века

Петр I, готовясь к Северной войне и нападению шведов, повелел возвести в Дельте Северной Двины на острове Бревенник оборонительное сооружение. В Архангельске государь строил флот, и город нуждался в надежной защите.

Стратегически важный объект

Крепость, заложенную в 1701 году, воздвигли в удобном для обороны месте: водный рукав соединял здесь Архангельск с морем, и все корабли неминуемо попадали в зону огня крепостной артиллерии.

Новодвинская крепость – первая крепость в России, построенная по голландскому проекту: руководил строительством прусский инженер Георг Эрнст Резе. На стройке работали 10 тысяч человек, которые получали хорошую плату.

Крепостное сооружение – квадратная цитадель с внешним укреплением. По углам крепости – бастионы на расстоянии 120 метров друг от друга.

Стены протяженностью 1510 метров, высотой 6.4 и толщиной 3,2 метра выложены из белого известняка и заполнены бутовыми камнями, скрепленными металлическими скобами. Громаду держит поле лиственничных свай. С внутренней стороны – земляной вал шириной 20 метров, а наверху по стенам – земляной бруствер высотой 2 метра с частоколом.

Дополнительная защита крепости – круговой ров шириной 30 метров, заполненный водой, и гласис – пологая земляная насыпь перед ним, чтобы улучшить обстрел местности.

Внутри – два кирпичных здания для коменданта и офицеров, 4 пороховых погреба, казармы и склады, башня с флагштоком. На центральном плацу – деревянная церковь во имя Петра и Павла.

Доступ в крепость – через трое ворот, покинуть сооружение можно незаметно через 10 тайных подземных ходов. Крепость, модернизированная русскими инженерами, стала непреодолимой преградой для нападения иностранных судов.

Боевое крещение

Оборонительный рубеж строили 2 десятилетия, закончив в 1721 году, однако уже в первый год крепость приняла бой. Это была первая и последняя попытка шведов пройти к Архангельску – больше никто не пытался.

25 июня 1701 года под стенами строящейся крепости грянуло сражение, которое навсегда похоронило планы шведского короля Карла захватить Архангельск и уничтожить русскую судоверфь.

К крепости приблизились три шведских корабля, передовой отряд противника, который к этому времени взял в плен кормщика Ивана Рябова. Бой, длившийся 13 часов, закончился полной победой русских. Лоцман хитростью завел корабли в район мелей, где под огнем русских пушек им пришлось сдаться.

Два шведских военных корабля с полным вооружением стали добычей защитников крепости, третий, основательно потрепанный береговой артиллерией, едва успел скрыться. Раненый кормщик был спасен и удостоен царской награды.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НОВОДВИНСКАЯ РЕМОНТНО — СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС2903006864

О компании:
ООО»НОВОДВИНСКАЯ РЕМОНТНО — СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» ИНН 2903006864, ОГРН 1042901201221 зарегистрировано 31.05.2004 в регионе Архангельская Область по адресу: 164900, Архангельская обл, город Новодвинск, улица Мельникова, 1. Статус: Ликвидировано. Размер Уставного Капитала 10 000,00 руб.

Руководителем организации является: Единоличный Исполнительный Орган — Директор — Фурман Виктор Маркович, ИНН . У организации 4 Учредителя. Основным направлением деятельности является «торговля автотранспортными средствами».

Статус: ?
Ликвидировано

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

31.05.2004

Дата ликвидации: 23.11.2005

ОГРН 
?
 
1042901201221   
присвоен: 31.05.2004
ИНН 
?
 
2903006864
КПП 
?
 
290301001

Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
164900, Архангельская обл, город Новодвинск, улица Мельникова, 1
получен 31.05.2004
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица
 ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Единоличный Исполнительный Орган — Директор
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Фурман Виктор Маркович

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует сПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
03.11.2005

Учредители ? ()
Уставный капитал: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
10 000,00 руб.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

АДВОКАТСКОЕ БЮРО «САМОЙЛОВ, ТОЛПЕГИН И ПАРТНЕРЫ» По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

7 000,00руб., 03.11.2005 , ИНН

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ » АВАНГАРД» По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

2 000,00руб., 03.11.2005 , ИНН

Фурман Виктор Маркович
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

700,00руб., 03.11.2005 , ИНН

Лохновская Ольга Александровна
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

300,00руб., 03.11.2005 , ИНН

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
45.1 торговля автотранспортными средствами

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №3 По Архангельской Области И Ненецкому Автономному Округу
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
31.05.2004

Регистрация во внебюджетных фондах

ФондРег. номерДата регистрации
ПФР 
?
 
039007000839
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
04.06.2004
ФСС 
?
 
290030062029001
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
16.09.2004

Финансовая отчетность ООО»НОВОДВИНСКАЯ РЕМОНТНО — СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» ?

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ООО»НОВОДВИНСКАЯ РЕМОНТНО — СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства ООО»НОВОДВИНСКАЯ РЕМОНТНО — СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»
?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений ООО»НОВОДВИНСКАЯ РЕМОНТНО — СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»
?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Больше информации об организации — в Премиум доступе

Фото и описание

Новодвинская крепость в Архангельске была построена в годы правления царя Петра I. Ею долгое время гордились русские воины, и боялась иностранная армия. До нашего времени крепость сохранилась частично и помнит истории ожесточенных боев.

В 1700 году Петр I приказал возвести военную крепость на берегу реки Малая Двинка. Архангельск был первым городом, в котором построили русское адмиралтейство и заложили верфь. Царь знал о том, что одно лишь место, где шведская армия могла напасть на русские земли, был крупный порт Архангельск, следовательно, крепость, на его взгляд, должна была быть абсолютно неприступной и вмещать не менее 1000 воинов.

Зодчим был назначен Георг Эрнест Резе, решивший, что лучшим местом для возведения крепости будет остров Линской Прилук. В 1701 году, весной, было начато строительство Новодвинской крепости. Практически за 1 месяц была подготовлена площадка для ее возведения. В июне 1701 года был заложен фундамент крепости. В это же время шведские войска попытались напасть на порт. К счастью, сюда было доставлено достаточное количество пушек, и, благодаря правильному ведению боя на воде, русские разгромили шведов.

Для возведения Новодвинской крепости в Архангельск на деревянных баржах доставлялся белый природный камень из Орлецов. В строительстве активно участвовали местные монастыри.

В 1702 году Петр лично приехал в Архангельск для руководства строительными работами, основная часть которых была закончена в 1705 году. Были возведены стены крепости и сторожевые башни. Царь указал оснастить крепость 108 пушками. Вокруг крепостных стен в 1711 году были образованы все необходимые укрепительные и защитные сооружения. Лишь в 1731 году Новодвинская крепость была причислена к списку оборонительных крепостей России. Но в январе 1863 года она лишилась этого статуса, потому что военный порт в Архангельске был расформирован.

Во время Крымской войны, в 1854-1856 годах, Новодвинскую крепость осадили. В ее истории это был последний раз, когда она выполняла свою непосредственную роль.

В 1864 году крепость была отдана в ведение архангельской епархии, которая решила устроить здесь женское училище, но отказалась от этой затеи, потому что в это время строилась линия железной дороги, связывающая Вологду с Архангельском. Для постройки станций нужно было много камня. Духовенство решило продать часть стен крепости на нужды строительства. Таким образом, некогда величественная крепость превратилась в обычный строительный материал.

В 1898 году архангельский губернатор запретил продавать крепостные стены и велел комиссии оценить состояние крепости. В начале XX века коллектив историков, исследователей и архитекторов-реставраторов принялся за подробное изучение памятника архитектуры. В 1913 году (в других источниках в 1911 году) Новодвинскую крепость причислили к списку достопримечательностей России.

В конце 1940-х годов здесь была размещена детская колония, в которой содержались малолетние правонарушители. Затем, тут базировался завод, производящий водную технику, где работали те же малолетние преступники. В 1990-х годах были организованы крупные реставрационные работы.

Несмотря на многочисленные военные действия, сильно разрушившие стены, Новодвинской крепости удалось сохранить свой первозданный вид. Ее уникальность и неповторимость заключаются в том, что она стала I крепостью бастионного типа, образованной в северной области России. Она была построена в голландском стиле. Подобные строения можно увидеть в Америке, Голландии и бывших колониях этих стран. Крепость представляет собой конструкцию в форме квадрата с 4-мя бастионами: Рогаточным, Флажным, Морским и Могильным. Длина стен – 300 метров, высота – 5, толщина – от 2,5 до 3,5 метров. Расстояние между бастионами составляет около 120 метров.

Дальнейшая судьба крепости

В 1898 году была произведена оценка состояния стен крепости. Архангельский губернатор запретил продажу сооружения в виде стройматериала. Так памятник истории уцелел, хоть и был к тому времени сильно разрушен.

В начале 20 века команда историков, археологов-реставраторов и исследователей начала активно изучать представленный памятник. В 1913 году, после проведенной ими работы, крепость включили в список достопримечательностей России.

В предвоенные годы здесь была обустроена детская колония. В ней содержали несовершеннолетних нарушителей. В годы Второй мировой войны здесь было налажено производство водной боевой техники. Работы выполняли бывшие узники детской колонии.

В 1990 году группа ученых начала проводить здесь работы по реставрации развалин некогда славной и внушающей страх крепости.

История Новодвинской крепости

В XVIII в. единственным торговым и морским портом России был Архангельск. Петр I распорядился сделать здесь верфи, где строили и торговые, и военные корабли. Так город постепенно стал центром судостроения, его стратегическое значение возрастало. Шла Северная война, и царь понимал, что нападение шведов на такой важный объект просто неминуемо.

Чтобы подготовиться к встрече с врагом, Петр I приказал построить укрепление, которое бы вмещало тысячу человек. Инженер-фортификатор Иоган Адлер первым попытался составить план строительства, однако тот не понравился Петру. Другой военный инженер Егор Резен приступил к работе в апреле 1701 г.

На тот момент это была самая масштабная стройка во всем государстве. Возводили из камня и леса. Основную часть камня добывали в Орлецах и отправляли к крепости на баржах. В дело были вовлечены почти три тысячи крестьян из ближних деревень, учредили даже специальный орган для управления работами — так называемую Семиградскую ратушу. Место было выбрано максимально недоступное для неприятеля. С востока и запада крепость защищена водными преградами, на севере — болотистый берег, и только с юга был возможен подход вражеских войск.

Илья Михайлович Петров

Сражение со шведами

Строительство происходило очень быстро: в мае 1701 г. уже был готов план и расчищена территория, в июне заложили крепость. И сразу же новому оборонительному сооружению, еще в начале строительства, пришлось принять бой. Шведские войска попытались пойти в атаку на Архангельск, прислав в устье Двины военные корабли.

Одно из судов село на мель у самой крепости, другие были обстреляны из пушек береговой батареи, а два даже захвачены в плен вместе с орудиями и амуницией. Так Новодвинская крепость получила первые трофеи. Бой длился 13 часов и закончился тем, что враг отступил. Это стало первой победой русских войск и переломным моментом в истории Северной войны.

Завершение строительства

В 1702 г. Петр сам приехал в Архангельск, чтобы руководить строительством. Для царя возвели деревянный дом на острове, где он жил полных два месяца. Работали и над возведением храма святых покровителей Петра и Павла. Крепостная церковь из бруса была закончена и освещена в августе 1702 г., в ее освещении принял участие царь.

Достроили крепость в 1705 г., но еще почти 10 лет длилось формирование и комплектация фортификационного комплекса. На вооружение поставили 180 пушек. В 1731 г. включили Новодвинскую крепость в штатный реестр.

Панорама стены укрепления

Крымская война

Во время Крымской войны крепость спасла Архангельск только тем, что наводила страх на противника. В 1854 г. было объявлено об осадном положении крепости, тут же ее дополнительно вооружили и укрепили, оборудовали артиллерийские точки. Англо-французская эскадра не решилась зайти в устье Северной Двины, боялись погибнуть под огнем крепостных орудий.

Судьба строения после войны

В 1864 г. военный порт в Архангельске закрыли. Отпала и необходимость в оборонительном сооружении, поэтому бастион передали в ведение Архангельской епархии. Сначала сановники обдумывали вариант создания на этой территории епархиального училища для женщин, однако скоро отказались от идеи. В Новодвинской крепости в итоге устроили склад строительных материалов и другой хозяйственной утвари, а часть камней из оборонительных стен и вовсе распродали. Известно, что до сегодняшнего дня в постройках Северной железной дороги можно увидеть белые глыбы — это блоки, взятые со стен крепости. К концу XIX в. в ситуацию даже вынужден был вмешаться губернатор, который остановил уничтожение бастиона.

В 1911—1913 гг. известный русский реставратор изучал крепость и предложил внести строение в список достопримечательностей России. Но начало Первой мировой войны, а затем и приход советской власти помешали реализации этих планов.

Сергей Козыренко

При СССР крепость отдали под детскую колонию, а в 1930 г. переориентировали учреждение под содержание совершеннолетних преступников. Трудовая колония достраивалась и расширялась, поэтому часть бастиона разрушалась. Так был уничтожена облицовка из камня, практически все внутренние постройки, разобраны северные и восточные куртины, многие части цитадели просто обрушились от времени. Внутри крепости находились цеха колонии, а жили заключенные в поселке.

В 90-х годах XX в. начался длительный процесс выселения колонии из Новодвинской крепости. Только в 2007 г. она была передана в ведение Краеведческого музея. В 2008 г. начались работы по реставрации. Однако на сегодняшний день частично приведены в порядок только южная и западная части памятника истории и архитектуры, процесс восстановления продолжается.

Mari Borodulina

История

24 декабря 1700 года царь Пётр указал двинскому воеводе князю Алексею Петровичу Прозоровскому

Гравюра из книги «Путешествие через Московию в Персию» (Амстердам, 1711) художника-путешественника Корнелиуса де-Брюйна, посетившего Архангельск в 1701 и 1703 годах.

Оборонительные сооружения крепости. фотография Якова Лейцингера, 1899

Начало строительства было назначено на весну 1701 года. Для выбора места, составления чертежей и смет в Архангельск был направлен инженер-фортификатор Яган (Иоган) Адлер. Составленный им план не удовлетворил Петра, и в конце марта он посылает на Двину военного инженера, участника осады Азова, Егора Резена (Георга-Эрнеста Резе), который, прибыв в Архангельск 18 апреля 1701 г., сразу же приступил к работе. Им было выбрано место строительства на острове Линской Прилук в 20 верстах от Архангельска. 3 апреля царь учредил особый орган управления строительными работами «Семиградскую ратушу», которая нанимала рабочих, заготавливала строительные материалы и инвентарь, вела отчётную документацию. Руководил «Семиградской ратушей» дьяк Федор Гусев. Конец апреля — начало строительных работ. Наблюдение за строительством переходит к соратнику Петра — архиепископу Холмогорскому и Важскому преосвященному Афанасию. 12 мая Георг Резе представил план крепости, а 14 мая уже были закончены работы по расчистке территории и начато рытье рвов под фундаменты. Хозяйственной частью строительства руководил стольник Иевлев Селиверст Петрович. 12 июня 1701 года — закладка крепости. 13 июня — Пётр подписывает указ о принятии оборонительных мер при появлении в Белом море шведских фрегатов, а 16 июня пишет грамоту архиепископу Афанасию о передаче ему исключительных полномочий по обороне Беломорья.

25 июня, когда строительство крепости только-только начиналось, шведы предприняли атаку на Архангельск. К строящейся крепости подошел авангард шведской эскадры, состоявший из 3 военных кораблей (2 фрегата и яхта) под английскими и голландскими флагами. Остальные 4 больших корабля остались у о. Мудьюг, ожидая исхода разведывательной операции. Один из фрегатов и яхта сели на мель из-за малой глубины реки вблизи крепости и были обстреляны из пушек береговых батарей. После 13-часового боя шведы покинули фрегат и яхту и на шлюпках ретировались к другому фрегату. Экспедиция провалилась, и шведы покинули устье Двины.
По преданию, суда были посажены на мель помором Иваном Рябовым.

Архитектура

Новодвинское укрепление каменно-земляное, ориентировано по сторонам света. По форме — квадрат с вытянутыми бастионами по углам. У каждого бастиона есть свое название: Рогаточный, Морской, Могильный, Флажный. Это первая в России так называемая звездчатая крепость, построенная по голландскому проекту. Именно по ее примеру позднее возвели знаменитую Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге.

Укрепленные стены протяженностью 1500 м рассчитаны на оборону и артиллерийский бой. Толщина каменной кладки от 2,5 до 3,5 м, а основание земляных валов достигает 20 м в ширину на некоторых участках. Южная куртина была самой укрепленной, оснащенной караульными башнями. С северной стороны вход в бастион прикрывал равелин, который был разобран и до наших дней не сохранился.

Попасть внутрь можно через одни из трех ворот. Южные (также назывались Летними или Полуденными) находятся в центре южной куртины. Именно к ним выходит турист, приехавший по современной дороге, чтобы осмотреть крепость. Вход был оформлен в стиле античной арки, ворота защищены подъемными решетками. Также выглядели и Двинские ворота (главные), выходившие на берег реки. Третьи ворота называются Равелинными, находятся с северной стороны. Историки утверждают, что в крепость вели тайные подземные ходы.

Екатерина Горбунова

Во дворе располагались казармы — кирпичные двухэтажные здания. Имелись оружейные склады, многочисленные хозяйственные помещения и дом коменданта крепости. В центре двора находился небольшой деревянный храм. За долгую историю крепости ее ни разу принципиально не перестраивали, поэтому стены по сей день сохранили свои изначальные черты, правда, уже в довольно разрушенном виде. Из внутренних построек почти ничего не уцелело, только офицерский дом.

Транспорт города

Через Новодвинск проходит трасса «Архангельск — Исакогорка — Новодвинск — Кехта — Холмогоры», она следует по центральным улицам Мира, Третьей пятилетки, 50-летия Октября, Фронтовых бригад.

Ранее в Новодвинске действовало до 4 городских автобусных маршрутов. В настоящее время остался лишь один из них — №1 «Центральная проходная АО «АЦБК» — Проходная 3-й очереди АО «АЦБК». В 2011 году перевозки по маршруту были приостановлены. Вплоть до сентября 2020 года, когда начал действовать контракт, заключённый администрацией города с перевозчиком по итогам конкурса, проведенного в августе, маршрутом официально могли пользоваться только работники АЦБК и АФЗ.

Несмотря на существование городского автобуса, большую часть пассажиров перевозят пригородные и межмуниципальные маршруты, проходящие по центральным улицам города:

  • 144 г. Новодвинск (берег) — г. Архангельск (МРВ);
  • 144э г. Новодвинск (берег) — г. Архангельск (МРВ) («э» — экспресс; версия маршрута 144 с остановками только в Архангельске и Новодвинске, перевозки осуществляются микроавтобусами);
  • 145 г. Новодвинск (берег) — о. Краснофлотский — Архангельск (автовокзал);
  • 260 г. Новодвинск (ул. Уборевича) — пос. Турдеево;
  • 262 г. Новодвинск (ул. Димитрова) — дер. Григоровская;
  • 265 г. Новодвинск (ул. Димитрова) — дер. Негино (с заездом в СНТ «Зори Севера»);
  • 267 г. Новодвинск (ул. Уборевича) — Муниципальное кладбище;
  • 524 г. Архангельск (автовокзал) — г. Новодвинск — с. Холмогоры (в период паводка автобус ходит до дер. Анашкино).

В городе работают несколько служб такси.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации