Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Форт «великий князь константин»

Детали

Погода. Кронштадт расположен на берегу холодного северного моря, поэтому летом здесь на несколько градусов прохладнее, чем в Санкт-Петербурге. Ледяной ветер на пристани дует часто, поэтому даже в мае лучше иметь при себе перчатки и шапку.

Зимой Финский залив замерзает и возникает желание подойти по льду поближе к маяку или кораблям. Но вы никогда не знаете, насколько лед хрупок. Классные фото не стоят того, чтобы провалиться в воду.

Не выходите на лед залива, особенно в начале зимы и весной

Экскурсии. Пешеходные экскурсии или экскурсии на своем автомобиле можно заказать в Музее истории Кронштадта. Для этого нужно заполнить заявку.

В зависимости от выбранного маршрута туристам показывают основные достопримечательности города и места боевой славы, рассказывают историю сохранившихся и утраченных храмов. Самой любопытной мне кажется экскурсия «Мифы и легенды Кронштадта»: все те же достопримечательности, но через призму мифических историй.

Пешеходная трехчасовая прогулка стоит 2500 Р для группы до 4 человек, 3000 Р — для 5—10 человек. Двухчасовая экскурсия на вашем авто будет стоить 2000 Р для 1—4 человек, транспорт музей не предоставляет.

Экскурсию по городу можно забронировать и в Никольском морском соборе: обычно группу набирают на 14:00, стоимость с человека — 300 Р.

Морские прогулки. В период навигации интересно попасть на морскую прогулку на пароме или теплоходе, увидеть с воды Кронштадт и форты. Она стоит 600 Р, для пенсионеров и школьников до 12 лет — 450 Р, детям до 7 лет — бесплатно. Отправление с Зимней пристани.

На форте Константин можно высадиться и осмотреть сохранившиеся казармы, батареи, посетить Музей маячной службы. Вход на форт стоит 150 Р, единый билет на форт и в музей — 350 Р, льготный билет — 250 Р, экскурсия по форту — 1000 Р.

Если нет времени или желания самостоятельно добираться до города, можно отправиться на организованную экскурсию по Кронштадту из Санкт-Петербурга: автобусом или, в период навигации, по морю. Билеты на морские прогулки, которые начинаются в мае, можно купить уже зимой.

На сайте «Трипстер» услуги экскурсоводов предлагают местные жители.

Сувениры. Тематика сувениров в Кронштадте — конечно же, море и флот. В сувенирных магазинах можно купить тельняшку за 600 Р, бескозырку за 900 Р, макет подлодки за 8000 Р или атлас океанов за 6000 Р. Даже пупсы — и те в форме моряков.

Сувенирные магазины обычно — кровь из глаз, но в Кронштадте морская тема диктует милый сердцу минимализм. От термоса или кружки с якорем, например, я бы не отказалась

Еда. Позавтракать или по-быстрому перекусить можно в пекарне «Хлебник» в Гостином дворе. Там большой стакан капучино стоит 99 Р, к нему можно взять кусок пирога с разными начинками, например с капустой, красной рыбой, курицей и грибами.

Прямо на остановке, куда прибывает автобус № 101 из Питера, расположено кафе «В лаваше». Там шаверма от 140 Р, морсы по 79 Р, кофе от 50 Р. В 5 минутах ходьбы от Никольского морского собора — кафе-пекарня «Бриош», которую советуют туристы на «Трипэдвайзоре». Еще в городе есть несколько кондитерских «Север», которых много и в центре Санкт-Петербурга.

Среди ресторанов первое место на «Трипэдвайзоре» занимает Old Kotlin. Сами себя на сайте они представляют как «лучший ресторан Кронштадта». Old Kotlin находится рядом с Якорной площадью. Интерьер там стилизован под корабль. Цены низкими не назовешь: греческий салат — 360 Р, уха — 390 Р, треска с пюре из цветной капусты — 620 Р.

Туристы также хвалят «Голландскую кухню». Там тоже морские мотивы в интерьере и меню и цены на уровне Old Kotlin: сельдь с луком и маринованными огурцами — 320 Р, уха по-царски — 450 Р, треска на подушке из шпината — 650 Р.

Траты в Кронштадте за день — 1069 Р

Уха в Old Kotlin390 Р
Подъем на колокольню Никольского морского собора300 Р
Музей истории Кронштадта200 Р
Капучино в пекарне «Хлебник»99 Р
Автобус от метро в Санкт-Петербурге и обратно80 Р

Уха в Old Kotlin
390 Р

Подъем на колокольню Никольского морского собора
300 Р

Музей истории Кронштадта
200 Р

Капучино в пекарне «Хлебник»
99 Р

Автобус от метро в Санкт-Петербурге и обратно
80 Р

Мы ищем людей, которые путешествуют самостоятельно. Если вы организовывали отпуск по России, ближнему зарубежью, популярным курортам или более экзотическим местам — поделитесь с нами опытом.

Рассказать об отпуске

Каменный форт «Великий князь Константин»

После побега неприятеля в Кронштадте, по окончании Крымской кампании, приступили к перестройке временных батарей на северном и южных фарватерах в постоянные. На помощь строителям был вызван из Севастополя будущий инженер-генерал Русской императорской армии Александр Маврикиевич Берх, имевший боевой опыт, полученный им во время обороны города.

Однако работы несколько затянулись из-за того, что Инженерный департамент слишком долго готовил проектные чертежи. А 23 июня 1856 года все морские крепости России были переданы из Морского ведомства и Сухопутное. В январе 1857 года, когда был готов предварительный проект нового каменного форта «Константин», вокруг старого укрепления начали забивать пробные сваи.

В 1858 году под руководством инженер-генерал-майора Иосифа Гедеоновича Дзичканца было начато строительство эскарпной стены. Её сложили из гранитных валунов весом по 10 тонн каждый и облицевали гранитными плитами весом по 6 тонн. Швы между облицовочными плитами заделывали свинцовыми полосками. Стену довели до 4 метров в высоту и до 300 метров в длину по фронту. Стена была построена к лету 1860 года.

С 1860 года строительством руководил инженер-полковник Константин Яковлевич Зверев. В целом, сооружение форта было завершено в 1861 году. Так постепенно формировался облик форта «Константин», имеющего в плане необычную форму, отличную от других батарей и фортов Кронштадтской крепости. Данная батарея получила название «Константиновская».

Деревянная батарея

Зимой 1808 года в связи с началом военных действий английского флота в Балтийском море Морское ведомство приняло решение «построить батарею в два яруса для 45 пушек» для обороны. Весной на отмели в северной части кронштадтского рейда установили деревянные срубы, которые были засыпаны камнем. На этом основании, возвышавшемся на 1,5 метра над ординаром, начали строительство деревянной батареи.

Размеры батареи:

  • высота валганга — около трёх метров над ординаром;
  • длина фронта — около 170 метров;
  • ширина — около 10 метров.

Батарея, получившая название «Двойная Южная», была вооружена двадцатью пятью 36-фунтовыми, двенадцатью 30-фунтовыми пушками и двенадцатью единорогами. Гарнизон состоял из 250 человек личного состава.

Во время наводнения 6 ноября 1824 года батарея пострадала меньше других фортов Кронштадта и была полностью восстановлена к весне 1826 года.

В 1834 году для защиты от возможного нападения с тыла в горже был сооружен капонир (также на засыпном деревянном основании), образовавший открытую с двух сторон внутреннюю гавань. Вокруг батареи, на расстоянии около 200 метров, в дно залива были забиты два ряда свай, чтобы не допустить приближения вражеских судов.

В том же году император Николай I после своего посещения батареи повелел переименовать её в форт «Константин» в честь своего сына великого князя Константина Николаевича, который в 1831 году в возрасте 4 лет был назначен генерал-адмиралом российского флота.

Береговые: фото и описание

Именуется также Великий Князь Константин, название дал император Николай I в честь своего сына. Форт Константин построен в 1808 году для обороны города от британской флотилии. В то же время построена деревянная батарея, которая частично разрушена наводнением в 1824 году, однако в том же году её восстановили.

Форт Константин

В начале пятидесятых годов девятнадцатого века было принято решение о ликвидации всех устаревших деревянных сооружений с целью их замены на каменные. Крымская война, начавшаяся в 1853 году, внесла коррективы в эти планы, поскольку строителям пришлось экстренно возводить временную деревянную батарею.

СПРАВКА: Крымская война – война между Российской империей и коалицией Англии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства. Длилась три года – с 1853 по 1856 годы.

Всевозможным изменениям Константин подвергался вплоть до семидесятых годов XIX века – были построены казармы, дамба с железной дорогой и многое другое.

Реконструкция, благодаря которой площадь сооружения была увеличена, проводилась с 1896 по 1901 год. После Великой Отечественной войны форт был разграблен. В 80-ые сооружение превращено в автобазу, а в начале двухтысячных использовалось в качестве площадки для музыкальных фестивалей.

Форт Константин доступен к посещению ежедневно, в любое время года. Он находится в хорошем состоянии, поскольку с 2006 года является культурно-историческим центром. На территории расположены отель, яхт-клуб, веревочный парк и музей маячной службы. Информацию о посещении всех объектов смотрите на официальном сайте.

Доехать до Константина можно на собственном автомобиле или такси. От Кронштадта в летнее время до форта ходит бесплатный автобус

Петр I (Цитадель)

Был построен в 1721 году по приказу первого императора для защиты кораблей от обстрелов с моря.

Форт Петр I

После наводнения в 1824 году решено перестроить пострадавший деревянный форт в камне. Проектом занимался военный инженер Карбоньер, родившийся во Франции, но всю жизнь проживший в России. Николай I дал имя Петра Великого после его обновления, в 1833 году.

Близ бывшей Цитадели впервые использованы подводные мины во время Крымской войны. Во время Великой Отечественной из форта доставляли снаряды и вооружение в Ленинград, за что все работники позже получили медали «За оборону Ленинграда».

Недоступен для туристов, поскольку является охраняемым режимным объектом, на территории которого хранятся боеприпасы.

Как добраться до Кронштадта, чтобы осмотреть основные достопримечательности читайте здесь

Шанец

Форт Шанец

Он же Щанц, Александровская батарея или Александр и Николай Шанцы. Создан в 1706 году, для обороны города во время Северной войны, долгое время являлся основным укреплением острова.

В конце XIX века проведена реконструкция форта, в ходе которой укрепление было модернизировано. С 1930 года не несёт оборонную функцию, во время Второй Мировой являлся базой одной из артиллерийских батарей. Участвовал в съёмках фильма «Батальонъ» в 2014 году.

Сейчас Шанец заброшен, состояние удовлетворительное, однако без сопровождающего, знающего это место, передвигаться по Александровскому форту не рекомендуется. На нем расположены заброшенные вентиляционные шахты, которые можно не заметить.

До Шанца можно доехать на собственном автомобиле (есть парковка) или на автобусе №2 из Кронштадта

Риф

Форт Риф, он же – Александровская батарея, самая западная точка Кронштадта. Никогда не участвовал в военных действиях.

Форт Риф

Первые укрепления на месте будущего форта появились в XIX веке, но позже они были разобраны для проведения строительства новых, экспериментальных укреплений, по типу которых в будущем строились укрепления по всей стране.

В начале XX века форт всё же был возведён и стал именоваться Александровским. После Великой Отечественной войны использовался в качестве хранилища для боеприпасов, которые позже были там же и ликвидированы. В то же время Риф разграбили, были уничтожены все металлические конструкции.

В 2014 году был открыт для посетителей, однако в 2017 году его вновь закрыли. Риф интересен своими подземными ходами и взрывными камерами, где утилизированы боеприпасы.

Посетить Риф сейчас можно, но только по предварительной записи на экскурсию на официальном сайте.

От Шанца до Рифа по лесной дороге 2,5 километра, которые можно преодолеть за 20 минут

К береговым относятся еще Северные форты №1, 3 и 7, но о них пойдет речь позже.

Форт «Великий Князь Константин»: что рядом?

Форт «Великий Князь Константин» находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Форт «Император Александр I» ~ 1,1 км. Форт «Кроншлот» ~ 3,0 км

Форт «Кроншлот» ~ 3,0 км

Мемориальный музей-квартира св. Иоанна Кронштадтского ~ 3,3 км

Памятник Иоанну Кронштадтскому ~ 3,3 км

Музей Кронштадтского Морского завода ~ 3,4 км

Памятник блокадной колюшке ~ 3,4 км

Кронштадтский футшток ~ 3,4 км

Мемориальный музей-кабинет А.С. Попова ~ 3,4 км

Общие сведения об отеле

Впервые функционировать он начал в 2007 г. И сразу стал пользоваться огромным спросом у отдыхающих. Его считают самым оригинальным уголком в Санкт-Петербурге. Даже несмотря на удаленность от центральной части города, гостиница предлагает комфортные условия для проживания, увлекательный и многогранный досуг.

Отель официально получил статус трехзвездочного туристического комплекса. Администрация организовывает трансфер из аэропорта и с железнодорожного вокзала, конечно, за определенное денежное вознаграждение. Вас встретят на комфортабельном автомобиле и доставят в пункт назначения. В летний сезон для туристов, разместившихся в отеле, форт «Константин» предлагает бесплатный автобус, доставляющий в Питер.

В самой гостинице работает экскурсионное бюро с собственным гидом. Для приезжих организуются познавательные и интересные маршруты по пригороду и морской защитной линии. Опытный гид расскажет увлекательную историю о фортификационных укреплениях крепости, а также обо всех близлежащих фортах и Финском заливе. Гости, уже побывавшие на этом объекте, с теплом отзываются о нем и рекомендуют тем, кто жаждет приключений, морских прогулок и незабываемых экскурсий.

Сервис

Клиенты, приезжающие на отдых в форт «Константин» в Кронштадте, смогут не переживать за сохранность и безопасность собственного автомобиля. Для гостей предоставляется парковочное место абсолютно бесплатно. То же самое относится к водному транспорту. На всей территории проведен Wi-Fi. Для курящей аудитории выделены специальные места.

Если у вас с собой есть ценные вещи, то их рекомендуется оставлять в сейфе, который расположен в отделе регистрации. Здесь же открыт пункт спортивного инвентаря. Есть все необходимые рыболовные снасти. Летом открыт ухоженный и чистый пляж – вовсе не обязательно ездить в заморские страны, чтобы поплавать и позагорать.

Особое отношение форт «Константин» уделяет корпоративному отдыху. Специализируется отель на проведении и организации крупных праздничных мероприятий. Профессиональные сотрудники регулярно проводят зажигательные вечеринки для клиентов. Вам не нужно самостоятельно ничего выдумывать, беспокоиться о шоу-программе и подаваемых блюдах. Здесь имеется качественное оборудование и просторные помещения. Очень часто проводятся крупномасштабные концертные мероприятия и фестивали. Смету рассчитают по вашему бюджету и приоритетам.

История форта «Константин»

В 1807 году Александр I издал указ об укреплении крепости Кронштадта. Причиной этого стали непростые отношения с Англией. Артиллерийскую батарею построили в два яруса из соснового бруса.

В тыльной части батареи появились бараки для хранения боеприпасов и одноэтажный караульный дом. Работы по строительству этих сооружений завершились в 1808 году. Кстати, изначально форт называли Южной батареей.

В ноябре 1824 года из-за сильного наводнения (вода поднялась на 3,5 метра) и ураганного ветра многие батареи в Кронштадте были повреждены. Тогда и подумали о том, чтобы сделать укрепления не из дерева, а из камня.

Вид фортов с Финского залива во время Крымской войны остановил англо-французскую эскадру от нападения на Кронштадт. После того, как неприятели покинули залив, началась подготовка к перестройке временных укреплений из дерева — их решили сделать каменными. Работы начались в 1858 году и завершились через три года. Тогда же форт стал называться Константиновским. В октябре 1863 года по приказу Главного инженерного управления защита форта была усилена тремя брустверами (земляными насыпями для прикрытия от неприятельских выстрелов).

Виктория Шанаурова

Затем для усиления форта Константиновскую батарею объединили с четвертой батареей. Левый фланг удлинили на 80 метров — там установили пушки Круппа. На правом фланге построили казарму, которую укрепили двухметровой каменной стеной и земляным валом.

В 1868 году там соорудили еще один бруствер и казарму. В 1890 году на построенной дамбе, которая вела на остров Котлин (там находится Кронштадт и форт «Константин»), проложили железную дорогу. В 1896 году для расширения форта засыпали часть гавани. Сняли все металлические брустверы и возвели бетонную батарею.

Форт не был задействован в годы Первой мировой и Гражданской войн. А вот во время Великой Отечественной войны форт стал мощной поддержкой для защитников Ораниенбаумского плацдарма.

В 1960-х годах форт исключают из списка фортификационных сооружений и разоружают. В 80-х годах XX века на территории форта используется в качестве автобазы.

С 2000 по 2005 годы на территории форта устраивали музыкальные фестивали, а с 2006 года там появляется культурно-туристический центр и яхт-клуб. Там до сих пор проводят различные фестивали и исторические реконструкции.

сергей ку

Деревянная батарея

Зимой 1808 года в связи с началом военных действий английского флота в Балтийском море Морское ведомство приняло решение «построить батарею в два яруса для 45 пушек» для обороны. Весной на отмели в северной части кронштадтского рейда установили деревянные срубы, которые были засыпаны камнем. На этом основании, возвышавшемся на 1,5 метра над ординаром, начали строительство деревянной батареи.

Размеры батареи:

  • высота валганга — около трёх метров над ординаром;
  • длина фронта — около 170 метров;
  • ширина — около 10 метров.

Батарея, получившая название «Двойная Южная», была вооружена двадцатью пятью 36-фунтовыми, двенадцатью 30-фунтовыми пушками и двенадцатью единорогами. Гарнизон состоял из 250 человек личного состава.

Во время наводнения 6 ноября 1824 года батарея пострадала меньше других фортов Кронштадта и была полностью восстановлена к весне 1826 года.

В 1834 году для защиты от возможного нападения с тыла в горже был сооружен капонир (также на засыпном деревянном основании), образовавший открытую с двух сторон внутреннюю гавань. Вокруг батареи, на расстоянии около 200 метров, в дно залива были забиты два ряда свай, чтобы не допустить приближения вражеских судов.

В том же году император Николай I после своего посещения батареи повелел переименовать её в форт «Константин» в честь своего сына великого князя Константина Николаевича, который в 1831 году в возрасте 4 лет был назначен генерал-адмиралом российского флота.

Номерной фонд

Плавучая гостиница полностью оборудована для проживания. На ней сосредоточено всего 10 двух– и трехместных номеров с оригинальным дизайном под дерево. Из своих кают клиенты смогут наблюдать за изумрудным заливом и яхтенным причалом. Пригодна гостиница-форт «Константин» для проживания в холодное время. Зимой включается отопление.

Каждый номер оснащен ванной комнатой с гигиеническими средствами. Имеется удобная кровать с постельным бельем, небольшой холодильник и телевизор с кабельными каналами. Подведен высокоскоростной Интернет, что входит в стоимость размещения. Регулярно в каютах проводится уборка.

Южные форты Кронштадта

Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

  • Первый форт Кронштадта — Кроншлот.

    Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи — деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек — 14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот — Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

    [Форт Кроншлот на карте]

  • Форты №1 Южный и №2 Южный-Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

    [Форт №1 Южный на карте]

    [Форт №2 Южный-Дзичканец на карте]

  • Форт Южная батарея №3 был построен в период 1865–1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну  и по немецким самолетам.

    [Форт Милютин на карте]

  • Форт Император Павел I был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня

    [Форт Император Павел I на карте]

  • Батарея Князь Меньшиков построена в 1843–1850 годах у входа в Купеческую гавань

    [Батарея Князь Меньшиков на карте]

  • Форт Император Александр I

    Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.

    Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

    В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

    У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д’Экс находится аналог крепости Александр I — форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта Александр — 90 на 60 метров. Крепость Боярд также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

    [Форт Александр I на карте]

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации