Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Лозовая

История

Лозовая была основана в 1869 году в связи со строительством Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Вся жизнь города тесно связана с транспортом, особенно — железнодорожным. Однако, ещё во времена казачества, неподалеку от Лозовой, на реке Бритай были небольшие поселения казаков. Лозовая постепенно росла и развивалась.

Во второй половине XIX века была построена Лозово-Севастопольская железная дорога, которая дала толчок развитию всего южного региона Российской империи.

14 (27) декабря 1917 года сводный отряд Красной гвардии и солдат 30-го пехотного полка под командованием Н. А. Руднева разгромил прибывший в город отряд петлюровцев и занял Лозовую.

Город стал ареной ожесточенных боёв между белыми и красными в 1919—1920 годах.

В августе 1929 года началось издание местной газеты.

19 октября 1938 года поселок Лозовая получил статус города.

В годы Великой Отечественной войны Лозовая несколько раз переходила из рук в руки. Первые подразделения вермахта вошли в город 11 октября 1941 года, город был оккупирован немецкими войсками.

Ожесточённые бои проходили и в 1942 году во время наступательной операции Красной армии.

27 января 1942 года освобождён от германских войск войсками Юго-Западного фронта в ходе Барвенково-Лозовской операции: 6-й армии в составе: 270-й сд (полковник Кутлин Заки Юсупович).

23 мая 1942 года вторично оккупирован.

11 февраля 1943 года освобождён от германских войск советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Ворошиловградской операции: 1-й гвардейской армии в составе: 35-й гв. сд (генерал-майор Кулагин, Иван Яковлевич) 4-го гв. ск (генерал-майор Гаген, Николай Александрович).

1 марта 1943 года оккупирован в третий раз.

Во время оккупации в городе находился концлагерь для советских военнопленных. В Заячьей балке были расстреляны тысячи пленных и евреев. В городе активно действовали партизанские отряды, которые регулярно разбрасывали антифашистские листовки с пропагандой, проводили подрывы и диверсии на станции Лозовая. Особенно партизанская деятельность активизировалась в 1943 году, в дни битвы на Курской дуге.

16 сентября 1943 года город был освобождён от германских войск советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Донбасской операции:

  • 6-й армии в составе: 26-го гв. ск (генерал-майор Фирсов, Павел Андреевич) в составе: 38-й гв. сд (полковник Щербаков, Пётр Мелентьевич), 35-й гв. сд (генерал-майор Кулагин, Иван Яковлевич), 25-й гв. сд (полковник Билютин, Кондратий Васильевич); 47-й гв. сд (генерал-майор Осташенко, Фёдор Афанасьевич) 4-го гв. ск (генерал-майор Запорожченко, Михаил Иванович).
  • 17-й воздушной армии в составе: часть войск 305-й гв. штурмовой авиадивизии (подполковник Михевичев, Николай Германович) 9-го смешанного авиакорпуса (генерал-майор авиации Толстиков, Олег Викторович); 262-й ночной бомбардировочной авиадивизии (полковник Белицкий, Геннадий Иванович), 244-й бомбардировочной авиадивизии (генерал-майор авиации Клевцов, Василий Ильич).

Лозовую сразу же начали восстанавливать, в первую очередь — железнодорожный узел. В 1950-х годах был построен новый вокзал. Восстановление (практически полностью разрушенного) железнодорожного узла и постройка нового вокзала осуществлялась под руководством генерал-начальника 3- го ранга Героя Социалистического труда М. Л. Бондаренко управлением восстановительных работ Южной железной дороги и трестом «Южтрансстрой».

В 2007—2009 году была проведена комплексная реконструкция внутри вокзала.

Пожар на 61-м арсенале

27 августа 2008 года в результате, по официальной версии, непотушенного лесного пожара, на площадке хранения 120-мм миномётных мин 61-го арсенала начался пожар с детонацией хранившихся на складах боеприпасов, который продолжался до 9 сентября 2008 и причинил значительный материальный ущерб.

В ночь на 28 августа население эвакуировано в радиусе 3 км от складов.

«На выезде из Лозовой выстроилась колонна автомобилей, люди самостоятельно массово покидают город. Пожар уничтожает склады боеприпасов и его тушение сейчас просто невозможно ввиду опасности для людей. Взрывы будут продолжаться два-три дня.» (С. Стороженко, зам. губернатора Харьковской области, 27.08.2008)

28 августа из-за пожара взорвалась газораспределительная станция возле воинской части.

Экономика

В городе размещается большое количество предприятий сферы торговли (в том числе четыре рынка), осуществляющих оптово-розничную реализацию различных групп товаров (в том числе товаров народного потребления, с/х продукции, продуктов, автомобильной и специальной техники и запчастей к ней, охотничего, рыболовного и туристического инвентаря, горюче-смазочных материалов, строительных материалов и т. д.).

Наиболее крупные из торговых предприятий это:

  • Центральный рынок. Находится в центре города.
  • Южный рынок. Находится на пятом микрорайоне.
  • Юго-западный рынок в третьем микрорайоне.
  • В городе расположены супермаркеты оптово-розничных сетей АТБ, «Фуршет» и «Сільпо». Магазинов АТБ в городе три, «Фуршет» и «Сільпо» — по одному.

Промышленность

Лозовая — один из главных промышленных центров Слобожанщины, второй по объёмам производимой продукции центр Харьковской области. В городе хорошо развиты разные отрасли промышленности, однако ведущие — машиностроительная, легкая и пищевая. В городе множество различных предприятий, крупнейшие из них:

  • Лозовской кузнечно-механический завод — крупнейший завод Лозовой, основной производитель штамповок в СНГ. Продукция — штамповки, мосты для тракторов и автомобилей, выполняется контракт на изготовление корпусов для БТР-3 и БТР-4.
  • Лозовской завод металлоконструкций (ул. Чехова, 61; к большому сожалению уже не существует)(разрушен,закрыт)
  • Лозовской завод «Трактородеталь» (ул. Потемкина, 1; продукция — комплектующие для сельхозтехники, автомобилей)(закрыт)
  • Лозовской завод «Молагро» (ул. Юхима Березовского, 61; продукция — молоко, масло сливочное, молоко сгущенное, сливки, сметана)(закрыт)
  • Лозовская швейная фабрика (ул. Павлоградская, 14; продукция — одежда, спецодежда, постельное белье)(закрыта)
  • УГЦ «Укрспецвагон» (пос. Панютино; старейшее предприятие Лозовой, один из трех лицензированных грузоперевозчиков на ЖД Украины; продукция — полувагоны, цистерны, хопперы)
  • Лозовской молокозавод (ул. Гвардейская, 45; продукция — молоко, творог, сыр твердый, масло сливочное, сметана)(закрыт)
  • Лозовская типография (ул. Первого Мая, 4; печатная продукция)

Транспорт

Транспорт является одной из градообразующих отраслей наряду с машиностроением.
Автотранспортный узел на трассе Харьков — Павлоград Т-2107. Автовокзал: рейсы на Харьков, Донецк, Днепр, летом — Бердянск, Кирилловка.

Электровоз ЧС7 на станции Лозовая

Вокзал станции Лозовая

Городские автобусные маршруты: «МКР-Н 4-Рынок(Вокзал)», «МКР-Н 4-Рынок-Панютино», «Кольцевой 1,2,3», «МКР-Н 4-Рынок-Светловщина», «Лозовая-Кон3авод-124», «Лозовая-Братолюбовка/Бритай/Вишня».

В Лозовой расположен крупный железнодорожный узел.
От станции Лозовая железнодорожные линии идут на Харьков, Полтаву, Славянск, Синельниково, Симферополь. Имеется локомотивное депо. Через Лозовую часть поездов проходит на Крым, несколько поездов летом на Кавказ. В советское время около 90 % всех поездов на Кавказ шли по Харьковскому ходу через Лозовую, однако после развала СССР все эти поезда были переведены на Воронежский ход.

В городе находятся несколько АТП: № 16309, 16347 и другие.

В городе работает Локомотивное депо Лозовая ТЧ-9 ЮЖД. Приписной парк: тепловозы 2ТЭ116, ЧМЭ3; электровозы ВЛ11. Депо является оборотным для электровозов ВЛ8 ТЧ Славянск, в летний период — для ЧС2 и ЧС7 депо Мелитополь. На ПТОЛ проходят ТО локомотивы ТЧ Нижнеднепровск-Узел, Славянск и Красный Лиман.

Образование

В городе действует ряд образовательных учреждений. Школы, лицеи, Лозовское училище культуры и искусства, Лозовской филиал Харьковского автодорожного техникума.

Общеобразовательные учебные заведения (школы и ПТУ):

  • Лозовская гимназия (Сахалин) — гуманитарный уклон.
  • Школа № 1.
  • Коллегиум № 2 (закрыт в 2015 г.)
  • Школа № 3.
  • Лицей № 4 — физико-математический и экономический уклон.
  • Школа № 7.
  • Лозовской учебно воспитательный комплекс «Общеобразовательный учебный комплекс — дошкольный учебный комплекс № 8».
  • Лозовской учебно-воспитательный комплекс № 10 «общеобразовательной учебное заведение — дошкольное учебное заведение» (центр города, в советские годы с 6 средней школой украинская).
  • Школа № 11.
  • Школа № 12 (единственная с преподаванием на русском языке).
  • Школа-интернат І-ІІ ст.
  • Домашанский учебно-воспитательный комплекс.
  • Панютинская школа № 1.
  • Панютинская школа № 2.
  • Панютинский профессиональный аграрный лицей.
  • Лозовской профессиональный лицей.

Дальнее следование по станции на 2018-2019 год (зимнее)

Маршрут следования Прибытие Стоянка Отправление Периодичность курсирования
81

(«ХАРЬКОВ»)

Харьков-Новоалексеевка 01:24 10 01:34 с 29/10/2018 по непарным
92 беспересадочный вагон Полтава-Новоалексеевка 01:24 10 01:34 с 29/10/2018 по непарным
100 Минск-Запорожье 02:35 2 02:37 с 28/10/2018 по парным
99 Запорожье-Минск 03:03 2 03:05 с 30/10/2018 по парным
91/92 Одесса-Константиновка 03:13 2 03:15 с 28/10/2018 ежедневно
82

(«ХАРЬКОВ»)

Новоалексеевка-Харьков 03:56 2 03:58 с 28/10/2018 по парным
82 беспересадочный вагон Новоалексеевка-Полтава 03:56 2 03:58 с 28/10/2018 по парным
125 Киев-Константиновка 05:42 26 06:08 с 28/10/2018 ежедневно
73 Москва Курская-Кривой Рог 06:00 2 06:02 с 28/10/2018 ежедневно
73

беспересадочный вагон

Москва Курская-Днепр 06:00 2 06:02 с 28/10/2018 ежедневно
95 Мариуполь-Бахмут 06:42 2 06:44 с 28/10/2018 по парным
140 Лисичанск-Днепр 07:50 2 07:52 с 28/10/2018 ежедневно
139 Днепр-Лисичанск 08:47 2 08:49 с 28/10/2018 ежедневно
711

(ИНТЕРСИТИ+)

Киев-Константиновка 11:17 2 11:19 с 28/10/2018 ежедневно
797 Харьков-Запорожье 11:25 2 11:27 с 28/10/2018 ежедневно, кроме вторника
822 Запорожье-Харьков 12:05 2 12:07 с 28/10/2018 ежедневно, кроме среды
821 Харьков-Запорожье 17:13 3 17:16 с 28/10/2018 ежедневно, кроме среды
798 Запорожье-Харьков 17:21 2 17:23 с 28/10/2018 ежедневно, кроме вторника
712

(ИНТЕРСИТИ+)

Константиновка-Киев 17:55 2 17:57 с 28/10/2018 ежедневно
92/91 Константиновка-Одесса 18:20 2 18:22 с 28/10/2018 ежедневно
74 Кривой Рог-Москва Курская 19:34 4 19:38 с 28/10/2018 ежедневно
106

беспересадочный вагон

Днепр-Москва Курская 19:34 4 19:34 с 28/10/2018 ежедневно
96 Бахмут-Мариуполь 22:15 2 22:17 с 29/10/2018 по непарным
126 Константиновка-Киев 23:18 23 23:41 с 28/10/2018 ежедневно

Электровоз ЧС7 на 1 платформе Севастопольской стороны станции Лозовая ЮЖД

История

В 1869 году была открыта Курско-Харьково-Азовская линия, в 1874 году — Лозово-Севастопольская линия. В месте соединения этих двух линий и была образована узловая станция, первоначально именуемая до 1895 года как «Лозовая-Севастопольская».

Ещё в 1869 году, в 7-ми верстах от узловой станции, севернее — в сторону Харькова, была образована линейная станция «Лозовая-Азовская»…

После объёдинения «Азовской» и «Севастопольской» линий в одну в 1895 году, под названием: Курско-Харьково-Лозово-Севастопольская, во избежание путаницы в названиях, линейная станция была переименована в Панютино, а узловую станцию — в Лозовую.

С момента открытия, узловая станция Лозовая является важным и крупным железнодорожным узлом и остановочным пунктом, для смены локомотивов во всех пассажирских поездах дальнего следования на Славянском, Полтавском и по другим направлениям.

Станция стыкования после электрификации участка Полтава-Южная — Лозовая переменным током, остальные направления электрифицированы постоянным током.

2. История

Город основан как железнодорожная станция года, во время прокладки железной дороги. За короткое время Лозовая становится важным железнодорожным узлом — здесь сходятся пути на Харьков, Донбасс, Полтаву и Екатеринослав. Сам поселок делился на две части — Авиливку и Заруднивку. В первой селились бедные рабочие, работавшие на железной дороге или на небольших предприятиях Лозовой. Вторая часть, Заруднивка, была престижным районом, где жили купцы, дворяне, чиновники и т.д.. Она имела деревянные тротуары, кинотеатр, рынок. Значительной была доля еврейского населения.

В апреле 1918 г. Лозовая была освобождена украинскими войсками генерала Всеволода Петрива. В конце 1918 г. велась братоубийственный бой между войсками Армии УНР и махновцами. Об этом есть свидетельства в частности в воспоминаниях украинского писателя Владимира Сосюры, в то время казака Армии УНР. В январе 1919 г. Лозовую захватили красные войска Павла Дыбенко. Летом того же года поселок захватили российские белые войска. Того же года их сменили красные, установив здесь советскую власть. Против нее боролись отряды повстанческих атаманов и украинское подполье.

После установления советской власти в Лозовой происходили репрессии, были уничтожены все церкви. Во время Голодомора в Лозовой гибли люди, которые лежали просто на станции.

2.1. «Гайдамака крест»

14 октября году на месте боев украинских войск с большевиками патриоты из разных регионов Украины, в частности организации «Сокол» и Союз украинской молодежи (СУМ) с Харьков попытались установить деревянный памятный крест. Однако в Лозовой их встретили вероятно созвано властью коммунисты, переодетый в гражданское милиция и сотрудники КГБ. Приезжих было заблокировано на переходном мосту, возможность пройти дальше отсутствовала. Приезжие не пытались пройти другим путем, после некоторого времени стояния заблокированными вернулись на железнодорожную станцию ​​и поездом отправились в Харьков. Однако в следующем году, в тот же день (14 октября, 1991 года, на праздник Покрова Креста было установлено. При установке власть не противодействовала. На этом празднике как лозовчан (в том числе бывшие репрессированные), так и гости из Харьков, Киев, Ивано-Франковская, представлявших НРУ, СУМ и другие.

Среди ныне известных гостей — певица из Харькова Марийка Бурмака, а также радикальный политический деятель, в то время глава киевского СУМ -у Олесь Вахний. Креста освящен греко-католическими священниками из Ивано-Франковска.

Деревянный крест несколько раз подвергся нападений вандалов, поэтому местные патриоты установили металлический крест. Он расположен на насыпном кургане, имеет табличку «Героям Украины». В народе называют «крест гайдамакам». Ежегодно 24 августа и иногда 14 октября здесь проходят митинги патриотических организаций.

2.2. Взрывы на 61-м арсенале

В августе 2008 года Лозовая стала известна далеко за пределами Украины из-за взрыва хранилища военных боеприпасов на территории воинской части А0829. Эта часть подчиняется Южного оперативного командования Сухопутных войск ВС Украины. 27 августа в 16.00 раздались первые взрывы на площинци, где хранились 120-мм снаряды для минометов. Некоторые районы города были эвакуированы, часть домов в кварталах, прилегающих к епицетру взрывов, повреждены (в частности одна из школ города).

2.3. Служба лозовчан в войсках СССР в послевоенное время

Лозовчан принимали участие в военных действиях, которые вел СССР. 397 жителей Лозовой и района принимали участие в советском вторжении в Афганистан, 8 человек погибли:

  • Литвиновський Сергей
  • Рак Юрий
  • Красноштан Владимир
  • Моторный Сергей
  • Гарькавенко Александр
  • Биличенко Анатолий
  • Шапко Николай
  • Самусевич Виталий.

Также в Афганистане погиб уроженец Лозовой Сергей Бирченко.

Их именами названы улицы, построен памятник, установлена ​​мемориальная доска.

Интересные факты

20 апреля 2016 года с Киева в города Донецкой и Харьковской области выехал агитационный поезд Єднання України «Труханівська Січ» сформированный и назначенный ВАТ «Укрзалізниця» в рамках реализации программы Президента Украины. Среди пассажиров поезда единения — украинские журналисты, волонтёры, военные и общественные деятели, которые на станциях проводили лекции, мастер-классы, художественные и культурные мероприятия. Поезд следовал по маршруту Киев — Полтава — Харьков- Бахмут — Лиман — Славянск — Краматорск — Дружковка — Константиновка — Лозовая — Красноград — Полтава — Киев. Теперь этот маршрут повторяют каждый год. И в Лозовой активисты показывают разные и интересные мастер классы и проводят мероприятия прямо на платформах станции

Достопримечательности Лозовского района

Cлободская крепость украинской линии

Расположена на левом берегу р. Береки. Одна из крепостей Украинской линии. Первоначальное название Лозовая. В 1738 г. переименована по названию Слободского пехотного полка, размещенного на участке линии от Лозовой до Алексеевской крепости.

Крепость земляная, прямоугольная в плане, четырехбастионная. При строительстве валы крепости имели высоту около 6 м. Площадь крепостного двора около 1,4 га, в центре – след колодца. Сохранился сухой широкий ров, окружавший крепость. Юго-западная куртина усилена равелином, направленным к р. Береке. Слободская крепость соединялась валом и рвом со второй на линии Тамбовской и четвертой – Михайловской крепостями.

село Павловка-Вторая

Примечания

Лозовая — Славянск

Красноград
Харьков
Лозовая
ул. Суворова — ул. Танкистов
Павлоград
Лозовая
Близнюковский район
ЮЖД
ДЖД
4 км
Т 2113 Лозовая — Великая Камышеваха
5,4 934 км
10,4 Рудаево
18,2 Близнецы
21,6 950 км
25,4 Бурбулатовская
Близнюковский район
Барвенковский район
30,3 Дубово
Покровск
36,9 Пригожее
Гавриловский мост
41,2 Гавриловка
48,7 Григоровка
54,9 Языково
60,2 Чайкин мост
Т 2113 Лозовая — Великая Камышеваха
62,2 Барвенково
66,7 Надеждовка
70,6 Дерезовка
72,7 Гусаровка
75,3 Некременко
Барвенковский район, Харьковская область
Славянский район (Донецкая область)
р. Сухой Торец
80 Торецкий
82,2 Бантышево
85,1 Прелестнянский
90,1 Знаменский
91,3 Черкасский
92,8 Шидловская
98 Прилужный III
100,1 Прилужный II
100,9 Прилужный I
101,4 р. Голая Долина
Славянский район
Славянск
102,9 1032 км
«Красный» мост
локомотивное депо ТЧ-2
104,9 Славянск
Лиман
имени А. М. Кожушко
Краматорск
Лозовая — Зайцево
 В Мерефу, Харьков-Пассажирский 
В Красноград
Заводская
928 Лозовая
936 км
939 км
ПiвдЗал
ПриднЗал
940 км
943 км
948 км
952 Самойловка
958 км
Жемчужное
969 км
972 Варваровка
978 км
981 км
984 Ароматная
988 км
 В Покровск 
Павлоград I
 В Новомосковск 
997 км
Домаха
1005 км
1009 км
1012 км
Зайцево
 В Запорожье, Мелитополь, Новоалексеевку 
Мерефа — Лозовая
 В Шпаковку 
 В Харьков-Пассажирский 
Артёмовка
р. Мерефа
804 Мерефа
Мост
Утковка
 на Красноград  и  Змиёв 
Селекционная
М 18
Езерская
Липковатовка
Борки
829 км
Спасов Скит
Шурино
Широнино
Беспаловка
Клименовка
Новоберекская
Северная
Тройчатое
Берека
865 км
Р-51
Лихачево
872 км
878 км
Победа
Беляевка
Раздольский
Щульское
Краснопавловка
Отдых
Герсевановский
Р-51
Прядкин
Панютино
Р-51
Хлебная
В Полтаву-Южную
Заводская
Лозовая
 В Славянск 
 В Зайцево 

Культура

Новый фонтан возле Лозовского городского дворца культуры

В Лозовой хорошо развиты культурная и спортивно-оздоровительная сферы. В городе находится Городской дворец культуры (бывший ДК ЛКМЗ), Районный дом культуры. Для детей и подростков работает множество секций и кружков, есть Лозовской дом детского творчества. Спорт Лозовой представлен несколькими ДЮСШ: «Юность», «Олимпия» и «Локомотив». В городе весомая часть спортсменов представлена борьбой (вольная борьба, дзюдо, самбо), а также баскетболом и волейболом. Спортсмены из Лозовой завоевывают призовые места не только на областном уровне, но и на всеукраинском и даже на мировом. В городе есть стадион «Локомотив». Футбольный клуб «Лозовая» играет на областном уровне.

Достопримечательности

Ул. Дикого — Братская могила советских воинов. Похоронено 93 воина.

Железнодорожный вокзал Лозовая ЮЖД

  • Ул. Октябрьская — Братская могила советских воинов. Похоронено 456 воинов.
  • Локомотивное депо — Памятник воинам-землякам. 1941—1945 гг.
  • Городское кладбище — Братская могила советских воинов. Похоронено 507 воинов.
  • Парк «Победа»
  • Архистратиго-Михайловский женский монастырь.
  • Железнодорожный вокзал. Здание вокзала было разрушено отступающими оккупантами, а после войны 1941—1945 гг. восстановлено по проекту главного архитектора Е. Лымаря и архитектора Цейтлина. Современное здание лозовского вокзала сдано в эксплуатацию в 1950 г. Ещё до войны проект выставлялся на всемирной выставке в Париже и получил Гран-При. Реализован в сильно упрощенном виде.
  • Смоленский собор

В городе находится множество парков и скверов:

  • Парк «Победа»
  • Дендропарк «Дружба»
  • Сквер им. Т. Г. Шевченко
  • Сквер героев Лозовщины
  • Парк «Железнодорожник»

Также в Лозовой расположено множество памятников, монументов и бюстов, среди них:

  • памятник воинам УНР
  • Мемориал освободителей Лозовой от немецко-фашистских захватчиков
  • Памятник Т. Г. Шевченко
  • Памятник «Лозовским» дивизиям
  • Памятник народного ополочения
  • Бюст Федора Супруна
  • Танк Т-34 в честь Николая Кучеренка, одного из конструкторов танка, уроженца Лозовой
  • МиГ-21Ф-13 в парке «Победа»
  • Памятник «Серп и Молот» — демонтирован зимой 2015 года.
  • Мемориальная доска в честь Лозовского
  • Памятник В. И. Ленину — демонтирован летом 2016 года.

1. Происхождение названия

Название «Лозовая» происходит от слова «Лоза». По одной из версий происхождения названия, в Лозовой протекала река Лозовая, по другой — на берегах этой реки было очень много лозы.

По поводу названия «Лозовая» известный советский писатель В. Г. Ян пишет следующее: » Залозный путь — очень древний торговый путь от Азовского моря до Днепра. «Залозный» ушел от древней произношения слова «железо», так как по этому кратчайшему пути караванами провозилось железо, которое в древности было ценным металлом и доставлялось из Китая и других мест Азии. (Забелин, Брун.) Это название «Залозный» и сохранилось в измененном названии станции «Лозовая» «(Источник — объяснение в книге» Чингиз-хан «).

История Лозовой

Поселение Лозовая возникло в конце 60 -х годов XIX века при прокладке Курско-Харьковcко-Азовской железной дороги. Вместе со строительством железной дороги в 1868 году начались работы по сооружению железнодорожной станции. Появились землянки строителей, магазины, харчевни. Станцию с небольшим деревянным вокзалом назвали Лозовой . При станции основалось поселение . 25 декабря 1869 над Лозовой впервые прозвучал паровозный гудок, возвестивший о начале железнодорожного движения на линии Харьков — Ростов-на-Дону. Через четыре года началось строительство железной дороги от Лозовой до Севастополя, а в 1875 году Лозово-Севастопольская железная дорога была сдана в эксплуатацию.

Лозовая в это время делилась на две части : Зарудневскую и Авиловскую . Название первой происходит от фамилии помещика Зарудного, на землях которого селились купцы и торговцы. В этой части сооружались двухэтажные каменные дома, магазины, прокладывались деревянные тротуары. К услугам богачей были сад, кинотеатр, купеческий клуб. В Авиловской селились железнодорожники-стрелочники, кочегары, сцепщики вагонов, кондукторы и другой рабочий люд, живший в убогих мазанках и деревянных хижинах . Здесь не было ни магазинов, ни тротуаров.

В 1902 году вступила в строй железнодорожная линия Лозовая-Полтава, связавшая Донбасс с западными районами страны. Лозовая стала железнодорожным узлом.

Превращение в узел железных дорог способствовало быстрому росту экономики и населения Лозовой. Расположена в центре крупного сельскохозяйственного района, она развивалась и как торговый центр. Здесь были большие торговые склады, немало магазинов, постоянные базары, несколько крупных зсипок хлеба и мельниц. На лозовские базары из далеких и близких помещичьих имений, с хуторов тянулись телеги, нагруженные пшеницей. Сюда же прибывала рабочая сила — мужчины и женщины — в надежде найти работу за кусок хлеба.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации