Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Хорезм

Примечания

  1. Рапопорт Ю. А. Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. М., 1998,с.28
  2. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. Москва: Восточная литература, 1998,с.28
  3. Галина Петровна Васильева. Преобразование быта и этнические процессы в северном Туркменистане. М.Наука. 1969 г. : «Туркмены и их предки огузы издавна, гораздо раньше, чем полукочевые узбеки, появив­шиеся здесь, как отмечалось, с начала XVI в. и сыгравшие большую роль в формировании современного узбекского населения Хорезма, жили на территории оазиса и его окраин. Туркмены участвовали в обороне Ургенча в 1504-1505 гг. от Шейбани-хана и были связаны с населением доузбекского Хорезма этнически: в XIII в., как писал А.Ю.Якубовский, «почти весь земледельческий Хорезм, в том чис­ле и города, говорили по-гузски (по-туркменски)». О значительной огузской прослойке в этногенезе хорезмийцев, по-видимому, свиде­тельствует и то обстоятельство, что современный южнохорезмский говор узбеков ближе к туркменскому, нежели к узбекскому, и содер­жит много огузизмов».
  4. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Том I. — Москва: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 493—494.
  5. Буниятов З. М. Государство хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. — Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1986. — С. 148.
  6. Буниятов З. Государство хорезмшахов-ануштегинидов (1097—1231), Москва, 1986

История[править | править код]

С VIII века до н.э. на современной территории области образовалось одно из древнейших государств в Центральной Азии, которое основали хорасмии. Здесь также проживали племена массагетов, саков, апасаков, осов, дахов и т.д.

В XII веке образовалось мощное по размеру территории среднеазиатское государство — Хорезмшахов. Наивысшего расцвета оно достигло в начале XIII века при Ала ад-Дине Мухаммаде II. Но расцвет империи длился недолго, и она пала от нашествия монголов.

В эпоху новейшей истории в феврале 1920 года была создана Хорезмская Народная Советская Республика, как преемница Хивинского ханства.

После отречения правителя от престола официально, 26 апреля 1920 года был объявлен Первый Хоразмский Курултай (Собрание).

30 октября 1923 года ХНСР была преобразована в Хорезмскую Социалистическую Советскую Республику, которая просуществовала до осени 1924 года, когда её территория была разделена между Узбекской ССР (в составе Хорезмской области), Туркменской ССР и РСФСР (Каракалпакской АО).

В 1925-1930 и 1932-1938 годах являлась Хорезмским округом, а как отдельная область была создана 15 января 1938 года.

Хорезм является родиной основоположника алгебры и алгоритма Мухаммада бен Мусы Ал Хорезми и создавшего карту земли в виде сферы Абу Райхана Беруни, а также других, не менее известных учёных и деятелей.

В 2003 году область была награждена орденом Жалолиддина Мангуберди.

Язык

Основная статья: Хорезмийский язык

Хорезмийский язык который относится к иранской группеиндоиранской ветви индоевропейской семьи, был родственным согдийскому языку и пехлеви.
Хорезмийский язык вышел из употребления по крайней мере к XIII веку, когда был постепенно заменен персидским языком по большей части, а также несколькими диалектами тюркского. По утверждению таджикского историка Б.Гафурова, в XIII веке тюркская речь преобладала над хорезмийской в Хорезме. Согласно ибн Баттуте, Хорезм в первой половине XIV века был уже тюркоговорящим. Он описывает столицу Хорезма — Ургенч: «Это величайший, красивейший, крупнейший город тюрков с прекрасными базарами, широкими улицами, многочисленными постройками и впечатляющими видами»

Литература

Хорезмийская литература, считается самой древней в Центральной Азии[источник не указан 67 дней]. После завоевания региона в VIII веке арабами, начинает распространятся персидский язык, после чего все восточноиранские диалекты, и хорезмийский в том числе, уступают персидскому и тюркскому языкам.

Религия

В Хорезме были распространены разные языческие культы, но преобладал зороастризм. Хорезмийцы хоронили кости умерших в оссуариях (сосуды и ящики разной формы, содержащие кости умерших, предварительно очищенные от мягких тканей), которые помещались в наусы — типа мавзолеев. В Хорезме найдены многие десятки разнообразных оссуариев и среди них древнейшие в Средней Азии (рубеж V—IV вв. до н. э.), а также в виде пустотелых керамический статуй и оссуарии, несущие древнехорезмийские надписи и рисунки. Одна из надписей содержала текст, прочитанный В. А. Лившицем: «Год 706, месяц равакина, день равакина. Этот оссуарии Срувука, душа которого обладает кавийским фарном. Пусть душа (его) будет препровождена в прекрасный рай». В сасанидском Иране, где зороастризм был догматической религией, почти не обнаружено оссуариев и наусов. Очевидно, эта традиция была характерна для зороастрийцев Средней Азии, а именно Хорезма.

Примечания

  1. Рапопорт Ю. А. Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. М., 1998,с.28
  2. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. Москва: Восточная литература, 1998,с.28
  3. Галина Петровна Васильева. Преобразование быта и этнические процессы в северном Туркменистане. М.Наука. 1969 г. : «Туркмены и их предки огузы издавна, гораздо раньше, чем полукочевые узбеки, появив­шиеся здесь, как отмечалось, с начала XVI в. и сыгравшие большую роль в формировании современного узбекского населения Хорезма, жили на территории оазиса и его окраин. Туркмены участвовали в обороне Ургенча в 1504-1505 гг. от Шейбани-хана и были связаны с населением доузбекского Хорезма этнически: в XIII в., как писал А.Ю.Якубовский, «почти весь земледельческий Хорезм, в том чис­ле и города, говорили по-гузски (по-туркменски)». О значительной огузской прослойке в этногенезе хорезмийцев, по-видимому, свиде­тельствует и то обстоятельство, что современный южнохорезмский говор узбеков ближе к туркменскому, нежели к узбекскому, и содер­жит много огузизмов».
  4. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Том I. — Москва: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 493—494.
  5. Буниятов З. М. Государство хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. — Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1986. — С. 148.
  6. Буниятов З. Государство хорезмшахов-ануштегинидов (1097—1231), Москва, 1986

Хорезм в античную эпоху и раннем средневековье

Хорезм IV век до н. э. — I век н. э. был могущественным государством. Во II в. до н. э. был захвачен кочевыми племенами.

Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века н. э. Из последующих царей известен Артрамуш конец II — начало III века н. э.[неавторитетный источник?]
Вазамар, вторая половина III века н. э. и др.[неавторитетный источник?].

В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни. Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружён и ведущую роль играло не профессиональное войско, а массовое народное ополчение. Около 175 года до. н. э. Хорезм вошёл в состав Кангюя.

В последней трети I века до н. э. Хорезм в составе Кангюя выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад. По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н. э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй — «страна канглов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.

Согласно источникам в I веке н. э. была введена хорезмийская эра и введён новый календарь. По словам великого хорезмийского учёного Абу Рейхана аль-Бируни (973—1048) впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до н. э.

Предполагают, что с середины I века н. э. до конца II века Хорезм был под влиянием Кушанского царства. Для этого периода характерны крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянного войска. В начале IV века, при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII веками, города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах. Между 567—658 годами Хорезм был в определённой зависимости от Тюркского каганата. В китайских источниках упоминался под названием Хусыми (呼似密).

Доахеменидский период

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до н. э. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля». С. П. Толстов считал, что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам.
Около VIII—VII веков до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI веках до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (4-е — 3-е тысячелетие до н. э.). Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине 2-го тысячелетия до н. э. тазабагьябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος — др.-греч. название Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

К середине 2-го тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII веке до н. э. Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо».

К началу 1-го тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.

Литература

  • Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времён до настоящего времени. — СПб., 1877.
  • Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. — М.; Л., 1948.
  • Кдырниязов М. Ш. // Археологические исследования в Каракалпакии / Академия наук Узбекской ССР, каракалпакский филиал; Отв. ред. к.и.н. И. К. Косымбетов, к.и.н. В. Н. Ягодин. — Ташкент: Фан, 1981. — С. 123-139.
  • Кдырниязов М.-Ш. Материальная культура городов Хорезма в XIII—XIV веках. — Нукус: Каракалпакстан, 1989. — 176 с. — ISBN 5-8272-0392-0.
  • «Троицкий вариант» № 60, c. 8 (2010)

Правители Хорезма

Правители Хорезма
Имя Годы правления Титулы
Династия Сиявушидов
Сиявуш прим. 1200 год до н.э.
Кайхусрав прим.  — 1140 год до н.э. хорезмшах
Саксафар прим.  — 517 год до н.э. хорезмшах
Фарасман прим.  — 320 год до н.э. хорезмшах
Хусрав прим. 320 год до н.э. — ? хорезмшах
Артав I века н. э. хорезмшах
Артрамуш конец II — начало III века н. э. хорезмшах
Вазамар вторая половина III века н. э. хорезмшах
Династия Афригидов
Африг  — ? хорезмшах
Багра ? хорезмшах
Саххасак ? хорезмшах
Аскаджамук I ? хорезмшах
Аскаджавар I ? хорезмшах
Сахр I ? хорезмшах
Шауш ? хорезмшах
Хамгари ? хорезмшах
Бузгар ? хорезмшах
Арсамух VII век хорезмшах
Сахр II ? хорезмшах
Сабри ? хорезмшах
Аскаджавар II около 700 г. хорезмшах
Правители Северного Хорезма Правители Южного Хорезма
Имя Годы правления Титулы Имя Годы правления Титулы
Династия Афригидов
Наибы
Аскаджамук II  — ? хорезмшах
Шаушафар (Савшафан) VIII век хорезмшах
Туркасабас ? хорезмшах
Абд-Аллах ? хорезмшах
Мансур ибн Абд-Аллах ? хорезмшах
Ирак ибн Мансур ? хорезмшах
Мухаммед ? хорезмшах
Ахмад ибн Ирак ? хорезмшах
Династия Мамунидов
Абу Абд-Аллах Мухаммад ибн Ахмад ? — хорезмшах Абу Али Мамун ибн Мухаммад амир Гурганджа
Правители Хорезма
Имя Годы правления Титулы
Династия Мамунидов
Абу Али Мамун ибн Мухаммад — — амир Гурганджахорезмшах
Абу-л-Хасан Али ибн Мамун хорезмшах
Айн ад-Даула Абу-л-Аббас Мамун ибн Али хорезмшах
Абу-л-Харис Мухаммад хорезмшах
Династия Алтунташа (Завоевание Газневидов — 1017—1039)
Алтунташ хорезмшах
Харун ибн Алтунташ хорезмшах
Исмаил ибн Алтунташ хорезмшах
Шах-Малик ябгу огузов
Чагры-бек Дауд
1059 — 1077 сельджукское завоевание.
Династия Ануштегинов (Бекдили)
Ануш-Тегин мутасариф
Мамлюки
Экинчи ибн Кочкар хорезмшах
Династия Ануштегинов (Бекдили)
Кутб ад-Дин Мухаммед I хорезмшах
Ала ад-Дин Атсыз хорезмшах
1138 — 1139 сельджукская оккупация.
Сулейман-Шах эмир
Династия Ануштегинов (Бекдили)
Ала ад-Дин Атсыз хорезмшах
Тадж ад-Дин Ил-Арслан хорезмшах
Джелал ад-Дин Султан-шах хорезмшах
Ала ад-Дин Текеш хорезмшах
Ала ад-Дин Мухаммед II хорезмшах
Кутб ад-Дин Узлаг-шах валиахад, султан Хорезма, Хорасана и Мазандарана
Джелал ад-Дин Мангуберды — — султан Газни, Бамиана и Гура хорезмшах
Рукн ад-Дин Гурсанджти султан Ирака
Гийас ад-Дин Пир-шах султан Кермана и Мекрана
1220 — ? монгольское завоевание.
Правители Северного Хорезма Правители Южного Хорезма
Имя Годы правления Титулы Имя Годы правления Титулы
Представители Улуса Джучи
Представители Чагатайского улуса
Правители Хорезма
Имя Годы правления Титулы
Династия Суфи-кунгратов
Хусейн Суфи хан
Юсуф Суфи хан
Сулейман Суфи хан
Представители государства Тимуридов (—)
Представители Золотой Орды (—)
Амир Анка —? наместник
Багальджа ?—? наместник
Идику ?—? наместник
Мубарак-шах наместник
Представители государства Тимуридов (—)
Амир Шахмалик суюргал, хорезмшах
Ибрахим султан —? суюргал, хорезмшах
?—? наместник
Правители Западного Хорезма Правители Восточного Хорезма
Имя Годы правления Титулы Имя Годы правления Титулы
Представители Узбекского улуса
Представители государства Тимуридов
Абулхайр-хан —? правитель Кутлуг Дарвиш ?— наместник
Мустафа-хан середина XV в.— правитель Султан Хусейн правитель
Династия Суфи-кунгратов
Нурсаидбек —? правитель
Усман-кунград —? правитель
Представители государства Тимуридов (—)
Чин Суфи ?— наиб, наместник
Представители Шейбанихана —
Шариф Суфи ?— наиб, наместник

История

Хорезм

Основная статья: Хорезм

История периода до н. э., является неполной и рассеянной. В связи с географическим положением древнего Хорезма, территория всегда подвергалась нападению извне. Из некоторых исследований Хорезма по Авесте, в словаре иранского учёного Деххода слово «Хорезм», описывается как сокращённое от «колыбель народов арии».

Однако существует много версий происхождения названия Хорезм, например, «кормящая земля», «низкая земля», «страна, где хорошие укрепления для скота».

Согласно Гекатею Милетскому, название Хорезм упоминается в доахеменидский период.

Народ

Бируни утверждал, что в Хорезме до прихода Сиявуша было царство тюрков:

В своих исторических работах «Хронология» (Асар ал-бакийа ‘ани-л-курун ал-халийа) Аль Бируни, относит древних хорезмийцев к персидскому древу:.

Он пишет о тюрках как о древних жителях Хорезма.[цитата не приведена 398 дней]
Точные даты появление хорезмийцев, как и этнонима, неизвестно. Первым писал Гекатей Милетский: «Хорасмии — это те из парфян, что населяют восточные земли, и равнины, и горы; горы эти покрыты растительностью, в том числе диким хреном, собачьей колючкой (κυνάρα ), ивами, тамариском».

Первое упоминание хорезмийцев встречается в Бехистунской надписи (522—519 до н. э.) Дария I. Там же находятся высеченные рельефы восточноиранских воинов, в числе которых есть и хорезмийский воин, рядом с согдийским, бактрийским и сакским воинами, свидетельствующие об участии хорезмийцев в военных походах правителей Ахеменидской державы[нет в источнике]. Но уже в конце V века до нашей эры хорезмийцы обрели независимость от Ахеменидов и в 328 году до нашей эры посылали своих послов Александру Македонскому.

Серебряное блюдо, седьмое столетие, Хорезм

Мнение учёных

Согласно работам Аль-Бируни, хорезмийцы начали своё летоисчисление с начала заселения их страны, в 980 г. до вторжения Александра Македонского в пределы Ахеменидской империи, то есть до начала эры Селевкидов — 312 г. до н. э. — начиная с 1292 г. до н. э. По завершению этой эры, они приняли другую: с 1200 г. до н. э. и время прихода в их страну мифического героя Авесты и древнего героя иранского эпоса, который описывается в «Шахнаме» Фирдоуси — Сиявуш, подчинившего своей власти Хорезм, и Кей-Хосров, сын Сиявуша, стал основателем династии хорезмшахов, которые правили Хорезмом до X в. н. э.

Позднее хорезмийцы летоисчисление стали вести персидским методом, по годам правления каждого царя из династии Кей-Хосрова, который правил их страной и носивший шахский титул и так продолжалось до правления Африга, одного из царей этой династии, получившего дурную славу, как и персидский царь Ездигерд I. Традиционно постройку в 616 г. от Александра Македонского (305 г. н. э.) грандиозного замка позади города Ал-Фир, разрушенного рекой Аму-Дарья в 1305 г. селевкидской эры (997 г. н. э.) приписывают Афригу.
Бируни, считал, что династия, начало которого положил Африг, правила до 995 г. и принадлежала к младшей ветви хорезмийских сиявушидов и падение замка Африга, как и династии афригидов, символически совпали во времени. Давая хронологические указания о времени правления некоторых из них, Бируни перечисляет 22 царя этой династии, от 305 до 995 г.

Б. Г. Гафуров — историк, академик АН СССР, в своей книге «Таджики» отмечал, что уже в Х веке на территории Хорезма, жило большое число тюркоязычного населения

С. П. Толстов — историк и этнограф, профессор, писал следующее:

В своей работе пишет о прямых связях между хеттами и массагетами, не исключая, что в этой цепи находились и племена гетов. Исследователь приходит к выводу что хорезмийские яфетиды (кавиды), выступают как одно из звеньев цепи древних индоевропейских племён, окружающие кольцом Черное и Каспийское моря на рубеже II и I тыс. до н. э.

Б. Х. Кармышева — советский этнограф-тюрколог, доктор исторических наук, автор статьи в БСЭ/Узбеки, исходя из литератур: — «Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962; История Узбекской ССР т. 1—4, Таш., 1967—68; Иванов П. П., Очерки по истории Средней Азии (XVI — сер. XIX в.), М., 1958: Вахабов М. Г., Формирование узбекской социалистической нации, Таш., 1961; Кары-Ниязов Т. Н., Очерки истории культуры Советского Узбекистана, М., 1955» — относит хорезмийцев, как и представителей других восточных и северо-восточных иранских племён, к предкам узбеков.

Доахеменидский период

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до н. э. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля». С. П. Толстов считал, что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам.
Около VIII—VII веков до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI веках до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (4-е — 3-е тысячелетие до н. э.). Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине 2-го тысячелетия до н. э. тазабагьябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος — др.-греч. название Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

К середине 2-го тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII веке до н. э. Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо».

К началу 1-го тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.

Хорезм в период правления кунгратов и Тимуридов

В 1359 году северный Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов впервые обрёл независимость от Золотой Орды. Кунграты Хорезма выпускали монеты с арабскими надписями: Выпущено в Хорезме. Власть богу. Мухаммад и именами 4 праведных халифов.

Однако, усилившись, кунграты захватили и южную часть Хорезма, которая принадлежала Чагатайскому улусу. Приход к власти Тимура, который претендовал на наследие улуса Чагатая привело к конфликту. В 1370-х годах правителем Хорезма был Хусайн Суфи, сын Тонгдая, из рода кунграт, который решил вести бескомпромисную борьбу с Тамерланом. В результате, в 1372 году Тамерлан предпринял поход против Хорезма. Его армия вышла из Самарканда, прошла Бухару и захватила хорезмийскую крепость Кят. Хусайн Суфи далее не мог сопротивляться Тамерлану и умер в осаждённом Хорезме. После кончины Хусайна Суфи на трон сел его младший брат, Юсуф Суфи. В 1376 году Хорезм вошёл в состав империи Тимура, а его правители бежали в Золотую Орду.
В 1387 году кунграты Хорезма поддержали поход золотоордынцев во главе с Тохтамышем против Тимура и они совместно ограбили земли Мавераннахра. После этого Тимур в 1388 году окончательно присоединил Хорезм в состав своей империи.

Хорезм — Страна тысячи крепостей

Хорезм – одна из самых древних историко-культурных областей Средней Азии. Источники эпохи арабского завоевания называют Хорезм — Страной тысячи крепостей. И в самом деле, сегодня на территории Хорезмской области археологами обнаружено множество древних городищ, некогда бывших мощными крепостями и царскими дворцами. Самыми известными из них являются Топрак-кала, Джанбас-Кала, Кой-Крылган-кала, Кызыл-Кала и Аяз-кала (Кала в переводе означает крепость). Даже сегодня грандиозность и масштабы руин поражают своим великолепием и мощью. Тысячи крепостей раскинулись на огромных просторах безводных степей и как исполинские истуканы они хранят тайны Древнего Хорезма.

Хорезм интересен не только многочисленными руинами крепостей античного и ранне-средневекового периода. Он по праву может считаться Родиной одной из древнейших религий мира – зороастризма. Исследователи «Авесты» — священной книги зороастрийцев считают, что именно территория Большого Хорезма (сюда входили территории непосредственно Хорезма, Туркмении, Афганистана вплоть до северного Ирана) была очагом возникновения этой древней религии. Существует разногласия по поводу того, где именно на территории Большого Хорезма была написана Авеста, но большинство ученых считают, что это, несомненно, современный Хорезм.

Одна из самых интересных загадок истории древнего Хорезма – это вопрос об идентичности понятий «страна ариев» и Большой Хорезм. Вопрос о происхождении арийцев и их исконном месте обитания до сих пор остаётся одним из самых загадочных в истории человечества. Многие народы Азии и Европы пытались доказать свою принадлежность к арийским племенам, но только территория Большого Хорезма совпадает по географическим и природным условиям, указанным в Авесте как «Ариана Вайчох» — место обитания ариев.

Огромную роль Хорезм сыграл в развитии караванной торговли, связавшей в средние века отдаленные друг от друга тысячами километров народы и страны. В Китай и Монголию торговые караваны отправлялись и прямо из Ургенча — через Кызылкумы, на Сырдарью и далее на восток. Другой торговый путь связывал Иран и Среднюю Азию с Восточной Европой. Северным форпостом и одновременно крупным рынком и ремесленным центром этого пути как раз и являлся Ургенч. Отсюда караваны уходили в далекие, пролегавшие по пустынным и безводным районам пути: на Сырдарью, к Каспийскому морю и, главное, на северо-запад в страны булгар и хазар. Шедшие оттуда товары привозились на рынки Хорезма, а уже отсюда, в свою очередь, распространялись дальше по караванным путям.

Путь торговых караванов из Ургенча на северо-запад через Плато Устюрт был очень трудным из-за географических и природных условий, но, несмотря на это через каждые 25 — 30 км караванщики и сопровождавшая их часто стража для защиты от кочевников могли найти и воду, и корм для верблюдов, и место для ночлега. История Хорезма по своей древности не уступает истории таких древних цивилизаций как египетская, месопотамская и индийская. Она насчитывает почти три тысячи лет и является самой древней на территории Центральной Азии. Хорезм уникален памятниками архитектуры, которые по сложности конструкций не уступают египетским пирамидам и греческим храмам. Особый интерес представляет хорезмская культура, которая по своей самобытности резко отличается от культуры остальных регионов Центральной Азии.

Достопримечательности

Аяз-кала
Гяур-кала
Джанбас-Кала
Кой-Крылган-кала
Кызыл-Кала
Мавзолей Маслумхан-сулу
Миздакхан
Топрак-кала
Чильпык

От империи Ахеменидов до античной эпохи

В середине VI века до н. э. Хорезм был завоеван Киром Вторым и включен в состав империи Ахеменидов. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 года до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполь. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидском войске в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Ещё до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрёл независимость от Ахеменидов. В V веке до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Лязги — визитная карточка Хорезма

«Лязги» – визитная карточка танцевального искусства Хорезма. Это не просто танец, это целая система, это всегда праздник, праздник для души. «Лязги» бывают торжественными, лирическими, комическими. Отличаются они способом выражения чувств, эмоций, мироощущения, миропонимания исполнителя. В начале танца звучит медленный запев. Танцовщица выходит в размеренном темпе, исполняет движения руками, украшенными зангами.

И неожиданно замирает в статичной позе, приковывая к себе внимание зрителей. Затем на музыкальную фразу поза начинает как бы рассыпаться, и в конце «колена» звучит хорезмский «ключ» (определенная комбинация движений), и танцовщица замирает в другой позе

С каждым новым звучанием музыкальной фразы темп танца убыстряется и каждый раз заканчивается «ключом». Танец поражает огромным количеством инвариантных движений, кажется, что исполнительница на глазах у зрителей сочиняет свой хореографический образ. «Лязги» никого не может оставить равнодушным. Танец покоряет своими яркостью, выразительностью, жизнеутверждающей энергией, вызывая восторг зрителей.

Многим доводилось видеть в архивных видеозаписях танец «Лазги» в исполнении народных артисток Узбекистана Гавхар Рахимовой и Тамары Ханум. Поражала та яркость, эмоциональность, задор и восторг с каким выступали эти удивительные женщины. Тамара Ханум является создателем женского хорезмского танца, выработанного на основе таких танцев как «Мавриш», «Румалим», «Бартавиль».

В 1968 году Гавхар Рахимова организовала и встала во главе республиканского ансамбля танца и песни «Лазги». Богатое наследие, оставленное этими выдающимися деятелями искусства, дает возможность активно развивать современную хореографию Хорезма. Танец живет лишь тогда, когда он исполняется.

География[править | править код]

Хорезмская область расположена в западной части Узбекистана. На северо-западе и севере граничит с Республикой Каракалпакстан, на юге и западе — с Туркменистаном, на юго-востоке, востоке и северо-востоке — с Бухарской областью.

Территория области простирается с северо-запада на юго-восток на 280 км в тех широтах, где расположен город Ургенч (с запада на восток — на 80 км).

Площадь области составляет 6300 км² (1,5% от всей территории страны), находясь с этим показателем на 11-м месте среди 14 субъектов.

Почти всю территорию области занимают равнины и небольшие возвышенности. По своему географическому положению она расположена между 40°-42° северной широты и 60°-62° восточной долготы.

Административно-территориальное деление[править | править код]


Административно-территориальное деление Хорезмской области

По состоянию на 2018 год, область разделена на 10 районов (туманов) и 2 города областного подчинения:

  • город Ургенч,
  • город Хива (5),
  • Багатский район (1), центр — пос. Багат,
  • Гурленский район (2), центр — пос. Гурлен,
  • Кошкупырский район (6), центр — пос. Кошкупыр,
  • Ургенчский район (8), центр — пос. Караул,
  • Хазараспский район (4), центр — пос. Хазарасп,
  • Ханкинский район (3), центр — пос. Ханка,
  • Хивинский район (5), центр — город Хива,
  • Шаватский район (7), центр — пос. Шават,
  • Янгиарыкский район (9), центр — пос. Янгиарык,
  • Янгибазарский район (10), центр — пос. Янгибазар.

В 1938 году Хорезмская область делилась на 9 районов (Гурленский, Кош-Купырский, Мангитский, Ургенчский, Хазараспский, Ханкинский, Хивинский, Шаватский, Янги-Арыкский) и 2 города областного подчинения (Ургенч и Хива).

В 1950 году был образован Янги-Базарский район, а в 1953-м — Багатский район. В 1957 году Мангитский район был передан Каракалпакской АССР.

В 1959 году Багатский и Янги-Базарский районы были упразднены. В 1963 году упразднены Кушкупирский, Ургенчский и Хонкинский районы.

В 1964 году восстановлен Ургенчский район, в 1967-м — Кушкупирский, в 1970-м — Багатский, в 1973-м — Ханкинский, в 1981-м — Янгибазарский.

В 1976 году образован город областного подчинения Дружба, в 1983-м — Ханка и Шават, а затем и Гурлен. В 1992 году Гурлен, Ханка и Шават были лишены статуса городов областного подчинения.

В 1998 году город Дружба был переименован в Питнак. В 2002 году городами областного подчинения перестали быть Питнак и Хива. В 2017 году Хива снова стал городом областного подчинения.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации