Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Храм рождества христова в измайлово: история возведения и значение

Полезная информация

На протяжении трех веков Христорождественский храм ни на минуту не закрывал свои двери. В конце ХХ столетия началось возрождение измайловской святыни, а вместе с тем и активная деятельность прихода.

Престольные праздники

Поскольку церковь в Измайлово имеет три престола, официально празднуется несколько связанных с ними дат:

  • 7 января – Рождество Христово;
  • 21 июля и 4 ноября – Казанская икона Богоматери;
  • 19 декабря и 22 мая – святитель Николай Чудотворец;
  • 25 октября – Иерусалимская икона Богородицы.

Социальная работа

Уже несколько десятилетий измайловская церковь занимается благотворительностью. Она предоставляет гуманитарную помощь многодетным семьям, неимущим, сиротам, старикам, людям с ограниченными возможностями. Священники храма активно сотрудничают с социальными учреждениями, обеспечивая вышеперечисленные категории населения бесплатными юридическими, медицинскими и транспортными услугами.

Подробнее о деятельности Христорождественского прихода можно узнать на официальном сайте: hramrh-izmaylovo.moseparh.ru.

Совет автора

Церковь Рождества Христова также коммуницирует с системой образования, снабжая школы и библиотеки религиозной литературой. Немаловажную роль играет реабилитационный , который направлен на борьбу с алкогольной зависимостью и табакокурением.

Воскресная школа

С 1991 г. при Христорождественском храме работает воскресная школа, состоящая из пяти классов. Преподавание в ней ведут профессиональные педагоги, а также священники, занимающиеся богословием. Дети изучают Священное Писание, биографии святых, литургику, основы праведной жизни, церковнославянский язык, религиоведение. Те, у кого есть талант к пению, посещают детский хор, а остальные выполняют обязанности пономарей, читают часы или помогают звонарям.

Кроме основных занятий, в воскресной школе открыто несколько кружков: пения, рисования, туризма, а также спортивная секция. Здесь существует приходская музыкальная группа, состоящая из лучших вокалистов. Они часто выступают на местных праздниках и регулярно участвуют в отчетных концертах.

При Христорождественском храме работает воскресная школа

Расписание богослужений

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно с 7:00 до 20:00. Расписание служб практически не меняется, однако для уточнения лучше свериться с официальным сайтом.

День недели Время Служба
Воскресенье 7:00 Ранняя литургия
10:00 Поздняя литургия
17:00 Акафист иконе Божьей Матери «Иерусалимской»
Понедельник 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Вторник 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
18:00 Акафист богородичному лику «Неупиваемая чаша»
Среда 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Четверг 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
18:00 Акафист святителю Николаю Мирликийскому
Пятница 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Суббота 9:00 Ранняя литургия
11:00 Панихида
17:00 Всенощная

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно

Как добраться

Христорождественская церковь находится по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, д. 28. Добраться до нее можно тремя способами:

  • от метро «Черкизовская» на 230-й маршрутке (остановка «Школа»);
  • со станции «Измайловская» автобусом №34;
  • от метро «Щелковская» маршрутом №32 или 41.

Несмотря на трудную долю, выпавшую храму Рождества Христова, он сохранился практически нетронутым. До сих пор посетить московскую святыню ежегодно приезжают миллионы паломников, чтобы отдать дань истории и поклониться чудотворным иконам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Реставрация и возвращение в православие

В 1980 году власти Москвы решили в прекрасном месте Измайлово открыть большой концертный зал, отреставрировав для этого храм Покрова Богородицы.

1991 год стал поворотным момент в возвращении святыни под покровительство Православной Церкви. Историческое общество «Россия молода» зарегистрировало православную общину Покровского храма, а в 1994 году и возвращения самого здания.

Сохранившиеся купола, укрытые черными чешуйками, как путеводная звезда привлекают взоры прихожан и паломников, приехавших поклониться Иерусалимскому святому лику Божьей Матери, который славится своими чудесами далеко за пределами Москвы.

Купола Покровского собора

Из Спасо-Андрониковой обители были возвращены иконостасы, нуждающиеся в реставрации. Постепенно храм Покрова святой Богородицы оживает, обрастая своими традициями. Так, здесь ежегодно отмечают российские праздники:

  • на день рождения Петра Первого приглашаются ветераны морского флота, служатся панихиды;
  • здесь прошли великолепные праздники в честь 310-летия создания российского морского флота Петром первым.

На повестке архитекторов Москвы восстановление церкви святителя Иоасафа, арочного моста и царской усадьбы в Измайлово. Восстановлением Покровского храма занимается благотворительный фонд «Анастасиос», открыты счета для пожертвований на реставрацию измайловской святыни.

Окна, расположенные на барабанах, обрамлены изящным аркатурным пояском, состоящим из арочных полуколонок. Пять килевидных кокошников стали визитной карточкой знаменитой святыни. Благодаря керамическому убранству Покровский собор в Измайлово выглядит, как старинное строение.

Это интересно: Храм Преображения Господня в Тушино города Москвы: выявляем все нюансы

Внутреннее убранство

Внутри Христорождественская церковь выглядит не менее богато, чем снаружи. Так, главный вход украшает массивная железная дверь конца XIX столетия, которую спроектировал Павел Сальников. Иконостасы же, созданные Сергеем Рожковым, и вовсе остались нетронутыми.

Внутри Христорождественская церковь выглядит богато

Когда в 1735 г. святые лики реставрировались, многие из них были заменены на иконы авторства Петра Пискулина. Тогда же все три иконостаса обзавелись филигранной узорчатой резьбой. Спустя полтора века храмовую роспись решили обновить. Поскольку финансовых средств не хватало, заказ был отдан московскому мастеру Василию Гурьянову, который скопировал знаменитые работы Ильи Репина и Федора Бронникова.

Несмотря на реставрационные работы, измайловский храм все же сохранил связь с древностью, а в его внутреннем убранстве легко читается колорит XVII столетия. Это можно заметить по низкому своду, высоким аркам, а также большим настенным росписям.

XVIII век

    Царь Пётр I перенёс двор в Санкт-Петербург. Крестьяне – основные жертвователи — уезжали работать на фабрики в Москву. Село пустело. Осталось не более пятисот прихожан. Церковь стала одноштатной – один священник, диакон и псаломщик. Московская контора Главной дворцовой канцелярии, обеспечивающая дворцовые села, давала незначительные средства на содержание храма.

    Крестьянам со своими заботами трудно было поддерживать приход. Обветшало здание, деревянная звонница буквально на глазах разваливались… По прошению управителя Измайлова Якова Нормацкого и настоятеля Никиты Васильева храму были переданы иконы дворцового села Алексеевского, но те тоже оказались ветхими.

    Только в начале 1744 года, после проведения трёх торгов, был заключен контракт с известным московским иконописцем Егором Греком, который к началу февраля следующего года выполнил все работы.

     В середине 1740-х годов храм получил новый комплект богослужебных книг вместо обветшавших изданий XVII века, новые облачения, покровы, завесы, аналойники и напрестольные облачения, а также новые колокола, которые были вылиты из старых пушек. Говорят, это были те самые пушки, которые, по приказу Петра Великого, выливали из колоколов. Выполнение этих работ стало возможным благодаря особому вниманию императрицы Елизаветы Петровны к подмосковным дворцовым усадьбам.

     К её благодеянию следует отнести и строительство колокольни. В одном из донесений 1761 года говорилось, что «в церкви Рождества Христова и в приделе… и колокольня деревянная ветха и от ветру шатается и опасно, чтоб не обвалилась и не учинила колоколам повреждение».

    В связи с этим было велено поправить церковное строение, вместо деревянной устроить каменную колокольню, а старые колокола перелить с прибавкой меди. В 1761 году на старом каменном фундаменте была выстроена трехъярусная каменная колокольня, первоначально увенчанная шпилем. Для этой колокольни в конце XVIII-XIX веках были отлиты новые колокола.

Почитаемые иконы

В церкви с 1804 года находится почитающийся как чудотворный Измайловский список иконы Божией матери «Иерусалимская» (почитание с 1771 года, в связи с событиями московской эпидемии чумы и Чумного бунта; в память об этих событиях летом отмечается второе престольное празднество храма). В 1854—1927 годах икона находилась в Покровском соборе Измайлова, ныне хранится в южном приделе храма. Сам список выполнен, по одним данным, в Оружейной палате Кремля в 1649 году, по другим — в 1670-е годы для дворцовой церкви царевича Иоасафа. В церкви имеется ряд других почитаемых икон: Владимирская с частицей мощей апостола Фомы, иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), иконы Иоасафа Белгородского и мученика Трифона с частицами мощей.

Имущество церкви дважды подвергалось серьёзному разграблению: в войну 1812 года (когда в Измайлове стояли французы) и после революции.

Иерусалимская икона Божией Матери

    В 1771 году произошло чудесное прославление Измайловского списка с Иерусалимской иконы Божией Матери. Образ, с которого был сделан этот список, находился в Успенском соборе московского Кремля. Он был утрачен во время наполеоновского нашествия.

    Два его списка, Измайловский и Бронницкий, прославились многочисленными чудесами в Московской губернии и далеко за её приделами. Измайловский список был создан в 1679 году для собора Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове.

    Когда в 1771 году началось сильное моровое поветрие, унёсшее жизнь многих москвичей, перед этим образом стали совершать ежедневные молебны, после которых икону поднимали и обносили вокруг села. Благодаря заступничеству Божией Матери и попечением управителя села Ивана Савича Брыкина (1706—1821), расставившего вокруг него карантины и принявшего строгие меры в борьбе с эпидемией, чума миновала Измайлово.

    В 1804 году икону перенесли в Рождественскую церковь. Это произошло из-за того, что два других храма на Измайловском острове оказались в аварийном состоянии. Церковь Преподобного Иоасафа, царевича Индийского, закрылась уже к концу XVIII века, после удара молнии в главу храма. В Покровском соборе прекратилось регулярное совершение богослужений.

Храм Святителя Николая в Измайлово внутри и со стороны

Во внутреннем облике храм Святителя Николая в Измайлово выполнен в полном соответствии с православными канонами. Алтарная преграда в виде иконостаса из трех ярусов икон вполне традиционна, образа написаны вручную. Подсвечники перед иконостасом уникальной работы, довольно крупные ажурные металлические цилиндры. Титульная икона – на резном деревянном аналое, кроме осветительных приборов, вообще всё деревянное. В боковой нише видна икона канонизированного адмирала Ушакова.


Изображение с сайта temples.ru

Образ флотоводца заинтересовал, поскольку такую же фамилию носит человек, основавший храм Святителя Николая в Измайлово. Александр Федорович Ушаков одновременно — руководитель развлекательного центра, активный и успешный предприниматель. Но моряков в его родословной не числится, своим предком он считает легендарного иконописца Симона Ушакова. Рассказывают, что деревянную церковь Александр Ушаков увидел во сне, зарисовал и положил в основу проекта. Не проверишь, но выглядит красиво, и родство косвенно подтверждает.

Вид с башни, восточная стена храма

Со сторожевой башни хорошо виден храм Святителя Николая в Измайлово, его восточная стена от основания. Как и положено, алтарная апсида прерывает галерею, соединяющую северную и южную стороны. Конфигурация апсиды непривычна, но никаких религиозных правил и обычаев не нарушает. С этой точки видно, что и конструкция восьмерика не вполне рядовая, верхние венцы выступают наружу. Таким приемом пользовались еще древние строители, так кровля защищает от осадков большую часть стен.

Наглядно отличаются намокающие части строения от укрытых от осадков, они значительно темнее. Немногим более десятилетия простоял храм Святителя Николая в Измайлово, изменения облика только начинаются. Хочется пожелать ему настоящей стойкости народных строений, долгих лет колокольного перезвона — посетителям. Звонница с выбранного ракурса видна без подробностей, но на сторожевой башне установлены свои колокола. Их можно рассмотреть во всех подробностях, хотя это и не старинные изделия.

Немного двойственное впечатление, оставшееся от визита в храм Святителя Николая в Измайлово, не означает его критики

Из всего разнообразия сооружений развлекательного комплекса он вызывает интерес и пристальное внимание. Не обходите при посещении храм Святителя Николая, в Измайлово нет более достойного религиозного объекта современной постройки

От отца Иоанна до отца Леонида

     Жизнь шла своим чередом. В Рождественском храме продолжали служить протоиерей Михаил Сперанский и протоиерей Иоанн Кедров, сохранялся крепкий приход. Во время Великой Отечественной войны обязанности настоятеля храма исполнял протоиерей Михаил Николаевич Преферансов.

    С 25 октября 1945 года в храме служит будущий старец Псково-Печерского монастыря отец Иоанн Крестьянкин. По его словам, в первые послевоенные годы ежедневно крестили около 50 человек, в воскресные дни — до 150. Многие уже тогда приходили к отцу Иоанну за пастырскими наставлениями.

    В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отца Иоанна арестовали за активную пастырскую деятельность в Рождественском храме. По приговору он был осужден на семь лет исправительно-трудовых лагерей.

Отец Иоанн навсегда сохранил память о месте первого служения. В алтаре Рождественского храма хранится Иерусалимская икона Божией Матери с его собственноручной надписью: «Московскому храму Рождества Христова что в Измайлове, колыбели моего священнического служения, от архимандрита Иоанна Крестьянкина. 12/25.10.1998».

    С 1946 до 1971 года настоятелем Рождественского храма был священник Виктор Васильевич Жуков. Несмотря на то, что в этот период в Советском Союзе развернулись новые гонения на Русскую Православную Церковь, в храме осуществили ремонт. Над помещением для совершения крещения выстроили второй этаж. Провели центральное отопление и водопровод.

     В эти годы люди шли в храм, зная о том, что некоторые старосты вынуждены сообщать в райисполком о крестившихся и венчавшихся. Ежедневно совершалось много треб в храме и на дому у прихожан. В воскресные дни всегда проводились молебны с водосвятием и заказными акафистами.

    Настоятелем храма с 1982 года является протоиерей Леонид Ролдугин, благочинный Преображенского благочиннического округа. При отце Леониде храм был заново перекрыт, покрашен, позолочены купола, поновлена стенная роспись и иконостасы, обновлены престолы в алтаре.

    В нелегком и порой трагичном жизненном пути храма Рождества Христова как в зеркале отражается путь государства Российского. Стоит только поближе подойти и приглядеться. Как в одной хорошей песне про церкви Руси – подойди и о многом спроси: в этих стенах есть сердце и вены.

Елена Ячменцева

Фото: Александр Чеботарь

Император сделал царский подарок

     ХIX век оказался несчастливым для Измайловского острова. В 1812 году Измайлово захватил Наполеон. Его полчища разграбили и осквернили Покровский собор. Французы разжигали костры, чтобы согреться от осеннего холода. Иконостас собора сохранился, но от огня треснул свод храма и накренился главный купол. Богослужения прекратились и собор долго не восстанавливался. Да и сам остров простоял в полном запустении почти три десятилетия.

    Постепенно на месте, где когда-то был фруктовый сад и стояли оранжереи, разрослась густая чаща. От всей роскоши остались только фрагменты фундаментов, дубовые сваи, осколки изразцов и стеклянной посуды.

    В 1837 году исполнялось 25-летие Отечественной войны. В Москву на торжества приехал император Николай I. Он посетил Измайлово и сделал поистине царский подарок на юбилей героям 1812 года — отдал своё родовое владение под военную богадельню для инвалидов Отечественной войны.

    Согласно уставу, в нее принимали на призрение отставных офицеров и нижних юнкерских чинов, получивших на войне увечья, больных или старых, не имеющих возможности по этим причинам самим «снискивать себе пропитание трудами».

      Здесь должны были обрести приют и врачебную помощь герои Бородина и Тарутина, Малоярославца, Красного, взятия Парижа, но потом к ним прибавились инвалиды Крымской, Турецкой и других войн. Сам же богадельня получила по имени своего основателя стала называться Николаевской.

Дай Господи…

    «При­вет­ствую ма­лень­кую Же­ню, – пи­сал он од­ной та­кой при­хо­жан­ке. – Пусть ны­неш­ний день на­пом­нит те­бе о том счаст­ли­вом, невин­ном дет­стве, ко­гда ду­ша бы­ла чи­ста, и все мыс­ли бы­ли хо­ро­ши и свет­лы, и дай Гос­подь, чтобы при­ча­ще­ние Свя­тых Та­йн об­но­ви­ло твою ду­шу и со­де­ла­ло её чи­стой и мо­ло­дой, спо­соб­ной вос­при­ни­мать бла­го­дать Бо­жию та­кой, ка­кая она есть. Бу­ду, как и все­гда, мо­лить Бо­га, да огра­дит Он те­бя от всех зол и всех жиз­нен­ных невзгод, при­вле­чёт к Се­бе для спа­се­ния тво­ей ду­ши. Дай Гос­по­ди, чтобы твое хри­сти­ан­ское серд­це по­сто­ян­но го­ре­ло лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­ним и по­буж­да­ло де­лать толь­ко доб­рое и хо­ро­шее, из­бе­гая ху­до­го. Хра­ни те­бя Бог. Греш­ный мо­лит­вен­ни­к и доб­ро­же­ла­тель про­то­и­е­рей Па­вел Ан­си­мов. 1936 год».

    А в 1937 году осведомители  донесли, что священник в проповедях допускал антисоветские толкования. Отец Павел был арестован вместе с группой верующих. Вслед будущему мученику молчаливо смотрели кресты на куполах. Как когда-то сам протоиерей, в 1931 году, стоя под дождем, содрогаясь молча наблюдал «пляски» рабочих на куполе храма святителя Николая, пытающихся стащить крест…

     19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Павла Ансимова к расстрелу. 21 ноября 1937 приговор приведен в исполнение на Бутовском полигоне. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода в 2005 году.

При храме Покрова в селе Измайлово работает воскресная школа

При храме Покрова в селе Измайлово работает воскресная школа. В  воскресную школу принимаются дети с 7 лет после собеседования. Обучение проводится бесплатное.

Это полностью добровольная организация, где основной задачей считается помощь родителям в христианском воспитании детей, а также формирование православного мировоззрения.

Открытия школы состоялось в октябре 2002 года.

В настоящее время здесь учатся дети в возрасте от 7 до 14 лет. Все дети распределены на классы по возрастам и уровню своих знаний. Занятия проводят отец Дмитрий.

В программе изучается Закон Божий, Евангельские истории, истории русской православной церкви, основы православного вероучения и многое другое.

Уникальность первого Покровского собора

Впервые Измайлово, как село, упоминается в 1571 году, здесь обосновалась родовая вотчина царей российских. В 1640 году на Измайловском острове появилась Покровская церковь в качестве благодарности Богородицы за помощь в Смутное время. Романовы стали владеть островом в 1654 году, особый расцвет этой территории приходится на период царствования набожного царя Алексея Михайловича.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

После смерти Алексея Михайловича на престол взошел Федор Алексеевич, он распорядился установить величественные луковичные главы, которые прославили храм своими размерами. 1 октября 1679 года состоялось освящение Покровского собора патриархом Иоакимом.

Интересно! Список с иконы Богородицы «Иерусалимская», написанной евангелистом Лукой, привлекал паломником своими чудесами исцелений и ответов на молитвенные обращения прихожан.

В 1680 году со всех уголков острова можно было любоваться грандиозным сооружением всей Руси — Покровским собором, высота которого достигала 57 метров.

  • Уникальность храмового строения состояла в удивительной архитектуре красоте крылечек, к которым вели 11 ступеней, обрамлении окон.
  • Двухсветные окна и группа колонн были обрамлены белым камнем, что придало зданию воздушности при монументальности собора.
  • Изразцы тонкой работы, которые покрывала золотисто-зеленая глазурь, украшали фасадные закомары.
  • С сушей остров соединял мост, Мостовая башня которого использовалась в качестве колокольни Покровского собора.

По этому острову гулял царь Петр Первый, здесь любила отдыхать царевна Софья, но со временем царские особы стали редкими гостями на острове, а война 1812 года и варварство французов довершили свое дело.

Николай Первый в 1839 году отдал царские хоромы инвалидам войны, прекрасный собор «изуродовали» пристроенные к нему с трех сторон многоэтажные корпуса, чтобы неходячие солдаты могли принимать участие в богослужениях, лежа в палатах.

Интерьер Покровского храма

Некогда великолепный Собор Покрова Божьей Матери превратился в Домовую церковь при Николаевской богадельне. В 1847 году прекрасные архитектурные строения были отреставрированы.

Школа в Измайлове

    В 20-е годы появились ещё два чудесных образа. Складень с Владимирской иконой Божией Матери с частицей мощей апостола Фомы и икона целителя великомученика Пантелеймона. На обороте Владимирской иконы осталась надпись, повествующая о чудесном обретении образа 9 мая 1748 года на месте сгоревшего московского дома. Целых 72 года хранил его у себя измайловский управитель Иван Брыкин. Незадолго до смерти передал для поминовения души в Рождественский храм. Ныне чудотворный образ стоит над царскими вратами Казанского придела.

    Во второй половине XIX века священнослужители церкви Рождества Христова стали уделять значительное внимание обучению крестьянских детей. Теперь не только в церкви, но и на школьных занятиях священник общался со своей паствой

Первая измайловская школа была создана в 1868 году (по другим данным в 1870 году) настоятелем церкви Рождества Христова священником Иоанном Алексеевичем Ирисовым.

   Она имела частный характер: была организована за его счёт. Занятия проходили в его доме, стоявшем напротив церкви (там, где сейчас находятся теннисные корты). Вместо частной школы в 1876 году было основано Измайловское земское начальное училище, законоучителем которого вплоть до 90-х годов XIX века оставался отец Иоанн.

    На рубеже XIX-XX веков начался следующий этап ремонтно-строительных работ в церкви Рождества Христова. К тому времени Измайлово стало крупным промышленным селом. Особый вклад в благоукрашение храма принадлежит купцу и фабриканту Ивану Васильевичу Бутюгину. Он родился в семье зажиточных крестьян, некоторые из которых имели собственные шерстоткацкие фабрики в Измайлове и Москве.

    По заказу его родственника, Арефия Кировича Бутюгина, владельца кирпичного завода в селе Черкизово, 22 июня 1864 года для Рождественской церкви был создан крест (переданный в 2000 году в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Серебряном острове). При главном входе в Рождественский храм до сих пор сохранились двойные железные двери, созданные в 1894 году по проекту архитектора Павла Петровича Сальникова (1864—1901) на средства Ивана Бутюгина.

Внутреннее убранство

На входе храма сохранились двойные двери из железа, автором проекта которых в 1894 г. был П. Сальников. Три храмовых иконостаса для каждого придела были созданы мастером из Костромы С. Рожковым в 1678 г. и сохранились до сих пор в первозданном виде.

В 1735 г. иконы в иконостасах были заменены на новые, написанные Ф. Пискулиным, а еще позже в храме была добавлена резьба на киоты и отдельные части иконостаса. В 1905 г. было решено обновить иконы и привлечь художников для новой росписи.

Из-за нехватки средств не удалось полностью следовать плану, предложенному Московским археологическим обществом, и храм была расписан московским иконописцем В. Гурьяновым под иконы различных русских художников. Стены внутри украшают различные растительные орнаменты, а так же изображения почитаемых святых.

Многие иконы копируют творчество Репина и Бронникова. В целом, храм сохраняет свой колорит и старину: здесь низкая посадка свода, арочные проходы и большие иконы, расположенные на стенах.

Иерусалимскую икону отдали в другой храм

     После Октябрьской революции Николаевская богадельня была закрыта. В июне 1922 года собор как памятник истории осмотрели члены Комиссии по изучению старой Москвы Московского археологического общества вместе с художником Аполлинарием Васнецовым. Они отметили хорошее состояние иконостаса времен царя Фёдора Алексеевича. Однако в 1927 году Покровский собор закрыли.

     На самом острове вместо богадельни вплотную к собору расположился один из первых в Москве «рабочих городков» имени Баумана – революционный опыт по социалистическому общежитию. В 1923 году эту территорию отдали заводу «Салют», который приспособил корпуса бывшей богадельни под традиционные коммуналки, но с полностью обеспеченной сферой обслуживания: рядом имелась школа, поликлиника, магазин, библиотека, ясли. Церковь святого Иоасафа закрыли в 1930 году и вскоре снесли.

    Буквально сразу наиболее ценные иконы исчезли, святыня храма, чудотворная Иерусалимская икона, была передана в измайловский храм Рождества Христова.

Как добраться

Церковь иконы Казанской Песчанской Божией Матери находится в столичном районе Измайлово по адресу: 9-ая Парковая улица, владение 4а.

Чтобы посетить возрождающийся храм необходимо доехать до станции метро «Первомайская» и следовать по Парковой улице по направлению к Измайловскому парку.

С каждым годом храм иконы Казанской Песчанской Божией Матери преображается. В него приходят молиться не только местные жители, но и люди, желающие попросить помощи перед чудотворным образом.

Храм Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Москве

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

В архивах сохранилась грамота, подробно описывающая внешний вид храма, но в ходе изменений во время строительства содержимое грамоты было соблюдено не полностью. Храм состоит из трех приделов, которые соединены общей трапезной частью с помощью высоких арочных проемов. Над храмом установлено традиционное пятиглавие, обозначающее Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Каждый из кубических приделов имеет свой купол. Храм имеет три яруса кокошников. Позже к нему была достроена трапезная часть, еще позже архитектурный ансамбль дополнила колокольня и внешний притвор, паперть. Сохранилось имя архитектора, им был местный крестьянин Спиридон Харламов, заведующий артелью местных каменщиков.

Современный храм раскрашен в красный и белый: красный является основным цветом, белым выделены детали, расписные колонны, декоративные элементы арок и оконных проемов. Храм построен в стиле «узорочье», относящемуся к раннему барокко. Здесь присутствует множество разнообразных декоративных деталей. Алтарный выступ храма выделяется дальше, чем в большинстве подобных храмов.

История основания

В 1993 году в спальном районе, расположенном вблизи московского Измайловского парка, прекратил свою работу детский сад, находящийся на попечении Министерства путей сообщения. Удачно расположенный земельный участок привлекал множество богатых дельцов. Но по Божьему Промыслу московские муниципальные власти не спешили передавать здание представителям российского бизнеса.


Церковь иконы Казанской (Песчанской) Богоматери в Измайлово, Москва

По воле Господа и по молитве Богоматери владение по 9-й Парковой улице в 2001 году передали измайловскому православному приходу для безвозмездного использования.

Интересно! Пожилые люди, заставшие страшные времена церковных гонений советской власти, утверждают, что до 30-х гг. прошлого века на этом месте стояла церковь. В начале XXI столетия это намоленное место вернулось в лоно Русской православной церкви.

Строительство

Как и многие современные культовые постройки, церковь Казанской Песчанской иконы Божией Матери строится на средства, пожертвованные простыми людьми и меценатами. Возведение храма ведётся поэтапно.

От детского сада к храму

Первые строительные работы были проведены сразу после передачи двухэтажного здания церковной общине. При содействии его бывших владельцев (МПС), выделивших строителей, меньше чем за месяц строение подготовили к проведению первой службы. Быстро были собраны средства на его внутреннюю отделку, покупку церковной утвари и организацию иконостаса.

В Светлый день Пасхи 2001 года храм был освящён в честь иконы Казанской Песчанской Божией Матери. О том, что в простой прямоугольной постройке с плоской крышей разместилась церковь, говорила небольшая луковичная главка на крыше и крест на одном из фасадов.


Реконструкция храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Восточном Измайлове

Новое здание

Проект новой церкви, которая должна была появиться на старом месте, довольно долго обсуждали. При его создании следовало учесть следующие особенности:

  • территориальная ограниченность строительной площадки;
  • обеспечение возможности проводить регулярные службы;
  • активную социально-просветительскую деятельность, проводимую приходом.

План возведения Казанской Песчанской церкви обсуждали 2 года. В 2014 году началось возведение основной восточной части духовно-просветительского центра — пятиглавого собора. Основные строительные и отделочные работы в этой части здания закончились в 2017 году. После освящения верхнего и нижнего крестильного храма, приступили к демонтажу западного крыла и работам по реконструкции центральной части здания.

Современное состояние

Сегодня строительство духовно-просветительского центра при храме Казанской Песчанской иконы Божией Матери продолжаются:

  • возведены стены западной части здания;
  • идёт подготовка к установке куполом и отделке этого крыла;
  • начаты работы по реконструкции центральной части строения.


Иконостас Казанской (Песчанской) церкви в Измайлово, Москва

Кроме основного здания, на территории комплекса построили помещение с туалетом для прихожан и церковную лавку. Планируется обустройство крытой автостоянки.

Революция и период разрушений

После революции Николаевскую богадельню закрыли, историки из общества археологии в 1922 году оценили иконостасы, как исторические ценности, но в 1927 году Покровский храм в Измайлово попал под опалу.

  • С 1923 соборная территория было отдана в распоряжение завода «Салют» для традиционных коммуналок. В 1930 году снесли церковь святого Иоасафа.
  • В 1928 году церковные святыни исчезли, чудотворный образ Богородицы передали в Рождественский храм, церковные ценности раскрадывались подводами.
  • На некогда прекрасной территории поселились чекисты, затем там обосновалось овощехранилище, где иконостасы использовались в качестве полок для коробок.
  • В годы войны на измайловском острове находился аэропорт и сталинский секретный бункер.
  • После войны жителей коммуналок переселили, в храмовом комплексе стали располагаться государственные учреждения
  • Черные археологи копали ходы под святыней, ища клады несметных богатств и старинного оружия.

Художники и архитекторы того времени требовали сохранить для потомков сохранившие остатки сказочных изразцов и единственное западное крыльцо.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации