Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Якутск: население. численность города и национальный состав

Внешность

У якутов чистой расы овальная форма лица, широкий и гладкий, невысокий лоб, черные глаза с чуть скошенными веками. Нос прямой, часто с горбинкой, рот большой, зубы крупные, скулы умеренные. Цвет лица смуглый, бронзовый или изжелта-серый. Волосы прямые и жесткие, черного цвета.

Одежда

В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата, в котором живет этот народ. Это отражается в крое и оформлении одежды. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха.

Главный орнамент одежды, это цветок лилии-санданы. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года. Черный — это символ земли и весны, зеленый — лето, коричневый и красный — осень, серебряные украшения символизируют снег, звезды и зиму. Якутские узоры всегда состоят из разветвленных непрерывных линий, которые означают, что род не должен прекращаться. Чем больше у такой линии ответвлений, тем больше детей у человека, которому принадлежит одежда.

В пошиве верхней одежды использован разношерстный мех, жаккардовый шелк, сукно, кожа и ровдуга. Украшается костюм бисером, орнаментными вставками, металлическими подвесками и украшениями.

Бедняки шили нательную и летнюю одежду из тонкой замшевой кожи, богатые носили рубахи из китайской хлопчатобумажной ткани, которая была дорогой и получить ее можно было только путем натурального обмена.

Праздничная одежда якутов более сложного кроя. Стан к низу расширен, у рукавов сборка по окату. Называются такие рукава бууктаах. Облегченные кафтаны имели ассиметричную застежку, щедро декорировались бисерной вышивкой, узкой полоской дорогого меха и металлическими элементами. Носили такую одежду только зажиточные.

Одним из предметов гардероба якутов являются халатообразные изделия, пошитые из ткани дабы с цельнокроеными рукавами. Носили ее женщины в летний период. Шапка якутов похожа на камелек. На верхушке обычно делали отверстие для того, чтоб туда заглядывали луна и солнце. Ушки на шапке означают связь с космосом. Сегодня их принято украшать бисером.

Язык

Якутский язык относится к тюркской группе алтайской семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западную, таймырскую. В якутском языке много слов монгольского происхождения (примерно 30% слов), также имеется около 10% слов неизвестного происхождения, не имеющих аналогов в других языках.

Якутский язык по лексико-фонетическим особенностям и грамматическому построению может быть отнесен к числу древних тюркских наречий. По С.Е.Малову, якутский язык по своей конструкции считается дописьменным. Следовательно, или основа якутского языка первоначально не являлась тюркской, или же она отделилась от собственно тюркской в далекой древности, когда последняя переживала период огромного языкового воздействия индоиранских племен и развивалась в дальнейшем обособленно.

В то же время, язык якутов недвусмысленно свидетельствует о своем сходстве с языками тюрко-татарскими народов. Татарам и башкирам, сосланным в Якутскую область, было достаточно нескольких месяцев, чтобы выучиться язык, в то время как русским для этого нужны были годы. Главным затруднением является совершенно отличная от русской якутская фонетика. Есть звуки, которые ухо европейца начинает различать только после долгого привыкания, причем европейская гортань не в состоянии вполне правильно их воспроизвести (например, звук «нг»).

Затрудняется изучение якутского языка большим числом синонимных выражений и неопределенностью грамматических форм: например, для существительных нет родов и прилагательные не согласуются с ними.

Пища

Основная пища — молочная, особенно летом: из кобыльего молока — кумыс, из коровьего — простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлебка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В XIX веке входит в употребление ячменная мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи, похлебку-саламат. В Олекминском округе были известны овощи.

Еда

Кухня якутян представляет собой смешение якутской, русской, монгольской. В ней много мяса, рыбы. Значительное место занимают кисломолочные продукты и блюда из них. Основными способами приготовления являются замораживание и варка. Русские привнесли в рацион якутов мучные блюда, соленья. В кухне якутян используются следующие виды мяса:

  • оленина
  • конина
  • говядина.

Используются потроха и кровь животных. Популярным блюдом является кровяная колбаса, которую делают из кишок, молока и крови лошадей или коров. Для кухни якутян характерно применение большого количества рыбы: муксун, пелядь, нельма, хариус, омуль. При приготовлении используются практически все части рыбы, что является отличительным признаком северной кухни. Голову не выбрасывают, а готовят вместе с тушкой. Потрошение производится частично, большая часть внутренностей остается внутри рыбы. Популярные блюда кухни якутян:

  1. Строганина. Это нарезанная тонкими полосками замороженная рыба. Ее едят со смесью из перца, уксуса, соли. Строганину делают не только из рыбы, но и из сырого мяса.
  2. Ойогос. Ребрышки, грудинку отваривают до мягкости, блюдо едят как горячим, так и холодным. Используется мясо жеребенка.
  3. Соломат. В кипящее молоко кладут муку со сметаной, варят, затем добавляют масло. Блюдо подают горячим.
  4. Керчик. Этот десерт еще называется якутским мороженым. Сливки высокой жирности взбивают вместе с брусникой или клюквой.

Интересным образом готовятся караси по-якутски. Рыбу очищают от чешуи, в районе живота делают маленький разрез, протыкают пузырь, удаляют часть потрохов. Затем выдавливают наружу желчь. После этого кишки обжаривают вместе с рисом и вкладывают обратно в тушку. Карася запекают целиком, с головой. Едят все части рыбы, кроме хвоста и плавников. Из головы выбирают все съедобное, язык считается деликатесом. Чай, как и у многих тюркских народов, пьют с молоком. Причем его сначала кипятят вместе с заваркой.

История

Распространенная версия происхождения якутов говорит о том, что их предками были курыканы — племена, населявшие Забайкалье до 14 века. Затем они стали расселяться по берегам реки Лены, Вилюя, Алдана. Курыканы смешались с жившими там тунгусами и юкагирами. Предки якутов занимались разведением коров, лошадей. Также они промышляли охотой, рыбной ловлей. У них были развиты торговля пушниной, кузнечное дело. Последняя миграционная волна закончилась к 16 веку. Тогда у них имелось родоплеменное деление. Первые контакты с русскими начались примерно в 17 веке. Якутию присоединила к себе Русская империя. Начались притеснения со стороны властей, русских купцов. Якуты были вынуждены платить дань, нести различные повинности.

С проникновением русских переселенцев на берега Лены этот процесс приостановился. Прекратились и междоусобные войны. Ассимиляция с русским населением способствовала окультуриванию якутов. Постепенно распространилось земледелие, традиционные постройки заменили деревянными избами. К 20 веку приток русских возрос, что повлияло на этногенез и культуру обоих народов. После первой волны миграции (18 век) во многих смешанных семьях преобладала якутская культура. Два столетия спустя внедрение большого количества русских привело к обрусению якутов. Распространилось православие, русские традиции и обычаи.

Жилище

Якуты жили в урасах и бревенчатых балаганах, которые еще назывались якутскими юртами. С 20 века начали строить избы. Поселения якутов состояло из нескольких юрт, которые располагались друг от друга на большом расстоянии.

Юрты строились из стоячих круглых бревен. Для строительства использовались только мелкие деревья, рубка больших является грехом. Место для постройки должно быть расположено низко и защищено от ветра. Якуты всегда ищут «счастливое место» и не селятся среди больших деревьев, так как считают, что они уже взяли из земли всю силу. При выборе места для строительства юрты якуты обращались к шаману. Часто жилища строились разборными, чтобы было легко их перевозить при кочевом образе жизни.

Двери в жилище расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Крышу покрывали берестой, для освещения в юрте делали много маленьких окон. Внутри расположен камин, обмазанный глиной, вдоль стен стояли широкие лежаки разной формы, отделенные друг от друга перегородками. У входа расположен самый низкий. На высоком лежаке спит хозяин жилища.

Одежда

Национальная одежда якутов состоит из однобортного кафтана (сон), зимой – мехового, летом – из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани, его шили из 4 клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами; коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных ноговиц (соторо), меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались простым ремнем, богатые – с серебряными и медными бляшками. Женские свадебные шубы (сангыйах) – длиной до пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с вшивными с небольшими буфами рукавами и меховым воротником-шалькой. Борта, подол и рукава окаймляли широкие полосы красного и зеленого сукна, позумент. Шубы богато декорировали серебряными украшениями, бисером, бахромой. Их ценили очень дорого и передавали по наследству, преимущественно в тойонских семьях. Из меха соболя или бобра шили женский свадебный головной убор (дьабакка). Он имел вид колпака, спускающегося на плечи, с высоким верхом из красного или черного сукна, бархата или парчи, густо обшитым бисером, позументом, бляшками, и непременно с большой серебряной сердцевидной бляхой (туосахта) надо лбом. Самые старинные дьабакка украшены султаном из птичьих перьев. Женскую одежду дополняли пояс (кур), нагрудные (илин кэбихэр), наспинные (кэлин кэбихэр), шейные (моой симэгэ) украшения, серьги (ытарга), браслеты (бегех), накосники (сухуех симэгэ), кольца (бихилэх), изготовленные из серебра, нередко золота, с гравировкой. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) с голенищами, покрытыми сукном, у женщин – с аппликацией.

Якутская АССР

В 1924 г. в Якутии началось восстание, которое было вызвано неоправданными действиями местных властей: закрытием портов для иностранной торговли, ограничением торговли, перебоями с завозом товаров с материка, конфискацией оленей у частных владельцев, изъятием обширных пастбищ под промышленные новостройки. В 1925 году восставшие заключили перемирие с советскими властями и сложили оружие.

Однако в 1927 г. началось новое восстание под руководством Павла Ксенофонтова. После его подавления в 1928 г. были расстреляны 128 человек, 130 получили различные тюремные сроки, из них часть не была связана с восстанием. Среди репрессированных были видные представители интеллигенции, ничего не знавшие о восстании или даже осуждавшие его.

Советский период истории Якутии связан с широкомасштабным промышленным освоением её природных богатств, начало которому положила разработка в 1920-е годы золотоносных алданских месторождений. В 1930-е годы началась эксплуатация Северного морского пути, в устье реки Лена был построен морской порт Тикси; судоходные и воздушные трассы связали ранее труднодоступные районы республики. В 1950-е годы с на западе республики была создана мощная алмазодобывающая промышленная инфраструктура.

Якутия в годы Гражданской войны

После Октябрьской революции антибольшевитскими силами Якутии был создан Комитет защиты революции, выступавший в поддержку идеи созыва Учредительного собрания. 1 июля 1918 года красногвардейский отряд А. С. Рыдзинского занял Якутск. В городе был создан исполком Совета Рабочих депутатов, во главе с М. К. Аммосовым. Органы советской власти также были образованы городе Вилюйске, Нюрбинском, Сунтарском и других улусах. В ноябре 1918 советская власть была ликвидирована и Якутия попала под власть правительства Колчака. В результате в конце 1919 — начале 1920 в Якутии была восстановлена советская власть.

В сентябре 1921 года в Якутии вспыхнуло антисоветское восстание. Восставшие обратились за помощью к русским эмигрантским кругам в Харбине, откуда им на помощь был послан крупный белогвардейский отряд. В марте 1922 в Чурапче было создано Временное якутское областное народное управление. Повстанцы осадили Якутск. 27 апреля 1922 года большевиками была создана Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) в составе РСФСР. Летом повстанцы были выбиты из центральных улусов Якутии, однако продолжали сопротивление ещё около года и лишь в июне 1923 Якутия полностью перешла под контроль советской власти.

Фольклор

Древний эпос олонхо передается из поколения в поколение и похож в исполнении на оперу. Это древнейшее эпическое искусство якутов, которое занимает самое основное место в фольклоре народа. Олонхо обозначает эпическую традицию и служит названием отдельных сказаний. Поэмы длиной в 10 000-15 000 строк исполняются народными сказителями, которыми могут стать далеко не все. Сказитель должен обладать ораторским и актерским талантом, уметь импровизировать. На исполнение больших олонхо может уйти 7 ночей. Самое крупное такое произведение состоит из 36 000 стихотворных знаков. В 2005 году олонхо было объявлено ЮНЕСКО «шедевром нематериального и устного наследия человечества».

Народные певцы якутов используют тип горлового пения дьиэрэтии ырыа. Это необычная техника пения, артикуляция которой основана в гортани или глотке.

Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус — якутская разновидность варгана и струнно-смычкового инструмента. Играют на нем губами и языком.

Якутия в составе Российского государства


Якутск, здание областного правления и казачества, конец XIX века.

Первым из русских проникли в Якутию казаки Пянды в 1623, спустившись на стругах по реке Лене. В 1632 году другой казак Петр Бекетов основал на территории Якутии первый русский город Ленский острог, названный позже Якутском. Эта дата считается датой вхождения Якутии в состав Российского государства. В январе 1634 г. большой отряд (до 1000 якутов) осадил Якутский острог, где находилось около 200 казаков, но последние отбили атаки, и якуты вскоре прекратили нападения, но ещё долго сопротивлялись либо уходили в отдаленные районы. В 1638 году было образовано Якутское воеводство.

С деятельностью православного духовенства связаны развитие народного образования и просвещения народов Якутии, появление литературы на национальных языках, углубление процессов межэтнических взаимодействий.

Русские крестьяне-переселенцы положили начало северному земледелию, приобщая к ним северные народы.

Отдельной страницей в истории Якутии является ссылка. Ссылка началась ещё с -х годов. В начале большинство ссылалось «в пашню», «в службу», «в посад». Начиная с XIX века якутская ссылка по большей части становится политической. В ссылке в Якутии побывали декабристы, участники польского восстания 1863 года, народники, социал-демократы. Именами многих из них названы улицы городов и посёлков Якутии. В верховьях Вилюя отбывал ссылку Н. Г. Чернышевский; его именем ныне назван посёлок Мирнинского района.

В 1646 г. якутские предводители обратились к воеводу В.Н. Пушкину с просьбой поехать в Москву к царю для улучшения жизни в их регионе. Но эта поездка состоялась только в декабре 1676 г., когда они наконец прибыли в Москву. Делегация состояла из трех князцов: Нохто Никина, Мазары Бозекова и Трека Осюркаева с их «кашеварами». Их торжественно принял царь Федор Алексеевич. Результаты были в общем положительные.

31 октября 1857 года в состав Приморской области из Якутской области был передан Удский (Охотский) край.

Доисторический и дороссийский периоды

Якуты охотники. Конец XIX, начало XX века.

Человек заселил территорию современной Якутии в глубокой древности. Археологами установлено, что древний человек заселил Якутию уже в раннем палеолите. К стоянкам раннего этапа верхнего палеолита относятся Эжанцы, Ихине 2, Усть-Миль и стоянка Бунге-Толля/1885 (45 тыс. л. н.) на Яне, местонахождение Буор-Хая/Орто-Стан (27 тыс. л. н.) на полуострове Буор-Хая. К наиболее известным и хорошо изученным стоянкам в Якутии относятся позднепалеолитическая Янская стоянка и стоянка Диринг-Юрях дирингской культуры (находки якутских археологов под руководством Ю. А. Мочанова), которая расположена в среднем течении реки Лены.

Начиная с середины I тысячелетия н. э. на территории Якутии появились предки эвенов и эвенков. Продвижению древних тунгусоязычных охотников и оленеводов из Забайкалья и Приамурья на север дали толчок появившиеся в Восточной Сибири племена тюркоязычных скотоводов. К XIII веку тунгусские племена расселились на Средней Лене, Вилюе, Олёкме. Приход предков якутов в Ленский край заставил их отойти к западу и востоку от Лены. Часть тунгусских родов, оттесненная к Охотскому морю, расселилась по бассейну Колымы, Индигирки и Яны. Смешавшись с юкагирами и коряками, они образовали новый народ — эвенов.

Крупнейший из коренных народов республики, давшей ей название — якуты — (самоназвание саха) занимают весьма своеобразное положение, которое характеризуется особенностями языка, традиционной культуры и физического облика.

Принято считать, что этнос приспосабливается к определённому ландшафту в период своего формирования. С этой точки зрения, якуты как народность сформировались в бассейне Средней Лены, то есть на территории Центральной Якутии. Здесь произошло окончательное формирование народа на основе смешения пришлых тюркоязычных племен с местными палеоазиатскими родами, а также с пришлыми монголоязычнымми хоринцами и тунгусами.

Распространение скотоводства внесло значительные изменения в хозяйственную жизнь региона. Предки якутов сумели сохранить и развить коневодческо-скотоводческую структуру своего хозяйства в экстремальных условиях Севера, привнесли в регион ремесленное производство (кузнечное, ювелирное, гончарное и др.), строительство жилищ постоянного типа. Уже к началу XVII века якутские роды жили в бассейнах Индигирки и Яны, продвинув в арктические районы Якутии культуру разведения крупного рогатого скота и табунного коневодства. Параллельно шло формирование особой этнографической группы северных якутов-оленеводов, перенявших от местных тунгусских и юкагирских племён способы ведения хозяйства в условиях тундры и лесотундры.

В якутских преданиях XVII век определяется эпохой Тыгына и тыгынидов. Академик А. П. Окладников называл его «Якутским царем». «Фигура Тыгына, — писал А. П. Окладников в первом томе „Истории Якутии“, — мудрого старца, владыки и грозного воина, избранника самого Улуу Тойона, каким представляли его сородичи, уже при жизни сливалась на этом фоне с величественными образами эпических богатырей и божеств… Наконец и сама по себе гибель Тыгына связана была с крупнейшим историческим переломом в жизни якутов, появлением русских на севере и обрисована в величественных чертах эпической драмы».

Численность населения

Численность населения
1897191719251922192519261928
269 880264 100286 105288 300285 300289 085280 100
1933193719391940195019511956
327 500360 621413 198418 000361 200377 000483 000
1959196019611962196319641965
487 343499 800521 000559 000577 000597 000611 400
1966196819701971197219731974
631 000662 000664 123673 600688 600706 800725 000
1975197619771978197919801981
742 100762 200793 200820 000838 808876 000896 000
1982198319841985198619871988
929 300958 400977 500999 6001 025 5001 034 0001 072 100
1989199019911992199319941995
1 081 4081 111 4801 118 9831 100 3421 079 6781 064 6171 037 155
1996199719981999200020012002
1 020 3201 010 110994 966977 117962 507957 478949 280
2003200420052006200720082009
948 636948 967950 668949 935949 972951 436949 753
2010201120122013201420152016
958 528958 258955 859955 580954 803956 896959 689
20172018
962 835964 330

Религия

Согласно масштабному опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, пункт «Исповедую православие и принадлежу к РПЦ» выбрали 38 % опрошенных, «не верю в бога» — 26 %, «верю в бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую» — 17 %. Пункт «Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» в Якутии выбрали 13 % опрошенных — второй результат в РФ, «Исповедую христианство, но не причисляю себя ни к одной из христианских конфессий» — 1 %, «Исповедую ислам, но не являюсь ни суннитом, ни шиитом» — 1 %, «Исповедую ислам суннитского направления» — 1 %. Остальные — меньше 1 %.

Города Якутии

Якутск (286 тыс. чел.) — столица Республики Саха. Основан казаками в 1632 году как Ленский (Якутский) острог. С тех пор он стал центром якутского казачества и главной базой России на северо-востоке Сибири.

Сегодня Якутск — третий по численности город Дальневосточного федерального округа. Сюда в поисках цивилизации съезжается народ со всех сел и деревень необъятной Якутии, а местные жители, прежде всего русскоговорящие, стремятся покинуть этот город и переехать в столицу или куда-то рядом с ней. Несмотря на хорошую инфраструктуру, наличие работающих предприятий, прежде всего — топливно-энергетического комплекса и больших денег, Якутск так и остался затерянным городом в сибирской глуши.

Одно из офисных зданий в Якутске

Нерюнгри (60 тыс. чел.) — второй по величине город Якутии. Находится на самом юге республики. Основан он сравнительно недавно — в 1975 году. Но еще в 17 веке здесь были открыты первые золотые прииски. Сейчас здесь добывают очень ценный и редкий коксующийся уголь, идущий в основном на экспорт.

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Республиканский центр, более 300 000 чел.
от 50 000 до 100 000 чел.
от 10 000 до 50 000 чел.
от 5000 до 10 000 чел.
от 2000 до 5000 чел.
от 1000 до 2000 чел.

Красноярский край

Магаданская область

Хабаровский край

Амурская область

Забай-кальский-край

Иркутская область

Чу-котскийАО

Якутск

Нерюнгри

Мирный

Ленск

Алдан

Айхал

Удачный

Вилюйск

Нюрба

Сунтар

Жатай

Олёкминск

Чульман

Чурапча

Покровск

Намцы

Томмот

Майя

Среднеколымск

Верхоянск

Верхневилюйск

Батагай

Амга

Бердигестях

Сангар

Усть-Нера

Ытык-Кюёль

Хандыга

Борогонцы

Усть-Мая

Белая Гора

Чокурдах

Саскылах

Тикси

Зырянка

Жиганск

Хонуу

Черский

Оленёк

Депутатский

Батагай-Алыта

Нижний Куранах

Хатыстыр

Абага

Юрюнг-Хая

Кюсюр

Кысыл-Сыр

Кобяй

Пеледуй

Витим

Нюя

Чернышевский

Светлый

Алмазный

Беркакит

Джебарики-Хая

Населенные пункты Якутии

Жилище

якутка

У якутов существовало несколько сезонных поселений: зимнее (кыстык), летнее (сайылык) и осеннее (отор). Зимние поселения располагались вблизи покосов, состояли из 1–3 юрт, летние (до 10 юрт) – у пастбищ. Зимнее жилище (балаган кыпынны дьиэ), где жили с сентября по апрель, имело наклонные стены из тонких бревен на бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывали глиной с навозом, крышу поверх бревенчатого настила покрывали корой и землей. С XVIII в. распространены также многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Вход (аан) делали в восточной стене, окна (тюннюк) – в южной и западной, крышу ориентировали с севера на юг. В северо-восточном углу, справа от входа, устраивали очаг типа чувала (опох), вдоль стен сооружали дощатые нары (орон), почетной считали нару, идущую от середины южной стены к западному углу. Вместе с примыкавшей к ней частью западной нары она образовывала почетный угол. Далее к северу находилось место хозяина. Нары слева от входа предназначались для молодых мужчин и работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставили стол (остуол) и табуреты, из другой обстановки имелись сундуки, ящики. С северной стороны к юрте пристраивали имевший ту же конструкцию хлев (хотон). Вход в него из юрты находился позади очага. Перед входом в юрту сооружали навес или сени (кююлэ). Юрту окружала невысокая насыпь, часто с заборчиком. У дома ставили коновязь, часто украшенную богатой резьбой. Со 2-й половины XVIII в. в качестве зимнего жилища у якутов распространились русские избы с печью. Летнее жилище (урага сайынгы дьиэ), в котором жили с мая по август, представляло собой крытое берестой цилиндроконическое сооружение из жердей (на каркасе из четырех жердей, скрепленных вверху квадратной рамой). На Севере были известны каркасные постройки, крытые дерном (холуман). В селениях имелись хозяйственные постройки и сооружения: амбары (ампаар), ледники (булуус), погреба для хранения молочных продуктов (тар иинэ), коптильные землянки, мельницы. Поодаль от летнего жилища ставили хлев для телят (титик), сооружали навесы и другое.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации