Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Пещерный монастырь в инкермане: один из старейших в крыму

Мраморная пещера

Самая посещаемая пещера Крыма — находится на плато Чадыр-дага, неподалёку от одноимённого села. Образовалась в мраморовидных известняках, поэтому получила своё название. Находится на глубине 60 метров, протяжённость- чуть более 2 км.

Открыта для туристов относительно недавно, и полностью не оборудована. В галерее сказок встречают гостей причудливые сталактиты и сталагмиты, во главе с «Хозяином», в виде головы. Затем т.н. Минарет. В следующих залах не менее увлекательные объекты из породы: медвежий колодец, осьминог, замок и даже царь-колокол. Заканчивается путешествие плотиной, где видна нижняя галерея. Желающие могут спуститься вниз, заказав «Спелеотур». Подробнее о Мраморной пещере мы рассказываем в отдельном обзоре.

Мраморная пещера в Крыму

История основания и открытие

Возникновение пещерного монастыря относится к периоду, когда в Византийской империи основы православной веры сотрясало движение «иконоборцев». Зародившееся как церковный спор о принадлежности символов веры, оно вскоре переросло в массовую истерию, захлестнувшую всю державу, когда фанатично настроенные «реформаторы» уничтожили тысячи бесценных реликвий. В первой половине VIII столетия иконоборчество докатилось и до Крыма. Монахи одной из обителей Херсонеса, спасая святыни от обезумевшей толпы, бежали далеко на восток Крымских гор, где в труднодоступной местности основали монастырь, защищенный природой.

Никаких имен и подробностей этого события история не сохранила – известно лишь, что монахи довольно быстро обжились на новом объекте и жили как затворники, фактически не имея связи с внешним миром. К моменту, когда в IX веке иконоборческое движение пошло на спад, пещерный монастырь под Судаком стал прибежищем для многих почитателей традиционных канонов и значительно расширился. Когда же с реформацией покончили окончательно, иноки, ставшие отшельниками, не захотели покидать место. У них было все необходимое – здесь они чувствовали себя в полной безопасности от любых потрясений.

Фото: https://fotki.yandex.ru/users/prsmfcrimea/

Однако когда в конце XV века полуостров завоевали турки-османы, церкви и монастыри Крыма подверглись варварскому разрушению. Не избежал этой участи и монастырский комплекс в районе Судака, названный Георгиевским. Но все же о нем не забыли – спустя какое-то время он был отстроен заново и вновь заселен. Правда, когда это произошло, осталось загадкой, известно лишь, что в XIX столетии пещерный монастырь имени Святого великомученика Георгия опять процветал.

Обновленное открытие

Несмотря на крайнюю уединенность монастыря, о его существовании знали, но точное местонахождение долгие годы оставалось неизвестным. Открытие состоялось в 1920 г. в результате целенаправленных поисков советского краеведа Николая Лезина, обнаружившего его в развалинах и полном запустении и то, по чистой случайности, заметив высеченный крест в одной из пещер.

Разрушение святыни было следствием того, что стояла она на глинистой почве, вымытой разгулявшейся водной стихией, а стены из песчаника – весьма ненадежного строительного материала – не выдержали нагрузки и рухнули. Но о том, когда это произошло и что случилось с обитателями, привычно нет никаких сведений.

После обнаружения развалин монастыря тут долго вела раскопки группа московских археологов возглавляемых выдающимся советским ученым профессором Фоминым. В результате тяжелого и кропотливого труда они полностью расчистили от обломков основание храма и три пещеры-кельи – все, что сохранилось от внушительного комплекса пещерных сооружений.

Сегодня действуют пять храмов.

1. Наземные:

– Святой троицы;

– великомученика Пантелеймона (воспроизведен на месте разрушенного, его алтарь прорублен в камне, а иконостас выполнен из стеклянной мозаики);

2. Пещерные:

– св.Климента (самый крупный из всех, напоминающий по форме базилику в ней установлена Рака с мощами св.Климента);

– св.Мартина Исповедника со сводчатым потолком;

– апостола А. Первозванного, считается, что её вырубил в скале сам Климент (небольшая, низкая пещера).

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь 

Путь в Монастырский дворик проходит сквозь арочные ворота. Посередине двора памятник воинам, погибшим в Родину. Далее вход в храмы, а рядом с ним зерновые ямы, выдолбленные в камне.

При входе в пещеры находятся костницы, хранящие черепа тех, кто защищал монастырь. Отсюда же, через мрачный коридор, с множеством икон, проход в храмы, каждый из которых уникален и очень красив.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Поклониться святым мощам сюда приезжают тысячи туристов и паломников. Службы ведутся в наземных храмах, так как пещерные храмы не вмещают большого количества народа.

Освещение в храмах и колокольне через прорубленные окошки и двери, за которыми маленькие балкончики, выросшие прямо из скалы.

После осмотра монастыря можно подняться до широкого грота по тропинке, а затем, по вырубленной в камнях дороге к остаткам старой крепости Каламиты. На дороге сохранились колеи от колес древних повозок. От крепости сохранились лишь остатки башни с крепостными воротами, ров, когда-то окружавший стены, остатки стены. Отсюда виден и затопленный карьер.

Это чудо стоит увидеть !

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Всех, посетивших монастырь, охватывает необычное чувство – отсюда не хочется уходить, настолько здесь хорошо себя чувствует каждый. Даже шум проходящих мимо поездов не мешает этому. Поражает, какого труда стоило создать это чудо!

Это место стоит увидеть своими глазами и почувствовать его притяжение!

Другие достопримечательности Барселоны, Испания

Храм Святого Семейства

59 отзывов

Дом Бальо

13 отзывов

Готический квартал

3 отзыва

Камп Ноу

3 отзыва

Рынок Бокерия (Сан-Жузеп)

21 отзыв

Дворец каталонской музыки

4 отзыва

Стадион Камп Ноу

22 отзыва

Площадь Каталонии

14 отзывов

Зоопарк Барселоны

15 отзывов

Лас-Рамблас

20 отзывов

Проспект Грасиа (Пасео де Грасиа)

Церковь Санта-Мария-дель-Мар

Аквариум Барселоны

18 отзывов

Парк Монжуик

Дворец Гуэля

2 отзыва

Дом Мила

15 отзывов

Музей Пикассо

1 отзыв

Кафедральный собор Барселоны

Магический фонтан Монжуика

12 отзывов

Пляж Барселонета

Инкерманский пещерный монастырь сегодня

Лишь в девяностых годах двадцатого века Свято-Климентовский пещерный монастырь открылся для верующих и гостей полуострова Крым. Это место поистине считают знаковым и святым. В нем невозможно не ощутить мощную энергетику. Даже не заходя на территорию монастыря, удивляешься открывающимся видам на скальные кельи. Они завораживают, удивляют и восхищают одновременно.

Современным названием город Инкерман обязан именно пещерному монастырю. Переплетения исторических событий создают вокруг святого места удивительную атмосферу, переполняя душу и мысли верующих, паломников и туристов. Посетить святыню приезжают из разных уголков мира. Но как же лучше всего добраться до Инкерманского пещерного монастыря?

Климентовский пещерный монастырь

Сооружение, считающееся культовым и воздвигнутое в этих окрестностях в VIII-IX веках. Расположен прямо в Монастырской скале. Его название связано с именем Святого Климентия, сосланного императором Траяном на херсонесские каменоломни в 98 году н.э и убитого по тайному приказу в 101 году.

Монахи обитали в этих местах около 7 веков. В XV веке происходили крупные выселения христиан с территории Крымского полуострова. Примерно тогда же опустел и пещерный монастырь.

Восстановительные работы достопримечательности Инкермана велись в XIX веке. Не всем ярусам сооружения удалось уцелеть, но архитектурные элементы и узоры византийских времен были отреставрированы. В 1931 году обитель закрылась в очередной раз, а в 1942 году она являлась местом расположение военного штаба.

В 90-е годы XX века монастырь пережил новое возрождение, были отреставрированы почти все сохранившиеся здания. Сейчас обитель живет обычной жизнью с монахами и священнослужителями.

История возникновения обители

С местного языка название «пещерной» горы переводится как «отдающая эхо». И действительно – звук колокола, звучащий отсюда мало сказать, что потрясающий. Первые пещеры приспособили под себя византийские монахи-иконопочитатели. Им пришлось бежать на окраины своей империи. Причина этого – политика иконоборчества, которую проводил в VIII столетии официальный Константинополь, подвергнувшийся влиянию монофизитов.

Беженцы – бывшие обитатели Афона, уже имевшие опыт пещерного строительства. В результате на вершине Шулдана появился довольно большой монастырский комплекс, прозванный татарами, жившими с иноками в мире, Челтер-Мармара. Нынешний останец – видимо, часть того комплекса. Монахи занимались виноградарством и, соответственно, винокурением. Тем и жили.

Во второй половине XVI века эту землю захватила Османская империя – княжество Феодоро (преданный вассал Византии) пало. Помещения горной обители использовались турками как оборонительное сооружение. Однако им не был причинен ущерб. Через пару столетий район стал частью российской провинции, а альпийское прибежище – домом для православных аскетов со всего мира. Сегодня монастырь Шулдан – охраняемый исторический заповедник.

Троицко-Ильинский монастырь или Антониевы пещеры г. Чернигов

Антониевы пещеры Троицко-Ильинского монастыря располагаются в Чернигове. Это один из древнейших образцов архитектуры XI – XIX столетий. Основали его великий князь Святослав Ярославович и преп. Антоний Печерский. Первоначально христианский пещерный монастырь именовался Богородичным. В летописях указано, что Антоний Печерский бежал из Киева, спасаясь от гнета князя Изяслава.

Антонию пришлись по душе Болдины горы, и он обосновался в одной из пещер, которую и можно считать началом существования святыни. Вообще, возникновение Антониевых пещер напрямую связано с политическим противостоянием двух центров самых могущественных на тот момент княжеств: Киева и Чернигова. В Киеве находился Печерский монастырь, который стал центром паломничества многих верян. В противовес, князь Святослав, с помощью Антония Печерского, решил основать свой религиозный центр на Болдиных горах.

Антониевы пещеры – это система подземных ходов и переходов, которые находятся в толщи Болдиных гор. Общая протяженность ходов – 350 м. Пещеры залегают на глубине до 12 метров и располагаются в двух основных уровнях. Природные условия и талант инженеров конструкции, позволили построить сооружение без использования дополнительных средств крепления, поэтому и сейчас на стенах можно рассмотреть фрагменты средневековых надписей.

Адрес: г. Чернигов, ул. Успенского, 33

Контакт: +38 (0462) 64-31-89, сайт

Географические координаты Инкерманского карьера на карте Крыма GPS: N 44.605112, E 33.610764.

Инкерманский карьер находится не далеко от Инкерманской крепости или Инкерманского монастыря. Если ехать из Инкемрана в Севастополь, то за 70 метров до поворота в монастырь, находиться съезд в карьер. Размер Инкерманского карьера около 0,48 Га, максимальная глубина 62 метра, практически в центре озера. В летнее время карьер превращается в зону отдыха, последние годы даже стала появятся небольшая выносная торговля, но все же по по большей части, карьер сумел сохранить «природный вид». Посещение карьера возможно круглый год, плата за вход отсутствует, но следует помнить что это природоохранная зона, разводить костры и жарить шашлыки тут запрещено.

Интересные факты об Инкерманском карьере

Уникальность Инкерманского карьера состоит в том,что его возраст превышает 2000 лет. Первое упоминание о карьере датируется 2-1 веком до нашей эры. Хотя скорее всего Инкерманский карьер был основан намного раньше, при строительстве Херсонеса Таврического, предположительно в 5-4 веке до нашей эры. На сегодняшний день это один из самых старинных карьеров на постсоветском пространстве.
В начале нашей эры Инкерманский карьер получил большую известность благодаря деяниям Святого Климента.

Климент был один из учеником святого апостола Петра, именно Петр крестил Климента и через некоторое время возвел в сан епископы. С 91-го года нашей эры, Святой Климент возглавил Римскую церковь и стал папой Римским. В период новых гонений на христианство в Риме, Климента поставили перед сложным выбором: или быть изгнанным на каторжные работы на край Римской империи или принести жертву языческим богам. Выбор для него был очевидным: именно по этому Климент попадает в Инкерманский карьер, на котором в подземных штольнях, тяжелым путем, добывают инкерманский камень. Каторжники начинают стекаться к Клименту за советом и молитвой. Довольно скоро, в одной из каменоломен, образуется небольшая церковь, в которой проходят обряды и молитвы. Христиане жалуются Клименту на нечеловеческие условия труда, отсутствия еды и самое главное- отсутствие питьевой воды, из-за чего очень много каторжников постоянно умирает. Несколько дней Святой провел в молитвах и ему явилось видение, которое указало, где копать землю, для того, чтобы добыть воду. По указанию Климента был открыт родник, который местными христианами был объявлен Чудом, а число верующих стало расти каждый день.

​Климент каждый день крестит от 200 до 300 человек, в том числе и язычников. Проводит христианские службы и обряды и христиане со всего Крыма начинают стекаться в Инкерман. Доносы о деятельности Климента доходят до императора Рима- Траяна. Тот приходит в бешенство и приказывает тайно утопить Святого. И один из первых христианских проповедников был утоплен в Черном море, недалеко от Севастополя. Каждый год,на протяжении 800 лет, в день его смерти, море отступало от берега и верующие могли посетить подводный грот, где находились его мощи. День памяти в православии Святого-25 ноября.

На месте, где Святой Климент проводил священные обряды, стоит Климентовский монастырь, а каменоломни в, которых трудился Святой в середине 60-х годов прошлого века, полностью затопило, после проведения взрывных работ.
Инкерманский карьер
сейчас очень часто называют Инкерманское озеро, опуская его карьерное происхождение, и это неудивительно. Инкерманское озеро- довольно красивое, вода в нем в ясную погоду светло-голубого цвета; глубина озера -довольно большая. За счет затопленных штолен, определить трудно. В озере водится много рыбы, обитают утки и иногда лебеди. Вода в озере- пресная.В связи с образованием озера, исчез Святой источник, найденный Климентом. Но, как шутят местные жители, вместо источника мы получили- Святое озеро.​

Как добраться к Инкерманскому карьеру

Добраться к Инкерманскому карьеру— просто. Первый вариант: если Вы едете со стороны Севастополя в Инкерман, поворот на Инкерманский монастырь надо проехать и повернуть на следующем повороте. Вы- в Инкерманском карьере. Есть и другой, более интересный вариант.Проходите кладбище Инкерманского монастыря и через него в горы ведет дорога. Поднявшись на вершину горы, у Вас по левую руку будет Инкерманский карьер, с прекрасной видовой площадкой,на которой из камня вырезан крест, а прямо- одна из оборонительных крепостей Крыма, построенная в середине 15 века — Крепость Каламита. Именно,двигаясь по этой дороге, Вы посещаете самые главные достопримечательности Инкермана, и с вершины крепости Коломита открывается вид на Инкерманские штольни, которые вписаны скорбными событиями в историю Крыма.

Копать – не строить

История древнего и средневекового мира полна войн. Человек в то время не мог чувствовать себя в безопасности, если его не защищали крепкие стены жилища, а еще лучше – могучей крепости. Но строить такие вещи самостоятельно при тогдашнем уровне развития техники было нелегко

Следовательно, жители Крыма и обратили свое внимание на естественные укрепления – горы и имеющиеся в них гроты

Люди каменного века просто присматривали себе пещерку по вкусу и поселялись в ней – в Крыму известно немало пещерных стоянок, начиная со 100 тыс. лет до нашей эры. Обзаведясь же более совершенными орудиями труда, они стали изменять форму предоставленных им природой жилищ, делая их более комфортабельными и надежными. О наличии на Тавриде поселений в пещерах упоминают еще греческие и римские авторы. Ученые более позднего времени уверены, что традиция их сооружения не прерывалась до века.

Большинство таких жилых комплексов действительно соорудили феодориты, но нередко они приходили на место уже имеющегося городка. Есть мнение, что подобное строительство стимулировало нашествие кровожадных гуннов. Жизнь в пещерах имела, с точки зрения человека Средневековья, целый ряд существенных преимуществ:

  • не приходилось сооружать жилье и укрепления собственными руками от начала и до конца;
  • строение оказывалось очень крепким и надежным;
  • горы, где располагались пещерные полости, служили дополнительным рубежом обороны;
  • вручную невозможно было выстроить стенку, столь же надежную, как каменный монолит.

Поселенцы меняли форму имеющихся полостей (обычно получались прямоугольные или сводчатые комнаты), вырубали в известняке или других мягких породах новые камеры, соединяли их переходами или перегораживали перегородками. Отпадала необходимость в стенах и башнях – рукотворные укрепления обычно устанавливали только со стороны подъезда к населенному пункту, и они были невелики. Строительный материал появлялся в ходе самого строительства – в ход шли вынутые глыбы породы.

Современному человеку не придется по вкусу жить в холодной пещере, пусть и красивой формы. Но он избалован миром, а средневековые люди больше беспокоились о безопасности от врагов, чем о бытовом комфорте.

История

Инкерманский монастырь. На заднем плане — ныне не существующий храм святителя Николая Мирликийского (арх.Г.П.Долин, 1905). Открытка нач.XXвека.

Основные помещения монастыря — пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI веке; в XIV—XV веках крепость вошла в состав православного княжества Феодоро, защищала его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII—IX до XIV—XV веков.

Возникновение монастыря предание связывает с почитанием Климента, римского епископа (папы) в — (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретённые через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.

Церковь святого Климента (бывшая Георгиевская) в Инкерманском монастыре

Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х годах (возможно — в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

Пещеры Инкерманского монастыря

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу.

С 1783 года город принадлежал России.
В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование — по имени города и в честь святого Климента.

В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм святого Мартина-исповедника. В 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Георгия Долина).

C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевскую церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь Cвятого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радость».
В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить: его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Инкерман. Троицкая церковь.(фото 2012г)

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии РККА. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали немецкие войска, рвавшиеся к Севастополю.

С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

26 января 2019 года были возобновлены ежеседмичные богослужения в пещерном храмовом комплексе, в храме Климента Римского.

История

Основные помещения монастыря — пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI веке; в XIV—XV веках крепость вошла в состав православного княжества Феодоро, защищала его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII—IX до XIV—XV веков.

Возникновение монастыря предание связывает с почитанием Климента, римского епископа (папы) в — (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретённые через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.

Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х (возможно — в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

Церковь св. Климента (бывшая Георгиевская) в Инкерманском монастыре

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России.

В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование — по имени города и в честь святого Климента.

В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм святого Мартина-исповедника. В 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина).

C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевскую церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радость».

В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.

С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Пещеры Инкерманского монастыря

Ялтинская пещера на плато Ай-Петри

Самая маленькая, но невероятно красивая пещера. Здесь обнаружены следы жизнедеятельности людей эпохи неолита.

В тёплый период туристы могут созерцать многочисленные длинные сталактиты, которые свисают со сводов, наподобие макарон. На полу большого зала- множество сталагмитов невероятно безумных форм. Стены в наплывах. Свет от небольших электрических лампочек создаёт невообразимую игру света и тени.

Знаменита своим вертикальным колодцем, протяжённостью в 40 метров, через который можно спуститься в нижний зал. Не каждому туристу по плечу это проделать: только смельчаки, в компании с гидом-скалолазом, облачаясь в специальное снаряжение, опустятся вниз.

Монастырь в наши дни

На сегодняшний день памятка полностью функционирует и архитекторы вернули ей первозданный вид. Современные туристы могут с восторгом наблюдать за старинными гротами, церквами, храмами, кельями, что сохранились до наших дней. Кроме этого, чудом на стенах остались орнаментальные и тематические фресковые росписи. 

Сейчас Инкерманский пещерный монастырь вмещает пять храмов, братский корпус, различные пещеры и хозяйственные постройки. Инфраструктура хорошо развита, есть удобный заезд и все необходимое для приезжих. Некоторые здания находятся в аварийном состоянии и посещать их не рекомендуется. Туристам разрешают подниматься на плато и наблюдать руины древней крепости. В таком случае перед ними открывается необыкновенная панорама окрестных долин и горных массивов, озер, карьеров и остальных природных творений.

. Въезжать на территорию транспортным средством нельзя, но рядом есть удобная парковка. Перед визитом позаботьтесь о специальной одежде, особенно это касается женщин. Повсюду царит тишина и спокойствие, литургии осуществляются на выходные и в праздники. Как правило, они проходят в семь утрам и в пять вечера. 

Что посмотреть?

Отдельно внимания заслужили церкви Пантелеймона Целителя и Святой Троицы. Их возвели непосредственно под нависающей отвесной стеной скалы Монастырской. Захватывающий вид такого творения не оставит никого равнодушным. Святая Троица считается самой главной постройкой, ведь в ней расположена рака с мощами Климента. Пантелеймоновский собор нужно посетить обязательно, его византийский стиль и алтарная часть, высеченная прямо в скале, останется надолго в памяти. Такие пейзажи стали источником вдохновения для творческих личностей.

Больше всего туристов привлекают именно пещерные святыни, что отличаются своей уникальностью. К храмам Андрея Первозванного, Мартина Исповедника,  Свято-Климентовской базилике проложен единственный вход. Крутая лестница ведет посетителей к просторным внутренним коридорам. Прорубленные окна и балконные двери пропускают солнечный свет как-то по-особенному. Попадая туда, обретаешь полное духовное спокойствие и умиротворение, чувствуешь себя на своем месте.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации