Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

История краматорска

Спорт

мотокросс

здание стадиона «Авангард»

Первое спортивное общество появилось в 1912 г.

В городе два стадиона: «Блюминг» (1937, 1956 г. принадлежит НКМЗ) в парке Пушкина с трибунами на 5000 человек и «Прапор» (ныне это стадион «Авангард») в парке Сад Бернацкого (1936, 1968 г., принадлежит СКМЗ) на 4000 зрителей.

На стадионе «Прапор» играет футбольная команда «Авангард» (бывший «Авангард-ТЭЦ», в сезоне 2012-2013 впервые начинает выступать в первой лиге Украины), а на «Блюминге» — ФК «Краматорск» (в сезоне-2012 выступает в чемпионате Донецкой области).

В Краматорске два плавательных бассейна — во дворце культуры НКМЗ (1963 г., первый в Донецкой области) и в спорткомплексе ПТУ № 28.

Ежегодно в сентябре на День города проводится мотокросс в Кутовой балке.

17 мая 2014

Переговоры

17 мая группа ополченцев провела переговоры с дислоцированными на аэродроме Краматорска военнослужащими. Представитель народного ополчения рассказал ИТАР-ТАСС, что среди представителей вооруженных сил Украины растет недовольство действиями киевских властей. «Говорят, что не хотят ни воевать, ни стрелять и убивать, ведь многие из них сами родом отсюда. Но и сдаваться отказываются — приказ командования», — сообщил представитель ополчения. По его словам, у силовиков «большие проблемы» с продовольствием. Кроме того, стало известно, что вместе с ними на аэродроме размещены около 70 представителей никому не известных организаций, предположительно это радикалы из «Правого сектора». «Они носят черную форму без опознавательных знаков, ни с кем из военнослужащих не общаются», — сообщил представитель ополчения.

15 мая 2014

Украинские силовики застрелили под Краматорском трех местных жителей.

Еще трое ранено. В одном из расстрелянных автомобилей находилась семья, которая возвращалась домой и ехала по проселочной дороге. Силовики не дали людям выйти из авто и расстреляли в упор. В результате погибла женщина, у нее два огнестрельных ранения в голову. Кроме того, были расстреляны еще два автомобиля — микроавтобус и легковушка, на которых местные жители возвращались с рыбалки. В микроавтобусе погибли два молодых человека. Легковой автомобиль был полностью изрешечен выстрелами из стрелкового и крупнокалиберного оружия, в нем ранены два человека.

После нападения силовики подъехали на двух военных внедорожниках к микроавтобусу и вместе с телами убитых отогнали его в расположение своей части. Раненым удалось скрыться, их спрятали у себя местные жители. Бойцы национальной гвардии на протяжении нескольких часов искали их в близлежащих населенных пунктах, вламывались в жилые дома.

Городское хозяйство

Жилищный фонд

Жилищный фонд в 2008 г., тыс. м²: всего — 4990,6, в том числе городской 4970,8 и сельский 19,8.
Частный жилищный фонд — 4090,5 тыс. м², в том числе приватизированное жильё 2508,9, частный сектор 1581,6.
Государственный жилищный фонд 98,1 тыс. м², фонд местных советов — 2486,5.
Ветхий и аварийный жилищный фонд — 57 тыс. м².

На одного жителя в среднем приходится 24,1 м² жилой площади.

Благоустройство

Водопроводом и канализацией обеспечено 82,3 % домов (100 % многоквартирных домов), центральным отоплением — 72,8 (99,9 % многоквартирных), газом — 85,9 % (99 % многоквартирных), горячей водой — 65,7 % (70 % многоквартирных). С апреля 2015 года горячая вода абонентам не поставляется[источник не указан 985 дней]. Длина канализации 226,6 км, она покрывает 16,1 км².

В городе 7467 светильников (2009 г.).

Городская мусорная свалка (полигон ТБО) заполняется с 1956 г в глиняном карьере между Красногоркой и Дружковкой. Ежегодно она увеличивается на 250—320 м³. Всего на начало 2008 г размеры свалки были 14,7 млн м³ объём, 2,7 млн.т масса и площадь 15,77 га.

16 апреля 2014

Украинская боевая техника вступила в Краматорск, несколько машин БМД вместе с экипажами перешли на сторону ополченцев, проехав по городу с российскими флагами. Сторонники федерализации Украины после боя заблокировали выезд из занятого военными аэропорта.На окраине Краматорска произошло столкновение между силами украинской армии и сторонниками федерализации, после того как военные атаковали блокпост народной самообороны в районе села Семеновка на въезде в Краматорск со стороны Днепропетровска. В результате перестрелки между армией и ополченцами был ранен один из ополченцев.

Здравоохранение

В городе 18 лечебно-профилактических заведений, в которых работает 634 врача и 1750 человек среднего медперсонала. Обеспеченность больничными койками составляет 85,7 на 10 тысяч жителей, всего в распоряжении больниц 1730 коек. Занятость одного койко-места 338,5 дня (2007 г.).

Основные причины смертности населения: заболевания органов кровообращения (75,8 проц. от общего числа умерших по городу), новообразования (17,4 проц.), болезни органов пищеварения (2,9 проц.). Среди причин смертности трудоспособного населения на первом месте — новообразования.

Показатель смертности детей первого года жизни из расчёта на 1000 рождённых составлял: в 2005 г. — 11,6; 2006 — 12,7; 2007 — 10,7. (Показатель по области — более 13,9).

С 1996 года по ноябрь 2008 года в городе выявлено 836 ВИЧ-положительных, из них 88 — дети. Диагноз СПИД поставлен 179 инфицированным. За это время в городе умерло 229 ВИЧ-инфицированных, из них по причине СПИДа — 136. 91,6 % инфицированных лица возрастом от 18 до 49 лет. За последний год снизилось количество заражений через кровь (с 49 % до 45 %) и увеличилось инфицирование половым путём (с 41 % до 45 %).

Вторая Мировая война

2 октября 1941 года — первая бомбардировка города.

27 октября 1941 — начало оккупации Краматорска немецкими войсками. Бургомистром был назначен коллаборационист В. Шопен.

В городе был установлен террор. Массовый расстрел горожан проводился в карьере Меловой горы (здесь концлагерь был организован 1 ноября, всего расстреляно 3,5 тысячи человек), в Красном Яру возле Красногорки и в каменном и глинистом карьере на Ивановке.

6 февраля 1943 года контрнаступлением советским войскам удалось выбить гитлеровцев из города.

27 февраля 1943 года нацисты вновь захватили город.

6 сентября 1943 года Краматорск был вновь освобождён советскими войсками.

7 сентября 1943 освобождена Меловая гора.

Предыстория

22 февраля в исполком Краматорска было подано несколько заявок на проведение митингов. Свой митинг на центральной площади города собирались провести движение «Украинский выбор», Коммунистическая партия Украины и Партия регионов. У памятника Шевченко были намерены собраться сторонники Евромайдана. Опасаясь беспорядков и столкновений, власти не дали разрешение на проведение митингов. Тем не менее, на центральной площади Краматорска стали собираться массы людей. Одним из собраний стали управлять молодые люди с георгиевскими ленточками на рукавах, которые называли себя Народным освободительным движением. Они пригласили всех к ступенькам ДК и Т НКМЗ и объявили о создании в городе народных дружин, которые будут совместно с милицией патрулировать Краматорск, чтобы защитить город от возможных провокаций, захвата зданий и сноса памятников со стороны приезжих групп. Во время собрания Народного освободительного движения по другую сторону улицы у памятника Шевченко стали собираться сторонники Евромайдана.

Средства массовой информации

Первая краматорская газета вышла в свет на Краматорском заводе металлургического общества в 1923 и называлась «Краматорская домна». Стенгазету печатали на пишущей машинке в единственном экземпляре. Выходила она с периодичностью один раз в месяц.

В 1925 году «Домна» стала выходить тиражом в 25 экземпляров 2 раза в месяц. Теперь её печатали на шапирографе и развешивали на видных местах в цехах завода. Первая печатная газета появилась вслед за пуском домны № 2 «bis» в 1927 году. Тираж первого номера составил 500 экземпляров. Его отпечатали в Артёмовске (Бахмуте) и доставили на завод в Краматорск. Последний номер «Домны» увидел свет 12 сентября 1930 года, а 19 сентября вышел первый номер «Краматорской правды» тиражом 6000 экземпляров.

В городе зарегистрировано около 70 периодических изданий, в том числе газеты (цифры — тираж):

  • 18000 — «Восточный проект»
  • 10750 — «Новости»
  • 9050 — «Поиск»
  • 7000 — «Технополис»
  • 6000 — «СКЭТ»
  • 5420 — «Общежитие»
  • 5200 — «Краматорская правда»
  • 2500 — «Школьный вестник»
  • 1500 — «Вестник НКМЗ»

Гражданская война

2 марта 1917 — рабочие остановили завод и устроили митинг по поводу Февральской революции.

21 марта 1917 — в кинотеатре «Триумф» был избран Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов из 17 человек, в том числе 11 — большевики.

18 июня 1917 — стачка 10 тысяч человек.

29 сентября 1917 вместо эсера Крюкова главой краматорского совета избран Шкадинов.

Боны КМО (1917)

1917 год — из-за нехватки денежной массы для расчетов с рабочими и инженерно-техническим персоналом дирекция выпустила временные денежные знаки достоинством 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей. Бумага бонов КМО имела защиту — водяные знаки, но в обращение они так и не поступили.

21 апреля 1918 г. — в ходе операции «Фаустшлаг» посёлок занят немецкой пехотной дивизией «Чёрный орёл».

25 октября 1918 г. — немцы оставили Краматорскую под ударами Красной армии.

21 декабря 1918 г. — посёлок занят Донской армией Атамана Краснова.

14 января 1919 г. — станцию заняла Первая партизанская дивизия (красная).

Январь 1919 г. — избран Краматорский райисполком.

5 февраля 1919 года — посёлок становится частью советской Украины в составе Донецкой губернии (официальный выход из состава РСФСР — 17 февраля 1919 (день ликвидации Донецко-Криворожской республики)).

27 декабря 1919 г. — Красная Армия вытеснила белогвардейцев из города.

История

Станция открыта в 1868 году. В сентябре 1868 года при строительстве Курско-Харьково-Азовской железной дороги к югу от Славянска около села Белянское был построен разъезд и полустанок (полустанция). Дорога была одноколейной и разъезд был необходим, чтоб могли разминуться поезда между двух станций — Славянском и Дружковкой.

Официально движение на отрезке Лозовая — Никитовка открыто в декабре 1869.

В 1869 году управление железной дороги при станции открыло училище для детей работников станционных служб, почты и телеграфа.

В 1875 году название Краматорская впервые упомянуто в Почтовом дорожнике Российской империи (с. 21, 229).

В 1878 году от станции была проложена линия до Попасной через Бахмут (движение по ней официально было открыто 1 декабря). В этом же году администрация владельца этой линии Донецкой Каменноугольной железной дороги открыла здесь больницу.

В 1879 году завершено строительство каменного здания вокзала и двухэтажного служебного здания.

С 1885 году встречается также название станции «Краматоровка».

Со строительством около станции в 1887 году завода огнеупоров началось развитие промышленности и самого будущего города Краматорска.

1 января 1894 года ветка Донецкой каменноугольной дороги до станции Варварополье вошла в состав Курско-Харьково-Азовской ж. д..

1914 год — одноклассное училище при станции стало трёхлетним.

23 сентября 1943 года — через станцию прошел первый послевоенный поезд.

В 1952 году вместо разрушенного в годы войны здания вокзала по проекту архитектора В. М. Сыромятникова было построено новое.

В 1960 году участок Славянск — Иловайское вместе с Краматорской был электрифицирован постоянным током 3 кВ.

В 1970 году станция Краматорская переименована в Краматорск.

В марте 1985 года, в результате наводнения, станция ненадолго оказалась затопленной.

С июня по июль 2014 года приостановлено движение из-за боевых действий.

В начале августа 2014 года восстановлено движение через станцию Краматорск.

19 августа 2014 года — после масштабной реконструкции (с мая 2013 года) открыто здание вокзала.

18 мая 2014

Бой около «Энергомашспецстали»

В минувшее воскресенье представителям народного ополчения удалось отбить наступление украинских силовиков на город. Колонна бронетехники в составе шести БТР не смогла продвинуться дальше моста в районе завода «Энергомашспецсталь» и отступила.

В результате артиллерийского обстрела, который велся украинскими силовиками во время наступления, была ранена девушка. Представители ополчения также отмечали, что «на каждой боевой машине находилось около десяти бойцов в черной форме без опознавательных знаков, а также несколько силовиков в камуфляже». Предположительно это члены национальной гвардии или радикалы из экстремистской группировки «Правый сектор».

16 июня 2014

Украинские силовики обстреляли из артиллерии центр Краматорска

«Противник обстрелял из минометов и гранатометов электроподстанцию и туберкулезный диспансер», — сказал он. Ранее стало известно, что в результате обстрела частично разрушены здания автошколы и продовольственной базы в центре города. «Разрушен фасад со стороны центрального входа здания автошколы на улице Шкадинова и продовольственная база на улице Щербакова», — сказал он. Кроме того, по словам представителя ополчения, несколько снарядов разорвались в нежилом секторе. «Обстрел велся со стороны Карачуна», — сказал он.

Под Краматорском шли бои ополчения с украинскими силовиками

В пресс-службе провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) сообщили, что бои идут под Краматорском, расположенным примерно в 10 км от Славянска. Кроме того, наблюдаются проблемы с телефонной связью. В результате обстрела Краматорска погибли четыре человека.

Примечания

  1. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь. — М.: Русские словари, 1998. — С. 220.
  2. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. — М.: Мысль, 1966. — С. 212.
  3. Отин Е. С. Тор и Краматорск // Избранные работы. — Донецк: Донеччина, 1997. — Т. 1. — С. 357.
  4. Отин Е. С. Тор и Краматорск // Избранные работы. — Донецк: Донеччина, 1997. — Т. 1. — С. 358—359.
  5. ↑ Справочник «Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941—1945» / М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с.
  6. Исаев А. В. От Дубно до Ростова. — М.: АСТ; Транзиткнига, 2004.
  7. 1-е изд. МСЭ, т. 8, столб. 893
  8. 1-е издание БСЭ, т. XXXIV, ст. 537
  9. Український радянський енциклопедичний словник, т. II, с. 228

Краматорский художественный музей

Рекомендовать место

8

3

Краматорский художественный музей, первоначально, в 1959 году являлся частью картинной галереи. Начиная с 1967 года, начал свою работу как филиал Донецкого художественного музея, и только в 1992 году стал самостоятельным. Музей был сформирован благодаря энтузиастам во главе с П. И. Пархоменко – членом Союза художников Советского Союза.

На данный момент фонд музея насчитывает около 1400 работ по живописи, графике, скульптуре, фоторабот и произведений декоративно-прикладного искусства. Здесь представлены работы украинских авторов: М.П. Глущенка, Е. Р. Кондратовича, З. И. Шолтеса, И. Ф. Манайла, В. Гурина, Т. Яблонской, российских авторов: В. Д. Поленова, М. О. Лаврова, П. И. Петровичева. Также имеются работы и произведения XVIII – XIX веков, переданные сюда в 1967 году Государственным Эрмитажем и Государственным русским музеем.

Каждый год, здесь проходит около 25 выставок, которые посещают порядка 30 тысяч человек.

Расписание пригородных поездов на 2017-2018 год (зимнее)

В расписании предоставлен график действующий на данный период, без учёта мелких изменений, за детальной информацией обращайтесь в справочное бюро вокзала станции Краматорск.
Маршрут следованияПрибытиеСтоянкаОтправлениеСледует через станции
6001Славянск-Фенольная03:35203:37Дружковку, Константиновку,

Кондратьевку, Кривой Торец

6234Константиновка-Лиман05:55205:57Славянск, Слав. Курорт,

Придонецкая, Брусин

6251Близнецы-Краматорск06:05
6011Лиман-Фенольная06:25206:27Дружковку, Константиновку,

Кондратьевку, Кривой Торец

6022Фенольная-Изюм06:45206:47Славянск, Слав. Курорт,

Брусин, Лиман, Святогорск

6252Краматорск-Близнецы07:25Славянск, Барвенково,

Гавриловка, Языково, Дубово

6005Языково-Фенольная07:25207:27Дружковку, Константиновку,

Кондратьевку, Кривой Торец

6231Изюм-Краматорск08:45
6236Краматорск-Изюм09:40Славянск, Слав. Курорт,

Брусин, Лиман, Святогорск

6219Изюм-Краматорск09:45
6333Краматорск-Покровск11:00Славянск, Барвенково, Лозовая

Варваровка, Павлоград-1, Славянка

6003Изюм-Фенольная13:25213:27Дружковку, Константиновку,

Кондратьевку, Кривой Торец

6012Фенольная-Славянск13:45213:47Шпичкино, о. п. Ясногорка
6289Харьков-Краматорск15:23
6237Лиман-Фенольная15:35215:37Дружковку, Константиновку,

Кондратьевку, Кривой Торец

6016Фенольная-Гавриловка15:453516:20Славянск, Шидловская, Бантышево,

Гусаровка, Барвенково, Языково

6290Краматорск-Харьков16:12Славянск, Барвенково, Лозовая,

Краснопавловка, Лихачёво, Мерефа

6009Лиман-Фенольная17:05217:07Дружковку, Константиновку,

Кондратьевку, Кривой Торец

6024Фенольная-Святогорск17:55217:57Славянск, Слав. Курорт,

Брусин, Лиман

6249Изюм-Фенольная18:552219:17Дружковку, Константиновку,

Кондратьевку, Кривой Торец

6244Фенольная-Близнецы19:25219:27Славянск, Барвенково,

Гавриловка, Языково, Дубово

6020Фенольная-Лиман20:45220:47Славянск, Слав. Курорт,

Придонецкая, Брусин

6007Гавриловка-Фенольная21:05221:07Дружковку, Константиновку,

Кондратьевку, Кривой Торец

6250Фенольная-Славянск22:45222:47Шпичкино, о. п. Ясногорка

Храмы

  • Православие:
    • Свято-Троицкий собор, парк Юбилейный
    • Свято-Успенский храм, Беленькое
    • Храм святой блаженной Ксении Петербургской, Беленькое
    • Свято-Покровский храм, Старый Город, 1947—1948 г.
    • Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Новый Свет, 1942 г.
    • Храм Рождества Иоанна Предтечи, Соцгород
    • Свято-Николаевский храм, Шабельковка, 1788 г
    • Свято-Александро-Невский храм, Красногорка, 2008
    • Свято-Георгиевский храм, Ясногорка
    • Свято-Почаевский храм, пос. Октябрьский, 2006 г
    • Молитвенная комната в честь иконы «Всецарица» 2ой больницы
    • Молитвенная комната в честь святителя Луки Крымского 1ой больницы
    • Храм преподобного Сергия Радонежского, пос. Ивановка
  • Протестантизм:

Образование

  • 4 высших учебных заведения:
    • Донбасская государственная машиностроительная академия (ДГМА),
    • Донбасский институт техники и менеджмента (ДИТМ),
    • Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
    • Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
  • 3 средних специальных учебных заведения:
    • Машиностроительный колледж,
    • Технологический техникум,
    • Краматорский колледж Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского.
  • 5 профессионально-технических училищ:
    • Высшее профессиональное училище (№ 14),
    • Высшее профессиональное строительное училище (№ 28),
    • Высшее профессиональное торгово-кулинарное училище (№ 42),
    • Центр порофессионально-технического образования (№ 47),
    • Высшее профессиональное металлургическое училище (№ 123).
  • 28 школ (в 2017/2018 г. 13933 ученика, 1207 педагогов):
школаадресколичество учеников (2018/2019)
№ 1улица Радужная, 13363
№ 2улица Остапа Вишни, 15473
№ 3улица Надежды Курченко, 19721
№ 4улица Дворцовая, 48А763
№ 5улица Василия Стуса, 40414
№ 6улица Большая Садовая, 71900
украинская гимназияулица Архангельская, 11392
№ 8улица Дворцовая, 57А586
№ 9бульвар Краматорский, 17613
№ 10улица Хабаровская, 40802
№ 11улица Триумфальная, 9343
№ 12улица Василия Стуса, 19386
№ 15улица Маяковского, 19261
№ 16улица Леонида Быкова, 7497
№ 17улица Благодатная, 80446
№ 18улица Олега Кошевого, 18306
№ 19улица Ольги Кобылянской, 1275
№ 20улица Танкистов, 112423
№ 22улица Дворцовая, 3699
№ 23улица Михаила Горяинова, 45А410
№ 24улица Богдана Хмельницкого, 28410
№ 25улица Богдана Хмельницкого, 25798
№ 26улица Софийская, 128461
№ 30улица Волховская, 1390
№ 31улица Катерини Белокур, 14394
№ 32улица Волгодонская, 22397
№ 33улица Белгородская, 95213
№ 35улица Юбилейная, 46990

34 детских сада (в 2008 г. 5038 детей).

Транспорт

Общая протяжённость транспортных дорог составляет 347,7 км (декабрь 2007). Длина заасфальтированных дорог — 191,2 км, площадь — 1362,3 км². Перевозки осуществляются по 42 автобусным маршрутам, 3 трамвайным (с 12 мая 1937 года по 1 августа 2017 года) и 6 троллейбусным (с 1971 года).

Железнодорожный транспорт

Краматорск — пассажирская, узловая и грузовая железнодорожная станция Донецкой железной дороги, расположенная в Старом Городе. Кроме неё, в Краматорске есть грузовая станция Шпичкино. Городу принадлежат и другие станции-остановочные пункты:

Ост. п. Малотарановка → ост. п. Пчёлкино → ост. п. Прокатчик → Краматорск → ост. п. Ворота КМЗ → ост. п. Завод им. Ленина → ост. п. Шпичкино → ост. п. Ясногорка.

Вокзал станции был отремонтирован в 2014 году. От станции без пересадки можно добраться до Киева, Полтавы, Харькова, Сум, Одессы, Кропивницкого, Днепра, Миргорода, Хмельницкого, Львова, Ивано-Франковска.

Автотранспорт

Через город проходит национальная автомобильная дорога H20 (улицы Олексы Тихого и Танкистов).
Автовокзал Краматорска находится в Соцгороде. Совершаются поездки как и в пределах области (Покровск, Славянск, Константиновка, Лиман, Доброполье, Славянский Курорт, Бахмут, Мариуполь) так и за пределы области (Киев, Бердянск, Харьков, Изюм, Москва, Урзуф, Ялта, Миргород, Запорожье, Луганск).

Городской транспорт

В городе действуют:

6 троллейбусных маршрутов

32 автобусных маршрута.

До 1 августа 2017 г. действовали 2 трамвайных маршрута.

Авиатранспорт

В городе имеется аэропорт и военная взлётно-посадочная полоса класса «Б».

Связь

Уровень телефонизации — 600 телефонных номеров на 1000 семей (1999 г.).

В 1958—1959 годах СМУ НКМЗ возвело телерадиобашню высотой 76 м на ул. Катеринича. В 1976—1979 годах на горе Карачун между Славянском и Ясногоркой со стороны посёлка Андреевка был построен телерадиопередающий центр с мачтой высотой 222 м.

В ночь с 30 июня на 1 июля 2014 года в ходе боя между Нацгвардией и бойцами самопровозглашённой ДНР, из-за попадания снаряда в гору, телебашня была разрушена.

5 декабря 2016 года телевышка на горе Карачун возобновила своё вещание.

В 2014 доходы городского бюджета 810,6 млн грн., расходы — 803,4 млн. Поступления в бюджет состояли из частей: 25,6 % собственные налоги, сборы и платежи; 68,5 % межбюджетные трансферты; 5,9 % поступления специального фонда. Доходная часть бюджета формировалась на 75,6 % за счет налога на доходы, 21,5 % — налога на землю.

Этимология

Название города исходит от местной топонимии, происходившая от названия станции Краматорская. В. А. Никонов предполагал, что топоним возник от названия Краматорский завод, которое в свою очередь возводил к французскому слову crématoire «большая печь». По мнению Е. С. Отина эта версия является несостоятельной, до появления завода уже существовал населённый пункт Краматоровка. По его версии, название города исходит от несохранившегося топонимического словосочетания крома Торова или крома Торская «граница по реке Тор». Слово крома означает «край, рубеж, граница», а Тор — это старое название реки Казённый Торец.

В «Спутнике по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге», с. 172 указывается, что Краматоровка — ошибочное название Красноторки, названной в свою очередь по реке Красный Торец.

Музей истории города Краматорска

Рекомендовать место

13

3

Музей истории Краматорска открылся 5 ноября 1967 года. Открытие осуществлялось на общественных началах. В 1988 году, это был отдел Донецкого краеведческого музея, а с 1992 года музей стал полностью самостоятельным учреждением.

Большая часть экспозиций музея посвящена непростому пути развития города. В первом зале можно наблюдать экспозиции предыстории города, множество предметов традиционного украинского обихода, уникальная коллекция украинской керамики и одежды, а также рушников региона.

Здесь расположены экспонаты, повествующие о постройке первых предприятий, которые основали индустрию Краматорска, макеты интерьера квартиры рабочего XIX-XX века. Также, в музее собраны коллекции, посвященные краматорским нэпманам, известным землякам: Л. Ф. Быкову, П. Д. Гайдамаке, М. Г. Булкаковой, Иосифу Кобзону, Н. А. Рыбаку.

В музее осуществляется выставочно-экспозиционная и научная работа, проходят лекции и семинары, посвященные музею и этносу региона.

Координаты: 48.73788000,37.58304500

Население

По данным областного управления статистики, на 1 января 2017 года численность населения Краматорска составляла 190 тыс. 648 человек .

Динамика численности населения Краматорска
годнаселение,

чел.

примечание
собственно

город

вместе
с посёлками
1795—17962 600
18644 723
189812 000
191212 000
19206 300
19236 476перепись 15/III
192612 30537 918перепись 17/XII
192812 300
193117 07589 926оценка 1/I, население района
193377 954118 036
193498 518
193594 000142 000
193793 686122 300перепись
193994 114114 617перепись 17/I
1956117 000
1959115 385157 572перепись 15/I
1961123 000
1962126 0001/I
1964132 000
1965135 000
1966136 000
1968144 000
1970149 832195 080перепись 15/I
1976167 2001/I
1977171 0001/I
1978171 000
1979178 163220 241перепись 7/I
1981183 000
1986195 000
1987198 000
1989198 094235 338перепись 12/I
1992202 600238 500
1993239 300максимум
1994202 700
1998197 000
1999188 000
2000186 000
2001183 600216 800оценка на 1/I
181 025216 162перепись 5/XII
2003178 677213 500
2004176 719
2005174 892
2006173 310207 400
2007171 782
2008170 142202 900
2009169 077202 200
2010167 850201 632
2011166 284199 874
2012165 469199 020
2013164 283197 752
2014162 811196 242
2015160 895194 235
2016159 445192 642
2017190 648

Национальный состав

Всего 77 национальностей. Данные переписи населения 2001 года

NНациональностьКоличествоУд. вес (%)
1Украинцы15138970,18
2Русские5800226,89
3Белорусы14390,67
4Армяне13860,64
5Азербайджанцы3700,17
6Евреи2620,12
Всего215729100,00

Краткое описание

Краматорск – город областного значения в северной части Донецкой области Украины, центр тяжелого машиностроения; расположен на реке Казенный Торец, притоке Северского Донца, в 95 км от Донецка и в 748 км от Киева по автодорогам.

Площадь города – 355,7 кв.км, население – около 203 тыс. человек.

Массовое заселение территории, которую в настоящее время занимает город Краматорск, началось во второй половине XVIII века запорожскими казаками – в 1753 году была основана слобода Белянская (ныне поселки Прокатчиков и Почтовый), в 1758 году – хутор Шабельковка, в 1782-86 гг. – основано село Ясная Гора, в 1785 году – слобода Красноторье и другие.

Во время строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 1868 году у реки Казенный Торец появилась железнодорожная станция Краматорская, целью которой было устройство разъезда для пропуска встречных поездов.

В 1878 году по инициативе С. Мамонтова к этой станции примкнула ветка Донецкой Каменноугольной железной дороги, после чего она стала узловой товарно-пассажирской станцией, в районе которой возник и стал развиваться поселок Краматоровка.

В 1885 году возле станции был построен завод, который вырабатывал известь, алебастр и огнеупоры, а в 1986 году было начато строительство машиностроительного завода, который после пуска начал выпускать несложное оборудование для железных дорог и небольших шахт.

В начале ХХ века население поселка Краматорск составляло более 12 тыс. человек, в нем работала заводская больница, две школы, училище. В 1909 году на машиностроительном заводе был введен мартеновский и прокатный цехи, начала функционировать междугородная телефонная станция.

В 1911 году завод начал специализироваться на выпуске оборудования для металлургических заводов и угольных шахт, также в его цехах ремонтировались паровозы.

После установления советской власти, только в 1925 году в Краматорске возобновил работу машиностроительный завод, а за годы индустриализации проведена техническая реконструкция предприятий, построен шиферный завод, завод тяжелого машиностроения (НКМЗ), одновременно с которым был построен городок машиностроителей.

Пуск первой очереди машиностроительного завода-гиганта состоялось в сентябре 1934 года и с этого момента началась современная история города. День машиностроителя и День города жители Краматорска и сегодня по традиции отмечают в четвертое воскресенье сентября.

В 1926 году Краматорск был отнесен к категории поселков городского типа, а в 1932 году получил статус города и стал городом областного подчинения, население которого к 1939 году составило 94 тыс. человек.

Во время Великой Отечественной войны Краматорск был оккупирован немецкими войсками с 28 октября 1941 года до 6 сентября 1943 года.

В послевоенные годы в Краматорске были восстановлены разрушенные предприятия, а также построено более 10 новых промышленных объектов.

Сегодня город Краматорск – важнейший центр машиностроения Украины, в котором также развита металлургическая, легкая, пищевая, ювелирная промышленность, промышленность стройматериалов.

Железнодорожный вокзал Краматорск – пассажирская и грузовая железнодорожная станция, относящаяся к Донецкой железной дороге, расположен в Старом городе; есть также в городе грузовая станция Шпичкино.

Память

5 июля 2015 года в Краматорске прошли мероприятия, посвященные взятию города под контроль украинскими силовиками. В подготовке мероприятий в рамках Всеукраинской акции «Живописная Украина» приняли участие благотворительный фонд «С верой в себя» и Центральный печатный орган Министерства обороны Украины – журнал «Войско Украины». Президент Украины Пётр Порошенко вручил государственные награды военнослужащим за мужество и героизм, проявленные во время взятия под контроль ВСУ Славянска и Краматорска год назад. По словам Порошенко, «эти победы вернули веру украинцев в своих защитников, в силу и мощь украинской армии. И в то же время лишили российского агрессора иллюзий относительно «парадного марша» по нашей украинской земле».

Экономика

Промышленность

За 2014 г. предприятия города реализовали продукции на 5,9 млрд грн. Доля Краматорска в промышленном производстве области — 3,3 % (4,5 % в 2008 г.).

Краматорск — важнейший центр тяжелого машиностроения, ювелирного производства и науки Украины.

  • Машиностроение, преимущественно — тяжёлое для металлургической, горно-рудной, транспортной промышленности.
    • Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ);
    • Старокраматорский машиностроительный завод (СКМЗ) — выпускает металлургическое оборудование по заказам металлургических комбинатов, оборудование для железных дорог — путевые машины для ремонта и восстановления дорог, для очистки путей и стрелочных переводов;
    • Краматорский завод тяжёлого станкостроения;
    • Завод автогенного оборудования «ДОНМЕТ»;
    • Завод технологической и специальной оснастки (ТИСО).
    • Краматорский завод «Кондиционер».
    • Научно-производственное предприятие «Тест» (ЗАО НПП «Тест») — производство промышленных весов и весового оборудования.
  • Металлургическая промышленность — производство в 2008 году: стали — 262,2 тыс. т.
    • Краматорский металлургический завод. В 2008 стальной прокат 25 тыс. т, в 2005 производство ферромарганца — 28,9 тыс. т.
    • Энергомашспецсталь.
  • Промышленность строительных материалов.
    • Краматорский цементный завод «Пушка». В 2008 г. произведено 531,2 тыс. т цемента.
    • Краматорский шиферный завод. В 2008 г. произведено 71,5 млн условных плит гофрированного шифера.
    • Краматорский завод железобетонных конструкций (КЖБ или КЗЖБК).
    • Краматорский завод металлоконструкций (КЗМК).
    • Краматорский завод эмалей.
  • Легкая промышленность.
    • Швейная фабрика «Швея». В 2008 г. сшито изделий на 7262,8 тыс. грн.
    • Электроламповый завод «Альфа» (не действует).
    • в поселке Ивановка действует завод «Теплоприбор»
    • Ювелирная промышленность. В 2008 г. произведено изделий на 263 млн грн. Более чем 2000 человек работают на 20 ювелирных предприятиях Краматорска, производя около 10 % всех ювелирных изделий Украины.
  • Пищевая промышленность.
    • Краматорский мясокомбинат. В 2008 г. произведено 1379 т. колбасных изделий, 2348 т мяса с субпродуктами 1 категории.
    • Краматорский комбинат детского питания
    • Краматорский завод спецкрепежа КЗСК

Грязный снег после смога от выбросов ТЭЦ

Объём промышленного производства — 1 423 млн гривен (на 1 жителя — 6 740 грн.). Индекс промышленной продукции — 95,8 % в 2003 году к 1990 году.

Выбросы вредных веществ в 2008 году в атмосферный воздух от источников загрязнения города — 9 тыс. т.

Сельское хозяйство

В 2008 г. в Краматорске было 29 сельскохозяйственных предприятий, в том числе 20 фермерских, 7 коллективных и 2 частных. Земельный фонд 18 тыс. га, в том числе 14,8 — пашни. Производство составило: всего — 600 тыс. грн., зерна — 19,5 тыс. т, подсолнечника — 4,7 тыс. т, картофеля — 900 т, овощей — 4,4 тыс. т, кормовых культур — 1200 т, ягод и плодов — 300 т, молока — 1906 т, крупного рогатого скота — 112 тыс. т, свиней — 32 тыс. т., птицы — 296 тыс. т.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации