Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 0

Кельнский собор, кельн, германия

Таинственная история

Существует несколько таинственных легенд, связанных с этим монументальным строением. Их много, но я расскажу вам самую интересную — о том, откуда появился первоначальный чертеж.

Говорят, что архитектор получил целый год на создание плана собора, но никак не мог закончить чертеж. Он так волновался, что не мог усидеть дома. Все время не получалось, идеи были совершенно не те… Архитектор фон Риле гулял по городу, он заметил мужчину, который делает набросок. Заглянул через плечо — а там идеальный план собора!

Он тут же начал просить продать ему чертеж, а мужчина согласился. Правда, взамен потребовал душу. Понятно, кого встретил в тот день архитектор? А еще дьявол предложил небывалое — он сам построит собор всего за 3 года, но взамен попросит души жены и детей архитектора.

Как вы думаете, что было дальше? Он согласился! Подумал, что за 3 года даже сам дьявол не сможет построить здание с собственного чертежа. Шло время, собор строился, становился все больше, выше. Тогда жена архитектора спросила, в чем причина его печалей?

Как только женщина узнала, как поступил ее муж — она начала искать способ обмануть дьявола. Когда наступит первое утро четвертого года — прокричит петух. До этого момента по договору дьявол должен был закончить строительство.

Утром рано-рано жена архитектора прокралась к строительной площадке и сама прокричала петухом. Тут дьявол понял, что не успел закончить последнюю башенку. Он разозлился, разрушил свое же творение, а под конец прокричал, что если собор захотят построить заново — после закладки последнего камня начнется Конец Света.

Кстати! После первого этапа строительства чертежи внезапно пропали. Потребовались столетия для того, чтобы возобновить строительство по оригинальным чертежам. Проделки дьявола?

Неофициальный символ города

На вершине собора – смотровая площадка, куда ведут 500 ступенек узкой крутой лестницы. В соборе проводятся службы и мессы, религиозные праздники. В стенах храма устраивают концерты органной музыки. Кёльнский собор – открытый для посещения музей, где хранятся уникальные коллекции гравюр, полотен и картин на библейские темы, скульптуры и средневековые фрески. Восхищают витражи с изображением германских королей и библейских сцен.

Вокруг храма – живописный природный парк с ухоженными газонами и цветочными клумбами. По периметру – удобные скамейки, уличные музыканты развлекают незатейливыми мелодиями. Рядом – уютные кафе, где можно перекусить.

В 1996 году Кёльнский собор внесен в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Зданию угрожает загрязнение в городской черте промышленного Кёльна. Кладку размывают кислотные дожди и оставляют уродливые следы на стенах из светлого песчаника.

С тех пор, как в 1880 году построили собор, здание постоянно обновляют и ремонтируют. Об этой вечной стройке горожане передают из поколения в поколение легенду. Замысел кафедрального собора настолько грандиозен, что первый архитектор Герхард фон Риле не мог создать чертежи. Работа тяготила зодчего, он часто ошибался и хотел отказаться от непосильной работы.

В минуту отчаянья Герхард решился на страшную сделку с дьяволом: в обмен на бессмертную душу архитектора дьявол принесет готовые чертежи собора. С первым петушиным криком дьявол обещал выполнить обещание. Любимого мужа спасла жена. Встав пораньше, она пропела песню вместо петуха и направилась к дьяволу, который передал ей чертежи.

Узнав об обмане, дьявол погубил навек душу жены и проклял собор, объявив, что день завершения строительства собора станет последним днем человечества. «Когда мы закончим строить собор, наступит конец света» – так говорят жители Кёльна. Может быть, поэтому строительство никогда не заканчивается?

История храма вкратце

Самый грандиозный в Кёльне собор расположен на месте, которое ещё во времена римского правления являлось религиозным центром живших здесь христиан. На протяжении веков там было построено несколько поколений храмов, причём каждый последующий превосходил по своим масштабам предыдущие. В нижнем ярусе современного собора, где сейчас проводятся раскопки, можно увидеть то, что сохранилось от этих древних святынь.

Зачем понадобился новый храм

Можно утверждать, что история Кёльнского собора в Германии началась в 1164-м году. Как раз в это время архиепископ Райнальд фон Дассель привёз в Кёльн мощи трёх Святых Волхвов, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу.

В христианстве эти мощи считались драгоценной святыней, к которой шли паломники со всей Земли. Для такой значимой религиозной реликвии требовался достойный Дом. Идея создания в Германии величественного собора, превосходящего всемирно прославленные соборы Франции, принадлежит архиепископу Конраду фон Гохштадену.

Новый храм в Кёльне строился в два очень долгих этапа.

Как всё начиналось

Герхард фон Риле – именно этот человек составил чертежи, по которым велись работы по возведению грандиозного сооружения. Символичный камень в фундамент Кёльнского собора заложил Конрад фон Гохштаден в 1248 году. Сначала была сооружена восточная сторона храма: алтарь, окружённые галереей хоры (их освятили в 1322 году).

В XIV и XV веках работы шли медленными темпами: завершили лишь нефы в южной части здания и возвели три уровня южной башни. В 1448 году на башенной колокольне установили два колокола, вес каждого из них составлял 10,5 т.

Год, когда строительство приостановили, в разных источниках указан разный: 1473, 1520 и 1560. Несколько столетий собор в Кёльне оставался недостроенным, а на южной башне всё время так и стоял высокий подъёмный кран (56 м).

Второй этап строительных работ

В ХIХ веке король Пруссии Фридрих Вильгельм IV приказал достроить собор, к тому же возведённые хоры уже требовали обновления. В те годы готическая архитектура находилась на очередном пике популярности, поэтому святыню решено было закончить, придерживаясь выбранного ранее готического стиля. Этому поспособствовало и то, что в 1814 году чудом были обнаружены давно утерянные чертежи проекта, составленные Герхардом фон Риле.

Карл Фридрих Шинкель и Эрнст Фридрих Цвирнер пересмотрели старый проект, и в 1842 году начался второй этап строительных работ. Начал его сам Фридрих Вильгельм IV, заложив в фундамент очередной «первый камень».

В 1880 году одно из длиннейших в истории Европы строительств завершилось и даже отмечалось в Германии как национальное событие. Если считать, сколько же строился Кёльнский собор, то получается, что 632 года. Но даже после официального торжества религиозную святыню не прекращали ремонтировать и доделывать: меняли стёкла, приступили к внутренней отделке, настилали полы. А в 1906 году обвалилась одна из башен над центральным фасадом, и пришлось ремонтировать повреждённую стену.

Годы Второй мировой войны и послевоенный период

Во Второй мировой Кёльн, как и многие другие города Германии, был очень сильно разрушен бомбёжками. Интересным является тот факт, что Кёльнский собор чудом сохранился и возвышался среди сплошных развалин, будто возникнув из иного мира.

Как говорят военные стратеги, высокие башни здания служили пилотам ориентирами, поэтому они не бомбили его. Но всё же 14 раз в собор попадали авиабомбы, хотя он и не получил серьёзных повреждений. Тем не менее, новые реставрационные работы были необходимы.

До 1948 года хоры в соборе Кёльна восстановили, после чего там постоянно стали проходить службы. Восстановление прочего интерьера продолжалось вплоть до 1956 года. Тогда же построили винтовую лестницу, ведущую к площадке на одной из башен, на высоту 98 м.

Время до сегодняшних дней

Из-за сильного загрязнения окружающей среды и непогоды всё время происходят многочисленные повреждения грандиозного собора в Кёльне, которые могут привести к его разрушению. Временная реставрационная контора по-прежнему находится у здания, постоянно занимаясь ремонтными работами. В общем, строительство собора в Кёльне (Германия) вряд ли будет закончено когда-либо вообще.

С 1996 года Кёльнский собор пребывает в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас этот храм является одной из самых значимых архитектурных достопримечательностей Германии. К тому же, как и планировала Церковь много веков назад, в нём хранятся важнейшие для христиан реликвии.

Музей шоколада

Schokoladenmuseum был открыт в 1993 г. местной кондитерской фирмой «Имхофф-Штолльверк», которая выпускает шоколад с 1839 года. Музей расположен в оригинальном здании, стилизованном под корабль, на набережной Rheinauhafen.

Schokoladenmuseum

Кроме собственно экспозиции, в музей шоколада входят теплица для выращивания какао-бобов, автоматизированная мини-фабрика, цех производства трюфелей и шоколадных фигур и небольшой магазин на выходе, торгующий сделанной здесь же продукцией. Особый интерес посетителей вызывает шоколадный фонтан, в котором вместо воды циркулирует 200 кг жидкого шоколада. Сотрудницы музея угощают подошедших посетителей обмакнутыми в шоколад вафлями: ведь они заплатили 11 EUR за вход. Ещё одна частичная компенсация немалой стоимости билета – небольшая сувенирная шоколадка.

Музей шоколада

Адрес: Am Schokoladenmuseum 1a. До музея удобней всего добраться на «Шоколадном экспрессе», отправляющемся от Собора каждые полчаса (через Старый город). Время работы: вторник – пятница в 10–18 и в субботу и воскресенье в 11–19.

Франкфуртский собор

Еще одно название собора – Императорский собор святого Варфоломея. Он расположен во Франкфурте-на-Майне и является наиболее крупным в этой области духовным памятником. Здание выстроено из красного кирпича.

Раньше в этом соборе проводились церемонии коронации императоров Священной Римской Империи. На протяжении всей истории это здание было кайзерским, а не кафедральным собором. В 19 веке Франкфуртский собор стал символом единения германской нации.

Шпиль собора имеет высоту 95 м. Общая длина здания – 64 м, высота купола – 23 м.

Интересные факты:

  • Известно, что ранее участок, на котором теперь стоит Франкфуртский собор, был островом. Результаты раскопок показали, что на этой территории люди жили еще со времен неолита.
  • Собор обрел черты, присущие готическому стилю, в 13 веке. Свой сегодняшний вид он обрел только в 15 веке.
  • В марте 1944 года в ходе авианалета собор святого Варфоломея получил сильные внешние повреждения, а интерьер был уничтожен практически полностью. К счастью, все произведения искусства и прочие ценности, которые хранились в нем, были заранее вывезены в безопасные места, а после того как ситуация стабилизировалась, возвращены обратно.

В Германии есть большое количество соборов, выполненных в готическом стиле. Большинство из них были построены в 10-13 веках и претерпели некоторые изменения, поскольку пережили различные катастрофы и войны. Вместе с тем эти здания сохранили характерные черты стиля до сегодняшнего дня. Некоторые из них входят в список Всемирного культурного наследия человечества.

Кёльн: достопримечательности

Что посмотреть в Кёльне за 1 день? К сожалению, за один день пребывания турист не сможет увидеть всё великолепие города. Некоторые достопримечательности Кёльна на карте сосредоточены в центре. Центр города небольшой и обойти его можно пешком.

Кёльнский собор


Кёльнский собор

Собор потрясает своими размерами. Это масштабное сооружение готического стиля. Подойдя поближе, храм кажется ещё больше. Он настолько огромен, что его сложно сфотографировать. Две башни простираются к небу. С них открывается красивейший панорамный вид города. Шпили двух башен видны с разных точек города.

Внутреннее и внешнее убранство храма роскошно. Внутри представлены древние скульптуры и ценные картины, но также можно бесконечно смотреть на удивительные мозаики, витражи, фрески. У храма есть своя сокровищница.

Кёльнская ратуша


Ратуша – символ городской властиразные архитектурные направления

  • стиль башни (61 метр) вобрал в себя характеристики поздней готики;
  • стиль парадного входа – барокко;
  • беседка построена по канонам Возрождения.

Прогуливаясь по ратуше, можно обнаружить элементы романского стиля. Все архитектурные стили прекрасно сочетаются и дополняют друг друга, создавая уникальный и неповторимый вид.

Всё это великолепие было сильно разрушено во время Второй мировой войны. Но в настоящий момент ратуша полностью восстановлена и реставрирована. Специалисты убрали новшества, введённые архитекторами XIX века, так здание получило свой изначальный, исторический облик.

Ратуша состоит из пяти этажей. Первые три этажа – четырёхугольник, остальные два – восьмиугольник. В ратуше насчитывается 48 колоколов, с помощью которых до сих пор играют разные мелодии. В репертуаре – 25 композиций. Проигрыш начинается утром в 9 часов и в полдень, потом в 3 часа дня и в 6 вечера. Многие туристы, которые посещали ратушу наверняка помнят деревянную резную морду, высовывающую язык во время боя колоколов.

Площадь Ратуши

По сложившейся традиции почти все города Германии имеют одноимённую площадь главной ратуши. Кёльн не исключение, её Ратушная площадь стала одной из достопримечательностей города.

Площадь находится в старой части города. Как и положено, площадь украшает старинное здание – ратуша. В ней находятся скульптуры известных людей Кёльна. В подвале строения, на глубине 10 метров, расположился музей. Здесь демонстрируются экспонаты о быте и жизни населения.

На Ратушной площади проходят все значимые события и мероприятия.

Площадь рыбного рынка

Рынок — это напоминание о старых временах, когда население Кёльна занималось рыбным промыслом. Здесь, в небольших рыбных магазинчиках, можно купить свежую речную рыбу. В окрестностях рынка встречаются разные напоминания о древнем промысле – это резные ручки дверей, фонарики в форме рыб, кафе с «рыбными» названиями.

Недалеко от площади находится памятник кёльнских наводнений. Он имеет вид колонны, на которой отмечали уровень воды Рейна в разные годы.

Немного истории

Место для строительства этого храма было выбрано неслучайно. Историкам известен интересный факт о Кельнском соборе: уже в начале I столетия здесь находился храм, который был посвящен римским богам. С IV века на этой территории началось строительство христианских храмов, которые со временем ветшали и разрушались или уничтожались в пожарах. В середине XIII столетия, когда архиепископу Кельна Райнальду фон Дасселю были переданы из Милана святые мощи трех волхвов, было принято решение построить храм, превосходящий по своим размерам и роскоши все, что были построены ранее.

В августе 1248 года был заложен первый камень в фундамент Кельнского собора. Вначале работы продвигались очень быстро, но вскоре они практически остановились, и лишь к 1560 году была построена основа сооружения. К активному строительству Кельнского собора приступили в 1824 году. Как свидетельствуют обнаруженные в архивах планы и чертежи, в этот период удалось достроить знаменитые башни, были украшены фасады.

Для этого было изготовлено множество скульптурных композиций на библейскую тематику, отлиты ворота для порталов из бронзы, собраны сотни квадратных метров потрясающих витражей Кельнского собора. Строительные работы, длившиеся 632 года, были завершены в 1880 году. Гармоничное сочетание в облике храма элементов средневековой архитектуры и неоготики, которая была характерной для XIX века, превратили Кельнский собор в один из величайших памятников истории и архитектуры страны.

В годы Второй мировой войны собор практически не пострадал, за исключением нескольких выбитых с южной стороны витражей. Реставрация была завершена в 1956 году, но только в 2007 году были восстановлены витражи храма. Для этого понадобилось более 11 500 стеклянных разноцветных фрагментов. В 1996 году собор включен в списки наследия ЮНЕСКО.

Христианские святыни и реликвии хранящиеся в Кёльнском соборе

Не поддается сомнению, главная реликвия Кёльнского собора находится чуть позади Главного алтаря -Реликварий трех волхвов, одно из главнейших произведений ювелирного искусства времен Средневековья. Реликварий состоит из двух возлежащих рядом саркофагов и возвышающимся над ними третьим. Достоверные источники, указывающие на автора, создателя святыни, отсутствуют. Известно только, что мощи трех волхвов, хранящиеся в реликварии, были перенесены в собор уже на первом этапе его строительства — 27 сентября 1322 года.

Помимо реликвий волхвов, архиепископом Дассельским, была привезена и другая христианская святыня — резное изображение Мадонны, признающееся благословенным, чудодейственным и исцеляющим. Миланская Мадонна была изменена временем — считается, что оригинальная скульптура сгорела при пожаре, поэтому используя утраченный образец, была создана новая скульптура, сохранившая за собой имя и славу предшественницы. Рождение Миланской Мадонны датируется 1290 годом но в конце XIX века статуя изменилась — Мадонне «вручили» скипетр и корону, что говорит о новом витке в истории изваяния, одного из прекраснейших образцов зрелой готики.

Неоспоримое украшение Кёльнского собора — крест Геро, слухи о котором и мистические намёки, сопутствовали всем историям подаренной реликвии. Особенность этого распятия не столько в монументальных размерах ( около двух метров), сколько в необычайном реализме и детализации изображения Христа в момент его смерти.

Помимо скульптур, в Кёльнском соборе, в так называемой «палате святынь» хранится условная коллекция наиболее ценных, дорогих реликвий. К ним относят: посох Святого Петра с набалдашником IV века, дароносица Святого Петра и ларь с мощами Трех волхвов. Многие экспонаты выставлены в витринах с подсветкой : можно увидеть церемониальный крест, эпитафия Якова Кройского. На этом этаже можно познакомится и с редкими, необычайно ценными литературными произведениями, хранящимися в библиотеке собора. Этажом ниже, можно осмотреть древние церковные одежды и найденное, в результате раскопок 1959, содержимое могилы матери и ребенка династии Меровингов.

Захоронения

Кёльнский собор привлекает паломников всего мира не только своими драгоценными реликвиями, но и древними захоронениями архиепископов, большая часть которых была причислена к лику святых. Но не все архиепископы были похоронены в соборе, так же как и не все захоронения были перенесены из старого собора в новый. Примечательно, что многие «могилы» несут в себе не только христианскую ценность, но и ценность художественную. К примеру, на саркофаге архиепископа Конрада Хохштаденского, умершего в возрасте 63 лет, установлена лежачая бронзовая скульптура молодого архиепископа, своей точностью передачи деталей и мастерством бронзового литья, относящаяся к образцам выдающихся произведений.

Интересна с художественной точки зрения и могильная плита архиепископа Филиппа Гейнсбергского — его лежачая фигура, высеченная из известняка, надежно окружена литьем стен и ворот. Такой памятник объясняют деяния при жизни — архиепископ работал с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены.

Среди иных захоронений вызывает интерес могила графа Готфрида Арнсбергского, уснувшего рыцарем в доспехах и окруженного решеткой, что возвышается над саркофагом. Поговаривают, что эта решетка была создана специально для защиты могилы от родственников, не согласившись с завещанием графа.

Архитектура Кёльнского собора

Фундамент храма закладывался по подобию «новых» французских соборов. В конструкции наземной части здания использовались усиливающие пилястры и заостренные арочные своды, зрительно устремляющие строение ввысь. Все это должно было вызывать чувство благоговения перед Всевышним и Царствием небесным.

Северный фасад, Мария Чахнашвили

Автором грандиозного проекта стал архитектор Герхард фон Риле. В качестве образца он выбрал готический собор Амьенской Богоматери, до сих пор превосходящий все аналогичные храмы Франции. По легенде, мастер заключил сделку с дьяволом, отдав свою душу за предложенные чертежи и помощь в строительстве. Сроком окончания работ назначили три года, а момент расплаты — крик первого петуха. Спастись семье от нечистой силы помогла жена Герхарда, прокукарекавшая на рассвете раньше отведенного природой времени. Сегодня на фасаде можно увидеть каменное изваяние дьявола.

Экстерьер Кёльнского собора богато украшен сотнями скульптур и барельефов, резным камнем и многоступенчатыми порталами и проемами. Его ажурные шпили и башенки приводят в восторг и одновременно вызывают недоумение. Каждый из фасадов примечателен по-своему, поэтому прежде чем зайти внутрь, рекомендуется не спеша прогуляться вокруг храма.

  • Высота Кёльнского собора — более 157 м.
  • Общая длина — почти 145 м.
  • Общая ширина — более 86 м.
  • Площадь собора — почти 8000 кв. м.
  • Площадь окон — около 10 тысяч кв. м.
  • Ступеней к вершине башни — 533.
  • Ежедневное число посетителей — 20–30 тысяч.

Восточный фасад, Мария Чахнашвили

Где находится Кёльнский собор

Для начала уточним, в какой стране находится Кельнский собор. Он расположен в Германии и регулярно открывает свои двери туристам для экскурсий. Если вы уже прилетели в Германию, необходимо добраться до земель рода Северный Рейн-Вестфалия. Именно там и расположен собор.

Если вы находитесь в аэропорту Кельна, то можно без пересадок добраться на пригородном поезде S 13. Билет на него можно купить там же в аэропорту — специально для туристов и жителей расположены автоматы с билетами. Стоит билет 2,40 EUR, время поездки занимает примерно 15 минут. Выйти необходимо на станции Köln Hbf. Поезд ходит довольно часто, но начинает ездить реже после полуночи, а после 2 часов ночи перестает вообще.

Помимо поезда, добраться до собора можно на автобусах и метро, которые есть в Кельне. Собор очень высокий, и видно его практически с любой точки города. По прибытии в Кельн на поезде у вас не останется вопросов, где находится Кельнский собор — от главного вокзала Кельна до собора всего 50 м.

Время посещения и адрес

Кельнский собор расположен по точному адресу Domkloster 4. Время работы сокровищницы и башни меняется в зависимости от сезона, и его нужно постоянно уточнять. Сам собор работает с ноября по апрель с 6:00 до 19:30 и с мая по октябрь с 6:00 до 21:00. А по воскресеньям и праздникам собор открыт с 13:00 до 16:30. Стоит помнить, что экскурсии по собору не проводятся во время богослужений и других мероприятий.

Экскурсии в собор

Они включают в себя:

  • сокровищницу;
  • башню;
  • раскопки;
  • баптистерий;
  • крышу.

Экскурсии по Кельнскому собору могут быть туристическими группами или самостоятельно. Экскурсия в группе платная, для самостоятельных туристов вход свободный. Правда, вход в главный зал бесплатный, а вот за остальные места нужно платить. Например, подъем на башню будет стоить 4 EUR, а вход в сокровищницу – 6 EUR.

Восхождение на башню, как уже было указано, платное, но цены на билеты отличаются для разных категорий людей. Для взрослых билет стоит 4 EUR, семейный всего 8 EUR, школьникам, студентам и инвалидам билет обойдется всего в 2 EUR. Подниматься можно не позднее 30 минут до закрытия.

Такая же ситуация и с Сокровищницей. Билет для взрослых – 6 EUR, льготный – 3 EUR и семейный – 12 EUR. Работает Сокровищница с понедельника по воскресенье. Если в планы входит посещение обоих мест, то выгоднее купить комбинированный билет.

Простой комбинированный билет будет стоить 8 EUR. Семейный комбинированный обойдется посетителям в 16 EUR и для льготников (студенты, школьники, инвалиды) 4 EUR. Кроме этого, есть и другие достопримечательности.

Экскурсия на крышу

На крыше есть смотровая площадка, и такая экскурсия для группы обойдется в 170 EUR – 190 EUR. Для одного посетителя или группы до 4 человек с экскурсоводом билет стоит 15 EUR на человека. Оплатить можно только наличными, а вот забронировать через сайт. Кроме того, экскурсия проводится в фиксированное время – в понедельник, среду и пятницу в 17:15 и длится полтора часа.

Другие мои статьи про средневековые соборы Европы

Я много путешествовала по Европе до закрытия границ и всегда посещала столичные соборы, они вызывали мой живой интерес в связи со своим возрастом. На самом деле когда речь идет о соборе построенном в XII-XVII веках нужно сразу задаваться вопросом — какая именно часть настоящего здания относится к столь отдаленному от нас времени. Во многих случаях речь идет  даже в официальных версиях о 20-30% объема здания.

Пантеон в Риме, а ныне церковь Святой Марии и мучеников — древнее здание из кирпича и бетона, вызывающее больше всего вопросов к себе в плане официально установленного возраста. Считается, что его построили в 120 году нашей эры, а все строительные институты мира учат своих студентов, что кирпичное здание живет максимум 600 лет.

Собор Святого Вита в Праге — о том, как маскировали христианскими святыми поклонение предкам,  о чудесной мозаике на внешней стене, которой якобы более 600 лет, о соборе, который достроили  более чем на 50% в XIX веке и эта история не единична.

Церковь Матьяша в Будапеште, главный собор Буды в прошлом, отметила своё тысячелетие на основании, что сохранились летописные упоминания, указывающие на столь почтенный возраст. Настоящее здание было основательно перестроено в конце XIX века. Есть фото до перестройки.

Как по вашему исходя из всего вышесказанного можно ли назвать Кёльнский собор готическим и средневековым? На мой взгляд все таки собор неоготический, слишком мутная история связана с потерей всей документации, а потом с чудесным обретением всего нескольких чертежей, что впрочем не умоляет достоинств Кёльнского собора в качестве памятника архитектуры.

Вне зависимости от сроков постройки Кёльнский собор — грандиозное сооружение, достойное всяческого внимания. А коллектив строителей и реставраторов даже хотят занести в список нематериального культурного наследия человечества за кропотливую работу по поддержанию памятника архитектуры в надлежащем состоянии.

Порт Райнаухафен


Порт Райнаухафен.

Не знаете, что посмотреть в Кельне кроме его знаменитого на весь мир собора? Тогда отправляйтесь в Райнаухафен, расположенный к югу от Старого города. Поверьте, вы не пожалеете. Там два километра левого берега Рейна были превращены в новый район, где правит бал архитектурное творчество и процветает искусство.

Райнаухафен – это название торгового порта, который раньше занимал здесь берег реки. В 1990-х годов порт был превращен в комплекс жилых зданий, офисных и развлекательных сооружений со своей прогулочной набережной.

Старые краны и береговая индустрия уступили место новым амбициозным архитектурным достопримечательностям. Самые смелые из новостроек – отмеченные всевозможными наградами и премиями 60-метровые здания, верхние этажи которых расположены под углом 90° по отношению к нижним и нависают над водой. За свою схожесть с огромными башенными кранами они получили название Кранхаусы.

Некоторые из примечательных исторических сооружений были перепрофилированы. Например, здание зернохранилища Зибенгебирге, известное своими острыми фронтонами, переоборудовано под офисы и квартиры. На набережной Рейна есть множество мест, где можно перекусить или выпить.

Адрес: Rheinauhafen, Rheinauhafen, 50678 Köln, Германия.

Легенды о Кёльнском соборе

Как и всякая подобная величина, Кёльнский собор буквально пропитан легендой. Говорят, что главный архитектор, Герхард фон Риле, создавая чертежи будущего собора, настолько запутался и потерялся в собственных записях и рисунках, что воссоздать единый проект совершенно не представлялось возможным. Отчаявшись в собственном бессилии, он нашел едино верное решение — попросить помощи у самого дьявола. Сатана себя ждать не заставил, и за оказанную услугу затребовал душу архитектора, как плату: в назначенный час, когда пропоет первый петух, сделка должна была быть заключенной — архитектор получит готовые чертежи и взамен отдаст свою душу. Далее разные источники дают разное развитие событий : кто-то говорит, что совершить сделку помешала жена архитектора, подслушавшая разговор , кто-то считает, что сам архитектор обманом нарушил сделку. В любом случае, исход легенды одинаковый — сатана, подаривший чертеж Кёльнского собора и не заполучивший желанной души, в ответ на обман пообещал, что в день, когда работа над собором завершится, в момент когда будет возложен последний камень, наступит Конец света.

Судить легенду сложно, также как выбирать или отрицать веру в неё — но на сегодняшний день работы в Кёльнском соборе все еще продолжаются; храм будто живой, постоянно меняется, движется и дышит. И посмотрев на него со стороны, не слишком охотно верится, что это дело человеческой мысли и человеческих рук — уж слишком собор таинственный, слишком своенравный и внушающий. Да только кто к нему приложил свою руку, Бог или дьявол, решить нужно самостоятельно, ибо подлинного не известно.

Фонтан гномов

Heinzelmännchenbrunnen – популярный туристический объект. Многие туристы считают, что сфотографировались на фоне скульптурной иллюстрации к «Белоснежке и семи гномам». На самом деле композиция фонтана изображает сюжеты стихотворения «Кёльнские гномы», написанного в 1836 г. прусским поэтом и художником Августом Копишем. Это стихотворение изучается в немецких школах, поэтому оно хорошо знакомо местным жителям.

«Кёльнские гномы» повествуют о добрых маленьких человечках, по ночам доделывавших за кёльнцев всю начатую днём работу. Условием бескорыстной помощи гномы поставили запрет на их ночное наблюдение. Его нарушила не в меру любопытная жена портного, которая не только ночью спустилась в подвал с зажжённым фонарём, но и рассыпала по ступенькам зёрна гороха с тем, чтобы рассмотреть поскользнувшихся на них гномов. Этот момент изображён в центральной части композиции.

После этого случая гномы, к огромному сожалению горожан, покинули город. По бокам фонтана можно видеть прежние времена, когда они трудились в домах людей разных профессий.

Heinzelmännchenbrunnen – популярный туристический объект

Адрес: Am Hof, рядом с домами №№ 12-18. Проход: от Кёльнского собора пересечь площадь Roncalliplatz и повернуть направо по улице Am Hof.

Кёльнский собор в 21-м веке

Кёльнский собор сейчас является не только архитектурной достопримечательностью, но и местом, где хранятся одни из главных святынь христианства. Вышеупомянутая рака с мощами трех Волхвов, многочисленные захоронения архиепископов, восстановленная Миланская мадонна — лишь малая часть бесценных сокровищ Кёльнского собора. Самые главные святыни, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте, выставлены в сокровищнице, построенной на основании здания.

Вид на собор с востока

Она носит название «палата Святынь». Все ценные христианские реликвии – посох Святого Петра, ларь трех Волхвов, дароносица Святого Петра, жезлы и мечи, выполненные из драгоценных металлов и инкрустированные драгоценными камнями, находятся под пуленепробиваемыми стеклами и подсвечены специальными прожекторами. Кроме этого, сокровищница Кёльнского собора славится огромной коллекцией древних рукописей, в которых рассказывается о многочисленных подвигах святых. В Кёльнском соборе также можно увидеть экспонаты, датируемые 500-м годом нашей эры. В нем выставлены предметы, изготовленные из золота, серебра, рубинов, алмазов и мрамора, найденные в «могиле женщины и мальчика».

Особый интерес вызывает у гостей Кёльнского собора Крест Геро, выполненный из дуба. Это было одно из первых распятий во всем Старом Свете. Сделать двухметровый крест из крепкого «вечного» дерева решил архиепископ Геро, который возвратился в 976-м году из Византии. К этому кресту ежедневно приходит огромное количество верующих, чтобы вознести свои молитвы Спасителю. Популярность этого священного экспоната вовсе не в размерах распятия, а в том, как изображен на кресте Иисус Христос.

Фрагмент крыши

По мнению современных специалистов, настолько детально воспроизвести тело человека в те далекие времена было практически невозможно. Иисус Христос изображен на распятии в тот момент, когда его тело умирает, с предельной точностью воспроизведены все мускулы, выпирающие кости и даже сухожилия. Об анатомическом строении человека в первом тысячелетии еще мало кто знал. Это еще одна из многочисленных загадок, которые хранит в себе Кёльнский собор.

Увы, не хватит и сотни материалов, чтобы описать всю прелесть архитектурного сооружения, перечислить все его сокровища и святыни. Большинство туристов, побывавших в Кёльнском соборе, говорит о том, что из храма не хочется уходить, а для того чтобы хотя бы частично ознакомиться с его внутренним убранством, потребуется не меньше недели. Еще больше нужно времени, чтобы прочувствовать ту атмосферу, которой пропитано все даже за пределами здания. Не секрет, что любой человек, оказавшись внутри Кёльнского собора, испытывает чувство благоговения, заставляющее его замирать перед всем тем великолепием, которым славится третий по величине храм на нашей планете.

Фрагмент витража собора

Кёльнский собор и сейчас строится, во многих помещениях идет реставрация, поэтому говорить о конце света, в наши дни рано. К слову, в некоторых источниках говорится о том, что когда достроится собор, наступит не конец света, а в небытие канет Кёльн. Наверное, римско-католическая церковь и многочисленные строительные компании, не торопятся проверять правдивость легенды, связанной с Кёльнским собором и его первым архитектором Герхардом.

Письменное упоминание о закладке собора

В Кёльнской королевской хронике приводятся сведения о закладке нового
собора в 1248 году:

Кёльнский собор (нажмите на фото
для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото
для увеличения)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кёльнский_собор

Фотогалерея

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации