Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Христорождественский собор (липецк)

Христо-Рождественский кафедральный Собор в Липецке

Христо-Рождественский Собор в Липецке является кафедральным, храм в котором в основном проходят все самые важные события епархии и Богослужения во главе правящего архиерея митрополита Липецкого Никона.

Адрес храма: 398000 г. Липецк, пл. Соборная

Телефоны:

8 (4742) 27-04-78

Исторические сведения о храме: строительство собора начато в 1791 г стараниями помещика Петра Лукича Вильяминова. В 1835 году начато строительство пятиярусной колокольни, а в 1839 начато строительство трапезной части собора. Окончательно строительные работы были завершены в 1848 г. В 1831 г. Была обретена икона Божией Матери Липецкая Страстная связи с чудотворным прекращением эпидемии холеры. 14 и 23 марта 1922 г. Решением Липецкого исполкома собор был ограблен большевиками вывезены церковные ценности на суммы: 14.03.1922 – 12 960 000 рублей и 23.03.1922 на 61 960 000 рублей. В 1931 г. Собор был закрыт для верующих. До 1991г. Собор использовался как склад, а потом как музей. В 1991 г. Собор был возвращен Липецкой и Воронежской епархии и начато его возрождение. На сегодня собор полностью восстановлен и является основным местом архиерейских богослужений.

Храм является памятником культуры 18-го века.

Приделы храма: Никольский, Серафима Саровского, Кресто-Воздвиженский, Смоленской иконы Божьей Матери.

Святыни храма: икона и подрясник свщм. Уара 1-го еп. Липецкого, Липецкая Страстная икона Б. М. ковчег с мощами прпп. отцов Киево-Печерских.

Клир — священнослужители:

  • Настоятель – протоиерей Василий Бильчук
  • Клирик – протоиерей Владимир Романович Максимчук
  • Клирик – архимандрит Герман (Ледин)
  • Клирик – протоиерей Алексий Юрьевич Носач
  • Клирик – протоиерей Алексий Николаевич Гузенко
  • Клирик – иерей Виктор Владимирович Архипкин
  • Клирик – иерей Сергий Васильевич Гришанов
  • Клирик – иеромонах Севасиан (Черкасов)
  • Клирик – протодиакон Ефимий Павлович Дмитриев
  • Клирик – диакон Александр Владимирович Алёшин
  • Клирик – диакон Олег Мальцев

К Христо-Рождественскому собору г. Липецка приписаны:

  1. Часовня свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Липецка. Адрес: г. Липецк, пл. Революции.
  2. Домовой храм в честь иконы Божией матери Всецарица в областном онкологическом диспансере г. Липецка. Домовой храм в честь святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в СКО школе-интернате для слабовидящих детей 3-4 вида города Липецка

Описание объекта

Краткая историческая справка:

Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности. В 1931 году собор был закрыт. В 1991 году храм вернули верующим. Тогда же он стал кафедральным.

Икона Божией Матери «Липецкая» («Страстная») — древний, почитаемый чудотворным, список иконы Страстной Богоматери находится в приделе Христорождественского собора города Липецка. Местночтимый образ Липецкой епархии празднование иконе совершается 13 (26) августа (в день празднования Страстной иконы).

1. Христорождественский собор

2. Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности. В 1931 году собор был закрыт. В 1991 году храм вернули верующим. Тогда же он стал кафедральным.

3. площади города Липецка — Соборной

4. Здание Христорождественского храма типично для второй половине XIX века, его архитектурный декор выполнен с использованием барочных, классических и древнерусских элементов.

5. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского. Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Рождества Христова началось в 1791 году.

6. Храм 19 века

7. Храм отлично сохранен

Современное состояние

В настоящее время собор довольно органично вписывается в общий план архитектурной разработки главной площади Липецка.

Данный храм является одной из самых интереснейших и красивейших особенностей и достопримечательностей города. Он привлекает цельностью своего строения с архитектурной точки зрения. Все составляющие ансамбля составляют как бы единое целое:

  • сама церковь;
  • колокольня;
  • трапезная.

Важно знать: благодаря его необычному расположению на самой вершине холма, собор Христова Рождества можно увидеть с любого конца города. Композиция храма продумана и выполнена с необыкновенной простотой, лаконичностью, сдержанностью и ясностью

Композиция храма продумана и выполнена с необыкновенной простотой, лаконичностью, сдержанностью и ясностью.

Как добраться самостоятельно к храму Рождества Христова в Липецке:

Христорождественский собор находится в самом центре Липецка, так что к нему ведут, в буквальном смысле, все дороги. До самого города тоже добраться не сложно, через него идут многие поезда южного направления.

В летнее время их число, ко всему прочему, удваивается. И есть фирменный поезд, который так и называется — «Липецк», очень удобный: из Москвы с Павелецкого вокзала отправляется вечером, на станцию назначения прибывает утром.

На автомобиле из Москвы до Липецка тоже можно доехать довольно быстро. Из столицы выезжаете по трассе М4 («Дон»), весьма пристойной по своей пропускной способности, и после Ельца поворачивайте на Р-119.Тут уж недалеко — каких-нибудь 50—60 километров.

Архитектор и внешняя отделка собора

По официальной версии, проект здания разработал итальянский архитектор Томазо Адамини. Он являлся автором соборной части храма и колокольни. Стиль постройки можно определить как классицизм. В основе здания лежит двухъярусное построение. Первый квадратный уровень имеет несколько приделов, два прямоугольных престола и лоджии с колоннами.

У второго квадратного уровня нет приделов, по высоте он ниже первого яруса. Он украшен полукруглыми окнами с карнизом по нижнему обрезу. Золоченая глава купола придавала собору особый величественный вид.

На сегодняшний день здание собора выкрашено в солнечный желтый цвет, золоченый купол все так же украшает верхушку храмовой части. Белые колонны ярко выделяются на общем фоне. Тонкому высокому шпилю вторят похожие, но значительно ниже по углам здания.

Правила посещения собора

Перед посещением в храм необходимо выключить звук на мобильном телефоне или прийти вовсе без него. Разговаривать по телефону во время службы, отвлекаться на сообщения также не рекомендуется.

Перед посещением богослужений желательно прочитать Библию или Евангелие, настроиться на молитву. Необходимо проанализировать свою жизнь и поведение, продумать грехи, которые можно будет высказать на исповеди. Вспоминать стоит и хорошие моменты — все, за что можно поблагодарить Господа во время молитвы.

Одежда должна быть скромной, чистой, то же касается и обуви. Внешний вид человека влияет на его внутреннее состояние, и наоборот — чистые и опрятные одежды отражают чистые и скромные помыслы. Во всем внешнем виде должно олицетворяться спокойствие и умиротворение. В праздники лучше выбирать светлые одежды, а в дни траура — темные.

Женщины должны приходить в храм в юбках ниже колена и с покрытой головой. Мужчины же всегда должны обнажать голову в храме. Шорты не разрешается надевать ни мужчинам, ни детям старше 7 лет.

Входя в церковь нужно трижды перекреститься и можно прочитать молитву “Отче наш” или же просто произнести “Господи помилуй”. Во время молитвы и крестных знамений стоит обращать взгляд к своду храма.

На службу стоит приходить вовремя или заранее, не курить вблизи храма, не вести разговоров о личных делах и проблемах. В мыслях должна воцариться тишина и благоговение. Молитва должна совершаться про себя или шепотом, так же и с пением. Нельзя уходить из храма во время богослужения, лучше дождаться его окончания. Во время службы также не стоит ходить по храму, ставить свечи и разговаривать.

Уникальная колокольня

Несколько десятилетий ушло на сооружение уникальной колокольни, в состав которой вошли 8 колоколов. Проект колокольни утвердили в 1822 году, в 1825 году начали его осуществление, и только к концу 1835 года строительству подошло к концу.

Императрица Екатерина Вторая лично интересовалась этим строением, которое возводилось под руководством архитектора Томазо Адамини после благословения Воронежского епископа Иннокентия.

Интересно! 10 лет ушло на создание пяти ярусов, каждый из которых украшен уникальной красоты портиками, арками. К концу строительства высота колокольни достигла более 60 метров.

В середине 19 века были установлены башенные часы, которые отслужили около 50 лет и замолкли более чем на столетие.

В 1970 году установили новый часовой механизм, имеющий музыкальное сопровождение, выпущенный на Петродворецком заводе по дизайну коренного жителя В.И.Неминущего. После строительства колокольни приступили к возведению трапезной.

Интересные факты

Имеющаяся здесь священная икона Страстной липецкой Божией Матери — истинная городская реликвия. Когда в 1831 году на население Липецка напала страшная болезнь холеры, люди начали умирать десятками, все жители города в коленнопреклонной молитве просили у Пресвятой Богородицы спасения и избавления от этого страшного проклятия.

Священнослужители совершили крестный поход с иконой. Двое суток липчане постились и молились об избавлении от эпидемии, и произошло настоящее чудо. Холера исчезла бесследно.

Такое исцеление Липчане запомнили на века. В настоящее время, как и почти двести лет назад, икона помогает исцеляться от ужасных недугов верующим.

История соборной колокольни

Решение возводить данное сооружение приняли в 1825 году. Задумано строительство колокольни в строгом классическом стиле. Окончательно строительство было завершено только спустя 10 лет.

Полезно знать: из восьми размещенных на колокольне колоколов, один был весом 489 пудов, который смогли перелить только в 1900 году, после чего он стал весить 558 пудов 10 фунтов, что приблизительно равняется 9 тоннам.

Столь продолжительное время на возведение части храмового комплекса ушло на строительство пяти ее ярусов, украшенных различными формами, портиками, дугами и другими архитектурными элементами украшения. Общая высота всей колокольни составляет около 90 аршин.

Другие церкви Липецка

Также в городе располагаются еще четыре церкви, которые не должны оставаться без упоминания. Ведь у каждой из них есть своя история, непохожая на другие.

Храм Всех Святых

В Липецке есть церковь на 15 микрорайоне, на улице Водопьянова 19.

Храм имеет довольно внушительные размеры. Настоятельствует в соборе отец Владимир, который находиться там со времен его строительства в 2002 году, которое было осуществлено под руководством архитектора В. Рублева. Идеальные пропорции приводят жителей города в восхищение — церковь состоит из пяти куполов и одной примыкающей высокой колокольни.

Проехать мимо церкви точно не получиться, ведь постройка по древним традициям идеально вписалась в современный спальный район.

Храм Сергия Радонежского

19 микрорайон, а именно, улица Московская дом 30, знаменита Приходом Сергия Радонежского . Настоятелем там является протоиерей Сергий Николаевич Косых.

Строительство двухъярусного храма ведется с 2006 года и по сей день, но это не мешает православной церкви быть действующей. Она принимает своих посетителей ежедневно, кроме понедельника.

Престольные праздники там проходят дважды:

  • Сергия Радонежского — Июль 18 (Обретение честных мощей), Октябрь 8 (Преставление);
  • Преподобного Сергия, игумена Радонежского — 18 июля, 8 октября.

Спасо-Преображенская церковь

Строительство Спасо-Преображенского храма в Липецке было начато в 1808 году, но потом его закрыли в 1937 году. Власти репрессировали священнослужителей. И, наконец, вновь открыли святыню в 1946 году, она действует и в настоящее время. А в 1989 году церкви вернули колокола.

К настоящему времени храм Преображения полностью отреставрировали и провозгласили памятником истории и культуры 19 века.

Адрес: Липецк, улица Папина, дом 1. Находится церковь почти на центральном рынке.

Храм Святого Уара

Храм назван в честь первого епископа Липецка, священномученика Уара. Настоятель храма на данный момент — протоиерей Александр Суриков. Решение о строительстве было принято в 2007 году. Тогда епископ Никон благословил возведение храма Святого Уара.

Уникальность храма состоит в том, что он будет исполнен в греческом, а точнее в новоафонском стиле. Само здание по высоте составляет 36 метров.

Пока еще недостроенная, но уже работающая церковь, находится на улице Стаханова 28 города Липецка.

Архитектурные особенности

Стиль современного строения православного сооружения — классический с оригинальной 2-х ярусной объемной композицией. Апсида с полукруглой формой примыкает к первому квадратному двусветному ярусу храма, а вокруг располагаются три придела, имеющие одинаковую прямоугольную форму.

Сам храм увенчан позолоченным обширным куполом, который воссоздает величественность данного сооружения, несмотря на его простоту в стилистическом дизайне строительства.

Фасады с северной и южной стороны, относящиеся к первому ярусу, увенчаны лоджиями с необыкновенными колоннами. Ровно посередине между колоннами располагаются двери двупольной структуры, над которыми врезано окно полуциркульной формы со второй степенью освещенности.

Это интересно: кроме всего прочего, храм имеет два крыльца, расположенных с северной и южной сторон.

Более того, собор имеет несколько приделов:

  • Придел Николая Чудотворца
  • Придел Серафима Саровского;
  • Кресто-Воздвиженский придел;
  • Придел Смоленской иконы Божией Матери.

Все остальные прелести данного сооружения можно по достоинству оценить во время проведения священных богослужений либо во время святых праздников, когда, например, во время служения на Рождество или на Крещение, собирается в храме основная часть населения г Липецка.

Судьба во время революции и советское время

В дореволюционное время храм Рождества Христова считался центральной частью Липецка, а также основной достопримечательностью, притягивающей к себе всех гостей города, туристов и родных жителей.

Но, к сожалению, несмотря на всю свою историческую и культурную ценность, Христорождественский собор после революционного движения в 1917 году стал лишь одним из множества православных реликвий, которые рассматривались новой властью как доступный источник богатой наживы.

23 февраля 1922 года власти утвердили секретный протокол с постановлением о полной проверке и инвентаризации церковного имущества во всех православных храмах Липецка. Основная цель власти была направлена на составление точного отчета об имеющейся церковной утвари, выполненной из золота и серебра. После чего власти, выдумав несуществующее «голодное время», объявили о проведении пожертвований в помощь голодающим и начали изымать все церковные ценности.

Согласно указу из Москвы от 14.03.1922 года, исполком начал формировать специальную комиссию для изъятия церковных ценностей.

Возьмите на заметку: приняли решение начинать изъятие именно с Христорождественского храма, так как он считался одним из самых богатых православных сооружений.

К выполнению своей работы комиссия исполкома приступила 16.03.1922, но встретила протест со стороны 200 человек — неравнодушных людей и верующих прихожан данного собора, считающих всех членов, входящих в состав этой комиссии, антихристами и предателями Всевышнего.

Состав членов комиссии ретировался и совершил попытку оказания давления на священнослужителя Суворова и членов церковного совета с целью склонения их к добровольному сотрудничеству. Но их попытки оказались напрасными. После этого власти направили в помощь отряд красноармейцев, которые с применением силы провели реквизицию собора.

В дальнейшем «народная власть» утвердила кампанию по проведению закрытия храма в 1931 году. На протяжении всего этого времени члены Липецкого городского совета готовились закрывать храм для верующих и богослужений. Одновременно с этим самая верхушка власти думала, на какие цели пустить отобранное у православного народа здание церкви.

Первоначальная идея властей по использованию здания храма была направлена на размещение там рабочих, но после подсчета всех необходимых вложений для требуемой перестройки, власти решили использовать здание для создания в нем театра. Но театр так и не был создан, а сделали хранилище для зерновых и овощных культур. В трапезной части собора был размещен музей краеведческой направленности. Но верующий народ не терял надежду и продолжал бороться за восстановление храма и возвращение их прав.

Обратите внимание: в полноправное пользование и проведение священных богослужений храм был возвращен православному народу в 1991 году.

И наконец, по воле Всевышнего, появились лица, имеющие свои влияния в верхних кругах и заинтересованность в восстановлении православного Христорождественского собора. Ремонтными работами и восстановлением храма занялся Л.Е. Рудаков, случилось это в период с 1957 по 1958 год.

Строительство трапезной

В 1841 году трапезная соединила главный храм и колокольню в единый соборный ансамбль, автором проекта которого значится архитектор из Тамбова Шубков, козловским купцом Захаром Ефимовым были выполнены работы по установке иконостасов, иконы для них написал Иван Павлов.

В 1843 году мещанином Алексеем Козловым велись работы по нанесению позолоты на иконостасы, а живописцем писались святые образа для трапезной.


Богослужение в Липецком кафедральном соборе

Высокий цоколь, три нефа, два света — отличительные черты новой постройки. Декор ранее построенной колокольни и приделов повторяется в трапезной, пилястры и карнизы на втором этаже перекликаются с оконными наличниками.

Описание

Фото с wikipedia.org

Христорожде́ственский кафедра́льный собо́р — православный храм, расположенный на центральной площади города Липецка — Соборной. Архитектор — Томазо Адамини .

Строительство

Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского.

Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Рождества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца.

Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году.

В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а завершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году.

Соборная площадь

После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840—1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Иванович Калугин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка.

Собор в советские годы. Музей

В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности.

В 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое состояние. Поэтому при создании главной площади города — Ленина (ныне — Соборной) встал вопрос о его сносе. Чтобы не потерять  памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей (активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков).

В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцовом часовом заводе. Циферблат спроектировал липчанин В. И. Неминущий .

В 1991 году храм вернули верующим. Тогда же он стал кафедральным.

Святыни храма

Среди особых храмовых святынь, находящихся в соборе в настоящий момент, следует назвать Икону Божией Матери Страстная «Липецкая». В 1831 году, когда эпидемия холеры свирепствовала в Липецке и уезде, липчане со слезами обратились к Пресвятой Владычице, прося у неё избавления от страшной болезни. Совершён был крестный ход с иконой, и после нескольких дней поста и домашней молитвы, эпидемия прекратилась. Липчане приписывали такое благотворное воздействие чудотворной Страстной иконе Божией Матери. По молитвам у неё получали помощь и исцеления.

Напротив иконы Божией Матери, с левой стороны, в таком же киоте со всходами расположена икона сщмч. Уара, епископа Липецкого, причисленного к лику святых на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году.

Также святыней является рака с 81 частицей мощей Киево-Печерских чудотворцев из Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской лавры. Рака выполнена из красного дерева и находится под резной дубовой сенью с множеством хрустальных лампад.

  1. ↑ Авторство Адамини оспаривается, так как не сохранился проект и другие оригинальные документы по храму. Основной аргумент противников в том, что архитектурный стиль собора не соответствует другим работам итальянского зодчего
  2. ↑ О сопротивлении изъятию ценностей в Липецке (Отчеты Липецкого укома. 1922 г.)
  3. ↑ Колтаков В. М. Липецк. Страницы истории. — Липецк: Липецкое изд-во, 1991.
  4. ↑ Русские Церкви

Время разрушения и восстановления

Для большевистской власти в 1917 году жемчужина Липецкого края являлась одной из средств наживы. 23 февраля на основе секретного протокола все храмовые ценности решено было экспроприировать для голодающих, но 16 марта, когда антихристы подошли к собору, их встретил заслон из 200 людей.

Напрасными оказались попытки властей давить на сознание настоятеля храма Суворова, после чего пришли красноармейцы и силой ограбили собор, который в 1931 году и вовсе закрыли. Часть святых образов и распятие после войны передали в храм Преображения Господнего.

Красивейшее здание города вначале хотели переоборудовать под театр, но пожалели денег и просто устроили в святом месте зернохранилище, а в помещении трапезной поместили краеведческий музей.

  • 1991 год стал временем возвращения святыни православному люду края.
  • В 1994 году перед кафедральным собором был установлен поклонный крест, дань памяти святителей Кирилла и Мефодия.
  • 2002 год ознаменовался преображением внутренних помещений, когда были положены полы из мрамора, а деревянные иконостасы покрыли сусальным золотом.
  • В 2003 году липецкому Христорождественскому собору был возвращен чин кафедрального, владыкой Никоном, главой Липецкой митрополии, часто проводятся богослужения, собирающие тысячи прихожан.

Строительство

Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен
по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего
синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского.

Valery Ilin @ Foursquare

Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной
соборной церкви Рождества Христова началось в 1791 году. Возведение
храмовой части Христорождественского собора в основном было
завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не
сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные
части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году
соборная церковь была вновь открыта усердием многих
благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол
нового храма — во имя святого Николая Чудотворца.

Nativity of Christ Cathedral in the Lenin square. Lipetsk 2002 — Tiigra @ Flickr

Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25
мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму
от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней
Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка.
Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был
освящён в 1816 году.

В 1822 году было принято решение о возведении соборной
колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле.
Строительство её было начато в 1825 году, а завершено в 1835 году.
В начале XX века на колокольне Христорождественского собора
насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и
отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году.

Фарфоровый иконостас Христорождественского собора — andrey panisko @ Flickr

После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв
в строительстве собора. И только когда разные по высоте и массе
объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата
постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840—1842
годах, руководил работами протоиерей Андрей Иванович Калугин. Два
престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы
Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения
Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством
трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного
соборного храма Липецка.

Night lights — Unicorn.mod @ Flickr

История строительства Христорождественского собора Липецка

На фото: Вид Христорождественского собора с Дворянской улицы — самой фешенебельной в городе. Дореволюционная открытка.

Строительство храма Рождества Христова в Липецке

История каменного Христорождественского собора Липецка начинается только в 1791 году, когда было начато строительство храма. Возведение основной части храма (без трапезной) завершилось в общих чертах уже в 1803 году. Но вскоре случился пожар, от которого новопостроенное (и еще не освященное) здание сильно пострадало. Исправление повреждений, нанесенных огнем, заняло около двух лет.

И вот, в 1805 году совершилось, наконец, освящение северного престола во имя святителя Николая. Однако работы предстояло еще много. В храме уже шли регулярные богослужения, а в это время продолжалась роспись стен и сборка центрального иконостаса.

Важнейший этап строительной эпопеи завершился в 1807 году освящением главного престола Христорождественского храма. И с этого момента к нему перешли от Вознесенской церкви функции городского собора.

К 1835 году завершилось строительство соборной колокольни Христорождественского храма. Ансамбль оформился. Великолепный храм с обширным куполом и портиками и строгая, классических очертаний отдельностоящая колокольня. Такой Соборная площадь запечатлена на рисунке В. А. Жуковского, сопровождавшего в 1837 году своего воспитанника, цесаревича Александра Николаевича, в его образовательном путешествии по стране.

Интерьер собора, по отзывам современников, был великолепен, в своем роде напоминая картинную галерею.

В 1902 году весь соборный храм стал теплым благодаря устройству парового отопления. Не чуждались соборяне и иных технических новшеств, устроив электрическое освещение (на 800 лампочек) и водопровод. При соборе имелась библиотека, за богослужениями пел прекрасный хор, действовала церковноприходская школа, где учились в разные годы от ста пятидесяти до двухсот детей.

Архитектурный ансамбль собора

В 1805 году на Соборной площади хотели разместить ряд гостиниц, но проект так и не завершили. Окончательный ансамбль был сделан по проекту Н. Ф. Бровкина в 1958 году. Решено было построить здание Дома Советов, и жилых домов, по обеим сторонам от него. Бровкин, создавая проект для площади, полностью ориентировался на архитектурную стилистику храма. Это было верным решением, ведь ансамбль стал одним из лучших в Липецке.

Соборная колокольня

Строительство колокольни длилось 10 лет. Это объясняется тем, что она состоит из пяти ярусов, украшенных разными архитектурными элементами: формами, портиками и другими. Один из колоколов весит приблизительно девять тонн.

Башенные часы

В конце 1970-х годов на высоте в 30 метров установили часы с музыкальным боем. Механизм часов разработал Петродворцовый завод, а дизайн циферблата — В. И. Неминушин.

История строения

Каменный храм начали строить в 1791 году, но как только работы подошли к завершению в 1803 году, новострой был уничтожен сильным пожаром.


Христо-Рождественский кафедральный собор в Липецке

Щедрые пожертвования жителей города и близлежащих сел помогли воздвигнуть уникальной красоты собор Рождества Христова в Липецке в 1805 году, освятив летом того же года придел святого Николая Угодника, в котором и начались первые богослужения.

Главный Рождественский престол был закончен и освящен протоиереем Иоанном (Пановым) в 1807 году. Целых 9 лет длилось строительство третьего придела, его освятил в 1816 году архимандрит Козловской Свято-Троицкой обители Анастасий.

В 1896 году при кафедральном соборе в церковно-приходской школе обучалось около 200 детей, а их учитель жил в цокольном школьном помещении.

Каждый день совершались панихиды в 1898 году в левом приделе храма у склепа преподавателя духовного училища Липецка, настоятеля Софийской домовой церкви Иоанна Рождественского.

Интересно! При посещении Христорождественского собора поклонение у могилы отца Иоанна считалось правилом для липчан и гостей города.

В 1903 году при храме работала собственная просфорня. В 1915 году приходская школа находилась под непосредственным руководством настоятеля собора, протоиерея Александра Суворова, занятия вели законоучителя протоиерей Павел Преображенский, псаломщик В.В. Петровский и учителя — сестры Бобылкины.

В храмовой библиотеке на то время хранилось более 100 уникальных духовных изданий. В 1902 году проведение парового отопление позволило проводить чаще зимние богослужения, в 1917 году к церковным постройкам подвели свет и воду.


Интерьер Христо-Рождественского собора

Помимо паникадил храмовые постройки освещали 800 лампочек. Трехъярусные паникадило украшали главный алтарь и трапезную, а в приделах висели двухъярусные люстры, с 20 свечами в каждой.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации