Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Музей «подводная лодка» в москве

История создания

Подводный мир привлекает к себе большой интерес, ведь всё что скрыто под водой кажется таким загадочным и недоступным. Такие музеи пользуются популярностью не только среди российских путешественников, но и среди зарубежных туристов. Особо интересно, что этот музей открыт на настоящей подлодке, где можно почувствовать себя подводником. В Москве это первый такого плана музей. Под музей была отдана подлодка «Новосибирский комсомолец», которая была отправлена на заслуженный отдых и прибыла в Москву из Северодвинска. Лодка вмещала в себя 78 членов экипажа. В дальнейшем планируется расширение музея другими военными судами и самолетами-амфибиями.

Справка: длина подлодки составляет 90 метров. Если учесть, что высота девятиэтажного дома составляет 30 метров, то трудно представить эту огромную громадину.

Как попасть в музей?

Попасть в подводную лодку нелегко, так как она пришвартована к пирсу, относящемуся к пограничной службе. Здесь часто швартуются иностранные круизные лайнеры. Проход свободный получается, когда один лайнер, но если приходят два, то проход становится блокирован. В дни, когда наплыва иностранных туристов нет, к лодке можно подойти легко. Только будьте осторожны: спускаясь в отсеки, можно получить немалые синяки.

«Подводная лодка» в СПб — музей для получения представлений о военной службе на флоте. Побывав в нем, вы не понаслышке узнаете, что значит быть подводником. Если пройдете дальше вдоль берега, то через триста метров увидите ледокол «Красин». Это будет увлекательная прогулка по набережной.

Главный экспонат

Подводная лодка Б 396 «Новосибирский комсомолец» — центральный элемент музея. Она была построена в 1972-1979 гг. на нижегородском предприятии «Красное Сормово». Как и 18 ее собратьев, это 90,2-метровая электродизельная подлодка океанского класса. Автономно провести в море Б396 способна до 80 дней.

Некоторые характеристики машины:

  • Основное оружие — самонаводящиеся электрические торпеды, имеющие калибр 533 мм. Для них выстроено в носовой части корабля 6 торпедных установок.
  • Лодка оборудована гидроакустической системой, способной обнаружить цель в радиусе 15 км вокруг себя.
  • Предельное число боеприпасов: 44 мины/22 торпеды.
  • Скорость при наводном плавании — 13 узлов, при подводном — 16 (порядка 32 км/ч).
  • Максимальная глубина погружения — 246-300 м.

Боевое дежурство субмарина несла в период 1979-1998 гг. «Новосибирский комсомолец» патрулировал акватории:

  • Северного флота.
  • Средиземного моря.
  • Западного африканского побережья.
  • Баренцево, Норвежское море.

Заключительный водный поход списанная лодка совершила в 2003 году по маршруту «Северодвинск-Москва». Затем Б396 обрела вечную стоянку на Химкинском водохранилище, установленная на бетонном основании в 10 м от берега. Конечно, боевая подлодка была мало пригодна для посетителей музея, поэтому в целях удобства ее реконструировали следующим образом:

  • В правом борту носового первого отсека был сделан полноценный для роста взрослого человека вход.
  • Для комфортного передвижения посетителей все помещения и механизму по правому борту «Новосибирского комсомольца» были убраны.
  • Герметичные люки, жилые помещения, механизмы в левой части полностью сохранены.
  • В целях безопасности верхняя палуба ограждена.
  • Субмарина полностью разоружена.

После всех проведенных работ «Новосибирский комсомолец» стал комфортен для посещения всеми категориями граждан, в т. ч. и с ограниченными возможностями.

О главном экспонате

Главным экспонатом является подводная лодка проекта 641 «Б», строительство которых было начато в 1972 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (в те времена город Горький). Всего было построено 18 субмарин этого типа.

Это большие, длиной в 90,2 метра, дизель-электрические подводные лодки океанского класса, способные совершать автономное плавание в течение 80 дней. Они попортили немало крови супостату во время Холодной войны, следуя за американскими Авиационно-Ударными Группами. Лодки этого проекта проходили службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах.

Экспонатом музея стала подводная лодка «Новосибирский комсомолец», имеющая тактический номер Б-396, проходившая службу на Северном флоте. Военно-морской флаг на ней был поднят в 1979 году. Первым командиром стал капитан второго ранга М. Я. Маначинский. Основное вооружение субмарины – электрические самонаводящиеся торпеды калибра 533 мм. Для их пуска в носовом отсеке установлено шесть торпедных аппаратов. На борту лодки размещалось 22 торпеды или 44 мины.

Скорость лодки в надводном положении 13 узлов, в подводном – 16 (около 32 км/час). Она была способна погружаться на глубину 246–300 метров (максимально). На ней служили 78 моряков, из них 17 офицеров. На борту лодки была установлена гидроакустическая система, способная обнаруживать цели на дистанции до пятнадцати километров.

За время службы «Новосибирский комсомолец» неоднократно ходил в боевые походы, нес службу в Северной и Южной Атлантике, Баренцевом и Норвежском морях. Из состава ВМФ подводная лодка была выведена в 1998 году.

Интересные факты

Подводные лодки серии i или типа «Декабрист» появились благодаря работе выдающегося инженера конструктора Бориса Михайловича Малинина. В марте 1927 года состоялась закладка трех первых моделей. Характеристики лодки Народоволец:

  • Длина – 76.6 метров
  • Ширина – 6,4 метров
  • Полная надводная скорость – 14,6 узлов
  • Полная подводная скорость – 9,5 узлов
  • Автономность – 40 суток
  • Экипаж – 53 человека

Боевое крещение лодка прошла в 1942 году. Командовал судном капитан третьего ранга – Линденберг. Кораблю удалось пройти в воды Южной Балтики и атаковать конвой и остров «Якубус Фрицен». Лодка была боевой единицей Балтийского флота до 1956 года.

Что внутри подводной лодки

Музейный объект представляет собой 90-метровую подводную лодку, установленную на специальный помост, благодаря чему удалось приподнять субмарину на 4 метра над водой. Это позволяет посетителям не только наблюдать подлодку выше ватерлинии, но и видеть рулевой комплекс винтов, с помощью которых она управлялась.

Внутри субмарина была переоборудована для того, чтобы облегчить проход туристам, особенно людям с ограниченными возможностями. Поэтому многие люки заменены проходами. В остальном музейный экспонат полностью соответствует боевой субмарине: сохранены все отсеки подлодки и торпедные аппараты, также здесь размещена часть мин и торпед, естественно, уже в обезвреженном состоянии.

Где есть такие экспозиции и мемориалы

Если не владеть информацией о мировой истории ВМФ, то такие музеи могут показаться экзотикой. На самом деле, подводная лодка-музей в Санкт-Петербурге далеко не единственная в своем роде.

Ниже перечислены некоторые российские и зарубежные мемориалы и экспозиции.

  • В г.Обнинске доступна для осмотра рубка Советской АПЛ К-14, проект 627А. Она установлена в памятной композиции, посвященной Первопроходцам подводного атомного флота.
  • Рубка погибшей во время учений в 1909 г. лодки «Камбала» типа «Карп» в 1912 году была включена в состав мемориала на братской могиле экипажа в Севастополе.
  • Часть рубки ПЛ К-141 «Курск» проекта 949А «Антей», затонувшей в 2000 г., сохранена и установлена в качестве мемориала «Морякам, погибшим в мирное время».
  • Есть подобные памятники и в таком городе, как Владивосток. Подводная лодка-музей сделана из советской боевой субмарины Второй мировой войны проекта С-56. Также в городе на братской могиле моряков установлена рубка лодки С-178 проекта 613, затонувшей в 1981 г. у о. Скрыплёва в результате столкновения с теплоходом.
  • Подводная лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) установлена в г. Калининграде на набережной Петра Великого.
  • В Вытегре, находящейся на границе Вологодской области и Карельской республики, также располагается музей-подводная лодка. Это ДЭПЛ проекта 641 — Б-440.
  • Имеет подобную экспозицию и Североморск. Музей-подводная лодка организован в кормовых отсеках установленного на постамент судна проекта К-21.
  • USS Nautilus, США, располагается на базе ПЛ в Нью-Лондоне, недалеко от музея The Submarine Force Museum, где представлена экспозиция по истории развития ВМС США.
  • Рубка — то, что сохранилось от легендарной американской АПЛ USS Parche (SSN-683) установлена у музея ВМФ Пьюджет-Саунд в городе Бремертоне штата Вашингтон на набережной.
  • Единственная в мире атомная подводная лодка-музей Le Redoutable располагается в сухом доке комплекса зданий старого вокзала в городе Шербур, куда она была отбуксирована в 2000 году, а в 2002 под названием Cite de la Mer встретила первых посетителей.
  • Организовал хорошую экспозицию в летней гавани Морского музея Эстонии г. Таллин. Музей-подводная лодка оборудован внутри эстонского/советского минного заградителя «Лембит» английской постройки типа «Калев».
  • В Суробая (Индонезия) установлен в качестве мемориала экземпляр наиболее многочисленного советского проекта — 613. Лодка С-79 KRI Pasopati 410 несла боевую службу в ВМС Индонезии в период 1959-1994 годов. Сейчас внутренние помещения доступны для посетителей.

Это далеко не полный перечень тех городов России и мира, где установлены подводные лодки или их рубки в качестве памятников или переоборудованы в музеи. Многие из них находятся в парках на постаментах, однако есть и те, которые благодаря реставрационным и реконструкционным работам и по сей день сохраняют плавучесть.

Описание достопримечательности

Музей «Подводная лодка» в Москве создан на субмарине, выполнявшей раньше боевые задачи. Он наглядно знакомит с обстановкой, в которой приходится постоянно находиться морякам-подводникам по долгу своей службы. Благодаря посещению музея, можно досконально прочувствовать все сложности несения службы под водой.

История создания

Идея создания музейного комплекса появилась в 90-е годы прошлого века. В то время ветераны МВФ составили ходатайство, в котором просили руководящие органы Москвы создать на территории города музей, посвященный флоту. Несмотря на то что прошение было удовлетворено властями, к созданию проекта приступили лишь спустя несколько лет. При выборе основного экспоната правительство остановилось на дизель-электрической подлодке «Новосибирский комсомолец» Б-396. Этот объект в 1998 году был выведен из штата флота, а через некоторое время выкуплен столичной властью.

В 2000 году субмарину перевезли в Североморск на предприятие «Севмаш» с целью переделывания под музейный экспонат. После этого судно на протяжении нескольких лет находилось на специальной заводской платформе (стапеле).

Изначально предполагалось установить субмарину на Кремлевской набережной, чуть позже — на набережной Тараса Шевченко или в зеленой зоне имени Горького

В конечном итоге внимание властей привлек парк «Северное Тушино» и они остановились на этом варианте. Место находится на берегу Химкинского водохранилища, расположенного в северо-западном районе Москвы

По этому поводу московскими органами власти было выпущено распоряжение № 969-ПП от 18.11.2003 . Эту дату принято считать днем создания музея на реке, который стал не менее популярным, чем музей Тропинина.

Промежуток между выбором места для субмарины и ее установкой составил еще несколько лет. И только 26 июля 2006 года Музей ВМФ можно было официально считать открытым. Его частью стал музейный комплекс «Подводная лодка», который удачно разместили на переоборудованном судне. Чуть позже музей смогли расширить, добавив к нему такие объекты:

  • штурмовой катер «Скат»;
  • экраноплан «Орленок».

Экскурсия внутри субмарины

Объект «Подводная лодка» представляет собой судно, состоящее из семи отсеков, его длина составляет 90 метров. Субмарина установлена на специально сооруженном для этой цели помосте. Благодаря ему, судно удалось приподнять над водой на 4 метра. Такое решение предоставляет гостям возможность рассмотреть не только расположенные выше ватерлинии части подлодки, но и рулевой комплекс винтов. Управление судном происходило, благодаря этому узлу.

Чтобы туристам было удобнее перемещаться внутри субмарины (поскольку среди них могут быть инвалиды), в лодке были проведены работы по переоборудованию. В связи с этим практически все люки, расположенные между отсеками, переделали на проходы. Тем не менее экспонат в точности соответствует боевому судну. Все его отсеки были сохранены, также оставили в целостности торпедные аппараты. Здесь же размещены несколько обезвреженных торпед и мин.

Во время экскурсии посетители узнают много интересного о нелегкой, но в то же время увлекательной службе подводников. В музее почти каждый экспонат разрешено трогать руками, экскурсанты могут позвонить в судовой колокол, попытаться за одну секунду преодолеть люк или посидеть в рабочем кресле штурмана. Все это вызывает у детей восторг, взрослые тоже с удовольствием знакомятся с обустройством субмарины.

Туристам предоставляется возможность исследовать каюты моряков и рубку управления. Кроме того, они могут произвести осмотр медицинского изолятора, увидеть своеобразный душ и отхожее место для экипажа (гальюн). Большое оживление обычно наблюдается в торпедных отсеках, где находятся боеприпасы. Не менее интересны и костюмы водолазов. Взрослых привлекают отсеки, отвечающие за жизнедеятельность подводной лодки и ее способность маневрировать. В них расположена система, обеспечивающая судно воздухом, навигационное оборудование, радиорубка и рубка гидроакустики.

В самой субмарине представлены фигуры моряков, одетых в тельняшки или военную морскую форму. На заднем участке корпуса (кормовой части) перед глазами неожиданно возникает кок в поварском халате. На территории музейного комплекса находится сувенирная лавка. В ней можно приобрести книги по морской тематике, а также различные памятные подарки. Перед подлодкой установлено несколько радарных систем и торпеда. В этом музее можно увидеть настоящий Андреевский флаг.

Что посмотреть

Главный экспонат музея – подлодка Б-396, созданная на нижегородском заводе «Красное Сормово». До 1998 года судно выполняло дежурство в Средиземном море, у побережья Африки, затем — в Баренцевом и Норвежском морях. После списания, подлодка совершила последний водный поход из Северодвинского порта в Москву. Сегодня, музей знакомит гостей с семью отсеками дизельной подлодки:

  1. Торпедный. По его правому борту сооружена смотровая площадка для знакомства с вооружением судна. Здесь же находится спасательный гидрокостюм.
  2. Жилой. Отсек размещён на двух палубах: на нижней располагается каюта командира, на верхней – зал для проведения лекций. В жилом отсеке размещена экспозиция, рассказывающая об истории создания дизельных подлодок и макет субмарины проекта 641Б.
  3. Центральный пост. В отсеке размещены штурманский, гидроакустический и радиолокационный посты. Самый интересный экспонат отсека – перископ, в который могут заглянуть посетители музея. По трапу посетители могут подняться на верхнюю палубу.
  4. Второй жилой. Здесь расположилась экспозиция, повествующая об истории проекта подлодок класса «Сом».
  5. Дизельный. Демонстрирует двигатель и систему управления субмарины.
  6. Электромоторный. Осмотр проводится без спуска, через специально сделанное отверстие.
  7. Кормовой. В нём расположены спальные места и аварийный люк.

В 2011 году в музее были сооружены выставочные павильоны. Пространство павильонов легко трансформируемое, поэтому там проводят вернисажи, возводят инсталляции.

Катер «СКАТ» и экраноплан «Орлёнок» доступны для наружного осмотра.

Виртуальный тренажёр

В 2010 году при музее открыли тренажёр виртуального пилотирования. Здесь каждый может ощутить себя пилотом аппарата «Орлёнок». Аппарат способен взлетать при двухметровых волнах, летать со скоростью до 500 километров в час. «Орлёнок» принимает на борт до 200 полностью вооружённых пехотинцев и 2 бронемашины. В России построено всего 5 аппаратов типа «Орлёнок», и все они вошли в 11-ю отдельную авиагруппу ВМФ.

В 1984 году, после смерти минобороны Д.Ф. Устинова, поддерживающего строительство экранопланов, программа была закрыта. «Орлёнок» А-90 был построен на заводе «Волга» в 1983 году и находился на вооружении Черноморского флота, после чего стал музейным экспонатом. Сохранившийся экземпляр экраноплана отбуксировали для установки в музее.

Симулятор управляется специальной компьютерной программой. Посетители находятся в действующем макете кабины боевого экраноплана, которая вмещает 14 человек: двух пилотов и 12 пассажиров. Пилотировать корабль можно в ручном или автоматическом режимах. С помощью программы можно осуществить взлёт, посадку и управление экранопланом в тяжёлых условиях. У тренажёра работает панорамная 3-D визуализация, имитирующая звук и работу систем управления, что создаёт впечатление присутствия в аппарате во время полёта.

«Новосибирский комсомолец» – музей

Боевая субмарина мало подходит для экскурсий: попасть в ее корпус можно только через узкий рубочный люк по вертикальному трапу высотой около шести метров, а передвигаться по отсекам могут только люди с хорошей физической подготовкой.

Поэтому подводную лодку Б-369 «Новосибирский комсомолец» немного реконструировали и привели в вид, пригодный для посещения, в том числе – людьми с ограниченными физическими возможностями.

Лодка поставлена в 10 метрах от берега Химкинского водохранилища на бетонное основание. Ее корпус частично погружен в воду, для осмотра оставлены винты и перо руля. В правом борту первого носового (торпедного) отсека прорезано входное отверстие, достаточное для прохода человека в полный рост. Чтобы осматривать экспозицию музея было удобно, почти все механизмы и помещения по правому борту лодки убраны, там организован широкий проход, а в водонепроницаемых переборках отсеков прорезаны полноразмерные дверные проемы.

Полностью сохранены герметично закрывающиеся люки в переборках отсеков, механизмы и жилые помещения по левому борту субмарины. Верхняя палуба Б-369 ограждена леерами для безопасности посетителей, чего на боевом корабле, конечно же, нет. Для наглядности над ходовой рубкой подняты все выдвижные устройства: перископы, антенны радиотехнических устройств. На лодке подняты флаг и гюйс ВМФ, она украшена флагами расцвечивания. Служба на субмарине не несется, она полностью разоружена и является музеем.

Что можно увидеть на ее борту

Для осмотра доступны все семь отсеков подводной лодки.

Он начинается с первого (торпедного) отсека, где можно увидеть макеты торпед – основного вооружения лодки, приборы управления. Представлен гидрокостюм, в котором осуществляется выход из ПЛ в случае чрезвычайных ситуаций, аварийный буй, также выпускаемый через торпедный аппарат.

Второй отсек – жилой. В нем сохранена каюта командира, на переборке которой закреплен стенд, повествующий о боевом пути корабля. На нижней палубе отсека оборудован конференц-зал, способный вместить 30 человек.

Третий – это центральный отсек, откуда осуществляется все управление субмариной. В нем полностью восстановлены все приборы и механизмы, часть из них подключена и действует. Можно увидеть гидроакустическую и штурманскую рубки, осмотреть окрестности через поднятый перископ. В летнее время люди с хорошей физической подготовкой могут подняться по вертикальному трапу на ходовой мостик субмарины, выйти на верхнюю палубу.

В четвертом (жилом) отсеке устроен выставочный зал, где рассказывается об истории развития подводных сил ВМФ России.

В пятом (дизельном) отсеке стоит один из дизелей, приводящих лодку в движение в надводном положении, а также обслуживающие механизмы. Все механизмы и устройства в отсеке – реальные, которые работали во время службы лодки.

Шестой отсек – электротехнический. Доступен к осмотру электромотор, с помощью которого субмарина передвигается под водой (потому лодка и дизель-электрическая, что в зависимости от положения она двигается под электромоторами или дизелями). В этом отсеке все сохраненные приборы, посты управления и механизмы также соответствуют действительности.

Седьмой отсек – жилой. В нем оставлены для осмотра подвесные койки матросов, стоят приборы и механизмы, обеспечивающие жизнь экипажа и работу устройств подводной лодки. В подволоке этого же отсека доступен для осмотра тубус люка аварийного выхода, а в его кормовой части – дейдвудные сальники и линии валопроводов. Выход из субмарины находится в правом борту седьмого отсека.

Все сохраненные помещения подводной лодки имеют прозрачные двери, чтобы их можно было осмотреть, освещение отсеков изменено для лучшего восприятия. В каждом отсеке есть интерактивные медиасистемы, повествующие об истории подводных сил России и самого корабля. К посещению лодки проявляют большой интерес не только мужчины, но и девушки. На субмарине все можно потрогать руками, никаких ограничений (в пределах разумного) нет.

Посещение Музея подводных лодок

Хотя бывшая база подводных лодок ныне не имеет военного значения (хотя периодически слухи об этом появляются), все же это военный режимный объект. Даже в качестве музея он не позволяет многого из того, что в других собраниях считается совершенно естественным. Потенциальным гостям надо это учитывать.

Музей работает круглый год, но режим его функционирования зависит и от сезона, и от особенностей нагрузки, и от внутренних работ. Поэтому лучше выяснить расписание по телефону или на официальном сайте непосредственно перед посещением – время и количество выходных могут сильно меняться. Но не это главное – для посетителей бывшей секретной базы действует еще целый ряд ограничений:

  1. Музей нельзя посетить индивидуально и самостоятельно – только с экскурсией и в составе группы. Группы формируются как заранее (по предварительным заказам), так и на месте – из индивидуальных экскурсантов.
  2. В музее туристы передвигаются только по установленным экскурсионным маршрутам – из соображений безопасности.
  3. Посетителям следует довольно тепло одеваться или иметь теплые вещи с собой (если лето и на улице жарко). Под землей температура не поднимается выше +17 даже в самую жару.
  4. Музей имеет ограниченную пропускную способность – около 1500 человек в день. Поэтому в разгар сезона лучше приезжать пораньше, и все равно быть готовым к тому, что придется подождать.
  5. Дети до 5 лет включительно на экскурсии не допускаются.

Экскурсантам следует учесть и другие нюансы. Например, на территории музея нет туалетов для посетителей. Некоторые экскурсии требуют прохождения определенного расстояния пешком (оно невелико, около километра, но все же) – это тоже нужно знать. Правда, есть и другая экскурсионная программа, но для нее придется особенно тепло одеться – она проводится с катера по воде подземного канала.

Цены на билеты нельзя назвать низкими, но они доступны. Предусмотрены льготные детские билеты. Также 2 раза в месяц (когда именно – лучше уточнить) школьникам и студентам разрешен бесплатный вход при наличии документа. Однако и в этом случае придется становиться участником экскурсионной группы. Есть также целый ряд льготных категорий посетителей, которые могут пройти в музей бесплатно в любой день (при наличии подтверждающих документов). Полный список представлен на официальном сайте.

Организационные трудности делают особенно удобным посещение музея в составе организованной группы от туристического агентства. В этом случае турбюро возьмет на себя все проблемы с согласованием и доставит экскурсантов в музей к заказанному времени проведения экскурсии. Такие поездки предлагают буквально все крымские туристические бюро. Полезно будет заранее выяснить, будет ли экскурсия пешей или на катере – чтобы одеться соответственно.

В музее не разрешено проводить видео- и аудиозапись, но фотографировать можно бесплатно и без дополнительных разрешений. Правда, при этом действует запрет на использование вспышки.

Экраноплан

Около подводной лодки находятся образцы военно-морской техники, которые Музей подводной лодки в Москве установил под открытым небом на Химкинском водохранилище. Любознательные посетители могут получить информацию о перископе, выдвижной антенне, аварийно-спасательном буе, торпеде, штурмовом катере на воздушной подушке, экраноплане, который предназначен для доставки десанта.

Экскурсия в музей «Подводная лодка» за отдельную плату делает возможным очутиться на аттракционе-тренажере, который имитирует кабину экраноплана, в нем, виртуально пилотируя, нужно выполнять определенные задачи в рамках вашей миссии.

Субмарина открыта для туристов с 10 до 17 часов пять дней в неделю, понедельник и вторник — выходные.

Подводная лодка

ДПЛ Б-396 была заложена в 1979 году в городе Нижний Новгород на стапелях . С 1980 по 1998 год лодка несла боевое дежурство на Северном флоте, в Средиземном море, вдоль западного побережья Африки, патрулировала северные государственные границы в акваториях Баренцева и Норвежского морей. Списанная в 1998 году, она была переоборудована в музей и в августе 2003 года совершила свой заключительный поход из Северодвинска в Москву.

Торпедный

Именно сюда попадают посетители через входной люк. Вдоль правого борта отсека оборудована смотровая площадка, с которой удобно изучать представленное вооружение, системы и приборы управления запуском торпед. Здесь же демонстрируется спасательный гидрокостюм для выхода подводников наружу через торпедные отсеки в случае аварийных ситуаций.

Жилой

Состоит из двух палуб. На нижней – каюта командира, на переборке которой размещена памятная доска с перечислением этапов боевой службы подводного корабля. На верхней – оборудован демонстрационный зал для учебно-лекционной работы.

Центральный пост управления

Здесь размещаются штурманский, гидроакустический и радиолокационный боевые посты. Часть оборудования сохранена и находится в рабочем состоянии. Перископ закреплён в поднятом положении, в него могут заглянуть все желающие. Из отсека вертикальный трап ведёт на ходовой мостик и верхнюю палубу надстройки.

Жилой

Сегодня это место размещения экспозиции, посвящённой истории создания дизельных подводных лодок и подробного макета проекта 641Б.

Дизельный

В этом отсеке можно посмотреть на реальный дизельный двигатель, пульт управления и системы, обеспечивающие его работу.

Кормовой, жилой

Кроме спальных мест для экипажа, здесь находится кормовой люк для аварийного выхода команды на поверхность.

Для удобства посетителей двери и переборки боевых рубок и жилых помещений выполнены из прозрачного пластика, а переходы между отсеками расширены. Можно внимательно рассмотреть обстановку кают-компании, камбуза, изолятора, кают командира, врача и офицеров.

Есть возможность позвонить в корабельную рынду, посидеть на месте штурмана, потрогать руками наиболее интересные экспонаты. Дополнительное освещение облегчает осмотр труднодоступных мест, где расположены двигатели и механизмы управления подводным кораблём.

Лодка, длиной в 90 метров, установлена на специальное подводное основание, это позволило приподнять её на четыре метра и открыть для осмотра рулевой комплекс винтов.

Торпедный отсек

В этом отсеке находятся и водолазные костюмы, которые использовались при необходимости. Здесь же были и спальные места военнослужащих, но их сняли, так как негде было бы разместиться посетителям.

Слева видны торпеды. Заряд одной торпеды эквивалентен 300 кг тротила.

Справа виден аквалангический костюм. Он предназначен для эвакуации экипажа в случае аварии. Если лодка затонула на глубине до 100 метров, то через торпедный аппарат можно выбраться на поверхность. Т.е. нужно залезть вместо торпеды, после туда накачают воду под тем давлением, которое с наружи, и уже потом открывают внешнюю заслонку торпедного аппарата.

Но перед тем как всплывать необходимо выкинуть буй, на тросе которого есть отметки глубины. Это нужно для более равномерного всплытия (человек ориентируется по этим меткам при подъеме). Если всплывать резко, то неизбежна кессонная болезнь. Кессонная болезнь возникает в результате того, что растворенный в крови азот в процессе снижения давления бурно выделяется из нее и не успевает выходить через легкие наружу. В результате кровь как бы вскипает.

Если глубина больше 100 метров, то придется ждать помощи сверху. Сверху спускается что-то вроде купола и через люк экипаж выбирается наружу. Закрытый люк служил для загрузки торпед.

Ящик с красной звездой – это регенератор кислорода.
В случае аварии он поглощал углекислый газ и выделял кислород.

В реальности на лодке было очень тесно. Это вам не прогулка на теплоходе. Переходы на лодке осуществлялись через люки, они сохранены, но добавлены традиционные двери, где проходят посетители. Через люки матросы как бы переступали (левой ногой вперед – все как в армии). Никто не прыгал через эти люки как цирковой лев (вспомнил фильм «U-571»). После перехода в другой отсек люк необходимо закрыть.

Когда отсеки задраивались, единственным средством связи оставалась специальная система сигналов перестукиванием. Чтобы, к примеру, изобразить букву «В» надо было стукнуть один раз, затем пауза, затем стукнуть еще три раза.

Внутри подводной лодки

Посмотрим, что же ожидает нас внутри самого важного экспоната Музея подводных лодок в Москве:

  • Торпедный отсек: приборы управления лодкой, макеты торпед, аварийный буй, гидрокостюм, в котором возможна эвакуация с корабля боевого состава в случае возникновения ЧС.
  • Жилой отсек: сохранена каюта командира судна, где также можно ознакомиться со стендами, повествующими о боевой службе корабля. Далее — конференц-зал вместимостью 30 человек.
  • Центральный отсек: «сердце» судна, откуда ведется управление им. Все механизмы и приборы восстановлены, часть из них функционирует в рабочем режиме. Посетителей привлекает здесь штурманская и гидроакустическая рубки, возможность посмотреть на окрестности через перископ.
  • Четвертый жилой отсек: экспозиция, посвященная истории ВМФ.
  • Дизельный отсек: здесь можно своими глазами увидеть реальный дизель, приводящий в движение такую махину, как «Новосибирский комсомолец».
  • Электротехнический отсек: электромотор, также отвечающий за движение машины.
  • Седьмой жилой отсек: быт подводников, приборы, обеспечивающие жизнь экипажа.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации