Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Крестовоздвиженский храм

Возрождение церкви

Духовная жизнь в Дарне начала возрождаться в 1991 г. Тогда тут организовалась небольшая православная община, состоящая из местных бабушек. Настоятелем назначили отца Константина (Волкова).

Батюшка знал, что собор в с. Дарна нужно восстанавливать, но приехав на место, не ожидал увидеть полуразрушенное сооружение. На крыше церкви не было куполов, вместо них росли двухметровые березы и мох, от звонницы осталось два яруса, территория заросла кустарником. Но это не испугало бывшего воина-афганца (о. Константин служил в Афганистане), отец вдохновлял и подбадривал верующих, говорил, что все получится и храм восстанет в былой красоте.

Первые работы по очищению комплекса от мусора совершал священник с пожилыми жительницами селения, но затем подключились мужчины, а следом специалисты – строители, реставраторы… Здешняя церковь стала преображаться.

Как только очистили завалы внутри, начали совершать богослужения. В 1997 г. над храмом возвысились шатры с куполами, в этом же году достроили колокольню и подняли колокола, а затем приступили к внутренним работам. В 2001 г. состоялось освящение отстроенного храмового здания.

Украина

  • Крестовоздвиженская церковь на Подоле в Киеве.
  • Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры.
  • Крестовоздвиженский храм в посёлке Диёвка города Днепр (1812)
  • Крестовоздвиженский храм в Горняке Донецкой области
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Каменец-Подольске (1799, деревянная)
  • Крестовоздвиженский храм в посёлке Лесная Дача Луганской области
  • Крестовоздвиженский женский монастырь в Полтаве
  • Крестовоздвиженский собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве
  • Крестовоздвиженский кафедральный собор Ужгорода (греко-католический)
  • Свято-Кресто-Воздвиженский храм в посёлке Черкасская Лозовая Харьковской области (1-я пол. XVIII в)
  • Крестовоздвиженский храм в селе Лиман Харьковской области
  • Крестовоздвиженская церковь(Изюм) в Харьковской области.

Храмовые святыни

Старинные иконы и утварь, хранившиеся в храме Воздвижения Креста до революции, изъяли в 30-х годах. Дальнейшая судьба их неизвестна. После возрождения церковь стала пополняться новыми списками, среди которых есть редкий образ Божией Матери «Августовская». На ней запечатлено явление Богородицы русским солдатам под польским городом Августов, поэтому она получила такое название.

Образ тут оказался не случайно, ведь о. Константин в прошлом служил в Афганистане, а сейчас служит в храме, ведет просветительскую деятельность в войсковых частях, ГИБДД, УВД, духовно окормляет воинов-интернационалистов, семьи погибших воинов. День памяти иконы совершается 14 сентября. Чтобы помолиться у нее, в праздник приезжают сюда военнослужащие не только из Истры, но и с других районов.

Крестовоздвиженский храм внутри

После реконструкции 1991-1995 годов в Крестовоздвиженском храме стало гораздо просторнее и светлее. В куполе «старой» церкви пробили отверстие, соединившее световой барабан с основным объемом, своды расписали сценами на евангельские темы.

В ходе реконструкции был заменен и иконостас. Нынешний иконостас четырехрядный, с позолоченными колоннами, украшенный резьбой. От солеи его отделяет очень красивая резная металлическая решетка.

В той же стилистике сделаны иконостасы в трапезной, а также в крестильном храме и часовне Мученика Уара.

В проходе, ведущем из трапезной в предалтарное пространство, стены и полукруглая арка покрыты мозаичными фресками.

В новой просторной трапезной были устроены приделы Преподобного Макария Желтоводского и Унженского (слева) и Святителя Ионы, митрополита Московского Чудотворца (справа). Имеется также приставной престол Святого мученика Трифона, освященный в 1980 году для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить две литургии.

В приделе Святителя Ионы находятся ковчег с частицами его мощей, а также мощи свт. Митрофания Воронежского, прп. Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца, свт. Феофана Затворника и Киево-Печерских святых.

В приделе Преподобного Макария находится главная святыня храма — икона преподобного с частицей его мощей.

История до наших дней

Во время ВОВ Крестовоздвиженский храм ненадолго закрывался. До 1960-х он причислялся к разряду сельского прихода Московской епархии и обладал небольшими размерами. Когда селение Алтуфьево вошло в черты столицы, началась динамичная застройка северных областей города. Рядом с собором Воздвижения появился жилой комплекс, который назвали Лианозово.

Усадьба, сады вокруг церковного строения, пруд и собственно храм с этого момента стали охраняться государством и приобрели статус национального памятника. Граждане с большой любовью отнеслись к старинному комплексу и проявили отеческую заботу о его сохранении.

Приход храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

  • В 1986 г. церковь удостоилась расширения прихода, мастера соорудили дополнительную каменную пристройку вместо деревянной. Однако даже этого не хватило, чтобы вместить всех верующих, к тому же она в некотором роде исказила исторический облик архитектурного памятника. С 1987 г. Крестовоздвиженскую церковь обслуживали три священника, на сегодняшний момент их уже шесть. В 1989 г. воздвигли двуярусный дом, в котором расположился крестильный храм.
  • С 1991 г. настоятелем церкви становится архимандрит Иона (Карпухин), который с первых же дней получения должности стремился облагородить строение. Святитель распорядился заменить старые маковицы на новые с позолоченным крестом. Вскоре был сооружен новый барабан на куполе, украшенном иконами Московских святых.
  • В период с 1992 по 1995 г. архимандрит Иона получил благословение от патриарха Алексия II на реконструкцию, в результате которой модернизировалась практически каждая часть, кроме той, что находится под куполом.
  • В 1993 г. в соборе Воздвижения появилась просторная трапезная, пришедшая на смену небольшой, а также новая колокольня. Площадь сооружения выросла вдвое, но изначальные пропорции кардинально изменились, а господский дом совершенно скрылся из виду. Мастера произвели полноценную отделку интерьера, фасад и внутренние стены украсили мозаикой высокого качества. Пространство храма обнесли современным забором, в углах которого располагались барочные башенки.

На заметку! Реконструкция, проводимая с 1992 г., грубо исказила первоначальный план архитекторов. Колокольня превратилась в световой барабан.

Для этой цели строителям пришлось пробить старинный свод собора, срезать балки, держащие колокола, а также застеклить проёмы. Многие исследователи называют эту перестройку недопустимой, так как пострадало историко-архитектурное наследие памятника. Во время правления царей за такими инициативами строго следила Археологическая комиссия.

Современное состояние

Крестовоздвиженская церковь построена в стиле, который имеет название «под звоном». Этот архитектурный тип был широко распространен в русском зодчестве начала XVI столетия. Такие оригинальные сооружения воздвигались только на территории Древней Руси, в западных странах не существует подобных аналогов. В большинстве своем проекты «под звоном» предстают в качестве небольших столпообразных церквей, но дают большой простор для фантазии зодчего.

  • Восьмигранный ярус звона располагается прямо над помещением собора. Основной объем круглой формы имеет диаметр 12 метров. К световому барабану храма пристроены три апсиды. Окна второго яруса создавались в стиле московского барокко.

    Центральный иконостас Крестовоздвиженского храма в Алтуфьево

  • Центральный престол церкви освятили во славу Воздвижения Креста, левый — в честь святителя Макария Желтоводского, правый — преподобного Ионы, бывшего настоятелем собора. В Крестовоздвиженском соборе находятся чрезвычайно чтимые православной традицией иконы: список Казанской Богородицы, образы Сергия Радонежского и Матроны Московской.

Россия

Москва

  • Крестовоздвиженская церковь (Московский Кремль) (1681)
  • Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве
  • Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре (1806)
  • Храм Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке
  • Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
  • Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове (1690)
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Преображенском (старообрядческая) (1811)

Московская область

  • Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в с. Лукино
  • Крестовоздвиженская церковь в гор. Серпухове
  • , Успенского Брусенского монастыря в гор. Коломна (1855)
  • Храм Воздвижения Честнаго Креста в c. Давыдово
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в гор. Коломна (1837—1930-е гг, реставрирована в 1980-х гг)
  • Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Дарне — в селе Дарна Истринского района
  • Крестовоздвиженский храм (село Сокольниково)

Нижний Новгород

  • Крестовоздвиженский женский монастырь (бывш. Зачатьевский) (XIV век)
  • Крестовоздвиженский храм в селе Большое Окулово
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Тимонькино

Другие регионы

  • Белогорского Николаевского мужского монастыря Пермского края (1902)
  • Верхотурского Николаевского монастыря Свердловской области
  • Онежского Крестного монастыря
  • Свято-Юрьева монастыря под Новгородом (1823)
  • Крестовоздвиженский собор в Калининграде (1930)
  • Крестовоздвиженский собор в Лесосибирске Красноярского края
  • Крестовоздвиженский собор в Омске
  • Крестовоздвиженский собор в Петрозаводске
  • Крестовоздвиженский собор в Тутаеве, Ярославской области (1658)
  • Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге (XVIII)
  • Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь в п. Кылтово Республика Коми (XIX в)
  • Крестовоздвиженский женский монастырь в Кизляре Дагестан
  • Крестовоздвиженский монастырь в Севске Брянской области
  • Нило-Столобенской пустыни Тверской области
  • Крестовоздвиженский храм Казанского Богородицкого монастыря (XIX в.)
  • Крестовоздвиженский храм в Старом Осколе (1805)
  • Свято-Крестовоздвиженского храм в п. Новосёлово Красноярском крае (2005);
  • в с. Аннино Рязанской области;
  • Церковь Воздвижения Креста Господня (Антушково);
  • Крестовоздвиженская церковь (Бежецк)
  • Крестовоздвиженский храм в Белгороде (1863);
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Берёзово, Рамонского района Воронежской области;
  • Крестовоздвиженский храм в Ижевске;
  • Крестовоздвиженская церковь в Иркутске (1747—1758);
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Ливадии
  • Крестовоздвиженский храм в Мантисаари в Карелии;
  • Крестовоздвиженская церковь в Палехе Ивановской области (1807);
  • Крестовоздвиженский храм Животворящего Креста Господня в с. Серга Пермского края;
  • Крестовоздвиженская церковь в Приютном, Калмыкия;
  • Крестовоздвиженский корпус Толгского монастыря в Ярославле (1886);
  • Крестовоздвиженский храм в Уфе;
  • Крестовоздвиженская церковь в Элисте, Калмыкия.

Кресто-воздвиженский южный престол Храма Казанской иконы Божией Матери О́птиной пу́стыни в Калужской области (1811, восстановлен в 1996)

Архитектура и убранство

Церковь принадлежит к редкому в XVIII веке типу «иже под колоколы». Круглый основной объём диаметром около 12 м (внутреннее пространство — крестообразное в плане) увенчан восьмигранным верхним ярусом. С севера, юга и востока к барабану примыкают три апсиды. Окна главного барабана типичны для московского барокко — над вытянутыми в высоту окнами первого света расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна второго света (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные).

В 1993—1995 гг. церковь получила новую трапезную, заменившую небольшую трапезную 1986 г. и новую колокольню. После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл находящийся северо-западнее церкви господский дом усадьбы.

Одновременно была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренний вид храма украсили мозаичные панно очень высокого качества, но не вписывающиеся в стилистику здания.

Со стороны Алтуфьевского пруда церковь обнесена современным решётчатым забором со стилизованными под барокко двумя башнеобразными объёмами по углам (в одном из них находится часовня, в другой — церковная лавка) и диссонирующими с ними эклектичными воротами в центре.

Не действующие, не сохранившиеся

  • Крестовоздвиженский монастырь в Москве
  • Крестовоздвиженского монастыря в Москве
  • Ново-Алексеевского монастыря (с XIX в.) в Москве (1692)
  • Крестовоздвиженский храм Алексеевского стародевичьего монастыря в Москве (1692—1926)
  • Крестовоздвиженский храм при Ямских училищах в Москве (1886-в 1930 гг)
  • Храм Воздвижения Креста Господня (Армянская) в Москве (1779—1930)
  • Маровский Крестовоздвиженский мужской монастырь в п. Красные Мары (1642—1780, 1885—1927, восстанавливается с 2009 г.)
  • Крестовоздвиженский собор (зимний) в Соликамске Пермского края (1709—1929), с 2005 г. восстанавливается
  • Крестовоздвиженская церковь (1787—1933) в Туле
  • Храм Воздвижения Креста Господня в Элисте (XIX в.- 1939)
  • Крестовоздвиженский храм в Смоленске (2-я пол. XVIII в.)
  • Крестовоздвиженская церковь (1800—1930) в Муроме
  • Воздвиженская церковь — разрушена в 1930-е гг с. Архангел Владимирской области
  • Крестовоздвиженская церковь (одно из названий Мироносицкой, Тихвинской церкви в Харькове) (XVII-1841-1930)
  • Крестовоздвиженская церковь в Днепропетровске (1901 г. (арх. Ф. М. Вержбицкий)
  • Крестовоздвиженская церковь на Пересыпи в Одессе
  • Воздвиженская церковь при Казанском Императорском Университете
  • Воздвиженская церковь при 1-й Императорской гимназии в Казани
  • Крестовоздвиженский придел Успенской церкви Архангельска (2-я пол. XVII в.- 1930), с 2000 г. восстанавливается
  • Крестовоздвиженская церковь в селе Подъяковлево Новосильского района Орловской области

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения)

Праздник церковный Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. Он является праздником двунадесятым непреходящим и отмечается ежегодно в один и тот же день 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Данный древнейший праздник в истории трактуется по-разному. Известны 3-и события, которые случились в разные периоды времени и объединены эпизодами, связанными с Крестом.

Первое из событий связано со столкновением Константина в 311 г. с соправителем Максенцием


Константин Великий
римский император

Император Константин на солнце заметил блестящий крест и надпись:

Заметили крест и в его войске. В ночное время Господь Иисус Христос во сне явился императору и велел изготовить знамя с крестом, которое увидел. Император так и устроил.

Победив Максенция, он отдал приказ тоже знамя поместить в руку собственной скульптуры, установленной в Риме на ключевой площади. Константин веру Христову объявил госрелигией и стал покровительствовать христианам.

Римские властители, язычники в 72 году впоследствии погрома города Иерусалима стремились изжить воспоминания о Святой Земле, где принес искупительную жертву и возродился Сын Божий Иисус Христос.

Христианские святыни (Гроб Господень и Голгофу) римский правитель Адриан повелел засыпать землей, а на данном пространстве устроить капище Венере богине языческой.

Через три века по Воле Божьей Гроб Господень и Голгофа вновь были обнаружены.

Случилось это при Константине, который послал в Святую Землю, в Иерусалим мать царицу Елену. Местоположение Святыни оказалось неизвестно, и, применив лишь свое царское воздействие, святая Елена нашла холм, наверху которого идолопоклонники оказывали почести своим богам.

Установка Константином на святом месте храма Воскресения стало триумфом христианской веры.

После утверждения христианской веры, Константин Великий  (IV в.) велел капище уничтожить и предпринять раскопки. С данным эпизодом взаимосвязано возникновение праздника.

После находки святого Креста в честь его стали вставать храмы. В Иерусалиме на месте обретения Креста один из храмов устроила сама царица Елена. 13 сентября 335 г. в день завершения построения храма, произведено его освящение, а день 14 сентября стал праздником Крестовоздвижения.

Архитектура и убранство

Церковь принадлежит к редкому в XVIII веке типу «иже под колоколы». Круглый основной объём диаметром около 12 м (внутреннее пространство — крестообразное в плане) увенчан восьмигранным верхним ярусом. С севера, юга и востока к барабану примыкают три апсиды. Окна главного барабана типичны для московского барокко — над вытянутыми в высоту окнами первого света расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна второго света (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные).

В 1993—1995 гг. церковь получила новую трапезную, заменившую небольшую трапезную 1986 г. и новую колокольню. После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл находящийся северо-западнее церкви господский дом усадьбы.

Одновременно была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренний вид храма украсили мозаичные панно очень высокого качества, но не вписывающиеся в стилистику здания.

Со стороны Алтуфьевского пруда церковь обнесена современным решётчатым забором со стилизованными под барокко двумя башнеобразными объёмами по углам (в одном из них находится часовня, в другой — церковная лавка) и диссонирующими с ними эклектичными воротами в центре.

История

Первая церковь в селе Алтуфьево, на реке Самотышке, известна с 1564 года, в 1687 году упоминается уже каменный храм.

Новая церковь была сооружена на средства И. И. Вельяминова в 1760—1763 гг., так как существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…».

В конце XVIII в. церковь была перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест датировались XIX веком.

Во время Отечественной войны 1812 года имение было разорено, церковь разграблена: «Ограблено неприятелем часть церковной утвари и ризницы, свечи, денег на 15 рублей…»

В XX веке

Храм оставался действующим (за исключением небольшого перерыва в 1941 году).

В 1960 году Алтуфьево вошло в черту Москвы, и здесь началось массовое жилое строительство. Храм дворянской усадьбы мог вместить лишь малую долю своих новых прихожан. Поскольку об открытии храмов в Москве до 1988 года не могло быть и речи, первоначально удалось добиться разрешения пристроить к храму деревянную паперть. В начале перестройки, в 1986 году, приход получил возможность вместо деревянной паперти пристроить к храму с запада относительно большой каменный объём. Это в известной степени решало проблему тесноты, но сильно искажало исторический облик редкого памятника архитектуры середины XVIII века.

В 1989—1990 годах построено новое здание крестильного храма.

В 1992—1995 годах по инициативе настоятеля храма архимандрита Ионы (Карпухина) и по благословению Патриарха Алексия II была осуществлена недопустимая с точки зрения охраны архитектурного наследия реконструкция храма, в результате которой нетронутой осталась лишь его подкупольная часть. В царское время подобные «инициативы» строго пресекала Императорская Археологическая комиссия.

По мнению искусствоведов, перестройка храма исказила его первоначальный облик и уменьшила историческую ценность здания.

Приход и хор храма

Приход церкви многочислен, активно участвует в церковной жизни и мероприятиях, которые он проводит вне своих стен. Обширны контакты прихожан с детскими, патриотическими, военными и ветеранскими организациями. Многое делается прихожанами для содержания в порядке огромной территории храма. Здесь чистые дорожки в парках в летний период, нет сугробов в зимний, на всех подходах к храму.

Большой популярностью пользуется церковный хор. Мелодичное пение храмовых певчих вызывает, даже у случайных посетителей, чувство духовного очищения и легкости, то, что верующие называют благодатью Божьей.

7 июля 2017 года исполняется 55 лет служения в диаконском Сане старейшего протодиакона Москвы Александра Ивановича Киреева, клирика храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево02 Июль 2017

Протодиакон Александр Киреев: 55 лет служения

в диаконском Сане

7 июля 2017 года исполняется 55 лет служения в диаконском Сане старейшего протодиакона Москвы Александра Ивановича Киреева, клирика храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево.

Протодиакон Александр Иванович Киреев родился 2 марта 1936 года в Москве в православной семье. Детские и юношеские годы будущего священнослужителя прошли в подмосковном городе Домодедове. Отец Иван Васильевич в первые дни войны ушел на фронт и героически погиб в сражениях под Мосальском, защищая Родину.

Мать Надежда Ивановна воспитала сына в свете веры Христовой, приучая к молитвам и посту, вручив его будущее Господу и духовному покровительству преподобного Александра Константинопольского, Начальника обители Неусыпающих. Девятилетним мальчиком Александр уже

самостоятельно ездил к родителям матери в Москву, где посещал храм Рождества Христова — там венчались родители и сам он был крещен. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), служивший в этом храме, видя горячее желание Александра прислуживать в алтаре, благословил мальчика на это первое служение. Александру в то время было одиннадцать лет. Старец хорошо знал семью о. Александра и до конца жизни присылал поздравления с Рождеством и Пасхой.

По окончании средней школы в 1954 году Александр поступил в Одесскую Духовную Семинарию. В одном классе учился вместе с Виктором Сабоданом (бывшим Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, + 05.07.2015г.). Во время учебы они вместе иподиаконствовали у архиепископа Одесского Бориса (Вика, + 1965 г.). По окончании семинарии, по благословению архиепископа Бориса и рекомендации Совета Семинарии, поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1962 году со степенью кандидата богословия за представленную курсовую работу на кафедре Патрологии «Святой Иоанн Дамаскин и его богословские воззрения по сочинению «Точное изложение православной веры». По окончании Академии женился на Левшиной Алле Матфеевне (+1994 г.).    7 июля 1962 г. рукоположен в сан диакона Преосвященным КИПРИАНОМ, епископом Дмитровским и назначен на служение в храм свв. мчч. Флора и Лавра. 25 февраля 1963г переведён в Сретенский храм с. Новая Деревня. 25 мая .1965 г Указом Святейшего Патриарха АЛ ЕКСИЯ I назначен в храм свв.мчч. Адриана и Наталии. С 1978 г. переведён в храм Рождества Христова.

С 1981 г служит в храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве.

Служение протодиакона Александра — это усердная молитва и благодарение Богу. Прихожане с радостью поздравляют старейшего протодиакона Москвы со знаменательной датой, желая ему «Многая и благая лета».

Награды протодиакона Александра Киреева

В 1976 году, ко Дню Святой Пасхи, награжден двойным Орарем.

В 1985 году возведен в Сан протодиакона

В 1997 году, на второй день Святой Пасхи, в Успенском Соборе Московского Кремля за Божественной Литургией Святейшим Патриархом Алексием II награжден Камилавкой.

В 1988 году награжден Орденом преп. Сергия Радонежского III степени.

В 1991 награжден Орденом св. блгв. кн. Даниила Московского III степени.

В 1992 году в связи с 40-летием служения награжден Орденом св. равноап. кн. Владимира III степени.

В 2011 году связи с 75-летием со Дня рождения награжден Орденом св. блгв. кн. Даниила Московского II степени.

В 2011 году награжден Орденом преп. Сергия Радонежского II степени.

В 2016 году связи с 80-летием со Дня рождения награжден Орденом преп. Серафима Саровского II степени.

назад к списку новостей

История

Первая церковь в селе Алтуфьево, на реке Самотышке, известна с 1564 года, в 1687 году упоминается уже каменный храм.

Новая церковь была сооружена на средства И. И. Вельяминова в 1760—1763 гг., так как существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…».

В конце XVIII в. церковь была перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест датировались XIX веком.

Во время Отечественной войны 1812 года имение было разорено, церковь разграблена: «Ограблено неприятелем часть церковной утвари и ризницы, свечи, денег на 15 рублей…»

В XX веке

Храм оставался действующим (за исключением небольшого перерыва в 1941 году).

В 1960 году Алтуфьево вошло в черту Москвы, и здесь началось массовое жилое строительство. Храм дворянской усадьбы мог вместить лишь малую долю своих новых прихожан. Поскольку об открытии храмов в Москве до 1988 года не могло быть и речи, первоначально удалось добиться разрешения пристроить к храму деревянную паперть. В начале перестройки, в 1986 году, приход получил возможность вместо деревянной паперти пристроить к храму с запада относительно большой каменный объём. Это в известной степени решало проблему тесноты, но сильно искажало исторический облик редкого памятника архитектуры середины XVIII века.

В 1989—1990 годах построено новое здание крестильного храма.

В 1992—1995 годах по инициативе настоятеля храма архимандрита Ионы (Карпухина) и по благословению Патриарха Алексия II была осуществлена недопустимая с точки зрения охраны архитектурного наследия реконструкция храма, в результате которой нетронутой осталась лишь его подкупольная часть. В царское время подобные «инициативы» строго пресекала Императорская Археологическая комиссия.

По мнению искусствоведов, перестройка храма исказила его первоначальный облик и уменьшила историческую ценность здания.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации