Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Николо-берлюковская пустынь. во имя россии, во славу россии

👀 Читайте также. Всё по теме

Первая каменная постройка монастыря

По мере увеличения числа паломников, желавших поклониться чудотворной иконе и внять наставлениям старца Варлаама, пополнялась и скудная до той поры монастырская казна. Прошло несколько лет, и на пожертвования богомольцев и вклады посетивших обитель бояр на месте прежней часовни был воздвигнут каменный храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1710 году, поскольку монастырь (Николо-Берлюковский) ещё не имел официального статуса по решению епархиального руководства, храм получил статус подворья московского Чудова монастыря, и для служения в нём, а также общего обустройства из столицы прибыли несколько монахов во главе с настоятелем Похомием. Это был существенный шаг на пути признания обители Московским Патриархатом.

Патриаршее повеление об учреждении новой обители вышло семью годами позже, и, получив официальный статус, пустынь была изъята из ведения Чудова монастыря. История сохранила имя первого настоятеля монастыря, им был иеромонах Диодор, отдавший служению Богу в стенах вверенной ему обители двадцать лет.

Падения и взлеты

Только в 1759 году появляются известия о возобновлении монашеской жизни в Берлюках. Монастырь относительно успешно «проскочил» Екатерининскую секуляризацию 1764 года — не был закрыт по бедности, всего лишь выведен за штат, но… спустя всего несколько лет пал жертвой «благих побуждений». Надо же было настоятелю Никону в 1770 году написать в Московскую духовную консисторию жалобу на крайнее стеснение в средствах, из-за чего обитель пребывает в плачевном состоянии! Дух секуляризаторства еще был силен, и в Москве постановили немедленно «исправить упущение 1764 года». Обитель во второй раз закрыли.

Впрочем, ненадолго. Берлюковский монастырь был возрожден в 1779 году усилиями митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Стараниями владыки появились и благотворители. Начинается активное строительство. Собственно, тогдашнего игумена Берлюков так и прозвали — Иоасаф Строитель. Он был переведен сюда из Николо-Перервинского монастыря (ныне в черте Москвы), одной из любимых обителей митрополита Платона. Второй был, как известно, «духовный щит» — Николо-Пешношский монастырь. И именно с берегов Пешноши происходили три настоятеля Берлюков, управлявших монастырем, с благословения Платона, подряд с 1806 по 1828 год.

А в 1829-м произошло великое чудо: была обретена чудотворная икона «Лобзание Христа Иудою», ставшая главной монастырской святыней. За происходящими от нее исцелениями в Берлюки потянулись многочисленные паломники, что совершенно изменило всю монастырскую жизнь. Началась пора процветания. Середина XIX века — период, когда обновляются все монастырские постройки. Строятся ныне существующие храмы Христа Спасителя и Василия Великого, а также многие жилые и хозяйственные сооружения.

Работами и всей монастырской жизнью руководит игумен Венедикт — также один из выдающихся настоятелей Николо-Берлюковской пустыни. Его дело продолжили и последующие руководители. К концу XIX века монастырь приобретает окончательно сформировавшийся облик: в пещерах обустраивается церковь во имя Собора Иоанна Предтечи, возводится Троицкий храм и, наконец, на исходе столетия — грандиозная колокольня по проекту признанного мастера русской эклектики А. С. Каминского. Это одна из самых высоких колоколен Подмосковья, выше нее (из сохранившихся) — только колокольня Николо-Угрешского монастыря, да и то разница невелика — 90,34 против 93 метров.

Беды начались вскоре после революции. В 1922 году изъяли ценности. В том числе и ризу с иконы «Лобзание Христа Иудою». Сам образ бесследно пропал. Монастырь закрыли — уже в третий раз — в 1930 году. В здании разместился дом инвалидов, потом — психиатрическая больница для туберкулезных.

Несколько десятилетий стояли мрачные, давно требовавшие ремонта монастырские стены, да возвышалась над ними громада колокольни.

Только осенью 2002 года ее вместе с храмом Христа Спасителя вернули церкви. Еще несколько лет занял ремонт. При этом насельники были вынуждены делить территорию с домом скорби.

И вот, в 2015 году, после 13 лет борьбы, больницу вынесли за территорию обители, и монастырю наконец передали все постройки. Ремонтные работы продолжаются, но колокольня уже побелена и радует глаз, храм Христа Спасителя отрыт и действует, на монастырском огороде выращивают сельскохозяйственные культуры и лекарственные травы. В Божий дом вернулась духовная жизнь.

Первые иноки на реке Воре

Среди историков бытует мнение, что Николо-Берлюковский монастырь берёт своё начало от пещер, выкопанных здесь первыми иноками, пришедшими сюда в XII-XIII вв. Несмотря на то что в русских землях пещерножительство, ввиду климатических условий, было уделом лишь сравнительно небольшого круга наиболее ярых аскетов, примеры этого монашеского подвига можно встретить на протяжении всей нашей истории.

Установлено, что в давние, ещё дохристианские времена на берегу реки Вори находилось языческое капище, и первые насельники монастыря, обосновавшись в этих местах, воздвигли на месте поверженных ими истуканов два храма – во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. В связи с этим невольно приходит на память история основания Киево-Печерской Лавры, где первые постройки были возведены на месте сброшенных в днепровские воды идолов.

Игумен-диссидент

В 1731 году его сменил иеромонах Иосия, пользовавшийся большим авторитетом у царевен Марии и Феодосии – родных сестёр почившего к тому времени государя Петра I. Судьба этого верного сына Русской православной церкви сложилась трагически. Он имел смелость открыто выступать против политики правившей в те годы императрицы Анны Иоанновны.

Как известно, десятилетие её царствования было характерно засилием иностранцев во всех государственных структурах и общей прозападной ориентацией политики. Будучи патриотом России, отец Иосия не побоялся публично обличать и саму императрицу, попиравшую национальные интересы, и её коррумпированное чиновничество. За своё диссидентство он был сослан на вечное поселение на Камчатку, где вскоре и умер, не выдержав её сурового климата.

События XIX столетия

При настоятеле Николае II жизнь в монастыре становится чрезвычайно строгой. Время XIX века именуется «золотым» для истории Николо-Берлюковского церковного комплекса. С этого периода на территории пустыни начинается этап копания пещер. Основателем пещерокопания (истинного подражания христианского аскетизма) стал иеромонах Максим, родившийся в Твери.

  • В конце весны 1829 г. Берлюковская пустынь обрела священную и прославленную реликвию, которая называется «Лобзание Спасителя Иудою». Первое чудо, произведенное иконой, исцелило слепую женщину. Летом этого же года святое изображение торжественно перенесли в Троицкий собор.
  • В 1829 г. настоятелем церковного комплекса назначили решительного и целеустремленного иеромонаха Филарета. Под его внимательным руководством пустынь деятельно развивалась и благоустраивалась. В 1830 г. здесь начали строить каменный корпус для братии. Через пять лет воздвигли собор в честь чудотворной иконы Христа.
  • Вскоре на территории появились поварни, пекарни и кельи. В 1844 г. с благословения патриарха в монастыре воздвигли церковь во имя Всех Святых. В 1851 построили большую колокольню, а через год полностью переделали собор Николая Чудотворца.
  • В 1865 г. в обители назначен чрезвычайно строгий настоятель Иона. Его труды по благоустройству церковного комплекса были отмечены Высочайшим кабинетом. Через год полностью завершились отделочные работы в церкви Спасителя. В 1869 г. через Ворю соорудили мост для удобного подъезда к Берлюковской обители.
  • В 1884 г. при настоятеле Адриане, бывшим ранее послушником самой пустыни, окончательно обустроили Троицкий собор, в котором находились подвалы и духовная печь. В его интерьере располагалось три престола и великолепно расписанный иконостас, святые образы облачались в серебряные ризы. Вскоре Адриан распорядился воздвигнуть на территории монастыря высочайшую (91 метр) колокольню, на создание которой ушло четыре года. Освящение грандиозного, удивлявшего современников сооружения произошло в 1900 г.

Главный храм Христа Спасителя построили в 1847 г. на основе камня. Он имел пять глав, аккуратную внутреннюю отделку, пол был выстлан тонкой плиткой, а ступени — белым камнем. Снаружи церковь покрыли железом и покрасили медянкой. Алтарь, купола и своды мастерски расписывали библейскими сюжетами, иконостасы покрывали позолотой и вырезали на них изображения Распятия.

Как добраться

Тот, кто желает добраться из Москвы до Берлюковской пустыни на собственном транспорте, должен двигаться по Щёлковскому шоссе, миновав Ярославскую железную дорогу. Далее, необходимо проехать через город Чкаловский, после реки Клязьма предстает село Анискино. Миновав поселки «Юность» и «Райки», паломники с моста через реку Воря вскоре увидят знаменитую колокольню Николо-Берлюковской обители.

До места назначения из Москвы (метро «Щелковская») доставляет автобус № 321.

Николо-Берлюковская пустынь имеет богатую историю, отражающую и радостные и трагичные события Отечества. Сегодня руководители монастыря стремятся восстановить религиозную деятельность, чтобы давать прихожанам шанс на общение со Всевышним Отцом. Братия обители творит множество дел милосердия, помогая нуждающимся и больным, а также сиротам.

Монахи делают все, что в их силах, чтобы современники научились воспринимать христианскую религию так, как делали это наши предки.

Николо-Берлюковский монастырь

История до наших дней

В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.

Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни

  • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
  • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
  • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.

Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

Это интересно: Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки — объясняем вопрос

Иеромонах-погорелец

Место, выбранное первыми поселенцами, находилось невдалеке от деревни Берлино (в последующие годы Авдотьино), поэтому основанная ими обитель поначалу именовалась Свято-Никольской Берлинской пустынью. Её история получает активное развитие после появления в этих краях иеромонаха Варлаама, пришедшего сюда в начале XVII века, когда русская земля была охвачена пожаром Смутного времени. Прежде он был насельником Стромынского Успенского монастыря, находившегося вблизи посёлка Фряново, но разорённого поляками и сожжённого ими в 1603 году.

Любопытно отметить, что именно после его появления в исторических документах той эпохи обитель начинает именоваться как Николо-Берлюковский мужской монастырь. О происхождении этого названия у исследователей нет определённого мнения. Народная же молва связывает его с именем некоего, промышлявшего в этих краях и затем раскаявшегося разбойника по кличке Берлюк, что означает «волк», или просто «зверь».

Имеет ли эта легенда под собой реальные основания – неизвестно, тем более что приписывать основание монастырей бывшим покаявшимся злодеям вошло в народную традицию. Примером тому может служить знаменитая Оптина Пустынь, также якобы основанная разбойником Оптой.

Век активного строительства монастыря

После кончины игумена Иоасафа, в 1794 году, монастырь продолжал расширяться. В течение всего XIX века на его территории воздвигались различные постройки как богослужебного, так и хозяйственного назначения. В 1835 году состоялась закладка храма Христа Спасителя, ставшего впоследствии архитектурным центром монастырского комплекса.

Кроме того, наиболее заметными сооружениями являются: построенная в 1840 году надвратная каменная церковь в честь Василия Великого, а также воздвигнутая в 1851 году колокольня, на которую был поднят колокол весом более тысячи пудов. Кроме того, двумя годами позже братия совершила торжественное освящение новой каменной церкви, выстроенной на пожертвования купца Ф. Ф. Набилкина.

Примечания[править | править код]

  1. Берлюковская Николаевская пустынь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. В 3 т. — Т. I Преобразования старых и учреждения новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 года. — СПб.: Тип. В. Безобразова и компании, 1890. — С. 81. — 294 с.
  3. Здравомыслов К. Я. Иосия (Самгин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. ↑ . Православная энциклопедия. Дата обращения 2 мая 2015.
  5. Танеев С. И. Дневники: В 3 кн. — М., 1981. — Кн. 1. — С. 91.

История до наших дней

В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.


Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни

  • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
  • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
  • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.

Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

Первое упразднение обители

Положение обители не изменилось к лучшему и в последующие царствования. Более того, в 1770 году, при Екатерине II, проводившей, как известно, политику секуляризации, то есть отъёма церковных земель, монастырь Николо-Берлюковский и вовсе был упразднён, а находившийся на его территории Никольский храм получил статус приходской церкви.

Лишь по истечении девяти лет, благодаря многочисленным обращениям местных жителей и представителей духовенства, указом Московской Духовной Консистории монастырь (Николо-Берлюковский) вновь обрёл свои права. Однако прежнее вольнодумство его братии не прошло даром – обитель получила статус заштатной пустыни, то есть лишалась со стороны церковных властей всякой материальной поддержки и должна была существовать исключительно за счёт собственных ресурсов. В тот год таких заштатных монастырей в Московской епархии насчитывалось восемь.

Злоключения Иосии

XVIII век был непростым временем для православия. Государство со времен Петра I проводило жесткую политику в отношении Церкви, патриаршество было отменено, руководство передано Синоду, в котором первую скрипку играл всесильный Новгородский архиепископ Феофан Прокопович. Как потом писал церковный историк и богослов А. В. Карташев (последний обер-прокурор Синода и министр исповеданий во Временном правительстве), «это был методический государственный террор».

Тяжелые времена настали и для Берлюковского монастыря. В 1831 году настоятелем обители был назначен иеромонах Иосия (Самгин), известный своим решительным антизападничеством. В прошлом — монах Саровского монастыря, человек жесткий, не боявшийся резко высказывать свои взгляды, решительный противник засилья иноземцев во власти, при Анне Иоанновне приобретшем черты эпидемии.

Совершенно очевидно, что долго руководить монастырем ему бы не дали. И вот, в 1733 году к Ростовскому архиепископу Иоакиму явился некий монах Георгий (Зворыкин) из того же Саровского монастыря, поведал о своей одержимости бесами… и заодно о том, что в Саровской и Берлюковской обителях почитают юродивых как святых, монахи обсуждают с мирянами пагубное влияние западных веяний, читают запрещенные книги и вообще готовят антиправительственный заговор…

Это был приговор. С позиции настоящего времени мы знаем, что Иосия действительно часто общался с московскими юродивыми, не скрывал ни от кого своих антизападных настроений и почитывал, скорее всего, «запрещенку». Но был ли он заговорщиком? Едва ли, если, конечно, не считать заговором фрондерство по отношению к Феофану Прокоповичу.

Неизвестно о существовании какой бы то ни было «подпольной» организации, а если бы она и была, трудно представить себе ее управляемость: путь от Берлюков до Сарова неблизок и в эпоху автомобилей и сотовых телефонов…

Так или иначе, под каток репрессий попал и Иосия, и — по логике «доносчику первый кнут» — Георгий Зворыкин. Обоих расстригли в 1734-м, Иосию трижды поднимали на дыбу и по окончании трехлетнего расследования вырвали ноздри и сослали «в Камчатку вечно». Зворыкин, также без ноздрей, отправился в Охотский острог. Берлюковскую пустынь разогнали, монахов и трудников также подвергли разнообразным казням или сослали по отдаленным углам страны.

Начало правления Елизаветы Петровны ознаменовалось многочисленными амнистиями осужденных при Анне Иоанновне. В 1743 году монахи Саровской обители предприняли попытку оправдать и осужденных по «берлюковскому делу». В феврале 1745-го Самгин и Зворыкин даже были доставлены в московскую Синодальную контору для разбирательств, но спустя полтора месяца Тайная канцелярия спустила приказ — осужденных немедленно вернуть в места ссылки и больше тему их амнистии не поднимать. Феофан Прокопович умер, но дело его жило.

Начало монашеского общинножития

О том, как начинал своё монашеское служение на берегах Вори отец Варлаам, сохранились лишь отрывочные сведения, которые донесли до нас документы той эпохи. Однако известно, что вскоре после того, как подвижник ископал себе земляную келью и, поселившись в ней, предался посту и молитве, к нему стали приходить другие иноки из разорённых монастырей, а вместе с ними и миряне, желавшие посвятить жизнь служению Богу. Постепенно число насельников пустыни стало увеличиваться.

Известно также, что однажды к отцу Варлааму явились две почтенные старицы – игуменья Евдокия, возглавлявшая находившейся невдалеке Успенский Предтеченский монастырь, и её казначея Иулиания. Они принесли в дар обители древнюю икону святителя Николая Чудотворца.

Для этого святого образа старец Варлаам и братия поставили деревянную часовню, срубленную из стволов раскинувшегося вокруг соснового леса. О появлении святыни вскоре узнали жители окрестных деревень и начали во множестве приходить в Николо-Берлюковский монастырь. Очень скоро по молитвам перед образом начали совершаться чудеса, и многие страждущие получили исцеление.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации