Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Воскресная школа

Начало служения

Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью.

После завершения духовного образования в 1855 г. он стал священником Андреевского собора в Кронштадте, где прослужил 53 года.

Женился на дочери протоиерея того же храма Константина Новицкого Елизавете, но детей не имел. Супруги «приняли на себя подвиг девства». Брак его, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру, был только фиктивный, нужный для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов. В действительности, он жил с женой как брат с сестрой.

Иоанн Кронштадтский с супругой

12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.

В декабре 1931 года Андреевский собор был закрыт. Во второй половине 1931 года в помещении собора располагался склад закупочного кооператива. В 1932 году собор был разобран. На образовавшемся сквере в 1955 году был установлен памятник Ленину. Сквер назвали Ленинским. В 2001 году этот памятник перенесли в сквер Юного ленинца. В 2002 году Андреевским союзом был установлен памятный гранитный знак с надписью: «На этом месте стоял собор Андрея Первозванного, в котором 53 года служил Великий Молитвенник Земли Русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Собор был освящён в 1817 году, разрушен в 1932 году. Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».

Расположенный на острове Котлин в Финском заливе, в 46 верстах от Санкт-Петербурга, Кронштадт тех времён был не совсем обычным городом. С одной стороны, мощная военно-морская крепость, стоянка и база Балтийского военного флота. А с другой — место ссылки нищих, бродяг и провинившихся в чем-либо людей. Много было здесь и чернорабочих, которые трудились в порту и на заводах. Ютились эти жители по окраинам города. Кто мог, строил себе лачуги из полусгнивших брёвен и досок. Другие рыли землянки. Люди жили в беспросветной нужде, в холоде и голоде. Попрошайничали не только дети, но и их пьющие отцы, а порой и отчаявшиеся матери.

И на этих, презираемых всеми, несчастных и опустившихся людей обратил внимание отец Иоанн. Молодой священник стал посещать бедные кварталы

Своими хлопотами за кронштадтских «несчастных босяков» досаждал отец Иоанн многим, а особенно — властям и высокопоставленным чиновникам. Многие не верили в искренность его намерений, глумились над ним, распространяли о батюшке клевету и наветы, называли юродивым. Но не смотря ни на что, отец Иоанн шёл своим путём.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, — говорил о. Иоанн, — не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем». С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и воз­рождая силою своей истинно пастырской состраждущей любви.

Вразумляя падших людей и молясь за них, жертвуя нищим деньги и вещи, отец Иоанн помогал и больным. Порой его звали к больному ночью, и он, не раздумывая, ехал, не боясь даже самых заразных. За свои поездки к больным и за молебен об исцелении отец Иоанн никогда ничего не просил. Напоминал только, что благодарить за все нужно Бога.

Деятельность собора

Воскресная школа

При соборе есть Воскресная школа, которая построена в честь имени А. В. Суворова. Здесь дети и взрослые учат слово Божье, знакомятся с жизнью православного христианина. Преподают все эти знания учителя, закончившие высшее педагогическое и духовное образование.

Ученики Воскресной школы имени А.В.Суворова при храме Иоанна Кронштадтского в Черемушках

Год начала работы Воскресной школы: 2020. Строительство основного здания длилось 2 года. К весне, 2020 года его окончили. С этого времени в Воскресной школе есть несколько учебных класса и церковная библиотека.

Возраст детей, учащихся в церковной школе – от 6 до 17 лет. Они изучают:

  • Библейские истории;
  • Катехизис;
  • Литургику;
  • Основы духовной жизни;
  • церковный славянский язык.

Помимо основных предметов есть дополнительные кружки, организовываются праздники, концерты, разыгрываются спектакли, дети с преподавателями ездят в паломничества, участвуют на фестивальных конкурсах, которые связанны со спортом и творчеством.

Для взрослых преподаются Литургика и Православные нравоучения. Также для всех родителей, девушек, парней, пожилых людей осуществляются важные беседы, касающиеся жизни христианских людей в современном мире. Год, когда повысилась в церковной школе учебно-воспитательская деятельность: 2020. Весной была успешно пройдена проверочная аттестация.

Швейный кружок

При храмовом комплексе в Черемушках есть швейная мастерская. Дети по желанию учатся шить мягкие игрушки, разнообразные изделия.

Миссионерское служение

В рамках прихода воскресная школа ориентирована на образовательную деятельность. Учащие получают истинные знания основ православия, активно участвуют в жизни прихода. Происходит воспитательная, апологетическая, информационная миссия. Все служение церкви основано на миссионерской работе, привлечении людей к литургической и религиозной жизни.

Благотворительность

Значительным является и благотворительная деятельность собора. Дети, воспитанники воскресной школы, взрослые выполняют свои творческие работы. Продают творческие изделия на ярмарках, которые организовываются в честь Рождества Христова, Пасхи, других великих праздников. Вырученные деньги идут на православную службу «Милосердие».

В храмовом комплексе принимается одежда, обувь, коляски, одноразовые пеленки, канцелярские товары, средства бытовой техники, гигиены, реабилитации инвалидов.

Биографическая справка

Будущий праведник в миру носил имя Иван Сергиев, он был сыном дьяка. Родился в Архангельской области 19 октября 1829 г. Малыш был очень слаб, родители не ожидали, что он выживет, поэтому крестили его сразу. Но мальчик вырос и стал показывать отличные успехи в образовании.

  • 1845 г. — выпустился из приходского училища г. Архангельска.
  • 1851 г. — окончил с отличием Архангельскую Духовную семинарию.
  • 1855 г. — закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, получил степень кандидата богословских наук.

В студенческие годы хотел принять монашеский постриг и стать миссионером, но затем передумал. Юноша посвятил себя просвещению светом Христовым жителей столицы. Как живущему в миру, для принятия священного сана Ивану необходимо было жениться. Его суженой стала Елизавета Несвицкая, с которой они проводили целомудренную жизнь. Начал свое служение как священник Андеевского собора г. Кронштадта.

Факты из жизни Иоанна Кронштадтского

Иоанн Кронштадтский – Святой подвижник, который жил в подвиге и благочестии. Он оставил великие труды духовных знаний и наставлений. В честь его построено множество храмов. Факты из жизни праведного Иоанна свидетельствуют о том, что он вырос в бедной семье.

Ему с тяжестью давалась учеба, было много искушений и трудностей. Но с Божьей помощью он все преодолел. В его сердце всегда была любовь к бедным людям. Не удивительно, что Святой угодник Божий любил им помогать, занимался благотворительностью. Более того, Иоанн вел аскетический образ жизни, много молился и постился.

Еще при жизни люди получали по его молитвах исцеления, приходили к нему за помощью. Он всех принимал, каждого наставлял, дарил счастье и радость. По сей день многие обращаются к нему и происходят разные чудеса. Книги, которые написаны Иоанном Кронштадтским: «Моя жизнь во Христе», «Христианская философия», «Дневники Святого Иоанна Кронштадтского».

Духовные встречи

Элементы 1—20 из 956.

1 авг. 2020 В Воскресной школе «Исток» храма Священномученика Ермогена в Зюзине состоялась встреча-беседа с настоятелем

28 июля 2020 Приходской социальный работник храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине провела духовно-просветительскую прогулку в центре Москвы для педагогов-ветеранов московских школ и колледжей

6 мая 2020 Ученица Воскресной школы храма Живоначальной троицы в Старых Черемушках Матрёна Турасова стала призёром открытой исследовательской культурологической олимпиады «История и культура храмов столицы и городов России — 2020» в номинации «Фотосъёмка»

3 мая 2020 Дистанционные занятия в Воскресной школе храма Святых благоверных князей Российских и страстотерпцев Бориса Глеба в Зюзине

19 апр. 2020 Ученики младшей группы Воскресной школы храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках подготовили Пасхальное видеопоздравление

17 апр. 2020 Воспитанники Воскресной школы «Исток» храма cвященномученика Ермогена в Зюзине продолжают дистанционное обучение

12 апр. 2020 В Воскресной школе храма святых князей Российских и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине прошла видеоконференция

9 апр. 2020 Воскресная школа «Исток» храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Зюзине перешла на дистанционную форму взаимодействия с детьми и их родителями

7 апр. 2020 Дистанционное обучение в Воскресной школе Храма Святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине

27 марта 2020 В храме Всех Святых в земле Российской просиявших проведены занятия в очно-заочной форме «Школы Трезвости»

25 марта 2020 Состоялся семинар для директоров Воскресных школ Юго-Западного викариатства

16 марта 2020 Ученики Воскресной школы храма иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в Конькове подготовили и представили свои рисунки на выставку детских работ

15 марта 2020 День православной книги на приходе храма «Отрада и Утешение» на Каховке

15 марта 2020 В Воскресной школе храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках состоялась беседа со священником о Великом посте

15 марта 2020 В Воскресной школе храма Священномученика Ермогена в Зюзине прошли занятия, посвященные Дню православной книги

15 марта 2020 День православной книги на приходе храма Святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине

15 марта 2020 В храме Всех Святых в земле Российской просиявших в Черемушках прошла лекция «Практическое миссионерство»

15 марта 2020 В Воскресной школе храма Святителя Луки архиепископа Симферопольского и Крымского в Зюзине состоялась встреча-беседа с отцом Серафимом (Беллом)

14 марта 2020 Состоялась благотворительная Акция для детского дома

14 марта 2020 Собрана и отправлена православная литература в храм Рождества Христова села Щелканово

  • << Первая
  • >
  • Последняя >>

10 января 2017 года, в храме иконы Божией Матери «Знамение» при ИТЭФ,вновь приписанном к храму Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, состоялась первая Божественная Литургия в 2017 году.

10 янв. 2017

Литургию отслужил протоиерей Владимир Соколов, клирик храма Живоначальной Троицы с Старых Черемушках. За Богослужением пел хор под управлением Ирины Милкиной.

Этот старинный красивый однокупольный храм основан князем Федором Ивановичем Голицыным в принадлежащем ему имении – усадьбе Черемушки-Знаменское.

На месте будущей церкви в Смутное время было явление Пресвятой Богородицы, Которая сказала местным жителям, что с этого места начнется изгнание «супостата» из России. Спустя несколько лет именно из этой деревни был выстрелен из пушки в сторону Польши прах Лжедмитрия I. Князь Голицын узнав о чудесном предании, пожелал построить церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы.

Дальнейшая судьба Знаменской церкви складывалась различно. В 1772 году она была упразднена. В конце XVIII века на прошение нового владельца усадьбы С.А. Меньшикова о возобновлении церкви, как домовой, Святейший Синод принял решение соединить Знаменскую Церковь с Троицкой, находившей на расстоянии одной версты от нее, в один приход.

В годы первой мировой войны, сюда приходили воины, пострадавшие на полях сражений. После революции на основной территории усадьбы, был устроен дом отдыха для трудящихся. Изящные каменные ворота Знаменской церкви, находящиеся к западу от входа в храм, выстроенные в начале девятнадцатого столетия и украшавшие не только сам храм, но и территорию всего архитектурного ансамбля усадьбы, были разобраны в 1920-е годы, а храм был закрыт и забыт.

В 1945 году усадьба Черемушки была передана Академии наук, и до настоящего времени здесь расположен Государственный научный Центр Российской Федерации — Институт теоретической и экспериментальной физики. В связи со специфическим профилем и режимом охраны объектов научного института усадьба Черемушки и расположенные здесь здания являются закрытой для свободного посещения территорией.

Весной 2003 года по инициативе Московской Патриархии начались переговоры Русской Православной Церкви в лице настоятеля строящегося храма преп. Евфросинии, Великой княгини Московской в Котловке священника Алексия Ладыгина с Дирекцией Института теоретической и экспериментальной физики о возобновлении богослужений в храме «Знамения» иконы Божией Матери на территории ГНЦ РФ ИТЭФ.

18 февраля 2004 года состоялось малое освящение Знаменской церкви благочинным Андреевского благочиния протоиереем Анатолием Кожой.

21 января 2013 года Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Храму иконы Божией Матери «Знамение» при Государственном научном центре Российской Федерации Институту Теоретической и экспериментальной физики им. А.И. Алиханова (ФГБУ «ГНЦ РФ ИТЭФ») усваивается статус приписного к приходу преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке гор.Москвы.

Начиная с 2007 года силами данного Прихода выполнен ряд важных реставрационных работ: снят лишний грунт, выведены коммуникации из-под фундамента храма, укреплен фундамент, отбита старая штукатурка, восстановлен древний цоколь из белого камня, световой барабан и купольнаю часть церкви, установлен позолоченный крест, укреплена внутренняя сторона цоколя, произведена замена всей кровли и покрыта медью, вставлены новые окна. За 2010-2011 завершены внутренние реставрационные работы, восстановлена лепнина, художественная реставрация фресок XVIII века.      

В 2016 году по Божьему Промыслу была восстановлена историческая справедливость — Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла №02/2303 от 27.10.2016 года, храм Знамение при ИТЭФ вновь приписан к храму Живоначальной Троицы в Старых Черемушках.

История

Храмы, относящиеся к военным структурам, начали появляться в России еще в допетровский период. Так, в Москве свой храм имел каждый стрелецкий полк. Традиция строительства полковых храмов продолжилась при Петре I и последующих российских императорах. Обычно их строили рядом с казармами полков. Так, к Измайловскому лейб-гвардейскому полку относился петербургский Собор Святой Живоначальной Троицы (1835; архитектор Василий Стасов), а к Преображенскому полку — Свято-Преображенский собор (1829; Василий Стасов). Храмы флота располагались в Петербурге — Никольский морской собор (1762; Савва Чевакинский), Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте (1913; Василий Косяков), в Либаве (ныне — Лиепая, Латвия) — Свято-Никольский морской собор (1903; Василий Косяков) и в Севастополе — Владимирский собор (1888, Константин Тон, Алексей Авдеев). Главным воинском храмом считался посвященный победе в Отечественной войне 1812 года Храм Христа Спасителя в Москве (1860; Константин Тон).

В военных храмах традиционно устраивали богослужения для личного состава воинских подразделений, там же хранились военные трофеи, реликвии. В храмах устанавливали бронзовые доски с именами погибших офицеров и солдат, хоронили полководцев.

После распада СССР традиция строить часовни и церкви при войсковых частях возобновилась.

Впервые о планах построить в Кубинке храмовый комплекс 23 февраля 2018 года объявил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным министр обороны России Сергей Шойгу. Тогда он представил главе государства макет будущего храма. Президент одобрил проект, отметив «С патриархом только (согласуйте — ТАСС)».

4 сентября 2018 года Сергей Шойгу на селекторном совещании объявил, что проект строительства храма получил «одобрение общественности, органов государственной власти, военного управления, священноначалия».

Общественно-политическая позиция

Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, Иоанн Кронштадтский с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.

Революционные катаклизмы, в том числе в Кронштадте, Иоанн Кронштадтский воспринимал как беснование, утверждал, что «если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города».

Объектом особых опасений Иоанна Кронштадтского была деятельность революционной антицерковной интеллигенции. Главной причиной революционного брожения в России он считал отпадение людей от Церкви.

С начала 1890-х он резко критиковал популярного и влиятельного в обществе писателя графа Льва Толстого. Критиковал за то, что последний «извратил весь смысл христианства», «задался целью… всех отвести от веры в Бога и от Церкви», «глумится над Священным Писанием», «хохотом сатанинским насмехается над Церковью», «погибает вместе с последователями». Считал, что учение Толстого усилило «развращение нравов» общества, что его писаниями «отравлено множество юношей и девиц», что толстовцы «испровергают Россию и готовят ей политическую гибель».

После 1905 года и последовавшей либерализации цензуры, в русской прессе стали печатать негативные статьи и карикатуры на Иоанна Кронштадтского, порой носившие непристойный и насмешливый характер. Его критиковали за выступления против Толстого, за резкое неприятие революционного движения и поддержку самодержавной формы правления. В газетах писали, что Иоанн Кронштадтский окружил себя недостойными людьми, разворовавшими значительную часть пожертвований, которые контролировали общение паломников с ним, допуская преимущественно тех, с кого можно было получить мзду; что особой статьей доходов стало распространение молитв, якобы составленных Иоанном Кронштадтским, крестиков и др. предметов, «освященных» им.

Самым заметным антицерковным произведением стала повесть Николая Лескова «Полунощники» (1890). В значительной своей части повесть критически освещает деятельность Иоанна Кронштадтского. Пастырь был изображен как псевдоцелитель, а его сторонники — как сектанты.

В 1880-е из среды его почитателей обособилась группа фанатичных поклонников, получившая наименование иоаннитов, которые почитали его за воплотившегося вновь Христа (что расценивалось как разновидность секты хлыстов; были признаны Святейшим Синодом как секта 12 апреля 1912 года); сам отец Иоанн их отвергал и осуждал, но само её наличие создавало в определённых кругах скандальную репутацию.

Сейчас в храме регулярно совершаются богослужения. Начало утренних богослужений в 8:30, вечерних — в 17:00.

Собор всех Святых, в земле Российской просиявших

Совершается во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, т.е. во второе воскресенье после Троицы

История праздника

Праздник появился в середине XVI века, при митрополите Макарии.
Вследствие реформ патриарха Никона был оставлен. Восстановлен 26 августа
1918 года решением Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, а с
1946-го праздничное богослужение стало торжественно совершаться во 2-ю
Неделю по Пятидесятнице.

Святые Церкви — помощники и предстатели перед Богом на протяжении
всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть
естественная потребность всякого христианина. Тем более, обращаясь к
русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что
«наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих
«любовию их светлый праздник».

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и
грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного
пути» и, внимательно всматриваясь в их подвиги стараемся «подражать
вере их», чтобы Господь и впредь не оставлял нашу землю Своей
благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.

От возникновения христианства до святительства митрополита Макария Московского (+1563)

Апостол Андрей Первозванный

История святости на Руси начинается, бесспорно, с проповеди святого
апостола Андрея Первозванного в пределах нынешнего нашего Отечества, в
будущей Приазово-Черноморской Руси. Апостол Андрей обратил в
христианство наших прямых предков, сарматов и тавро-скифов, положив
начало Церквам, которые не прекратили своего существования до Крещения
Руси. Эти Церкви (Скифская, Херсонская, Готская, Сурожская и другие),
входившие в состав Константинопольской митрополии (а позднее и
Патриархии) имели в своей ограде и славян. Крупнейшей из них была
Церковь Херсонская — праматерь Русской.

Продолжателем дела апостола Андрея в Херсонесе стал священномученик
Климент, апостол от 70-ти, ученик апостола Петра, третий епископ
Римский. Будучи сосланным туда в 94 году
императором Траяном за обращение в христианство многих знатных римлян,
святой Климент «нашел около 2 тысяч христиан среди многих общин и
церквей Крыма как духовное наследие апостола Андрея». В Херсонесе
святой Климент мученически скончался около 100 года во время гонения
того же Траяна.

Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб

Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная Церковь
явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной
жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси. Первыми
святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя
Владимира — страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую
кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их,
как бы «упреждая церковную канонизацию», началось сразу после их
убиения. Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи и перенесены из
Киева в Вышгород, где был в скором времени воздвигнут храм в их честь.
После постройки храма возглавлявший в то время Русскую Церковь
греческий Митрополит Иоанн I «с собором духовенства в присутствии
великого князя (сына равноапостольного Владимира — Ярослава) и при
стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в
день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев
и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно».
Примерно в то же время, около 1020-1021 гг., тем же Митрополитом
Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала
первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной
письменности.

Вторым святым, торжественно канонизированным Русской Церковью, стал
преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 г. Уже в 1091
г. обретаются его мощи и переносятся в Успенскую церковь Печерского
монастыря — начинается местное почитание святого. А в 1108 г., по
просьбе великого князя Святополка, совершается его общецерковное
прославление.

Впрочем, еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и
Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников Российских Феодора
варяга и сына его Иоанна (+ 983), святую равноапостольную великую
кня

Личная жизнь

По окончании академии Иоанну предложили взять в жены дочь настоятеля Кронштадтского собора – Елизавету Константиновну. Он согласился, но брак был фиктивным. Женитьба требовалась батюшке для прикрытия пасторских дел. Супруги вели целомудренный образ жизни и до смерти оставались девственниками. Они относились друг к другу как брат и сестра.

Иоанн Кронштадтский и его жена Елизавета Константиновна

Супруги воспитывали двух дочерей сестры Елизаветы.

Отец Иоанн в личных записях указывал, что жена с 1870-х годов проявляла ревность, враждебность, а иногда и неуважение к мужу. В последние годы жизни Елизавета перенесла тяжелую болезнь, в результате лишившись ног.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации