Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Церковь в останкино троицы живоначальной: обзор, история и интересные факты

История

Храм – прекрасный памятник стиля «русское узорочье» – построен в 1677–1683 гг. на месте ранее существовавшего деревянного храма на средства кн. М. Черкасского. В 1683 г. был освящен Тихвинский придел, в 1691г. – придел прп. Александра Свирского, главный храм освящен в июне 1692 г. В 1878–1880 гг. храм был капитально отреставрирован, пристроена колокольня (арх. Н.В. Султанов). Тогда же был подновлен и уникальный резной девятиярусный центральный иконостас. В 1919–1935 гг. богослужения совершались в нижнем храме свт. Николая, затем храм был закрыт; в нем был устроен выставочный зал. Богослужения возобновлены 23 марта 1991 г.

Архитектурный стиль: Русское узорочье

Часовня свв. равноапп. Кирилла и Мефодия при Международном славянском институте

Открыта ежедневно с 9.00 до 19.00.

Ст. метро: «Алексеевская»

Почтовый адрес: 129085, Москва, ул. Годовикова, 9, стр. 25.

Телефон: 8-495-602-46-76

Проезд

Общественным транспортом: до станции метро «Алексеевская», далее пешком до ул. Годовикова, 9, стр. 25. Центральный  вход в Международный Славянский институт.

На машине: от станции метро «Алексеевская» по ул. Проспект Мира в сторону центра, через 500 метров поворот направо на ул. Широкий проезд. Далее до ул. Годовикова.

История

в 2006 году по инициативе ректора (МСИ) Смирнова Кима Алексеевича была выделена аудитория под обустройство православной часовни. В январе 2007 года игумен Феофилакт (Безукладников) совершил освящение часовни в честь равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Архитектурный стиль: домовая часовня.

Святыни: храмовая икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Богослужение: каждый вторник в 12.00 совершаются молебны и заупокойные литии.

Часовня Успения Пресвятой Богородицы на Останкинском кладбище (строящийся храм)

Ст. метро: «ВДНХ».

Почтовый адрес:  127427, Москва, пр. Дубовой Рощи, д.3.

Телефон:(495)-616-50-05 (староста).

Проезд

Общественным транспортом: «ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73.

На машине: от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке налево до ул. Проезд Дубовой Рощи к Останкинскому кладбищу 200 метров.

История 

По просьбам родственников погребенных православных христиан на Останкинском кладбище летом 2006 года началось строительство часовни в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Архитектурный стиль: византийский.

Святыни: надвратная мозаичная икона Успения Божией Матери.

Богослужение: совершаются панихиды в дни поминовения усопших. Заупокойные литии на могилах, по просьбам родственников.

После завершения внутреннего оформления часовни, состоится её освящение. Заупокойные богослужения будут совершаться еженедельно. Ежедневно будет открыта свечная лавка. В часовне можно будет совершать отпевание.

Новейшее время[ | ]

Храм оставался действующим до 1933 года и в 1934 году стал частью музея-усадьбы «Останкино», который был создан ещё в 1918 году. Храм отреставрировали и в нём разместили служебные помещения музея. В 1970-х годах провели реставрацию иконостасов и стенописи, ремонт кровли и фасадов. С 1980 года в храме проводились концерты духовной музыки. От первоначального резного иконостаса в стилистике нарышкинского барокко сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.

Вопрос о возобновлении служения в храме был поднят в 1990 году, который был решен положительно. Перед передачей храма РПЦ его отреставрировали по проекту архитектора Е. А. Черникова.

Главный придел храма освятил 23 марта 1991 года Патриарх Алексий II, южный придел освятил 31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), а северный 14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений (Епифанов).

С марта 1991 по декабрь 1999 года в храме находилось подворье Оптиной пустыни, службы в нём проводились по монастырскому чину.

Настоятелем храма был Феофилакт (Безукладников). Несколько лет решался вопрос получения участка земли рядом с храмом.

В 2009 году настоятелем храма назначен епископ Сергий Солнечногорский. В 2011—2013 годах в храме осуществлена реставрация иконостасов. Тем не менее в 2020 году отмечалась заметная деградация состояния старинных икон (вероятно, из-за использования в храме стеариновых свечей).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с 5 по 15 июля 2020 года для поклонения из Симферополя в храм была доставлена частица мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

История

Храм – прекрасный памятник стиля «русское узорочье» – построен в 1677–1683 гг. на месте ранее существовавшего деревянного храма на средства кн. М. Черкасского. В 1683 г. был освящен Тихвинский придел, в 1691г. – придел прп. Александра Свирского, главный храм освящен в июне 1692 г. В 1878–1880 гг. храм был капитально отреставрирован, пристроена колокольня (арх. Н.В. Султанов). Тогда же был подновлен и уникальный резной девятиярусный центральный иконостас. В 1919–1935 гг. богослужения совершались в нижнем храме свт. Николая, затем храм был закрыт; в нем был устроен выставочный зал. Богослужения возобновлены 23 марта 1991 г.

Архитектурный стиль: Русское узорочье

Церковь в Останкино (Москва) : архитектура

По определению искусствоведов, архитектурный стиль данного храма относится к московскому узорочью

Во внешнем убранстве церкви обращает на себя внимание изобилие декоративных элементов, а также общая затейливость и сложность композиции. Фасад храма сплошь покрывают узорчатые изразцы

В плане церкви также является не менее интересной ее нетрадиционность: полное отсутствие трапезной, самодостаточность церковных приделов, внутри отделенных от основного здания простенками и выглядящих как отдельные строения. Конструкция храма представлена бесстолпным четвериком, типичным для своего времени, установленным на достаточно высоком подклете, по сторонам которого расположены одинаковые приделы. С трех сторон храма простирается гульбище. При всем этом своеобразии, общая композиция сооружения является строго симметричной. Церковное крыльцо покрыто богато украшенным шатром, при виде которого возникает ассоциация с ярославским узорочным зодчеством.

Настоящая изюминка внутреннего убранства церкви – ее девятиярусный, украшенный резным позолоченным декором с изображением витых лоз винограда, иконостас. Неожиданной аллюзией является то, что своей формой он напоминает орган, немыслимый в православном храме, но являющийся обязательным участником всех католических служб. Многие москвоведы называют автором проекта каменной церкви крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, хозяином которого был тесть князя Черкасского, Яков Одоевский.

История

Храм был освящён 28 сентября 2010 года, в престольный праздник — день памяти св. Порфирия Ефесского, Преосвященнейшим Сергием, епископом Солнечногорским. Антиминс для совершения Литургии был выдан накануне, 27 сентября 2010 года, Святейшим Патриархом Кириллом. Тогда же была совершена и первая Божественная Литургия.

Открытие должно было состояться раньше — 4 апреля 2010 года, на Пасху, но строительство велось на добровольные частные пожертвования и поэтому затянулось. Зато теперь каждый работник и гость телецентра имеет возможность в свободную минуту зайти на освященную территорию.

Идея строительства храма в Телецентре, по примеру уже существующих домовых храмов в других именитых учреждениях, существовала давно, но встречала сопротивление.  В 2006 году Телецентр возглавил Михаил Маркович Шубин, профессиональный строитель, творческий и верующий человек, и просьбы верующих сотрудников Телецентра о строительстве домового храма были удовлетворены. Место, которого раньше не удавалось подобрать, было найдено просто – пустующая часть огромного фойе главного входа в Телецентр.

Храм был заложен 19 июня 2009 года, и его решили посвятить святому мученику Порфирию Ефесскому, бывшему актером и чудесно обратившемуся к Христу при кощунственной демонстрации им самим совершения Таинства Святого Крещения.  

Выбор покровителя для телевизионной церкви весьма выразителен. Святой мученик Порфирий Ефесский (Эфесский) известен тем, что до обращения сам был актером. На дворе стоял четвертый век — времена императора Юлиана Отступника, при котором чрезвычайно модным считалось восхищаться возрожденным язычеством и глумиться над христианством. Св. Порфирий выступал в театре, где давали представление в честь императорского дня рождения. По своей роли он должен был, кривляясь, залезть в «крещальную купель», чтобы спародировать Таинство Крещения.

Неизвестно, как должна была закончиться пьеса, но стоило актеру окунуться в воду и произнести слова Таинства: «Крещается раб Божий Порфирий во имя Отца и Сына и Святого Духа», как его осенила благодать. Вылезши из купели, он уже всерьез и во всеуслышание исповедал себя христианином перед изумленными зрителями. Юлиану такой неожиданный «сюжетный ход», понятно, не понравился, и он повелел казнить новоявленного христианина. Это произошло в 361 году.

Вначале убранство храма было простым, с печатными иконами, со временем появился писаный иконостас. Многие работы по благоустройству храма были выполнены сотрудниками телецентра. Со временем силами прихожан и ктиторов в храме появились свои святыни.

Освящение главного придела в храме

Освящение главного придела храма Живоначальной Троицы в Останкино состоялось 3 июня 1692 года. Здесь служили в дни особых торжеств. Например, когда приезжали царские особы или когда проводились венчания, крестины, отпевания владельцев усадьбы в Останкино. Иконостас центрального придела выполнен в стиле московского барокко. В нем воплотились модные течения последней четверти XVII столетия – новое расположение икон, новая прозападная манера письма икон. В местном ряду, справа от Царских врат, помещен образ Воскресения Христова в новом изводе – не как «Сошествие во ад», а как «Восстание из гроба», что напрямую заимствовано из западной иконографии. За иконой Христа, согласно канону, находится храмовая икона «Ветхозаветная Троица», которая, очевидно, была перенесена из предшествующей деревянной церкви.

История

Коньково расположено на Юго-Западе Москвы. Первые поселения на этой территории относятся еще к XII веку. Позже на этой площади существовало несколько поселений, но самые крупные из них это Троицкое Коньково и Сергиевское Коньково. В 1690 — 1694 годах храм был построен на средства первого канцлера Российской империи Гаврилы Ивановича Головкина, ближайшего сподвижника Петра Первого.


Церковь Троицы Живоначальной в Конькове

После этого история храма Троицы в Коньково развивалась следующим образом:

  • храм был построен в стиле Нарышкинского барокко и до 1772 г. был домовым с главным престолом в честь прп. Сергия Радонежского;
  • после того как в 1772 году храм Святой Троицы в Коньково стал приходским объединив в своем составе еще и две деревни Беляево-Дольнево, Деревлево и тогда же сменилось название храма;
  • в 1808 году к храму была пристроена трапезная, а колокольня увеличена на один ярус;
  • в 1812 году храм Живоначальной Троицы в Коньково был в 1812 году разрушен французами;
  • остатки храма были разобраны и переданы на строительство колокольни, святых врат и ограды храма в с. Сергиевское;
  • дальнейшая история церкви очень противоречива согласно источникам непонятно, когда именно храм был восстановлен, но тем не менее в 1818 году церковь существовала на прежнем месте и в 1821 году вокруг нее была возведена каменная ограда.

Последние существенные перестройки, которые повлияли на внешний вид церкви Троицы в Коньково, были совершены в 1848 году, когда на деньги московского купца Ивана Бакланова устроен еще один придел, освященный в честь свт. Филиппа, митрополита Московского. В советское время храм действовал вплоть до 1939 года, когда был закрыт, дальнейшая судьба его складывалась следующим образом:

  • до 1967 года здесь был склад совхоза;
  • с 1967 по 1982 годы склад Телевизионного центра, последний именно в этом году отказался от аренды и храм Животворящей Троицы в Коньково долгое время пустовал, постепенно разрушаясь.

В 1989 году здание бывшей церкви решили передать под научную лабораторию и впервые провели все коммуникации. Но Троицкому храму не суждено было стать научным учреждением, в 1991 году он был возвращен верующим. Хотя богослужения в нем возобновились еще в 1990 году.

Важный факт! Именно в первые годы после своего закрытия храм был сильно обезображен и потерял свой былой вид: разобраны главы, сняты кресты, разобрана ограда, два яруса колокольни уничтожены.

Богослужение

Ежедневно

8.00 — молебен

8.30 — Божественная Литургия

16.45 — вечерня и утреня, всенощное бдение

В воскресенье

6.30 — ранняя Божественная Литургия, водосвятный молебен

9.40 — поздняя Божественная Литургия, Панихида

в 17.00 — акафист Живоначальной Троице, прп. Амвросию Оптинскому, Тихвинской иконе Божией Матери, свт. Николаю, прп. Александру Свирскому, празднуемым иконам Божией Матери поочередно.

По субботам в Успенской часовне на Останкинском кладбище в 12.00 будет совершается заупокойное богослужение.

К настоящему времени освящен нижний (крестильный) храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Пресвятая Троица

Храм построен в честь Пресвятой Троицы. Что же включает в себя этот образ? Пресвятая Троица – это Отец, Сын и Святой Дух. Но все это — единый Бог, который является человеку в трех лицах. Но по церковным канонам можно изображать только тот лик, который являлся перед людьми. Следовательно, это Иисус Христос. Этим объясняется многочисленность икон с изображениями Сына Божьего.

Так как не описываются случаи явления людям Господа – Отца и Святого Духа, то и изображать их на иконах не разрешено. Некоторые библейские рассказы повествуют о том, что люди либо слышали голос этих сил, либо же те являлись в образе голубя. Об иконах Иисуса точно известно, что самые древние из них в подробностях передают внешность Сына Господнего.

Посещение храма царскими особами

У строителя храма Троицы в Останкино князя Черкасского была лишь единственная внучка-наследница, Варвара. Когда она вышла замуж за графа Петра Васильевича Шереметьева, имение перешло во владение рода Шереметьевых, которых на протяжении веков связывала с царствующим родом Романовых теплая семейная дружба. Не случайно перед восшествием на престол в 1856 году император Александр II выбрал Останкино местом говения императорской семьи. К приезду высоких гостей храм был полностью отреставрирован. 18 августа 1856 года императорская чета прибыла в храм, где был отслужен молебен. Затем в глубоком уединении Романовы готовилась к таинству коронования и миропомазания. 25 августа, помолившись на литургии, царская семья отбыла в Москву. 26 августа в Успенском соборе столицы состоялось венчание на царство. Еще до Александра II здесь бывали многие царствующие особы – императрица Анна Иоанновна, императрица Елизавета Петровна, Николай I.

Архитектура

Конструктивно это типичный для своего времени бесстолпный четверик на высоком подклете с одинаковыми приделами по сторонами и гульбищем с трёх сторон.

Особенность состоит в отсутствии трапезной. Во многих москвоведческих изданиях автором проекта каменного храма назван крепостной архитектор Павел Сидорович Потехин, однако точно его авторство не установлено.

Композиция здания строго симметрична, а декоративные формы исключительны по разнообразию и нарядности.

«Показателен контраст необычайно четко геометризированного, тяготеющего к простым квадратам плана церкви и яркого живописного богатства ее объема».

Такое сочетание как раз свойственно постройкам Потехина, работавшего по заказам своего хозяина — князя Якова Одоевского, тестя М. Я. Черкасского.

Информация для посетителей

Храм Троицы Живоначальной в Останкине ведет активную просветительскую работу с детьми и молодежью.

При храме в здании флигеля справа от церкви работает воскресная школа для детей с 5-летнего возраста, театральный кружок для ребят старше 9 лет, творческие мастерские для детей от 7 лет и взрослых, студия рисования и детский хор. Для дошкольников от 3 лет проходят развивающие занятия, а с 4-летками работает кружок почемучек.

Есть занятия «Умники и умницы» и клуб для изучения английского языка для детей с 8 лет. Для желающих взрослых и ребят старше 8 лет работает иконописный кружок.

Для ребят от 12 лет возможно посещение подросткового клуба, где по субботам проходят просмотры и обсуждения художественных фильмов духовно-нравственной тематики, беседы о православии и христианской жизни, организуются мероприятия полезного и интересного досуга молодежи.

Молодые люди 17-34 лет участвуют в деятельности молодежного центра, которая проводится еженедельно по воскресным дням с 15 до 19 ч. Участники центра совершают паломнические поездки по монастырям России и области, активно сотрудничают с молодежными центрами в других городах, проводят спортивные встречи для прихожан и организуют поздравления на праздники.

По субботам с 12 до 16 ч. проходят занятия для взрослых, где все желающие изучают Священную историю Ветхого и Нового Завета, Литургику, иконоведение, а также историю Церкви с Катехизисом. Еженедельно в субботний день проходят пастырские беседы со всеми желающими. Начало в 15 ч.

По возможности на приходе к праздничным мероприятиям, а также к деятельности воскресных школ и студий привлекаются невоцерковленные родители и дети, с целью проведения просветительской работы.

Семейный клуб в здании воскресной школы приглашает желающих обсудить социально-приходскую жизнь храма, поделиться волнующими моментами психологического направления, детско-родительских взаимоотношений и получить необходимые консультации по вопросам воспитания детей и семейным отношениям.

При храме действует собственная телестудия и детский пресс- с бесплатными занятиями для всех желающих.

Клириками храма организована социальная работа помощи инвалидам, малоимущим и детям-сиротам, в которой по возможности принимают участие прихожане и члены молодежного центра. Проводятся благотворительные мероприятия и ярмарки по сбору средств и вещей для заключенных, организуют поездки инвалидам и детям по святым местам, проводятся посещения пациентов окормляемых больниц и интерната.

Храм Троицы Живоначальной проводит социальную и культурную деятельность в Останкинском районе, активно вовлекая горожан в совместную приходскую работу.

Оформление статьи: Владимир Великий

Престольные праздники

Главный престол освящен в честь Святой Троицы, празднование совершается на 50-й день после Пасхи. Есть еще два придела:

  • прп. Сергия Радонежского, 8 октября вспоминается день кончины преподобного, а 18 июля обретения его мощей;
  • положение Ризы Божией Матери во Влахерне, это верхняя одежда Богородицы, которую она подарила одной девушке незадолго до своего Успения, в семье этой девушки риза хранилась вплоть до V века, пока не было обретена и помещена во Влахернский храм Божией Матери в Константинополе, праздник положения Ризы отмечается 15 июля.


Богослужение в Троицком храме

Сам праздник непосредственно связан с Россией. В 860 году огромная армия русов во главе с Аскольдом, осадили Константинополь. Тогдашний патриарх Константинопольский Фотий крестным ходом обошел стены города и опустил край её в воды Босфорского залива. После этого произошло чудо — русы сняли осаду и начались переговоры о мире, в результате которых Аскольд и брат его Дир, а также часть их дружины приняли Крещение, которое получило название Первого или Фотиевого.

Архитектура

План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви.

Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы.

Декоративное убранство храма отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика.

Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны.

Строительная история

Первая деревянная церковь в селе Осташково (позднее Останкино) была построена в 1584 году при дьяке Щелкалове и была разрушена в Смутное время. Новая деревянная церковь строится с 1625 года по 1627 год князем Иваном Борисовичем Черкасским, которому поместье было пожаловано в 1617 году царем Михаилом Федоровичем.

Прошение о постройке каменного вотчинного храма при господских хоромах подано в 1677 году князем Михаилом Яковлевичем Черкасским, на что он получил благословение в том же году от Патриарха Иоакима. Каменную церковь было решено строить на новом месте, так как на старом прошло «моровое поветрие» — массовая гибель людей в результате эпидемии. Храм строился с 1677 по 1692 год: Тихвинский придел освящён в 1683 году, придел Александра Свирского в 1691 году, придел Святой Троицы в 1692 году; тем же 1692-м годом датируется иконостас. Несколько позже к храму пристроили крыльца и галерею, а также колокольню с шатровым завершением.

Шатровое завершение колокольни в 1739 году было разобрано и к 1754 году заменено новым, двухъярусным, в стиле барокко. В 1856 году иконостас храма ремонтировался под наблюдением архитектора М. Д. Быковского. В 1877—1878 годах по указанию графа А. Д. Шереметева архитекторы Н. В. Серебряков и Н. В. Султанов полностью отреставрировали храм и возвратили колокольне шатровое завершение, более подходящее по стилю к архитектуре храма.

Силуэт храма тогда был обогащён и иными прибавлениями в неорусском стиле: над крытым просто на два ската крыльцом было возведён богатый шатёр, напоминающий притворы ярославских храмов.

Богослужения

Часы и Божественная Литургия совершаются пять раз в неделю – со вторника по пятницу и в воскресные дни. Начало в 9.30.

Накануне Великих Праздников в будние дни совершается всенощное бдение.

Великим постом совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Богослужения совершают священнослужители московского храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Поёт мужской хор под управлением Вячеслава Володина.

В день престольного праздника, 28 сентября, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в храме св. мч. Порфирия традиционно возглавляет богослужение один из викарных епископов Москвы.  В 2012, 2014  и 2015 гг. архиерейское богослужение совершил епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, в 2013 г. – епископ Дмитровский Феофилакт.

По средам в 11.00 проводятся огласительные беседы для желающих стать крестными или креститься самим.

Современное состояние

После возвращения храма он был быстро восстановлен — отстроена колокольня, возведены купола, устроен красивый иконостас.


Иконостас церкви Троицы Живоначальной

По своей архитектуре храм относится к стилю, который получил название «нарышкинское барокко», а для него характерны такие особенности:

  • узоречье внешнего оформления;
  • смешение разных стилей (барокко, готика, маньеризм и другие);
  • чрезмерное детализирование разных элементов здания;
  • традиционный русский растительный орнамент, выполненный в барочном стиле.

Все эти моменты «нарышкинского барокко» есть и в облике церкви.

Строительная история

Первая деревянная церковь в селе Осташково (позднее Останкино) была построена в 1584 году при дьяке Щелкалове и была разрушена в Смутное время.

Новая деревянная церковь строится с 1625 года по 1627 год князем Иваном Борисовичем Черкасским, которому поместье было пожаловано в 1617 году царем Михаилом Федоровичем.

Церковь в Останкино, 1891 Н. А. Найдёнов, Public Domain

Прошение о постройке каменного вотчинного храма при господских хоромах подано в 1677 году князем Михаилом Яковлевичем Черкасским, на что он получил благословение в том же году от Патриарха Иоакима.

Храм строился с 1677 по 1692 год: Тихвинский придел освящён в 1683 году, придел Александра Свирского в 1691 году, придел Святой Троицы в 1692 году.

Церковь в Останкино, 1891   Lodo27, GNU 1.2

Шатровая колокольня храма в 1739 году была разобрана и к 1754 году вместо неё была построена колокольня в стиле барокко.

В 1877 году по указанию графа А. Д. Шереметева она также была разобрана и к 1878 году на её месте вновь построена шатровая, более подходящая по стилю к храму, по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова.

Силуэт храма тогда был обогащён и иными прибавлениями в неорусском стиле: над крытым просто на два ската крыльцом было возведён богатый шатёр, напоминающий притворы ярославских храмов.

Деятельность прихода

Как и любой московский храм, находящийся в центре какого-либо микрорайона, духовенство коньковского прихода не ограничивается только богослужением, но и организует различные другие виды работы, направленные на просветительскую и социально-благотворительную деятельность.

  1. Действует воскресная школа как для детей, так и для взрослых.
  2. Открыта приходская библиотека, которая регулярно пополняется, в том числе за счет пожертвований прихожан.
  3. Каждую неделю проводятся огласительные беседы.

Прихожане также посещают дом престарелых, интернат для умственно отсталых детей и дом ребенка.

Архитектор и внешняя отделка

Точное авторство проекта церковного здания до конца не установлено. Предполагается, что возводился Троицкий храм крепостным зодчим мастером из новгородской губернии Павлом Сидоровичем Потехиным, выполнявшим многие заказы князя Одоевского, который приходился тестем Черкасского.


Храм Троицы Живоначальной до и после реставрации

Его стилю свойственен контраст четкой и простой геометрии квадратного плана с ярким живописным богатством объема, переходы к сводам подчеркнут широким поясом и нарядными резными карнизами.

Внешняя сложная и затейливая отделка фасадов изразцами изобилует пышными элементами декора и орнаментами в стиле московского узорочья. Иконы Спаса, Богородицы, Николая Угодника и Иона Крестителя также украшают внешние церковные стены.

Окна оформлены многопрофильными наличниками с ажурными резными рисунками, звездами или коронами. В отделке вертикальных угловых лопаток использован белый камень, что придает изысканную нарядность и свежесть зданию.

Ниши четко расположены 2-мя рядами. Пояса из маленьких ширинок в 4 ряда покрывают весь периметр четверика, охватывая и галерею. Таким же 2-рядным поясом оформлен восьмерик. Ярус звонницы с арочными проемами пышно декорирован деталями из кирпича. Похожим образом оформлены и кокошники профиля.

Часовня Успения Пресвятой Богородицы на Останкинском кладбище (строящийся храм)

Ст. метро: «ВДНХ».

Почтовый адрес: 127427, Москва, пр. Дубовой Рощи, д.3.

Телефон:(495)-616-50-05 (староста).

Проезд

Общественным транспортом: «ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73.

На машине: от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке налево до ул. Проезд Дубовой Рощи к Останкинскому кладбищу 200 метров.

История

По просьбам родственников погребенных православных христиан на Останкинском кладбище летом 2006 года началось строительство часовни в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Архитектурный стиль: византийский.

Святыни: надвратная мозаичная икона Успения Божией Матери.

Богослужение: совершаются панихиды в дни поминовения усопших. Заупокойные литии на могилах, по просьбам родственников.

После завершения внутреннего оформления часовни, состоится её освящение. Заупокойные богослужения будут совершаться еженедельно. Ежедневно будет открыта свечная лавка. В часовне можно будет совершать отпевание.

Правила посещения храма

В приходе разработаны определенные правила поведения при посещениях Троицкой церкви:

Идя в храм, христианину необходимо ощутить в душе духовную радость, смирение и кротость, чтобы выйти оправданным и утешенным Спасителем.
При входе в церковь благочестивому мирянину желательно трижды сотворить поясные поклоны с мысленной молитвой к Господу, а в дни великопостной службы совершаются земные поклоны.
Крайне важно иметь страх Божий и помнить о Святых, изображенных на храмовых иконах, поэтому необходимо выглядеть благопристойно и вести себя благоговейно пред их Святыми образами.
Во время церковного богослужения необходимо тихо и безмолвно стоять на одном месте, с усердным вниманием вслушиваясь в читаемые псалмы и произносимые молитвы.
Категорически нельзя мешать молитве других людей.
Проходя мимо Царских врат, православному христианину подобает остановиться, с благоговением перекреститься и совершить поклон.
В церковь желательно входить заранее, чтобы до начала службы успеть без суеты поставить свечи перед Святыми образами, а также подать записки за здравие близких и на поминовение усопших душ родных.
Особенно тихо с благоговением нужно себя вести в период чтения Святого Евангелия, 6-псалмия и после пения Херувимской.
Зажженная церковная свеча является символом пламенной молитвы христианина.

Новейшее время

Храм оставался действующим до 1933 года и в 1934 году стал частью музея-усадьбы «Останкино», который был создан ещё в 1918. Храм отреставрировали и в нём разместили служебные помещения музея. С 1980 года в храме проводились концерты духовной музыки. От первоначального резного иконостаса в стилистике нарышкинского барокко сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.

Вопрос о возобновлении служения в храме был поднят в 1990 году, который был решен положительно, главный придел храма освятил 23 марта 1991 года патриарх Алексий, южный придел освятил 31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, а северный 14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений.

Подведем итоги

История Церкви Живоначальной Троицы в Останкино началась в далеком 17 веке. Как и большинство сооружений того времени, этот храм первоначально был деревянным. И его могла постичь нелегкая участь многих построек из дерева.

Но через полвека постройку облачили в камень, в таком виде она прошла сквозь столетия. Перенесла разрушительный период советской власти, когда религия преследовалась. В те непростые времена в храме хранили овощи. Все иконы и ценности были вывезены. Атеистов очень интересовал драгоценный металл. Храм понес значительный урон.

Но в конце 20-го века наступил период возрождения святынь. Поэтому храм не только был восстановлен, но и снова освящены все его приходы.

Сегодня это величественное здание у Патриарших прудов. Живописная природа гармонично сочетается с торжественностью святых ликов. При храме действует воскресная школа, приветливо собирающая прихожан. Здесь найдется занятие и для детей, и для их родителей.

Желающим посетить эту достопримечательность можно воспользоваться метро или личным транспортом. От станции метро до церкви довезет троллейбус или трамвай. Храм готов принимать верующих ежедневно.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации