Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

История и деятельность храма преподобных зосимы и савватия в гольяново

Попугаи, иорданские сомы и рак

В саду у нас живут не только растения, но и рыбки.Все началось с того, что уборщица нашего приходского дома принесла из дома круглый аквариум с рыбками, и сад сразу стал уютней. Кто‐то предложил попугаев, я к батюшке обратилась: «Батюшка, а можно попугаев в сад?». Он ответил: «Ну, курятник тут еще разведите!» Пожурил, а потом через какое‐то время сказал: «Ну ладно, если хотите, заводите!». Но мы сами не стали, потому что попугаев надо выпускать, а у нас пролет тогда был открыт с третьего до первого этажа насквозь, и попугаи могли бы разбиться или улететь.

Потом кто‐то подарил о. Александру, большому любителю аквариумных рыбок, двух сомов иорданских, мраморных, красивых необыкновенно. Они были во фляге, задыхались, и мы с Олей стали искать им подходящий «дом». Оля в Интернете нашла, что продают старый аквариум, большой, на 250 литров. Батюшка дал нам денег, и мы его купили. Несколько лет сомы замечательно жили у нас в аквариуме, и рака нам потом о. Александр принес. Рак и сомы устраивали настоящие бои. Но по весне сомы сильно буйствовали, и так случилось, что однажды кто‐то забыл закрыть крышку после кормления, и один из сомов выскочил и разбился. Я была этим очень подавлена. Утешил меня о. Александр. В слезах пришла в храм, он как раз шел, закончив служить панихиду. Подошла к нему, рассказываю, а он так серьезно посмотрел и сказал: «Ну, Царствие ему Небесное!» и улыбнулся, и у меня как‐то на душе легче стало. Второй сом потом еще долго жил и рак тоже, строгий был такой, шалостей с собой не допускал, чего он только не творил…Сейчас нам разрешили взять угловой аквариум, у нас там снова живут рыбки, золотые и маленькие сомики. С 2013 года за нашими аквариумами неизменно ухаживает Наташа, выпускница курсов «Введение в Православие», сейчас она пишет дипломную работу в «Иконописной школе». Стараемся мы поддерживать и аквариум на втором этаже, собираем на корм. В уходе за рыбками нам помогают дежурные приходского дома.

Информация для посетителей

Расписание богослужений

Гольяновская святыня доступна для посетителей каждый день с утра до вечера. Здесь можно посетить регулярные службы или заказать требы. Традиционно с понедельника по пятницу проводится по два богослужения:

  • 8:00 – Божественная литургия;
  • 18:00 – вечерняя служба.

По выходным и праздничным дням добавляется еще одна литургия в 10: 00.

Как добраться

Церковь преподобных Соловецких находится по адресу: г. Москва, ул. Байкальская, д. 37а. Добраться туда можно следующим образом: выйти на станции метро «Щелковская», а затем следовать автобусным маршрутом №3 или 68 до остановки «Храм Зосимы и Савватия».

Гольяновская церковь является той достопримечательностью, которую нужно обязательно посетить во время паломничества по московским святым местам. Несмотря на тяжелую долю и почти полувековое забытье, сегодня храм с радостью принимает верующих со всех уголков страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ангелы разрушенных церквей — Тихие Хранители Престола

    Говорят, что у алтаря освящённого храма всегда находится Ангел – Хранитель храма. Где хоть раз совершалась Божественная литургия и происходило причащение Святых Христовых Тайн, неколебимо, словно часовой, стоит Ангел Престола. Если дом Божий осквернён, разрушен, превращён в склад или тюрьму, он всё равно не сходит со своего места. Если полностью разрушен и стёрт с лица земли, а на том месте построен дом, дворец спорта иль шоссе – всё равно стоит и будет пребывать вечно. Пока не дождётся, когда на этом месте снова возведут храм и молитва вознесётся к небу.

Елена ЯЧМЕНЦЕВА

Фото: открытые источники

Духовно-просветительская деятельность

Помимо регулярных богослужений, храм преподобных Зосимы и Савватия активно занимается не только просветительской, но также социальной деятельностью. Как уже было сказано, при церкви открыта воскресная школа, куда могут поступить все желающие независимо от возраста. Те, у кого есть вокальный талант, могут стать участниками церковного хора или просто посещать кружок пения. Каждые выходные хористы поют на торжественных или поминальных службах.

По воскресеньям, после второй Божественной литургии, нынешний настоятель Роман Богдасаров проводит с прихожанами беседы. На них обсуждаются текущие проблемы, новости в мире православия, церковный устав, а также годовое расписание богослужений.

При гольяновской церкви работает молодежный клуб. Там регулярно встречаются единомышленники, которые ведут различные дискуссии на религиозную тематику или обсуждают актуальные жизненные вопросы.

Храм помогает малообеспеченным и многодетным семьям, предоставляет гуманитарную помощь неимущим, инвалидам, одиноким старикам. С февраля 2018 г. церковь является духовным центром Росгвардии – занимается окормлением столичных военнослужащих.

В храме действует паломническая служба, проводящая экскурсии по святым местам России и ближнего зарубежья.
Совет автора
При храме работает воскресная школа

Святыни

    Полный Деисисный чин некогда принадлежал одному сельскому храму Костромской губернии. Помог приобрести его для храма бывший однокашник настоятеля Владимира Тимакова по семинарии, будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв).

   В храме есть древний образ святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца. Так же особо почитаемая икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» с двунадесятыми праздниками. На обратной стороне иконы – печать с годом и автором написания – 1691 год, Сильвестр. Особенно дорога эта икона для отца-настоятеля, так как именно в этот праздник в 1955 году он был рукоположен во иерея.

    Голгофский крест сделан по образцу того креста, который находится в старообрядческой часовне московского Преображенского кладбища. Исходник был изготовлен византийскими мастерами и относится к XIV веку. Сведений о том, как он попал в Россию, практически нет. Стоит он у старообрядцев в часовне, которая так мала, что и обозреть его весь сразу можно только по частям. Из предания известно, что крест Христов был трёхсоставным: изготовлен из кедра, певка (сосны) и кипариса. Следуя этому образцу и воспроизвели такой же трёхсоставный крест для храма Зосимы и Савватия. Изготовлялся он в Сергиевом Посаде.

    Вся рельефная часть креста (Пречистое Тело Спасителя) выполнена из кипариса, сам крест – из сосны, табличка же с надписью – из кедра. В оригинале на кресте у старообрядцев надпись: «Царь Славы». На кресте гольяновского храма надпись изменили на упомянутую в Евангелии: «Иисус Назорей Царь Иудейский» — на еврейском, греческом и римском (латинском) языках. Крест расписала Татьяна Брягина, дочь знаменитых изографов Дмитрия и Евдокии. Крест в Гольянове украшен басмой, в оригинале басмы нет.

История

Храм и село Гольяново тесно связаны. Впервые название упоминается в XVII веке. Селом владел царь Алексей Михайлович.

Деревянная постройка

По приказу владельца в 1662 году построена деревянная церквушка, освящённая в честь чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, которые считаются покровителями пчеловодов. Её приход включал в себя не только Гольяново, но и окрестные деревни. Храм содержался на доходы от села Покровское и свечного завода, также организованного царем. Кроме этого, церковь имела десятую часть от сельских пашни и покоса.

Каменный храм

В начале XIX века владельцами села Гольяново стали князья Трубецкие. Новые хозяева вложили много средств и сил в обустройство усадьбы. В 20-е годы на месте деревянной постройки началось возведение каменного храма. Трубецкие оплачивали и лично участвовали в строительстве. Освящение каменного строения состоялось в 1842 году.

Советское время

В годы советской власти церковь была закрыта. В здании расположилась макаронная фабрика. Частично разобранная колокольня использовалась в качестве трубы. Позднее арендатором помещения стало химическое производство, хранившее здесь химические вещества.


Историческое фото церкви Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново

В результате хозяйственной деятельности внутреннее убранство было практически уничтожено, купола колокольни и четверика разобраны, гора шлака и мусора высилась выше кровли здания.

Восстановление церкви

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких была передана московской епархии в 1990 году. Благодаря усилиям настоятеля протоиерея Владимира Тимакова и слаженным действиям прихожан помещение церкви за неделю очистили от последствий хозяйственной деятельности светских организаций.

В настоящее время храм полностью восстановлен. На прилегающей к нему территории разбита живописная клумба с фонтаном, построено здание воскресной школы.

Слушатели

На взрослое отделение воскресной школы принимаются преимущественно лица православной веры, также возможно обучение лиц, не являющихся православными, но интересующихся верой и учением Православной церкви.

Слушатели, зачисленные на 1 курс по результатам собеседования и слушатели, сдавшие экзаменационную сессию, по решению коллегии считаются действительными слушателями. Взрослое отделение воскресной школы не располагает статусомвольнослушателя.

Действительные слушатели ВО ВШ должны ознакомиться и соответствовать требованиям Положений ВО ВШ, исполнять распоряжения директора воскресной школы и требования преподавателей и администрации ВШ.

Слушатели должны иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия

Слушатели обязаны бережно относиться к имуществу воскресной школы, следить за чистотой учебных помещений, и при необходимости, осуществлять влажную уборку в закрепленных за группой помещениях. Аудитории воскресной школы находятся в ведении директора воскресной школы и не могут быть использованы в иных целях без его разрешения.

Слушатели взрослого отделения ВШ оказывают также посильную помощь сотрудникам храма и преподавателям на праздники (освящение и раздача воды, куличей, яиц, организация и регулирование потоков посетителей, и т.д.) и в проведении общешкольных мероприятий.

Смерть художника оборвала начатый труд

    Огромный купол храма позволил воспроизвести купольное изображение Вседержителя из Ферапонтова монастыря. Шесть из восьми фигур архангелов в барабане и изображения четырех евангелистов в парусах также являются реконструкцией, адаптированной к архитектурным особенностям храма. Материал ферапонтовских росписей использован и при разработке композиций «Рождество Христово» и «Сошествие во ад» расположенных, соответственно, на северной и южной стенах четверика.

    За основу Спаса-Судии в изображении «Страшного Суда» на западной стене четверика, полностью утраченного в ферапонтовской росписи, взято решение этого образа Андреем Рублёвым. Не законченный образ «Спаса-Судии» во фреске «Страшного Суда» принадлежит кисти Гусева. Смерть оборвала начатый грандиозный труд изографа. После смерти художника какое-то время храм продолжала расписывать его дочь, а трапезную часть храма — семейство Брягиных. Помимо Гольяновского храма ими были завершены работы по росписи храма великомученика и целителя Пантелеимона клиники Российской Академии Наук в Ясенево — приписного храма к Гольяновскому приходу.

«Райский сад»

Помещение под зимний сад было запланировано в нашем приходском доме с самого начала: небольшая угловая зала на третьем этаже под покатой крышей. Отец Владимир в проекте просил предусмотреть и окна в наклонном потолке для дополнительного освещения, и сквозную нишу высотой в три этажа для гигантского аквариума (от него, правда, пришлось отказаться по соображениям безопасности и другим причинам). По его молитвам, с его деятельной помощью сад за 18 лет своего существования постепенно наполнился цветами и приобрел свой нынешний вид. На совсем небольшой площади в нем собрано более 200 растений. А первые обитатели в нем появились следующим образом. Летом 2000‐го года в июле месяце мы собирались в паломническую поездку на послушание в Нило‐Столобенский монастырь на Селигере. Когда я брала благословение на поездку у о. Владимира Тимакова, он возражал, говорил, что у нас здесь много работы, приходской дом сдан, надо его осваивать, помогать в уборке. Я ему пообещала, что как только приедем с Селигера, будем помогать в новом приходском доме. И когда приехали из поездки, с радостью включились в работу в своем новом приходском доме. Где‐то ранней осенью в храм привезли (мы там работали, чистоту наводили) два больших цветка, один – Фатсия японская, а другой – Фикус пестролистный (Фикус каучуконосный пестрый, сорт «Тинеке»). У меня сразу зародилась мысль: я спросила о. Владимира, нельзя ли поставить эти цветы в помещение для Зимнего сада на третьем этаже, потому что в храме они загораживают окна, становится темно, и вообще им в храме не место. Он ответил: «Если у тебя хорошие отношения с комендантом, пожалуйста. Попробуй!». Комендантом тогда был Александр Федорович, отношения у меня с ним были хорошие, я у него попросила разрешения перенести эти два цветка. С этих двух растений и начал собираться Зимний сад. Фатсия была красавица, росла очень долго, но потом, к сожалению, погибла: это растение не любит коммунального соседства, а у нас цветов становилось все больше и больше. А фикус до сих пор растет. Это – старейшее растение Зимнего сада, ему уже более 25 лет.

Постепенно, – я так полагаю, что по воле Божией, по молитве о. Владимира, – сад наполнился цветами: и я из дома приносила, и мои друзья и знакомые, и прихожане наши; появилась и садовая мебель, и инвентарь, и аквариумы. Сад всем нравится, и, думаю, не будет преувеличением сказать, что каждый хочет внести свою лепту в его украшение.

Описание храма

Арки ворот украшены мозаикой с цитатами из Священного Писания. Роспись храма в стиле фресок 17 века начали с трапезной части. Приглашены были потомственные признанные мастера Брягины. Работа продолжалась 15 лет.Предел в честь Живоносного Источника был устроен после того, как храм был открыт вновь. В этом месте не было предела, а находился источник. Ключ, который бил из земли. К моменту открытия храма ключа уже не было.

Необычная фреска пророк Давыд. Чтобы расшифровать ее изображение нужно знать писание Ветхого Завета.

Другие сюжеты росписи трапезной храма напоминают о житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Если судить по писаниям, то Зосим и Савватий друг с другом не пересекались. Тем не менее один святой продолжает начинания другого. Устраивает на Соловках монашескую обитель. Каждое воскресное богослужение в храме совершается акафист преподобным Зосиму и Савватию.

Четверик главного предела расписан известный мастером иконокопиистом Владимиром Гусевым. Это его последняя предсмертная работа. Не закончив несколько фресок, художник преставился и был отпет в храме. Работу продолжила его дочь. К 2005 году все работы были завершены. Иконы для вновь устроенного иконостаса пожертвовал настоятель храма протоиерей Владимир Тимаков. Многие иконы были собраны задолго до того, как ему вверили этот храм на реставрацию. Он собирал эти образа сам, длительное время.

В церкви нет ни чтимых икон. Каждая икона имеет свое особое место и почитание. Распятие сделано по образцу креста, который находится в старообрядческой часовне московского Преображенского кладбища. На настоящем кресте написано: «Царь славы». На гольяновском кресте надпись изменена: «Иисус назорей царь иудейский». На латинском, еврейском и греческом языках. Как написано в Евангелие.

В храме стоит не один ковчег с мощами. Все их назвать невозможно. Есть мнение, что тут присутствуют частицы мощей почти всех святых. Есть даже вмонтированные в иконы.

Больше двадцати лет прошло с тех пор, как открылся храм для богослужений. Церковь открыта на протяжении всего дня. Можно прийти помолиться. Просто походить или посидеть на территории. Подумать о вечности, смысле жизни и обратиться к Богу.

При церкви имеется воскресная школа для взрослых и детей. Маленькие прихожане изучают Закон Божий. Открыты мастер-классы и кружки:

  • церковнославянский язык;
  • церковное пение;
  • английский язык;
  • резьба по дереву;
  • рукоделие для девочек;
  • настольные игры, шашки, шахматы;
  • рисование.

На взрослом отделении занятия проводятся 2 раза в неделю. Прихожане прослушивают дисциплины:

  • Ветхий и Новый Завет;
  • богословие
  • история православной церкви
  • Катехизис;
  • иконоведение.

Современное состояние

В храме ежедневно проводятся богослужения. По будням в 8 часов — исповедь и Божественная литургия, в 18 часов — вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни служатся две Божественные литургии (в 7 и 10 часов). Для детей и их родителей действует воскресная школа.

Для желающих петь в церковном хоре проводятся занятия по вокалу и церковному пению. В субботу и воскресенье народный хор принимает участие в пении на молебнах и панихидах.

Каждое воскресенье после поздней литургии проводятся беседы с настоятелем храма священником Романом Богдасаровым о годовом богослужебном круге, церковном уставе и насущных жизненных проблемах.

В молодёжном клубе при храме каждую неделю проводятся встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни православных христиан.

Паломнической службой храма осуществляются поездки к святыням Православия в России и за рубежом.

Храм на постоянной основе окормляет духовно и материально около трехсот многодетных и малообеспеченных семей, инвалидов и людей в тяжёлой жизненной ситуации.

История строительства

https://youtube.com/watch?v=jg1G22psSBM

Истории храма и поселения Гольянова неразрывно связаны друг с другом. Впервые название местечка прозвучало в середине XVII столетия как земельное владение царя Алексея Михайловича.

Приблизительно тогда же здесь была поставлена небольшая церковь из дерева, освященная в честь Зосимы и Савватия, иноков Соловецкого монастыря, признанных чудотворцами. Царь пожаловал храму землю под пашню и покосы, а прихожанами были жители окрестных деревень, всего 58 дворов.

Через сто лет село Гольяново, вошедшее в распоряжение Главной дворцовой канцелярии, управлявшей всеми хозяйственными вопросами двора, было продано в частные руки, как не приносившее дохода. С 1811 года его владельцем стал надворный советник И.Н. Трубецкой.

Потеряв в московском пожаре 1812 года столичную усадьбу, князь с супругой обосновался в подмосковном имении Гольяново. С этого момента жизнь тихого села забурлила.

Храм Зосимы и Савватия в Гольяново до реставрации

Помимо преобразований в усадьбе, связанных с реконструкцией дома, разбивкой парка, созданием огромного пруда, И.Н. Трубецкой строит каменный храм Зосимы и Савватия в Гольяново. Освящение происходит в 1842 году. Рядом с храмом из земли бил источник ключевой воды.

В советское время храм был закрыт, а в его стены въехала макаронная фабрика, которую сменила химическая лаборатория. Из-за воздействия реактивов на настенную роспись, она была полностью утрачена.

В негодность пришли даже кирпичи. Колокольня была переделана в печную трубу для фабрики, а шлак ссыпался на территории предприятия. Переданные в руки церкви руины с захламленной территорией года представляли собой печальное зрелище. Прихожане пришли на помощь, и через неделю на расчищенном пространстве состоялась первая служба.

Это интересно: Церковь Николая Казацкого в Путивле

Иорданские вайи

Почти все наши растения имеют примечательную исто‐ рию. Многое пожертвовано пожилыми прихожанами, как на‐ ши первые цветы – Фатсия и пестролистный Фикус, или наш великолепный краснолистный Кротон (Кодиеум пестрый сорт «Экселлент»). Отец Владимир передал нам два больших ко‐ фейных деревца с зернышками кофе, которые ему подарили. Финиковая пальма рядом с Владимирской иконой над дива‐ ном – из Иерусалима, подарок заведующей кинолекторием Ларисы, попала в сад маленьким деревцем. Отец Геннадий, служивший в нашем храме, сначала скептически относился к саду, но потом переменился и подарил нам редкий тогда кра‐ сивый маленький Замиокулькас «Zamicro» (Замиокулькас введен в культуру только в 1996 году и в нулевые годы был в Мо‐ скве большой редкостью). Высокий роскошный узколистный Кротон (Кодиеум пестрый придатковый, пестролистная раз‐ новидность) – подарок нашей прихожанки, был выращен ею из семечка. Разные виды алоэ – тоже выращены из семян, им уже 10 лет. Пышная лиана Артолохия (Кирказон) высотой почти 4 метра выращена из маленького черенка, который мне подарили. Из маленького черенка – и прекрасная пестролист‐ ная Шеффлера высотой более двух метров, ей уже более 15 лет.
В саду собрано несколько видов Драцен. Старому «Гене‐ ралу» с бело‐зелеными «лампасами» (Драцене отогнутой пе‐ строй), уже больше 15 лет. А упирающаяся в потолок Драцена душистая через год или через два цветет, выбрасывая огром‐ ную кисть с цветами, которые благодаря сквозному проему на нижний этаж пахнут на весь приходской дом.В саду сформировалась целая коллекция Диффенбахий, некоторым из них более 15 лет. И хотя иногда их называют гигантскими тропическими лопухами, они очень декоратив‐ ны, и их темнозеленая с кремовым узором листва и извили‐ стые стебли служат настоящим украшением сада.За почти 20 лет своего существования сад стал очень разнообразным. В нем собраны растения, принадлежащие к более чем 70 разновидностям. Экскурсовод Ирина Витальевна, которая водит экскурсии по храму, приводит экскурсантов и в наш сад, посещают нас и слушатели после концертов и лекций, и все удивляются и разнообразию растений в нашем «рай‐ ском» саду, и их большим размерам. Сад – украшение не только нашего храма, но и жемчужина Гольяновского района Москвы. Мы надеемся, что в дальнейшем наша коллекция будет сохранена и пополняться.

Современное состояние

В храме ежедневно проводятся богослужения. По будням в 8 часов — исповедь и Божественная литургия, в 18 часов — вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни служатся две Божественные литургии (в 7 и 10 часов). Для детей и их родителей действует воскресная школа.

Для желающих петь в церковном хоре проводятся занятия по вокалу и церковному пению. В субботу и воскресенье народный хор принимает участие в пении на молебнах и панихидах.

Каждое воскресенье после поздней литургии проводятся беседы с настоятелем храма священником Романом Богдасаровым о годовом богослужебном круге, церковном уставе и насущных жизненных проблемах.

В молодёжном клубе при храме каждую неделю проводятся встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни православных христиан.

Паломнической службой храма осуществляются поездки к святыням Православия в России и за рубежом.

Храм на постоянной основе окормляет духовно и материально около трехсот многодетных и малообеспеченных семей, инвалидов и людей в тяжёлой жизненной ситуации.

Растениеводство в Соловецком монастыре

165 км до Полярного круга, холодные ветра, ледниковые валуны, сосново‐еловые, частью заболоченные леса… Ученые определяют растительный мир Соловецких островов как притундровые леса и лесотундровые криволесья, район Крайнего Севера. Писатель и путешественник Василий Иванович Немирович‐ Данченко (1844–1936), посетивший Соловецкий монастырь в 1872 году, писал в своей книге «Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами» (Санкт‐Петербург, 1875): «Возвращаясь после купанья, я случайно наткнулся на монастырские огороды. Между грядами копался главный ого‐ родник, малорослый, горбатый, колченогий, но с удивительно добрым выражением неказистого лица. Ватный черный клобук был вздернут на затылок, и как‐то набекрень. … Тут росли: лук, капуста, картофель, огурцы, морковь, редька. Это под 65° с. ш., а еще говорят, что огородничество невозможно в Архангельской губернии. Несмотря на неблагоприятное лето – холодное и сухое – овощ шла превосходно. Мы разговорились.– Я вячкой. Из крестьян. Крепостным был – теперь иеромо‐ нах. Вот огородом заправляю… Что ж, поживите у нас, мы гос‐ тям очень рады. … – Огороды у нас первый сорт. Ничего в городу не покупаем. Все, что нужно монастырю, здесь есть. От сиверка мы лесом защитились. Одначе и Господь помогает, потому у нас хозяева такие, угодные ему – Зосима и Савватий. Хорошие хозяева, блюдут свой дом и стадо свое охраняют!… Мы невольно любовались хорошо содержимыми огородами.– У нас еще в Макарьевской и Савватьевской пустынях ого‐ роды есть. Арбузы, дыни, персики и разную нужную ягоду в теплицах разводим; потому краснобаев у нас мало, зато работников да знающих людей много. Всякий свое дело несет. Со всех концов России к нам сходятся, ну, мы и присматриваемся, что где лучше, так и делаем!».

«Наконец, трое наших дрожек подъехали к Макарьевской пустыни. Это – прелестный уголок, затерянный среди лесистых гор в зеленой котловине ….Садовник‐монах, из крестьян, предложил нам посмотреть оранжереи и парники.Тут росли арбузы, дыни, огурцы и персики. Разумеется, все это в парниках. Печи были устроены с теплопроводами под почвой, на которой росли плодовые деревья. Таким образом жар был равномерен. Этим устройством монастырь обязан тоже монаху‐крестьянину.Оранжереи с цветами прелестны. В распределении клумб обнаруживаются вкус и знание дела. Я долго был тут, внимательно рассматривая все подробности этого уголка. Это – полярная Италия, как её метко назвал высокий посетитель…» Под заступничеством святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких насельники Соловецкой обители за столетия трудом и любовью преобразили суровую северную природу. Земля расцвела, как сад, «даде плод свой». Несмотря на все беды ХХ века, до наших дней сохранились посаженные в XIX веке кедры и яблони – деревья, неоднократно упоминаемые в Священном Писании, а также заросли лекарственного бадана толстолистного.Святые преподобные Зосима и Савватий Соловецкие широко известны как покровители пчеловодства. И неслучайно храм в Гольяново, освященный в их честь, был воздвигнут в XVII веке близ царской пасеки. Однако любой пчеловод знает: для того, чтобы получить вкусный и целебный мед, нужны хорошие травы – «медоносная база». Поэтому посев медоносных растений и уход за ними, – то есть работа на земле, казалось бы, с пчеловодством не связанная, – тоже находится под покровительством преподобных Зосимы и Савватия. Это наглядно показывают великолепный сад и зимняя оранжерея при нашем храме, которой в 2020 году исполняется 20 лет.

Характер занятий

Занятия носят лекционный характер с проведением практических семинаров или написанием рефератов (по усмотрению преподавателя). Упор делается на умение слушателей самостоятельно работать с материалами и готовиться к сдаче экзаменов за семестр.

Занятия проводятся два раза в неделю – по средам (2 лекции) и воскресеньям (3 лекции). При совпадении с кануном праздников возможен перенос учебных дней, о чем слушатели должны оповещаться заранее.

Начало занятий в среду – в 18.45, в воскресенье – в 17.00. Продолжительность занятий – 60 минут, перерыв после каждой лекции – 15 минут.

Преподаватель имеет право пригласить гостей (будущих слушателей) и разрешить присутствовать не более, чем на 2 лекциях с целью ознакомления.

Коллегия преподавателей

В состав педагогической коллегии ВО ВШ входит директор школы/настоятель храма, преподаватели, их ассистенты и сотрудники администрации.

Коллегия собирается на заседание не реже 3-х раз за учебный год: перед началом занятий (сентябрь), после осеннего семестра и зимней сессии и после окончания учебного года. В компетенции педагогической коллегии находятся вопросы организации педагогического процесса, введения и исключения учебных дисциплин, программ обучения по всем учебным дисциплинам, принятия/увольнения преподавателей иассистентов, назначения состава приемной комиссии, отчисления учащихся за неуспеваемость и по другим причинам по окончанию экзаменационных сессий и по иным вопросам.

Решения на коллегии принимаются путем открытого голосования и считаются принятыми, если за них проголосовало простое большинство голосов. При равенстве голосов решающее значение имеет мнение директора школы/настоятеля храма.

Тропарь, кондак и канон преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

Тропарь, глас 8:

Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце окияна моря, преподобнии отцы Зосимо и Саватие: вы бо крест Христов на рамо вземше, и усердно Тому последовасте, чистотою Богови приближившася, отнюду же и силами чюдес обогатистеся. Тем и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших, и умильно глаголем, о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Христовою любовию уязвившеся преподобнии, и Того крест на рамо взем понесше, божествене вооружившеся на невидимыя враги, и непрестанныя молитвы, яко копие в руку имуще, крепко победили есте бесовская ополчения: благодать Господню имеете, целити душа и телеса приходящих с верою к ракам мощей ваших, чюдес лучи испущающе всюду. Тем да зовем вам, радуйтеся преподобнии отцы Зосимо и Саватие иноком удобрение.

Библиотека Русской веры Канон преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам →

Читать онлайн

Смерть и воскресение

С приходом новой власти всё старое рушилось либо преобразовывалось, менялось. В начале 30-х годов ХХ века в Гольянове основали свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Церковь преподобных Зосимы и Савватия не стали ломать. Но службы, конечно, прекратили. Духовенство и прихожан выгнали. Зданию нашли другое применение. Его отдали под макаронную фабрику. Колокольню обезглавили и использовали как фабричную трубу для вытяжки дыма. Десятилетиями шлак из печей никуда не вывозился, а складировался на территории. Также в стенах храма долгое время располагалась химическая лаборатория. Там проводились опыты над крысами и кроликами. И химикаты хранили тут же. Со многими церквями после революции особо не церемонились, просто взрывали. В случае с церковью преподобных Зосимы и Савватия варварская эксплуатация стала для строения бомбой замедленного действия.

К концу марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернения, её вернули Русской Православной Церкви, но выглядела она ужасно. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней. На стенах не только не сохранились росписи, не осталось даже штукатурки. Кирпич пришлось стёсывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нём не могли. С территории храма вывезли сто двадцать вагонов всякого хлама.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации