Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Иоанновский монастырь (санкт-петербург)

История Св. Иоанна Рыльского (Иоанновского) женского монастыря на реке Карповке

Храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в пос. Вартемяги – подворье женского монастыря Св. Иоанна Рыльского на р. Карповке

В 1899 г. на своей родине в селе Сура о. Иоанн Сергиев (впоследствии — св. прав. Иоанн Кронштадтский) основал Иоанно-Бого-словскую общину. Община была очень бедна, поэтому о. Иоанн решил приобрести в столице участок земли для подворья.

В том же году он получил в дар небольшой участок земли на р. Карповке.

Весной 1900 г. о. Иоанн освятил место для подворья. Руководить строительством он благословил свою духовную дочь — А. С. Сергееву, впоследствии первую настоятельницу Иоанновского монастыря, игумению Ангелину.

Обитель была заложена в сентябре 1900 г. и уже через 2 года построена (архитектор Н. Н. Никонов). Были возведены 2 храма: главный, верхний, Двенадцати Апостолов, и нижний, во имя прп. Иоанна Рыльского (небесного покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского).

В корпусе напротив храмового здания жили паломники и причт, а рядом были кухня, хлебная, просфорная, трапезная на 200 человек и библиотека.

В 1907-1908 гг. было построено здание для лазарета, иконописной и рукодельной мастерских.

В 1902 г. Сурское подворье по прошению о. Иоанна переименовано в самостоятельный женский монастырь во имя прп. Иоанна Рыльского.

Сразу после октябрьского переворота началось планомерное закрытие монастырей и подворий.

г. инокиням и послушницам обители (около 200 человек) было предписано в двухнедельный срок покинуть монастырь.

г. вход в усыпальницу о. Иоанна был замурован.

Почти все монахини Иоанновского монастыря в начале 1930-х гг. были арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.

Долгое время помещения монастыря были заняты квартирами, общежитием, швейным цехом, лабораториями.

В 1989 г. власти вернули обитель Церкви, а г., через несколько дней после своего избрания на престол, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Ленинград, чтобы совершить прославление праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых.

В тот же день был открыт доступ верующих в усыпальницу.

г. в крипте, рядом с гробницей св. прав. Иоанна Кронштадтского, были погребены мощи первой настоятельницы обители схиигумении Ангелины, перенесенные с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры.

После возобновления обитель сначала служила подворьем Пюхтицкого женского монастыря, а в 1991 г. подворье обращено в самостоятельный Иоанновский ставропигиальный монастырь.

Престольные праздники: верхний собор: 13 июля — Собор Двенадцати Апостолов; 2 января — св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Нижний храм: 31 августа и 1 ноября — прп. Иоанна Рыльского.

Храм-усыпальница: 24 февраля, 27 ноября — св. царицы Феодоры; 2 августа — св. Пророка Илии.

Богослужения: ежедневно. Божественная литургия в будние дни — 8.20; в воскресные и праздничные дни — 9.00. По окончании литургии ежедневно в храме-усыпальнице служится молебен, в верхнем храме служится панихида.

Вечерние богослужения: 17.00.

Игумения Серафима (Волошина) — настоятельница.

Место трудов и упокоения великого русского святого — праведного Иоанна Кронштадтского.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга основан в 1900 году святым праведным Иоанном Кронштадтским. Монастырь был назван в честь преподобного Иоанна Рыльского, покровителя святого батюшки. Сам монастырь был задуман как подворье к Иоанно-Богословскому женскому монастырю села Сура Архангельской области. Сегодня Иоанновский монастырь — это место паломничества множества людей. В монастыре в храме-усыпальнице покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского. Любой желающий может приложиться к мощам отца Иоанна и по благословению прочитать акафист.

Настоятельницы монастыря

В разные годы существования обители настоятельницами были:

  • Матушка Ангелина. Духовная дочь отца Иоанна. По его благословению, руководила строительством обители на Карповке, и стала ее первой игуменьей. Вместе с другими сестрами попала под советские репрессии. Оставалась их духовной наставницей до самой своей смерти в 1927 году. Даже когда насельниц выгнали из обители, продолжала их духовно окормлять и сохраняла общину. Находилась под следствием, должна была быть арестованной, но умерла незадолго до этого.
  • Матушка Серафима. Первая игуменья возрожденного после периода советской власти монастыря. Назначена настоятельницей в 1991 году. За время ее правления была проделана вся колоссальная реставрационная работа. В 2006 году получила награду за труды по восстановлению обители. Умерла в 2013 году.
  • Матушка Людмила. Третья по счету настоятельница Свято-Иоанновской обители. Руководит монастырем с декабря 2013 года.

Храм-усыпальница св. Пророка Илии и св. Царицы Феодоры

В 1904 о. Иоанн послал в Синод прошение о том, чтобы его похоронили в монастыре.

По проекту архитектора Н. Н. Никонова на средства неизвестного благотворителя была выстроена усыпальница.

Во исполнение прижизненного распоряжения св. прав. Иоанна храм был освящен во имя св. Пророка Илии и св. царицы Феодоры.

Освящение совершено г. митрополитом Антонием (Вадковским), на следующий день после смерти о. Иоанна, а 4 января он был погребен в беломраморной гробнице.

Богослужения: молебен св. прав. Иоанну Кронштадтскому — ежедневно после Литургии.

Доступ в усыпальницу открыт и в 17.00.

Во время богослужений усыпальница закрыта.

Фото и описание

Свято-Иоанновский монастырь на Карповке является православным ставропигиальным женским монастырем, располагающемся на набережной реки Карповка в городе Санкт-Петербург. Обитель была основана праведным Иоанном Кронштадтским и названа в честь преподобного Иоанна Рыльского, являющегося его духовным наставником и покровителем. Здесь в церкви-усыпальнице покоятся мощи святого Иоанна Кронштадского. Монастырь возведен в неовизантийском стиле. Проект разработал епархиальный архитектор Н.Н. Никонов.

Свято-Иоанновская обитель была задумана как подворье Иоанно-Богословской женской общины, которая была создана Иоанном Сергиевым в своей родной деревне Сура. В начале мая 1900 года для подворья было освящено место, а в сентябре того же года епископом Ямбургским Борисом (Плотниковым) была совершена его закладка. В 1901 году общиной был получен статус монастыря, а подворье превратилась в самостоятельную обитель.

Нижняя церковь преподобного Иоанна Рыльского собора Двунадесяти апостолов была освящена в январе 1901 года отцом Иоанном Кронштадтским. Главный храм, занимающий 2 верхних этажа, был освящен в ноябре 1902 года. Обряд освящения провел митрополит Антоний (Вадковский) при участии отца Иоанна.

В 1903-1908 годах были возведены следующие монастырские строения: 5-этажное здание для причта и желающих проживать при монастыре, лазарет, иконописная и рукодельная мастерские и кельи. В подвальном этаже церкви был возведен храм-усыпальница, освящённый Макарием – благочинным архимандритом Александро-Невской лавры – в честь пророка Илии и святой царицы Феодоры, которые были небесными покровителями родителей отца Иоанна. Обряд освящения прошел 21 декабря 1908 года, на следующий день после смерти отца Иоанна.

Вскоре после кончины устроителя монастыря, в начале 1909 года, Святейшим Синодом был опубликован рескрипт императора Николая II на имя Антония Вадковского – митрополита Санкт-Петербургского, в котором говорилось о том, что Иоанно-Богословский женский монастырь в Санкт-Петербурге, в котором «покоится тело почившего» возводится в степень первоклассного.

В 1919 году монастырь был обращен в трудовую коммуну, в 1923 году – ликвидирован, но сестры жили здесь ещё 3 года. В 1922 году епархиальное управление в Петрограде было захвачено сторонниками обновленчества, и монастырская община присоединилась к так называемой Петроградской автокефалии. Во главе этого объединения после ссылки архиепископа Алексия (Симанского) встал епископ Николай (Ярушевич), после ареста и ссылки которого в мае 1923 года, под напором властей, движимое и недвижимое имущество обители было отдано обновленческой общине. Спустя несколько дней, губисполкомом было принято решение о ликвидации Свято-Иоанновского монастыря. Это удалось осуществить не сразу, лишь в ноябре, по причине протестов обновленческого движения.

Монастырские здания были переданы мелиоративному техникуму. В начале весны 1926 года вход в усыпальницу отца Иоанна был замурован. В начале 1930-х годов практически все монахини были арестованы и сосланы в Казахстан.

В ноябре 1989 года Свято-Иоанновский монастырь был передан епархии и открыт как подворье Пюхтицкой обители. В день рождения отца Иоанна, 1 ноября, был проведен обряд освящения нижней церкви в честь святого Иоанна Рыльского.

В середине июля 1991 года, в день престольного праздника, Патриарх Алексий II освятил верхнюю церковь во имя Двенадцати Апостолов. Свято-Иоанновский монастырь на Карповке является ставропигиальным с декабря 1991 года.

История Иоанно-Предтеченского монастыря

Женская обитель была заложена в конце XV столетия. Историки предполагают, что ее основание связано с рождением будущего царя Иоанна Грозного, которого нарекли во имя Предтечи Крестителя Господня. Приближенность к правящему роду давала скиту существенные преимущества. Так, он никогда не имел нужды в деньгах, возводил много новых богатых храмов.

Иоанно-Предтеченский монастырь имеет богатую историю

За всю свою историю Предтеченский монастырь неоднократно оказывался на грани полного разрушения. Первый раз это произошло спустя два столетия после основания, когда он подвергся нападению польских интервентов. Позже женский скит дважды страдал от огня.

Видео «История Иоанно-Предтеченского монастыря»

Из этого видео вы узнаете историю Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

XIX век

Знаменитый московский пожар 1812 года стал трагическим для Иоанно-Предтеченской лавры. Тогда сгорели все постройки, за исключением одного храма. Успевшие вовремя сбежать монахини переправили часть церковных реликвий в Вологду, однако это не спасло скит от последующего упразднения. Единственной уцелевшей церкви присвоили статус приходской, а о монастыре забыли почти на пятьдесят лет.

Реконструкция началась только в 1860 году. Автором проекта выступил архитектор Михаил Быковский. Именно он решил придать главному храму схожесть с флорентийской базиликой. Восстановленный к концу XIX столетия скит, стал единственным общежительным монастырем города. Его настоятельницей назначили игуменью Рафаилу, а обитель начала стремительно заселяться и процветать.

Советское время

К 1917 году лавра насчитывала больше 300 сестер. Во время Первой мировой войны они шили форму солдатам, а после революции – обмундирование красноармейцам. Так продолжалось чуть больше года, пока скит не упразднили. На его месте устроили «Ивановский исправительный дом на Солянке», а кельи заселили арестантами концлагеря. Строения, находившиеся на территории, почти все перешли к МВД, а насельниц арестовали или отправили в ссылку.

До 1927 года главная церковь существовала, как приходская, однако потом и она перешла во введение советской власти, став государственным архивом, а по совместительству – лагерным красным уголком.

Возобновление обители

Иоанновская лавра начала возрождаться с 1990 года. После частичной передачи зданий Русской Православной Церкви по сей день продолжается реставрация разрушенных сооружений и внутренней отделки храмов.

В 2002 году назначается первая игуменья, а монастырь приобретает статус ставропигиальный. С 2014 года настоятельницей становится Людмила Волошина.

Современное состояние

До сих пор значительная часть построек находится во ведении Университета МВД города Москвы. Из-за отсутствия должного ремонта исторические сооружения рушатся, что грозит полным их уничтожением.

Та часть, что перешла Русской Православной Церкви, продолжает активно восстанавливаться, а сама лавра вновь переживает период процветания. На ее территории работает иконописная мастерская и несколько швейных фабрик. Также при обители открыты просветительские курсы для монахинь.

Строительство

В 1900 году император Николай Второй дал благословение на строительство, участок для которого пожертвовал купец Семен Раменский. Проект представил архитектор Никонов, а батюшка усердно следил за ходом работ, молился и переживал.

Уже в конце следующего года отец Иоанн Кронштадтский освятил малый храм и сразу же начал служить в нем литургию. А еще год спустя освятили уже главный храм и два его придела. Через три года женский монастырь уже действовал и получил звание первоклассного. Насельниц было около 400, работала белошвейная мастерская, а также имелся свой лазарет. Просфорная была просторная, в одной печи выпекалось тысяча просфор за один раз.

Батюшка благословлял обитель, живо интересовался ее успехами, молился за насельниц. Священник предсказал, что сюда будут приходить люди толпами, а у его могилы молящиеся будут получать исцеление и утешение. Так и случилось.

Здание главной церкви было выстроено в три этажа с пятью куполами. На первом этаже находится церковь, освященная во имя преподобного Иоанна Рыльского, которого батюшка считал своим небесным покровителем. В подвальном помещении находится выложенная белым мрамором церковь, которая освящена в честь пророка Илии и праведной царицы Феодоры, бывших небесными заступниками и покровителями родителей святителя Иоанна Кронштадтского. Здесь же располагаются святые мощи отца Иоанна.

Иконостасы сделаны из дуба, а престол и жертвенник – из белого мрамора. На окнах находятся витражи, пол выложен плиткой в виде замысловатых узоров. В годы Первой мировой здесь располагался лазарет для раненых, за которыми ухаживали сестры-монахини.

В тяжелые для России годы обитель закрыли, это произошло в 1923 году. Сестры вынуждены были уйти, в монастырских помещениях располагались различные учреждения. И только в 1989 году Патриарх Алексий Второй открыл ее заново. Трудами благотворителей были отреставрированы постройки, убраны многие перегородки, которые возводились в годы Советской власти.

Это был нелегкий труд, но видимо, молитвами святого праведного все здания были почти заново отстроены и отреставрированы. По благословению Патриарха вначале это было подворье Пюхтицкого монастыря, поэтому в восстановлении помогали Пюхтицкие сестры.

Патриарх Алексий Второй особенно опекал и заботился об этом святом месте, ведь его интронизация совпала с канонизацией святого Иоанна Кронштадтского.

Его святейшество сам освятил главный храм. В годы лихолетья вход в подвальную церковь, где лежали мощи святого, был заложен кирпичами, люди прикладывались ко кресту, расположенному над входом в крипту.

После проведения реставрации доступ к мощам был открыт для паломников.

Со всего мира люди стекаются к мощам святого и получают просимое. Сбылись пророчества батюшки, что монастырь из малоизвестного станет известным. И после своей кончины он не оставляет любимое детище, покрывает его своими молитвами.

История зарождения обители

Церковь основал отец Иоанн Сергеев в 1900 году. Изначально обители предназначалось стать подворьем Сурского монастыря. Проект сооружения создал русский архитектор Никонов, желая возвести главный храм в нововизантийском стиле. Проект получил одобрение от государя Николая Второго, а площади под строительство выкупил и подарил монастырю богатый представитель петербургской торговой гильдии купец Симеон Раменский.

Через год обитель получила самостоятельность, то есть, стала зависимой лишь от патриархата и святейшего Синода. В 1901 году был освящён нижний храм, сооружённый в честь Иоанна Рыльского. Таинство провёл сам отец-основатель. Главный же храм подвергся освящению священниками несколько позже, в 1902 году. В этой процедуре также принял участие основатель монастыря. Двупридельный храм, имеющий 5 куполов и колокольню, был освящен в честь Двенадцати Апостолов. С этого момента в храме начались ежедневные службы и молебны.

Строительство заняло 5 лет, с 1903 по 1908 год. За этот промежуток времени были построены:

  • Жилые комнаты для монахинь и насельниц;
  • Монастырский лазарет;
  • Мастерские для иконописцев;
  • Золотошвейная и белошвейная мастерские;
  • Просфорная мастерская (оборудована двумя печами).

Также монахини и насельницы оборудовали сад и огород, который обеспечивал овощами и фруктами всех 350 обитателей храма.

Была возведена маленькая церковь-усыпальница, которую освятили в честь двух святых: пророка Илии и царицы Феодоры (они являлись небесными покровителями отца Иоанна). За день до освящения этой церкви произошло печальное событие: 20 декабря 1908 года ушёл из жизни отец Иоанн Кронштадтский. Трудно даже представить, каково в эти дни пришлось монастырской общине.

Последним желанием Иоанна было быть первым, для кого построенная церковь-усыпальница стала бы последним пристанищем. Говорят, что в течение всего 1909 года около мраморной гробницы Иоанна свершались необыкновенные вещи. В связи с этим Синод издал указ о присвоение Иоанновскому женскому монастырю степени первого класса, возведя данный православный объект на высоту особо значимых православных храмов.

Из следующей статьи Вы узнаете, как доехать до женского монастыря Шамордино.

Церковь после Октябрьской революции

После событий 1917 года обитель превратили в коммуну трудящихся, а в 1923 году запустился процесс ликвидации храма. Всё имущество церкви подверглось секуляризации, а главный вход в усыпальницу отца Иоанна был замурован по приказу Советской власти. Здание бывшего монастыря стало занимать мелиоративное училище. Всех жителей обители было решено отправить в ссылку в Казахстан.

Судьба храма в Новое время

С 1989 году храм подчинён епархии. Обитель была вновь открыта, теперь превратившись в подворье Пюхтицкого монастыря. В это же время было проведено переосвящение нижнего храма, а верхний храм был освещён самим Алексеем ll в честь Двенадцати Апостолов в 1991 году. В этом же году монастырь вновь получает самостоятельность.

В столетний юбилей, дополнительно к основному комплексу зданий, была сооружена часовня в Иоанновском монастыре на Карповке.

История монастыря

В начале XV века на правом берегу реки-Москвы, в Замоскворечье появился мужской Иоанно-Предтеческий монастырь. Первое письменное свидетельство о нем относится к 1415 году. В 1530-е году у Василия III и Елены Глинской родился сын — будущий царь Иоанн IV Грозный. В честь появления на свет долгожданного наследника монастырь перенесли в район, называемый Кулишками, и сделали женским.

Православная обитель пользовалась особым покровительством царской семьи. Представители правящей династии совершали сюда праздничные выходы и принимали участие в крестных ходах. Кроме того, обитель получала богатые дары и расстраивалась на деньги именитых княжеских родов — Лобановых, Хованских, Волконских, Голицыных и Мещерских.

Многие женщины из знатных семей принимали в монастыре монашеский постриг. Известно также, что в Иоанно-Предтеченскую обитель отправляли государственных преступниц или раскольниц. Так, в 1768 году в монастырском храме находилась осужденная за жестокость помещица Дарья Салтыкова или «Салтычиха».

В 1812 году, когда войска Наполеона вошли в Москву, город был объят пламенем. Обитель оказалась в эпицентре страшного пожара, поэтому почти все монастырские постройки сгорели. Целым остался только каменный соборный храм. Средств для восстановления монастыря не доставало, поэтому на некоторое время его пришлось упразднить, а монахини были вынуждены расселиться по другим московским монастырям.

Общий вид на монастырь и собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Спустя несколько лет удалось отстроить соборный храм и часть келий. Церковь стала приходской, а в кельях сделали квартиры для служащих Синодальной типографии. Только в 1860-1880-е годы обитель реконструировали полностью. По проекту, подготовленному известным русским архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским, монастырь возвели практически заново.

Примечательно, что все строительные работы были сделаны не на казенные деньги, а на частные пожертвования. Капитал в размере 600 тысяч рублей поступил от полковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой, которая скончалась в 1858 году. Благодаря ей, москвичи получили уникальный архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях нео-ренессанса.

С конца XIX до начало XX века монастырь процветал. В годы русско-турецкой войны на его территории находится единственный в городе лазарет для раненых. В обители хранилась чудотворная икона Иоанна Предтечи, и существовала иконописная мастерская.

Настоятельницы монастыря

В разные годы существования обители настоятельницами были:

  • Матушка Ангелина. Духовная дочь отца Иоанна. По его благословению, руководила строительством обители на Карповке, и стала ее первой игуменьей. Вместе с другими сестрами попала под советские репрессии. Оставалась их духовной наставницей до самой своей смерти в 1927 году. Даже когда насельниц выгнали из обители, продолжала их духовно окормлять и сохраняла общину. Находилась под следствием, должна была быть арестованной, но умерла незадолго до этого.
  • Матушка Серафима. Первая игуменья возрожденного после периода советской власти монастыря. Назначена настоятельницей в 1991 году. За время ее правления была проделана вся колоссальная реставрационная работа. В 2006 году получила награду за труды по восстановлению обители. Умерла в 2013 году.
  • Матушка Людмила. Третья по счету настоятельница Свято-Иоанновской обители. Руководит монастырем с декабря 2013 года.

Описание обители

В Санкт-Петербурге много красивых строений, но это выделяется среди них не только своей высотой, но и особым строгим и величественным стилем. Было воздвигнуто благодаря талантливому архитектору Н. Никонову.

Этот замечательный мастер построил в городе множество шедевров зодчества, среди которых числятся:

  • подворье бывшего Леушинского монастыря;
  • дом на ул. Колокольной (который еще зовется «пряником»);
  • храм Казанской иконы Божией Матери;
  • дом под номером 45 на Большом проспекте;
  • единоверческий храм преп. Марии и другие.

Все эти строения отличает своеобразный строгий стиль, величавость. Женский монастырь был построен по просьбе праведного Иоанна Кронштадтского. Вначале Иоанновский монастырь на реке Карповка строился как подворье Иоанно-Богословского монастыря, который находится в Архангельской области, где появился на свет Иоанн Кронштадтский.

Но со временем обитель разрасталась и стала слишком большой, чтобы называться подворьем.

Один из храмов освятили в честь памяти святителя Иоанна Рыльского, который был Небесным покровителем праведного отца Иоанна, священника из Кронштадта. Собственно, в честь преподобного Иоанна Рыльского и названа эта обитель. Сам святой праведный Иоанн Кронштадтский в этом месте почивает мощами, он очень любил этот монастырь, много сил приложил для его строительства и обустройства. Великий молитвенник часто приезжал, чтобы отдохнуть душой, послужить здесь.

В годы Советской власти обитель была закрыта, в ней располагались различные учреждения. В 1991 году она вновь открылась для верующих. Сюда стекаются множество паломников с целью поклониться мощам святого, помолиться, подать записки о своих близких. При обители открыта воскресная школа, курсы катехизаторов. С 1992 года монастырь носит название ставропигиального.

Единственный действующий монастырь в Астрахани и один из самых ярких архитектурных комплексов города.

История

Монастырь основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии (1633 -1696 гг.), изначально территория, на которой находится монастырь, располагалась за городом. Во время так называемого «свадебного» бунта – известного Астраханского восстания стрельцов и горожан, весной 1706 года, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметевым.

В конце 19 века в монастыре была проведена реконструкция, и почти все старые постройки были заменены новыми, были выстроены каменные: настоятельский корпус, кухонный корпус, келейный корпус и здание бани. В настоящее время все эти здания являются памятниками архитектуры.

К началу 20 века на территории монастыря располагалось три храма: монастырский собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен в 1697 г.), по своему внешнему облику этот храм был похож на астраханский Ново-Иерусалимский храм; церковь в честь Сретения Господня (освящена в 1899 г.); церковь в честь св. мученика Иоанна Война на колокольне (освящена в 1737 г.);

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (не сохранившаяся), бывшая монастырским собором, была богато декорирована из различных элементов: городка, арочек и колонн. Центральная часть имела квадратную форму, на которой покоился восьмигранный барабан с шестью прямоугольными окнами и двумя глухими. На барабане находился главк — фонарь вытянутой формы, закругленный. Фонарь был покрыт шлемообразным куполом с яблоком и четырехконечным крестом. Алтарь, прямоугольной формы, с тремя небольшими полукружиями. С запада к центральной части храма примыкала обширная трапезная, покрытая скатной шатровой крышей. Внутри она была расписана по всему пространству священными изображениями. К ней с запада в 1906 году был пристроен притвор. При северном и южном входах в храм также существовали небольшие притворы. Под храмом в полуподвальном этаже располагались различные выходы и кладовые. В храме был резной, пятиярусный иконостас, вызолоченный на полимент с 53-мя иконами академического письма.

После революции, в 1917 году был реквизирован «для народных нужд» двухэтажный настоятельский дом, а в начале 20-х годов большая часть служебных помещений монастыря. К концу 20-х годов в ведении монастыря оставались только церковные здания: два храма и колокольня. В 1929 году Иоанно-Предтеченский монастырь закрывается, а уже в 1930 году под снос идет соборный храм и шатровая колокольня с храмом в честь св. мученика Иоанна Воина. Разрушаются и монастырские стены. Сохраняется только Сретенский храм, который используют под склад «Заготзерно».

Церковь в честь Сретения Господня это единственный из всех монастырских храмов Астрахани, уцелевший в советский период. Ныне это соборный храм монастыря, освещенный в 1990-е годы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Возрождение комплекса началось в 1989 году, по возвращению церкви, а 22 февраля 1995 года указом Святейшего Патриарха Алексия Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своем звании.

Со времени возвращения комплекса монастыря Церкви ведутся работы по воссозданию его прежнего облика. Церковь Иоанна Предтечи стала монастырским собором и была отреставрирована. Благоустраивается территория монастыря, вокруг храма сделана объездная дорожка. В 1993-1994 годах была построена звонница, которая будет действовать, пока не будет восстановлена в прежнем виде монастырская колокольня.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации