Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Храм георгия победоносца в коптево

Внутреннее убранство

Все основные части храма внутри также выполнены из дерева и украшены ажурной резьбой. Основная часть храма — иконостас, состоящий из пяти ярусов.

Напротив Царских Врат расположен деревянный пролог, который поддерживается фигурными резными столиками. В стороне от иконостаса оборудовано помещение для хора.


Внутреннее убранство Георгиевского храма

Многообразие икон — отличительная черта храма. Одни образа помещены в красивые резные киоты для икон, другие — в деревянные рамки, украшенные утонченным орнаментом.

Интересно знать! Киот — специальный застекленный шкафчик, в который помещаются наиболее почитаемые иконы.

Центральная часть храма увенчана образом Георгия Победоносца. На нем Великомученик изображен в виде молодого мужчины, облаченного в красный плащ и кольчугу. В руках святой Георгий держит копье и меч.

Солнечный свет попадает в храм через окошки на втором и третьем этаже. Электрическое освещение представлено в виде искусственных свечей в металлических подсвечниках.

Правила поведения в храме

Храм — дом Господа, куда человек приходит для общения с ним посредством святой молитвы.

Во время посещения церковного богослужения необходимо придерживаться правил, которые можно разделить на несколько групп:

  1. Поведение в храме взрослого человека.
  2. Особенности посещения церкви с детьми.
  3. Требования к внешнему виду.

Поведение в храме взрослого человека:

  1. В храм следует приходить за некоторое время до начала богослужения, чтобы спокойно поставить свечи, поклониться иконам и занять удобное место.
  2. Обязательно необходимо выключить мобильные телефоны.
  3. Человек, пришедший после начала литургии, должен тихо зайти в помещение, лёгким кивком поприветствовать знакомых людей, не отвлекая их беседой. Не стоит ходить по храму во время богослужения, так как это мешает остальным прихожанам сосредоточиться на благоговейной, смиреной молитве.
  4. Православные христиане участвуют в богослужении, стоя на ногах. Причём по традиции мужчины располагаются справа от Царских ворот, а женщины слева от них. Сесть могут только немощные люди.
  5. Во время богослужения следует читать общие молитвы. Они должны идти от сердца. Необходимо помнить, что в этот момент на человека взирает Господь и все святые угодники.
  6. Уходить из церкви до конца литургии нельзя. Выйти можно в случае крайней необходимости, затем покаявшись в этом поступке на исповеди.

Правила для родителей с детьми:

  1. Перед посещением храма следует объяснить детям, что в нём нельзя громко разговаривать, кричать и бегать. Если ребёнок ещё не был в церкви, то следует прийти сюда заранее, чтобы ответить на все возникающие у него вопросы об убранстве храма и предстоящем действе.
  2. Если ребёнок закричал во время богослужения, то его тихо выводят из помещения и успокаивают.
  3. Употреблять пищу и пить в храме (кроме причастия хлебом) не могут даже дети.

Требования к внешнему виду:

Мужчины и женщины приходят в храм с мыслями о душе и духовном совершенствовании. Поэтому внешний вид должен быть скромным. Женщины должны быть одеты в юбку или платье, которое закрывает колени и плечи. На лице не должно быть косметики.

Особенно необходимо воздержаться от использования помады. Голова должна быть покрыта. Мужчины, наоборот, должны снимать головной убор и солнечные очки. Им нельзя заходить в церковь в шортах и майках без рукавов.

Часто в церквях складываются местные традиции, не содержащиеся в церковном Уставе. Следование им является не обязательным, но и спорить со сделавшими замечание прихожанами не следует. Их следует со смирением выслушать и извиниться за допущенный промах.

Храм Георгия Победоносца, в столичном районе Коптево — не только центр духовной жизни местных прихожан, но и яркий памятник деревянного храмового зодчества. Активную социально-просветительскую работу церковных клириков поддерживают не только местные прихожане, но и посетители храма из других районов столицы.

Оформление статьи: Владимир Великий

Святыни и престольные праздники

Православные верующие отмечают день памяти Георгия Победоносца 6 мая. В католичестве этот день приходится на 23 апреля. Кроме того, святого Георгия вспоминают 3, 10 и 26 ноября.

Интересно знать! Престольный праздник — день памяти Святого, в честь которого освящен храм.

Реликвии Георгиевского храма:

  • образ Великомученика Георгия с частицей мощей;
  • икона Богородицы «Помощница в родах»;
  • икона с частицей мощей Матроны Московской;
  • икона с частицей мощей Серафима Саровского;
  • частицы мощей Оптинских старцев.

Совет! Молясь иконам в храме нужно помнить, что взывать к Господу и Святым нужно искренне. Не следует также забывать, что Господь единственный знает, что на самом деле нужно человеку, и дает ему то, в чем он нуждается. Получив помощь, нужно не забывать благодарить Всевышнего и Его помощников за милосердие и защиту.

Строительство храма

По историческим меркам храмовый комплекс был возведен совсем недавно. Решение о его строительстве было принято в 1996 году. Проектировщики опирались на образцы архитектуры церквей времен Древней Руси.


Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Коптево

Строительство началось спустя год и было завершено в 1998 году. Главный вклад в возведение храма внесли специалисты из Архангельска. Для строительства церкви они использовали оригинальную методику и инструменты, выполненные по старинному стандарту.

Сейчас на территории храмового комплекса находятся храм Великомученика Георгия Победоносца, воскресная школа и церковь, возведенная в память о 14000 младенцах, убитых во время правления Ирода в Вифлееме.

Таинство Елеосвящения (Соборование)

«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные», – говорится о нем в катехизисе. В Евангелии мы читаем, как, «призвав двенадцать (апостолов), начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6. 7, 12-13).

Апостол Иаков напоминает о связи исцеления с прощением грехов: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14-15).

При Соборовании отпускаются грехи, о которых человек забыл на исповеди, но не те, которые из-за ложно понятого стыда он утаил перед священником. Таким образом, по слову преподобного Амвросия Оптинского, сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, если будет на то воля Божия.

Глубоко ошибочным является мнение, будто Соборование должно совершаться только один раз в жизни. Неправильно воспринимать его как акт приготовления к смерти, ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Столь же неверно думать о нем как о действе, автоматически гарантирующем избавление от всех телесных болезней, или средстве, которое освобождает от выполнения медицинских предписаний. Исцеление – свободный акт Божественной любви и не может являться автоматическим результатом чьих-то действий. В Таинстве Елеосвящения человек получает духовную поддержку и благодатную помощь в той мере, в какой это по Промыслу Божию нужно для его спасения.

С вопросами о том, как правильно подготовиться к Таинству, с различными недоумениями, связанными вашим участием в нем, следует обращаться к священнику.

Приступать к Таинству могут православные христиане не младше семи лет. Елеосвящение совершается как на дому над одним болящим, так и в храме над страдающими различными недугами людьми, которые в силах добраться до церкви, а также над всеми, кто хочет приступить к этому Таинству. По существующему в Русской Православной Церкви обычаю общее соборование в храмах совершается в дни говения — в период Великого и, реже, Рождественского поста. Принято приготовлять себя к Таинству покаянием и исповедью; после или прежде Соборования христианин приобщается Святых Христовых Таин.

Отпевание усопшего

Церковь не оставляет человека и по исходе из земной жизни, но напутствует его в жизнь вечную. В храме над гробом усопшего (а в исключительных случаях заочно) совершается особое последование, именуемое в народе отпеванием. Вместе со священником близкие и родные молятся о преставившемся ко Господу.

Гроб поставляется в храме, изножием в сторону алтаря. Таким образом, лицо покойного обращено к востоку как символ того, что душа отошедшего от нас молится с братьями, еще живущими на земле. На лоб почившего как символ его христианской веры возлагается венец, представляющий собой обычно бумажную ленту с изображениями Спасителя, Божией Матери и святых. В руках у него — икона и крест.

По традиции, восходящей к временам древней Церкви, христиане во время прощания с усопшим держат в руках зажженные свечи в ознаменование горячей веры, надежды и любви в молитве за усопшего.

В начале отпевания звучат особые молитвенные песнопения, по завершении их произносится заупокойный канон, состоящий из отдельных тропарей, которые предваряются молитвенным прошением «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». В середине канона хор поет кондак: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

По девятой, последней, песни канона присутствующие на отпевании гасят свечи, а хор поет особые стихиры, в которых говорится: то, к чему мы привязаны на земле, временно и преходяще, и от имени почившего человека верующие призываются к молитве за его душу. О том, что никогда не прейдет и не закончится, напоминают заповеди блаженств, которые возглашаются далее.

Что ждет человека за порогом смерти, рассказывает апостол Павел в послании к фессалоникийцам:

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словами Господними, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4. 13 — 18).

О жизни вечной говорится в отрывке из Евангелия от Иоанна, которое читает священник:

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». (Ин. 5. 24 — 31)

После по обычаю читается особая разрешительная молитва. Затем священник сворачивает лист, на которой она напечатана, и влагает его в правую руку усопшего.

При пении стихир совершается последнее прощание с умершим. Родные и близкие почившего подходят ко гробу, целуют почившего в лоб и прикладываются к иконе в его руках.

По отпусте почившему трижды возглашается «Вечная память».

Перед закрытием гроба тело усопшего предается земле: священник с молитвой посыпает крестообразно землю на тело умершего.

В Светлую седмицу — с понедельника по субботу после Пасхи — отпевание совершается особым чином, с добавлением Пасхальных песнопений. Не совершается погребение умерших в первый день Пасхи.

Главное для усопшего — молитва о нем. Не нужно следовать суеверным советам и класть в гроб или могилу какие-либо предметы, не относящиеся к традиционному погребальному убору. В случае возникновения вопросов и недоумений необходимо, не стесняясь, обращаться с ними к священнику. Он обязательно разрешит ваши недоумения и расскажет, как достойно и по-христиански проводить усопшего.

Для того, чтобы заказать заочное отпевание, необходимо иметь свидетельство о смерти. Отпевание — одна из немногих треб, на которую в храме Святого Великомученика Георгия Победоносца в Коптево установлена минимальная сумма пожертвования. Это связано с необходимостью участия в службе хора, использования большого количества свечей и др.

Общественные будни храма в Коптеве

Красивейший храм в Коптеве — Георгия Победоносца — организует различные мероприятия для христианской молодежи

Здесь уделяется огромное внимание организации свободного времени подрастающего поколения: в нем существуют различные секции. Молодежь может заниматься:

  • в театральной студии;
  • в студенческом кружке для любителей искусств;
  • в братстве путешественников и следопытов;
  • в военно-патриатическом «Клубе ВДВ»;
  • в спортивных секциях;
  • на кулинарных курсах.

По окончании курсов инструкторов по туризму, которые проводит храм в Коптево (расписание занятий учитывает курсантов всех возрастов), учащиеся получают официальные государственные документы с присвоением квалификации инструктора. Проводятся практические и выездные занятия. Объединения при храме способствуют развитию патриотизма у молодежи.

Тысячелетиями святой великомученик считается покровителем Москвы и России. Об этом свидетельствует известный храм в Коптеве — Георгия Победоносца, а также сотни его прихожан и верующих, поклоняющихся святыням.

История

В 1996 году в районе Коптево образовалась православная община. Было принято решение о строительстве церкви, и в феврале 1997 года был зарегистрирован приход храма. Храм было решено построить во имя покровителя Москвы святого Георгия Победоносца в связи с приближающимся 850-летием города. В феврале 1997 года в начале Коптевской улицы был воздвигнут двухметровый деревянный крест с надписью о скорой постройке на этом месте православного храма.

Было решено, что церковь будет построена из дерева. Архитектором храма стал В. В. Иванов, который имел опыт работы с памятниками архитектуры русского Севера. года состоялось освящение стройплощадки храма. Средства на строительство жертвовали многие коммерческие предприятия района. Строительные работы осуществляла бригада плотников из Архангельска. Для работы использовали специально изготовленные по образцу старинных инструменты. В 1997 году был освящён основной престол храма.

Бревенчатый храм имеет шатёр и пять глав. Над притвором устроена небольшая колокольня. В 2002 году был освящён приставной престол в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах». В храме хранится особо почитаемая икона Божией Матери «Помощница в родах». Прихожане храма имеют доступ к мощам Георгия Победоносца, Серафима Саровского, святых Дивеево,  Матроны Московской.

В 2005 году была сделана архитектурная подсветка храма. При храме действует воскресная школа. Рядом расположен крестильный храм в честь Святых Мучеников 14000 младенцев Иродом убиенных.

Покровительство пастухам и военным

Имя Георгий переводится как «земледелец». Святой покровительствует пастухам и стадам, потому что и при жизни Георгий часто это делал, появляясь на белоснежном жеребце. Русский народ почитает его как покровителя воинства. Георгий Победоносец изображен на гербе Российской империи. Одноименный орден считается величайшим знаком отличия за воинские подвиги. Оранжевый и черный цвета георгиевской ленточки – это символы, сопутствующие воинской доблести и славе. В русской армии на знамена наиболее отличившихся в сражениях воинских подразделений прикреплялась наградой неснимаемая георгиевская ленточка. В 1992 году орден Святого Георгия был восстановлен как знак исключительной воинской награды Российской Армии. Сегодня оранжево-черная ленточка является символом победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.

О жизни Георгия Победоносца

Имени и славе реально существовавшего человека, воина и верного христианина, посвящен храм в Коптеве. Георгия Победоносца знает церковь как защитника христианства и верующих. Родившись приблизительно в 275 году в г. Бейрут в богатой семье христиан, Георгий был отлично развит физически. Кроме того, он был не по годам умен и образован. В очень молодом возрасте сильный, мужественный и красивый юноша поступает на службу в римскую армию. В двадцатилетнем возрасте Георгию, отлично знающему военное дело, доверяют командование когортой инквизиторов (воинское звание). За военную отвагу в войне с персами император Диоклетиан делает молодого воина своим приближенным.

История возведения

Современное здание было построено в память древнего храма, носящего такое имя, стоящего на Козьем болоте, который был разрушен с приходом большевиков в 1930 году. Церковь возвели в рамках проекта «200 храмов Москвы» и начали строительство в августе 2011 года. С началом строительства в вагончике рабочих постоянно проводили воскресение литургии.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском затоне, Москва

Уже в ноябре было проведено освящение малого, временного храма архиепископом Истринским Арсением. Тогда же провели и первую литургию на святом месте.

Несмотря на отсутствие реальных стен, молитвенные уже были возведены, ведь люди собирались на этом месте с начала строительства и регулярно участвовали в богослужениях. Отмечали и первый престольный праздник во временном помещении — 25 декабря прошла торжественная литургия под началом гостя протоиерея Олега Воробьева. Настоятель церкви Михаил Шманов лишь прислуживал ему, как и иерей Алексий.

Интересно! Несмотря на отсутствие должного помещения, на собрание пришло более 300 человек, и все это количество людей едва уместилось во временной церкви. Для удобства прихожан на улице установили колонки и видеопроектор, чтобы транслировать запись богослужения для тех, кто остался стоять снаружи, а также в рамках евангелизации.

Кроме большого количества слушателей, были и желающие причаститься — на причастие выносили 3 чаши, чего не бывает и в больших приходах. Настоятель был приятно удивлен отзывчивостью и желанием людей служить. Во время возведения комплекса местные жители постоянно приходили и изъявляли желание помочь, убрать или сделать что-то для прихода. При этом было одинаковое количество молодежи и пожилых людей, что свидетельствует о живом духе православного христианства в стране.

В январе была проведена торжественная рождественская литургия во временном помещении и там же сразу после Рождества, провели обряд Крещения. Первым младенцем, принявшим тут крещение, стал мальчик по имени Елеазар, названный в честь сына Исаака.

Только 27 марта 2012 года был заложен первый камень в фундамент нового храма. Он был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и это таинство было сопровождено знамением — в темном пасмурном небе вдруг выступило яркое весеннее солнце и осветило территорию будущего подворья. Летом была установлена малая звонница, а уже 15 сентября главное здание увенчалось первым золотым куполом.

Весной 2014 года церковь увенчали золотые кресты, а 25 декабря 2016 года законченное здание освятили. Обряд освящения вновь проводил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Описание архитектуры

Весь комплекс состоит из трех частей: главного храма, дома причта и хозяйственной части. Хозяйственные постройки располагаются на задней части территории, оставляя прихожанам возможность любоваться главным зданием. Тем не менее весь комплекс выполнен в едином стиле и оформлен одинаковыми тонами, создавая единую картину.

Внутреннее убранство храма

Главный храм был построен в стиле владимиро-суздальского зодчества 12 века и представляет собой трехапсидный четверик с пятью главами. Его площадь составляет 826 м², а стены в высоту достигают 13 метров. Тона для наружного дизайна были выбраны теплые — основная часть стен окрашена в краску светло-желтого оттенка с рельефными белыми колоннами вдоль. Пять куполов покрыты сусальным золотом и венчаются крестами.

При этом особого внимания заслуживает главный крест — его высота 4,5 метра, при этом он украшен ажурной вязью и вставками из разноцветного стекла. В ночное время крест освещается благодаря встроенным светодиодам.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации