Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Скорбященская церковь на большой ордынке (москва)

Интересные факты

  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Иконография

На иконе изображена Богородица в полный рост, с младенцем на руке или без него. Всезаступницу окружает сияние мандролы. Это нимб особой овальной формы, вытянутой в вертикальном направлении. Богородицу окружают ангелы, в облаках изображена Троица Новозаветная и Господь Саваоф.

Этот принцип иконографии сложился на Руси в семнадцатом веке под влиянием западноевропейских традиций. Иконография образа не смогла получить единой завершённой композиции и представлена в церквях во множестве вариантов. Самыми известными считаются два типа иконописи – с младенцем на руках, как в храме на Ордынке, и без него.

Особенностью иконы является то, что вместе с Богоматерью на ней изображаются люди, мучимые скорбями и недугами, и ангелы, которые совершают благие деяния от имени Всеспасительницы.

Внимание к нашему храму

Размещено Юлия Давиденко Ноя 1, 2013 в Без рубрики |

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в нашем храме служил митрополит Омский и Таврический Владимир. Репортаж об этом дне появился на сайте митрополии (http://omsk-eparhiya.ru/news/1281) и на телеканале «Союз» (http://tv-soyuz.ru/news/v-omske-proshli-torzhestvennye-bogosluzheniya-v-chest-prazdnika-pokrova-presvyatoy-bogoroditsy). Вскоре, 30.10.2013 сотрудники «12 канала» посвятили нашему храму выпуск программы «Благовест» (http://gtrk-omsk.ru/programs/blagovest/). Спаси Господи всех за добрые слова о нашем приходе!

Читать далее

История

В первой четверти XVIII века население города Пушкин – в то время он назывался Сарской мызой – активно росло, поэтому вопрос о наличии церковного прихода стал актуален.


Лицейский сад, на территории которого расположена Знаменская церковь И тогда в 1714 году началось строительство новой церкви, и уже осенью она была готова. Освятили ее в 1716 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но вскоре она стала мала для растущего местного населения, и тогда в 1717 году решили построить новую деревянную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1723 году храм был готов, а в 1724 году его торжественно освятили. Но век его был недолог: в 1728 году он сгорел от удара молнии.


Строительство началось весной 1734 года, а первые два придела были освящены летом 1736: один в честь великомученицы Екатерины, другой – в честь Николая Чудотворца. В 1745 году по велению Елизаветы Петровны вокруг церкви был устроен сквер с дорожками, а в 1747 году строительство окончательно завершилось Изначально в храме было 4 придела: к двум описанным выше добавились придел святых праведных Захарии и Елисаветы и главный – в честь иконы Божией Матери Знамение. В 1772 году к храму по велению императрицы пристроили крыльцо на колоннах из мрамора.

Каждый год после переезда в Царское село она присутствовала на богослужениях, а на балконе под навесом от дождя слушала литургию. Из церкви прямо во дворец шел деревянный помост. В 1789 году архитектором Д. Кварнеги над храмом была сооружена деревянная колокольня, а в 1817 году ее заменили новой, построенной по проекту архитектора Л. Руска.

За время своего существования Знаменская церковь переходила из одного ведомства в другое. Сначала она принадлежала придворному ведомству, затем епархиальному, потом военному и снова епархиальному и придворному. В 1859 году в храме появился постоянный хор певчих.

В это время внешний вид храма был изменен: построены дополнительные тамбура, изменены формы колокольни и купола, появились новые окна. Все это было сделано под руководством архитектора А. Ф. Видова.


В 1899 году прошла глобальная реставрация по проекту С. А. Данини: храм расширился, форма его стала прямоугольной, появилась постройка для высочайших особ с отдельным входом…


…внутри его украсили мрамором. А еще через год в храме появилось электрическое освещение

К сожалению, в послереволюционный период многое из церковного имущества было разграблено. А когда во время Великой Отечественной Войны Пушкин заняли немцы, ее и вовсе закрыли.

После войны возвращать Знаменскую церковь верующим не спешили, и в 1946 году здесь устроили склад. Но уже в период с 1960 по 1962 в храме прошла серьёзная реставрация под руководством архитектора М. М. Плотникова, в ходе которой ему вернули первоначальный вид. После этого здесь разместили мастерские Екатерининского дворца.

Несколько лет церковь иконы Божией Матери Знамение не подвергалась никаким изменениям, и лишь в 1995 году началась реставрация длиной в 15 лет.

История церкви

В начале тринадцатого века Золотая Орда активно вторгается в славянские земли. Рязань, Коломна, Москва становятся первыми городами, павшими под натиском захватчиков. Монголо-татарские завоеватели грабят и сжигают поселения, русских людей убивают или забирают в плен. Западный историк Алан Фишер подсчитал, что почти три миллиона человек было угнано в рабство.

Выкупали невольников государство, церковь и родственники. Посольский приказ по указу Ивана Грозного выделял средства царской казны на освобождение пленников, которых татары продавали. Митрополит Филипп за собственные деньги выкупил из Орды кузнечных дел мастера. За родственника приходилось отдавать от 40 до 600 рублей в зависимости от статусного положения. К примеру, в XVI веке корова или лошадь стоила 1 рубль.

Путь, по которому освобождённые рабы возвращались в Москву, назывался «ордынской дорогой», а место их поселения — Ордынкой. В этом районе возвели деревянную церковь в честь Варлаама Хутынского, которую перестраивают в середине семнадцатого века в каменный храм с главным престолом во имя Преображения Господня.

В 1688 году случилось первое чудо от иконы «Всех скорбящих Радость». Сестра Московского патриарха тяжелобольная Евфимия Папина в молитве к Богородице услышала голос, повелевший найти святой образ в церкви Преображения Спаса и отслужить молебен с водосвятием. Исполнив наказ Царицы Небесной, болящая женщина исцелилась.

Извод чудотворной иконы прославился в Санкт-Петербурге. В 1888 году молния попала в часовню, где сохранялся список. Святой образ не пострадал, но к нему прикипело 12 монеток из кружки для пожертвований. До 1932 года лик Богородицы располагался в Скорбященской церкви на берегу Невы. В пятидесятых годах прошлого века в церковь «Кулича и Пасхи» передана икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками, где находится и в настоящее время.

Придел в честь чудотворной иконы пристроен к храму в 1713 году, когда был выдан антиминс на алтарь. В 1770 году церковь обновилась и благоустроилась на пожертвования Г. Любовниковой.

В 1783 году московский купец первой гильдии Афанасий Иванович Долгов выделил крупную сумму на реконструкцию здания. Перестройкой занялся зять благотворителя Василий Иванович Баженов. По проекту архитектора возводится колокольня и трапезная с двумя приделами. Инок Саровского монастыря Вонифатий написал для церкви иконы.

Во время знаменитого пожара 1812 года храм пострадал настолько, что здание пришлось возводить практически заново. Зодчий О. И. Бове постарался сохранить части уцелевшей постройки Баженова. Обновлённый храм-ротонда освящён московским митрополитом Филаретом в 1836 году.

В тридцатых годах большевистские руководители закрыли церковь. Семьдесят семь килограммов золотой и серебряной церковной утвари изъяты в Гохран. Безбожники сняли и уничтожили колокола. От полного разрушения собор спасло хранение в его помещениях запасных фондов Третьяковской галереи.

В вербное воскресенье 1948 года Преображенский храм возобновил богослужения, и по сей день привлекает желающих приобщиться к духовным ценностям в историческом памятнике архитектуры уникальной конструкции.

Вам обязательно стоит прочитать о монастыре и святых местах в Дивеево.

Интересные факты

  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Святыни храма

В центральной части храма Преображения Господня расположена икона Андрея Первозванного в полный рост с эпизодами жития, мученической кончины апостола и частицей мощей.

Чудотворный образ Матери Божией «Всех скорбящих радость» и чтимая икона мученика Лонгина сотника расположены в левом храмовом приделе, в правом – образ прп. Варлаама Хутынского.

На дьяконских дверях иконостаса – святая икона человека Божия, прп. Алексия, в храме также хранится частица мощей преподобного, которая в день его памяти 30 марта выносится для поклонения.

В субботу и воскресенье в церкви износится ковчег с частицами мощей избранных святых Божиих угодников со времен древней неразделенной церкви до новомучеников российских.

В дни страстной седмицы выносится ковчег со святынями, связанными со страстями Спасителя: частицы Господней Ризы, Столпа бичевания, Страстной трости и стола, на котором совершалась Тайная Вечеря.

Ковчег с частицами мощей св. вмч. Анастасии Узорешительницы износится для поклонения в День памяти святой 4 января.

Архитектурные особенности

Уникальность Скорбященского собора состоит в том, что он имеет форму ротонды. В Москве построено только четыре церкви такого типа. Двенадцать внутренних колонн поддерживают барабан с куполом, увенчанным золотой главкой.

Мраморные стены украшает лепной горельеф и картины на евангельские сюжеты. Лики архангелов и икона Николая Чудотворца в иконостасе принадлежат кисти знаменитого портретиста В. Л. Боровиковского .

По проекту зодчего Осипа Бове пол центральной части храма выложен из чугунных плит, поверхность которых украшает орнамент.

Интерьер Скорбященской церкви на Ордынке

Сабашниковский путеводитель так описывает интерьер Скорбященской церкви на Ордынке:

«Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева вышеупомянутые приделы, по одному из которых ныне зовется весь храм.
По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину — изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение.
Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца XVIII — начала XIX веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок».

Добавим, что прежде холодный и теплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застекленной же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма «галерейным». Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются.

Следует отметить, что в целом музейные работники бережно отнеслись к тому, что не изъяли большевики. Нетронутыми остались восточная часть храма (собственно ротонда с великолепным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и прп. Варлаама Хутынского. Росписи во время ремонтных работ 1947—1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств.

Московский Синодальный хор

До XV века хор служил сначала при киевском, а затем при владимирском митрополите. В 1589 году на Руси учреждается патриаршество с кафедрой в Москве, и местом послушания певчих дьячков, объединённых в Патриарший хор, назначается Успенский собор в Кремле. После упразднения патриаршества и образования Синода в 1721 году, хор стал называться Синодальным.

С XVII столетия хор поёт по многоголосным партитурам нотации. Появляются партии для детских голосов — альты и дисканты.

В царствование Петра Первого в светских кругах приобретает популярность Придворная певческая капелла, и синодальный хор приходит в упадок. Указом императрицы Екатерины количество певцов снизилось до 26 человек.

Несмотря на трудности, хор оставался верным старинным традициям. Певчие дьячки изучают церковные и вокальные науки под руководством регента и священнослужителей. В 1886 году создано духовно-певческое училище, директором которого назначается С. В. Смоленский . Под началом талантливого руководителя, знатока древнего церковного пения получили образование будущие композиторы В. Калинников, А. Гречанинов, С. Рахманинов.

В конце девятнадцатого века Синодальный хор, состоявший из 25 мужчин и 45 мальчиков, исполнял духовную музыку русских композиторов и светские произведения иностранных авторов. В 1910 году коллектив с успехом гастролировал по Европе.

После 1917 года, когда Советская власть закрывала церкви, Синодальное певческое училище было упразднено. Хор распался. Певцам приходилось работать в немногочисленных московских храмах, продолжавших богослужения.

4 сентября 1943 года Сталин приглашает в Кремль трёх оставшихся на свободе митрополитов на беседу. После этой встречи начинается восстановление православной церкви под надзором органов госбезопасности. В 1948 году состоялась первая служба в открытом Скорбященском храме.

https://youtube.com/watch?v=_L4zp4IYHZA

Из прихода подмосковного села Тарасовка в собор на Ордынке переводится регент Николай Васильевич Матвеев. Вместе с музыкантом приехали певцы, которые составили основу воссозданного Синодального хора. Коллектив возродил традиционное исполнение Литургии П. И. Чайковского в день смерти композитора.

Другим знаменательным событием стало воцерквление «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова . Произведение, написанное в стиле старинного знаменного пения, создавалось специально для Синодального хора и посвящено С. В. Смоленскому . Первое исполнение сочинения состоялось 10 марта 1915 года.

Матвеев отдал много сил на возрождение русской духовной музыки, что было непростым делом в обстановке жёсткого контроля со стороны КГБ. Труд церковного подвижника продолжил Алексей Пузаков, работавший под началом Матвеева с 80-х годов прошлого столетия.

А. Пузаков также руководит ещё двумя хорами, поющими в московских храмах. Объединённый коллектив, включающий 80 певцов, участвует в торжественных богослужениях и концертных выступлениях. Кандидаты на вакансии проходят тщательный отбор.

С приходом митрополита Илариона хор обретает второе дыхание. В день поминовения московского святителя Петра 3 января 2010 года Святейший патриарх благословил возрождение исторического имени московского Синодального хора.

История

В четырнадцатом веке эта дорога возле церкви вела в Золотую Орду. Есть мнение, что в этом месте селились пленники золотой орды. От этого и пошло название дорог Малая и Большая Ордынка. В 1688 году происходит чудо исцеление от иконы «Всех Скорбящих Радость». Излечилась сестра Ефимия, которая была тяжело больна. Она обратилась с просьбой об исцеление к иконе и получила освобождение от болезни. С тех пор в честь образа стали осуществляется литургии и службы.

При французских захватчиках в 1812 году церковь сильно пострадала от пожара и в тридцатые годы девятнадцатого века была заново построена по проекту Осипа Ивановича Бове. Он также разработал интерьер и составил рисунок чугунных полов, которые сохранились до настоящего времени. В тридцатые годы прошлого столетия храм закрыли. Несколько лет здание было запасником Третьяковской галерее, что позволило сохранить внутренне убранство.

Святыни:

  • Почитается память Филарета Московского, который освещал открытие храма, и частицы его останков как святыня хранятся в церкви.
  • Образ Константина Любомудруго, который был последним настоятелем. За помощь православным он был застрелен в день памяти Варлаама Хутынского.
  • Образ мученика Лонгина сотника. Он страдал болезнью глаз и исцелился молитвами. У образа каждый четверг проводят молебен.
  • Икона Андрея Первозванного в полный рост.
  • Образ Алексея Человекобожья на дьяконских дверях иконостаса.
  • Мощи князей Петра и Февроньи. При храме имеется молодежный клуб, и молодые люди всегда спрашивают разрешение на брак.

Интересные факты

  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Архитектура

Строение храма «Всех скорбящих радость» на Ордынке привлекает внимание большим куполом необычной формы цилиндрической ротонды и окнами полукруглой формы. Во внутреннем помещении 12 колонн, которые служат опорой для небольшого барабана полукруглой сферы

Отличительной особенностью служат подсвечники. Они расположены наверху и служители с помощью лестницы ставят свечки.

Главная святыня, православная икона»Всех скорбящих радость», хранится больше 300 лет и имеет скрытый смысл, заложенный в названии. Богородица спешит на помощь избавить от боли, печали и болезней. На иконе Богоматерь с ребенком на руках во весь рост и с ореолом сияния мандролы в окружении ангелов и в облаке Троица и господь. Внизу иконы люди в страданиях, скорбях и болезнях.

Образ получил известность в Петербурге, когда в часовенку, где находилась икона, попала молния, но святыня осталась целой к ней только крепко пристали медяки. На этом месте в настоящее время находится церковь, а икона хранится в ней в таком же виде с медными копейками. Самые популярные иконописные вариации это Богоматерь с ребенком на руках или без него. Просить Богоматерь о поддержке могут больные, женщины, ждущие сыновей с войны, семьи, где пришло горе.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации