Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Государственный исторический музей в москве

Описание экспозиции

Залы и интерьеры музея напоминают царский дворец. Богатая коллекция музея, экспонаты которой в хронологическом порядке рассказывают посетителям историю становления российского государства, размещена в 39 отдельных комнатах. Начинается обход экспозиции со 2 этажа.

С 7 зала начинается демонстрация предметов следующей крупной эпохи в истории человечества – Средневековья. Этот период разместился в 15 палатах, начиная с эпохи великого переселения народов и заканчивая историей Российского государства XVI – XVII вв. Здесь посетители увидят рыцарские доспехи времен Александра Невского и одну из самых дорогих реликвий Православной церкви – икону «Казанской Богоматери».

В залах 22 – 30 открывается историческая экспозиция Российской Империи XVIII – XIX вв., начиная с времени правления Петра I и заканчивая историей трагической гибели семьи последнего российского императора Николая II. Здесь выставлены на обозрение такие редчайшие экспонаты, как глобус Петра I и парадный камзол царя. В зале № 25 находится вход в читальный зал, где посетители могут ознакомиться с редчайшими рукописями.


Начало экспозиции знакомит с предметами быта Древней Руси.

Продолжается экспозиция на 3 этаже. Залы 31 – 33 посвящены России XIX – первой половины XX вв., начиная с эпохи перемен и заканчивая историко-культурными инновациями в жизни страны. В остальных комнатах представлены редчайшие экспонаты, не вошедшие в основную коллекцию.

В музее функционирует лекционная аудитория на 700 мест. Здесь организаторы предлагают посетителям послушать лекции дипломированных специалистов в области отечественной истории и культуры.

Исторический музей в Москве — архитектура и убранство

Владимиром Осиповичем Шервудом было разработано нескольких вариантов проекта. Из них был выбран проект здания в псевдорусском стиле, модном в то время, Постройка прекрасно дополнила ансамбль Красной площади. Интерьеры здания напоминают теремной дворец. Стены выложены из красного обожженного кирпича, как и стены находящегося рядом Кремля. Башни постройки напоминают кремлевские. А  декор повторяет мотивы храма Василия Блаженного. Так мастера добились органического вхождения постройки с многочисленными башнями и высокими фигурными кровлями в ансамбль Красной площади. В оформлении фасадов были использованы мотивы убранства памятников русского национального зодчества 16–17 вв. Здание интересно не только снаружи, но и внутри. Его  фасады и интерьеры, внутреннее убранство — росписи потолков и стен, мозаичные полы и решетки, дают наглядное представление об этапах развития России. 
Владимиром Шервудом выполнены проекты интерьеров Парадных Сеней и залов. Для их оформления он предложил использовать фресковую живопись и скульптуру. В оформлении Суздальского зала принял участие архитектор П.С. Бойцов. Оборудование и отделку читального зала выполнил архитектор И.Е. Бондаренко. Над отделкой залов работали также московский архитектор А.П. Попов и художники И.К. Айвазовский и В.М. Васнецов.

Храм Василия Блаженного

  • Адрес – Красная площадь, дом 7.Ближайшие станции метро – «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная»
  • График работы: до 31 мая – 11.00-18.00, ежедневно.
  • 1 июня – 31 августа – 10.00-18.00, ежедневно. 6 июня и 8 августа – санитарные дни.
  • Цена билета – 500 рублей, льготный билет – 150 рублей.

Храм Василия Блаженного (или Покровский собор) в народе иногда зовут «пряничным домиком». И, правда, пожалуй, больше нет храма, который выглядел бы так нарядно и весело. В 2008 году он, вместе с Петергофом и озером Байкал, вошел в список Семи чудес России. Собор построен в 1561 году, но сейчас находится в отличном состоянии. Интересно, что сохранившиеся кирпичи шестнадцатого века стираются медленнее, чем использованные реставраторами.

Храм Василия Блаженного

Комплекс собора состоит из девяти отдельных храмов: Покрова Богородицы (главный), Василия Блаженного, Святой Троицы, Трех Патриархов, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины, Григория Армянского, Александра Свирского и Варлаама Хутынского.Под храмами расположено уникальное подвальное помещение (подклет), впервые обнаруженное только в 1930-е годы. С 2010-го года подвалы открыты для посетителей, там выставлены две ценные иконы 17го века – «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».

В относительно невысоком, но объемном храме легко заблудиться. Так что перед посещением лучше изучить план.

Главные чудеса собора – это, конечно же, фрески шестнадцатого века и невероятные иконостасы,хранящие более четырехсот старинных икон. Но если у вас останутся лишние силы, можно еще посмотреть коллекцию колоколов, небольшое собрание пейзажей и портретов, первые русские печатные книги и оружие времен Ивана Грозного.

Каждое воскресенье и на второй день Пасхальной недели в храме ведутся службы. Служат священники Патриаршего подворья из церквей Зарядья и Китай-города.

Достопримечательности Красной площади

Исторический музей

Первое, что бросается в глаза при подходе к Красной площади – это здание Государственного Исторического музея. Здание возвели в характерном для всего облика Красной площади Москвы древнерусском стиле по проекту В. Шервуда и А. Семенова в 70-е годы XIX в.

Государственный исторический музей

ГИМ, как сокращенно называют этот музей – крупнейший исторический музей в России. Он был открыт по указу Александра II в 1895 г. и к настоящему времени насчитывает свыше 5 миллионов экспонатов. В постоянной экспозиции можно увидеть лишь 0,5% из них: порядка 22000 исторических предметов. Впрочем, чтобы увидеть даже эту малую часть коллекции по залам музея придется пройти не менее 3 км.

ГИМ знакомит посетителей с историей России с древнейших времен до XX в. Самыми ценными экспонатами считаются:

  • найденный на Дону челн III тыс. до н.э.
  • каменный дольмен «Колихо» рубежа III-II тыс. до н.э.
  • бородинский клад, в котором представлены орудия II тыс. до н.э. по качеству отделки равные мечам легендарной Трои.
  • Мстиславово Евангелие, написанное по указу новгородского князя Мстислава примерно в 1117 г.
  • золотая чарка Петра I, выточенная императором собственноручно и подаренная князю М.П. Гагарину.
  • парадная сабля французского императора Наполеона Бонопарта.
  • а также перо, которым Александр II подписал указ об отмене в России крепостного права.

Подробнее с собранием музея можно ознакомиться на официальном сайте.

Нулевой километр

А мы, тем временем идем дальше. Рядом с Воскресенскими воротами, там, где Манежная площадь плавно переходит в Красную, в 1995 г. был установлен символический знак – Нулевой километр автомобильных дорог России. И пусть он не совсем настоящий (настоящий Нулевой километр находится у здания центрального телеграфа Москвы), желания этот золотой пятачок очень даже исполняет.


У Нулевого километра всегда многолюдно, все хотят загадывать желания

Считается, если стать спиной к Воскресенским воротам прямо на золотой пятачок в центре, загадать желание и кинуть монетку через плечо, желание непременно сбудется. Испробовано! Желания сбываются!

Ну а если захотите вернуться в Москву, кидайте монетку в маленькое окошко рядом с Воскресенскими воротами. Кидать далековато, попасть трудновато, но если попали, точно вернетесь. Также испробовано!

Основание Исторического музея

     Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея

Фотография Исторического музея начала ХХ века

      Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет

Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота

      Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады

Западный фасад Исторического музея

      Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.

Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»

      В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов

Декор южного фасада Исторического музея

       Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов

     В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли

С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.

Исторический музей сегодня

Здание Исторического музея

В 2006 г. Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX в. Начало экспозиции на втором этаже – первобытное общество, затем Древняя Русь, раздробленность, борьба с иноземными захватчиками, объединение России, освоение Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

После реконструкции в музее восстановлены исторические интерьеры, разрушенные или испорченные в годы после Октябрьской революции. Музей соответствует всем требованиям наших дней.

В состав Государственного Исторического музея входят также:

  • Покровский собор (храм Василия Блаженного)
  • Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых)
  • Музей Отечественной войны 1812 г.

Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых). В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена – 11 разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII вв. Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом.

Музей Отечественной войны 1812 г. расположен в двухэтажном павильоне, возведённом специально для этой цели под руководством архитектора П.Ю. Андреева во внутреннем дворе между зданием Московской городской думы и палатами Старого Монетного двора.

Сейчас в Историческом музее 39 залов на двух этажах (втором и третьем).

Экспонаты музея

Самые уникальные экспонаты

В огромной коллекции исторического музея хранятся редкие книги. Наиболее ценными из них считают «Изборник Святослава», появившийся в 1073 году. Он состоит из переписок болгарских текстов, которые были сделаны по заказу сына Ярослава Мудрого — князя Святослава.

Кроме того, в музее хранят первую российскую печатную книгу «Апостол», изданную Иваном Федоровым в 1564 году. Редкую книгу украшают кожаный переплет и изящное золоченое тиснение. Примечательно, что для «Апостола» первопечатник использовал бумагу, сделанную во Франции.

В залах музея можно увидеть государственную печать государей Ивана и Петра Романовых и верх шубы их отца — царя Алексея Михайловича. Богатая царская шуба утеплена беличьим мехом и обшита дорогой атласной тканью.

В одном из залов экспонируется письмо на клыке моржа, написанное в конце XVIII века во время экспедиции, организованной по указу Екатерины II. К наиболее ценным экспонатам относят также наградную саблю Наполеона и большой напольный глобус XVII века, привезенный в Россию Петром I.

Интерьеры

Архитекторы уделили большое внимание оформлению интерьеров музея. Все помещения представляют кольцевую анфиладу, и для их отделки применены ценные материалы — каррарский мрамор и дубовые панели, лепнина и позолота

Наиболее богато декорированные залы занимают первый этаж музейного здания. На окнах установлены уникальные переплеты, имитирующие древние слюдяные окошки, залы закрываются сосновыми и дубовыми дверями, а полы украшает живописная мозаика. Настенные и потолочные росписи в музее выполнены талантливыми русскими художниками — Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Иваном Айвазовским и Валентином Серовым.

Вначале посетители попадают в Парадные сени, украшенные генеалогическим деревом российских императоров. На искусно сделанных настенных росписях можно увидеть ростовые портреты князей и царей — от князя Владимира до Александра III.

Залы первого этажа рассказывают о российской истории, начиная с первобытного строя до эпохи правления Петра I. В литерных залах «А», «Б» и «В» экспонируются уникальные золотые изделия разных времен и народов — ювелирные украшения, самородки, предметы церковного искусства, ордена и оружие.

На втором этаже музейного здания выставлены экспонаты, повествующие об истории страны от петровских времен до конца XIX века. Здесь же расположен вход в читальный зал рукописей.

Выставки в музее Отечественной войны 1812 года

Сообщается, что коллекция музея на сегодняшний день насчитывает более двух тысяч экспонатов. Данная коллекция в подробностях описывает течение этой войны и все ее важные события. Кроме того, масштабная ее часть посвящена непосредственно русско-французским отношениям и предпосылкам Отечественной войны. Экспозиция расположена по хронологическому принципу в нескольких залах и поделена тематически.

В общем и целом, музейная коллекция представлена предметами искусства и обихода XIX века, а также редкими коллекциями (например, нумизматическими). Среди наиболее ценных и интересных экспонатов можно выделить серебряный ковчег берестяной грамоты Александра I дворянству, перстни и другие личные вещи участников сражения.

Группа музея на Facebook

Наиболее масштабные вехи Отечественной войны и русско-французских отношений представлены в следующих разделах выставки:

  • «Бородинское сражение»;
  • «Великая армия в древней столице. Московский пожар»;
  • «Изгнание неприятеля из России»;
  • «Память о войне».

Экскурсий в музее Отечественной войны 1812 года также предлагается несколько. Посетители могут выбрать их в зависимости от собственных интересов к той или иной области. В перечень тематических экскурсий входят:

  • «Как Кутузов бил французов». Для детей 8–12 лет, продолжительность — 1,5 часа.
  • «Тяжело в ученье — легко в бою». Для детей 8–12 лет, продолжительность — 1,5 часа.
  • «Гроза 1812 года». Для школьников 11–16 лет, продолжительность — 1,5 часа.
  • «Памятники и реликвии». Для детей старше 11 лет, продолжительность — 1,5 часа.
  • «Муза, опаленная войной». Для учеников средней и старшей школы (8–11 класс). Продолжительность — 1,5 часа.

Shakko

Справочная информация

Если вы москвич или гость столицы, то для похода в Государственный музей выбирайте любой день, кроме вторника – во вторник в музее выходной.

Часы работы

Время работы музея – с 10.00 до 18.00, но касса работает только до 17.30. Отличается от общего графика четверг – в четверг музей работает с 11.00 до 21.00, а касса – до 20.00.

Цена билетов:

  • Стоимость входных билетов начинается от 40 рублей (льготные категории граждан) и доходит до 300 рублей (для взрослых посетителей и иностранных туристов).
  • Школьники и пенсионеры РФ и стран СНГ, а также студенты российских ВУЗов дневной формы обучения смогут попасть в музей, заплатив в кассу 100 рублей.
  • Семейный билет для двоих родителей с одним или двумя детьми до 18 лет будет стоить 550 рублей.
  • Аудиогид стоит 300 рублей.
  • Есть возможность приобретения билетов в несколько музеев сразу.
  • Подробнее узнать об акциях и увидеть подробный список категорий граждан, которым полагается вход по бесплатным билетам можно на сайте музея.

Адрес и как добраться

Итак, вы решили пойти в Государственный исторический музей, но всё ещё не знаете, как туда добраться? Вспомните, ведь он находится на главной площади страны. Адрес музея: Красная площадь, 1.

Добраться можно на метро, доехав до станций Охотный ряд, Площадь революции или Театральной и выйдя на сторону Красной площади.

Вообще, если вы первый раз в Москве, то хотя бы не пройти рядом с Государственным историческим музеем у вас вряд ли получится, ведь он соседствует с легендарными историческими местами, обязательными для посещения каждым уважающим себя туристом. Здесь и Покровский собор, и Памятник Минину и Пожарскому, и Театральная площадь, и Александровский сад, и, конечно, собственно Кремль и Красная площадь.

Посетите Государственный исторический музей, и вы поймёте, что история – это не морщинистая дряхлая старушка, с которой не о чем поговорить, это дама без возраста, с которой может быть потрясающе интересно!

Что об этом месте говорят люди…

Будьте первым, чтобы оставить свой отзыв.

История музея

Краснокирпичное массивное здание музея замыкает главную площадь Москвы с северо-запада. Оно находится напротив живописного храма Покрова Божией Матери, больше известного, как собор Василия Блаженного, и гармонично сочетается со стенами и башнями Московского кремля.

Идея организовать исторический музей родилась в середине XIX века. В 1872 году в Москве прошла крупная Промышленная выставка, которая и послужила толчком к созданию двух музеев — исторического и политехнического. Первыми экспонатами исторического музея стали археологические экспонаты с выставки и памятные вещи, присланные ветеранами Крымской войны.

За несколько лет набралось так много предметов, что император Александр II распорядился построить отдельное музейное здание. По его указу для организации нового музея создали специальную комиссию, костяк которой составили видные историки В, О. Ключевский, С. М. Соловьев, И. Е. Забелин и Д. И. Иловайский.

Вход в музей

В 1875 году провели конкурс архитектурных проектов, на котором победила работа Анатолия Семенова и Владимира Шервуда. В том же году был заложен фундамент будущего музейного здания. Материалы для стройки привозили из разных уголков страны, кирпичную кладку скрепляли цементом, внутренние перегородки делали из металла, а трубы и провода убирали внутрь здания. На строительной площадке работало 260 каменщиков и свыше трех сотен подсобных рабочих.

Возведение огромного здания продлилось 11 лет и потребовало значительных денежных сумм. Организаторам пришлось взять банковский кредит в 1,26 млн рублей, и погашение этой ссуды растянулось на 28 лет.

Когда работы были завершены, в центре Москвы появилось массивное здание в псевдорусском стиле, эклектичный облик которого отлично вписался в архитектуру Красной площади. Для декора музея были использованы кокошники, аркатурные пояса, ширинки, гирьки, шатры и другие элементы традиционного древнерусского зодчества.

Открытие музея произошло в 1883 году. К тому времени здание еще не было полностью оформлено, поэтому решено было не устраивать пышных церемоний. Первыми посетителями, осмотревшими 11 готовых залов, стали император Александр III и его супруга. Через несколько дней новый музей освятили и открыли для широкой публики.

После революционных событий 1917 года музей неоднократно хотели закрыть, однако этого не случилось. За 10 лет советской власти музейные фонды увеличились в два раза, в основном за счет того, что сюда свозили ценности из бывших дворянских усадеб.

В военные годы наиболее ценную часть коллекций эвакуировали в Казахстан. Примечательно, что даже во время осады столицы исторический музей не закрывался и принимал посетителей, оставаясь единственным работающим музеем Москвы. Лишь осенью 1941 года его закрыли на одну неделю, чтобы ликвидировать последствия разрушений, произошедших во время бомбежки.

К 1980-м годам в историческом музее начались проблемы технического характера. За 100 лет здание ни разу не ремонтировалось и поэтому сильно обветшало. Капитальная реконструкция музея была проведена с 1986 по 2002 год.

История

В годы становления музея идея собрать исторические ценности в одну коллекцию и представить её на широкое обозрение уже вовсю обсуждалась среди русской интеллигенции. Целью такого собрания экспонатов было не только показать уже имеющиеся вещи, но и продолжить пополнение, а также специально производить предметы искусства и исторические реликвии.

Москва в середине 19 века

Князь Александр Александрович заинтересовался данной идеей, посетив замок Розернборг с его Музеем древностей. Это и дало старт первым подвижкам в воплощении мысли об историческом здании. Основным же началом строительства архитектурного памятника стала промышленная выставка, приуроченная 200-летию со дня рождения Петра I и проведённая весьма успешно. В коллекции содержались все те находки и исторические экземпляры, которые не подходили для каких-либо других собраний.

В 1872 году, к 200-летию со дня рождения Петра 1, была проведена Всероссийская промышленная выставка

В достоверных источниках упоминается 1872 год, когда началась закладка исторического здания, т.е. подписание указа о строительстве музея Александром II. К созданию столь глобального проекта император подошёл со всей серьёзностью. Были приглашены лучшие умы среди историков и архивистов, а в качестве архитекторов и рабочих нанимались только общепризнанные мастера. Для этого был объявлен конкурс, по итогам которого выбирались лучшие проекты здания, а их создатели получали возможность  претворить свои планы и схемы в реальность.

Музей начал строиться по приказу императора Александра 2

Среди требований к разработкам было наличие закомар, ширинок, шатров — всех тех элементов, которые создавали гармонию с местом расположения объекта, Красной площадью, и делали здание похожим на Покровский собор. В результате был выбран проект «Отечество», разработанный В.Шервудом и А.Семёновым.

История создания

Идея о создании музея, посвященного войне 1812 года, появилась очень задолго до своей реализации — еще по окончании войны, в XIX веке. Оно частично связано с установкой мемориала на Бородинском поле в 1839 году. Через некоторое время в управление Москвы была передана изба Нарышкина, в которой хранились многочисленные мемориальные предметы. Далее, в 1903 году одна из комнат на ж/д Бородино была реконструирована под «Музей 1812 года». Сбор средств на организацию музея и поиск экспонатов начались незамедлительно — уже в 1908 году Николаем II был создан специальный комитет.

После демонстрации первой выставки в 1909 году организация музея буквально встала на месте. Далее открытию помешала Первая мировая война.

В 2009 году строительство музея было продолжено. Концепция нового учреждения была предложена научными работниками Государственного исторического музея, а проект здания на Красной площади — архитектором П. Андреевой. Торжественное открытие состоялось 4 сентября 2012 года. Известно, что в церемонии открытия участвовал Дмитрий Медведев.

Группа музея на Facebook

Коллекции музея

Крупные дары поступали в музей и от других знатных семейств: Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Олсуфьевых, Щербатовых.

Коллекции музея собраны в соответствующих 18 отделах: отдел драгоценных металлов, отдел древнерусской живописи, отдел керамики и стекла, отдел металла, отдел книжного фонда, отдел нумизматики, отдел оружия и др.

Давайте зайдём в некоторые отделы.

Отдел древнерусской живописи

Коллекция икон музея начала складываться в 1880-1890-е годы. В разное время музею подарили иконы крупные антиквары-коллекционеры С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин, также сюда вошли коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы, и многих других коллекционеров. К концу XIX в. в Историческом музее было собрано около 1200 икон. В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи.

Икона «Троица Ветхозаветная» (начало XVI в., Москва). Дерево, левкас, темпера. 141х111 см. Поступила в 1941 г. из музея «Александровская слобода». Зал №14.

Отдел оружия

В этом отделе хранится более 16000 экспонатов. Его коллекция сформировалась в основном благодаря дарам частных коллекционеров: П.И. Щукина, А.А. Катуар де Бионкура, В.А. Барятинского, В.С. Турнера. Редкие экземпляры оружия поступили в ГИМ из Военно-исторического музея. «Жемчужина» музея – палаш М.В. Скопина-Шуйского, получившего его в награду в 1610 г. после победы над самозванцем Лжедмитрием II. Это один из самых ранних сохранившихся русских палашей.

Экспонат музея

Шедевром коллекции отдела является сабля графа А.И. Чернышева. К музейным раритетам относятся сабля императора Наполеона, морской палаш короля Швеции Карла Юхана XIV, жезл маршала Л.Н. Даву и дуэльный набор генерала Виктора Леопольда Бертье.

Здесь представлены образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремневые, капсюльные, оружие под унитарные патроны – шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения.

Экспонат музея

Много оружейных памятников с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков. В собрании представлено искусство немецкой, французской оружейной школы, изделия испанских оружейников, дуэльные и целевые пистолеты французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров.

Здесь замечательная коллекция восточного оружия, в том числе турецкого: щиты, сабли, кинжалы, ятаганы, ножи, пистолеты, ружья XVII-XIX вв.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации