Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Михайло-афонская пустынь в адыгее

Церковь великомученика Димитрия Солунского в Каменномостском

Непосредственно в поселке интересных мест не так уж много – все достопримечательности в основном разбросаны по окрестностям

Но нельзя не обратить внимание на прекрасный образец деревянной храмовой архитектуры – церковь святого великомученика Димитрия Солунского

Православная церковь полностью выстроена из дерева, что для наших дней уже редкость – все чаще встречаются храмы и соборы каменные, деревянные же становятся частью давно минувших дней. Окна и двери церкви, а также козырек над входом украшены тончайшей, ажурной деревянной резьбой, выкрашенной в белый цвет, что придает ей еще большую легкость и воздушность – как будто даже и не дерево, а тончайшее кружево. Любопытно, впрочем, еще и то, что эта церковь – совсем не образец древнерусской архитектуры, как можно подумать поначалу. Она была построена всего лишь в 2004 году!

Экскурсии по Михайло-Афонскому монастырю

Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная пустынь предоставляет возможность паломникам и туристам обратиться в Миссионерско-паломнический центр, расположенный при входе всвятую обитель. Наш центр имеет 3-4 экскурсовода и работает ежедневно с 9 до 18 часов. Справки и заказы экскурсий можно произвести по телефонам: 8-928-669-30-79 Ирина и 8 928-471-57-36 Анна; а так же непосредственно в центре.

Миссионерско-паломнический центр Свято-Михайловского монастыря предоставляет для вас ряд экскурсий за пожертвования на монастырь:

1) Обзорная лекция по истории монастыря на 30-50 минут. В ней расказывается о 3 этапах монашества на плоскогорье у горы физиабго:

а) 6–14 вв — древневизантийский период;

б) 1878–1928 гг — второафонский монастырь;

в) с 2001 г — возрождение обители;

2) Древневизантийский пещерный монастырь, расположенный на территории обители на глубине 50 метров. Продолжительность экскурсии от 1 до 1,5 ч. Во время экскурсии паломники туристы посещают подземную церковь тысячелетней давности и 5 монашеских келий, пройдя по подземным ходам около 200 м.

3) Экскурсия к храму 6-го века н.э. на горе Афон, расположенному в 1 км от обители. Два года назад на горе Афон во время археологической разведки был обнаружен фундамент древне­византийского храма с бапсистерием. По фундаменту удалось восстановить облик храма архитектору из г. Ростова-на-дону. Майкопское общество охраны памятников обещало занести найденный памятник в реестровый каталог памятников археологии Адыгеи. Телевиденье сняло про эту сенсационную находку 7 видеосюжетов.

4) Успенские кельи, расположенные в 4 км от обители. В этих пещерах по преданию жили первые и последние иноки монастыря. Там же они совершали богослужения.

5) Могила и св. источник новомученника монаха Афанасия, зверски четвертованного частью особого назначения в 1930 году в 5 км от обители. Монаха Афанасия красноармейцы вытащили из пещеры и зверски пытали, выспрашивая его о золотой ризнице монастыря, сначала ему отрубили все конечности, а потом усекли голову. После предания тела земле его духовными чадами, Господь прославил старца целебным источником, забившим из под его могилы.

6) Экскурсии на водопады реки Фарс, расположенные в 3,5 км от монастыря.

7) Экскурсии в алано-византийский касожский средневековый город Кассек, расположенный на востоке от монастыря вблизи границы Майкопского и Мостовского районов в 16 км. Протяженность остатков города — несколько километров. В крепости городища найдены остатки 5 христианских церквей известным археологом Адыгеи Нурбием Ловпаче. Поход двухдневный с ночёвкой на турбазе «Баракаевская», расположенной в 500 м от цитадели г.Кассек. Можно ночевать группе в своих палатках у костра. Про это место написана книга «Неандертальцы гупского ущелья», рассказывающая об археологических раскопках в пещерах напротив г. Кассек. Там же в последствии жили монахи, а сейчас гнездятся аисты. В реке Гупс можно шутя найти наконечник копья, стрелу, керамику или дае кость древнего человека. На развалины города можно поехать верхом на лошадях или внедорожниках.

8) Экскурсии только для паломников подворья монастыря:

а) ст. Хамышки (село майкопского района, расположено на реке Белая в 63 км. от Майкопа)-храм святого Гурия, Самона Авива, р. Белая, озеро со святым источником.

б) ст.Сахрай (посёлок расположен в 30 км. от п. Каменномоского)-скит с храмом Иоанна Крестителя, водопады горы Большой Тхач.

в) ст. Безводная (станица Майкопского района, основана в 1863г.)-Храм Успения Божьей матери, часовня на могиле убиенных 63 казаков в 1920 году.

г) п. Береговое, Геленжикского района в 3 км. от моря. Строящийся храм св. Николая Чудотворца.

Размер пожертвований уточнять по указанным выше телефонам.

Рукотворные пещеры

Особенно необыкновенным местом обители являются рукотворные пещеры.

Об их происхождении существует несколько точек зрения.

Согласно одной из них, в 80-е годы XIX века несколько старцев во искупление своих прегрешений, вырыли в плотных песчаниках подземные ходы, обустроили кельи и подземный храм, где читалась неусыпаемая Псалтирь. Об этом и говорит внешний вид подземного храма, завершаясь куполообразным потолком и алтарной нишей в восточном направлении. Купол символизирует небесный свод – престол Божий, православные храмы направлены алтарем на восток, откуда восходит Солнце, ведь Сам Господь Иисус Христос для нас истинное Солнце Правды, от Которого воссиял вечный Божественный Свет. А необычайно красивый внешний вид купола, вырубленного в известняковой скале, состоящей из разноцветных чередующихся прослоек, словно напоминает наслоение времен и столетий и как бы соединяет временное человеческое с вечным Божественным творением.

В обустроенных кельях подвизались отшельники. В послании к Евреям святой апостол Павел свидетельствует: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (гл. 11, с. 38).

Сменялись столетия, но горы как чудное творение Создателя, всегда были желанным прибежищем для тех, чья душа жаждала уединенной молитвы. Укрывшись в пещерах, они могли ощущать себя живущими в святой огромной келии, которая вмещала и лес, и быстрые реки, и вершины гор, и где всякое создание Божие непрестанно славило своего Творца. Чтобы наедине всецело посвятить себя Богу, наслаждаясь благами общения с Ним.

Нам, живущим в современном мире, вкусив блага цивилизации, невозможно порой даже представить, как мог подобный нам смертный человек выдержать такие испытания. Тогда нужно вспомнить слова св. Софрония, патриарха Иерусалимского, жившего в VII в., который описал житие пр. Марии египетской, которую св. Церковь воспевает как образец истинного покаяния: «Если же найдутся такие люди, которые не поверят, то к им да будет милостив Господь, потому что они, размышляя о немощи человеческого естества, считают невозможными те чудесные дела, которые совершаются со святыми людьми».

По другой версии, пещеры возникли гораздо раньше в VIII-X вв. и связаны с периодом Византийской иконоборческой ереси. В то время сторонников иконопочитания выселяли за пределы империи и они переселялись в Крым, на Таманский полуостров и Северный Кавказ.

Поэтому не удивительно, что благодатная земля Адыгеи, уже неоднократно просвещенная светом Евангелия, явилась притягательной для греческого населения. Под самим монастырским плато в средние века был основан византийский мужской монастырь. Спелеостологи относят период их возникновения к IX-X вв. Эти пещеры и подземные галереи находятся на глубине 50 метров от поверхности плато. Раньше их протяженность составляла около 3 км только под платом монастыря, а далее тянулись ходы в 12 различных направлениях. По ним можно было не выходя на поверхность дойти до ныне занимаемых станиц: Абадзехской, Севастопольской, Новосвободной и других.

Когда предгорья были завоеваны полчищами степняков-монголов в 30-е годы XIII в., тогда прервались связи с единоверцами и лишили греческих поселенцев целесообразности просиживания во враждебной среде, и постепенно монастырь обезлюдел. Некоторые из этих древних подвижников до сих пор не потревоженными лежат в заложенных камнями пещерах соседних хребтов. Так говорит предание.

До наших дней в пещерах сохранилась лишь часть келий, один из залов и коридоры общей протяженностью около 300 метров.

Исторический очерк, внешний облик

Он молод, начало основания (закладка первого камня) – 2000 год. Это была совместная задумка подружившихся русских и сербских монахов. Россияне ездят в Хиландарский монастырь, а сербы – в Крестовую пустынь.

Одним из основателей монастыря является иеросхимонах Рафаил (Берестов), который некоторое время подвизался в Троице-Сергиевой лавре, затем на Валааме, а сейчас на святой горе Афон. Все происходило по благословению духовника о. Рафаила – о. Кирилла (Павлова), который был архим. Троице-Сергиевой лавры. Большой вклад в постройку внесли сербы. В храмовых колоннадах вложены мраморные плиты, где надписи на двух языках – сербском и русском, они говорят о духовной дружбе двух народов. Насельники живут по афонскому уставу.

Свое название Крестовая пустынь получила во имя двунадесятого праздника – Воздвижения Креста Господня, который отмечается 27 сентября. День этот и является тут престольным праздником.

Всего на территории одна двухэтажная постройка. Крестовоздвиженский храм (выделяется  шатровым куполом на крыше) устроен на первом этаже и соединен с кельями монахов и трапезной, а на втором – небольшая домовая церквушка в честь Иоанна Предтечи. Проект строительства разработал архитектор г. Сочи – Борис Бабаков. Основные строительные работы выполняла фирма «Путеви». С 2014 по 2017 гг. крымские художники расписали стены верхнего храма.

Возрождение обители

После распада Советского Союза активисты начали борьбу за возвращение монастыря православной церкви. Удалось это сделать только в 2001 году. С тех пор в обители начали возрождать монашескую жизнь.

Первым его настоятелем в современной истории стал иеромонах Мартирий. Ему удалось заново организовать богослужения, отремонтировать келейные корпуса и Троицкий храм. В 2004-м его сменил Пимен, при котором численность монахов увеличилась до 20 человек.

С 2006 года по настоящее время руководит монастырем иеромонах Герасим. Ему удалось возвести храм архистратига Михаила на месте разрушенного.

Особенности монастыря

Многие паломники приравнивают Михайловский монастырь к знаменитой Киево-Печерской лавре. Под ним также огромное количество подземных ходов, в которых ранее находились объекты значимые для монахов. Сегодня от них мало что осталось.

На территории постройки разных времен, многие древние сооружения были разрушены. На их месте появились новые строения. Все максимально гармонично и красиво. Архитектурная композиция удивительная, неповторимая и действительно особенная.

Свято-Михайловский монастырь

Среди старых зданий уцелел главный корпус монастыря, а также Трапезная, отдельные постройки хозяйственного назначения. В принципе отличить новые сооружения от древних не составит труда, даже людям, плохо разбирающимся в строительстве.

Недалеко от монастыря находится святой источник Пантелеймона Целителя. К нему съезжается огромное количество туристов, чтобы набрать воды, обладающей целебной силой. Некоторые граждане даже набирают по 5 – 7 пяти литровых баклажек «живой воды». Тут же есть и купель с родниковой (очень холодной) водой. По приданиям кто в нее окунется избавиться от многих недугов.

Хоть монастырь и мужской, посетить его могут представители и женского пола. Им на входе предлагают покрыть голову платком, а на брюки одеть юбку. Все это совершенно бесплатно, ведь святое место. Кстати, если пойдете к источнику не упустите возможность полюбоваться величественным горным хребтом. На смотровую площадку ведет дорожка, сворачивающая влево от тропы к источнику.

Важно: собираясь посетить источник Пантелеймона целителя, отправляйтесь сюда как можно раньше. В противном случае будете долго стоять в очереди

Людей тут всегда много. Зимой конечно меньше, но все же. Все это конечно очень интересно, но не меньший интерес вызывают исторические факты создания и развития главной достопримечательности Адыгеи.

Свято-Михайловский монастырь

Каменномостский монастырь

Монастырь

Свято-Михайло-Афонский монастырь находится высоко в горах, нигде в стране вы больше такого чуда не встретите. Он  основан выходцами Святой горы Афон и расположен на расстоянии 12 км от поселка. В конце позапрошлого столетия обитель была крупнейшей в регионе. Монастырь в Каменномостском славится гостеприимством монахов. Его ежегодно посещает все больше страждущих, паломников, отдыхающих.

Невероятно ароматный чай, аппетитные блинчики с разной начинкой, умиротворенная атмосфера, красивая природа, наличие конюшни поблизости – усиливают приятное впечатление от посещения этого места.

Михайло-Афонская пустынь в наши дни

Территория Михайло-Афонского монастыря небольшая, но отличается потрясающей чистотой, ухоженностью. Здесь уютно, везде растут цветы и так тихо, что слышно даже шорох трепетания птичьих крылышек на деревьях.

На территории установлены информационные стенды: план-схема подворья и старинное изображение Свято-Михайловско-Афонской общежительной пустыни начала XX в. По изображению видно, каким красивым и большим был монастырь.

Свято-Михайло-Афонская пустынь, начало XX в.

Многие из разрушенных зданий отстроены заново. Разница между старинными и современными строениями легко различима глазом.

Сейчас на территории 4 храма: Свято-Троицкий, Успенский, Архангела Михаила, Святого преподобного Александра игумена обители Неусыпающих.

Главная аллея от входа ведёт мимо Троицкого храма (справа), усыпальницы архимандрита Мартирия (слева), выводит к храму Архангела Михаила, затем к деревянному Успенскому храму.

Главная аллея

Храм Архангела Михаила

Успенский храм

Святая вода

Мы гуляли там в начале мая, когда всё утопало в сирени и в воздухе витал цветочный аромат.

Красота!

За храмом Архангела Михаила – памятник великому князю Михаилу Николаевичу Романову, отличившемуся в Русско-турецкой войне (1877 г.) в освобождении Кавказа от турок.

Памятник великому князю М. Н. Романову

Рядом – храм Александра игумена.

Храм Александра игумена обители Неусыпающих

Перед ним – площадь с солнечными часами.

Солнечные часы

Неподалёку – мемориальное место памяти казаков, сражавшихся на Кавказе и могила убиенных фашистами инвалидов. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Памяти казаков

К сожалению, на табличке одного из казаков, Гуляева, допущена ошибка в дате рождения. Если кто читает из родственников Гуляева или из братии – надо бы исправить…

Братская могила инвалидов, расстрелянных фашистскими оккупантами…

Мы прибыли в Михайло-Афонскую пустынь уже поздно и сперва поднялись на гору Физиабго, сходили к святому источнику и посетили пещеры, поэтому в вечернем свете было уже темновато снимать, не все фотографии получились хорошего качества.

На монастырской территории чувствуешь себя очень комфортно, можно фотографировать, никто ничего не запрещает. Нельзя только фотографировать братию без разрешения, но это понятно.

А вот саму территорию, храмы можно запечатлевать на память сколько угодно. Люблю бывать в таких обителях. Может, кто-то скажет, что это – туристическое место, но мне по душе такое отношение к приходящим людям. Сюда хочется вернуться ещё. Настолько тут умиротворённая, благостная атмосфера. Спокойствие и тишина.

Жаль, что трапезные были уже закрыты. За день мы нагулялись и с удовольствием вкусили бы монастырской трапезы.

Кстати, здесь можно приобрести вкусный монастырский хлеб, а в монастырской лавке – изделия из серебра.

А ещё приобрести лечебные травы. Телефон монастырского травника: 8-918-68-48-777.

Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь

Свято-Михайловский мужской монастырь находится неподалеку от поселков Каменномостский и Победа. Сюда стекается множество людей – как паломников, так и обычных туристов.
Строительство этого монастыря началось в 1877 году, через два года был построен первый храм на его территории – храм Архистратига Михаила. В течение нескольких последующих лет были выстроены Успенский собор и храм в честь преподобного Александра Невского. Чтобы внести свой вклад в строительство, каждый, кто прибывал в монастырь, приносил с собой камень для кладки. Монашеская жизнь в монастыре продолжалась до 1928 года, пока советская власть официально не закрыла его, а монахи не были распущены. В стенах мужского монастыря была размещена коммуна, затем, сменяя друг друга – дом отдыха, дом инвалидов войны, детская трудовая колония, туристическая база.

Многие монастырские постройки, в том числе и сами храмы, были взорваны, а материалы от них пошли на строительство других зданий – школ, общежитий и т.д. Лишь в начале XXI века монастырь вновь был передан в руки Православной церкви, и началось его возрождение. В августе 2008 года был восстановлен храм Архистратига Михаила, взорванный в годы советской власти.
Знакомство со Свято-Михайловским монастырем обычно начинается с самого крупного храма на его территории – Свято-Троицкого. Этот храм отличается очень красивым внутренним убранством и способен вместить до тысячи прихожан одновременно.

На территории монастыря располагаются и другие храмы: Успенский, выстроенный из дерева, и храм Архангела Михаила, восстановленный всего несколько лет назад. Не до конца восстановлен храм Александра Невского. При монастыре есть помещения, в которых туристы могут остановиться на ночлег, и спортивная площадка. Здесь же можно подкрепиться вкуснейшим монастырским чаем, пирожками и блинчиками с разнообразными начинками. Неподалеку от монастыря находится конюшня, где можно взять лошадей для конных прогулок; регулярно проводятся экскурсии к водопадам и пещерам, а желающие могут подняться на гору Физиабго и осмотреть окрестности с ее вершины.

Что посмотреть в Каменномостском и окрестностях самостоятельно?

Отправляясь в путешествие по Каменномостскому и его окрестностях на автомобиле своим ходом, можно посетить и другие красивые места Адыгеи. Кроме вышеописанных объектов, которых в принципе уже достаточно для полной картины полученных эмоций, обязательно проложите маршрут в поселок Тульский, известный своими термальными источниками.

Рядом с Тульским находится поселок Гуамка с известным одноименным ущельем невероятной красоты. В ущелье есть смотровые площадки и водопады, а прокатиться по нему доступно на специальном горном поезде.

Любителям экстремального рафтинга советуем побывать в поселках Гузерпиль и Хамышки, чтобы сплавится по горной речке и посмотреть другие увлекательные пейзажи.

Казачий (Девичий) камень

Девичий камень, взбираться лучше с задней части

Объект представляет собой огромную тридцатипятиметровую каменную глыбу с небольшой площадкой на вершине, расположенную на трассе между поселком Каменномостским и станицей Даховской. Взобравшись наверх Девичьего камня можно лицезреть великолепные окрестности станицы, cделать отличные фото.

адрес: пересечение трассы между Каменномостским и Даховской.

Урочище “Богатырская поляна”

Наш путеводитель по достопримечательностям Каменномостского предлагает туристам также посетить урочища “Богатырская поляна”, находящееся между руслами реки Белой и Фарс. Свое название урочище получило в конце позапрошлого века. Тогда на этой территории поселился русский народ, руками которого и было возведено более пяти десятков домиков из больших монолитных плит. Однако о точном предназначении сооруженных дольменов до сих пор нет никаких сведений.

адрес: станица Даховская.

Азишская пещера

Азишская пещера

Войти в Азишскую пещеру можно только с группой и гидом. Для спуска в подземное царство сталактитов рекомендуется потеплее одеться, поскольку предстоит спуск глубиной с девятиэтажный дом.

адрес: станица Даховская.

Бывший завод

Крепость

Проезжая мимо бывшего завода, создается впечатление что это замок в горах. На самом же деле постройка является заброшенным заводом, на котором когда-то сжигали известь. Сейчас это сооружение пользуется популярностью у туристов, желающих сделать необычную фотосессию.

адрес: станица Даховская.

Плато Лаго-Наки

Плато Лагонаки у поселка

Дорога в горы от станицы Даховской ведет к плато Лаго-Наки, которое сотворила сама природа. На камнях плато практически круглогодично лежит снег. При его созерцании создается впечатление, что оно укрыто барашками из морских волн.

адрес: окрестности станицы Даховской.

Комплекс-музей “Беловодье”

Частный музей с удивительными объектами раскопок

“Беловодье” расположен на пути следования из поселка Каменномостского к плато Лаго-Наки. На его территории находится гостиница, кафе и этно-палеонтологический музей. В музейной коллекции представлены окаменевшие гигантские моллюски, каменная цепь, слепки следов человекообразного существа. Собрание также пополняется иконами, национальной одеждой и другими старинными предметами быта, которые приносят местные жители.

  • адрес: станица Даховская;
  • цены на билеты: 150 руб.

Долина аммонитов

Долина с уникальными камнями

Этот уникальный природный памятник находится в окрестностях Каменномостского, и его наверняка пожелают увидеть любители древности. Долина берет свое начало от Хаджохской теснины.

Аммониты – головоногие моллюски, напоминающие спиралевидные раковины и вымершие одновременно с динозаврами. Увидеть их можно в музее “Беловодье”, а в долине есть только шероховатые камни, в которых под толстым слоем спрятаны спиральки раковин.

адрес: пос. Каменномостское.

Баня “Даховская Слобода”

База отдыха с баней

Экскурсии в Каменномостском радуют отдыхающих обилием потрясающих природных достопримечательностей, приятным и полезным дополнением к которым также будет посещение бани. Ведь принятие банных процедур издавна пользовалось большой популярностью у русского народа. Попариться в русской баньке не только полезно для тела, но и для души.

Комплекс состоит из двух помещений: одного с холодной купелью на 10 человек, и второго — без купели, рассчитанного на 6 человек.

  • адрес: Станица Даховская, ул.Мира, 26А;
  • режим работы: бронирование с 9.00 до 21.00.

Поселок Каменномостский и достопримечательности с фото и описанием широко представлен на просторах интернета, поэтому виртуально ознакомиться с ними можете в любое время, но посмотреть видео обзор удивительных мест вы должны прямой сейчас.

Краткая история монастыря

Полное историческое название монастыря – Свято–Михайло-Афонская Закубанская Пустынь. Возник монастырь после окончания длительной Кавказской войны, которую еще царское правительство вело с горцами. После того, как в середине XIX века эти места были окончательно покорены и присоединены к Российской империи, было решено основать здесь монастырь. Основателем его стал монах со святой горы Афон Мартирий (Островой), которому об идее основания православного монастыря в горах Кавказа рассказал схимонах Виталий, ездивший на Святую гору Афон.

Михайло-Афонская пустынь в Адыгее

Михайло-Афонская пустынь в Адыгее

Место для строительства нового монастыря было выбрано не случайно. Здесь еще в VIII-X веках в глубоких рукотворных пещерах селились монахи, бежавшие из Византии. Дело в том, что в то время в Византии стали запрещать поклонение иконам, считая это идолопоклонством, и многие несогласные с этим священнослужители, преследуемые властями, переселялись в Крым, на Тамань и в горы Кавказа. Потом, в XIX веке в пещерах селились и монахи из самого монастыря, становясь отшельниками. Вся гора Физиабго испещрена ходами, пещерами, туннелями. Большинство из них завалено и недоступно, но можно спуститься в одну из пещер, ведущую к рукотворному залу – келье. По легенде в горе было 11 входов в пещеры, и все храмы были также соединены между собой подземными туннелями.

Здесь в монастыре со времени его основания было построено 5 храмов, были многочисленные корпуса, в которых находились кельи, трапезная, больница, церковно-приходская школа, многочисленные мастерские, в том числе – собственная иконописная. В пещерах располагались хранилища для святых мощей и обширная библиотека с ценными византийскими книгами.

Обитель быстро превратилась в место паломничества, но в годы советской власти монастырь был закрыт, храмы взорваны, а на его территории поочередно открывали дом отдыха для сотрудников ГПУ, в годы войны – дом инвалидов, после войны – трудовую колонию для несовершеннолетних, позже — конноспортивную туристическую базу. И только в 2000-е годы началось восстановление монастыря.

Михайло-Афонская пустынь в Адыгее

Михайло-Афонская пустынь в Адыгее

Краткая история подземного монастыря

Древний Византийский пещерный монастырь также называют Монаховыми и Монастырскими пещерами.

Монастырские пещеры намного старше Михайло-Афонской пустыни, основанной в XIX веке. Случайно обнаружены уже после строительства Михайло-Афонского монастыря. Получается, что обитель построена на месте, которое задолго до строительства считалось святым.

Келья в подземном монастыре Михайло-Афонской пустыни

Монастырские пещеры в недрах горы Физиабго рукотворные. Согласно исследованиям, они созданы отшельниками из Византии ещё в VIII-X веках, а потом уже использовались православными монахами, начиная с XIX века.

Что делали в горах Кавказа византийские отшельники? В то время власти Византии объявили почитание икон идолопоклонничеством (период иконоборчества длился с начала VIII века до середины IX века, что совпадает с предположительным периодом основания подземного монастыря). Многие отшельники переселились на Кавказ, бежав от преследования за веру.

Ходы низкие, приходится кланяться

Византийские монахи хранили в подземельях библиотеку с древними христианскими текстами, привезённую из Византии. Здесь же была иконописная мастерская, костехранилище с черепами почивших отшельников. По преданиям, где-то и сейчас в заваленных подземных ходах хранятся останки византийских монахов и бесценные древние книги…

Лестница к Монастырским пещерам

Есть, впрочем, и вторая версия, что пещеры выкопаны монахами уже в XIX веке. Но многие отрицают её состоятельность по многим причинам. Мол, незачем было копать монахам эти пещеры когда был большой монастырь, да и насельников в монастыре было не так много, чтобы осилить такую масштабную работу.

Спуск к подземному монастырю

Говорят, вся гора Физиабго пронизана подземными ходами. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Раньше в подземный монастырь вело 11 входов, за что пещеры прозвали «одиннадцатиходкой». Все они вели к подземному храму. Всего было около 3 километров подземных ходов. Но поскольку долгое время они оставались без присмотра, многие из них обрушились и перекрыты завалами. Лишь малая часть ходов сохранилась до наших дней. По ним водят экскурсии.

Влияние на местных жителей

Появившийся монастырь оказал большое влияние на адыгейские поселения в округе. Среди местных жителей активно распространялись идеи православия, велась борьба с раскольниками, влияние которых было достаточно велико. Для противостояния с ними монахи постоянно читали проповеди для всех желающих.

Вскоре на базе самого монастыря появилось мощное хозяйство. Послушники занимались животноводством, выращивали всевозможные сельскохозяйственные культуры, на пастбищах паслись лошади, коровы, волы и верблюды. Было возведено много хозяйственных построек, в том числе скотный двор, ферма, швейная и сапожная мастерские, кузница, пекарня, красильная и прачечная. В монастыре даже был построен собственный завод по производству алебастра, госпиталь и станция для наблюдений за климатом.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации