Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Церковь успения пресвятой богородицы в вешняках

Расписание богослужений

  • Для всех желающих собор Введения Пресвятой Богородицы открыт с 8.00 до 19.00, парковка на территории закрывается позже – в 20.00.
  • В будни христиане приходят на утреннюю литургию к 8.00, в выходные добавляется вечерняя служба – в 17.00.

Ежедневно в часы богослужений можно исповедаться. В дни христианских праздников часы служб прописаны в расписании.

Контактные данные

Это в 15 минутах пешей ходьбы от ст. метро «Новогиреево». Также от нее можно добраться на автобусе №21, ост. «Петровский рынок – Платформа Новогиреево». Тем, кто добирается на электричке Горьковского направления нужно выходить на станции «Платформа Новогиреево».

История

История района

Успенская церковь расположена на территории старинного поместья Вешняково, впервые упоминающегося в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково связано с фамилией Шереметевых.

Успенская церковь была построена Фёдором Ивановичем Шереметевым в —1646 годах по обету. В эти годы Ф. И. Шереметев занимал одно из ключевых мест в российском правительстве. В 1646 году он ушёл в отставку, а в 1649 году принял иноческий чин в Кирилло-Белозерском монастыре и назван был в постриге Феодосием.

Успенская церковь

Храм возвышался на высоком , окружённом с трёх сторон галереей, первоначально открытой. Вместо купола здание храма завершалось шатром. Через несколько лет после окончания основного строительства было принято решение пристроить к храму симметричные приделы, также увенчанные шатрами. В 1655 году Патриарх Никон, к которому обратились за разрешением на строительство, в храмозданной грамоте отметил, что «…главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». Патриарх Никон был противником шатровых храмов и предписывал строить новые церкви «о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». В конце XVII века к храму была пристроена колокольня, в 1734 году её надстроили и увенчали шпилем.

В течение более чем 300-летней истории Успенской церкви её несколько раз реставрировали изнутри и снаружи. На одном из участков внешней стены во время последней реставрации было обнаружено девять слоёв охры и три слоя масла. Среди цветов, в которые был выкрашен храм, присутствуют бордовый, красный, изумрудный, темно- и светло-жёлтый.

Памятный крест на церковном кладбище, посвящённый воинам, погибшим за Веру, Царя, народ и Отечество наше

Успенскую церковь окружает старое приходское кладбище, на котором похоронены жители близлежащих сел — Кусково, Вешняково, Выхино, Вязовка, а также те, кто поселился здесь позднее, когда в связи со строительством в 1880 году Рязанского направления железной дороги село постепенно превращается в крупный пригородный посёлок Вешняки.

Советский период

22 мая 1922 года большевики вывезли из храма множество церковных ценностей, включая драгоценные чаши, сосуды, дарохранительницу, напрестольные кресты и Евангелие. Успенская церковь была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году. В военные годы в здании храма был оборудован военный склад и ремонтные мастерские. 25 января 1947 года в храме были возобновлены богослужения. Несмотря на все трудности, удалось сохранить часть церковных ценностей, в том числе старинные иконы. Часть икон сильно пострадала от сырости и перепадов температуры, так как до этого хранилась на колокольне. После проведённой реконструкции холодный верхний храм становится тёплым, зимним. В 1951 году на отремонтированной колокольне была установлена чаша со шпилем.

Поиск по этому блогу

Хозяева усадьбы не оставляли храм без внимания

   Переезд в Санкт-Петербург остановил перестройку. Через несколько десятилетий новый хозяин села Вешнякова, государственный канцлер императрицы Анны Иоанновны Алексей Черкасский вновь задумывает перестройку храма и получает на это разрешение Святейшего синода. Судя по оставшимся массивным укреплениям, сохранившимся дубовым балкам и старинным кованным хомутам, была поставлена задача увеличить общий вес колоколов. Однако императрица Анна Иоанновна вместе с двором переезжает в Санкт-Петербург. Интерес князя-канцлера к перестройке вешняковского храма угасает. Он так и остается старым храмом с «новой» колокольней. Правда, здание оштукатурили и покрасили в бордовый цвет

 Храм всегда был окружен вниманием хозяев усадьбы. Не было десятилетия, чтобы им не занимались

Во 2-й половине XIX века его заново расписывают. Тогда же установили новый иконостас из белого итальянского мрамора с золоченными металлическими узорчатыми Царскими вратами.

  Именно тогда в подвале левой галереи оборудовали систему отопления. Благодаря этому нововведению в зимнее время в помещениях нижнего храма стало тепло. В 1903 году в нижней левой галерее храма был сооружён и освящён придел в честь преподобного Сергия Радонежского.

   После революции вешняковскую церковь постигла общая участь всех российских храмов. 22 мая 1922 года были изъяты чаши, сосуды, дарохранительница, кресты, ризы, большое Евангелие с дорогим окладом. Но и этого оказалось мало. Решением исполкома Московского областного совета № 1104/3 от 13 сентября 1940 года её закрывают.

    Во время Великой Отечественной войны в храме устроили военный склад, мастерскую по ремонту танковых двигателей, затем столовую, конюшню. Однако в 1947 году по многочисленным просьбам церковь всё же вернули прихожанам. Вновь засиял иконостас, правда, часть икон, хранившихся на колокольне, погибла. Часть церковной утвари сохранили жители деревень Выхино и Вязовки. Едва храм открылся, они всё вернули. Первая служба в храме состоялась 25 января 1947 года в день празднования памяти Святой мученицы Татианы. С тех пор эта святая здесь особо почитаема.

Реликвии и архитектура

Сегодня это величественное здание. На сводчатом подклете выстроен центральный четверик. Есть два придела и трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем.

После войны над реставрацией икон работала бригада художников под руководством Корина. Образа написаны в древнерусском стиле, с частичным золочением.

Слева и справа от царских врат находятся иконы знаменитого царского изографа Тихона Филатьева. Это знаменитый «Спас Вседержитель» и икона Богоматери Владимирской.

Фрески верхнего храма были написаны в XIX веке и сохранились до сегодняшних дней.

В нижнем Успенском храме находится известный образ Нерукотворного Спаса. Возле этой иконы горит всегда больше всего свечей. Есть свидетельство о чудесном исцелении после молитвы перед этим ликом.

Наиболее чтимые иконы церкви:

  • Уверение Фомы;
  • Тихвинской Божией Матери;
  • Взыскание Погибших;
  • Иверская икона Божией Матери;
  • Несение Креста.

Центральный престол посвящён Успению Пресвятой Богородицы, одному из самых больших церковных праздников на Руси. В нижнем храме находится ковчег с частицами мощей святых угодников божьих.

Справа от храмовой иконы Успение Богородицы находится образ Новомучеников и Исповедников Российских, чей жизненный путь связан с этим местом. На иконе изображён сам храм Успения Пресвятой Богородицы, а рядом стоят те самые священномученики служившие в своё время здесь и имеющие теперь благодать молиться за людей перед Божиим Престолом.

https://youtube.com/watch?v=j1TFf-mSLZk

Священномученики Сергий и Иоанн

     Священномученик Сергий Цветков начинает свое служение в Вешняках в 1892 году в сане диакона, а затем священника. В 1919 году его арестовали вместе с сыном. Батюшку через три недели отпустили, а вот сына, как офицера царской армии, расстреляли.  Спустя годы, в 1938-м отца Сергия вновь арестовали. На этот раз его обвинили в контрреволюционной деятельности, пропаганде монархического строя и подготовке к приходу капиталистической власти. Тройка НКВД по Московской области за такие тяжкие грехи выносит смертный приговор, который был исполнен 22 марта на Бутовском полигоне. Сщмч. Сергий Цветков причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.

   Преосвященный Иоанн, епископ Бронницкий, викарий Московской епархии, рукоположил диакона Иоанна Плеханова во священника в вешняковском храме в 1925 году. До ноября 1936-го отец Иоанн служил в Москве, но из-за закрытия храмов и сокращения приходов был вынужден уйти за штат. Некоторое время жил в Волоколамске, однако вскоре получил назначение в храм Дмитриевского погоста Нагорьевского района Ярославской области. Он часто ездил в Москву закупить необходимые для церкви вещи и повидать своих духовных детей. Когда священник приезжал в Москву, то бывал в некоторых храмах. Об этих его приездах осведомители донесли в НКВД. Во время одного из визитов его и арестовали.

  В марте 1938-го отца Иоанна, как и Сергия Цветкова, тройка НКВД приговорила к расстрелу. Приговор привели в исполнение через несколько дней. В августе 2000 года юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Иоанна Плеханова к лику святых новомучеников Российских.

Настоятели храма

  • В 1910-е — 1920-е годы настоятелем храма был епископ Иоанн (Василевский).
  • С октября 2002 года до июля 2013 года — настоятелем храма был епископ Никон (до 1999 года епископ Екатеринбургский и Верхотурский).
  • С июля 2013 года настоятелем храма является митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)

Храм Успения Богородицы в Вешняках всегда находился под неусыпным вниманием хозяев усадьбы

Вряд ли высокородный боярин, дипломат, воевода и государственный деятель Фёдор Шереметев, давая обет о возведении храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, мог предполагать, какие страсти разгорятся вокруг этой милой церквушки через четыре столетия из-за строительства Северо-Восточной хорды, а само здание окажется под угрозой разрушения…

    В далёком 1644 году почти ослепшим боярином  двигало лишь одно чувство — выполнить данный обет и успеть возвести храм. Он делал всё, чтобы если не закончить, то хотя бы начать строительство. Спустя столетия мы вспоминаем его и благодарим за сотворённое чудо.

    Известно, что прежде храм Успения Пресвятой Богородицы возвышался на высоком подклете, который с трёх сторон был окружён открытой галерей. Вместо купола здание храма венчалось шатром, при покраске которого основными цветами стали изумрудный, красный, светло-жёлтый, бордовый и тёмно-красный. Хотя Шереметев и не смог оценить окончательный вид храма, тем не менее остался спокоен: обет выполнил. И в 1649 году он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Феодосия. И вскоре умер.

   Наследники боярина решают достойно завершить начатое дело и обращаются к патриарху Никону. В грамоте, данной в 1655 году, тот пишет: «…главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». Дело в том, что патриарх был противником шатровых храмов, поэтому предписывал строить новые церкви «о единой, о трёх, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».

  Вскоре к храму была пристроена высокая стройная колокольня. Она имела в верхней части часовой механизм, который управлял тремя циферблатами и колокольным звоном. Верхний основной храм был освящен в честь Воскресения Христова, нижний храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы с приставным престолом в честь Святителя Николая Чудотворца.

История храма без этих имён осталась бы не полной

   История храма была бы не полной без рассказа о священниках, которые служили здесь и были причислены к лику священномучеников. Вот их имена: Пётр Зверев, архиепископ Воронежский, Сергий Цветков, Иоанн Плеханов и Иоанн Янушев.

   У настоятеля храма Воскресения Христова в Вешняках Константина Зверева и матушки Анны было четверо детей: Арсений, Кассиан, Василий и Варвара. Свои первые шаги служения Богу Василий начал делать именно в вешняковской церкви, помогая отцу за богослужениями. Рано утром звонарь, завидев идущего с сыном священника, ударял три раза в колокол. А маленький Василий считал, что два раза звонят отцу, а третий ему. В 1900 году он принял монашество с именем Пётр и был рукоположен в сан иеромонаха.

   Рассказывают, что после его ареста в Сормове в мае 1921 года, рабочие объявили трёхдневную голодовку. Тогда им пообещали его отпустить, а на самом деле отправили в Москву на Лубянку. Освободили его лишь в начале 1922 года. Весной начался голод в Поволожье, владыко Пётр объявляет сбор пожертвований в помощь голодающим… А летом произошёл обновленческий раскол, против которого он активно выступает. В итоге его вновь арестовывают и приговаривают к двухлетней ссылке в Туркестан. Местом пребывания определяют город Перовск.

   К моменту окончания ссылки освобождается место священнослужителя в Воронеже и верующие зовут его к себе, желая чтобы владыка Пётр взошел на Воронежскую кафедру. Прихожане призывают его не участвовать в политических играх. Но надо сказать, в это время многие храмы в Воронеже были захвачены обновленцами, так что ему довольно сложно было оставаться в стороне от событий. А порой и невозможно… В результате арихиепископа стали вызывать на допросы в ОГПУ.

История появления

Церковь в Вешняково была построена боярином Федором Ивановичем Шереметевым в 1646 году по благословению патриарха Иосифа. Церковь строилась сразу из камня и наречена была Храмом Успения Пресвятой Богородицы. За свою четырёхсотлетнюю историю она закрывалась лишь однажды.

Сам Федор Иванович, полководец, государственный деятель при царе Михаиле Федоровиче, вскоре постригся в иноки Кирилло-Белозерского монастыря с именем Феодосий и в 1650 году мирно отошёл к Господу.

Наследники Шереметева неизменно заботились о благолепии и украшении церкви. Она неоднократно перестраивалась, множество раз менялся цвет постройки. Изначально он был бордового цвета, затем изумрудного, жёлтого и белого в наши дни. Последняя капитальная реконструкция была произведена в конце XIX века при настоятеле протоиерее Константине Звереве, который много лет служил в этом месте. Здесь он встречал царя Александра III с наследником, будущим царём-страстотерпцем Николаем I. I. .

Стены святилища видели многих царей. Здесь бывали государь Алексей Михайлович, императрица Екатерина Вторая. Последними из царствующего дома, кто посетил храм в Вешняках, были великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Здесь служили священномученики Сергей Цветков, Иоанн Янушев, Иоанн Плеханов, бывший повар святейшего Тихона.

После него тиф кончился

    Осенью 1926 владыку вновь арестовывают. И закончив следствие, архиепископа Петра приговаривают к 10 годам лагерей на Соловках. Уже на месте ссыльный епископат избирает его главой Соловецкого православного духовенства. Новое лагерное начальство, видя его невероятное влияние на заключенных, отправляет владыку на Анзер. 15 января 1929 года владыка писал:

  «Слава Богу за всё, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники – ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. Но всё это решительно надо терпеть. Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит: У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями, так что ветер едва не валит с ног: Живу в уединённом и пустынном месте на берегу глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать себя пустынножителем».

  В январе 1929 года владыка заболел тифом и 7 февраля скончался. Его духовная дочь, игумения Иулиания, писала: «Владыка умер от тифа последним, после него никто не умирал. Тиф кончился, и настало тепло».

 Лагерное начальство приказывало хоронить всех умерших в общих могилах. Архиепископ Пётр также был сначала похоронен в общей могиле, но заключенные добились разрешения перезахоронить его в отдельной. Вопреки запрещениям его облачили в мантию и клобук, одели омофор, вложили в руки крест, чётки, Евангелие и совершили отпевание. На могиле поставили крест.

  Честные мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года. В том же году он был канонизован как местночтимый святой Воронежской епархии. В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников Российских юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Мощи сщмч. Петра были перенесены в Соловецкий монастырь. На месте обретения мощей поставлена деревянная часовня. Ещё через девять лет состоялось перенесение мощей сщмч. Петра в Алексеево-Акатов монастырь города Воронежа. Честная глава святителя Петра по благословению патриарха Кирилла осталась в Соловецком монастыре, в храме святителя Филиппа.

История

История района

Успенская церковь расположена на территории старинного поместья Вешняково, впервые упоминающегося в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково связано с фамилией Шереметевых.

Успенская церковь была построена Фёдором Ивановичем Шереметевым в —1646 годах по обету. В эти годы Ф. И. Шереметев занимал одно из ключевых мест в российском правительстве. В 1646 году он ушёл в отставку, а в 1649 году принял иноческий чин в Кирилло-Белозерском монастыре и назван был в постриге Феодосием.

Успенская церковь

Храм возвышался на высоком , окружённом с трёх сторон галереей, первоначально открытой. Вместо купола здание храма завершалось шатром. Через несколько лет после окончания основного строительства было принято решение пристроить к храму симметричные приделы, также увенчанные шатрами. В 1655 году Патриарх Никон, к которому обратились за разрешением на строительство, в храмозданной грамоте отметил, что «…главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». Патриарх Никон был противником шатровых храмов и предписывал строить новые церкви «о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». В конце XVII века к храму была пристроена колокольня, в 1734 году её надстроили и увенчали шпилем.

В течение более чем 300-летней истории Успенской церкви её несколько раз реставрировали изнутри и снаружи. На одном из участков внешней стены во время последней реставрации было обнаружено девять слоёв охры и три слоя масла. Среди цветов, в которые был выкрашен храм, присутствуют бордовый, красный, изумрудный, темно- и светло-жёлтый.

Памятный крест на церковном кладбище, посвящённый воинам, погибшим за Веру, Царя, народ и Отечество наше

Успенскую церковь окружает старое приходское кладбище, на котором похоронены жители близлежащих сел — Кусково, Вешняково, Выхино, Вязовка, а также те, кто поселился здесь позднее, когда в связи со строительством в 1880 году Рязанского направления железной дороги село постепенно превращается в крупный пригородный посёлок Вешняки.

Советский период

22 мая 1922 года большевики вывезли из храма множество церковных ценностей, включая драгоценные чаши, сосуды, дарохранительницу, напрестольные кресты и Евангелие. Успенская церковь была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году. В военные годы в здании храма был оборудован военный склад и ремонтные мастерские. 25 января 1947 года в храме были возобновлены богослужения. Несмотря на все трудности, удалось сохранить часть церковных ценностей, в том числе старинные иконы. Часть икон сильно пострадала от сырости и перепадов температуры, так как до этого хранилась на колокольне. После проведённой реконструкции холодный верхний храм становится тёплым, зимним. В 1951 году на отремонтированной колокольне была установлена чаша со шпилем.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации