Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Святая земля. часть 29. успение божией матери. гефсиманская пещера

Экскурсии

Гефсиманский сад в Иерусалиме упоминается в Евангелиях и пользуется популярностью у паломников. Туристические агентства страны предоставляют возможность посмотреть достопримечательности города на родном для экскурсантов языке.

Есть автобусно-пешеходные экскурсии, посвященные святыням Гефсиманского сада и Елеонской горы, также имеются варианты, где Гефсиманский сад является одним из списка объектов поездки. Например, посещение Гефсимании включается в такие популярные экскурсии, как: «Иерусалим христианский», «Вифлеем и Иерусалим христианский» и «Иерусалим — колыбель цивилизации».

Цены на туры начинаются от 40$ и зависят от маршрута и его длительности. Индивидуальную экскурсию можно заказать на любое удобное время у частных профессиональных гидов. Например, стоимость 10-часовой индивидуальной экскурсии для групп от 1 до 5-7 человек около 250$.

Маршрут такого тура включает осмотр достопримечательностей Елеонской горы и Гефсимании, где происходили важные для христиан события:

  1. Встреча у Дамасских ворот Старого города.
  2. Елеонская Гора и Малая Галерея, где Христос явился ученикам после Воскресения.
  3. Вознесенский Монастырь. Стопочка, где Иисус учил молитве “Отче Наш”.
  4. Гефсиманский грот.
  5. Гефсиманский сад олив.
  6. Камень, где Господь молился о Чаше.
  7. Гробница Божьей Матери.
  8. Монастырь Марии Магдалины.
  9. Мощи Елизаветы и ин. Варвары.
  10. Город Давида и Силуамская купель.
  11. Монастырь Онуфрия Великого.

«Странные, но гостеприимные»

Поэтому совершенно невозможно сказать, что это место православное, а это не православное. Как раз в паломнической традиции это очень заметно. Об этом можно прочесть в изданной мною недавно книге «Русские на Святой Земле», которая уже продается в православных книжных магазинах. В частности, там идет речь о том, что средневековые православные паломники посещали святые места независимо от того, в чьем владении они на тот момент находились.

Первым текстом, касающимся русского паломничества на Святую Землю, является «Хождение игумена Даниила». Это начало XII века, игумен Даниил был здесь в годы правления крестоносцев. И на Фаворе он останавливается в католическом бенедиктинском монастыре.

Описывая свои впечатления, игумен иногда отмечает странные, с его точки зрения, особенности инославной веры. Но при этом добавляет, что бенедиктинцы – приятные и гостеприимные люди. Более того – он со своими спутниками, прощаясь с братией этого монастыря, берёт благословение у тамошнего игумена. То есть даже для людей, относящихся к духовенству, которые были в курсе разделения православных и католиков, казалось нормальным взять благословение у бенедиктинского игумена.

Мы сейчас это не практикуем, но для русских XII века это было нормально. И этот жест игумена Даниила для современных паломников может быть поучителен. Конечно, не в том плане, чтобы они сегодня брали благословение у бенедиктинского игумена, а как пример уважительного отношения к инославным.

Записал Юрий Чернуский

Наследие крестоносцев

Диакон Александр Занемонец

В Иерусалиме есть два места, связанных с Успением Пресвятой Богородицы. Обычно мы сегодня называем Храмом Успения то, что является местом её погребения. Это церковь в Гефсимании, которая изначально была древнееврейской погребальной пещерой.

Елеонская гора, у подножия которой находится Гефсимания, – это древнейшее место погребения. Сегодня паломники тоже могут видеть древнееврейское кладбище и внизу Кедрона, и по склонам Елеонской горы.

Есть на Елеоне и обширное раннехристианское общественное погребение, которое принадлежит Русскому Гефсиманскому монастырю, в традиции его принято называть гробницами пророков. Посетив эти гробницы, можно представить, как выглядело место погребения Пресвятой Богородицы изначально.

Это была большая погребальная пещера – скорее всего, не просто семейная, а разделенная между определенным количеством семей.

Именно такая общественная гробница внутри еврейского кладбища на Елеонской горе в свое время становится византийским храмом. В нем были выделены места погребения Пресвятой Богородицы, её родителей Иоакима и Анны, а также праведного Иосифа. Место погребения Пресвятой Богородицы мы называем кувуклией, как и место Гроба Господня.

В настоящее время эта пещера, преобразованная в храм, выглядит так, как её оформили крестоносцы. Они хоть и не очень долго присутствовали в Иерусалиме, но энтузиазма и средств у них было достаточно, и храмы на святых местах по большей части были ими либо построены, либо перестроены. Поэтому сегодня место погребения Пресвятой Богородицы представляет собой романский храм. Точнее, это даже не собственно храм, а крипта храма, который находился выше и был разрушен в конце XII века Салах ад-Дином, мусульманским полководцем, захватившим у крестоносцев Иерусалим.

Эта огромная крипта древнего храма в настоящее время поделена между двумя христианскими конфессиями: одна часть принадлежит православным, Иерусалимскому Патриархату, а другая – Армянской Апостольской Церкви.

Богослужения совершаются попеременно представителями этих Церквей. Православное богослужение проходит ежедневно перед Иерусалимской иконой Божией Матери. Она находится за кувуклией, за местом погребения Пресвятой Богородицы, и её киот становится престолом. С левой стороны – жертвенник, и каждый день ранним утром кем-то из иерусалимского православного духовенства совершается божественная литургия, в которой нередко принимают участие и паломники.

В настоящее время именно этот храм становится центром празднования Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле. Но, напомню, он не есть место её Успения, но место погребения. Как место Успения всегда воспринималась византийская церковь на Сионской горе. Она называлась «Святой Сион» и находилась на месте дома Иоанна Богослова, у которого жила Божия Матерь.

Храм Успения Богородицы на горе Сион

Елеонская гора

Елеонскую гору еще называют «Масличной» (когда-то ее склоны буквально утопали в тени олив). Возвышенность отделяет старый город от Иудейской пустыни. И на ее территории расположено много чего интересного, о чем я напишу чуть ниже.

Если честно,  больше всего меня на той горе поразило…кладбище, которому больше трех тысяч лет!
Сейчас там около 150 000 могил – и выглядит это гигантское захоронение просто бесконечным! Кстати, даже в наше время это кладбище еще действует. Например, именно здесь похоронен бывший премьер-министр Израиля Менахем Бегин. Вроде слышала, что наша Алла Пугачева тоже там себе место прикупила

Елеонская (Масличная) гораКладбище на Масличной горе

Говорят, что стоимость места под захоронение сегодня исчисляется семизначными цифрами! А все потому, что евреи верят: с Масличной горы начнется воскресение мертвых, и именно сюда придет Мессия…

Мощи Богородицы — на небе

Впервые документально упоминают об Успении Пресвятой Девы св. Андрей Критский и Модест Иерусалимский (оба жили в VII в.), а также св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) в своем Похвальном Слове на Успение Богоматери. Он пишет, как императрица Пульхерия (V в.), построив Влахернский храм Богоматери в Константинополе, попросила у Иерусалимского патриарха св. Иувеналия мощи Пресвятой Девы Марии.

Св. Иувеналий ответил ей, что тело Божией Матери взято на небо.

И пересказал предание, как апостолы были перенесены по небу чудесным образом на погребение Богородицы. Апостол Фома задержался и прибыл лишь на третий день. Для него специально был открыт гроб, который оказался пуст, осталась лишь погребальная одежда Богоматери, от которой исходило благоухание: сама Богоматерь телесно была вознесена на небо. Она не спускалась в ад, как Сам Христос и Иоанн Предтеча.

Из этого факта происходит разница восприятия события Успения у христиан Востока и Запада.

Особая роль Пресвятой Богородицы в евангельской истории на Западе закрепилась, помимо прочего, во мнении, что Дева Мария не пережила человеческой смерти, но телесно была переселена в рай.

Успение Пресвятой Богородицы; Тверская икона 15 века

Восточные христиане верят в то, что особое предстательство Богородицы перед Богом за человеческий род связано не только с милостивым устроением ее души, но и с тем, что она знает, что такое смерть, которую пережила. После Успения Господь сохранил тело Своей Пречистой Матери от тления, но, в силу общего для человеческого естества закона, Богородица умерла и уже после того была взята на небо.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом.

Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после поста, почти такого же строгого, как и Великий.

Успение Божьей Матери, плащаница

Плащаница праздника рассказывает о погребении Пресвятой Богородицы. Храм насыщен цветом не красным (как на Пасху), но голубым (это цвет богородичных праздников).

Успение Богородицы прославляется как восхождение: «При родах Ты сохранила девство, а в успении не оставила мира, Богородица. Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши». Это тропарь праздника – песнопение, раскрывающее его смысл.

Переплетение традиций и эпох

В свое время апостолы шли с телом Пресвятой Богородицы с Сионской горы вдоль стен старого города к месту погребения в Гефсимании. В византийскую эпоху традиция почитания памяти Богоматери, богослужебное последование и крестные ходы учитывали, что есть эти два места.

На вершине Сионской горы был большой храмовый комплекс, который охватывал и место дома Иоанна Богослова, и Успения, а также Сионскую горницу – сегодня это разные здания. Этот комплекс претерпел разрушения в конце византийского пребывания на Святой Земле, затем вовсе оказался вне стен Старого города и находился в запустении.

В XIX столетии различные христианские церкви приобретали для себя те или иные места в Иерусалиме. Немецкие протестанты купили участок на Елеонской горе, а для немцев-католиков при посредничестве императора Вильгельма II в ходе его визита в Иерусалим в 1898 году приобретается вершина Сионской горы.

Храм, который был возведен здесь в это время, многими сегодня воспринимается как древний, потому что построен он совершенно не в модерновых традициях, даже применительно к той эпохе. Когда мы с паломниками посещаем крипту находящегося тут монастыря – место, устроенное в память Успения Пресвятой Богородицы, – то сначала проходим через храм. Он интересен тем, что украшен мозаичными изображениями, многие из которых вполне соответствуют православным канонам. Здесь сказывается то, что монашеская община, которая тут помещалась и помещается сегодня, относится к Бенедиктинскому ордену.

На протяжении первой трети своей полуторатысячелетней истории этот орден был православной общиной, которая восходит к святому Бенедикту Нурсийскому, современнику Саввы Освященного, представителю той же восточной монашеской традиции. Поэтому храм выглядит в каком-то смысле даже отчасти православным.

И вот крипта этого храма устроена как место, вблизи которого преставилась Пресвятая Богородица. Посередине такое условное погребальное ложе со статуей Божией Матери, вполне в западной традиции, конечно. Над ним – мозаичные изображения Христа и святых жен Ветхого Завета. Это очень интересно, потому что Богородица, можно сказать, завершает женскую ветхозаветную святость. С нее начинается уже новозаветная женская святость, которую мы меньше, наверное, знаем, чем мужскую, но которая ничуть не менее значима.

На стенах крипты – различные изображения Пресвятой Богородицы, изображения Успения. Некоторые являются вполне каноничными, некоторые являются копиями православных икон, некоторые – совершенно новые.

Может быть, эта крипта храма по своему расположению отображает место Успения Богородицы достаточно условно. Но поскольку вершина Сионской горы воспринималась как место дома Иоанна Богослова и место Успения с первых веков, можно считать, что эта традиция, восходящая действительно к апостольскому поколению, является подлинной.

Вынос образа Пресвятой Богородицы из Гефсиманской часовни. Фото: orthodox-jerusalem.ru

Гефсиманский сад

Мерцаньем звезд далеких безразлично Был поворот дороги озарен. Дорога шла вокруг горы Масличной, Внизу под нею протекал Кедрон. 

Лужайка обрывалась с половины. За нею начинался Млечный путь. Седые серебристые маслины Пытались вдаль по воздуху шагнуть. 

В конце был чей-то сад, надел земельный. Учеников оставив за стеной, Он им сказал: «Душа скорбит смертельно, Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной». 

Он отказался без противоборства, Как от вещей, полученных взаймы, От всемогущества и чудотворства, И был теперь, как смертные, как мы. 

Ночная даль теперь казалась краем Уничтоженья и небытия. Простор вселенной был необитаем, И только сад был местом для житья. 

И, глядя в эти черные провалы, Пустые, без начала и конца, Чтоб эта чаша смерти миновала, В поту кровавом Он молил Отца. 

Смягчив молитвой смертную истому, Он вышел за ограду. На земле Ученики, осиленные дремой, Валялись в придорожном ковыле. 

Он разбудил их: «Вас Господь сподобил Жить в дни Мои, вы ж разлеглись, как пласт. Час Сына Человеческого пробил. Он в руки грешников Себя предаст». 

И лишь сказал, неведомо откуда Толпа рабов и скопище бродяг, Огни, мечи и впереди – Иуда С предательским лобзаньем на устах. 

Петр дал мечом отпор головорезам И ухо одному из них отсек. Но слышит: «Спор нельзя решать железом, Вложи свой меч на место, человек. 

Неужто тьмы крылатых легионов Отец не снарядил бы Мне сюда? И, волоска тогда на Мне не тронув, Враги рассеялись бы без следа. 

Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь. 

Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду. 

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты». 

Великий четверг. Евангельские события этого дня – Тайная Вечеря и следующее за ней Моление о Чаше. На первый взгляд, стихотворение Пастернака – это беглый пересказ второго сюжета, очень беглый

Только внимание здесь почему-то смещено на пейзаж

Можно было бы посчитать «Гефсиманский сад» пейзажной зарисовкой, однако, как мы уже знаем по «Магдалине», пейзаж у Пастернака динамичен. Если присмотреться внимательно, здесь от четверостишия к четверостишию меняется масштаб изображения. И, в конце концов, пейзаж оказывается не совсем пейзажем.

Впрочем, начинается стихотворение действительно как видовая зарисовка: ночь, река, поворот дороги.

Дорога шла вокруг горы Масличной, Внизу под нею протекал Кедрон.

Как на акцент обратим здесь внимание на «безразлично далекие» звёзды. А вот дальше, буквально на наших глазах, изображение начинает трансформироваться

Оказывается, что на небе – не просто звёзды, там – Млечный путь. То есть дорога, начавшаяся на земле, словно бы продолжается в небе. Листья диких олив – сероватые от природы, – в лунном свете действительно могут напоминать звёзды. Но эту прочерченную взглядом дорогу с земли в небо разделяет обрыв. И для того, чтобы собрать ее воедино, нужно усилие.

Седые серебристые маслины Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

Читаем дальше. Смена плана. Дорога в небо исчезает, пределы мира словно бы замыкаются в границах Гефсиманского сада:

Простор вселенной был необитаем, И только сад был местом для житья.

Такая трансформация происходит не вдруг, а сразу после того, как Христос пытается взглянуть на мир глазами простого смертного:

Он отказался без противоборства, Как от вещей, полученных взаймы, От всемогущества и чудотворства, И был теперь, как смертные, как мы.

И тут же ночь перестает быть просто ночью, превращаясь в «черные провалы, пустые без начала и конца». Обращаясь к Отцу, Христос борется со смертью. Ему предстоит восстановить Вселенную заново.

А дальше, как кажется, пейзаж, теряет всякую зримость, превращается в нечто умозрительное:

…ход веков подобен притче И может загореться на ходу.

Кто из нас видел когда-нибудь, как горят века? Однако поэт тут же дает ответ на этот вопрос:

И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.

Перед нами – снова река, и вереница огней на темной воде. А может быть, это – Млечный путь? Или просто одно безо всяких усилий переходит в другое?

Великий четверг. Впереди нас ждет самое главное.

Как добраться до Чергиновского скита

Как уже говорилось, ансамбль Гефсиманско-Черниговского скита расположен на окраине города, но с учетом того, что город-то совсем невелик, окраина находится довольно близко.

Вход на территорию

Вариант первый. Если ехать на машине от Сергиевой Лавры, то удобнее воспользоваться  услугами навигатора. При его отсутствии нужно ехать следующим образом: с Красногорской площади проехать всю улицу К.Маркса (она идет перпендикулярно проспекту Красной Армии – памятник Ленину остается слева) и свернуть вправо – на Вифанскую улицу, которая прямо выведет к Парку «Скитские пруды».

Скитские пруды осенней порой

Далее, в самом конце парка, уйти перпендикулярно налево по улице Замышляева, а после Памятника Созидателям ядерного щита России уйти направо по Весенней улице вдоль каменного ограждения и вскоре повернуть налево вдоль той же ограды. Сразу же после пруда слева — поворот к Черниговскому скиту. Там находится удобная парковка.

Подъезд к Черниговскому скиту с улицы Замышляева

Вариант второй. Можно проехать и по-другому. С улицы К.Маркса на Вифанскую, затем в переулок Карбушинский (второй слева после железнодорожного переезда). Далее будет резкий поворот направо на Огородную улицу, которая переходит в Новоогородную, а та, в свою очередь, переходит в улицу Гефсиманские пруды, по которой и движемся до самого конца.

Ул.К.Маркса Сергиева посада

Вариант третий. Если у вас нет автомобиля, то от Сергиево-Посадского вокзала на 38 автобусе всего за 15 минут можно доехать до остановки «Поворот на Смену», или на маршрутке до пос.Ферма.

Вариант четвертый. А при наличии сил и времени, от Лавры к Скиту менее чем за час можно дойти и пешком. Зато по дороге можно ближе познакомиться с этим небольшим, но уютным городком, и сделать свои собственные туристические открытия и неповторимые фотографии. Начинать пешеходное передвижение нужно,  также как и на машине, с ул.К.Маркса. Далее по старинной Вифанской улице дойти до поворота на 1-ю Каляевскую улицу.

Вифановская улица

Затем, более никуда не сворачивая, нужно идти вперед. Ваш путь пройдет через живописнейшую парковую зону «Скитских прудов», из которых надо выйти к Памятнику Созидателям ядерного щита России

Памятник Создателям ядерного щита России

А далее, вдоль ограды, которая должна быть все время слева, вы в скором времени окажитесь у Черниговского скита.

Геена Огненная

Говоря о кладбище, вспомнилось, также, прототип святого кладбища — Геена Огненная. Правда, это ужасное место, исчадие ада, находится к югу от Иерусалима в долине Еннома.

Геенна огненная

Долина Еннома  (греч. „геенна“) — одна из двух долин (вторая — Кедронская долина) рядом с городом Иерусалимом. Она была местом проведения различного рода языческих обрядов, связанных с огнём.

Геенна Огненная, Иерусалим

Со слов гида, это место описано много раз в Ветхом и Новом Завете, долина Еннома Божьей кары, проклятия и запустения, место для гневных евангельских и коранических проповедей, обещающих отступникам и грешникам вечные огненные муки. Здесь языческие обряды включали проведение детей через огонь (в раннее время человеческие жертвы палящему солнцу), вечно совершались казни — сжигали живьём людей, сбрасывали трупов с мусором. От постоянных казней в долине огня не было свободного места. Здесь вечно стояла вонь от горелого мяса людей и поднималась над городом.

Если честно, никогда не думала, что это место существует в природе на физическом уровне, всегда «геенна огненная» представлялось как метафора, описывающая ад и ужас, ан нет! И сегодня это ужасное место выглядит вполне себе даже миловидно.

Кедронская долина

Кедронская долина часто упоминается в Библии, считается по христианской эсхатологии из Ветхого Завета, в долине будет проходить Страшный суд. Она начинается с востока от Иерусалима и делит Храмовую и Елеонскую горы.

Иисус Божий верный свидетель

Прочтем Откровение 1:5, где Иисус назван «БОЖЬИМ ВЕРНЫМ СВИДЕТЕЛЕМ». Дважды Библия дает Ему это Имя: Откровение 1:5 и Откровение 3:14.

Христианство – это список тех, кто держался до конца. Многие хорошо начали, но упали. Апостол Павел «подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил». Димас хорошо начал, но впоследствии возлюбил нынешний век.

Я хочу поговорить с Вами об ИИСУСЕ. Библия называет Его «ВЕРНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ». Будучи искушен во всем, Он устоял. Его ненавидели ни за что, но Он не мстил врагам.

Я приглашаю Вас в Гефсиманский сад. Библия говорит нам о том, что там случилось. Иисус трапезничал с 12 учениками на Тайной вечере. Они вкушали хлеб и вино Его искупления. Он проповедовал Ин. 14-16, затем совершил молитву Ин. 17

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. Ге Николай Николаевич, 1888

Затем Он повел их на гору, где призвал учеников бодрствовать и молиться. Он молился, с него стекали капли пота и крови. Бог Отец дал Ему выпить чашу греха, скорби, вины, смерти, боли ЗА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, КОГДА-ЛИБО ЖИВШЕГО НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ. В Библии нет более торжественной сцены. 

Иисусу предстоит неописуемо мучительная смерть на КРЕСТЕ, смерть, которая значит бесконечно много. Исайя говорит нам: «Но Господу угодно было поразить Его…» Ис. 53:10

Дорогой друг! Он умер не как мученик. ОН БЫЛ НОСИТЕЛЕМ НАШЕГО ГРЕХА. Как сказал один проповедник: «На Голгофе Он стал самым великим грешником мира… Бог возложил на Него все наши беззакония». Все бесы ада не смогли уничтожить Его. Пилат и Ирод сыграли лишь небольшие роли в вечной драме.

Бог дал Иисусу чашу, полную наших грехов. Иисус сказал: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Матфея 26:39.

Иисус столкнулся с трудностями, когда пришел с Небес.  Иисус столкнулся с трудностями в 12 лет. Иисус столкнулся с трудностями у Иордана, когда Иоанн сказал: «ВОТ АГНЕЦ БОЖИЙ». Иисус столкнулся с трудностями на горе, когда Он говорил с Моисеем и Илией о Его смерти. 

Но все эти тяготы были такими незначительными в сравнении с Гефсиманией, где перед Крестом Он сказал:

«Отец, если это единственный способ спасти этот мир, тогда Я выпью эту чашу. Я принесу в жертву Свою безгрешную душу за грехи всего мира». 

Иисус был ВЕРНЫМ СВИДЕТЕЛЕМ в Откр. 1:5. Верным до смерти. У меня не хватает слов, чтобы описать цену, которую Он заплатил, и как я Ему обязан. Я читаю о том, как капли пота и крови капали с Его лица на землю. Медицина знает объяснение этому явлению: это происходит, когда давление настолько высокое, что артерии и вены кровоточат. 

Смелые мужчины без страха смотрят в лицо смерти. Иисус делал намного больше этого!

Вы не сможете понять Крест Христов, пока не поймете тот факт, что ВАШ СПАСИТЕЛЬ НА ГОЛГОФЕ ПОЛНОСТЬЮ ЗАПЛАТИЛ ЗА ВАШ ГРЕХ. Этого требовала справедливость Божья… только так мы могли войти на Небеса. 

Распятие на кресте у римлян. Верещагин Василий Васильевич, 1842-1904

Как Вы думаете, сколько Вы должны Иисусу? Смотрели ли Вы в чашу, которую Иисус выпил за Вас? Он смотрел в лицо смерти со смелостью. Не отказался от Креста, но с Его помощью ПРИМИРИЛ ОТЦА с грешниками.

Споры о расположении евангельского сада

Различные исследователи Библии и представители различных христианских течений по-разному определяют место последней перед арестом молитвы Спасителя. На сегодняшний известно 4 участка, где предположительно произошло это событие. К ним относятся:

  1. Церковь Всех Наций, находящаяся на территории современного Гефсиманского сада. У её алтаря находится большой камень, у которого по легенде молился Христос.
  2. Место у Гробницы Богородицы, расположенное к северу от католической территории.
  3. В 100 метра к востоку от Гробницы находится Гефсиманский грот, который некоторые исследователи считаю местом Молитвы о чаше.
  4. Представители РПЦ помещают легендарное святое место в саду возле церкви Марии Магдалины.

Фото и описание

Чтобы увидеть в Подмосковье Иерусалим и Гефсиманский сад, нужно отправиться в город Истра, на берег одноименной реки. Там находится монастырь Новый Иерусалим, основанный в середине XVII века по распоряжению патриарха Московского Никона. По его замыслу, подмосковный комплекс должен был знакомить жителей Москвы и других городов с главными христианскими святынями, пусть даже и их копиями.

Как известно, настоящий Гефсиманский сад находится в Иерусалиме у подножия горы Масличной (Елеонской). Сейчас это небольшой по размерам сад, в котором растут несколько древних оливковых деревьев, а когда-то Гефсиманским садом называлась вся долина, лежащая у подножия горы. Статус святого места в христианстве сад получил потому, что здесь в ночь перед казнью молился Иисус Христос.

Монастырь был заложен при царе Алексее Михайловичем, в 1656 году. В эти же годы патриарх Никон начал проводить реформы, которые привели к расколу в церкви, а сам он был низвержен до простого монаха и сослан в монастырь. Перед смертью ему было разрешено вернуться в основанный им Новый Иерусалим, в котором Никон был похоронен. Работы по строительству Нового Иерусалима продолжили другие цари — сперва Федор Алексеевич, затем Петр Первый. Постепенно на территории монастыря появились Воскресенский собор, подземная церковь Константина и Елены, другие сооружения. Берег реки Истры был переименован в Иордан, а рядом с монастырем за его стеной был разбит парк, названный Гефсиманским садом. Здесь же находился никоновский скит, сохранившийся до нашего времени.

На территории парка бьет источник, вода которого считается святой. Подмосковный Гефсиманский сад – это большой зеленый массив, в котором растут сосны, другие деревья, есть кедровая роща, протекает Кедронский ручей. В саду находится здание музея деревянного зодчества, основанного еще в советское время. Территория парка – хорошее место для прогулок и экскурсий, с нее открываются красивые виды монастыря.

О месте Гефсимания

Гефсимания расположена в долине Кедрон, которая является местностью на окраине Иерусалима. По некоторым данным «гефсимания» означает «масличный сад». Предполагается, что здесь некогда находились прессовочные цеха, в которых давилось оливковое масло. Здесь находятся значимые в религиозном и историческом плане памятники. Среди них Церковь Всех Наций, Гробница успения, Церковь Марии Магдалины и Гефсиманский грот. Это также место, в котором раскинулся Гефсиманский сад, в котором растут древнейшие оливковые деревья.  Вся местность связана со Страстями Христовыми. Сюда каждый год направляются христиане-паломники со всего мира. Сразу за Кедронской долиной начинается путь восхождения на Елеонскую (Масличную) гору.История возникновения Местность Гефсимания в Иерусалиме стала известной и почитаемой из-за описанных Библией событий, которые произошли с Иисусом. Она связана с последней ночью «земной жизни» Спасителя. Согласно священным писаниям, здесь его предали, здесь он молился и плакал о грехах рода человеческого. Отсюда началось его восхождение на Масличную гору, во время прохождения Крестного пути. В этой местности расположен Храм Успения, в котором покоятся его мать – Пресвятая Богородица Мария. Это место душевных страданий и молитв Христа перед его распятием. По некоторым данным, с четвертого века в здесь началось возведение памятников, которые должны были увековечить память о страстях Христовых. Так в 326 году у подножия Масличной горы в Иерусалиме был возведен Константиновский храм Святого Гроба Господня. Он был разрушен позже, и его место в 12 веке заняла византийская базилика, которую также «сменил» другой храм, известный ныне как Церковь Всех Наций или Базилика агонии. Все храмы в Гефсимании, которые мы можем видеть в настоящее время, являются сравнительно молодыми постройками (конец 19 – начала 20 вв.) Они были возведены на месте более древних, но разрушенных во времена крестовых походов, часовен, храмов и базилик. Их останки, найденные при археологических раскопках, использованы в качестве элементов декора убранства святынь. Среди таких артефактов есть статуи, фрески, фрагменты мозаик, росписей, колон и другие.Архитектура Гефсимания в Иерусалиме отличается своеобразной архитектурной направленностью, которая сочетает в себе романский стиль, объединенный с элементами востока. В то же время здесь соблюдаются минималистичные веяния еврейской культуры. Это территория с великолепным пейзажем и древним ландшафтом.  Она представляет собой оливковую долину, которая стала известной благодаря своей истории. Ее древние деревья хранят память о трагических библейских событиях, связанных с распятием Христа.Туристу на заметку Добраться до Гефсимании в Иерусалиме можно воспользовавшись автобусными линиями №43 и №44. Выйти нужно на остановке «Дамасские ворота».Окрестности В окрестностях Гефсимании в Иерусалиме расположено множество интересных своей историей мест. Здесь расположена Церковь Святой Марии Магдалины. Она была построена Российским Императором Александром III. Церковь увековечила память императора о своей матери, императрице Марии Александровне. Недалеко находится Церковь Всех Наций. Она была построена на пожертвования христиан со всего мира. Здесь находится небольшой камень, известный всему миру тем, что на нем молился Спаситель в свою последнюю перед распятием ночь. В Гефсиманских окрестностях можно увидеть также место, в котором согласно преданию, кровавый пот Христа растопил холодный камень. Это место находится в Гефсиманском гроте.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации