Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Краткая история республики чувашия

Традиционная одежда

Традиционная одежда чувашей отличалась национальным своеобразием.

Основу женского костюма составляла туникообразная рубашка (кепе), у верховых и средненизовых чувашей – из тонкого белого домотканого полотна с вышивкой: низовые чуваши до середины XIX – начала XX в. носили белые расклешённые книзу рубахи, позднее – из пестряди с оборками. Их надевали с передником и нагрудником (кроме низовых чувашей), украшенным вышивкой и аппликацией.

Мужчины носили белую холщовую рубаху и штаны (йем). Верхняя одежда – холщовый кафтан (шубёр), осенью – поддёвка из сукна (сахман), зимой – приталенная шуба из овчины (керек).

Летние головные уборы мужчин – войлочные чёрные или белые шляпы (ялкас), зимой – шапки (челек) с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом; женщины носили льняные и посконные платки, полотенчатые покрывала, концы которых обшивались тесьмой.

Праздничные женские головные уборы – шлемовидная шапочка (тухья), шапка в виде усечённого конуса (хушпу).

Женский костюм дополняли разнообразные украшения из серебряных и медных монет, бисера, кумача, тесьмы (нагрудники, перевязи, перстни и т. д.).

Традиционная обувь чувашей – лыковые лапти (чапата) с онучами или чулками, кожаные сапоги.

Семейный уклад

Главное богатство чувашей — семейные отношения и почитание старших. Традиционно в семье одновременно жили три поколения, за пожилыми трепетно ухаживали, а те, в свою очередь, воспитывали внуков. Фольклор пронизан песнями, посвященными любви к родителям, их в нем даже больше, чем обычных любовных песен. Несмотря на равенство полов, мать, «апи», для чувашей священна. Ее имя не упоминается в бранных или пошлых разговорах, насмешках, даже если человека хотят обидеть. Считается, что ее слово целительно, а проклятие — самое страшное, что может случиться. Красноречиво об отношении к матери свидетельствует чувашская пословица: ««Каждый день угощай мать блинами, выпеченными на собственной ладони, — все равно не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».

Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот. Детей балуют, но не забывают с ранних лет прививать трудолюбие и умение считать деньги. Учат их и тому, что главное в человеке — кăмăл, то есть душевная красота, внутренняя духовная сущность, которую можно разглядеть абсолютно в каждом. До повсеместного распространения христианства было разрешено многоженство, практиковались традиции сорората и левирата. Это значит, что после смерти супруга жена должна была выйти замуж за брата мужа. Сорорат же позволял мужу последовательно или единовременно брать в супруги одну или нескольких сестер жены. До сих пор сохраняется традиция минората, то есть передачи наследства младшему по возрасту в семье. В связи с этим младший из детей зачастую остается на всю жизнь в доме родителей, ухаживает за ними и помогает по хозяйству.

Советский Союз

В 19 — начале 20 вв. В чувашской интеллигенции начали расти национальные чувства . Они связаны с другими движениями меньшинств, выступающих за независимость, в Среднем Поволжье. Марксистская идеология завоевала популярность среди беднейших крестьян и промышленных рабочих. 15 мая 1917 года чуваши присоединились к Идель-Уральскому движению, а в декабре 1917 года присоединились к недолговечному Идель-Уральскому государству , когда было достигнуто соглашение с представителями татар о проведении восточной границы Чувашии по реке Свияга .

Чуваши пообещали уважать религию исламских татар и предоставить им местную и культурную автономию в Лиге Идель-Уральских государств. Южная граница с мордвами проходила по реке Сура , при этом равные права гарантировались чувашам, проживающим к западу от Суры. На юге граница проходила по рекам Барыш , Большая Акла и Цильная между Сурой и Свиягой. На севере, был спор с представителями мари -populated Tsykma (Козьмодемьянск) и других областях , в Чувашии.

В 1918–1919 годах эта территория охватила гражданская война в России. Это закончилось победой большевиков , которые в основном были этническими русскими , при мощной поддержке войск Нижнего Новгорода. Местных чувашских политиков, борющихся за независимость, казнили большевики.

Чтобы заручиться поддержкой местного населения, Ленин приказал создать Чувашское государство в составе РСФСР . 24 июня 1920 года была образована Чувашская автономная область , преобразованная в апреле 1925 года в Чувашскую АССР .

Коммунистическая кампания 1930–1931 годов против сословия богатых кулацких крестьян, приведшая к их депортации в лагеря ГУЛАГ и уничтожению самостоятельных крестьянских хозяйств, сильно ударила по сельскохозяйственному производству Чувашской АССР. Большая чистка в 1936-1938 годах нанесли большой удар по интеллигенции Чувашии; многие были расстреляны или отправлены в лагеря. Большинство местных чувашских учителей были расстреляны , что затрудняло обучение чувашскому языку, поскольку русские не знали этого языка. Этнические русские сохранили контроль над территорией, и русификация чувашей и марийцев усилилась.

С 1930 по 1940 год начался переход от сельского хозяйства к промышленности. К 1940 году , Чувашская АССР производится 35.000.000 кВтч электроэнергии, 848000 м 2 сырой древесины, 369,000 м 2 пиломатериалов, 40 000 м хлопчатобумажную ткань, 200000 пар чулочно — носочных изделий, 184000 пар кожаной обуви, и 600 тонн жиров животного происхождения.

Распоряжением ЦК КПСС от 28 мая 1940 года 20 тысяч колхозных крестьянских семей белорусского, чувашского, мордовского и татарского происхождения были переведены в «Новые районы Ленинградской области и Карельскую АССР ». недавно побежден в советско-финской войне . В 1941 году последовали еще 20 000 семей, в каждой семье в среднем по пять человек. Лаврентий Берия даже предлагал переселить все чувашское население из Чувашии в Карелию, чтобы сформировать пояс безопасности населения «против финских фашистов».

В годы Великой Отечественной войны и в период послевоенной индустриализации все больше и больше россиян переезжали в расширяющиеся города Чувашии. Сельское население оставалось преимущественно сельскохозяйственно ориентированными чувашами и курук-марийцами. На юге республики русские и представители других меньшинств, например, украинцы, переехали работать во вновь созданный Чувашский лесопромышленный комбинат .

В 1964 году в Чувашской АССР было произведено 350 миллионов кВтч электроэнергии, 1 073 000 м 2 древесины, 760 000 м 2 пиломатериалов, 113 100 000 м хлопчатобумажных тканей, 28 800 000 пар чулочно-носочных изделий, 1 800 000 пар кожаной обуви и 3 200 тонн животных жиров.

На 1 января 1966 года население Чувашской АССР составляло 1 178 000 человек.

В 1990 году республика была переименована в Чувашскую Советскую Социалистическую Республику.

Религиозные предпочтения

Уникальна культура этого народа. До сих пор в обрядах прослеживаются элементы Также на стиль повлияло тесное общение с ираноязычными соседями (скифами, сарматами, аланами). Не только быт и хозяйство, но и манеру одеваться перенимали чуваши. Внешность, особенности костюма, характер и даже религия их получены от соседей. Так, еще до присоединения к Российскому государству эти люди были язычниками. Верховного бога звали Тура. Позже в колонию начали проникать другие веры, в частности христианство и ислам. Поклонялись Иисусу те, кто обитал на землях республики. Аллах стал главой тех, кто жил за пределами области. В ходе событий носители мусульманства отатарились. Все же на сегодняшний день большая часть представителей этого народа исповедует православие. Но дух язычества до сих пор ощущается.

Будущее в прошлом

В современных условиях урбанизации традиции в деревнях исчезают. Вместе с этим мир теряет самостоятельную культуру, уникальные знания. Тем не менее правительство России нацелено на то, чтобы максимально заинтересовать современников прошлым разных народов. Не исключение и чуваши. Внешность, особенности быта, колорит, обряды — все это очень интересно. Чтобы показать молодому поколению культуру народа, проводят импровизированные вечера студенты университетов республики. Говорят и поют молодые люди при этом на чувашском языке.

Проживают чуваши на Украине, в Казахстане, в Узбекистане, поэтому успешно прорывается их культура в мир. Представители народа поддерживают друг друга.

Недавно на чувашский язык была переведена главная книга христиан — Библия. Процветает литература. Орнаменты и одежда этноса вдохновляют известных дизайнеров на создание новых стилей.

До сих пор есть села, где еще живут по законам племени чуваши. Внешность мужчины и женщины в таких поседениях традиционно народная. Великое прошлое сохраняется и почитается во многих семьях.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Чуваши относятся к тюркоязычным народам,
хотя в формировании нации участвовали
и другие. Древние предки чувашей были
кочевниками. Они прошли путь от Великой
Китайской стены до Приазовья. В болгарском
кинофильме «Хан Аспарух» показано,
как под натиском хазар произошел распад
Приазовской Болгарии (VII в). Одна группа
во главе с ханом Аспарухом (аспарум,
совет дающий) переправилась через Дунай
и образовала свое государство, которое
просуществовало немногим более двух
веков, а затем растворилась в массе
славян.

Другая группа отошла к Кавказским горам.
Она сохранилась до наших дней и составила
основу балкарской народности.

Третья группа, видимо, более многочисленная,
перекочевала на Среднюю Волгу. Здесь
она, как государство и национальное
формирование, просуществовала до
монгольского нашествия (1236 г). Столицей
государства был город Великий Булгар,
по тем временам крупный культурный
центр. Булгары и сувары (чуваши) являлись
основными населявшими его этническими
группами. А те чуваши, которые живут в
наше время — в Татарии, Башкирии, других
регионах страны, являются переселенцами
позднего времени, уже после принятия
христианства.

Чуваши — практически единоязычный народ
по литературному языку, хотя наличествуют
два диалекта: виръял — у верховых и анатри
— у низовых чувашей. Благодаря единому
литературному языку не было надобности
издания книг и периодической печати на
названных диалектах, как у мордвы — эрзя
и мокша.

После Октябрьской революции чувашская
нация вступает в пору своего интенсивного
развития, что проявляется в формировании
рабочего класса и национальной
интеллигенции. Ныне в годы перестройки
этот процесс заметно активизировался.
В Чувашии, в отличие от других регионов
страны, нет проявлений национального
экстремизма, межнациональной розни.
Видимо, сказались давние традиции
дружного совместного проживания русских,
чувашей, татар. Чуваши всегда были
восприимчивы ко всему русскому как к
своему кровному, родному. Уважение к
русскому соседу всегда являлось
замечательной национальной чертой
чувашей. И это спасло республику от
распрей на национальной почве.

Где живут

Более половины представителей чувашской народности — 67,7%, проживает на территории Чувашской Республики. Она является субъектом Российской Федерации и располагается на территории Приволжского федерального округа. Республика граничит с Ульяновской и Нижегородской областями, Татарстаном, Мордовией и Республикой Марий Эл. Столица Чувашской Республики — город Чебоксары.

 

За пределами Республики чуваши живут преимущественно в соседних регионах и в Сибири, незначительная часть — за пределами РФ. Одна из наиболее крупных чувашских диаспор на Украине — порядка 10 тысяч человек. Кроме того, представители народности проживают в Узбекистане и Казахстане.
На территории Республики Чувашия выделяется три этнографических группы. Среди них:

Верховые чуваши. Проживают в северо-западной части региона, имеют местные названия тури́ или вирья́л.
Средненизовые чуваши. Их локация — северо-восток Республики, диалектное наименование ана́т енчи́.
Низовые чуваши. Живут в южной части региона, на чувашском языке имеют название анатри́.

Внешность и народный костюм

Внешний европеоидный тип с некоторыми чертами монголоидной расы чувашей мало чем отличим от жителей средней полосы России. Общими чертами лица считаются прямой аккуратный нос с низкой переносицей, округлое лицо с выраженными скулами и небольшим ртом. Цветотип варьируется от светлоглазого и русого, до темноволосого и кареглазого. Рост большинства чувашей не превышает средней отметки.

Национальный костюм в целом похож на одежду народов средней полосы. Основу женского наряда составляет вышитая рубаха, дополняемая халатом, передником и поясами. Обязателен головной убор (тухья или хушпу) и украшения, щедро украшенные монетами. Мужской костюм был максимально прост и состоял из рубахи, штанов и пояса. Обувью служили онучи, лапти и сапоги. Классическая чувашская вышивка представляет собой геометрический узор и символическое изображение древа жизни.

Национальный состав

Наименьшая доля русских после Кавказа и Тывы.


Этническая карта Чувашии

1939 чел. % 1959 чел. % 1989 чел. % 2002 чел. %от всего %от указав-ших нацио-наль-ность 2010 чел. %от всего %от указав-ших нацио-наль-ность
всего 1076810 100,00 % 1097859 100,00 % 1338023 100,00 % 1313754 100,00 % 1251619 100,00 %
Чуваши 777202 72,18 % 770351 70,17 % 906922 67,78 % 889268 67,69 % 67,87 % 814750 65,10 % 67,70 %
Русские 241386 22,42 % 263692 24,02 % 357120 26,69 % 348515 26,53 % 26,60 % 323274 25,83 % 26,86 %
Татары 29007 2,69 % 31357 2,86 % 35689 2,67 % 36379 2,77 % 2,78 % 34214 2,73 % 2,84 %
Мордва 22512 2,09 % 23863 2,17 % 18686 1,40 % 15993 1,22 % 1,22 % 13014 1,04 % 1,08 %
Украинцы 3629 0,34 % 3837 0,35 % 7302 0,55 % 6422 0,49 % 0,49 % 4707 0,38 % 0,39 %
Марийцы 397 0,04 % 755 0,07 % 3799 0,28 % 3542 0,27 % 0,27 % 3648 0,29 % 0,30 %
Белорусы 648 0,06 % 1113 0,10 % 2198 0,16 % 1881 0,14 % 0,14 % 1417 0,11 % 0,12 %
Армяне 108 0,01 % 142 318 0,02 % 1261 0,10 % 0,10 % 1290 0,10 % 0,11 %
Азербайджанцы 41 0,00 % 181 422 0,03 % 857 0,07 % 0,07 % 891 0,07 % 0,07 %
Таджики 9 0,00 % 135 0,01 % 383 0,03 % 0,03 % 644 0,05 % 0,05 %
Цыгане 42 0,00 % 58 0,01 % 452 0,03 % 701 0,05 % 0,05 % 602 0,05 % 0,05 %
Узбеки 47 0,00 % 129 210 0,02 % 356 0,03 % 0,03 % 565 0,05 % 0,05 %
Молдаване 15 0,00 % 68 0,01 % 250 0,02 % 359 0,03 % 0,03 % 461 0,04 % 0,04 %
Немцы 322 0,03 % 291 0,03 % 376 0,03 % 520 0,04 % 0,04 % 404 0,03 % 0,03 %
Удмурты 66 0,01 % 76 0,01 % 558 0,04 % 453 0,03 % 0,03 % 332 0,03 % 0,03 %
Евреи 545 0,05 % 1003 0,09 % 690 0,05 % 393 0,03 % 0,03 % 317 0,03 % 0,03 %
Башкиры 53 0,00 % 280 0,02 % 318 0,02 % 0,02 % 295 0,02 % 0,02 %
Грузины 100 0,01 % 108 0,01 % 151 0,01 % 405 0,03 % 0,03 % 240 0,02 % 0,02 %
Казахи 84 0,01 % 67 0,01 % 194 0,01 % 240 0,02 % 0,02 % 190 0,02 % 0,02 %
Греки 16 0,00 % 199 0,01 % 200 0,02 % 0,02 % 166 0,01 % 0,01 %
другие 513 0,05 % 752 0,07 % 2061 0,15 % 1854 0,14 % 0,14 % 2129 0,17 % 0,18 %
указали национальность 1076742 99,99 % 1097843 100,00 % 1338012 100,00 % 1310300 99,74 % 100,00 % 1203550 96,16 % 100,00 %
не указали национальность 68 0,01 % 16 0,00 % 11 0,00 % 3454 0,26 % 48069 3,84 %

Татары

Основная статья: Расселение татар в России

Татары компактно проживают в Батыревском, Комсомольском, Шемуршинском и Яльчикском районах. В Чувашии 24 татарских, 5 смешанных населённых пунктов. Имеется 19 школ с преподаванием татарского языка, 24 мечети (на ). Работают Всетатарский общественный центр Чувашии (Чебоксары, с ), Татарский общественно-культурный центр Чувашии (с. Шыгырдан Батыревского района, с ). Издаётся газета «Вакыт (газета Чувашии)» (с ). Выступают Татарский народный театр (д. Полевые Бикшики Батыревского района, с ), фольклорно-эстрадный ансамбль «Мишар» (с. Урмаево Комсомольского района).

Население

Этническая карта Чувашии

Основная статья: Население Чувашии

Численность населения республики по данным Росстата составляет 1 231 117 чел. (2018). Плотность населения — 67,12 чел./км² (2018). Городское население — 62,46 % (2018).

Этнический состав

По данным переписи 2002 года, на территории республики проживали представители 106 народов, численность чувашей более двух третей, русских — более четверти:

Национальность 2010 год тыс. чел.
чуваши 667,7 (74,7 %) 777,2 (72,2 %) 770,4 (73,0 %) 856,2 (70,0 %) 887,7 (68,4 %) 906,9 (67,8 %) 889,3 (67,7 %) 814,8 (67,7 %)
русские 178,9 (20,0 %) 241,4 (22,4 %) 263,7 (24,0 %) 299,2 (24,5 %) 338,2 (26,0 %) 357,1 (26,7 %) 348,5 (26,5 %) 323,3 (26,9 %)
татары 22,6 (2,5 %) 29,0 (2,7 %) 31,4 (2,9 %) 36,2 (3,0 %) 37,6 (2,9 %) 35,7 (2,7 %) 36,4 (2,8 %) 34,2 (2,8 %)
мордва 24,0 (2,7 %) 22,5 (2,1 %) 23,9 (2,2 %) 21,0 (1,7 %) 20,3 (1,6 %) 18,7 (1,4 %) 16,0 (1,2 %) 13,0 (1,1 %)

Национальный состав населения Чувашии, согласно переписи 2002 года, распределён таким образом:

Самоидентификация Численность (чел.) Процентное соотношение
Чуваши 889 268 67,69 %
Русские 348 543 26,53 %
Татары 36 401 2,77 %
Мордва 16 383 1,25 %
Украинцы 6 422 0,49 %
Марийцы 3 600 0,27 %
Белорусы 1 881 0,14 %
Армяне 1 261 0,14 %
Азербайджанцы 857 0,07 %
Цыгане 751 0,06 %
Немцы 520 0,05 %

Ощущения

12 недель беременности (фото женщин этого периода опубликованы в статье) приносят с собой и приятные моменты. Многие симптомы, которые огорчали в первые недели, проходят: утренние недомогания, усталость, тошнота, уменьшается чувствительность и болезненность сосков.

Что беспокоит женщину в этот период:

  • Усиленное обоняние. На этом промежутке беременности женщины остро различают запахи, и многие их раздражают. Чтобы избавиться от них, следует чаще нюхать лимон, он также может подавить чувство тошноты.
  • Снижается частота позывов мочеиспускания за счёт того, что матка постепенно поднимается и перестает давить на мочевой пузырь. Если в первые недели эти симптомы были настолько часты, что не позволяли надолго выходить из дома, то теперь они становятся реже. Но это не значит, что можно долго удерживать процесс мочеиспускания, это вредно для ребёнка.
  • В течение первого триместра тело женщины работало с большой отдачей, выстраивая плаценту, что поглощало немало энергии. Поэтому будущая мама до сих пор ощущает усталость, недомогание, сонливость. Но постепенно эти ощущения проходят.
  • Вздутие живота, газообразование всё ещё беспокоят женщину, но в меньшей мере, и часто они зависят от того, что она ест. Из-за повышенного уровня прогестерона возможна частая изжога.
  • Пониженное либидо в первые недели беременности ещё не полностью восстановилось, поэтому сексуальное влечение ограниченно. У всех женщин это выражается по-разному, всё зависит от количества гормонов, вырабатываемых женским организмом.

Чувашская или русская фамилия?

У чувашей и русских основная часть фамилий образована окончанием « -ов» или «-ова» для женщин. Это словообразование принято у предков чувашей – болгар. После включения территории волжских булгар в состав Российского государства произошло взаимное обогащение культур разных народов. Многие русские высокопоставленные чины приходили на службу в Чувашию, принимая традиции этого края. В свою очередь, чуваши становились христианами, меняли на российский лад имена и чувашские фамилии. Список фамилий, с общими образованиями для русских и для чувашей, как и для болгар, на 70% состоит из фамилий на «-ов» и «-ев». Они образовались, в основном, от имен отцов или от рода занятий. Значительную часть составляют также фамилии с окончаниями «- н» или «-яйкин». Чувашским именам свойственно употребление ласкательно-уменшительного склонения. Отсюда Мишайкины, Ванюткины, Колюнины. Абаськины, Чиндяйкины, Самардейкины – также из чувашских районов.

История появления

Первое упоминание названия чуваши появляется в XVI веке. Однако многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чувашский народ является прямым потомком жителей древнего государства Волжская Болгария, существовавшего на территории средней Волги в период с X по XIII вв. Так же ученые находят следы чувашской культуры, датируемые началом нашей эры, на побережье Черного моря и в предгорьях Кавказа.

Полученные данные свидетельствуют о перемещении предков чувашей в период Великого переселения народов на занимаемую на тот момент финно-угорскими племенами территорию Поволжья. Письменные источники не сохранили сведения о дате появления первого булгарского государственного образования. Наиболее ранние упоминания о существовании Великой Булгарии датируются 632 г. В VII веке после распада государства часть племен двинулась на северо-восток, где вскоре обосновалась близ Камы и средней Волги. В X веке Волжская Болгария, была довольно сильным государством, точные границы которого неизвестны. Население составляло, по меньшей мере, 1-1,5 млн. человек и представляло собой многонациональную смесь, где наряду с болгарами также жили славяне, марийцы, мордва, армяне и многие другие народности.

Болгарские племена характеризуются в первую очередь как мирные кочевники и земледельцы, но в течение своей почти четырехсотлетней истории им приходилось периодически сталкиваться в конфликтах с войсками славян, племенами хазар и монголов. В 1236 году монгольское нашествие полностью разрушило болгарское государство. Позднее народы чувашей и татар смогли частично восстановиться, образовав Казанское ханство. Окончательное включение в состав русских земель произошло в результате похода Ивана Грозного 1552 года. Находясь в фактическом подчинении татарской Казани, а затем и Руси, чуваши смогли сохранить свою этническую обособленность, уникальный язык и обычаи. В период с XVI по XVII века чуваши, будучи преимущественно крестьянами, участвовали в народных восстаниях охвативших Российскую Империю. В XX веке земли, занимаемые этим народом получили автономию и в виде республики вошли в состав РСФСР.

Библиография

  • Хамидуллин Б. Л. Хазары и их вассалы глазами современников. — Казань: Слово, 2014. — 280 с. — 500 экз. ISBN 978-5-98356-226-4
  • Никольский Н. В. Собрание сочинений. — В 4 т. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2007—2010.
  • Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003. — 463 с.
  • Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002. 400 с. илл.
  • Николаев В. В. История предков чувашей. XXX в. до н. э. — XV в. н. э. — Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова, 2005. — 408 с., иллюстрации — 64 с.
  • Николаев В. В. Генеалогия чувашского народа. — Чебоксары: Чебоксарская типография № 1, 2004. С. 4.
  • Чуваши: история и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; под ред. В. П. Иванова. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009.
  • Чуваши // Башкортостан (Атлас). — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 5-287-00450-8.
  • Чуваши // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Хамидуллин Булат, Мухамадеев Алмаз. Обычаи и право Волжской Булгарии. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2013.

В Викисловаре есть статья «чуваш»

Расселение чувашей в России

Основная статья: Расселение чувашей в России

Ареал расселения чувашей в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.


Доля чувашей по субъектам России (перепись населения 2010)

По результатам переписи 2002 года в Российской Федерации насчитывалось 1 637 200 чувашей; 889 268 из них живут в самой Чувашской Республике, составляя 67,69 % населения республики. Они живут также в Татарстане, в Башкортостане, Самарской, Ульяновской областях, а также в Москве, Саратовской, Тюменской, Ростовской, Волгоградской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской, Читинской, Оренбургской, Московской, Ярославской, Пензенской, Ивановской областях России, Красноярском и Пермском краях и других регионах.

По результатам всероссийской переписи населения (2010) в период с 2002 по 2010 г. в Российской Федерации численность чувашей уменьшилась до 1435872 чел. — почти на 202 тыс.чел. (на 14 %), в том числе в ЧР на 75 тыс. чел., то есть понизилась до уровня 1955 года.

Структура администрации муниципального образования утверждена решением Думы Невьянского городского округа от 29.05.2018 № 52.

Костюмы

Внешность чувашей ассоциируется с их традиционными типами одежды. Женщины носили вышитые узорами туники. Низовые чувашки с начала XX века облачались в пестрые рубахи со сборками из разных тканей. Спереди был вышитый передник. Из украшений девушки анатари носили тевет — обшитую монетами полоску ткани. На голове носили специальные шапочки, по форме похожие на шлем.

Мужские штаны назывались йем. В холодное время года чуваши носили портянки. Из обуви традиционными считались сапоги из кожи. Существовали специальные наряды, одеваемые на праздники.

Женщины украшали одежду бисером, носили перстни. Из обуви также часто использовались лыковые лапти.

Культура и быт чувашского народа

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.

Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор — тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан — шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман — поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы — кёрёки.

Примечания

  1. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  2. David Lewis. After Atheism. — Routledge, 2013. — С. 47. — ISBN 9781136825576.
  3. Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1912. — Т. II. — С. 248. — 320 с.
  4. ↑ Вернадский Г. В. Древняя Русь, VI. Хазаро-булгарский период (650-737 гг.), 3. Волжские булгары, 1943 г.
  5. ↑ Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973 гг.
  6. ↑ Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен, ч.I, глава 22, п.18, год выпуска: 1768-1848 гг.
  7. ↑ Смирнов И. Н. О влиянии волжских болгар на черемис // Смирнов И. Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. — Казань: Типография Императорского университета, 1889. — С. 19—24.
  8. ↑ И. Н. Смирнов. гл. Чуваши, Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
  9. ↑ Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. — Казань, 1902.
  10. ↑ Дыбо A. B. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков. — М.: Академия, 2004.
  11. ↑ Мудрак О. А. Классификация тюркских языков и диалектов с помощью методов глоттохронологии на основе вопросов по морфологии и исторической фонетике. (Серия «Orientalia и Classica». Вып.23) М., РГГУ. 2009. 186 стр.
  12. ↑ Мудрак О. А. Заметки о языке и культуре дунайских булгар. // Аспекты компаративистики. Вып.1. М., РГГУ. 2005. С.83-106.
  13. ↑ Мудрак О. А. Аварская надпись на сосуде клада Надь-Сент-Миклош // Orientalia et Classica, Аспекты компаративистики — М.: Изд. РГГУ, 2005. Вып. VI. — С.81—103.
  14. Алексеева Т. И. Антропологический тип населения Чувашии // КСИЭ. XXIII. М., 1955. С. 97—100.
  15. Чуваши: этническая история и традиционная культура Иванов В. П., Николаев В. В., Димитриев В. Д. 1. Прародина Чувашей.
  16. Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. — С. 5.
  17. Мудрак О.А. Классификация тюркских языков и диалектов : (с помощью методов глоттохронологии на основе вопросов по морфологии и исторической фонетике). М. : РГГУ, 2009. 191 с. (Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Вып. XXIII).
  18. ↑ Мессарош Д. Памятники старой чувашской веры. / Пер. с венг. — Чебоксары, 2000.
  19. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI—XIX вв. § 26. Земледелие: система, культуры, орудия труда (Елена Енькка)
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации