Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Форты кронштадта: история и описание фортов

Кронштадт достопримечательности. Морской собор.

Морской собор является высотной доминантой города. Он развернут парадным входом на запад. Это величественное здание высотой 70 метров. Морской собор – памятник всем чинам флота Российского, создававшегося в Кронштадте и принесшего Отечеству немало побед. Архитектор Морского собора — В. А. Косяков. Собор построен подобно храму св. Софии (6 век н.э.) в Константинополе (Стамбул). Ценность его в том, что он не имеет себе равных по отделке среди соборов своего времени. Снаружи стены облицованы гранитом, серовато – желтым кирпичом и украшены полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, майоликовыми фризами, мозаикой. В него вмещалось до 5000 прихожан. Собор строился 10 лет с 1903 – 1913 гг. До 1927 года здесь проводились службы, а потом сделали кинотеатр имени Максима Горького, отчего это здание прозвали «Максимкой».

Примечания

  1. Об условности указания класса двудольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. .
  2. Чешуйник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Петров крест — статья из Большой советской энциклопедии. 

Достопримечательности

Наиболее известным памятником архитектуры города является Морской Никольский собор, построенный в 1902—1913. Помимо этого сохранился ряд исторических построек XVIII—XIX веков: Итальянский дворец, «губернские» дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Арсенал (инженер Дж. Уистлер), Гостиный двор. Интерес вызывает также чугунная мостовая в центре города.

Храмы

Храмы Кронштадта представляли собой не только места богослужений, но и являлись хранителями реликвий боевой славы русского флота. До 1917 года в городе имелось около 30 православных храмов, две лютеранские церкви, одна католическая и одна старообрядческая, а также мечеть и синагога.

  • Морской Никольский собор
  • Собор Владимирской иконы Божией Матери
  • Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах»

Недействующие

  • Андреевский собор (уничтожен, часовня восстановлена)
  • Крестовоздвиженская церковь — освящена о. Иоанном Кронштадтским; здание бывшей англиканской церкви Кронштадта.
  • Храм Святителя Николая эстонско-шведско-финского прихода (снесена).
  • Католическая церковь св. апостола Петра (Кронштадт) (пр. Ленина, д. 5; не сохранилась)
  • Лютеранская церковь св. Елизаветы — сейчас здание принадлежит Водоканалу.

Музеи

  • Музей истории Кронштадта (исторический архитектурно-художественный музей) — ул. Ленинградская, д. 2А
  • Музей «Кронштадтская крепость» филиал Центрального военно-морского музея — Якорная площадь, д. 2
  • Мемориальный музей-кабинет А. С. Попова — ул. Макаровская, д. 1/3
  • Музей-квартира о. Иоанна Кронштадтского — ул. Посадская, д. 21А
  • Музей Кронштадтского морского завода — пр. Ленина, д. 39А
  • Кронштадтский Морской музей — Андреевская ул., д. 5

Памятники

  • Памятник Петру I
  • Памятник Петру I в форте Кроншлот («Державному основателю»)
  • Памятник А. С. Попову
  • Памятник П. К. Пахтусову
  • Памятник Ф. Ф. Беллинсгаузену
  • Памятник С. О. Макарову
  • Памятник П. Л. Капице
  • Памятник мичману А. А. Домашенко
  • Памятник экипажу клипера «Опричник»
  • Орудие Ивана Тамбасова
  • Памятник Морзаводцам
  • Памятник Морякам-подводникам
  • Мемориал «Борцам за дело революции»
  • Мемориал «Погибшим в Великой Отечественной войне»
  • Мемориал «Малая дорога жизни»
  • Мемориал «Подводникам Балтики»
  • Мемориал «150-летие установления российско-японских дипломатических отношений»
  • Памятник революционным морякам Балтики (П. Е. Дыбенко)
  • Памятник С. М. Кирову
  • Памятник И. К. Айвазовскому
  • Памятник блокадной колюшке
  • Памятник котелку
  • Памятник В. И. Ленину
  • Памятник Иоанну Кронштадтскому
  • Памятник «Кот и пёс». Материал — дерево.

Форты

Северные форты

  • Форт № 1
  • Форт № 2
  • Форт № 3
  • Форт № 4 («Зверев»)
  • Форт № 5
  • Форт № 6
  • Форт № 7
  • Форт «Тотлебен»
  • Форт «Обручев»
  • Пороховой форт

Форты на о. Котлин

  • Форт «Шанц»(Шанец) («Александр-Шанц»)
  • Форт «Риф»

Южные форты

  • Форт № 1
  • Форт № 2 («Дзичканец»)
  • Форт № 3 («Граф Милютин»)
  • Форт «Павел I» («Рисбанк»)
  • Форт «Кроншлот»
  • Форт «Пётр I» («Цитадель»)
  • Форт «Александр I» («Чумный»)
  • Форт «Великий Князь Константин»
  • Батарея «Князь Меншиков»

Другие достопримечательности

  • Водонапорная башня. Построена в 1926 году. (Кронштадт)
  • Гостиный двор
  • Петровский док
  • Крепостная стена
  • Маяк Толбухин
  • Футшток
  • Дамба
  • Синий мост через Обводный канал
  • Доковый мост
  • Пеньковый мост через Обводный канал
  • Пеньковый малый подвесной мост
  • Устои подземного моста через Обводной канал
  • Макаровский мост через Петровский овраг
  • Пеньковый малый подвесной мост
  • Якорная площадь

Кронштадт Модернизация 19 века

В XIX в. город Кронштадт имел особый статус и составлял отдельное губернаторство. С 1809 г. главный командир Кронштадтского порта являлся одновременно и военным губернатором. В этот период для усиления крепости была сооружена мощная каменная ограда, а в самом городе развернулось большое каменное строительство.

Кроме того, развитие инженерного искусства требовало перестройки оборонительных сооружений крепости, которая создавалась как единая система фортов. Их перестраивали в камне, одновременно возводили новые. Так, например, в 1834 г. было сдано сразу несколько каменных фортов, в том числе «Петр I» и «Великий Князь Константин».

Отмеченные дома (всего 207)

дом 3

дом 3 строение 1

3

дом 3 строение 2

дом 3 строение 3

дом 3 строение 12

дом 3 строение 13

дом 3 строение 14

дом 3 строение 15

дом

11

дом строение 1

дом 6 корпус 1

5

дом 6 корпус 2

4

дом 6 корпус 3

2

дом 6 корпус 4

7

дом 6 корпус 5

5

дом 7

153

дом 7 строение 2

дом 7 строение 3

дом 7 строение 4

дом 7 строение 6

дом 7 строение 7

дом 7 строение 8

дом

67

дом строение 1

дом строение 2

дом

дом строение 2

дом строение 4

дом строение 7

дом строение 9

дом строение 10

дом строение 11

дом строение 12

дом строение 13

дом строение 14

дом 9

28

дом 9 строение 2

дом 9 строение 3

дом 9 строение 4

дом 9 строение 5

дом 9 строение 10

дом 11

дом 11 строение 4

дом 11 строение 5

дом 11 строение 9

дом 11 строение 10

дом 11 строение 12

дом 11 строение 13

дом 11 строение 14

дом 11 строение 15

дом 11 строение 16

дом 11 строение 17

дом 11 строение 18

дом 11 строение 20

дом 11 корпус 1

дом 11 корпус 2

дом 13/2 корпус 1

4

дом 13/2 корпус 2

1

дом 14 строение 1

дом 14 строение 2

дом 14 строение 3

дом 14 строение 4

дом 14 строение 5

дом 14 строение 6

дом 14 строение 7

дом 14 строение 8

дом 14 строение 9

дом 14 строение 10

дом 14 строение 11

дом 14 строение 12

дом 14 строение 13

дом 14 строение 14

дом 15 строение 3

дом 15 корпус 1

7

дом 15 корпус 2

1

дом 16А

дом 16А строение 1

дом 17 корпус 1

1

дом 17 корпус 2

дом 17 корпус 3

3

дом 18

дом 18 строение 2

дом 18 строение 3

дом 18 строение 4

дом 18 строение 5

дом 18 строение 6

дом 18 строение 8

дом 18 строение 9

дом 18 строение 10

дом 18 строение 12

дом 18 строение 13

дом 18 строение 14

дом 18А

дом 18А строение 1

дом 18А строение 2

дом 18А строение 3

дом 19 строение 1

дом 19 строение 2

дом 19 корпус 1

2

дом 19 корпус 2

дом 19 корпус 3

дом 19А

3

дом 20

8

дом 20 строение 2

1

дом 20А строение 3

дом 20А строение 5

дом 20А строение 6

дом 20А строение 7

дом 20А строение 12

дом 20А строение 13

дом 20А корпус 1

1

дом 20А корпус 2

дом 20А корпус 3

дом 20А корпус 3А

дом 20А корпус 4

дом 20А корпус 5

дом 20А корпус 6

дом 20А корпус 7

3

дом 20А корпус 7А

1

дом 20А корпус 8

1

дом 20Б

дом 20Б строение 5

дом 20Г строение 1

1

дом 20Г строение 3

дом 20Г строение 4

дом 21

дом 23 корпус 1

2

дом 23 корпус 2

дом 24 корпус 1

4

дом 24 корпус 1 строение 1

дом 24 корпус 2

дом 24 корпус 3

дом 25

дом 26

дом 26 корпус 1

1

дом 27

дом 27 строение 2

дом 28

1

дом 29

дом 29 строение 3

дом 30

10

дом 30 корпус 1

дом 30 корпус 2

2

дом 30 корпус 2 строение 1

дом 30 корпус 3

1

дом 30 корпус 3 строение 2

дом 30 корпус 4

дом 30Б

дом 31

дом 32

1

дом 32А

1

дом 33

1

дом 34 корпус 1

дом 34 корпус 2

дом 34А

1

дом 35 строение 1

дом 35 строение 2

дом 35 строение 3

дом 35 строение 4

дом 35А

дом 35А строение 1

дом 35А строение 2

дом 35А строение 3

дом 35А строение 8

дом 35А строение 9

дом 35А строение 10

дом 35Б

50

дом 35Б строение 1

дом 35Г

дом 36

дом 37 корпус 1

3

дом 37 корпус 2

дом 37 корпус 3

дом 37 корпус 4

1

дом 37Б

16

дом 37Б строение 1

дом 37Б строение 2

дом 37Б строение 3

дом 37Г

9

дом 37Г строение 1

дом 39 корпус 1

20

дом 39 корпус 2

дом 41

дом 43 корпус 1

дом 43 корпус 2

дом 43 корпус 3

дом 43А

5

дом 43Б

1

дом 45 строение Б

дом 45 строение 2

дом 45 корпус 1

дом 45 корпус 2

дом 45 корпус 3

дом 47

35

дом 47 строение 2

дом 47 строение 3

дом 49

1

дом 49 корпус 1

дом 49А

2

дом 49Б

1

дом 51

дом 53

дом 53 строение 2

дом 55

дом 55 строение 2

дом 57

1

дом 57/21 строение 2

Показать все

Органы власти

Главные командиры Кронштадтского порта

Ф. И. О.

Титул, чин, звание

Время замещения должности

Гордон Томас

адмирал

03.11.1724—14.11.1727

Вальстер Даниил

вице-адмирал

16.11.1727—26.06.1729

Сандер Томас

вице-адмирал

26.06.1729—17.01.1730

Сиверс Пётр Иванович

вице-адмирал

17.01.1730—26.01.1732

Дуффус

лорд, шаутбенахт

26.01.1732—02.04.1732

Брант Исаак Андрисен

капитан-командор, и. д.

04.04.1732—01.1733

Гордон Томас

адмирал

01.1733—18.03.1741

Обриен Христофор

вице-адмирал

19.03.1741—02.1742

Мишуков Захар Данилович

вице-адмирал

15.02.1742—14.03.1745

Колмыков Денис Спиридонович

контр-адмирал

14.03.1745—22.05.1746

Люис Виллим Фомич

капитан-командор

06.11.1746—16.09.1751

Полянский Андрей Иванович

контр-адмирал

16.09.1751—12.09.1757

Кейзер Герард Антонович

вице-адмирал

02.10.1757—01.05.1762

Мещерский Степан Михайлович

князь, вице-адмирал

02.05.1762—04.05.1764

Андерсон Пётр Петрович

контр-адмирал

04.05.1764—03.06.1764

Нагаев Алексей Иванович

вице-адмирал

03.06.1764—05.12.1765

Спиридов Григорий Андреевич

вице-адмирал

05.12.1765—04.06.1769

Назимов Савва Максимович

капитан-генерал майорского ранга

04.06.1769—01.01.1773

Чичагов Василий Яковлевич

контр-адмирал

02.01.1773—10.08.1775

Грейг Самуил Карлович

адмирал

10.08.1775—27.03.1788

Пущин Пётр Иванович

адмирал

27.03.1788—27.10.1798

Ханыков Пётр Иванович

адмирал

1799—1808

Колокольцов Иван Михайлович

вице-адмирал

30.10.1808—04.11.1809

Главные командиры Кронштадтского порта и одновременно военные губернаторы Кронштадта

Ф. И. О.

Титул, чин, звание

Время замещения должности

Моллер Фёдор Васильевич

вице-адмирал

04.11.1809—02.01.1826

Коробка Максим Петрович

вице-адмирал

01.1826—01.1827

Сарычев Гавриил Андреевич

вице-адмирал

01.1827—31.12.1827

Рожнов Пётр Михайлович

адмирал

01.1828—14.07.1839

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич

адмирал

14.07.1839—13.01.1852

Платер Григорий Иванович

адмирал

16.01.1852—04.11.1853

Литке Фёдор Петрович

граф, генерал-адъютант, адмирал

04.11.1853—25.10.1855

Новосильский Фёдор Михайлович

генерал-адъютант, адмирал

25.10.1855—28.10.1866

Лесовской Степан Степанович

генерал-адъютант, контр-адмирал, и. д.

28.10.1866—08.11.1871

Козакевич Пётр Васильевич

генерал-адъютант, адмирал

08.11.1871—26.11.1883

Шварц Сергей Павлович

вице-адмирал (адмирал)

26.11.1883—30.08.1893

Казнаков Николай Иванович

вице-адмирал

30.08.1893—06.12.1899

Макаров Степан Осипович

вице-адмирал

06.12.1899—1904

Бирилёв Алексей Алексеевич

вице-адмирал

1904—1905

Никонов Константин Петрович

вице-адмирал

1905—1908

Григорович Иван Константинович

вице-адмирал

1908—1909

Вирен Роберт Николаевич

вице-адмирал

1909—1917

Глава администрации Кронштадтского района — Василий Анатольевич Пониделко

Глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя муниципального совета — Власов Валерий Александрович.

Крепость, Кронштадт и Миних

После императора Петра I практически всеми работами в крепости руководил российский генерал-фельдмаршал немецкого происхождения Бурхард Кристоф Миних. Он управлял укреплением вплоть до своей отставки в 1740 году.

В 1727 году император Пётр II, переехавший со своим двором в Москву, назначил Миниха правителем Санкт-Петербурга. В это время Бурхард Кристоф Миних вёл интенсивное строительство в Петербурге, Выборге и Кронштадте.

С того же года Миних как «Обердиректор над фортификациями Российской империи» был подчинён непосредственно Военной коллегии

И он разработал новый штат российских крепостей, где особое внимание было уделено Кронштадту

В 1734 году начались работы по замене деревянных ограждений гаваней на каменные. Но через 3 года эти работы были приостановлены из-за нехватки строителей и, к тому же, начавшейся войны с Турцией.

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

В наши дни Кронштадт является одним из районов Санкт-Петербурга. До строительства защитной дамбы единственным способом сообщения острова с материком был водный транспорт — теплоходы (например, быстроходные «Метеоры»). В непогоду транспортное сообщение с большой землей полностью прерывалось, иногда на несколько дней. Сейчас в Кронштадт можно попасть также на автотранспорте по дамбе, практически, в любую погоду. Сюда ходят рейсовые и экскурсионные автобусы, которые отправляются из Санкт-Петербурга, Сестрорецка и Ораниенбаума (Ломоносов).

Мы поехали в Кронштадт из Стрельны на машине. Прежде всего потому, что хотелось посмотреть дамбу — уникальный комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Указатель на Кронштадт

Строительство защитной дамбы продолжалось с 1979 по 2011 год. Общая длина сооружения составляет 25,4 километра. Дамба защищает Санкт-Петербург от сгонно-нагонных явлений при подъёме воды до 4,2 метра выше ординара (в Кронштадте расположен Кронштадтский футшток, по которому измеряют все высоты и глубины в странах, использующих Балтийскую систему высот).

Проезжаем мимо водопропускных сооружений. Масштаб поражает воображение. Основная их функция — минимизировать влияние защитных сооружений на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Масса затворов, которые закрываются в случае наводнения, составляет 280 тонн каждый.

Водопропускные сооружения

Отсюда видна огромная акватория защищенной части Финского залива. На горизонте — новостройки Санкт-Петербурга и громада Лахта-центра. С дамбы хорошо видны знаменитые форты Кронштадта, благодаря которым он стал неприступной крепостью.

Форт № 2 («Дзичканец») и вид на Лахта-центр

Трасса, тем временем, спускается в туннель, над которым проходит южный фарватер. Вернее, находится Судопропускное сооружение С1, предназначенное для пропуска морских судов в течение всего года. В случае наводнения судопропускные сооружения закрываются сегментными плавучими затворами-батопортами.

Въезд в тоннель под фарватером

Самая низкая точка тоннеля расположена на отметке минус 28 метров. Длина тоннеля — 1961 метр.

Тоннель под фарватером

Выехав из тоннеля, вскоре поворачиваем на остров Котлин, на котором расположен Кронштадт.

КАД в Кронштадте

Но перед тем, как продолжить рассказ о Кронштадте, покажу фотографии и другой, северной части дамбы, по которой мы проехали вечером того же дня, возвращаясь из Кронштадта в Санкт-Петербург.

Заболоченная местность на острове Котлин

КАД и водопропускные сооружения

Вид в сторону Ораниенбаума

С этой части дамбы хорошо видны северные форты. Проезжаем мимо 3-го Северного форта, частично поврежденного при строительстве дамбы. Он был построен в 1855-1856 годах инженером Тотлебеном Э.И. и 1864-1868 годах инженером Зверевым К.Я.

3-й Северный форт

Один из северных фортов

Перед 3-м Северным фортом дорога начинает подниматься вверх, на мост. Если южный фарватер проходит над тоннелем, то северный — под мостом. Это Судопропускное сооружение С-2 для пропуска в период навигации судов с осадкой до 5,5 метров (типа «река-море»). При угрозе наводнений оно также закрывается затвором.

Мост над фарватером

Водопропускные сооружения

Подробнее: Дамба в Финском заливе: комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Город Кронштадт

Этот легендарный город расположен на острове Котлин и прилегающих к нему небольших островах Финского залива. Это единственное муниципальное образование Кронштадтского района Санкт-Петербурга. Население города составляет более сорока трёх тысяч жителей.

Долгое время (до 1995) этот город был закрытым. В 1996 году Правительством страны было принято решение о свободном въезде сюда граждан России, а также иностранных гостей. Кстати, туристы любят посещать это место. Ведь в этом небольшом городе множество достопримечательностей – храмы и соборы, музеи и скульптурные композиции, памятники известным людям.

Надо сказать, что храмы города – это не только места богослужений, они являются хранителями бесценных реликвий, относящихся к истории русского флота. Многих туристов привлекают музеи города. Они хранят в себе отголосок прошлых дней. Один из самых известных из них в нашей стране – музей «Крондштадская крепость». О нём мы и расскажем сегодня подробнее.

Чугунная мостовая

Такое покрытие на территории России встречается только в Кронштадте. А появлением своим оно обязано управляющему Пароходным заводом. После того, как закончилось строительство предприятия, управляющий был откомандирован в Америку для изучения пароходного дела.

И именно там он обратил внимание на то, что часть мостовой в Нью-Йорке была изготовлена из чугунных шашечек. Причем, покрытие отличалось высокой прочностью

Инженер изучил запатентованную Кнаппом технологию и решил по приезде замостить часть двора завода.

Идея понравилась куратору предприятия, Великому Князю Константину Николаевичу. И после тестового периода (холодной зимы 1860-1861 годов с внезапными продолжительными оттепелями) стали активно мостить улицы города. Причем, шашечки отливались на Пароходном заводе местными литейщиками.

Процесс был достаточно дорог, но покрытие имело длительный срок службы, а уход за мостовой сводился лишь к подсыпке щебня взамен того, который втянул болотистый грунт. Улицы имели такую мостовую до сентября 1941 года.

Комитет обороны приказал Ленинградским заводам отлить 1 000 000 корпусов мин, а Кронштадт обязан был изготовить 70000 единиц. Но с поставками сырья уже начались перебои. Поэтому было принято решения разбирать чугунные мостовые.

Задание было выполнено в срок, а оставшиеся шашечки разобрали для изготовления оборонной продукции в последующие годы. И теперь чугунные кружева можно увидеть в двух местах: на Октябрьской улице у Пенькового моста и на Якорной площади у Адмиралтейства.

Современность крепости и памятники

В центре Кронштадта сегодня можно увидеть Северный вал крепости, расположенный вдоль улицы Восстания. По улице Зосимова сохранились казармы и до Кронштадтских ворот тянется исторический земляной вала. Эти дошедшие до нас, пусть небольшие фрагменты старинной Кронштадтской крепости, весьма впечатляют.

В список охраняемых памятников истории и архитектуры вошли следующие сооружения на улице Восстания: эта оборонительная стена, северные оборонительные казармы № 1—5, северные полубашни № 1—3.

На улице Зосимова памятниками являются западные оборонительные казармы № 1—2, а также земляной вал, оборонительный ров, эскарповая стена, южное и северное батардо вблизи Кронверкского канала.

Включены в охраняемые объекты наследия — защитная плотина № 1, восточная оборонительная казарма и северо-восточная башня на улице Мануильского, здание гауптвахты на Ленинградской улице.

Сохранились до настоящего времени в западной части острова Котлин мортирные батареи Кронштадтской крепости. Этот комплекс является объектом культурного наследия. В соответствии с распоряжением Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) от 18 октября 2016 года «Комплекс мортирных батарей Кронштадтской крепости», вошёл в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

В комплекс входят следующие объекты: батарея «Демидов» с казематом для керосинового двигателя и дальномерным павильоном и южная мортирная батарея 1902—1905 годов постройки, а также Южный дальномерный павильон и Северный дальномерный павильон, сооружённые оба в 1909 году.

Ещё включены: мортирная батарея № 1, 1893-1897 годов постройки, её северный и южный дальномерный павильон, возведённые в 1902 году. Минная станция 1905 года и мортирная батарея № 2, 1902-1906 годов постройки, тоже являются объектами культурного наследия.

Кронштадтский пуп Земли

По Кронштадту с 1707 года отмеряется нулевой уровень высот Балтийского моря. И не только. Здешняя нулевая отметка является своего рода точкой отсчета абсолютных высот на всей территории России и бывшего СССР. Конкретным местом, за которым закреплен статус геодезического опорного пункта, является Кронштадтский футшток — измерительный прибор (уровнемер), расположенный на устое Синего моста, ведущего через Обводный канал. Это один из старейших подобных приборов в мире, по которому измеряются не только все высоты в России, но и все глубины Балтийского моря. Хотя показания изменения уровня воды относительно нуля Кронштадтского футштока снимаются автоматически, до сих пор сохранилась и традиция снятия показаний вручную: метеорологи записывают их четыре раза в день. А горожане любят рассказывать историю о том, как первый космонавт Земли Юрий Гагарин, увидев в Кронштадте футшток и самопишущий мареограф, весело воскликнул: «Теперь я знаю, где находится Пуп Земли!»

Синий мост, на устое которого расположен Кронштадтский футшток, и здание мареографа (прибора, контролирующего изменения уровня моря) за ним

Кронштадт является крепостью в море.

Форт «Петр I».
Проектный рисунок.

В середине финского залива, приблизительно в 26 километрах от Петербурга, располагается на острове Котлин город Кронштадт. Остров протягивается с запада на восток практически на 10 километров, но максимальная его ширина не доходит и до трех. Несколько лет назад к центральной части острова с севера подошла дамба (защитные сооружения, которые призваны оградить Петербург от наводнений), по которой открыто автомобильное сообщение с «большой землей» (1984). Рассчитывается и с юга также перекрыть залив дамбой, тогда остров окажется на пути крупной транзитной автомагистрали (Финляндия — центр России). Островное расположение и близость к Петербургу определило всю трехвековую историю Кронштадта и его сегодняшний день. Еще пару лет назад (до 1996 года) остров был закрыт для посещения простыми гражданами, причина в том что на острове находилась база ВМФ. На Котлин можно было попасть непосредственно с экскурсией или по приглашению жителя города.

Дамба разделяет остров на две части — западную и восточную. На западе располагается один из фортов, кладбище и воинская часть. Сам же город занимает весь восток Котлина, прямо от дамбы берет начало район новостроек и тянется до остатков крепостной стены. За ней находится полный достопримечательностей старый город. Больше всего Кронштадт похож на район столицы великой империи, коорый был унесен в море сильным ураганом и оставшийся среди воды навсегда. Город богат памятниками высокой художественной ценности под стать самому Петербургу. А одетые в гранит каналы, а гранитные набережные, да и сами дома в центре четко говорят — вы в столице. Кронштадт достаточно близок Петербургу и по духу, и по архитектуре.

Форт «Цитадель».
Внутренний вид.
Проектный рисунок.

Южные гавани, непосредственно те которые примыкают к центру, занимают военные корабли и подводные лодки, на которые можно посмотреть буквально с расстояния в сто метров. На них из сада смотрит бронзовый Петр, а у восточной оконечности сада имеется причал. Отсюда отходит паром в город Ломоносов. Вся эта часть острова окаймлена обводным каналом, одетым в гранит. В центральной части этого своеобразного «острова на острове» располагается морской собор. Это самое высокое сооружение на острове, и его прекрасно видно с берегов залива. Еще далее на восток — Петербургская пристань, здесь швартуются «метеоры», которые прихидят из Питера.
С севера и с юга к острову протянулись цепочки фортов, самые мощные и красивые из которых располагаются к югу от города и хорошо видны с места, где будущая южная часть дамбы подойдет к Котлину (из центра города и с набережных форты почти не видны).
Жизнь местных жителей плотно связана с флотом и морем. В Кронштадте живет много офицеров и курсантов, в городе имеется судоремонтный завод, порты. Одним из развлечений местных жителей, которое непосредственно связано с островным расположением города, считается рыбалка. Зимой — подледный лов, летом — с дамбы или с лодок, в основном много рыбаков весной, когда идет корюшка.

Кронштадт Петровский док.

Петровский док находится в центральной части города. Проект первого сухого дока в России был разработан Петром I в 1719 году, а его строительство велось долгих 33 года. Это массивное сооружение предназначалось для ремонта подводной части кораблей и судов. В строительстве дока-канала принимал участие генерал-майор И. фон Люберас, а его торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Удивительное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра и одновременно вмещало до десяти судов. Петровский док использовался по назначению вплоть до 2008 года, а сегодня он доступен для посещения туристами. Интересен тот факт, что это грандиозное сооружение вдохновило госпитального врача Василия Богданова, на написание знаменитой песни «Дубинушка».

Северные

Обручев

Форт Обручев

Другие названия форта Обручев – «В» и Красноармейский. Был создан в 1896 году. В 1913 году проведена реконструкция артиллерийских батарей. В 1919 году участвовал в подавление восстания против советской власти, а также в советско-финской и Второй Мировой войнах.

В пятидесятых годах прошлого века был заброшен и разграблен, в этом же состоянии находится и по сей день. Доступен для туристов только в составе организованной экскурсии на прогулочном катере.

Дорога по воде до форта Обручев от Кронштадта займет 1,5 часа

Тотлебен

Форт Тотлебен

Форт Тотлебен построен в период с 1897 по 1913 год. Изначально именовался фортом «А», позже назван в честь героя обороны Севастополя, графа Тотлебена. В советское время переименован в Первомайский. Тотлебен принимал участие в советско-финской войне в 1939-1940 годах. Не используется в качестве укрепления с 1958 года.

До 2008 года у форта был неофициальный смотритель, Владимир Ткаченко, который следил за состоянием построек и даже создал музей истории на территории Тотлебена. Однако всё было разрушено вандалами, которые украли или уничтожили всё, что могли, разбили даже стёкла в окнах.

Сегодня Тотлебен заброшен, медленно разрушается. Можно посетить только на прогулочном катере.

Северные с №1 по №7

Северные форты были созданы для преграждения Северного фарватера, чтобы защищать территории империи с моря во время войны со Шведами. Первый, второй, третий, пятый, шестой и седьмой форты строились в 1855-1856 годах , а четвёртый – в 1864-1869 годах.

Форт Северный №7

Четвертый Северный является интересным, поскольку именно на его территории впервые было использовано асфальтовое покрытие. После начали асфальтировать улицы Петербурга.

Форты прошли реконструкцию под новые орудия в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Сейчас заброшены и разрушены. Четвёртый, пятый и второй Северный доступны для посещения на водном транспорте. До Седьмого Северного можно добраться самостоятельно на автомобиле. Остальные Северные форты закрыты для посещения.

О других достопримечательностях Кронштадта читайте здесь

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации