Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Георгиевский собор в юрьеве-польском

В Юрьев-Польском стремительно осыпается Георгиевский собор


Фото: Губерния 33

Георгиевский собор в Юрьев-Польском осыпается. Катастрофа мирового масштаба неминуема, если в самые ближайшие месяцы он не будет законсервирован. Георгиевский собор — последний в числе домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси. Его обрушение — реальность ближайших лет. Местами безвозвратно уже утеряна уникальная резьба.

В это невозможно поверить, но Георгиевский собор осыпается. Причем, стремительно. Если процесс не остановить, его обрушение неизбежно. Святыня построена в 13 веке князем Святославом Всеволодовичем. Сегодня Георгиевский собор — уникальный памятник архитектуры. Последний большой белокаменный храм, возведенный до татаро-монгольского нашествия. Такого в мире больше нет.

Каменная летопись на стенах — главное достоинство собора. Ее первоначальный облик утрачен еще в 15 веке. Но мастера прошлых эпох воссоздали резной пояс по крошечным фрагментам. Однако каменный ребус ученые не могут расшифровать до сих пор. Как снаружи, так и внутри собор давно нуждается в серьезной реставрации.

Но это пока — только перспектива. Деньги нужны сейчас, чтобы сохранить убранство собора. Грибок, плесень и даже водоросли соседствуют с неповторимой росписью знаменитого живописца 19 века Тимофея Медведева. Георгиевский собор не отапливается

А чтобы его сохранить, важно поддерживать температурный режим. Сегодня он не соответствует нормам

Поэтому живопись исчезает со стен.

Чтобы изменить ситуацию, нужны средства. Тогда в соборе проведут отопление и процесс разрушения получится затормозить. Необходимо вмешательство узких специалистов — климатологов и даже биологов. Более того, чтобы сохранить белый камень, который страдает от грунтовых вод, музейные сотрудники ведут его учет. Предметы вносят в государственный каталог. Но рук не хватает. Коллектив музея работает на голом энтузиазме. Зарплата мизерная — чуть больше десяти тысяч рублей.

И этот солидный денежный транш — чуть ли не единственный за последние годы

Чтобы успеть сохранить уникальное архитектурное наследие Юрьев-Польского, важно внимание властей всех уровней. Сейчас историко-архитектурный музей имеет статус муниципального, а не федерального значения. И в этом вся загвоздка

Положение необходимо срочно менять. Тогда и финансирование будет соответствующим. Музей и его сотрудники, несомненно, этого достойны.

И в этом вся загвоздка. Положение необходимо срочно менять. Тогда и финансирование будет соответствующим. Музей и его сотрудники, несомненно, этого достойны.

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

История Свято Георгиевского собора

Свято Георгиевский соборный храм с 1926 по 1999 год был кафедральным, то есть главным в Калуге.

С 1934 по 1937 г. в Георгиевском соборе служил священномученик Августин (Беляев). В суровые для Русской Церкви годы Августин собственным примером учил людей вере и бесстрашию. Люди шли в Свято Георгиевский храм с украшениями и цветами. В Георгиевском кафедральном соборе на фоне разрушения церквей, при помощи Августина, продолжалась духовная жизнь, проводились таинства. Такой уклад не нравился атеистически настроенной хунте. г. священномученика Августина расстреляли сотрудники УНКВД Тульской области. Вместе с Августином арестованы и расстреляны:

·        протоиерей Иоанн Сперанский,

·        протоиерей Павел Семеновский,

·        протоиерей Иоанн Остроглазов,

·        священник Василий Макаров,

·        священник Афанасий Любимов,

·        священник Александр Покровский,

·        псаломщик Бабичев А.К.,

·        диакон Василий Становов,

·        староста Тащина З.М.,

·        регент Виноградов А.Ф.,

·        член церковного совета Филатова Е.А.,

·        Сухов М.П.,

·        певчий Смирнов.

С 1937 по 1942 г. в Калужском соборе часто менялись настоятели. Когда владыку Августина и его соратников расстреляли, в Георгиевском соборе совершали службы служители разных церквей города: священники Николо-Козинской церкви — протоиерей Александр Кедров и архимандрит Иоанникий (Дмитриев), впоследствии арестованный по делу Августина.

За многие годы существования храма произошло частичное обветшание здания снаружи и изнутри.

В 1950 году в Свято Георгиевском соборе к празднованию тысячелетия Крещения Руси выполнен капитальный ремонт:

·        отремонтирован купол,

·        отреставрирована роспись на стенах,

·        стены снаружи оштукатурены и покрашены,

·        сделан ремонт кровли,

·        заменён центральный крест над куполом, покрытый позолотой.

·        На западной стене алтаря нарисовали живописные росписи: в центре — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, справа — Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, слева — Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский.

В 1960 году собору присвоили статус памятника архитектуры и градостроительства республиканского значения.

После долгого перерыва, в сентябре 1990 г., при храме открылась первая в Калуге воскресная школа. Раньше приходская школа работала при соборе до 1918 года.

Архитектурная уникальность и устройство храма

Стройные постройки двухэтажного каменного храма с богатыми архитектурными деталями, ярким дизайном издалека привлекают внимание прихожан и гостей Калуги. В основу архитектуры храмовых построек положено московское барокко

В основу архитектуры храмовых построек положено московское барокко.

Ещё интересные статьи о православии:

На втором этаже собора находится церковь Воздвижения. Главный придел Георгия Победоносца располагается на первом этаже, на южной стороне строения проводятся богослужения в церкви иконы Богородицы «Утоли Мои Печали». На севере — придел Иоанна Крестителя.

Архитектура колокольни Георгиевской церкви в Калуге поражает своей неповторимостью.

  • На трехъярусном четверике располагаются колокола восьмигранной звонницы, расположенные под шатровым покрытием.
  • Наличие двойных четырехугольных и закругленных проемов придает колокольне особого величия. Небольшие колонки служат украшением наличников.
  • Русский стиль архитектуры использован при постройке входных порталов верхней и нижней церквей. Использование витых колонок, резных крестов, ставен на окнах подчеркивают уникальность храмовой архитектуры.
  • Пять глав церкви украшены гранеными барабанами, украшенными куполами луковичной, шлемовидной формой.
  • Ползучие арки ранее украшали лестничные пролеты с севера и юга, на данный момент их заложили. Галереи ограждены глухим парапетом, его кладка украшена фигурными балясинами белоснежного цвета, что особенно выделяется на фоне красной окраски здания.
  • Кресты, заключенные в четырехугольную форму с круглыми дисками по углам, украшают бока контрфорса.
  • Контрфорс, придающий храму древний вид, служит укреплением нижнего яруса.

Интерьер Георгиевского храма

Святыней верхнего храма является иконостас, состоящий из пяти ярусов. Время изготовления его относится к середине восьмидесятых годов XVIII столетия. В основу пышной потолочной резьбы иконостаса положен стиль московского барокко.

Множество святых образов, украшающих верхний иконостас, выполнено индивидуально для него.

Иконы нижнего иконостаса по предположению историков перенесены из деревянной церкви, стоящей на месте теперешнего собора. Именно время написания святых образов Св. Георгия и мученицы Параскевы Пятницы реставраторами отнесено к началу XVII столетия.

История Георгиевского собора Юрьева монастыря Новгорода

В Новгороде тогда правил правнук Ярослава — князь Мстислав Владимирович. Говорят, что именно по его приказу в Юрьевом монастыре Великого Новгорода начали возводить величественный белокаменный Георгиевский собор. Он стоит до сих пор. Барабаны его куполов, высоко поднимающиеся над невысокой стеной монастыря, далеко видны с берегов Ильменского озера.

Строительство храма продолжалось около 11 лет. История сохранила имя его зодчего — мастер Петр. Говорят, он же строил Николо-Дворищенский собор в самом Новгороде. Своими размерами, масштабами Георгиевский собор лишь немного уступает знаменитому Софийскому собору Новгородского кремля. Главный храм Юрьева монастыря лаконичен. Хотя в основании его плана лежит классический крест, собор смотрится вытянутым кверху кубом, который украшают лишь три алтарных выступа — апсиды. Центральный купол уравновешен двумя главками меньшего размера. Одна из них украшает вы ступ в северо-западной части здания. Сразу после завершения строительства храм был еще краше, чем теперь.

Храм несколько раз горел в пожарах и подвергался разорениям. Серьезнейшим испытанием для него стал пожар 1386 года — тогда в новгородские пределы вторглось войско великого князя Московского Дмитрия Донского, желавшего проучить Новгород за проделки ушкуйников на Волге. Новгородцы, стремясь лишить москвичей опорных баз, сами жгли пригородные монастыри — досталось и Юрьеву.

Следующее серьезное испытание относится к Смутному времени. В 1611 году шведский военачальник Якоб Делагарди, чей отряд несколько ранее, согласно заключенному договору, выступил на помощь царю Василию Шуйскому, нарушил договор и оккупировал новгородскую землю. Покинули шведы Новгород лишь в 1617 году, после подписания Столбовского мира, положившему конец русско-шведской войне. Георгиевский собор во время оккупации был разорен буквально «дотла».

Особенно тяжелые времена настали после секуляризационной реформы, предпринятой Екатериной II в 1764 году. Монастырь, хоть и причисленный к первому классу, но лишившийся своих богатых доходов, на протяжении полувека приходил в упадок. Разрушался и Георгиевский собор. Вследствие многочисленных пожаров бывшие в нем дубовые связи сгорели, по стенам пошли гигантские, протяженностью до 20 метров, трещины, крыша протекала. В 1804 году, при архимандрите Парфении, трещины частично заделали и впервые устроили железную кровлю вместо тесовой, однако главная причина (утрата внутренних связей), грозившая храму падением, не была устранена — ее тогда даже не обнаружили. Собору требовалась масштабная реставрация, которая и началась с приходом в 1822 году в Юрьев монастырь знаменитого архимандрита Фотия (Спасского).

За века Георгиевский собор ушел в землю почти на метр. Исчезла фресковая живопись, украшавшая его наружные настенные ниши. И все же своими ладными пропорциями, основательностью и лаконизмом убранства собор до сих пор напоминает древнерусского новгородского богатыря, который вышел на берег озера Ильмень да так и остался навечно в дозоре. Со временем собор окружили каменные стены, рядом поднялись другие монастырские постройки.

Реликвии Георгиевской церкви

При советской власти, в 1930-х годах храм Георгия Победоносца был закрыт для прихожан. Прекрасные акустические свойства церкви позволяли устраивать в ней хоровые концерты под руководством народного артиста России Э. М. Маркина. В 2006 году храм документально возвратили в ведение Владимирской епархии РЦП, а Театру хоровой музыки пришлось переехать в другое место.

Вид Георгиевской церкви со стороны Георгиевской улицы

8 августа 2008 года Владимиро-суздальский архиепископ Евлогий возложил на престол Георгиевской церкви святой антиминс (полотно) с зашитыми в нём частицами мощей святых мучеников Хозевитских. С этого дня в храме возобновились регулярные богослужения. В холодном приделе Георгиевской церкви располагаются древние усыпальницы, где погребены мать благоверного князя Александра Невского — Феодосия Мстиславна и его брат Фёдор Ярославич.

Рейтинг достопримечательности:

← ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТИ РОССИЯ →

Перемещения Святославого креста

По мнению Г. К. Вагнера и Н. Н. Воронина, белокаменный крест с предстоящими при строительстве Георгиевского собора был помещен в центральной закомаре северного фасада. А. В. Столетов также считал, что крест был «вмонтирован» в стену— но только в западную.

С последней точкой зрения соглашался В. В. Кавельмахер. Он полагал, что к моменту реконструкции собора В. Ермолиным крест уже являлся почитаемой реликвией, благодаря чему жители Юрьева-Польского смогли точно указать мастерам, где он находился прежде. А те, соответственно, последовали этому указанию при восстановлении стен.

В XVII веке Святославов крест оказался закрыт пристроенной с запада шатровой колокольней, и его временно перенесли в алтарь, а затем — снова поместили на фасаде, но теперь это уже был фасад колокольни. Здесь он находился вплоть до ее слома, когда для него нашлось место «в нарочно устроенной часовне».

Очевидно, пребывание креста на наружной стене Георгиевского собора завершилось в связи с все более возраставшим почитанием святыни. Так надвратные иконы с течением времени перемещаются внутрь храмов (или как бы «обстраиваются» ими), ибо у людей возникает потребность сосредоточенной молитвы перед ними.

К началу XX века Святославов крест имел местоположение в Крестовоздвиженском приделе теплого Троицкого храма. Отсюда его перенесли в новопостроенный теплый собор, где он находился буквально несколько лет, после чего вернулся в собор вмч. Георгия — уже в качестве экспоната.

Описание храма

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко»

Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

Это интересно: Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде

II. Средняя ступень Воскресной школы

На этой ступени занимаются ребята с 7 до 13 лет. В этом отделении действует 4
группы. В этом возрасте основным занятием детей является учеба в школе, ребята
стремятся к освоению новых знаний, в Воскресную школу они приходят с родителями.
На занятиях дети узнают основные понятия о храме и поведении в нем,
Богослужении, Священном Писании, церковных праздниках, начинают открывать для
себя удивительный церковнославянский язык, погружаются в удивительную атмосферу
древних повествований.

Занятия на данной ступени ведутся по учебно-методической программе «Вертоград».

С этого возраста ребята начинаютзаниматься в театральном кружке готовить
спектакли на такие праздники как Рождество Христово, Благовещение, Пасха, День
славянской письменности, Деньнародного единства, День матери, День Победы.

Каждый год на праздники Богоявления и в Светлую Пасхальную неделю воспитанники
воскресной школы посещают отделение Одинцовской ЦРБ. Ребята поют песнопения,
раздают духовную литературу и подарки, неся Свет Христов, тепло своей души
идобро другим людям.

Наиболее достойные ученики к празднику Рождества Христова получают благословение
на помощь в Алтаре Георгиевского Собора г. Одинцово.

Монастырский погост

Одной из первых здесь была похоронена основательница монастыря Феодосия Юрьевна. Потом монастырский погост превратился в московский некрополь, где хоронили очень знатных людей, которых нередко провожали в последний путь русские патриархи. Внутри Георгиевского храма у западной стены был погребен учитель Петра дьяк Никита Моисеевич Зотов В году Петр с высшими почестями похоронил в Георгиевском монастыре другого своего соратника – знаменитого князя-кесаря Ф.Ю. Ромодановского, главу Преображенского приказа, ведавшего тайным сыском в России. На похоронах Петр увидел, что высокие надгробия мешают параду войск, отдававших последние почести, и сильно разгневался. Позднее он издал указ, предписывавший «надгробные камни при церквах и в монастырях опускать вровень с землею; надписи на камнях делать сверху». Здесь же был похоронен и сын Ромодановского, Иван Федорович, унаследовавший по приказу Петра титул князя-кесаря.

В году здесь был похоронен опальный государственный деятель Михаил Гаврилович Головкин. Его супруга, Екатерина Ивановна, поселилась в Георгиевской обители – ради того, чтобы быть погребенной рядом с любимым супругом. Это было особенностью Георгиевского монастыря: в нем могли жить женщины, не принимая пострига. Вдова провела в этой обители 35 лет, все время посвящая молитве и занимаясь благотворительностью. В Москве ее считали едва ли не святой и даже ездили к ней на прием.

В Георгиевском соборе у северной стены был погребен знаменитый фельдмаршал граф Александр Борисович Бутурлин. Его надгробие украшала довольно длинная эпитафия с такими строками: «Человек, не исключай из памяти твоей человечество! Что ныне другому, то завтра тебе; что родится, тому должно умирать. Смерть есть дверь к вечности!».

За счет погребений столь знатных и богатых людей Георгиевский монастырь не имел ни в чем недостатка. Потомки почивавших на его погосте щедро одаривали монастырь вотчинами, драгоценной утварью, образами на помин души и всегда приезжали сюда в дни храмовых праздников и в день поминовения усопших.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

Вид на Свято-Успенский собор, Владимир

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Восстановление поврежденного огнем Успенского собора полностью видоизменило культовое сооружение. Перестройкой занимался князь Всеволод Большое Гнездо, привлекший к работам местных зодчих.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Свято-Успенский собор, Igor Butyrskii

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

Колокольня, Igor Butyrskii

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Князь Святослав и его крест

Первую церковь во имя св. Георгия, своего покровителя, поставил здесь в 1152 году Юрий Долгорукий при самом основании города. Новый каменный храм был построен в 1230-1234 годах перед самым монгольским нашествием. Ученые спорят, был ли он основан на месте старого и использовал его фундаменты или просто находился где-то рядом. Строителем был Святослав Владимирович, владимирский князь, сын Всеволода Большое Гнездо. Летописи говорят, что он сам был «мастером». Видимо князь лично руководил зодчими и принимал участие в постройке как минимум двух соборов: Георгиевского в Юрьеве и собора Рождества Богородицы в Суздале.

Среди убранства собора выделяют «крест Святослава» — резной белокаменный крест, который сначала был вделан в стену, а потом перенесен внутрь. Некоторые считают, что он был сделан за несколько лет до строительства храма и находился неподалеку, потом его вставили в стену, а уже потом поместили внутрь.

На его основании указано имя Святослава как строителя храма. В Георгиевском соборе этот князь и был похоронен. Для его усыпальницы к храму было пристроен отдельный придел — Троицкий. Святослав был канонизирован. Его захоронение и его крест почитались местными жителями, как чудотворные. Погребение князя было найдено при реставрации в 1991 году и сейчас находится в другом храме Юрьева-Польского — в Покровском. Недавно в городе появился памятник святому князю Святославу.

Считается, что московский Успенский собор строился именно по образцу Георгиевского храма в Юрьеве-Польском.

Краткая история

У русских князей, начиная с князя Владимира I Святославича (ок. 960 — 15 июля 1015), существовал благочестивый обычай строить храмы в честь своих Ангелов-хранителей.

Вид Георгиевской церкви со стороны Большой Московской улицы

Так, в 1129 году Великий князь Юрий (в крещении Георгий) Долгорукий заложил на княжеском дворе деревянный храм, освящённый в честь своего небесного покровителя — великомученика Георгия Победоносца. В 1157 году сын Дмитрия Долгорукого — князь Андрей Боголюбский — воздвиг на месте хрупкого деревянного строения белокаменную церковь.

Согласно летописям, в средние века при храме Георгия Победоносца существовал монастырь, основанный в 1153 году. В 1770-х годах, после реформы Екатерины II, упразднившей ряд монашеских обителей, Георгиевский монастырь стал приходским храмом.

Вид на Георгиевскую церковь

В 1778 году церковь сильно пострадала во время пожара: деревянные связи сгорели, и потолок обрушился. В 1783 — 1784 годах из кирпича и древнего белого камня построили новый Георгиевский храм в стиле барокко. В 1847 году к главному зданию с юга пристроили придел в честь князя Владимира, объединённый как единое целое с колокольней.

Церковь Георгия Победоносца находится в историческом центре Владимира, близ Золотых ворот. В фундаменте церкви сохранились следы белокаменной кладки XII века. Главный объём храма представляет собой равносторонний четверик, завершённый двумя восьмериками. Обитель венчает луковичная главка, опирающаяся на цилиндрический барабан. С востока к зданию пристроена небольшая апсида, перекрытая конхой (полукуполом), а с запада к нему примыкает трапезная и колокольня с шатровым верхом.

Вид на церковную колокольню

Наличники, вытесанные из белого камня, декоративные «лопатки», членящие фасад, и ярко выраженный карниз делают Георгиевскую церковь типичным образцом провинциального барокко. Храмовые своды и стены украшены фресками, выполненными талантливыми мастерами в первой половине XIX века.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации