Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Горицкий монастырь в переславле-залесском

Современный облик

Монастырские строения

  • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище;
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище;
  • церковь Николая Чудотворца (XVII—XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения;
  • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма);
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел;
  • крепостные стены и башни (XVII—XVIII века), ныне хранилища.

Архитектура монастыря

Проездные ворота

Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ.

Палата привратника

К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен.

Трапезная палата

Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды.

Звонница

Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.

В Горицком монастыре размещен Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей с шикарной коллекцией икон, церковной утвари, мебели; полотнами Шишкина, Бенуа; библиотекой и собранием деревянной скульптуры.

Адрес: Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4.

Известные монахини

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь, и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по её изволению, и для береженья велел у неё в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича.

Рака с мощами Ефросиньи и Иулиании в Горицком монастыре (фотография 1909 года)

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в монастыре были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарьи свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфы. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольги.

В 1727 году, после опалы Александра Меньшикова, вместе с его семьёй 11 сентября была сослана и Варвара Арсеньева, а затем от Клина 15 октября она была отправлена под конвоем капитана Шушерина в Александров в Александро-Успенский девичий монастырь. Однако, после обнаружения в Москве подметного письма в пользу Меньшикова и открытия в розыске попыток Варвары облегчить свою учесть через заступничество духовника царицы Евдокии, она была послана в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и пострижена в монахини 29 мая при унтер-офицере Верёвкине иеромонахом Феофаном Талузским и наречена Варсонофией.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков, это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 — 18.07.1861), управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определённого в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители.
При игуменье Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами:
Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 — 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 — 02.02.1866). В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия.

Основание монастыря

Основан монастырь в середине XVI века княгиней Ефросиньей Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца в 1544 году, именно эту дату и принято считать годом основания монастыря. Тогда же была построена новая тёплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Сохранились имена игумений первых лет Горицкой обители: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569).

Немного истории монастыря

История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что  подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Монастырь в XX—XXI веках

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937 году многие из них, включая 70-летнюю игуменью Зосиму (Рыбакову), были арестованы и расстреляны.

После войны в монастыре располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября монастырь был официально признан действующим.

В монастыре постоянно живут 10—20 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Настоятельница монастыря — игуменья Евфалия (Лебедева).

В мае 2015 года обвалилась часть стены XVI века со стороны озера.

Монастырские храмы и строения

Собор Успения Пресвятой Богородицы возвели между 1753 – 1861 г.г. Его спроектировал архитектор Иван Яковлевич Яковлев. Массивное четырёхугольное строение окружено крытыми галереями, имеющими широкие окна в форме арок. Здание венчают 5 небольших куполов.

Карта Горицкого успенского монастыря в Переславль-Залесский

В восточной части постройки к ней пристроен полукруглый выступ (апсида) покрытый полукуполом. С каждого его бока возвышается башнеобразный, восьмигранный придел, завершающийся небольшой главкой, которая оснащена световыми барабанами, слуховыми окнами (люкарнами).

Большой колокол весом – 149 пудов 19 фунтов стоит в нише западной стены. Специально для города Переславля-Залесского его отлили на заводе Павла Николаевича Финляндского в 1865 г.

Снаружи здание довольно скромное. Внутри интерьер собора имеет роскошное убранство – панно в стиле барокко, пышную лепнину, живописные фрески. Красоту создавали самые лучшие зодчие Ново-Иерусалимской обители. Бесспорным произведением искусства считается величественный, многоярусный, резной иконостас. Его изготовил известный мастер из Москвы – Яков Жуков.

Он покрыт позолотой, украшен всевозможными фигурными скульптурами, растительными орнаментами, барочными колоннами. Живописцы из Нового Иерусалима рисовали иконы. Храм открыт в тёплый период года. Трёхэтажная Гефсимания была отстроена рядом с собором. Она соединила бы его и церковь Всех Святых. Оставалось только сделать крышу.

Но планы не осуществились, обитель закрыли, строительство прекратилось. Впоследствии Гефсиманское здание разобрали на кирпичи, а из них построили духовное училище. Сохранили только колонну, которая находится в музее.

Самой высокой постройкой обители считается маленькая церковь Богоявления, оснащённая колокольней в четыре яруса. Строительство началось в 1768 г., завершилось – 1777 г.

Сам небольшой храм находится на первом этаже. Здание покрыто возвышающимся куполом, имеющим слуховые окна. Увенчивает его маленькая главка. В верхнем этаже колокольни имеется площадка. С неё отлично просматривается весь город и озеро Плещеево.

Храм Всех Святых возвели во 2-й половине XVII в. вместо каменной постройки XVI в. Квадратное трёхапсидное здание. К нему примыкают трапезные палаты. Оно увенчано пятью маленькими главами.

Позже его перестраивали. Строение пустовало больше 100 лет (1780-е – 1880-е). Отремонтировано в 1883 г. Оно было домовым храмом при духовном училище вплоть до 1918 г.

Святые ворота считаются одними из самых древних строений обители. Они появились в XVII столетии. Их нижний ярус с широкой аркой пышно отделан фигурным кирпичом.

К концу этого же века над воротами надстроили церковь Николая Угодника. Квадратная постройка покрыта четырёхскатной крышей. Поверх неё друг на друге стоят два уменьшающихся восьмигранника венчающихся маленьким куполом. По бокам храма тянутся галереи

Весь ансамбль представляет собой гармоничное соединение московского барокко и узорочного стиля. Храм действующий, передан РПЦ. В нём находится святыня – башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.

Дар Святейшего Патриарха Константинопольского привезла матушка Ефросинья из греческого города Керкира, что на острове Корфу. Также есть иконы, которые мироточат. Каменное ограждение обители достраивали в XVIII столетии. Оно невысокое, украшено бойницами. Очень искусно выполнены башни, стоящие вдоль стен, выходящих на северную сторону. Функция ограды декоративная.

В XIX веке к трапезным палатам Всехсвятской церкви пристроены Корпуса духовного училища. Там же располагались квартиры преподавателей. Сейчас в здании находится картинная галерея.

Пруд выкопали на территории обители в XVIII в. Неподалёку находится водоём, откуда по трубам поступает вода. Растут фруктовые деревья высаженные сотрудниками музея вдоль берегов в 1925 г.

Одноглавую часовню имени Святого Георгия Победоносца привезли из деревни Фонинское в 1980-х годах. Ещё одну такую же часовню (в честь Покрова), украшенную пятью главами, доставили из д. Старово в 1983 г. Внутри неё расположилась музейная касса. Оба строения деревянные, относятся к XIX веку.

Музею передали в 1963 г. бюст Юрия Долгорукого – основателя города Переславля-Залесского. Его выполнил скульптор С.М.Орлов. Он повторил московский памятник, который стоит на Тверской площади.

Это интересно: Собор Петра и Павла в Казани

Здания монастыря


Горицкий монастырь с высоты птичьего полёта

На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.

Воскресенский собор

Двухэтажный каменный Воскресенский собор построен в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена.

В настоящее время собор не действует и нуждается в значительной реставрации.


Троицкий собор. Фото Прокудина-Горского, 1909

Троицкий собор

В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. Ныне собор восстановлен и освящён в 2016 году.

Покровская церковь

В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время — контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.

Монастырские стены

Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до 2 половины XX века. С 3 сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

Монастырский водопровод

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник.

Водопровод действует и сейчас.

Здания внутри монастыря

К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня.

В XIX — начале XX века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые.

Введенская церковь

Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище.

Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.

Здания за пределами монастырских стен

В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д.

Кладбище

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём.

В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем».

Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось.  Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь — начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

История монастыря

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив, в связи с чем исторические сведения о монастыре кратки, отрывочны и неясны. О монастыре известно следующее:

Время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть, т. к. ко времени основания обители он уже был игуменом,основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.

В XV веке насельником монастыря, а впоследствии и игуменом (с 1470 до 1500 год) был Даниил Переславский, в 1508 году перешедший в основанный им Троицкий Данилов монастырь. Дальнейшая судьба Горицкого монастыря в XVI и XVII столетиях неизвестна.

Фото и описание

Воскресенский Горицкий монастырь — это православный женский монастырь, расположенный в селе Горицы Вологодской области на берегу известной реки Шексны, а именно в 7-ми км от Кирилло-Белозерского храма. Монастырь находится в живописнейшем месте, где сочная лесная зелень переходит в изумрудного цвета зелень полей и лугов. Горицкий монастырь считается памятником архитектуры, имеющим федеральное значение.

Основание Горицкого монастыря произошло в 1544 году при участии княгини Ефросиньи Старицкой, которая являлась вдовой великого князя Андрея Старицкого – родного дяди Ивана Грозного, а также младшего сына Ивана III. Судьба распорядилась так, что выстроенная Ефросиньей обитель вскоре стала местом ее заключения, а позднее – трагической гибели. Эта женщина была уличена во лжи и первоначально была заточена, а спустя некоторое время утоплена в реке Шексне. Тело Ефросиньи было предано земле в Горицком монастыре; после канонизации ее останки стали считаться святыми мощами. В 1575 году царь Иван Грозный заточил в монастырь свою четвертую жену – Анну Колтовскую. В 1591 году сразу после убийства царевича Дмитрия его мать Мария была отправлена в Николовыксинскую пустынь, а позднее в Горицкий монастырь. В память о погибшем сыне она выстроила придел, находящийся при Воскресенском соборе. В 1606 году знаменитый Лжедмитрий I выслал в монастырь Ксению Годунову, которая являлась дочерью Бориса Годунова; в женском монастыре ее постригли под именем Ольга. В 1739 году в Горицкий монастырь была привезена знатная молодая девушка. Подавляющее количество историков считает, что эту девушку звали Екатерина Долгорукова – так и не состоявшаяся жена великого императора Петра II.

На территории женского Горицкого монастыря находятся три каменные церкви, а также несколько жилых зданий и хозяйственных построек. Немалое количество помещений расположено в стенах монастыря и за его пределами. Одной из наиболее интересных церквей считается каменная двухэтажная церковь, выстроенная в 1544 году на денежные средства Андрея Старицкого, а также его жены Ефросиньи, на ранее располагавшейся на этом месте деревянной церкви. На протяжении 1611 года известная тогда инокиня Марфа возвела над деревянной церковью квадратную колокольню с несколькими просветами, предназначенными для колоколов. В 18 веке колокольня подлежала полной перестройке. Сейчас церковь не работает и нуждается в капитальном ремонте.

В 1821 году был возведен Троицкий собор при участии игуменьи Маврикии Ходневой. Он был выстроен с восточной стороны от Воскресенской церкви – на месте погребения княгинь Александры и Евдокии. Во времена советской власти в соборе действовал сельский Дом культуры. После того, как храм снова возродили, он был перенесен за границы монастыря.

В 1832 году на деньги княжны Хованской была построена двухэтажная теплая, каменная церковь, которую назвали Покровской. Сейчас она находится с востока от монастыря. В советское время здесь были расположены палаты при доме инвалидов, а спустя некоторое время – совхозская контора.

Горицкий монастырь полностью обнесен каменной стеной, по углам которой расположены небольшие башни. В стене имеются гостиничные, жилые и больничные отделы, хозяйственные помещения, Покровская церковь и ледниковые подвалы. Также, в стенах имеются ворота, главные из которых – «Святые ворота» — выходят прямо на берег реки Шексны.

Введенская церковь находится с западной стороны от монастыря. Она принадлежала местной сельской общине; рядом с ней расположено кладбище. Действие церкви продолжалось до 1941 года. В 1990-х годах она постепенно восстановилась, а в 2000-м году была передана монастырю.

После того, как прошла революция при монастыре была образована сельская артель «Колос», работу которой поддерживали монахини. Закрытие монастыря состоялось в 1932 году, а жители стали жертвами репрессий. После войны здесь находился Дом инвалидов, а вскоре он был передан музею. После этого монастырь постепенно восстанавливался и 6 октября 1999 года был признан официально действующим.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации