Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Могила лермонтова в тарханах: фото. где находится могила лермонтова?

События

Попытка штурма мэрии в феврале 2012 21 февраля 2012 года в г. Лермонтов произошла попытка штурмом взять местную мэрию. Причиной конфликта стал отказ в регистрации оппозиционных кандидатов в городской совет Лермонтова. Изначально, выборы должны были пройти в один день с президентскими — 4 марта.

Более 10 кандидатов в горсовет объявили голодовку. Поддержавшие их лица решили штурмовать здание мэрии, однако полиция заблокировала двери. Нападающие не отступали и, сломив сопротивление правоохранительных органов, к голодающим присоединились ещё около 30 человек.

22 февраля сообщалось об отключении местного телевидения. В дальнейшем эта информация опровергалась. К 8 голодающим (остальные после переговоров с представителями властей покинули здание администрации) прибыл представитель Следственного комитета России, которому они намеревались предоставить конкретные факты того, что они считали подлежащими уголовному преследованию действия горизбиркома.

1 марта 2012 года полномочный представитель президента Александр Хлопонин встретился с голодающими и убедил их прекратить голодовку.

2 марта 2012 года суд отменил назначенные на 4 марта выборы в горсовет. Представитель крайизбиркома Евгений Демьянов высказал предположение, что выборы в горсовет, вероятнее всего, будут проведены 17 июня.

Как добраться до места дуэли Лермонтова в Пятигорске

В середине XX века район, где произошла дуэль, был включен в городскую черту. От курортной зоны, где расположены пятигорские санатории, можно дойти за 40 минут по живописным горным склонам. От проспекта Калинина к памятнику ведет асфальтированная дорога, без проблем можно припарковать машину рядом.

Точный адрес места дуэли Лермонтова: 44°03′32″ с. ш. 43°04′37″ в. д

До остановки общественного транспорта «Место дуэли Лермонтова» можно доехать на:

  • автобусе № 223.
  • маршрутных такси № 16, 113, 113а, 213, 223Б.

Расписание общественного транспорта Пятигорска

В 20 минутах ходьбы находится железнодорожная станция «Лермонтовская», на которой останавливаются поезда «Кисловодск — Минеральные Воды».

Расписание поездов до станции «Лермонтовская»

Так как дорога от санаторной зоны холмистая, многие курортники предпочитают добираться до места дуэли на такси. Вызвать такси в Пятигорске можно через приложения: Яндекс. Такси, Maxim, Gett, RuTaxi.

Место дуэли М. Ю. Лермонтова на google-панораме: вид сверху

Место дуэли М. Ю. Лермонтова: видео

Смерть поэта

Контрапунктом в жизни Лермонтова стала смерть его великого современника — Александра Пушкина. Один из ведущих лермонтоведов, Ираклий Андроников, писал, что всё известное творчество литератора можно уместить в последнее четырёхлетие его жизни — с 1837 по 1841 годы.

До тех пор поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Первое его произведение, появившееся в печати, поэма «Хаджи Абрек», попало туда без ведома поэта, и после этого невольного, хоть и удачного дебюта, Лермонтов долго не хотел печатать стихов. Смерть Пушкина побудила Лермонтова раскрыться во всю мощь своего таланта и написать известнейшее произведение — «Смерть поэта».

Текст стихотворения, написанный рукой Лермонтова. Фото — Википедия

Оно быстро распространилось «в списках», вызвало бурю в высшем обществе. «Многие», рассказывал Лермонтов, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», потому что Пушкин был дурён собой и ревнив и не имел права требовать любви от своей жены. Наконец, один из родственников Лермонтова, Н. Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому «джентльмену», как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам император Николай I. За Лермонтова вступились пушкинские друзья, кроме этого бабушка сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. Некоторое время спустя корнет Лермонтов был переведён «тем же чином», то есть прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

Николай I на картине Ф. Крюгера. Источник — Википедия

Вторая дуэль и гибель

Несмотря на боевые успехи, главным стремлением Лермонтова было выйти в отставку и полностью посвятить себя литературе. Однако, это его желание встретило противодействие бабушки, как уже говорилось, не считавшей увлечение внука творчеством чем-то серьёзным и мечтавшей, чтобы он сделал «нормальную» карьеру.

Не решившись оставить армию, поэт, отбыв отпуск, отправился обратно на Кавказ — и из этой поездки уже не вернулся. Роковая дуэль произошла в Пятигорске — там Лермонтов поссорился с майором в отставке Николаем Мартыновым.

Николай Мартынов на картине Т. Райта. Источник — Википедия

Сослуживец обоих Николай Лорер в «Записках декабриста» говорил, что ссора разгорелась по вине поэта, насмехавшегося над «черкесским» стилем одежды Мартынова:

«Когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам…, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их. Но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы, и, когда они однажды сошлись в доме Верзилиных, Лермонтов продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика

Избалованный общим вниманием, Лермонтов не мог уступить и отвечал, что угроз ничьих не боится, а поведения своего не переменит»

«Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь» — приводил Мартынов слова Лермонтова на следствии.

Последний прижизненный портрет Лермонтова кисти К.А. Горбунова. Источник — Википедия

Отставной майор направил к обидчику секундантов и от примирения отказался, говоря, что фактически это Лермонтов вызвал его, поэтому должен первый и предлагать мир.

В итоге, дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Согласно основной версии, Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов — прямо в грудь поэту.

«Дуэль Лермонтова с Мартыновым». Картина неизвестного художника

По другой версии, Лермонтов в принципе отказывался стрелять, утверждая: «Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков». Мартынов мешкал, пауза затягивалась, и свидетели крикнули: «Стреляйте же, или мы вас разведем!». Тогда грянул выстрел — пуля пробила сердце Лермонтова, мгновенно его убив.

Так мистически подтвердились строки, написанные поэтом за месяц до происшествия: «С свинцом в груди лежал недвижным я…кровавая ещё дымилась рана, по капле кровь точилася моя».

Обелиск на предполагаемом месте дуэли. Фото — Википедия

Подробности произошедшего доподлинно установить не удалось — покрывая друг друга, свидетели путали показания. Это породило альтернативные теории — самая популярная утверждает, что поэта убил снайпер из кустов, выстреливший одновременно с Мартыновым. Теория якобы подтверждается неестественной траекторией входа пули в тело.

Одним из возможных заказчиков убийства называют Николая I. Согласно воспоминаниям сенатора, князя Павла Вяземского, услышав о произошедшем, император сказал: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», государь, выйдя в другую комнату к собравшимся придворным, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

За дуэль Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако в окончательном приговоре наказание заменили на трёхмесячный арест на гауптвахте и церковное покаяние.

Мартынов желал, чтоб его похоронили в селе, принадлежавшем его отцу под Москвой, в отдалённо стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков. Однако эта просьба не была исполнена — тело поместили в фамильный склеп. В 1924 году в бывшую усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония, ученики которой в порыве мести за убийство Лермонтова разорили склеп, а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду.

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля 1841 года на старом пятигорском кладбище. Тело поэта покоилось в кавказской земле 250 дней.

Обелиск на месте первого захоронения Лермонтова. Фото — Википедия

21 января 1842 года Екатерина Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в поместье Тарханы. Получив дозволение, 27 марта 1842-го слуги увезли прах Лермонтова в свинцовом и засмолённом гробу. 23 апреля в фамильной часовне-усыпальнице состоялось окончательное погребение, тело поэта положили в семейный склеп рядом с могилами матери и деда.

Надгробный памятник на могиле Лермонтова в Тарханах. Фото — Википедия

История создания памятника

В 1870 году один из первых российских лермонтоведов Петр Кузьмич Мартьянов в своей статье в журнале «Всемирный труд» предложил установить в Пятигорске памятник Лермонтову. Идею поддержал тогдашний контрагент Кавказских Минеральных Вод Андрей Матвеевич Байков. В 1871 году было получено высочайшее разрешение императора Александра II на сбор пожертвований для установки памятника великому русскому поэту.

В 1881 году был объявлен всенародный конкурс на идею монумента М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Конкурс прошел в три тура. В первом было представлено 52 проекта, 15 моделей и 5 письменных предложений, которые, однако, не получили одобрения заказчиков. Во втором туре участвовало 65 проектов памятника, но и среди них не было найдено нужного. В третьем туре было 15 моделей, а победителем конкурса стал известный российский скульптор-портретист Александр Михайлович Опекушин, создатель знаменитого памятника Пушкину, установленного на Тверском бульваре Москвы.

Опекушин изобразил Лермонтова в момент поэтического вдохновения: Михаил Юрьевич сидит на скале, офицерский сюртук свободно расстегнут, шинель соскользнула с плеча. У ног поэта — раскрытая книга, выпавшая из рук. Взгляд Лермонтова обращен вдаль — на Кавказские горы и белоснежный Эльбрус. Чтобы добиться портретного сходства, Опекушин использовал акварельный автопортрет, написанный Лермонтовым в 1837 году, а также единственный портрет поэта в профиль, сделанный бароном Паленом в 1840 году.

Бронзовая статуя поэта высотой 2,35 метра была отлита в Петербурге, на фабрике Морана. Постамент сооружен из светлого гранита, специально привезенного из Крыма. После того как памятник был собран, его высота составила 5,65 метра. На верхней грани пьедестала надпись «М. Ю. Лермонтову», а внизу, под бронзовой лирой с тремя струнами и венком с пером, дата открытия: «16 августа 1889 года».

Первая дуэль и война

Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был сначала переведён в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а потом — в апреле 1838 года — в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк. Несмотря на кратковременность кавказской службы, Лермонтов вернулся оттуда во многом обновлённым. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, местный фольклор легли в основу многих произведений литератора — например, его поэм «Демон» и «Мцыри».

Картина Лермонтова «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей)». Источник — Википедия

Вторая ссылка на Кавказ получилась намного жёстче — её причиной стала состоявшаяся 18 февраля 1840 года дуэль между поэтом и сыном французского посла в России Эрнестом Барантом, с которым Лермонтов поссорился за два дня до этого на балу. Однозначной версии причины ссоры нет. Согласно показаниям Лермонтова при аресте, Барант был оскорблён тем, что Лермонтов говорил о нём «невыгодные вещи» в разговоре с «известной особой». Светская молва этой особой считала княгиню Марию Щербатову и приписывала к ней любовный интерес дуэлянтов. Также существует мнение, что вина лежит на жене секретаря русского консульства в Гамбурге Терезе Бахерахт

Якобы Барант увлекался как ей, так и Щербатовой, из-за чего Бахерахт, пытаясь отвести внимание Эрнеста от соперницы, случайно поссорила его с Лермонтовым

Дуэлянты бились на шпагах, однако у Лермонтова при выпаде переломился клинок, и они перешли на пистолеты. Первым стрелял Барант, но промахнулся. Лермонтов в свою очередь разрядил пистолет, выстрелив в сторону, после чего участники разъехались.

Портрет Эрнеста Баранта. Источник — Википедия

За недонесение о дуэли 11 марта Лермонтов был арестован; дело рассматривал военный суд. Барант же, согласно воле императора, привлечён к суду не был.

По решению суда, поэт был переведён обратно на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк — фактически на передовую Кавказской войны. Такой приговор он получил не столько за дуэль, сколько за свои показания, правдивость которых отрицал Барант. Лермонтовская версия дуэли выставляла сына посла в дурном свете, а слухи о ней дошли до французского посольства в Берлине и до Парижа. Свою роль сыграла и личная неприязнь Николая I к поэту, сохранившаяся ещё после первого суда.

Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием».

Картина Лермонтова «Эпизод из сражения при Валерике». Это одно из крупнейших сражений Кавказской войны, поэт был среди отличившихся в бою. Источник — Википедия

Сам он никогда не хвастался успехами, но на фронте кавалеристский «лермонтовский отряд» стал по-настоящему известен. Генерал-лейтенант Константин Мамацев писал: «Он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда, как блуждающая комета, бродила всюду, появляясь там, где ей вздумается, в бою она искала самых опасных мест …».

Картина Д.П. Палена «М. Ю. Лермонтов после валерикского боя». 23 июля 1840 г. Источник — Википедия

Последовательность увековечивания в архитектуре

Такое печальное историческое событие не могло остаться забытым. В первое время, место дуэли в Пятигорске было обозначено небольшой пирамидой из камня, где написаны стихи в память поэта. Позже, для чествования юбилейной даты, шестидесятилетия со дня рождения поэта, был установлен памятник, имевший форму полукруга с украшением из венков и рельефных деталей.

В середине находилась высокая тумба и бюст поэта. Архитектором этого проекта был И. И. Байков. Отрадно, что после открытия памятника, здесь ежегодно, 15 июля, собиралось большое количество людей: давались пожертвования, проводилась панихида. Но, не смотря на приток денег, памятник — год от года приходил в негодность.

После преодоления больших финансовых сложностей, проблемных ситуаций и продолжительных ремонтных работ, архитекторы Микешин и Дитрих создали проект, по которому памятник должен был состоять из обелиска и ограды.

Высота установленного в середине столба превышает 8 метров. Само сооружение выполнено из доломита и бронзы. По центру расположен бюст поэта, указаны годы жизни Лермонтова.

Ограда из бетонных столбиков напоминают образы пуль, они соединены между собой тяжелыми цепями. Четыре грифа по углам охраняют величественное произведение архитектуры. Памятник открыли в 1915 году, когда шла полным ходом Первая мировая война. Поэтому на месте дуэли собралось мало людей.

Список захоронений

Старинные захоронения Пятигорского некрополя повествуют всем туристам об истории города, о жителях, которые внесли свой вклад в судьбу этих мест. Здесь в свое время были похоронены различные государственные служащие и духовные деятели, ученые и военные, инженеры и доктора, педагоги и творческие личности, а также почетные жители Пятигорска и сестры милосердия.

Одна из самых главных причин, почему Пятигорский некрополь так известен в стране, это тот факт, что здесь когда-то находилась могила знаменитого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, который был похоронен здесь сразу после дуэли. В настоящее время на месте его бывшего захоронения расположен памятник, а сам прах Лермонтов теперь покоится в его фамильной часовне в селе Тарханы. Почти через неделю после поэта недалеко от него был похоронен его верный друг — Иустин Евдокимович Дядьковский.

olgazav59

Список захоронений Пятигорского некрополя:

  • братья Бернардацци (главные строители города);
  • семьи Шан-Гирей и Верзилиных (двоюродные и троюродные родственники Лермонтова);
  • Диамид Шумов с сыновьями (почетные жители Пятигорска);
  • Вениамин Александрович Башкиров с женой (директор Кавказских Минеральных Вод и мировой судья);
  • Анна Цаликова с дочерью Юлианой (учительница и возлюбленная поэта Коста Левановича Хетагурова);
  • князь Багратион-Мухранский А. К., отставной поручик Бестужев В. П., профессор императорского Московского университета Богословский В. С., граф Зипалов В. С., капитан Клейн А. А., князь Кропоткин Д. П., декабристы: Сайлотов, Кириллов, Ливанов — современники Лермонтова;
  • Кобылин В. А. (главный врач правления Кавказских Минеральных Вод);
  • Ларин Е. А. (один из первых бальнеологов, доктор медицины);
  • Ржаксинский П. А. (врач городской больницы, председатель русского бальнеологического общества);
  • Ризенкампф А. Е. (военный врач, друг Достоевского);
  • Кутейников Е. Н. (инженер-электрик, заведующий электротехническим отделом Управления вод, проектировщик трамвайных линий и электростанций);
  • Каллери Г. К. с сыном (хирург и главврач первого местного санатория под названием «Пролетарий»);
  • Крафт Г. Г. (председатель Терского ОГПУ);
  • Тырышкин А. И., Цаунэ Г. (чекисты);
  • Туманова М. С. (княгиня);
  • Лысенко В. М. (директор первого народного университет);
  • Розендорф В. П. (писательница и работник журнала «Русское богатство»);
  • Будрик В. М. (химик журналист, исследователь);
  • Джузеппе Джунтини (директор цирка);
  • Маневич М. И. (невропатолог, главы медицинской службы Пятигорска);
  • Друлев В. А. (директор бальнеологического института);
  • Кибардин К. К. (владелец типографии);Ходжаев Э. Б. (архитектор);
  • Капиева (народный поэт Дагестана, переводчик, журналист);Володкевич И. И. (гидрогеолог, инженер);
  • Раев Г. И., Окуловский А. К. (фотографы, почетные граждане города);
  • Коршунова А. И., Образцова И. А. (сестры милосердия);
  • Черепов-Орловский Б. А. (писатель);
  • потерянные могилы: доктора Конради и его дочери — жены Иосифа Бернардацци, командира Донского казачьего полка Радионова, инженера-архитектора Байкова И. И., основателя кавказского горного общества Лейцингера Р. Р., скульптора Шодкого Л. К., поэта-Де-Лонга, врача-офтальмолога Пеунова А. И., врача-хирурга Берникова М. Ф., бальнеолога Погожева П. И.

olgazav59

Первый экспозиционный комплекс

Музей «Тарханы» (Пензенская область), фото которого представлено в нашей статье, состоит из трех экспозиционных комплексов.

В состав первого входит барский дом. Он был построен после смерти матери Лермонтова – Марии Михайловны. К слову, она была единственной дочерью Елизаветы Алексеевны. Так, в 1818 году возвели эту усадьбу. В конце 90-х годов прошлого века дом претерпел реконструкцию. Мастера полностью воссоздали ту обстановку, которая подчеркивает влияние усадебной культуры на развитие личности поэта. Именно здесь маленькому мальчику Мише пришлось пережить ряд радостных и горестных событий: кончину матери, расставание с отцом, знакомство с азами искусства и науки, написание первых поэтических строк, первые уроки игры на рояле. Михаил Лермонтов желал, чтобы его прах похоронили только в Тарханах. В этом комплексе находятся уникальные предметы: папиросница, трубка, шкатулка и другие личные вещи поэта; предметы, которые принадлежали его бабушке и матери (праздничные носовые платочки и тому подобные). Здесь же представлены некоторые художественные работы гения.

Недалеко от барского дома находится однокупольная усадебная церковь Марии Египетской. Этот памятник полностью сохранил свою архитектуру и оказался неподвластным воздействию времени. Церковь выдержана в стиле ампир. Ее построила Елизавета Алексеевна в честь своей дочери. Здание действовало до середины 20-х годов прошлого века, а сегодня оно просто освящено и является памятником минувшим дням.

Памятник Лермонтову в Тарханах. Описание

Тарханы – это памятный семейный уголок, с которым связана половина недолгой жизни Михаила Юрьевича. Наверное, поэтому от здешнего монумента веет домашней теплотой, спокойствием и умиротворением.

Памятник Лермонтову в Тарханах скульптор создавал вместе с супругой и замечательным архитектором Ниной Ивановной Комовой. Образ писателя, созданный супругами, гармонично вписывается в окружающую обстановку: взаимосвязь безмятежности природы и непринужденной позы Михаила Юрьевича косвенно указывает на существенную роль, которую играли Тарханы в жизни драматурга.

Чем для посетителей музея примечателен памятник Лермонтову в Тарханах? Картинки, иллюстрирующие окружающую обстановку и сам монумент, помогут ответить на данный вопрос.

Если посмотреть издалека, то может создаться ощущение, что в тени ветвистых кустов сидит живой человек, который просто решил немного отдохнуть после прогулки.

Немаленькую роль в создании образа имеют детали бронзовой скульптуры. В отличие от остальных монументов, памятник Лермонтову в Тарханах показывает не официального военного, а обычного человека, в котором ощущается неразрывная связь с природой, родными просторами. На такую мысль нас наталкивает простая повседневная одежда, в которую облачен писатель, и безмятежное выражение лица.

История усадьбы Тарханы

История усадьбы Тарханы восходит к далекому 1701 году и эпохе Петра I. До этого времени Пензенская область и земли соседних областей никому не принадлежали и представляли собой дикие и никем не обжитые районы.
Основателем и первым владельцем села с именем Тарханы стал Яков Долгоруков. Будущие же бабушка и дедушка М.Ю. Лермонтова стали владельцами имения только с 1794 года. Официально оформлено оно было на Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку поэта. Она и стала его полноправной хозяйкой и распорядительницей. За пятьдесят лет ее управления имение достигло процветания и начало приносить стабильный и приличный доход.

Все детство М. Ю. Лермонтова прошло здесь. Родился он в Москве в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в семье отставного офицера Юрия Петровича и представительницы знатного рода, Марии Михайловны. Однако очень скоро был перевезен в Тарханы, где и прошло его детство. Мать его умерла, когда мальчику было всего два года, после чего встал вопрос о том, кто же будет в дальнейшем воспитывать маленького Михаила. У того оставался отец, однако строгая и властная Елизавета Алексеевна, находившаяся в плохих отношениях с зятем, решила все сама. Она составила завещание, в соответствии с которым после ее смерти имение Тарханы должно было перейти к Михаилу Юрьевичу, однако с тем условием, что он будет находиться на воспитании у бабушки. В противном случае помещица передавала все имущество в род Столыпиных.
В Тарханах Михаил Юрьевич прожил вплоть до 1827 года, когда вновь переехал в Москву, где и стал полупансионером четвертого класса Московского университетского Благородного пансиона.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Владеть имением великому писателю, как мы знаем, не пришлось. После его смерти бабушка вновь переписала завещание на любимую племянницу М. А. Шан-Гирей. Но и она умерла раньше Арсеньевой. И завещание переписывается в пятый раз на младшего брата А. А.Столыпина, который владел Тарханами по 1866 год. Последней владелицей Тархан была Мария Владимировна Каткова, внучка А. А. Столыпина.
После Елизаветы Алексеевны никто из владельцев усадьбы в ней не жил. В 1939 году в селе Лермонтово был открыт музей великого писателя, однако музеем-заповедником территория стала лишь в 1969 году. К этому времени она уже не имела практически ничего общего с тем богатым и большим имением, что видел Лермонтов в своем детстве.
Однако благодаря огромной проделанной работе сегодня музей-заповедник Тарханы восстановлен и демонстрирует собой, пусть еще не полную, однако довольно точную картину своей прошлой роскоши.

Тарханы. Схема

Тарханы. Схема

Могила Михаила Юрьевича Лермонтова

Усадьба «Тарханы» (ныне Лермонтово) – это место упокоения души и тела великого поэта. Первоначально его прах был похоронен в Пятигорске, но через год после захоронения его перевезли в Лермонтово. Там, рядом с могилой матери, в часовне, сын нашел свое вечное пристанище. Над могилой гения воздвигнут памятник, выполненный из мрамора черного цвета. На нем золотыми буквами сделана надпись «Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841». Вблизи от часовни разросся огромных размеров дуб. После похорон поэта его бабушка приказала вырыть в лесу несколько деревьев и посадить их напротив здания часовни, но из всего количество выкопанных дубов прижился только один.

Как добраться

Достопримечательность ищите в Лермонтовском сквере, между улицами Соборной и Гоголя. Это центральная часть Пятигорска, возле которой сосредоточены другие лермонтовские места. Добирайтесь на автобусах, маршрутных такси или трамваях.

На автобусах: транспортом № 1 вы доедете до остановок «Спасский собор» (находится на проспекте Кирова) и до «Детского мира» (на улице Дзержинского). По улице Дзержинского также курсирует автобус № 14а.

На маршрутках: воспользуйтесь № 14. Выходите на остановке «Детский мир».

На трамваях: подходят № 1, 3, 4, 5, 8. Можно доехать до «Цветника» или «Улицы Дзержинского». В обоих случаях расстояние между пунктами примерно равное — составляет 250–300 метров.

Расписание общественного транспорта в Пятигорске

Пешком: неплохой и непродолжительный маршрут получится, если следовать от беседки «Эолова Арфа». По пути попадётся немало достопримечательностей: грот Лермонтова, Академическая галерея, Красноармейский питьевой источник, Спасский собор во имя Христа.

На автомобиле: от ближайшего аэропорта в Минеральных Водах, который, кстати, тоже носит имя Михаила Лермонтова, вы доберётесь за полчаса. Самый оптимальный маршрут проходит по Е117, Е50, Р-217, ул. Фабричной, Теплосерной и Соборной. От железнодорожного вокзала Пятигорска двигайтесь по ул. Октябрьской, Козлова и Соборной.

От вокзала:

От аэропорта:

На такси: отдайте предпочтение приложениям «Максим», «Реал-КМВ», «Яндекс. Такси», Red Taxi, Taxsee.

Памятник Лермонтову в Пятигорске на панораме Google:

Видео о памятнике М. Ю. Лермонтову в Пятигорске:

Могилы Арсеньевых-Лермонтовых и часовня

Семейная усыпальница семьи Лермонтовых-Арсеньевых занимает главное место среди других экспозиций. По трагическому стечению обстоятельств или волею судьбы почти все они умерли в молодом возрасте.

Одна из наиболее интересных — могила матери Лермонтова, М. М. Лермонтовой, умершей 24 февраля 1817 года. На могиле Марии Михайловны стоит памятник в виде сломанного якоря – символа несбывшихся надежд.

Семейная жизнь молодых супругов не сложилась с самого начала. Мария Михайловна обладала слабым здоровьем.

После рождения сына она еще больше разболелась. Муж начал изменять ей. После очередного скандала женщина слегла в постель и угасла на глазах.

Рядом находится могила Лермонтова (фото можно увидеть ниже), куда он перенесен из Пятигорска, где был убит на дуэли. Поэт прожил всего 26 лет. Памятник, установленный на могиле, высечен из черного мрамора.

Недалеко находится могила деда поэта, М. В. Арсеньева, скончавшегося в 1810 году.

В 1843 году Е. А. Арсеньева построила часовню над могилами своих родных. Она умерла в 16 ноября 1845 года в возрасте 73 лет. На склоне лет она осталась одна и пережила всех родственников.

У входа в часовню, там, где находится могила Лермонтова, стоит могучий дуб, посаженный бабушкой поэта после его гибели.

Лермонтов и Кавказ

Взаимоотношения Лермонтова с Кавказом и, в частности, с Кавказскими Минеральными Водами были очень значимы и для поэта и для региона. 

Так случилось, что маленького Мишу его бабушка Е.А.Арсеньева начала привозить на Кавказ практически со времен возникновения пятигорского курорта. Здесь поселилась ее сестра генеральша Хастатова, и Миша  с бабушкой останавливались у нее. Первые их приезды на лечебные минеральные источники пришлись на 1820 и на 1825 годы. Т.е. когда маленькому Лермонтову было соответственно 6 и 11 лет. Эти ранние приезды и проживание в Пятигорске сыграли огромную роль в мировоззрении и становлении будущего поэта.

Удивительно долгая дорога через Россию, необычные пейзажи Кавказа, местный фольклор и этнос кавказцев, встречи с ранеными солдатами около источников – все это поразило воображение Миши. Во второй приезд ко всем удивительным впечатлениям, которые давал Кавказ, добавилась первая сильная и истинная любовь Миши, воспоминания о которой сохранил он  в своем сердце до конца дней. «Кавказские горы для меня священны!», — писал Лермонтов позднее. И это действительно так.

Сколько известных произведений написано Лермонтовым по кавказским мотивам! «Черкесы», «Исмаил-Бей», «Аул Бастунджи», стихотворение «Валерик», «Демон», «Мцыри» и многие другие. А знаменитый роман «Герой нашего времени», особенно его часть – повесть «Княжна Мэри», практически списана с жизни Кавказских Минеральных Вод того времени.

Ведь после двух детских приездов с бабушкой из Тархан, Лермонтов еще три раза был в Пятигорске —  в 1837, 1840 и 1841 году. Эти приезды связаны с лечением поэта во время его ссылок на Кавказ.  В кратких отпусках между нахождением в боевой армии, в  Пятигорске поэт лечился, отдыхал, писал «Княжну Мэри». Здесь же он и погиб на дуэли в свой последний приезд от пули Мартынова. И, конечно же, в городе сохранилось множество памятных мест, где Лермонтов жил, гулял, мест, которые он описывал для нас в своих произведениях.

Где останавливался Лермонтов

Обычно памятные места известных людей связаны с домами, где они проживали.  Дом генеральши Хастатовой, в котором Миша останавливался с бабушкой в детстве, не сохранился. Но мы знаем, что находился он в том месте, где сейчас расположены Пушкинские ванны (ранее Ново-Сабанеевские).

Во времена Лермонтова здесь находился Пятигорский бульвар, насыщенный курортной жизнью. А из окон дома генеральши Миша видел великолепные горные пейзажи.  В последующие приезды поэт останавливался или в Ресторации, или на съемных квартирах. Здание Ресторации (пр.Кирова, 30)  сохранилось до наших дней. Сейчас в нем находится НИИ курортологии. В повести «Княжна Мэри» Лермонтов описывает бал, который проходит в стенах этой гостиницы.

До нашего времени дошел и дом Чилаева, который поэт снимал вместе со своим родственником А.А.Столыпиным в последний свой приезд в Пятигорск в 1841 году. Рядом расположенные дома, в частности дом Верзилиных, поэт часто посещал, ибо в них расселились его друзья и знакомые. В доме Верзилиных проходили молодежные вечеринки, в этом же доме произошла и роковая ссора с Мартыновым, приведшая к дуэли. Сейчас эти дома объединены в  Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова (Лермонтова, 4), который обязательно надо посетить. В музейный комплекс входит и «Домик Лермонтова», и дом Верзилиных и другие дома, в которых восстановлена обстановка и атмосфера того времен, когда там жил поэт и его знакомые, а также размещены литературные и тематические экспозиции. Найти музей легко — от остановки Парк «Цветник» нужно подняться по улице К.Маркса до пересечения ее с улицей Лермонтова.

При подъеме к домику Лермонтова обратите внимание на угловое здание слева от входа в Парк «Цветник». Это современный корпус санатория «Руно»

В лермонтовские времена здесь находился частный доходный дом помещика Арешева. В 1837 году в одно с Лермонтовым время здесь квартировал его приятель по Московскому университету Н.Сатин, который был знаком и с В.Белинским. Великий русский критик находился так же на лечении в Пятигорске. И именно в гостях у Сатина он встретился с Лермонтовым первый раз в жизни. Лермонтов тогда пошутил в своем духе, и они с Белинским не нашли точек соприкосновения. Но через три года в Петербурге состоялось их более тесное общение, после которого Белинский написал: «О. это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!»

Лермонтовские места в Эммануэлевском парке

Любил гулять Лермонтов и по только что созданному Эммануэлевскому парку. Его тенистые аллеи, гроты, беседки и смотровые площадки также нашли свое отражение в «Княжне Мэри». При подъеме в Эммануэлевский парк от Академической галереи мы выходим к Гроту Лермонтова. Поэт любил сидеть здесь и любоваться открывающимися панорамными видами. Не зря, наверное, именно около этого грота, названного теперь именем поэта, Печорин встречает Веру, единственно искренне любимую им женщину.

Выше Грота Лермонтова, если подняться по дорожкам Эммануэлевского парка, находится удивительное архитектурное сооружение — беседка «Эолова Арфа». Ее Лермонтов также запечатлел в своей повести. Около нее в те времена любили собираться отдыхающие, так называемое поэтом «водяное общество», и любоваться со смотровой площадки, находящейся около музыкальной беседки, видами Пятигорских окрестностей и красавцем Эльбрусом. Для этого на площадке был специально установлен телескоп. 

Другие Лермонтовские места Пятигорска

Был Лермонтов и около знаменитого озера Провал. В те времена еще не было  прорубленного к озеру тоннеля, и молодежь по горным тропинкам пробиралась к воронке в горе Машук, откуда было видно озеро. В «Княжне Мэри» Лермонтов называет эту воронку угасшим кратером, ибо так в те времена считалось.

Далее, у подножья горы Машук, но на приличном расстоянии друг от друга находятся еще два печально памятных места, связанных с гибелью поэта. Это место дуэли Лермонтова, которое находится в полутора километрах от конечной остановки трамвая. На месте дуэли и гибели поэта установлен обелиск и памятная доска.

А в Пятигорском Некрополе на месте первоначального захоронения поэта также установлен памятник. Тело самого поэта любящая бабушка смогла перевести в родовое имение Тарханы Пензенской губернии только через 8 месяцев после гибели Лермонтова.

Ну и, конечно, обязательно нужно посетить Лермонтовский сквер, который находится на пересечении улиц Соборная и Анисимова. Именно в этом сквере находится первый установленный  в России памятник М.Ю.Лермонтову — великому русскому поэту.

Во времена Лермонтова на этом месте находилась военная гауптвахта, куда был посажен после дуэли Мартынов. День открытия памятника 16 августа 1889 года проходил очень торжественно, в Спасском соборе проводилась панихида по поэту, и на весь город звучал колокольный звон.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации