Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Достопримечательности тункинской долины!

Религия

На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и период Российской государственности. Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.

В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.

Шаманизм

Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере — шаманизме. Они почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы — воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными. Ритуалы проводили на открытом воздухе у определенных объектов. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня. Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.

Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч. Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена

По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят

Буддизм

Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась одна из форм буддизма — ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета. На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи. Был официально утвержден штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали. Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.

Христианство

В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале 20 века из всего населения бурят 10% были метисами. Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, были сосланы в лагеря или расстреляны. После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.

Восхождение на Мунку Сардык

Впервые вершина была покорена в 1858 г. знаменитым русским географом, зоологом и натуралистом Густавом Ивановичем Радде. С тех пор она представляет большой интерес для альпинизма и горного туризма. Сегодня при условии высокого профессионализма инструктора и слаженной работы команды, подняться на гору могут люди с самым разным уровнем подготовки.

В сезон туристического наплыва вместе с отдыхающими прибывают и ученые (научный десант). Их цель — найти таинственного и неуловимого обитателя гор — снежного барса, чтобы в естественных условиях понаблюдать за жизнью редкого зверя. По подсчетам специалистов, в районе Мунку-Сардык обитает не менее 5 особей, но увидеть их случайно практически невозможно.

Также приезжают гляцеологи и делают замеры ледников. Наблюдение за ледяным покровом помогает исследовать изменения климата на нашей планете в целом.

Жанна Синкевич

Маршруты

Сейчас на саму вершину, согласно Единой всероссийской классификации туристских маршрутов, проложены три варианта восхождений разных категорий сложности похода: 1Б, 2А и 2Б. Самый технически простой — 1Б. Это классический маршрут, он проходит по северному гребню и подходит для неподготовленных в физическом плане туристов.

Путь вверх проходит по оледенелому руслу реки Белый Иркут, среди нависающих скал и горных массивов, до места ее слияния с Мугувек. Там на высоте 1500 м расположен базовый лагерь «Стрелки», откуда начинается восхождение. Расстояние составляет примерно 3 км (около 2 ч. ходу).

Ночевку обычно организуют возле ледникового озера Эхой с необычно нежно-бирюзовым цветом воды, на высоте 2650 м, где есть пост со спасателями. Но для лучшей адаптации организма желательны две остановки на пути, с первой ночевкой на «Стрелке».

За сто метров до вершины Мунку-Сардык начинается сыпучий участок. Для индивидуальной страховки спасатели провели тросы, за которые можно держаться при подъеме.

Восхождение от базового лагеря и обратно занимает в целом около 10 ч, путь составляет примерно 30 км. Спуск с горы физически легче, но технически намного сложнее, он требует большой концентрации внимания.

Вид на озеро Эхой, Владислав Барлуков

Для тех, кто уже побывал на Мунку-Сардык, на одноименном хребте есть и другие вершины с альпинистскими маршрутами: Леонова высотой 3391 м, Динамо — 3341 м, Крылья Советов — 3341 м, Опасная — 3190 м, Эскадрилья — 3177 м и др.

Подготовка

Мунку-Сардык — это категорированная гора, для ее покорения необходимо уметь обращаться с ледорубом, ходить в связках или самостоятельно по крутому снежно-осыпному склону, носить альпинистские кошки. Потребуется большая материальная база: начиная с продуктов и солнцезащитного крема и заканчивая индивидуальной страховочной системой. К тому же, нужно быть физически и морально готовым к долгому и непростому пути.

Лучшим временем для восхождения считается конец апреля и начало мая, в это время русло Иркута еще скрыто подо льдом. Поход осенью и летом тоже возможен, но сама дорога тяжелее, так как снега и льда нет и приходится идти бродом или через перевалы. Мешают в восхождении и обилие гроз.

Екатерина Распутина

Так как гора Мунку-Сардык представляет собой пограничную зону, необходимо предварительно получить специальный пропуск. Для его оформления нужно отправить копию Российского паспорта (главная страница + прописка) вместе с заполненным бланком в Управление ФСБ России по Республике Бурятия. Срок получения документа — 1 месяц, для иностранных граждан он составляет 2 мес.

Оформить пропуск можно и самостоятельно на сайте государственных услуг. Также для восхождения на вершину Мунку-Сардык за 10 дней до путешествия необходимо зарегистрироваться в МЧС и во время похода при себе нужно иметь паспорт.

Как заработать на бесплатной Интернет-лотерее?

Сойоты

В Окинском районе республики компактно проживает еще один из коренных малых народов Бурятии – сойоты. Сегодня представителей этого малого этноса в республике проживает 3579 человек, что составляет 0,37% от общего населения Бурятии.

Это оставшиеся при всех нашествиях потомки древнейших саянских самодийских племен, которые ощутили на себе процесс тюркизации всех сфер жизни народа. Первые русские записи о сойотах есть в так называемых «приказных книгах» XVII века. Позже общность сойотов поддалась влиянию племен бурятов, мужчины-сойоты часто заключали браки с местными бурятками и язык их снова сильно изменился.

Но в хозяйстве современные сойотские семьи все-таки сумели сберечь неповторимый жизненный уклад, оставались оленеводами и искусными охотниками. Часто с переписью населения их просто учитывали бурятами, хотя они веками сохраняли свое национальное самосознание, только в переписи 2002 года, наконец, сойотов смогли учесть отдельным этносом.

Издавна сойотские рода имели свой, сегодня уже вымерший язык, с процессом тюркизации они перешли на разговор на сойотско-цаатанском языке, очень близком к тувинскому. Он имеет еще хождение у современных сойотов. Позже они были практически полностью ассимилированы бурятами и переходят на общение на их местном языке.

С разработкой письма сойотов в 2001 году, началась печать специальных учебных методических пособий и сойотского букваря. Большой заслугой российских лингвистов стало издание в 2003 году уникального «Сойотско-русско-бурятского словаря». С 2005 года в некоторых школах в Окинском районе идет экспериментальное внедрение обучения младших школьников родному языку.

Издавна сойоты-скотоводы разводили горных яков и оленей, подсобным видом деятельности является у них промысловая таежная охота. Крупнейшими родами сойотов стали этнические сообщества хаасуут и иркит. Сегодня возрождаются многие традиции сойотов, праздник «Жогтаар», его в 2004 году переименовали в «Улуг-Даг», во имя священной горы, покровительствующей всем сойотам Бурин-хан.

РЕКИ И ОЗЕРА ОКИНСКОГО РАЙОНА

В горах Восточного Саяна зарождается огромное количество ручьев, рек и озер. Наиболее крупные, образующиеся в этой местности — это Ока, Иркут, Китой. Эти реки, а также Жомболок и Сенца сплавные, и представляют большой интерес для любителей экстремального вида спорта — рафтинга.

Ока

Ока — главная река Окинского района, берущая свое начало в небольшом озере Окинское, площадью 389 тыс. кв. м. Ока — один из наиболее крупных притоков Ангары.

Нет точных сведений о происхождении гидронима «Ока». Всем известна ее более крупная тезка — Ока, бегущая в европейской части России, являющаяся притоком Волги. Википедия по поводу названия этой Оки ссылается на М. Фасмера, который считал, что название «Ока» родственно древненемецкому слову aha или ahe, что переводится как вода или река. Что интересно, буряты называли Саянскую Оку «Аха гол», а сойоты «Ок Хем». Добавим, что «гол» с бурятского можно перевести как река и как долина.

Река Ока, Окинский район

Ильчир и Иркут

Один из главных притоков Ангары — Иркут (по-бурятски Эрхуу мурэн), берущий свое начало в озере Ильчир Восточного Саяна. Площадь Ильчира 2,4 кв. км. Однако у истока, Иркут не совсем Иркут. Здесь он именуется Черный Иркут. У горного перевала Нуху-Дабан Черный Иркут сливается с Белым Иркутом и только здесь он становится Иркутом. Белый Иркут, до слияния, присоединяет к себе Средний Иркут.

Это Ильчир. Озеро имеет очень вытянутую форму, длиной около 5,5 км, а шириной не превышает 500 метров.

Озеро Ильчир

А это Черный Иркут. Глядя на его воды сложно не согласиться, что он черный.

Черный Иркут

А это уже Иркут! Здесь он бежит в глубоком ущелье. Таким его можно увидеть ближе к поселку Монды Тункинского района.

Река Иркут

Китой. Самарта. Улзыта

Китой — еще один приток Ангары. Берет свое начало… Википедия говорит, что у горной возвышенности Нуху-Дабан, но это неверно. Верно, — что недалеко от истока Черного Иркута — озера Ильчир. Китой образуется от слияния двух рек: Самарты и Улзыты.

Вахтовый поселок Самарта и река Самарта

Здесь бежит Китой недалеко от своего истока. Вот у этой большой белой горы Улзыта пересекает дорогу и соединяется с Самартой.

У истока реки Китой

Жомболок. (Жом-Болок)

Река Жомболок является притоком реки Оки. Берет свое начало из озера Бурсанай-Нур вблизи долины вулканов Хи-Гол. Долина реки образовалась потоком лавы. Река сплавная.

Река Жомболок

Другие новости раздела

20 октября 2020, 21:13
188

Жителей Бурятии бесплатно обучат цифровой экономике
Слушатели курсов получат официальное удостоверение.

20 октября 2020, 20:30
263

В микрорайоне Улан-Удэ почти завершили ремонт дорог
Работает новый подрядчик, с предыдущим расторгли контракт.

20 октября 2020, 19:40
154

МегаФон начал продажу сим-карт в магазинах шаговой доступности
Теперь не нужно ехать в салон связи, достаточно выйти из дома.

Смотреть еще

Актуально

19 октября, 15:27     

10 732

Если заболел или есть вопрос: телефоны поликлиник Улан-Удэ

19 октября, 13:59     

13 364     1

В Бурятии продлили осенние каникулы для школьников

19 октября, 09:16     

12 833

В Бурятии установлен новый рекорд по числу заболевших коронавирусом

18 октября, 13:17     

15 957

В Бурятии начальные классы остаются на дистанционке

Свежие новости

20 октября, 21:13      188
Жителей Бурятии бесплатно обучат цифровой экономике
Слушатели курсов получат официальное удостоверение.

20 октября, 20:57      248
18 мобильных медкомплексов получили больницы Бурятии
Кабинеты на колесах отправятся в районы республики.

20 октября, 20:30      263
В микрорайоне Улан-Удэ почти завершили ремонт дорог
Работает новый подрядчик, с предыдущим расторгли контракт.

20 октября, 20:04      967
В поликлинику не дозвониться, а признаки COVID-19 есть. Что делать?
На вопросы жителей Бурятии отвечают врачи и специалисты Минздрава.

20 октября, 19:40      154
МегаФон начал продажу сим-карт в магазинах шаговой доступности
Теперь не нужно ехать в салон связи, достаточно выйти из дома.

20 октября, 19:00      1 080     1
В Улан-Удэ жители микрорайона не могут дождаться автобусов
Тысячи человек стали заложниками транспортной проблемы.

20 октября, 18:06      2 197
В Улан-Удэ экспресс-тесты на антитела раскупили за несколько часов
Напомним, они поступили в аптеки накануне.

20 октября, 18:02      1 568
На Селенге, возможно, утонул рыбак
Его пьяного друга удалось вытащить из воды, но пока он ничего не рассказал.

20 октября, 17:57      620
В районах Бурятии снова заработали службы доставки продуктов и лекарств
Опубликованы телефоны горячей линии (СПИСОК).

20 октября, 17:01      998
Жителя Бурятии после аварии придавило квадроциклом
Его вытащил приятель, но двигаться самостоятельно он не смог.

20 октября, 16:38      880
В Улан-Удэ на 30 бригад скорой помощи приходится 1500 вызовов
Медики заявляют о чрезмерной загруженности.

20 октября, 16:26      788
Тонны мусора помогли Бурятии попасть в список благополучных регионов
Эксперты посчитали, что чем больше отходов, тем богаче население.

1930-е годы – катастрофическое снижение численности бурят

За период с 1926 г. по 1937 г. количество бурят в республике уменьшилось с 215 тыс. чел. до 189,5 тыс., то есть почти на 12%. Удельный вес бурятского населения снизился с 41,2 до 29,3% . Еще до начала 1930-х гг. бурятское население численно росло.

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. в процессе коллективизации и раскулачивания происходил процесс высылки и репрессий, перевод кочевого и полукочевого бурятского населения на оседлый образ жизни.

Советское государство в 1920-х годах столкнулось с необходимостью решения проблем высокого уровня детской смертности, эпидемического распространения заболеваний при отсутствии развитой системы здравоохранения и недостатка медицинских кадров. Уровень детской смертности в аграрных районах Восточной Сибири, был существенно выше, чем в промышленных центрах. Особенно сложным было положение детей в Бурятии.

В 1928 г. процент умерших детей в возрасте до одного года от количества родившихся среди бурят составлял 44,2 %, русских 34,3 %. Младенческая смертность среди бурят была на 9,9 % выше по сравнению с русским населением. В среднем, 39,2 % родившихся детей в Бурятии, умирали, не дожив до года. Основной причиной столь высокой смертности детей являлся значительный уровень заболеваемости родителей социально обусловленными заболеваниями.

Во второй половине 1920-х гг. Республика была на первом месте по заболеваемости сифилисом и туберкулезом в СССР. Например, туберкулезом и сифилисом в 1928 г. в Аларском аймаке среди матерей бурятской национальности болело 44,3 %, среди русских женщин – 42 %. Заболеваемость отцов туберкулезом и сифилисом составляла 22 %.

По материалам научно-исследовательских экспедиций зараженность бурятской части населения сифилисом в восточных аймаках колебалась от 25 до 63 %. В западных аймаках уровень заболеваемости был значительно ниже. Зато здесь заболеваемость туберкулезом была значительно выше, чем в восточных округах Бурятии. По данным экспедиции 1926 г. 35,2 % взрослых и 50 % детей Аларского аймака были больны туберкулезом. В Тункинском районе туберкулезом болело 9,7 % взрослых и 17 % детей. Массовым заболеванием во второй половине 1920-х гг. была корь. Неоднократно в данный период вспыхивали эпидемии такой болезни. В Бурятии в 1926 г. было отмечено 3658 случаев заболеваний детей корью.

На первом съезде Советов Бурят-Монгольской АССР (6–12 декабря 1923 г.) в отчетном докладе Революционного Комитета БМАССР его председатель М.Н. Ербанов отметил:

на фото: М.Н. Ербанов (1889-1938)

Нарком здравоохранения А.Т. Трубачеев поставил конкретные практические задачи, которые надо решать:

на фото: А.Т. Трубачеев (1874-1949)

Основной проблемой, стоявшей перед национальной автономией в 1920-е гг., было оздоровление автохтонного населения республики. В ноябре 1922 г. М.И. Амагаев писал в своем докладе о состоянии бурятского народа:

на фото: М.И. Амагаев (1897-1944)

В докладной записке председателя Госплана БМАССР говорилось:

Шестой съезд Советов БМАССР, открывшийся 22 декабря 1934 г., подводя итоги роста здравоохранения за 10 лет существования республики, отметил, что благодаря успешному развитию медико-санитарного дела было достигнуто значительное улучшение санитарного состояния населения. Об этом свидетельствовало снижение детских инфекционных болезней, трахомы, туберкулеза и значительное улучшение показателей естественного движения населения. Если в 1924 г. рождаемость бурятского населения составляла 16,4 на 1000 человек, то к 1934 г. она повысилась до 31. Естественный прирост населения за этот период увеличился с 3,7 до 15,5 на 1000 человек.

Наркомздраву предлагалось усилить борьбу с социальными болезнями, точнее их профилактику и повысить санитарную культуру населения. Медицинские работники и активисты санитарных бригад обучали колхозниц навыкам личной и домашней санитарии и гигиены.

Разносторонняя оздоровительная и санитарно-просветительная работа среди населения Бурятии, проведенная медицинскими работниками, всей общественностью к концу 1930-х годов дала значительные результаты. В постановке дела здравоохранения республика вышла на уровень средних показателей по РСФСР. Резко была снижена смертность, заметно сократилась заболеваемость социально опасными болезнями, повысилась рождаемость, особенно коренного населения.

Тем не менее, согласно переписи населения СССР 1939 г., произошло дальнейшее сокращение численности бурят в стране до 225 тыс. чел., а удельный вес этноса в регионе снизился до 21%.

Характеристика термальных источников Жемчуг

Каждый из минеральных источников села Жемчуг довольно сильно отличается по химическому составу и температуре, несмотря на то, что расположены они довольно близко друг к другу. На Р-1 добывают с глубины 850 м, температура + 38 °С, в составе присутствует сероводород, метан, двуокись углерода и радон. Купание в этой воде поможет справиться с болезнями опорно-двигательного аппарата, нарушениями нервной системы, кожными недугами, патологией половой сферы, а также укрепит иммунную систему.

Вторая скважина называется Г-1, она с примесями натрия и магния, температура воды источника + 56 °С, врачи советуют принимать внутрь для лечения органов пищеварения. По своему химическому составу она почти такая же, как в Ессентуках, и рекомендуется врачами при нервных расстройствах, проблемах с пищеварением и женских заболеваниях. В бассейн допускаются все желающие, но не стоит переусердствовать: по 10-15 минут 2 раза в день, лучше утром и во второй половине дня. Остальное время отдыхать и купаться можно в протекающей рядом реке Иркут.

Авторы Гайдпарка

  • Феофан Прокопович

    Судьба российских ИВЛ в США

    Читать полностью

  • Антон Савельев

    Святая Земля -это вовсе не Иерусалим, а Шамбала

    Читать полностью

  • Юрий Ковалёв

    Киргизию поставили на компромисс-паузу. Надолго ли?

    Читать полностью

  • Олег Громов

    Ленин Сталину и Троцкому. Только цитаты

    Читать полностью

  • kim klimov

    Медведи с маузерами, стреляющие лошади и промасленные моржи — реалии советской границы

    Читать полностью

  • Антон Савельев

    Человек эпохи динозавров

    Читать полностью

  • Юрий Ковалёв

    Как закончить конфликт в НКАО

    Читать полностью

  • Борис Приходько

    МВФ придумал, как спасти мир: России это угрожает нищетой

    Читать полностью

  • Уксус пельмень

    Президент Армении назвал условие признания независимости Карабаха

    Читать полностью

  • Юрий Болдырев

    Судей – к ноге! Последняя стадия деградации

    Читать полностью

  • Юрий Ковалёв

    Джордж Сорос предложил свои услуги по демократизации Белоруссии

    Читать полностью

  • Уксус пельмень

    Богданчиков наехал на Ротшильдов и кинул им предьяву на 100 млн долларов

    Читать полностью

Гид по Петербургу

Этнический состав Бурятии

В многонациональной республике Бурятия проживает 972 021 человек. Подавляющее большинство населения крупной забайкальской республики составляют русские, их проживает здесь 630 783 человека. Второй по численности коренной этнической общностью здесь являются буряты. Сегодня в республике проживают 286 839 человек.

Третьей по численности национальной общностью являются сибирские татары, их проживает здесь 6813 человек. На территории республики небольшими этническими группами проживают малые сибирские народы эвенки и сойоты, тувинцы и чуваши, казахи и корейцы, мордва и якуты.

Где находятся горячие источники Жемчуг

Источники живительной горячей воды находятся в Тункинской долине Бурятии, в 45 км от известного своими минеральными водами для питья поселка Аршан, затем от села Жемчуг надо проехать или пройти пешком еще 5 км и будет термальный источник.

В курортной местности под оригинальным названием Вышка существуют два выхода горячей минеральной воды, потому что искали нефть дважды: в 50-х и 80-х годах прошлого века, а такое название населенный пункт получил из-за буровых мобильных вышек, которые здесь устанавливали геологоразведочные экспедиции. Каждая скважина имеет отличие не только по составу воды, но и по температуре. Вокруг двух горячих источников за годы деятельности разрослась инфраструктура: магазины, сувенирные лавки, спортивные площадки, чтобы гости могли скоротать время, дожидаясь своей очереди, а многие приезжают сюда на несколько дней.

Демография

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
18,1 20,8 21,6 24,1 18,2 11,7 11,6 11,0 11,3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
11,0 11,3 11,4 12,6 13,5 13,8 14,0 14,8 16,1
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
17,0 17,4 17,0 16,9 17,4 17,6 17,5
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
7,7 8,9 9,5 9,6 9,1 12,0 11,8 11,6 11,0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
12,6 12,7 13,5 14,1 15,4 15,3 15,7 14,5 13,3
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
13,5 13,0 12,7 12,6 12,4 11,8 11,5
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
10,4 11,9 12,1 14,5 9,1 -0,3 -0,2 -0,6 0,3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
-1,6 -1,4 -2,1 -1,5 -1,9 -1,5 -1,7 0,3 2,8
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
3,5 4,4 4,3 →4,3 5,0 5,8 6,0
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
67,0 66,8 65,7 62,9 61,4 62,9 63,3 64,0 64,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
62,7 →62,7 62,0 61,3 60,9 61,1 60,9 62,4 64,2
2008 2009 2010 2011 2012 2013
64,4 65,3 66,1 →66,1 66,8 67,7

«Бросают костыли»

В этом году исполнится 180 лет со дня образования курорта Нилова Пустынь. Руководство водолечебницы своими силами обновило фасад здания, утеплило помещение, заменило окна на пластиковые. Сейчас готовятся к масштабному ремонту и обновлению лечебной аппаратуры за счет единой дальневосточной субсидии на сумму более 34 млн рублей. На территории Ниловой Пустыни расположено 11 пансионатов. Общая вместимость — 500 человек.

— О курорте Нилова Пустынь знают не только ближайшие регионы, но и по всей России. Приезжают отдыхать и восстанавливать здоровье из стран Европы и Азии. В год более 8 000 человек проходят лечение. Количество отдыхающих до 1990-х годов доходило до 15 000 в год. После ремонта, уверяем, курорт будет развиваться, и мы обязательно дойдем до «золотых времен», которые у нас были, — с оптимизмом говорит директор Баирма Сагалуева.

Старшая медсестра Альбина Соктоева работает в Ниловой Пустыни более 35 лет и собственными глазами видела чудеса, что случались с людьми, которые приезжали лечиться на курорт.

— Мы все в ожидании, что здесь будет всё новое и больше станет отдыхающих. Те, кто отдыхает постоянно, уже настроены. Думаю, здесь будет комфортно и красиво, — улыбается Альбина Соктоева и говорит: — Мне нравится видеть результат от работы. Некоторые приезжают с костылями, а уже на второй-третий день бросают их. Многие приезжают с кожными заболеваниями и вылечиваются. Здоровье – это самое ценное, что у нас есть, и мы помогаем людям сохранить его.

История

На территории современной Бурятии, до включения Забайкалья в Российское государство, проживали восточно-бурятские (хоринцы), тунгусские и монгольские племена. Родина Темуджина (Чингис-хана), а также предполагаемое место его захоронения находится между Байкалом и рекой Онон, притоком Амура. К XIX веку часть западных бурят, живших к западу от Байкала, переселилась на восточный берег, в Забайкалье, потеснив эвенков и халха-монголов.

В республике, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, бурятский язык можно изучать добровольно. Согласно статистике Минобрнауки республики, в 2016 году чуть более половины из 132 тысяч учеников выбрали бурятский в качестве государственного или родного языка.

Заключение

Горячие источники Жемчуг в Бурятии по составу воды выгодно отличаются от термальных аналогов Аршана, но ни о какой конкуренции речь не идет, каждый турист волен сам решать, где принимать горячие и грязевые ванны. Конечно, деревянные купели и старое оборудование уступают современным известным бальнеологическим курортам, но развитие инфраструктуры курорта Вышки только набирает обороты. Пройдет несколько лет и местность рядом с горячими источниками будет не узнать, возможно, что прямые рейсы автобусов из Иркутска и станции Слюдянка появятся уже и в этом году.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации