Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Церковь космы и дамиана на маросейке

Площадка молодняка

— Находите ли Вы общий язык с новым поколением?

— Мне с ними бывает непросто. В Советском Союзе мы все были похожи, а нынешние — другие. Каждое поколение теперь будет очень сильно отличаться от предыдущего, но если им показать Христа, рассказать о Нем, то многие все-таки уверуют, потому что душа узнает своего Создателя

Мне кажется, что с молодежью важно быть предельно искренним. От любой фальши они сразу навсегда закрывают уши

Еще они не выносят высокомерного тона, не терпят, когда с ними общаются свысока. Современный подросток должен чувствовать, что священник его уважает, в идеале — любит. Это трудно. Своих-то в переходном возрасте иногда еле выносят, а тут — чужие, со словечками, прическами и отрицанием.

А еще надо дать им возможность где-то встречаться при храме. Если вы дадите им площадку, чтобы они после вашего урока могли просто друг с другом попить чаю, тогда они сдружатся, им будет легче остаться при храме, удержаться в вере, когда они поступят в институт. В нашем приходе, как и везде, молодежь знакомится, создаются семьи. Венчаются в нашем храме, всей компанией играем свадьбы.

Но нужно понимать, что мы не можем их полностью исправить. У них у всех, даже у выросших в православных семьях, все поломано. Сейчас нормальных, состоявшихся семей — одна-две на храм. У многих — распавшиеся семьи, второй-третий брак. И все это отражается на детях.

Поэтому надо с ними быть искренними, себя от них не прятать, никого из себя не изображать, а просто любить их. Когда молодежь чувствует, что в храме их искренне любят, что здесь их ждут, то они радуются, начинают общаться, дружить. Проблема-то в чем? Ребенок приходит в воскресную школу, он ходит в нее 10 лет, его пичкают знаниями, а возможности подружиться со сверстниками не дают, «пришел-ушел».

И вот он окончил воскресную школу, начинается подростковый возраст. В храм нашего мальчика водила мама, или бабушка, а папа — нецерковный! И подросток говорит: «Буду как папа». Потом поступает в институт, где все неверующие, и все, храм он забыл. Поэтому, при храме должна быть площадка, где подрастающая молодежь может общаться. Площадка молодняка. Это, конечно, тяжело, в это надо вкладываться, с ними очень трудно, они все время делают что-то не то, но оно того стоит!

Октябрь

1 чт Прп. Евфросинии Суздальской. Мцц. Ариадны, Софии и Ирины

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен о болящих.

2 пт Блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

3 сб Мучеников и исповедников Михаила князя Черниговского и боярина его Феодора, чудотворцев

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

4 вс Неделя 17-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Молебен.
  • 9-30 Часы. Литургия 2.
  • 17-00 Акафист свв. Косме и Дамиану.

5 пн Прор. Ионы

6 вт Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского

7 ср Первомц. равноап. Феклы

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Полиелей.

8 чт Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

9 пт Преставление ап. и еванг. Иоанна Богослова. Свт. Тихона, патриарха Всероссийского

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

10 сб Сщмч. Петра, митр. Крутицкого

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

11 вс Неделя 18-я по Пятидесятнице. Прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Молебен.
  • 9-30 Часы. Литургия 2.
  • 17-00 Акафист св. блгв. вел. кн. Александру Невскому

12 пн Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского

13 вт Свт. Михаила, первого митр. Киевского

17-00 Всенощное бдение.

14 ср Покров Пресвятой Богородицы

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Молебен.
  • 9-30 Часы. Литургия 2.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

15 чт Прав. воина Феодора Ушакова. Блгвн. кн. Анны Кашинской. Сщмч. Киприана и мц. Иустины

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен о болящих.

16 пт Сщмч. Дионисия Ареопагита

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

17 сб Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского и Варсонофия, еп. Тверского

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

18 вс Неделя 19-я по Пятидесятнице. Свтт. Московских: Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Молебен.
  • 9-30 Часы. Литургия 2.
  • 17-00 Акафист

19 пн Апостола Фомы

20 вт Мчч. Сергия и Вакха

21 ср Прп. Пелагии

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

22 чт Ап. Иакова Алфеева.

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен о болящих.

23 пт Прп. Амвросия Оптинского

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

24 сб Ап. Филиппа, единого от семи диаконов

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

25 вс Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память святых отцев 7-го Вселенского Собора

  • 6-30 Часы. Литургия 1. Молебен.
  • 9-30 Часы. Литургия 2.
  • 17-00 Акафист святым Царственным Страстотерпцам

26 пн Принесение в Москву Иверской иконы Божией Матери в 1648 году

27 вт Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия

28 ср Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского

  • 8-00 Утреня. Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

29 чт Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня. Молебен о болящих.

30 пт Прор. Осии

  • 8-00 Часы. Литургия.
  • 17-00 Вечерня. Утреня.

31 сб Апостола и евангелиста Луки

  • 8-00 Акафист. Часы. Литургия.
  • 17-00 Всенощное бдение.

Иконография святых Косьмы и Дамиана Асийских

Святые Косьма и Дамиан Асийские

Асийские врачи изображаются на иконах в соответствии с иконописными подлинниками, указаниями для мастеров, как писать тот или иной образ. Согласно этим указаниям, эти святые оба с бородами, держат в левой руке сосуд с елеем, а в правой перо, на ногах у них сапоги. Одеты святые в хитоны и гиматии. 

Однако, обзор дошедших до нас иконописных изображений показывает, что не всегда эти указания в точности соблюдались. Сосуд с елеем мог быть заменен ларцом с пузырьками лекарства, а перо небольшой ложкой. Все эти предметы являются символами врачебного искусства. Перо же символизирует глубокие познания святых.

На образе из Софийского собора в Новгороде, датированном XV веком, в руках врачей ларцы и лжицы. Здесь же рядом с Косьмой и Дамианом изображен великомученик Иаков Персеянин.  Трехфигурные  ростовые иконы с бессребрениками дошли в нескольких видах.  На них встречаются рядом со св. бессребрениками святитель Николай, св. пророк Илия, а также брат Господень, св. апостол Иаков. А вот на храмовой иконе московской церкви Косьмы и Дамиана в Шубине святые изображены без каких-либо предметов в руках, в позе моления, вполоборота. 

Святые Косьма и Дамиан. Датировки: XVII в. XVII-XVIII века.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 125,1 см, ширина 112,1 смХрамовая икона с ковчегом. В среднике на золотистом фоне обращенные друг к другу стоят Козьма и Дамиан, в руках у них ковчежцы. Над ними оплечный Спас. Вохрение ликов по темно-охряному санкирю. По периметру средника в 18-ти клеймах жития и деяния священномучеников. Икона высокого профессионального уровня. Цвета одежд алые, темно-зеленые, вишневые, зеленоватые с золотом. Нимбы святых золотые. По верхнему полю средника надписи на старославянском языке. Позем темно-зеленый.Состав клейм:1.Рождество Козьмы и Дамиана2. Приведение в учение3. Дамиан принимает от Палладии три яйца4. Козьма и Дамиан принимают дар исцеления от Бога5. Исцеление верблюда в пустыне6. Обманутая диаволом жена едет к мужу7. Козьма и Дамиан сбрасывают диавола с обрыва8.Исцеление отрока9.Исцеление болящей10. Исцеление у престола11. Исцеление болящих12.Спящему пахарю змея заползает в рот13. Козьма и Дамиан изгоняют змею14. Исцеление пахаря15. Представление Дамиана15.Погребение.Сохранность: Нижние клейма почти утрачены. 17,18- полная утрата.Инв. № КМЗ ВХ 01114. &copy Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В иконографии Асийских святых в отдельную группу выделяются житийные иконы с клеймами. Количество изображенных на них сюжетов жития колеблется от 14 до 18. Среди наиболее часто встречающихся:

рождение и Крещение асийских близнецов  

  • приведение их материю Феодотией к учителю
  • беседа св. Дамиана в исцеленной Палладией
  • Получение от Христа небесного дара целительства 
  • Исцеление страдающих бешенством верблюдов 
  • Говорящий верблюд на похоронах св. Дамиана 
  • Сюжет со змием во чреве пахаря 
  • Сюжет о Малхе и жене его Фекле 
  • Глухонемая, исцеленная в храме 

Редкая икона Косьмы и Дамиана Асийских с житием и праздниками хранится в музее  Ипатьевского  монастыря в Костроме. Подобные житийные образы этих угодников Божиих встречаются нечасто. Наряду с сюжетами жития Косьмы и Дамиана Ассийских на иконе изображен полный праздничный цикл от Благовещения до Сошествия в Иерусалиме Святого Духа на апостолов. Датируется этот образ  XVI веком.  Сочетание фрагментов житий с двунадесятыми православными праздниками делает эту икону совершенно уникальной.

Изображения свв. Косьмы и Дамиана встречаются не только на иконах. Самые ранние – это византийские мозаики и фрески. Пятым веком датируется мозаика в куполе церкви великомученика Георгия в греческих Салониках. Здесь на святых длинные светлые хитоны, руки их подняты в молитвенном предстоянии.

Примерное к этому же периоду относится внутреннее убранство римской базилики Сан Косма и Дамиано. Здесь святые изображены с венками в руках. Фресковые изображения Косьмы и Дамиана встречаются на Афоне, в Мистре на греческом острове Пелопоннес, в храме Христа Пантократора сербского монастыря  Дечаны. Увидеть фрески с сюжетами из жития этих святых, можно и в Москве, в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. 

25

Июль
2018 года

 Археологический мир потрясла новость о печати, найденной в окрестностях Суздаля. Это круглая пластина порядка двух сантиметров в диаметре. На одной ее стороне фигуры святых Косьмы и Дамиана, а на обороте надпись на греческом: Господи, помоги рабу твоему Дамиану.

Печать Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье

Фото и описание

В первые годы Великой Отечественной войны в Меткино жила блаженная Матрона Московская, которая, по легенде, предсказала восстановление сельской Космодамианской церкви, закрытой большевиками. Правда, восстановление этого храма началось только в 1991 году.

Село Меткино расположено в Домодедовском районе на берегу небольшой реки Метки, недалеко от поселка Белые Столбы. Рядом проходит Каширское шоссе. Первые упоминания о Меткино были сделаны в первой половине XVII века, и уже тогда в селе стояла церковь во имя святых братьев-бессребреников Космы и Дамиана. Село считалось довольно крупным (около полусотни дворов), но стоявшая в нем церковь была деревянной. Она сгорела в первые годы XVIII столетия, и функцию храма в Меткино несколько лет выполняла небольшая часовня, временно поставленная на месте церкви.

В 1840 году жизнь в Меткино изменилась: солдатская вдова Авдотья Евдокимова передала меткинскому храму икону Божьей Матери «Живоносный источник», которая очень скоро прослыла чудотворной, и в скромный сельский храм устремилась череда паломников. Спустя шесть лет настоятель меткинской церкви получил разрешение на строительство нового, более вместительного храма. Строительство было завершено уже в 1848 году. Новое здание было выстроено из кирпича и освящено в честь иконы «Живоносный источник», хотя прихожане по старой памяти продолжали называть ее Космодамианской. Здание вышло в смешанном стиле: поздний классицизма сочетался в его облике с элементами псевдорусского стиля. Отделка храм была выполнена из белого камня, рядом высилась двухъярусная колокольня. Интерьер храма был украшен росписью, его приделы отапливались.

В 30-е годы прошлого века новые власти арестовали и расстреляли иерея Петра Розанова и диакона Павла Любимова, после их ареста храм в течение некоторого времени был закрыт, но потом в него был назначен другой священник. Но через несколько лет церковь в Меткино все же была закрыта, была наполовину разрушена, а в уцелевших постройках хранили удобрения, катали валенки, держали скот.

Отцовские хитрости

— Что для вас главное в семейной жизни? В чем состоит роль отца? В чем вам помог пример ваших родителей?

— У нас шестеро сыновей и дочка. Старший, двадцатилетний, недавно ушел служить в армию, а младшему — год. Нашему браку скоро 22 года. Пример моих родителей мне помогает, я повторюсь, нами занимались. Это было в те годы редкостью. Тогда взрослые жили своей жизнью, мои друзья каникулы проводили в пионерских лагерях, а воскресные дни — у бабушек, их родители существовали по принципу «телевизор-тапочки-газета», а мной занимались с детства, поэтому у меня есть к этому и вкус, и радость.

Занятия с детьми не являются для меня какой-то тяжелой обязанностью. Я понимаю, что это время, которое нельзя упускать. По примеру своего отца я рассказываю своим детям многосерийные сказки.

— Есть ли что-то, чего вы не знали об отцовстве, и что узнали только на своем опыте?

— Мне кажется, что каждый ребенок требует сердца. Причем не поделенного на количество детей, а — всего. Эта связь никогда не должна порваться, она должна сохраниться. Ты должен периодически воссоединиться с каждым из них. Это может быть раз в год или раз в полгода или раз в месяц. Если ты чувствуешь, что в отношениях что-то начало «трещать», что ребенок растет и отдаляется, нужно найти время с ним побыть.

Вот это я понял.

А еще понял, что все дети очень разные, что нельзя к ним подходить с одной меркой, с одним набором требований. То, что для одного элементарно, для другого очень тяжело. То, что одному открыто с детства, до того другой должен дорасти. Мы, конечно, очень мешаем детям своей гордыней, своими представлениями о том, какие они должны быть.

— Когда детей больше, не возлагаешь таких надежд на кого-то одного, они распределяются равномерно?

— Знаете, у меня потрясающая жена, у нее каждый ребенок как один. Отслежен, осмыслен, ухожен. У нее это очень хорошо получается, несмотря на то, что она выросла фактически без отца и матери. Отец моей жены ушел из семьи, когда ей было три года, мать пыталась строить свою личную жизнь и надолго отдавала дочь бабушке и дяде. Я могу сказать, что в этом смысле моя жена — совершенно явное чудо. Женщина, которая не видела, как живут люди в семье, не имела никаких поведенческих сценариев, благодатью Божьей стала хорошей женой и матерью. Во многих вопросах она гораздо тоньше и глубже понимает детей, чем я. Я восхищаюсь ею. Но какого внутреннего подвига это ей стоило, знает только Господь.

В таинстве венчания испрашивают дары на воспитание детей. Если человек их принимает и трудится, то Бог восполнит все, что люди не додали. Моя жена для меня — пример того, что Богом всеянное в человека благодатно может прорасти, и все получится, даже если казалось, что это невозможно.

Товарищ капитан, верните Евангелие!

— Что дала вам служба в армии? Нужна ли армейская служба сейчас, полезна ли она?

— Я считаю, что надо служить, если ребенок здоров. В армии происходит резкое взросление. Юноше приходится учиться брать на себя ответственность, принимать решения. Самим же родителям с таким сыном будет спокойнее и надежнее входить в старость. Если что-то не так со здоровьем, то только тогда надо спасать от армии. Дедовщина? Когда я служил, дедовщина была — жуткая. Конечно, отдавать ребенка в армию страшно и тогда, и теперь. Молиться надо. Мой старший сейчас служит. Молимся всей семьей.

И в армии, и в последних классах школы мне, как верующему человеку, приходилось держать глухую оборону. В 9–10 классе я уже четко понимал, что я — другой и живу по другим законам, есть вещи, которых я делать не буду. Служил в ВДВ, сержант. Я был единственным верующим в роте, мне приходилось обороняться. «Вычислили» меня в столовой, поняли, что я постом не ем масла, отдаю его кому-то.

Потом у меня нашли Евангелие. Был 1987 год. Тогда моя мама работала в крестильне Елоховского собора, и священники, которым самим было нельзя, просили ее проводить хотя бы краткую катехизацию, хоть 40 минут поговорить о вере. Но что за исповедь без Евангелия? И мама по ночам переписала Книгу несколько раз. Давала читать на время с возвратом. Эти рукописные, как в древности, тексты прочло множество людей. А потом по благословению о. Кирилла Павлова мама стала изготовителем и распространителем духовной литературы.

Переплетенные ксерокопии в простой обложке — святитель Игнатий Брянчанинов, письма Амвросия Оптинского и другие книги. Люди, попадавшие в наш дом через знакомых, втайне и с опаской брали их в руки, затаив дыхание, и уносили, как великое сокровище. Улица Черняховского, дом 15 — для многих нынешних архиереев, архимандритов и протоиереев их богословские библиотеки начались там. Такое рукописное Евангелие мама передала мне в армию.

Ротный находил у меня Евангелие, отнимал, запирал у себя в сейфе, чтобы вернуть книгу, я вскрывал его сейф. «Праведное» воровство! Ротный валил меня на пол, вставал коленом мне на грудь: «Это ты забрал книжечку?» я отвечал: «Она моя, товарищ капитан!» Когда к концу срока появилась какая-то свобода, я уходил в лесок, помолиться.

Кстати, когда я поступал в семинарию, узнал, что у тех, кто не служил в армии, не брали документы. Когда в воздухе стало носиться, что скоро Церкви будут возвращать храмы, набор в семинарию увеличился. На нашей параллели было четыре класса, и был всего один абитуриент, не отслуживший в армии. Во-первых, становиться священником в 22 года — это не только большая ответственность, но и риск. Во-вторых, как ты можешь послужить небесному Отечеству, если не послужил земному?

Раньше считалось, что если ты не служил в армии — значит у тебя что-то не в порядке с совестью или с головой. Потом, служба в армии, это, конечно вопрос дисциплины и взросления. Я считаю, что армия обязательно нужна.

История

Строительство церкви

Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах.

Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

Церковь святых Космы и Дамиана. 1883 год N. A. Naydenov, Public Domain

Церковь выстроена по проекту М. Ф. Казакова в 1791—1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (ул. Маросейка, 17).

Главный иконостас. Фото начала XX века. ГНИМА. неизвестен, Public Domain

Церковь обновлялась в 1893 году.

С XVII века по 1922 год отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским).

Архитектура церкви

Композиция церкви необычна. В её основе находятся четыре цилиндрических объема: основная часть церкви, её апсида и приделы, равные по высоте апсиде. С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, поставленные по продольной оси сооружения. По бокам приделов симметрично поставлены двухколонные портики. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством.

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке Lodo27, GNU 1.2

Церковь Космы и Дамиана считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого классицизма. Развитие классицизма в направлении всё большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания, а здесь эта тенденция была выражена с наибольшей полнотой.

Несмотря на относительно небольшой размер, церковь до сих пор является выразительной доминантой района.

Советский период

Церковь Космы и Дамиана была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановлено снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Церковь устояла.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним — пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950—1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году — клуб автомототуристов.

В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.

В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда, по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.

В 1992 году храм временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества.

Возрождение храма

Церковь возвращена Русской православной церкви в 1993 году. Постепенно были разобраны советские перекрытия и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас и восстановлены иконостасы приделов.

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве — уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.


Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Главный престол каменной церкви был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел — святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

Передача здания архиву совпала по времени с уничтожением трех построек на его территории и частичной реставрацией внешнего убранства. Даже кресты были вновь установлены. Внутри возникла вереница перекрытий. Все это произошло в 1960 годы.


Храмовая икона святых Космы и Дамиана

Русская православная церковь вернула храм Космы и Дамиана на Маросейке в 1993 году. Первую Литургию после реставрации отслужили в престольный праздник Космы и Дамиана 14 ноября того же года.

Фото и описание

Космодамиановская церковь в Калуге расположена на улице Суворова. Раньше, когда она еще была деревянной, она стояла на Богоявленской улице (сейчас улица Кутузова). В описях 1626, 1685 годов она называлась церковью Николая Чудотворца, «что за лавками» (в ней был придел в честь Космы и Дамиана). Но деревянная церковь погибла при пожаре 1754 года.

На ее месте был возведен каменный храм, который через некоторое время, в 1794 году, был разобран и перенесен на нынешнее место под именем церкви святых Космы и Дамиана. Строительство храма обошлось в 70 тысяч рублей серебром. Храм являлся одним наиболее богатых в городе.

Архитектура храма значительно отличается от остальных калужских храмов, для которых характерны сдержанность, изящество и пропорциональность. Храм стоит на основании, имеющем форму лепестка. Высокий свод купола венчают пять глав, стоящих на световых барабанах. Боковые входы в церковь украшают высокие порталы с двумя парами стройных колонн. Над порталами – аналогичные, но более изящные колонны, которые поддерживают мысообразные фронтоны.

В 1836 году была построена стройная четырехъярусная колокольня. Первоначально она стояла отдельно от здания храма, но позднее ее соединили с ним папертью. Космодамианская церковь снаружи похожа на большой корабль с величественной мачтой колокольни.

Главный престол храма освятили во имя Нерукотворного образа Иисуса Христа. В трапезной располагались построенные в 1824 году приделы: один – в честь святиителя Николая, другой – в честь Космы и Дамиана. В 1886 г. в приделах установили украшенные резьбой и позолотой иконостасы.

В церкви до революции хранилась почитаемый образ Богоматери «Страстная». Она была украшена серебро-вызолоченной ризой, драгоценными камнями и жемчугом. В храме также находилась привезенная из Почаевской лавры Почаевская икона Богоматери. Она располагалась в верхней части арки, и один раз в году, после всенощной, на шнурах ее спускали вниз, чтобы прихожане смогли приложиться к ней.

После революции в Космодамианской церкви вели службы священник Николай Вылежинский и иеромонах Антоний Кобелев. В 1926 году они были арестованы и отправлены в ссылку.

В 1937 году храм закрыли. Здание церкви использовали для содержания заключенных. После войны в нем размещались гараж, склады. В 1960 году храм был признан памятником архитектуры республиканского значения, но тем не менее продолжал использоваться под складские помещения вплоть до его передачи Церкви.

К моменту возвращения храма он пребывал в полуразрушенном состоянии, хранимые в нем ранее ценности бесследно исчезли. Официально храм возвратили Православной Церкви 17 июля 1992 года. Восстановлением церкви занимался протоиерей Николай Суходолов, а с 1997 года – протоиерей Георгий Гафаров. Космодамианская церков является Архиерейским Подворьем. В 1998 году был освящен центральный придел храма, были начаты регулярные богослужения. В настоящее время продолжают вестись реставрационные работы.

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке

Смотреть все фото (8)

  • Добавить фотографию
  • Добавить статью
  • Добавить комментарий

Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке.

Москва. Храмы Москвы. WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» 1997г. / Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке.

Раскопки на Маросейке

Альтернативная история. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора видео.

27.06.06/Добавлено редакцией/

  • Показать объект на карте
  • Показать похожие объекты
  • Другие названия: Церковь Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке / Церковь Спасителя, исцелившего расслабленного, на Маросейке
  • Дата постройки: 1791-1793 гг.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Казаков М.Ф.
  • Адрес: Маросейка ул., 14/2, стр.3
  • Координаты: 37°38′18.64″E; 55°45′28.33″N

Распечатать информацию об объекте

Первые упоминания о деревянной церкви относятся к 1547 и 1629 годам. В 1639 году в летописях упоминается уже каменный храм. Это была одноэтажная церковь с двумя престолами — главный был освящен во имя святителя Николая, а придельный — во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана.

В конце XVII века попечением княжны Евдокиии Андреевны Куракиной в храме был надстроен верхний ярус, в котором устроили новую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, давшей третье название храму — Казанский.

К концу XVIII столетия старая церковь обветшала, и в 1791-1793 гг. по проекту М. Ф. Казакова на средства подполковника М. Р. Хлебникова, владельца дома, располагавшегося напротив храма, была построена новая каменная церковь в стиле классицизма.

Главный престол церкви посвятили Спасителю, Исцелителю расслабленного (Спасский) (осв. 1803 г.), пределы освящены в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана (осв. 1795 г.) и святого Николая Чудотворца (осв. 1793 г.). Таким образом, от начала строительства до освящения главного предела прошло 12 лет, за которые храм был расписан и украшен полностью.

Как и многие московские храмы, церковь пострадала во время нашествия французов в 1812 году. Позже храм был восстановлен, а в последующие годы ремонтировался и обновлялся (1857 г., 1893 г.).

Церковь считается программным памятником зрелого классицизма, проект которой неоднократно был повторён в провинции.

Среди прихожан в свое время был русский поэт и государственный деятель Тютчев Ф.И.

В советские годы храм был закрыт, имущество, в том числе знаменитые иконы, вывезено. Здание церкви использовалось как склад, библиотека, автоклуб и даже как пивная. Церковь реставрировали в 1972 г. Тогда же была восстановили и ограду, отделяющую церковь от улицы.

Храм передан РПЦ и освящен в 1993 г. Постепенно были восстановлены первоначальные объемы и интерьеры церкви. Возобновлены богослужения.

Заказать экскурсию по этому объекту

Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта

Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений

Отцовские хитрости

— Что для вас главное в семейной жизни? В чем состоит роль отца? В чем вам помог пример ваших родителей?

— У нас шестеро сыновей и дочка. Старший, двадцатилетний, недавно ушел служить в армию, а младшему — год. Нашему браку скоро 22 года. Пример моих родителей мне помогает, я повторюсь, нами занимались. Это было в те годы редкостью. Тогда взрослые жили своей жизнью, мои друзья каникулы проводили в пионерских лагерях, а воскресные дни — у бабушек, их родители существовали по принципу «телевизор-тапочки-газета», а мной занимались с детства, поэтому у меня есть к этому и вкус, и радость.

Занятия с детьми не являются для меня какой-то тяжелой обязанностью. Я понимаю, что это время, которое нельзя упускать. По примеру своего отца я рассказываю своим детям многосерийные сказки.

— Есть ли что то, чего вы не знали об отцовстве, и что узнали только на своем опыте?

— Мне кажется, что каждый ребенок требует сердца. Причем не поделенного на количество детей, а — всего. Эта связь никогда не должна порваться, она должна сохраниться. Ты должен периодически воссоединиться с каждым из них. Это может быть раз в год или раз в полгода или раз в месяц. Если ты чувствуешь, что в отношениях что-то начало «трещать», что ребенок растет и отдаляется, нужно найти время с ним побыть.

Вот это я понял.

А еще понял, что все дети очень разные, что нельзя к ним подходить с одной меркой, с одним набором требований. То, что для одного элементарно, для другого очень тяжело. То, что одному открыто с детства, до того другой должен дорасти. Мы, конечно, очень мешаем детям своей гордыней, своими представлениями о том, какие они должны быть.

— Когда детей больше, не возлагаешь таких надежд на кого-то одного, они распределяются равномерно?

— Знаете, у меня потрясающая жена, у нее каждый ребенок как один. Отслежен, осмыслен, ухожен. У нее это очень хорошо получается, несмотря на то, что она выросла фактически без отца и матери. Отец моей жены ушел из семьи, когда ей было три года, мать пыталась строить свою личную жизнь и надолго отдавала дочь бабушке и дяде. Я могу сказать, что в этом смысле моя жена — совершенно явное чудо. Женщина, которая не видела, как живут люди в семье, не имела никаких поведенческих сценариев, благодатью Божьей стала хорошей женой и матерью. Во многих вопросах она гораздо тоньше и глубже понимает детей, чем я. Я восхищаюсь ею. Но какого внутреннего подвига это ей стоило, знает только Господь.

В таинстве венчания испрашивают дары на воспитание детей. Если человек их принимает и трудиться, то Бог восполнит все, что люди не додали. Моя жена для меня — пример того, что Богом всеянное в человека благодатно может прорасти, и все получится, даже если казалось, что это невозможно.

История храма

Точной даты возведения храма нет. Сохранились упоминания о нем, датируемые еще 1547 годом, когда речь шла о пожаре, охватившем древнюю деревянную церковь. Обитель была отстроена, но в 1629 году ее постигла та же участь – огненное пламя. Тогда храм возобновили, используя камень. О нем есть упоминания в книгах Патриаршего Казенного Приказа от 1625 г. и «Книге царского жалованья московским церквам».

В XVII веке это был одноэтажный каменный храм с двумя освященными престолами. Главный из них был освящен в честь Николая Чудотворца, а предельный – в честь бессребреников Косьмы и Дамиана. Часто храм именовался в честь свт. Николая, хотя Космодамианское название тоже применялось.

Древний храм Косьмы и Дамиана на Маросейке

У древнего храма изначально не было паперти и колокольни – их достроили отдельно уже в 1651 г. А в конце того же столетия стараниями княжны Евдокии Куракиной был достроен второй этаж. В нем создали церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Тогда обитель стала называться еще и Казанской.

Шло время, строение ветшало, что особенно стало заметно в конце XVIII века. Прихожане решили вместо ремонтных работ построить новый храм, при этом не повторять проект предыдущей церкви, а сделать ряд изменений. По этому поводу обратились к митрополиту. Итогом работ стали следующие изменения:

  • престол в честь свт. Николая из старого храма перенесли в новый, поместив его в южный придел;
  • верхний этаж с храмом Казанской иконы перестал существовать;
  • главный престол освятили в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

Во времена войны 1812 года Космодамианский храм, как и многие московские церкви, постигла трагическая участь. Он потерял большую часть своих украшений и утвари.

До 1857 г. церковь делилась на две части – летнюю и зимнюю. Зимой в храме в честь Спасителя было холодно, поэтому его закрывали и служили в теплом, который сочетал в себе два придела и трапезную. Но там было очень тесно для многочисленного прихода. Поэтому холодная часть посредством устройства в подвальном помещении печи стала теплой.

Период правления большевистской власти, пришедшей на смену монархии, был тяжелым испытанием веры русского народа. Особенно жестокими стали 30-е годы XX века. В ту пору приход церкви был разогнан, а храм разграблен. Все его ценности исчезли без следа. Власть подписала приказ взорвать Божий храм, но этого не произошло. Со временем в нем организовали производственный склад, мотоциклетный клуб, выделили архивное помещение.

Внутреннее убранство храма

В 1960-х гг. власти уничтожили три храмовых здания. На освободившемся месте возвели администрацию, а сам храм при нем использовался как архив. После распада СССР кощунство над святыми церквями завершилось. В 1993 г. обитель передали РПЦ. С тех пор начались работы по восстановлению и благоустройству церкви, были возобновлены богослужения.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации